Норвежский фильм режиссера Кристоффера Боргли, премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале в прошлом году в программе «Особый взгляд» представляет комментарий об обществе, где люди готовы на все ради минуты славы. Главная героиня фильма Сигне - обычная девушка без особых амбиций и интересов, работающая в пекарне. Однажды она становится свидетельницей несчастного случая и помогает пострадавшей женщине, которая врывается в пекарню и заливает белую рубашку Сигне кровью. После инцидента Сигне отправляется домой не переодевшись и с гордостью принимает комментарии сочувствия и любопытные взгляды прохожих. Мы становимся свидетелями того момента, когда у Сигне словно загорается лампочка над головой и внезапно появляется цель в жизни – стать популярной несмотря ни на что. Она понимает, что вызывая сочувствие людей можно сделать себе имя и выбирает для этого не самый тривиальный способ. Она вдохновляется статьей о девушке, которая пострадала от приема нелегальных таблеток и начинает действовать. Как некстати в то же время ее молодой человек Томас становится популярным дизайнером и в честь него устраивают торжественные приемы и фотосессии в журнале, что доставляет Сигне много неудовольствия и зависти. Томас, к слову, еще тот крендель. Он постоянно подкалывает и унижает Сигне на публике, считая ее посредственностью. Сигне и Томас оказываются заперты в бесконечном цикле унижения и желании превзойти друг друга в популярности и значимости, к растущему раздражению общих друзей. Нельзя сказать, что окружающие их люди намного лучше. Почти для всех в фильме важна не правда, а восприятие. Парень, который помогает Сигне достать таблетки, просит ее провести время с ним и его мамой, чтобы убедить маму в том, что у него есть друзья, а 'инклюзивный' модельный агент дает понять, что ей все равно, здоровы ли ее клиенты, главное, чтобы она не несла юридической ответственности, если произойдет какое-либо ЧП. Таблетки, которые принимает Сигне конечно же российского производства. Опять самым большим злодеем на свете оказывается большой серый волк с его нелегальными препаратами, которые превращают несчастных чистых европейских девушек в ходячих монстров. Ну что ж, кому-то же надо быть плохим парнем в этой истории. Стремление к популярности Сигне – это ужасный поступок ужасного персонажа, и режиссер Кристоффер Боргли не предполагает обратного и не предлагает оправданий ее поведению. Коварство фильма «Тошнит от Себя» заключается в том, что нарциссизм Сигне отличается от нарциссизма остальных скорее по степени, чем по характеру. Ее порывы столь же смешны, сколь и отталкивающие не потому, что их трудно понять, а потому, что мы слишком хорошо их понимаем. После просмотра неосознанно начинаешь копаться в себе и размышлять на тему своего нарциссизма, которого у тебя вероятно все же нет, по крайней мере в той степени, что у главной героини этой трагикомедии.
Ужасное эмоциональное кино. Фестивальное. Почему-то не получило призов. Наверное из-за того, что нет модных трендов. О чём... Да о разном. И в общем, и в деталях. О том, что людям не хватает внимание, о том что люди хотят этого внимания вообще, даже если они интроверты, о зависимости от общественного внимания, об отношении общества и людей в частности без полярностей, с одной стороны могут быть честные эмоции, с другой все ищут какую-то выгоду для себя. Да многое можно перечислять. Да и чисто эмоционально главную героиню сначала, даже презираешь, хотя и понимаешь, что это результат стресса, но потом жалость к ней становится всё сильнее и в финале авторы, будто обращаются к зрителю с мольбой - ну любите же вы жизнь, ну пожалуйста. Сюжет. Главная героиня, явно испытывает личностный кризис от не исполненных амбиций, отсутствия нужного ей, как она думает, внимания и выхода для самореализации. Из-за этого у неё обиды ко всем окружающим и внутренний дискомфорт. И она похоже, ещё и экстраверт. Так же бесит её и её парень, более успешный социально, начинающий художник, получивший какую-то популярность. И вот она решает, что бы повысить интерес окружающих к ней, начать пить таблетки дающие ужасные побочки, что бы рассказывать будто она страшно болеет. Побочки уродуют её, но благодаря её активности и несомненно каким-то талантам, она получает известность и популярность. Но потом болезнь начинает прогрессировать, а скелеты вываливаться из шкафа. В финале происходит какой-то горький катарсис. Смотреть сначала интересно, потом даже забавно, но к финалу становится очень тяжко. Но кино крутое. Советую любителям авторского кино. Снято и сыграно хорошо. Главной героине отдельный респект.
Можем ли мы считать себя нормальными психически? Став взрослыми членами общества, имея работу и любимых, застрахованы ли мы от того, что «крыша поедет»? Во вполне зрелом возрасте, около 30 лет, героиня слетает с катушек, триггером послужил несчастный случай, где она оказалась центральным персонажем – спасительницей. Сигна вдруг понимает, что готова заплатить огромную цену: стрессовые нагрузки, здоровье, личное счастье за то, чтобы оказаться в центре внимания, вызвать любовь, сострадание и восхищение как можно большего количества людей. Кино поразительно физиологично, путь в бездну милой девушки С. зритель прочувствует со всей достоверностью. Рвота, которая изливается периодически в кадре, это результат болезненного уничтожения себя, истеричного поедания внимания людей. Прекрасный образец нового скандинавского кино можно в чем-то сравнить с «Треугольником печали», препарирующим не психические сдвиги, а социальные уродства, но результат один – физический и духовный крах человека. Киноязык молодого норвежского режиссера Кристоффера Боргли свеж, талантлив и многообещающ. После просмотра впечатление долго не отпускает – психика и характеры людей, что есть норма, и как человек может разрушить себя. Какую роль с этом играют социальные сети, возможно, зависимости нового инстаграмного типа опаснее алкоголя и наркотиков? С нетерпением буду ждать новых работ режиссера.
Насколько надо завидовать успехам, популярности других, насколько не любить себя, не любить Жизнь в любых её проявлениях, чтобы сотворить с собой подобное… Хочешь притянуть внимание друзей, родных и просто людей, окружающих тебя, но не знаешь КАК это сделать… не знаешь, не хочешь проявить себя, показать сильные стороны своей личности… Необычный способ, выбранный авторами картины, чтобы показать слабые стороны, уязвимость, одиночество, инфантильность человека – оказался оглушительной силы. Чем дальше смотришь фильм, тем сильней эмоции… эмоции кричат и распирают… кошмар наяву через отсутствие внимания друг к другу, уничтожение себя ради сомнительной минуты славы, неизбежность и необратимость страшных последствий… Комедийного я здесь ничего не приметила… сплошняком драма, и всё это про нашу суетную жизнь… Жизнь, в которой любой человек может потерять контроль над собой, готов расписаться в своей неадекватности, эгоцентризме, выбирая столь странные пути и способы выделиться среди и без того эксцентричного потока людей… Я люблю Жить!.. когда данная фраза из твоих уст прозвучит осознанно и максимально искренне, можно надеяться и говорить, что ты на правильном пути… Для меня фильм оказался интересным и понятным… Рассказанная история вполне адаптирована и не исключена в реальностях нашей жизни… к сожалению.
«Тошнит от себя» (2022) сатира, драма «Тошнит от себя» — это едкая, вызывающая отвращение сатира, которая бьет точно в больное место современного общества. Норвежский фильм остро демонстрирует нашу одержимость вниманием и готовность на всё ради сиюминутной славы. Здесь нет ни одного персонажа, к которому можно было бы испытывать симпатию. Синья, в блестящем исполнении Кристине Куят Торп, живет с претенциозным художником Томасом, который внезапно становится знаменитым благодаря инсталляциям из украденных стульев. Кристине Куят Торп в роли Синьи просто бесподобна. Ее героиня отвратительна, инфантильна, нарциссична, эгоистична до мозга костей, но актриса играет ее с такой обаятельной наглостью, что не оторваться. Её героиня не вызывает у зрителя ни капли жалости, она выворачивает наизнанку наши тайные комплексы и потребность во внимании. Рядом с ней Томас — такой же самовлюбленный тип, их пара идеальна в своем взаимном унижении. Самое пугающее в фильме это то, что в их мире нет ни одного нормального персонажа. Дилер, который просит подружиться для фото, чтобы мама успокоилась; модельный агент, нанимающий людей с инвалидностью ради пиара — все они часть этой системы, где имидж важнее реальности. Её бесит успех Томаса не потому, что искусство парня сомнительное, а потому, что внимание досталось не ей. И она идет на радикальный шаг: начинает принимать экспериментальный препарат, вызывающий ужасные поражения кожи. Шрамы, сыпь, отеки становятся её пропуском в мир страданий и вожделенной заботы. Сцена, где она симулирует смертельную аллергическую реакцию за ужином, пока Томас пытается произнести тост шедевральна в своём абсурдном чёрном юморе. Фильм очень точно показывает, как далеко люди готовы зайти в погоне за вниманием. Сегодня это уже не просто приукрашенные истории в соцсетях, люди буквально придумывают себе болезни, депрессии и модные диагнозы, лишь бы оказаться в центре сочувствия. Картина доводит эту идею до логического абсурда, и это одновременно смешно и пугающе узнаваемо. После яркого старта середина немного проседает, режиссеру чуть не хватает воздуха, чтобы удержать безумный темп. Некоторые сны-фантазии героини смотрятся затянуто. Но финал безупречно закрывает историю, оставляя горькое послевкусие. Это кино не пытается понравиться и точно не буду советовать его, для чувствительных зрителей, но оно создано, чтобы ты ощутил тошноту от самого себя и этого помешанного на видимости мира.
Боргли очень хорошо снимает городскую среду, толково используя глубину пространства и отражающие поверхности витрин, транспорта, зеркал и других доступных декораций. Центральный актерский дуэт тоже приятный; Кристин Куят Торп, полфильма предстающую в маске, с бинтами или тоннами вызывающего отвращение грима на лице, стоит безусловно похвалить за смелость. Юмор здесь иногда попадает очень точно, например, в видениях героини о грядущей популярности, иногда совсем отпускает моральные тормоза — в этом плане смотреть почти эпилептическую монтажную склейку снисходительного секса и воображаемых похорон, равно как и все сцены в модельном агентстве для инвалидов почти невыносимо. В итоге увиденное оставляет двойственное ощущение. Вроде бы автор и подтрунивает над способными ради хайпа буквально на любые низости представителями творческой сферы, а вроде и сам чересчур радикально делает то же самое, параллельно или намерено освещая проблемы встроенности в общество людей с ограниченными возможностями. Если бы магистральной, более проработанной идеей фильма стали токсичные отношения двух партнеров, где каждый эгоист и пытается перетянуть одеяло на себя, которой здесь тоже поначалу уделяется время, было бы, наверное, чуть лучше.
В этом году большой резонанс вызвал триллер Дэвида Кроненберга 'Преступления будущего' об уродовании тел и отращивании новых органов в качестве шоу. Тогда как намного более интересной и устрашающей историей со сходным сюжетом стала малоизвестная норвежская трагикомедия 'Тошнит от себя'. 'Тошнит от себя' 2022 г. погружает зрителей не в фантастический мир будущего, а в актуальную реальность. Молодая пара тусуется в творческих кругах. Он - вырывающийся к известности дизайнер мебели. Она - его девушка, остающаяся в тени и мечтающая о возможности привлечь всеобщее внимание к своей персоне. С развитием соцсетей довольно быстро стало очевидным, что современное общество погрузилось в демонстративность и нарциссизм. Огромное количество людей только и заняты тем, что пытаются привлечь всеобщее внимание к себе и своим страницам в соцсетях. Конкуренция за внимание невероятно велика. А прославиться многим помогают вовсе не какие-то таланты и выдающиеся достижения, а очевидные отклонения от нормы. У героини фильма 'Тошнит от себя' нет никаких талантов. Но есть жгучее желание быть в центре внимания. И свое желание она реализует с помощью шокирующих способов. Она принимает лекарства, которые вызывают у нее серьезные и необратимые повреждения кожи... 'Тошнит от себя' - это второй полнометражный фильм Кристоффера Боргли. Его предыдущая лента 'DRIB' 2017 г. тоже анализировала аномальные способы добиться славы, готовность людей модифицировать свою внешность и разрушать свое здоровье ради славы, а также помешанность прессы и публики на отклонениях от нормы. Этот фильм получил номинацию на Каннском кинофестивале, но награду ему не вручили. И не удивительно. Уж слишком он жестоко отражает современного человека, в образе которого многие нехотя могут узнать самих себя. К тому же структура фильма и его концовка сильно отклонены от стандартных представлений о киноисториях, во многом напоминая необычную смесь из фильмов Чарли Кауфмана ('Быть Джоном Малковичем', 'Думаю, как все закончить') и Рубена Эстлунда ('Форс-мажор', 'Квадрат'). 'Тошнит от себя' - точно не тот фильм, который способен вызвать восторг у широкой аудитории. Но это точно фильм, в котором есть оригинальность, смелость и более чем удачные эксперименты. Пожалуй, стоит запомнить имя Кристоффера Боргли - вполне возможно в ближайшее время он превратится в одного из главных кинематографистов Норвегии и Европы в целом.