Большой режиссерский дебют очень яркого режиссера Паоло Соррентино и его первая совместная работа с замечательным актером Тони Сервилло. И, на мой вкус, первый блин вышел комом, несмотря на высокие рейтинги и приз итальянских критиков «Серебряная лента» за лучший режиссерский дебют на Венецианском кинофестивале. В центре истории – два тезки: эстрадный певец Тони Пизапиа и мечтающий о тренерской карьере футболист Антонио Пизапиа. По характеру они полная противоположность друг другу: первый — циничный самовлюбленный хвастун, второй — стеснительный, скромный нелюдим. У обоих по разным причинам рушится карьера. Тони после концерта оказывается в постели с малолетней поклонницей. Антонио отказывается участвовать в договорном матче, за что на тренировке получает по ногам от более ушлых партнеров. Тезки оказываются лишними людьми. Фильм мне показался депрессивным и затянутым до нудности. Паоло Соррентино еще только искал свой плавный стиль повествования с выверенными кадрами и точными крупными планами. Сценарий мне показался слишком прямолинейным, банальным и предсказуемым. Согласен, что многие судьбы – именно таковы, но ведь мы имеем дело с художественным произведением. Очевидная неудача – образ Тони Сервилло, который портит невнятный парик. Андреа Ренци куда более органичен. Посмотри я «Лишнего человека» первым из фильмов Соррентино, вряд ли стал бы смотреть его другие работы. И вот это было бы большой ошибкой. 5 из 10
«В этом мире нет места, где человек не был бы одинок» Артур Хейли. Насколько вполне привычное может через призму субъективированного восприятия обрести совершенно иную форму, имеющую важный смысл, понятный лишь конкретному субъекту? Для кого-то аэропорт – это лишь один бурлящий муравейник, воплощенный в виде причудливого вида комплекса зданий, окруженных безжизненной системой вгрызшихся в землю бетонных полос, распадающегося на многочисленные рулевые дорожки. Один самолет готовится на взлет, другой садится, и так раз за разом, эта универсальная подсистема – лишь один из отделов кровеносной системы любого мегаполиса. Для Антонио Пизапиа, перспективного футболиста, мечтающего в скором времени перейти к тренерской работе, наблюдение за взлетным полем служит своего рода метафорическим отображением мира, приближающем к познанию бытия; взлетно-посадочная полоса – это линия судьбы, той самой, что определяет жизни всех живых существ, одних она подталкивает ввысь, других предательски тянет вниз. «Смотри, как падают люди» - пожалуй, Пизапиа никогда бы не обратил на это внимание, ведь у него есть любимое дело, признание, от перехода на следующий этап жизни ещё выше в виде безумно желанной работы тренером его отделяют лишь мгновения времени. Но как всегда вмешивается Его Величество случай: одна травма – и всеми обожаемый и ценимый (а также приносящий солидные барыши владельцам спортивного клуба) игрок волею судьбы брошен на тропу аутсайдера, с которой сложно свернуть на основную дорогу. Для любого это удар, но кто-то сломается, а Антонио, одержимый своей мечтой, серьезный человек с заветной целью, поставивший на кон очень многое. Параллельно в совершенно ином месте абсолютно другой человек, чья схожесть с предыдущим героем заключается лишь в таком же имени - Тони Пизапиа, - живет сегодняшним днем и ему абсолютно наплевать на вопросы бытия. Он – популярный эстрадный певец, воспевающий всех потерявшихся в любви, но совсем не страдает от нее, для него слова о чувствах – лишь способ наслаждаться всеми благами жизни; яркий бонвиван, Тони живет на автомате, от одной вечеринки к другой, ему полностью безразлична семья, в его кровати каждый вечер оказывается новая женщина. Этот посредственный шансонье, который «ни о чем не сожалеет» (в отличие другого «где бы он ни был» рефлексирующего представителя «соррентиновской вселенной» - Шайенна), возомнил себя королем мира, для которого все окружающие – это челядь, нелюди, унтерменши, недостойные даже смотреть на Его Величество. Но ироничные нотки, проскальзывающие при показе этого персонажа, ещё не означают наличие у героя согласия с самим собой: Тони не получает от этого всего никакого удовольствия, единственное, что действительно у него ещё может вызвать чувство удовлетворения – это приготовление рыбы. Внешне красивая и наполненная ублажением плоти, но пресная по сути, жизнь Тони меняется опять же из-за вмешательства случая: одна из случайных интрижек приводит к тюремному заключению, которое герой воспринимает через призму напускного цинизма с таким же спокойствием, как в будущем у Соррентино один «друг семьи» будет своими ростовщическими деяниями садить людей в долговое рабство. Для Тони эти годы не являются потерей: он не в первый раз падает, взлетит ещё выше, благо, что ироничное отношение к происходящему выручало до этого много раз. Казалось бы – классическая американская схема-вызов: «иногда надо упасть, чтобы потом взлететь ещё выше», но именно тут и проходит явно просматриваемая граница между реальностью и вымыслом. Антонио Пизапио, уже бывшему футболисту, серьезно подошедшему к постановке своей цели, принесение всего, что было в его жизни ради достижения желаемого, не приблизит к осуществлению мечты. Он подобен одноразовой батарейке в этом мире бездумного потребления: пока его имя генерировало прибыль, был интерес со стороны воротил футбольного бизнеса; как только Антонио оказался более не способен приносить деньги, все его стремления и желания оказались никому не нужны. Именно из-за неспособности отказаться от достижения своей мечты, даже не пытаясь оценить, нужно ли это на самом деле, Антонио теряет все: жену, деньги, остатки славы. Не всегда можно пробить головой стену, порой можно лишь расшибить голову. Другому Тони, только что вышедшему из тюрьмы, жизнь преподносит определенный шок: ведь теперь он, бывший любимец судьбы, оказывается никому не нужен. Его продюсер, ранее не поднимавшийся выше уровня обслуги, внезапно для Тони становится почти богом, некой волшебной силой, способной вернуть все обратно. Но считающий свои деньги продюсер героя не спешит помогать своему подопечному: зачем тратить время на того, кто не сможет монетизировать затраченные усилия с той же легкостью, что и раньше. Исполненный «изумительным» актером Тони Сервилло, Пизапиа-певец, живший с «широко закрытыми глазами», начинает по-иному видеть мир, в какой-то момент ему надоест быть сторонним наблюдателем и прожигателем жизни, эстет Гамбарделло, рефлексирующий от невозможности найти «великую красоту» - это неподходящий образ для данного персонажа. Герой решает взять жизнь в свои руки, окончательно рассорившись с начавшим проявлять сочувствие продюсером, и завязать с музыкой ради реализации своего истинного увлечения, приносящего хоть какие-то эмоции – кулинарии. Жизнь – это не сборище голливудских штампов, это собрание случайностей, где должен найтись ответственный, кто получит сполна за «последствия любви». Оба героя, абсолютно не знающие друг друга, увидятся в фильме лишь один раз: тот, кто действительно страдал, способен увидеть такого же несчастного, чей холодный взгляд моментально раскрывает разбивающуюся на осколки душу. У них не будет разговоров по душам, оба Пизапиа, связанные одним именем и фамилией, лишь пересекутся взглядами на некоторый момент, но их содержательный диалог, эмоциональнейший «разговор душ» скажет о многом, для каждого из них на вопрос, есть ли человек, способный понять Вас, будет один понятный ответ: «Да, есть, это мой друг Антонио Пизапиа». Ирреалистичность современного мира такова, что подходящий со всей серьезностью к своему бытию, не сможет в таких условиях существовать: если не смог пробить стену, при таком отношении к жизни надо только уйти: раз и навсегда. Лишь ирония и несколько циничное восприятие всего структурированного хаоса способно помочь пережить падение. Судьбы людей переплетены и образуют единую структуру, по своей функциональности схожей с аэропортом: одни взлетают, другие падают, лишь немногие способны найти свой уголок, чтобы с улыбкой поинтересоваться: «Как Вам мое блюдо?».
«Зарвавшийся человек» - дебютный фильм Паоло Соррентино, качественно снятый, но не отличающийся особой увлекательностью, интересный лишь в контексте творчества этого режиссера. Зарифмовывая при помощи параллельного монтажа две похожие истории футболиста и певца, Соррентино исследует причины их жизненного краха со свойственной ему меланхоличной интонацией. В этом фильме для внимательного зрителя в сжатом виде содержится все то, что спустя три года будет отмечено в «Последствиях любви» печатью утонченного эстетства. Здесь же еще никакого эстетства нет (лишь в некоторых сценах, запоминающихся зрителю именно своей нехарактерностью), все выдержано в манере бытового социального реализма, лишь меланхолия сообщает этой ленте нуаровую атмосферу столкновения человека с фатумом. Как показали «Последствия любви» эта тема нуждалась во особенном раскрытии, с использованием сложной траекторной съемки, с применением операторского крана и вообще многих технических ухищрений, был необходим особый тягучий ритм, создаваемый при помощи искусного монтажа. В «Зарвавшемся человеке» этого нет, зато есть прекрасная музыка, чудные песни, которые исполняет один из героев, общее ощущение социального упадка и депрессии, очень хорошо переданное средствами кинематографа. Соррентино – вообще художник упадка, даже его певец, как показала «Великая красота», однако он – не пессимист, финал «Зарвавшегося человека» вообще сближается с его последней картиной «Молодость», к котором суицид противопоставляется мощному витальном желанию жить, которое даже в невыносимых условиях пробьет себе дорогу. Кроме того, фильм поднимает интересную малоизученную проблему: «Что делать, когда все лучшее в жизни позади и безвозвратно утрачено, как жить, понимая, что лучшие годы позади? Как пережить свой зенит? И свой закат?» Вопрос не праздный и весьма сложный для кинематографического воплощения, ибо требует объективности и изобретательности, чтобы не ввести зрителя в депрессию. «Молодость» дает ответ на этот вопрос: работать, несмотря ни не что, преодолевая внутреннюю инерцию и мнения окружающих, реализовываясь там, где тебе указывает твой талант. В «Зарвавшемся человеке» этот ответ только намечается, он уже подспудно подразумевается всем строем картины: работать, не забывать о своих хобби, увлечениях и прочем, ибо возможно именно они спасут вас от отчаяния в трудную минуту. 7 из 10
Вкусный фильм! Ощущение, нарастающее со временем после просмотра, гораздо значимее и приятнее, чем непосредственно после окончания. Я его даже стёр, теперь жалею. Замечательный в своём амплуа Сервильо снова изображает пресыщение западностью, до которого кто-то другой не может добраться, глупо полагая в этом смысл своей жизни. Два образа, два вектора - вверх и вниз - сталкиваются, и в их столкновении - вся Европа. Европа говорит: 'Я наверху, мне на всех плевать, я медленно разлагаюсь, но никого на своё место не пущу!'. При этом Европа любит тех, кто рвётся наверх, но больше любит их посмертно. Какой-то подвиг сгорает на раз, но если он имел значение, ему воздвигается памятник. Если русский крепок задним умом и жалостлив передним, то здесь - наоборот. Сталкиваются два вектора дважды: вначале и в конце фильма, две возможности прожить одну и ту же жизнь. И между этими столкновениями бессмысленно протекают две жизни. Но не спеши отторгать эту бессмысленность - у неё есть своя жизненная правда! 8 из 10
После бессмысленной 'Молодости', памятуя о 'Великой красоте' я дал Сорентино еще один шанс (вы скажете, кто я такой чтобы давать кому-то шансы, но это так для себя и своего кругозора. Тем более что с фильмами Соррентино он совсем не велик, этот мой кругозор). И он оказался великолепным. Шикарнейшие сцены, находчивые вставки, простые но не банальные паралели и перпендикуляры (сцена секса и танца под синтезатрный синти-поп). Даже на футбол он заставил меня смотреть по-другому, не на столько чтоб я после этого смотрел футбол, но порядочность и маниакальный интерес к решению своих задач мне очень близки, как ди джею, чье призвание большинство принимает ( и зачастую справедливо) за лабухов, сосущих коктейли и нелепо помахивающих верхними конечностями в так 'качающим' тречкам. Заставляет поменять свое отношение и к вызывающему правденый гнев в начале фильма, певцу, которого играет великолепный Тони из 'Великой Красоты'. В какое-то мгновение хочется достать из шкафа пластинку какого-нибудь итальянца, например Ивана Каттанео (есть у меня альбомчик, не настолько запиленного и попсового как Тото Кутуньо или Пупо). Да и к герою проникаешься сочувствием. (Наверное это уже возраст у меня сказывается, но вот смотришь как некоторые люди ведут себя с тобой и все равно нет к ним никакой злобы, а только лишь сочувствие). Самое интересное что 'Лишний человек' или, как его еще переводят, 'Зарвавшийся' (L'uomo in piu ) это дебютный фильм Паоло. Стоит пересмотреть этот фильм и самому Паоло, потому что последний его, человека заставившего весь мир на себя обратить внимание, фильм 'Youth', надут и при этом пол изнутри. Я все еще верю что гений снова найдет себя не растерявшись на красных и кокаиновых дорожках тщеславия. П. С.: Главная музыкальная тема фильма начальными аккордами очень уж напоминала 'Hello' Лайнела Риччи. И тут в такой то момент под эти же аккорды звонит телефон и 'Халло' (pronto) говорит в трубку под мелодию герой фильма... Ну вы поняли. Не просто так.
Мне нравится Сервилло. Мне нравится Соррентино, а этот фильм его дебютная работа в большом кино, его картины, которые мне довелось посмотреть до этой являли собой образцы настоящего эстетического кинематографа, в том смысле как я его понимаю- их можно смотреть с любого места и получать наслаждение только от картинки, даже не задумываясь о сюжете и смысле всего происходящего, автор умеет нежно-эротически изобразить хоть автокатастрофу, хоть процесс умирания от рака, хоть суицид. Здесь все несколько иначе, этой неповторимой эстетикой наполнены только отдельные моменты, зато внимания заслуживает музыка - душещипательный итальянский шансон в купе с меланхоличными инструментальными композициями помогают прочувствовать эмоциональное состояние героев. Если говорить о сюжете, то здесь основной мотив 'судьба' или 'злой рок', как говорили на школьных уроках литературы. История о том, что жизненный крах может постигнуть любого, неважно идешь ли ты к нему всю свою разгульную, припудренную кокаином жизнь или ты целеустремлен, честен, скромен, усерден и достоин того к чему так отчаянно стремишься. Драма в том, что как раз если ты 'достоин', но вдруг по стечению лишаешься всего, то под тяжестью безответного вопрошания к себе 'за что? и почему?' вынести это намного сложней, чем если ты не был 'достоин' никогда в жизни и как бы низко ты не падал, даже запеченый морской окунь, которого ты готовишь лучше других может тебя утешить. Фильм грустный, но после просмотра не остается чувства едкой безнадеги, как это часто бывает в современных драмах. Мне нравится, рекомендую всем. 8 из 10