Солтберн: отзывы и рeцензии

Мэрилин_Монро_Читает_Книги
Мэрилин_Монро_Читает_Книги4 декабря 2023 в 22:10
Исключение (N 4)

«Избалованная собака спит крепко». Оливер Квик (Барри Кеоган) получает шанс провести незабываемое лето в родовом поместье своего друга Феликса Каттона (Джейкоб Элорди). Вопрос – насколько случайным окажется это приглашение, и кто в этой истории кукла, а кто – кукловод – будет держать зрителя в напряжении до самого финала. Да начнется представление! Я люблю такие истории. «Посредник» Л. П. Хартли. «Возвращение в Брайдсхед» Ивлина Во. «Талантливый мистер Рипли» Патриции Хайсмит. «Сад Финци-Контини» Джорджо Бассани. «Ничто» Кармен Лафорет. «Линия красоты» Алана Холлингхерста. В каждой из этих историй есть не только очарование красотой и богатством, но и притягательный своей разнополярностью мезальянс: сталкивая представителей разных слоев общества, авторы подчеркивают взаимную мазохистскую связь между господином и прислугой. Ведь существование каждого невозможно без другого. Кажется, что настала новая эра и классовые деления остались в прошлом. Возможно, что и так. Не зря Эмиральд Феннел помещает историю в прошлое, в 2006 год, пусть и не такое далекое. Гедонизм нулевых не знает преград – твиттер только появился на свет, Грете Тунберг всего три года, а BLM и MeToo еще не существуют. Чтобы выжить в этом мире, герои «Солтберна» используют приемы классических произведений, перечисленные выше. В Оливере Квике есть всего по чуть-чуть. Немножко Тома Рипли, немного Ника Геста из «Линии красоты». Его день рождения, отмечаемый в «Солтберне», знаменуемый как точка невозврата, навевает ассоциацию с «Посредником» Хартли, а грязно-чувственные сцены – с Теренсом Стэмпом из «Теоремы» Пазолини. Но даже зная все источники вдохновения, «Солтберн» не выглядит подделкой, и от просмотра фильма получаешь истинное удовольствие. Даже больше. Зная развязку, финальный твист, на котором строится вся интрига, «Солтберн» жаждешь пересмотреть. Несмотря на то, что в большинстве своем «Солтберн» саркастичен и окрашен в черный юмор, одновременно с этим он и меланхоличен. Удивительно, но в нем есть красота, к которой хочется возвращаться снова и снова, и ее присутствие не дает определить фильм как 100% сатиру. Думаю, что львиная доля данной заслуги заключена в сценарии. Как ни крути, а Эмиральд Феннел одаренная сценаристка. Кому-то ее техника кажется претенциозной, но по мне, она не боится показаться смешной или неловкой. Возможно, что в ее сценариях присутствует провокация, но чего в них точно нет, так это желания угодить и понравиться публике. Когда Барри Кеоган вылизывает дно ванны или менструирующую героиню Элисон Оливер, так легко скатиться в пошлость. Но вместо этого рождается волшебство – единство монтажа, актерского мастерства и сценарной задумки. Если Оливер Квик решился поглотить своих господ, то сделает это именно так – открыто и по-бунтарски. Вообще, «Солтберн» - это бенефис Барри Кеогана. Не обладая фотогеничными данными, его лицо удивительно неповторимо. Запоминается с первого раза. Насколько оно характерно и индивидуально на фоне аполлоновской красоты Джейкоба Элорди, что душит выверенностью музейного экспоната!.. И если внешность Элорди – это правило, то внешность Кеогана – это протест. А протест — это всегда повод поговорить о харизме. Именно ее наличие определяет значимость человека в обществе. Есть ли она у Оливера Квика? Финальный танец под «Murder on the dancefloor» Софи Эллис Бэкстор (готовый встать в один ряд с танцами Дени Лавана в «Красивой работе» и Мадса Миккельсена в «Еще по одной») вроде бы и доказывает, что оксфордские друзья Феликса Каттона ошибались и Оливер Квик настоящий фронтмен, но когда софиты гаснут, а камера выключается, накатывает тоска – что ты будешь делать дальше, без своего хозяина? Наверное, ждать своего Оливера Квика.

Igor Veress
Igor Veress16 декабря 2023 в 09:43
Романы со счастливым концом меня положительно угнетают…

- Надеюсь, там несчастливый конец? Романы со счастливым концом меня положительно угнетают... - Ну, для хороших там всё заканчивается хорошо, а для плохих - плохо. Это называется беллетристикой! © О. Уайльд, 'Как важно быть серьёзным'. Похоже, режиссёр данного фильма Эмиральд Феннел последовала совету великого писателя и не стала утруждать себя приторно-счастливым финалом, которые, честно говоря, встречаются довольно часто даже в тех случаях, когда не всё заканчивается слишком удачно. И даже не стала жалеть тех, 'хороших', для которых и закончится всё должно было хорошо. Но вопрос остаётся открытым: хорошие ли они на самом деле? Те люди, ведущие праздно-распущенную жизнь в огромном загородном поместье, и не утруждающими себя соблюдением ни моральных, ни этических - вообще каких-бы то ни было норм? Хотя, и главный герой себя ими не обременяет. Этот фильм - свободный во всех отношениях. Меня очень радует, что среди сотен, если не тысяч, кинокартин, выпускаемых ежегодно, нет-нет да и попадётся что-нибудь стоящее. И эта фраза именно про этот фильм. Тихий, зажатый студент из Ливерпуля Оливер (Барри Кеоган) осваивается в Оксфорде - месте обитания всей английской молодёжной элиты. Он некрасив, не умеет одеваться, не умеет поддерживать беседу в компании, и даже профессора смотрят на него с усмешкой. Но ему удаётся подружиться с Феликсо Кэттоном (Джейкоб Элорди), который, как ни странно, является чуть ли не верхушкой этой молодёжной элиты. Совпадение? Феликс приглашает Оливера провести лето у себя в загородном поместье, и для него в этом действительно нет ничего удивительного - там лишённые всяких занятий люди гостят месяцами. Тоже совпадение? Безделье - самая плодородная почва для безумия, и автор фильма завуалированно, но вполне ясно это показывает. Обитатели поместья Солтберн эксцентричны, странны, хотя и вполне дружелюбны. Новый герой для них - как кусок свежего мяса голодным львам. Но Оливер оказывается не так-то прост - он начинает плести собственную паутину интриг. В этой картине много подтекста, и это даёт пищу для размышления. Не смотря на всю популярность Феликса - постоянные компании, друзья, девушки, вечеринки и т.д. - он, как и Оливер, человек очень одинокий, и Оливер, чутьём поймав эту нить, хватается за неё, и она оказывается очень крепкой. Оливер, который всегда один, а из приятелей только совсем неинтересный очкарик-ботаник, который замкнут в себе и не умеет общаться - одинок ли он на самом деле? Мне кажется, меньше, чем Феликс. У Оливера есть идея, а у Феникса - ничего нет, кроме денег. Но на деньги не купишь дружбу, и автор очень ясно нам это показывает. Местами фильм содержит гадкие сцены, а судить главного героя я не берусь. Но для меня как раз это важно: фильм должен вызывать эмоции и послевкусие! Финал поистине великолепен. Он раскрывает всё, что казалось случайностью и совпадением, и оставляет зрителя в некотором недоумении, что всё закончилось именно так. Но - тем интереснее! 9 из 10

Lion3
Lion319 декабря 2023 в 16:42
Promising young man

Громкая, яркая, бурлящая, ядреная смесь «Талантливого мистера Рипли», «Паразитов», «Назови меня своим именем», «Возвращения в Брайдсхед» Ивлина Во и даже «Опасных связей» Шодерло де Лакло, которой не хватило остроты и актуальности, чтобы стать хорошим фильмом, или безумия, чтобы войти в историю как пример китчевого треша в кинематографе. Мне искренне нравится режиссерский дебют Эмиральд Феннел «Девушка, подающая надежды», поэтому ее новую работу я ждала с особым трепетом. Над режиссеркой дамокловым мечом висело так называемое «проклятие второго фильма» и, несмотря на надежды, избежать его ей не удалось. В кино существует устоявшаяся тенденция пренебрегать британской аристократией как пережитком прошлого. Она прослеживается не только в костюмных драмах о прежних временах, но и в работах в современном сеттинге (даже «Карона» в той либо иной степени посвящена именно этому). Но реальность такова, что британский высший класс никуда не делся и все еще живет той жизнь, о которой абсолютное большинство людей может только мечтать. И хотя действие «Солтберна» перенесено в середину нулевых (скорее всего, для того, чтобы герои не втыкали в смартфоны), он показывает тех, кто прямо сейчас находится на вершине британского общества и в чей изолированный мирок очень сложно проникнуть. Но главному герою фильма Оливеру это удается. В лучших традициях Патриции Хайсмит он заводит дружбу с золотым мальчиком со щедрой душой Феликсом, который приглашает нового приятеля провести лето в шикарном поместье его семьи. Не нужно иметь большого культурного бэкграунда, чтобы понять, что ничем хорошим это не закончится. Самое интересное начинается после прибытия в поместье и знакомства с семьей Феликса, которая, по классике жанра, максимально снобистская, высокомерная и расточительная, постоянно упоминает знаменитых друзей и притворяется филантропами. Но создать провокационную классовую сатиру у Финнел не то чтобы получилось – попытки есть, но их мало и они редки. Многие моменты словно сняты специально для шока и играют на склонности зрителей к созерцанию ужасного, ровно так же, как невозможно отвести взгляд от автокатастрофы. «Солтберн» выглядит и функционирует как что-то вроде истории о мести, за исключением того, что жертвы ничего не сделали для того, чтобы заслужить этого, кроме того, что они просто существуют. Поэтому фильм принимает странный оборот и смотрится не как сатира, а показывает высший класс людьми с благими намерениями, которых мучают разные моральные уроды и коварные златолюбы. К актерам претензий никаких, но простор для игры есть только у Барри Кеогана, заставляющего вспомнить сделавшую его звездой роль в «Убийстве священного оленя». Обладающий специфической внешностью красивого крота Кеоган очень пластично вживается в роль паразита, выглядя при этом то подкупающе невинно, то абсолютным злом. Если и смотреть «Солтберн» ради актеров, то исключительно ради Барри и его танца в последней сцене. Джейкобу Элорди играть в целом нечего, но его главной задачей тут было предстать недосягаемой мечтой, предметом вожделения и воплощением всего того, к чему стремится главный герой. И с этим он справляется прекрасно, очаровывая и затмевая своей красотой все остальное в кадре. Ричард Э. Грант и Розамунд Пайк вытягивают свои роли чисто на харизме, а Элисон Оливер и Арчи Мадекве неплохи, но немного теряются на фоне Кеогана и Элорди. Небольшой заход Кэри Маллиган получился крайне забавным. Ругать Феннел совершенно не хочется, тем более что многие сцены поставлены превосходно. За это можно похвалить и оператора, благодаря которому картинка имеет налет ретро, а камера смакует греющиеся на солнце тела, убранство поместья и галлюциногенную костюмную вечернику, словно сошедшую со страниц Vogue. Даже модное соотношение сторон экрана, превращающее изображение почти в квадрат, выгодно подчеркивает исполинскую высоту потолков, статуй и Джейкоба Элорди. Вот только главная мысль фильма так и остается неясной. В нем сложно сопереживать хоть кому-то, сатира не докручена, а некоторые сцены (особенно в ванной и на кладбище), которые явно задумывались в качестве мощного шокового эффекта, обречены стать хитами на Tumbler. В отличие от «Девушки, подающей надежды», эта картина не отражает ярость своего поколения и остается чем-то бессмысленным и не очень приятным. «Солтберн» выключаешь с мыслью, что богатые были бы куда счастливее, если бы их в своих поместьях оставили в покое и не доставали люди, которым нужны их деньги и жизни. Только, кажется, что это совсем не то, на что рассчитывала Финнел, когда снимала этот фильм, не так ли?..

mariinna2018
mariinna201828 декабря 2023 в 21:01

Прошу простить меня за нечуткость (а впрочем, можете и не прощать), но я не понимаю восторженных отзывов об этом фильме. Чем вы восхищаетесь, господа? Это долгое, нудное, непомерно затянутое кино с необоснованной претензией на оригинальность, и попыткой эпатировать зрителя неловкими извращениями кампучийского (ну, то есть - британского) секса. Два часа кухонных интриг, вылизывания грязных ванн, и кровоточащих промежностей, и всё это ради пятиминутного твиста в конце? В этом фильме нет оригинальности (всякие мистеры Рипли нам всё уже объяснили), нет ни одного персонажа вызывающего симпатию (никого не жалко), и самое главное, нет ответа на вопрос - зачем это снято? Социальное неравенство? Но, главный герой не пролетарий (как выясняется во второй половине фильма), и не умирает от голода. Барри Кеоган с его лицом сильно пьющего подростка, играет персонажа, руководствующегося принципом - 'в царство элиты дорогу членом проложим себе'. Я где-то читала, что самые неразборчивые (в половом смысле) существа - это дельфины. Да-да, спасители утопающих готовы осчастливить кого угодно: другого дельфина, человека, водопроводную трубу - их доброта не знает границ. Оливер - человек-дельфин, с удовольствием сующий свой дивный нефритовый стержень всюду, даже мать - сыра земля пострадала от действий этого шалуна. Принцип понятен: если я не могу войти в высший свет, то хотя бы войду в его лучших представителей. У режиссера неправильный классовый прицел. В ее представлении, аристократы - чудаковатые, эксцентричные, малость деформированные, но безобидные существа. Да, они устроили в своем замке контактный зоопарк - 'к нам приедет простолюдин, он такой забавный, его можно трогать, кормить, и даже щелкать по курносому пятачку'. Но делают они это не по доброте душевной, они считают это формой филантропии. Как в древнем Риме богатые патроны содержали многочисленную клиентеллу (прихлебателей), так и английские аристократы (положение обязывает) несут бремя богатого человека, подкармливая ручных приматов. Но мы - то с вами знаем, что все крупные состояния нажиты нечестным путем. Откуда у них замок? Деньги явно заработаны их предками на работорговле! А это значит, что жалости они не достойны! Дави их, Оливер! Я поражена убожеством быта английской аристократии. Я-то думала, что они практикуют утонченные извращения, что - то острое и пряное, в духе Де Сада, а здесь - бассейн и караоке? Мечта усталого пролетария. Где групповые изнасилования благодарно повизгивающей прислуги? Где доминирование, золотой... Простите, увлеклась. Половину хронометража занимают скучные сцены застолья, сопровождаемые увлекательными диалогами подобного рода: - Он живёт в Ливерпуле. - Ливерпуль? Где это? - Не знаю, надо позвонить в посольство Ливерпуля и выяснить... Режиссер определено обладает комедийным даром. Это очень смешно. Наверное. Вторую половину экранного времени занимают сцены расслабленного лежания у бассейна, и вечеринки, участники которых пьют, занимаются любовью и употребляют запрещенные вещества (ай-яй-яй, теперь я видела всё! Кто бы мог подумать, что элита может себе такое позволить!). После просмотра я испытала две эмоции - недоумение от увиденного (зачем изобретать велосипед?), и сожаление о бездарно потраченном времени. Смотришь это творение, и испытываешь чувство неловкости. Два часа вуайеристского наслаждения от подглядывания в замочную скважину, и всё это ради того, чтобы увидеть дорогое, но грязное исподнее английской аристократии. Да, наша элита глупа и оторвана от жизни, но те, кто идет ей на смену, ещё гаже. Так что ли?. Всё очень скучно, пустые разговоры, вялый, бесхребетный Оливер (как говаривал Вильям наш Шекспир - живопись печали, лик без души), и даже сцены секса сняты так, что напоминают плохую рекламу. Желаете ли вы, чтобы туалетный утенок Оливер выпил водичку после того, как ванну примет здоровенный, волосатый, вонючий мужик? Звоните по номеру... Или сцена с кровоточащей Венецией - Кеоган похож на гремлина, перебравшего кетчупа в разгромленном магазине. Кому тут сочувствовать? Оливеру? Он - типичный пронырливый слизняк, оставляющий за собой жирный, липкий след. Фарли такая же содержанка, как и Оливер, у них внутривидовая борьба. Аристократы пусты и бесталанны, как и это вторичное, нарочито мерзкое (местами) кино. Единственный приятный момент - финальный танец. Кеоган щедро одарен природой, как говорится - маленький не видно, а большой не стыдно. Танцуй, Барри, танцуй.

a_sundra
a_sundra19 декабря 2023 в 08:52
Баллада о “бедной сиротке”

Оливер Квик (в исполнении Барри Кеогана) прибыл в Оксфорд. Он отличается от сокурсников - его одежда на такая модная и учится он за счёт гранта. Но он не так прост. Оливер обращает внимание на самого красивого и популярного парня в тусовке Феликса Кэттона, а Феликс отзывается на интерес Оливера к нему, считая, что нашёл в нём родственную душу. Оливер рассказал свою печальную историю о родителях, об унылых бытовых условиях, и Феликс проявил широту души - пригласил Оливера в поместье Солтберн, где проводит лето его английская аристократичная семья, а ещё другие люди, кого Кэттоны пускают по доброте (или глупости). Может показаться, что это будет чем-то вроде “Назови меня своим именем”, но в другой локации. Не на севере Италии в 1983 году, а в английской деревне в 2006м под музыку, популярную в то время. Там тоже жарко, тоже парень изнывает от интереса к анатомическим изгибам симпатичного знакомца и готов выпить воду из ванны, которую тот принял; но объект обожания держит игривое расстояние, и сразу не скажешь – то ли он дразнит, то ли намеренно это делает. На самом деле, есть только жара и интерес, но любая романтика (и уж точно “Назови меня своим именем”) исключена. Если в истории Луки Гуаданьино отношения между Элио и Оливером были возвышенными, то у Эмиральд Феннел точно наоборот - Феликса и Оливера бросают практически оземь, в адский котёл страстей поближе к бару с алкоголем, психологическими манипуляциями, отклонениями и “снежком”, который не тает на солнце. Эмиральд Феннел выбрала именем поместья слово Солтберн, потому что в нём отражаются необходимые нотки, дающие понимание общего настроения: “есть что-то врождённо чувственное, сочетающее в себе пот, удовольствие и боль”. Всё то, что она отразила и в сценарии. На самом деле, такая локация Солтберн реально существует в Англии: это приморский город в Северном Йоркшире, который славится тем, что на его территории сохранился один из немногих прогулочных железных пирсов, более того, викторианский пирс Солтберна был первым железным пирсом, построенным на Северо-Восточном побережье. Но режиссёр взяла для своего фильма только название этого приморского городка. “Солтберн” – это второй полнометражный фильм Эмиральд Феннел после драмы “Девушка, подающая надежды” 2020 года. Здесь она тоже выступила и сценаристом, и режиссёром, и продолжила исследовать порочную сторону человека и общества, в котором он оказывается. И вся завязка у неё снова происходит в академической среде. Её основные действующие лица не нуждаются – в пополнении запасов еды и оплате ренты. Они прожигают жизнь – и Эмиральд Феннел изучает “тяжёлое бытие” тех, кто просыпается, чтобы выбрать паб на вечер. Им противостоят 'тихони'. В первой её истории это была Кассандра, которая вышла на тропу войны против парней, возомнивших, что они всесильны, в “Солтберн” роль тихони исполнил Оливер Квик – сиротка, у которого никто не заметил трёх подбородков. И как ни странно, здесь снова прослеживается та же мысль - как жалки богачи в своих роскошных условиях, то есть опять идёт практически высмеивание их расслабленных интеллектуальных способностей. Аристократы Кэттоны предстают перед Оливером Квиком как персонажи сатирического комикса. Сестра Феликса Венеция страдает от неприятия себя, мать Феликса Элспет – бывшая модель – существует в ореоле своей красоты как Снежная Королева, американский кузен Фарли постоянно проживает у них как будто ему некуда податься и одновременно упивающийся привилегиями, подруга Элспет “бедняжка” Памела, похожая внешне на Вивьен Вэствуд, вечно находящаяся в разбитом состоянии из-за неудач в личной жизни, отец сэр Джеймс вовсе существует как декорация, вовремя подписывающая чек. И настороженный дворецкий Дункан, как овчарка, потерявшая нюх. Семья Кэттон напоминает общественную палату, где все друг друга знают, но ничего друг к другу не испытывают, и Феликсу, возможно, казалось, Оливер сможет заполнить пустоту внутри него. И в целом old money-семья Кэттон иллюстрирует пример напыщенных меценатов, кто не знает опасностей, которые может посулить ваша простодушная натура. “Солтберн” рассказывает историю, помогающую понять, что доверять простакам опасно для жизни. И не нужно оказывать помощь, если её не просят.

gordy
gordy29 декабря 2023 в 17:50
Кукольный театр

Первое впечатление: до чего же страшен Барри Кеоган, получивший роль студента-одиночки, расчётливо подкатывающего к популярнейшему персонажу престижного оксфордского колледжа, ловко втираясь в доверие молодого аристократа настолько, что тот впускает его в свой дом, срывая занавес с открывающейся взору комедии, где актёр, которому всего тридцать один, выглядит на все пятьдесят – казалось бы, странный выбор артиста, объяснение которому приходит после заселения неуклюжего гостя в семейный замок своего состоятельного товарища, когда, осматриваясь в бесконечных комнатах и залах имения, новичок застывает перед настольным кукольным театром с игрушечной сценой и картонными фигурками на ней, кривляющимися под механический музыкальный фрагмент. Так и есть: Эмеральд Феннел строит свой фильм по образцу кукольно-театрального представления, раздувая сцену до натуральной величины дворцового сада, где она разыгрывает свой спектакль, в котором заняты те самые актёры-куклы, характеры которых должны быть написаны на их мёртвых лицах, и страшное лицо Барри Кеогана (первое впечатление не обманывает) – не что иное, как знак его тёмной сущности, некоторое время растворённой в терпкой загадочности намёков, начиная с первых признаков фетишизированного поведения, постепенно открывающейся нашим глазам образом маниакального злодея с патологическими замашками психопата, от пера сценариста, одержимого непримиримой классовой борьбой. Сценография картины предполагает разлитые в ней гиперболизацию и гротеск, в целом представляющиеся скоморошеством режиссёра, шарахающегося в пространстве между сатирическим памфлетом и психологическим триллером, размазывая по лицам своих кукол гримасы примитивного идиотизма, которые натуральным образом воплощают в жизнь блистающие здесь актёры, чьи выступления останутся главным достоинством этого дразнящего шоу, настроенного на провокационный лад. Художественные и кинематографические цитаты пронизывают пародии, интрига и рискованный авантюризм, собранные в подобие пьяной байки обдолбанного писателя, которого так понесло от азарта, что захотелось смешать всё вместе, чтобы самому, наконец, выговориться, фонтанируя неуёмной фантазией, заражённой порочностью мстительного насилия, подобно опорожняющей ванну воде, проваливающейся в зияющую дыру бесплодной шутки.

kinokidd
kinokidd27 декабря 2023 в 01:28

2006 год. Оксфордский университет, Великобритания. Скромный неприметный студент Оливер (Барри Кеоган) заводит дружбу с Феликсом (Джейкоб Элорди) – популярным однокурсником из аристократической семьи. Пожалев новоиспеченного друга из неблагополучной семьи, Феликс приглашает Оливера провести летние каникулы в своем родовом поместье Солтберн. Окунувшись в роскошь и богатство и не желая возвращаться к прежней жизни, Оливер готов пойти на все, чтобы остаться в Солтберне навсегда. Эмиральд Феннел, получившая премию «Оскар» в 2020 году за лучший оригинальный сценарий к своему дебютному фильму «Девушка, подающая надежды» вынашивала идею к новому фильму более восьми лет. Вдохновившись своими студенческими годами в Оксфорде и точно передав атмосферу нулевых ей удалось соткать изысканный триллер, идущий по стопам «Талантливого мистера Рипли», где главный герой любыми способами пытается пробить себе дорогу в лучшую жизнь. Острая на язык привилегированная семья Феликса во главе с его родителями в исполнении чарующего Ричарда Э. Гранта («Уитнэйл и Я») и богемной Розамунд Пайк («Исчезнувшая»), их надоедливой гостьи в исполнении Кэри Маллиган («Драйв»), дерзкой дочери, завистливого племянника и леденящего душу дворецкого в поместье, словно из произведений сестер Бронте как герои в фильме «Жестокие игры» готовы часами с любопытством разглядывать нового гостя и утопая в интригах и сплетнях громко обсуждать его за его спиной, пока Оливер с жадностью следит за каждым движением Феликса, с надрывом проживая каждый день как влюбленный Элио из «Назови меня своим именем». Мечтательный визуал оскароносного оператора «Ла-Ла Ленда» Линуса Сандгрена, будто сошедший со страниц глянцевого журнала приглашает зрителя насладиться богатством старого мира, пока все вокруг постепенно погружается в хаос. Длинные, теплые дни, лениво проведенные у бассейна, превращаются в долгие ночи за ужином при полном параде, напоминающие живописные кадры из «Ускользающей красоты». Когда перед Оливером распахиваются двери в Солтберн, на люстре в прихожей висит липкая лента для ловли мух словно предупреждая главного героя об опасности, которая кроется в поместье. Оливер подстраивается под того или иного члена семьи, но все равно постоянно оступается, ведь для семьи Кэттонов это не первый несчастный обездоленный мальчик, которого привел домой Феликс, чтобы вдоволь наиграться и вышвырнуть на улицу, но чем ближе развязка, тем ясней кто главный злодей этой истории. С появлением садового лабиринта во второй трети фильма (неприкрытая отсылка к «Сиянию») настроение фильма мгновенно меняется, как и отношение зрителя к главному герою. Его нарочитая вежливость и наивность начинает напрягать, а широко распахнутые не моргающие голубые глаза и пронизывающий взгляд наводят ужас. Лето близится к концу, неожиданный сюрприз Феликса на день рождения Оливера оборачивается настоящим кошмаром. Тревожность Оливера в этой сцене моментально передается зрителю, с каждой секундой чувствуется как петля затягивается на горле и становится трудно дышать. Страсти накалены до предела, чувство стыда за главного героя накрывает с головой. Оливер как назойливая муха попадает в свои же кропотливо сплетенные сети. Барри Кеогану («Убийство священного оленя») с неподдельной легкостью и удовольствием удается совмещать в своем персонаже одержимость и безразличие, навевать страх, вызывать отвращение и излучать бесконечное обаяние. Оливер — мотылек, тянущийся к свету богатых и красивых людей. Также он Минотавр в лабиринте, который планомерно разрушает эту семью. Финал все же разочаровывает. Оставив мало пищи для размышления, уложив толстым слоем метафору за метафорой режиссер решает идти до конца, передержав «Солтберн» на десять минут дольше, чем следовало бы и крепко вцепившись в руку зрителя подробно рассказывает о планах главного героя, тогда как дразнящее чувство двусмысленности и недосказанности оставило бы гораздо более приятное послевкусие от фильма.

KritikaNedokritika
KritikaNedokritika26 декабря 2023 в 13:31
«Каждый хотел быть с ним»

Изумрудный Укроп умеет удивлять. Да, режиссера так и зовут: Emerald Fennel и это не самое странное в этом фильме. Собрав вокруг себя могучую кучку англичан, не брезгующих искусством, пляшущим на костях и других святынях, она выдала нечто, о чем говорят только свои. Обиженный жизнью середнячок пробивает себе путь в Оксфорд, где давя на жалость привилегированной верхушки, начинает плести паутину, в которой одна за другой дохнут сильные мира сего: те, на место которых так жадно хочет попасть завравшийся Оливер. Для этого фильма нужны были самые криповые, готовые на все. У Розамунд Пайк не дрогнул ни один мускул, когда она делала это раньше, а вот криповость Барри Кеогана вы должны были приметить еще в «Священном олене», которого нужно было посмотреть еще 6 лет назад. Кстати, за роль в «Солтберне» он, конечно, номинирован на «Золотой Глобус» 2024-го, который мы разберем с вами уже через 13 дней. Мертвые внутри? Беспринципные? Или гениальные? Прямо все? И Марго тоже? Удивлять можно, раздвигая рамки, но что раздвигать, когда все уже раздвинуто и внутри не осталось ничего от человека? Чем будете удивлять дальше?

CinemaDiaries
CinemaDiaries25 декабря 2023 в 10:40
*Промискуитет*, разврат, наркотики (с)

После успеха остроумной и продуманной «Девушки, подающей надежды» Эмиральд Феннел пару лет собиралась с силами, чтобы в итоге произвести на свет более амбициозное детище — собственную версию «Теоремы» Пазолини под соусом из «Талантливого мистера Рипли». Звучит многообещающе, однако «Солтберн» в итоге вызвал те же чувства, что и помпезный «Вавилон» Дэмиена Шазелла — роскошно, сочно, перегруженно, стилистически разношерстно, затянуто и эклектично. Барри Кеоган со своей специфической внешностью прекрасно подходит на роль неуклюжего простолюдина Оливера, который поступил в Оксфорд и, пытаясь влиться в местную «илитку», попал в дом мажористого красавца Феликса Кэттона. Оливер быстро очаровывается прелестями богатой жизни и, хотя все в поместье ведут себя с ним вежливо и учтиво, он отчетливо ощущает, как ему то и дело указывают на его место. Однако Оливер не теряется и быстро начинает подкатывать к обитателям поместья Солтберн, чем начинает разрушать их сытое бытие, основанное на гедонизме и снобизме. Поначалу картина увлекает в качестве крепкой драмы о любовной обсессии, перерастающей в манию в духе упомянутого Тома Рипли, но, как только Оливер оказывается в роскошном поместье, реализм мигом сменяется гротеском и карикатурой. Чудаковатые родственники в лице Ричарда И. Гранта и Розамунд Пайк забавны, но их авторское преподнесение слишком диссонирует с нарративной тональностью, выбранной изначально, чем вызывает недоумение, как и происходящие далее события. В отличие от Пазолини, Феннел не умеет работать на полутонах, она словно боится, что и без того жирнющие сатирические плевки пролетят мимо зрителей и поэтому заставляет героев проговаривать максимально очевидные вещи, чем снижает ценность момента и богатство без того иллюстративной мизансцены (находящийся за камерой Линус Сандгрен порой просто божит, иначе и не скажешь). За провокацию у нее отвечает ряд кринжевых секс-сцен (если кто-то помнит мемы про «Сумерки» и месячные, то здесь вы увидите их реальное воплощение), символизм преподнесен назойливо, под стать всему остальному, но выдержать весь фильм в изящном притчевом формате у нее не выходит из-за слабого понимания собственного материала, что постоянно находится на стыке жанров. Навязчивые ассоциации с «Возвращением в Брайдсхед» Ивлина Во (проговариваются вслух) сменяются любованием телом подкачанного Кеогана и красочно-атмосферным вертепом, представляющем богатую буржуазию как кучку поехавших на деньгах и разврате надменных дебилов (да, зло, но, мягко говоря, неоригинально). Все это дает повод Феннел поиграться плейлистом и эстетикой избыточности, но во всей позерской феерии перверсий а-ля «Вавилон» потерялся не только фокус, но и самый главный персонаж — Оливер, который был очень интересен поначалу, а под конец превратился в типичную отвергнутую обиженку, что со смесью грусти, зависти и ненависти наблюдает за чужим праздником жизни.

Евгений_Колпаков
Евгений_Колпаков25 декабря 2023 в 06:03

Яркий и эффектный трейлер с выпендрёжным и красивым визуалом обещал очередную классическую историю о тихоне-бедняке, попадающем в высшее общество, в омут разврата и богатой безумной жизни эксцентричной семейки. И в этой части ролик не обманул. Первая треть развивается именно по этой схеме, а вот дальше постепенно начинают твориться вещи куда более занятные, и, местами, мерзопакостные и извращённые. Страсть, любовь, одержимость и ненависть затягиваются в тугой клубок, который распутается весьма неожиданным образом. Финальный акт так и вовсе делает нехилый разворот, поворачивая историю в духе одного известного фильма (и литературного произведения), и здорово, что об этой обманке в трейлере не упомянули. От того и фильм оставляет после себя послевкусие ещё более грязное и гадкое, что, собственно, наверняка задумывалось сценаристкой и постановщицей Эмиральд Феннел. Ритм у фильма отменный, скучать тут некогда. С визуалом тоже полный фарш — виртуозная операторская работа, игра света и тени, цветовая палитра, красивые ракурсы и виды — всё глаз радует! В кадре настоящий актёрский цветник. Барри Кеоган (немного староват для роли, на мой вкус, и тут возможно надо было брать парня помоложе и чутка с другим внешним типажом) великолепен и выдаёт целую палитру от А до Я. Его возрастные коллеги Розамунд Пайк и Ричард Э. Грант радуют сочной фактурой и харизмой! Небольшая и шикарная роль у Кэри Маллиган — вот уж действительно жемчужина фильма — всего минут 10 из всего хронометража, а образ так просто не забудешь! Молодёжь в лице Джейка Элорди, Арчи Мадекве и Элисон Оливер больше в стандартных образах богатых красавчиков со всеми вытекающими, и особо не поражают. Элорди здесь и играть-то нечего — ходи себе с красивым лицом в кадре. Арчи — классический надменный саркастический герой, а Эллисон ходячая секс-ловушка с «пунктиком». Кино получилось ярким, сочным, отторгающим и притягивающим одновременно. Оно противоречивое по подаче, но, как ни крути, стильное и классно сделанное. Тот самый случай, когда слово «понравилось» несёт в себе несколько двойственное ощущение. Для меня в списке одного из лучших за год. 9 из 10