Прямо сейчас, я посмотрел великолепный документальный фильм про, наверное, главного режиссера моей жизни, который повлиял на меня больше чем другие. Творчество которого будоражило меня еще до того как я начал осмыслять действительность! Прошло уже почти 30 лет с тех пор как я впервые столкнулся с ним. Сейчас, в зрелости, пересмотрев все его фильмы в очередной раз, мне не стало даже на толику яснее, как он делает это! Как он увлекает других в свой мир, сложный и отталкивающий, но в тоже самое время понятный и чарующий на подсознательном уровне. В данный момент, находясь под впечатлением от просмотренного, я оглядываюсь на прожитую жизнь, пытаясь задуматься, почему я так воспринимаю действительности? Конечно это миллионы ситуаций, тысячи людей и безграничное количество мыслей... Но среди всего этого, я вспоминаю маленького мальчика, который с трепетом сидит перед телевизором и следит за сменяющими друг друга картинками... Которому видеомагнитофон позволял возвращаться раз за разом, в небольшой городок на северо-западе США, приноситься по ночному шоссе в безжизненной пустыне и конечно же спуститься с голливудских холмов чтобы выпить кружку чертовски хорошего кофе в Винкис! Я рад, что Дэвид Линч показал мне свою дорогу из желтого кирпича, по которой он идёт сквозь эту многомерную реальность! Его видение отразилось в моей душе, многие вещи и ситуации в реальной жизни, для меня остаются в один и тот же момент не интерпретируемыми, но интуитивно понятными! И конечно его творчество навсегда оставило во мне желание верить, что за занавесом всегда есть загадка, разгадав которую мы сможем понять смысл непостижимого!
Лично для меня творчество Линча очень сильно напоминает структуру этого дока в том, что оно сильно искажается разного рода непонятными надстройками, необоснованными ожиданиями и разного рода откровенно конспирологическими теориями. В данном случае авторы проекта заложили управляющей идеей дока тезис, что творчество Линча неразрывно связанно с фильмом «Волшебник страны Оз» (1939), который, как и режиссер заслужено считается легендарным. Ясное дело, что Оз играет важную роль в творчестве любого и уж тем более американского режиссера, а учитывая специфику Линча, у него вероятно несколько больше, но явно не является стержнем его мироустройства. В данном случае видно, что всем участникам проекта прямо озвучивалось ТЗ связать одно с другим, в результате действительно интересные интервью оказались сильно разбавлены разного рода включениями, целью которых являлась попытка натянуть сову на глобус. В свое время, изучая творчество Линча, узнал, что то, что меня, как и многих в Твинпиксах раздражало, называется «филлеры». Так называются фрагменты ленты, которые никак не влияют на основной сюжет и нужны исключительно для растягивания хронометража. В данном случае если не всё, то 3/4 того, что связанно с ОЗ является этим самым «филлером». Понятно, что это базовый фильм для культуры США, что он оставил свой след в творчестве маэстро и что у него даже есть фильм «Дикие сердцем» (1990), который по сути полностью построен на том, что зритель должен знать американскую массовую культуру и ОЗ в частности. Однако это лишь малая часть того пазла, который сформировал творчество Линча и можно брать любую классику и ровно так же натягивать на конспирологический глобус. Если не обращать внимания на филлеры и просто слушать что говорят коллеги по цеху о маэстро, его творчестве и разного рода общих нюансах построения историй, то можно подчерпнуть очень много интересных мыслей, благодаря которым можно посмотреть на кинематограф в целом под таким углом, что, не зная всех нюансов, понять, что так вообще можно было, без пояснительной бригады было бы невозможно. Например, концепция занавеса, которая лежит на поверхности, не приходила в голову, а теперь многое объясняет. Наконец услышал простую и понятную концепцию двойников в целом и творчестве Линча в частности. Так же очень запомнилась простое объяснение концепции путешествия героя не в ширь, а в глубь. Получил подтверждение тому, что «Малхолланд Драйв» (2001) в его киноверсии, профессионалы воспринимают как и я в том, что та часть «чертовщины» что была доснята является филлером и если смотреть фильм в изначальной задумке, то он является значительно более целостным проектом. А то что он является инверсией ОЗ очень интересное наблюдение. Если говорить об Оз, то повторюсь – если бы фильм не был бы обязательным к комментарию, то что по нему говорилось по существу, наверняка бы прозвучала бы и так. В частности, неожиданным для меня открытием стало то, что фишка Волшебника страны Оз с переходом от черно-белой реальности к яркой и сочной сказке оказывается никак не повлияла на взрывной интерес к картине, т. к. ТВ в те времена были черно белые и большинство его поклонников даже не подозревали о существовании цветной версии. Резюмируя скажу так – даже не смотря на попытку натягивания совы на глобус, в данном доке содержится много интересной для любого киномана информации в части логики построения историй, кинематографа в целом и творчества Линча в частности. То, что лейтмотивом интервью стал не только Линч, но и Оз с одной стороны сузило тему разговора, но с другой если бы не такое сочетание, то лично я бы вероятно не обратил внимание на этот проект, упустив возможность получить действительно уникальную информацию, поэтому если донести подобный материал до широкой аудитории только такой, то жду сиквелы дока, формата Линч/Унесенные ветром, Линч/Касабланка, Линч/Что-то из Кубрика/Хичкока и т.д. 8 из 10