Изгоняющий дьявола: отзывы и рeцензии

klassen
klassen24 февраля 2014 в 12:34
«Не слушай демона!» (Страсти по Пазузу)

Эта история родилась ещё в том столетии, но будоражит умы и сегодня. Примерно в 2002-м я посмотрел фильм «Изгоняющий дьявола» несчитанное количество раз. Я настолько проникся этим фильмом, что в начале 2003-го я прочёл книгу Уильяма Питера Блэтти. Оказывается, автор стал ещё и продюсером фильма. Да, в книге шире всё рассказано. У некоторых появляется недоумение, почему в начале фильма показаны раскопки в пустыни и статуя. В фильме об этом не сказано ничего. Это странно. Могли бы и сообщить. Книга говорит о том, что в девочку вселился демон Пазузу – бог ветра. Смерти и засухи. Вот и ответ. Вообще, фильм довольно близко снят к основе первоисточника. Правы ли те, кто считает этот фильм самым страшным фильмом всех времён, как говорит о том слоган? Что значит всех времён? Не более чем пафос. Но фильм серьёзен. Проникновенный, переживательный и в меру страшный. Здесь всё построено не на эффекты в стиле «Бу!», - а ужас приходит при представлении страданий девочки. Мне так прям вообще передались переживания священника Карраса. «Каррас, твоя мать здесь, с нами, не хочешь ничего ей передать?». Как это так?! Сегодня я подумал, что демон лжёт, а 12 лет назад я непреложно считал, что мать Карраса в аду... Фильм нетороплив, но скучным я его не назвал бы. Ни теперь, ни, тем более, тогда, когда я мог высмотреть его несколько раз в день. Тогда я был более набожным, и вся потусторонняя тематика меня завораживала. А здесь об этом заявляют довольно открыто. Как говорил священник Мэррин: «Не слушай демона!». А коль я был тогда религиозен, то мне слова нечистого духа казались за гранью восприятия, и они резали слух (более всего в моменте, когда демон заставил девочку взять распятие в руки). Я к чему… К тому, что фильм далёкого 1973 года, а смотрится восхитительно! Спецэффектов-то как таково и нет. Но фильм производит сильное впечатление!.. Даже создатели серий «Очень страшного кино» и те умудрились кое-что найти в нём. А это говорит о дикой популярности фильма. Время этому фильму ни по чём… 10 из 10

publicist
publicist11 ноября 2019 в 18:10
Пойманная жертва постигает ветер

Даже задолго до того, как я узнал потрясшие меня до глубины души факты об этой картине, ещё в далёком 2002-м, когда я впервые познакомился с этой лентой воочию, уже тогда для меня данный фильм явился настоящим откровением. То было время, когда VHS уступали своё место DVD. Но традиции ещё жили и кассета с «Изгоняющим дьявола» прошла тогда не через одни руки, вызвав тогда в нашей немалой компании некую культовость. А год с небольшим спустя я по рекомендации уже других людей прочёл книгу Уильяма Питера Блэтти - автора сего произведения, который к слову, жил в доме, в котором произошли события, показанные здесь. И хоть плёнку с фильмом в то время я затёр до дыр, время отхлынуло и уже в следующий очередной раз я посмотрел его только спустя более десятка лет. Или за пять лет до сей поры. Чтобы напитаться атмосферой как должно, я освежил в памяти первоисточник за авторством писателя. Честнее сказать, пробежал глазами (перечитывать не стал – я неплохо помнил оригинал). А потом на ютубе посмотрел отличный получасовой обзор на книгу и фильм одновременно. Тогда я как следует впитал в себя без остатка это произведение, а заодно познакомился с фактами. Перво-наперво, при недавнем пересмотре по ТВ, у меня возникли вопросы по поводу того, что ленту порезали. Из видных сцен исчезла сцена, где Риган, встав на «мостик», достаточно резво спустилась с лестницы всё в той же физкультурной позиции. Странно. Вот… что в ней такого?! Я ещё понимаю, когда перевод идёт более щадящий. А тут… По сюжету, 12-летняя девочка Риган начинает испытывать странные приступы. Но странные они для окружающих по ту сторону экрана. Ведь по эту – мы уже прочли называние картины и увидели, что юная особа там поигрывала со спиритической доской Уиджи. А демоны, как мы знаем, липнут к подобным предметам. Знать-то знаем, да только вот один момент!.. Этот фильм называют выдающимся не за красивые глаза демона Пазузу. Это вообще самый первый фильм про изгнания нечисти. И если ранее в фильмах показывали одержимость, то обряд экзорцизма – это появилось впервые здесь и только здесь! А вообще имя Пазузу – повелителя демонов ветров – за весь хронометраж ленты не произнесено ни разу. Злой дух, приносящий засуху и голод в жару, и потопы во влажные сезоны, завладел беззащитной девчонкой, использовав её юное тело как сосуд. А там уже во всей демонической красе перед нами происходят метаморфозы личности маленькой мисс МакНил. И, коль я затронул сюжет, то фильм выглядит настолько реалистичным, что дух захватывает! И никаких тебе скримеров. Только атмосферность, достигнутая игрой актёров и проработанному сценарию. В какой-то момент можно подумать, что это документальное кино – настолько всё работает на зрителя!.. После тщетных попыток обследования и лечения в соответствующих областях медицины, пути Крис МакНил – матери Риган – приводят к отцу Дэмиену Каррасу, у которого случилась трагедия. И без того шаткая вера священника готова была рухнуть, и в тот момент его находит Крис. Но дабы картина не выглядела монотонной, нас подогревают введением сильного экзорциста на сцену. Его показали ещё в прологе во время раскопок в Ираке. Там он и нашёл статую Пазузу. И как-то даже символично показали его напротив статуи – их профили, - словно обозначили нам впредь дальнейшее противостояние… Но для Крис главное спасти дочь от страшного. Но не только обряд здесь отлично выглядит. Но и приготовления, и диалог с нечистым духом. Я, помню, дико интересовался всей этой инфернальщиной в 2003-м. Мне было интересно всё это. Я был религиозен и набожен. И мне было интересно знать о высоком не только с одного бока, но и с другого. И как раз завесу с другого бока сильнее приоткрывал «Изгоняющий дьявола». Это идеальный фильм! Никак нельзя оставить без внимания актёров, здесь сыгравших. В особенности Линду Блэр (Риган), Эллен Бёрстин (Крис), Джейсона Миллера (отец Каррас) и, конечно, Макса фон Сюдова (отец Ланкастер Мэррин). Последнего – так и вовсе загримировали, превратив в старика. Этот фильм определённо заслуживает внимания. Даже не зная, что это первый фильм в своём роде, он в конкурентной борьбе выиграет у всех. И лично от меня картина получает наивысший балл не за красивые глаза демона Пазузу. 10 из 10

Deemsone
Deemsone3 сентября 2018 в 06:56
Легенда жанра ужасов

Год 1973. Изгоняющий дьявола - Если бы британские врачи не задались вопросом: «Что такое плесень?», то у нас не было бы пеницилина. Несмотря на то, что «Изгоняющий дьявола» входит во всевозможные списки лучших и страшных фильмов, познакомился я с ним относительно недавно. До этого я видел в различных телепередачах и фильмах пародии на некоторые сцены, но с самой картиной не сталкивался. Перед первым просмотром я уже испугался цифры в графе «Год выхода», зная, что ничего ДЕЙСТВИТЕЛЬНО страшного в семидесятых не могли снять. Я ошибался. Популярная актриса Крис Макнил начинает замечать за своей дочерью Риган некоторые странности. Дочь ведет себя не всегда адекватно, а также рассказывает о различных видениях. Пытаясь списать все на психическое расстройство, Крис отвозит Риган на обследование в клинику. Вот только врачи не могут ничем помочь. Тогда отчаявшаяся мать просит помощи у священника… Не скажу что это действительно шедевр в жанре хоррор, но в этом фильме определенно что-то есть. Сейчас, к 2018 году тема экзорцизма в кино избита, и ничего нового уже вряд ли придумают. Однако почти пятьдесят лет назад этот фильм явно натворил немало шума, и знатно пощекотал нервишки не привыкших к такому уровню зрителей. Что есть, то есть. В плане хоррора он действительно хорош. Даже спустя столько лет «Изгоняющий дьявола» заставляет вздрогнуть время от времени. Да и в плане сюжета он не выглядит дряхло и заезжено. Все идеально. Начну разбор фильма. Первое что хотелось бы отметить это атмосферу. Поначалу нас переносят на раскопки в Ираке. Уже тогда появляется некоторое напряжение от не очень приятных глазу кадров. Позднее мы погружаемся в более привычную атмосферу городских будней. По мере развития сюжета напряжение начинает повышаться, постепенно достигая критической точки. И тут происходит самое удивительное для фильма, снятого в 70-х. Атмосфера накаляется до предела и… не затухает. Всё происходящее на экране всё также удерживает внимание, и даже нет намека на то, что сюжетная составляющая покатится вниз. Вот за это я накину лишних пару баллов. Давно меня ни один ужастик настолько сильно не увлекал. Так же хотелось отметить и блестящие актерские работы. С актрисой Элен Бёрстин я был до этого знаком только по фильму «Реквием по мечте». Она порадовала меня тогда своей актерской игрой, а теперь вот и здесь. Очень органично вписалась в роль испуганной и переживающей за дочь матери. Но больше всего мне понравилась работа маленькой актрисы Линды Блэр. Даже сквозь тонну грима умудрилась неплохо отыгрывать мимикой лица. Причем очень интересно наблюдать как она превращается из милой девочки в беснующегося демона. Перемены характера и резкие всплески ярости. Жаль она не получила Оскара, хотя была отмечена Золотым глобусом, что тоже весьма неплохо. Больше говорить нечего. Отмечать остальные пункты, такие как «спецэффекты» или «работу оператора» я не хочу, т. к. уже про это говорили миллион раз. Поэтому просто поставлю оценку, которая скажет сама за себя. 9 из 10

Xiphactinus audax
Xiphactinus audax15 декабря 2017 в 23:08
Неудачные ужастики. Часть 1.

Сердце бешено колотится, зрачки расширены, а дыхание учащается при виде жуткого зрелища. Выживут ли герои фильма, спасутся ли от монстра? Именно такое ощущение вызывает настоящий страх. Страх, которого нет в «Изгоняющем дьявола». Какими только слухами он ни оброс! Им пугают детей и подростков, кадры с обезображенной девочкой превратились в Интернет-мем, а в списке самых страшных хорроров этот фильм нередко занимает первое место. Как такое возможно? Я многого ждал от «Изгоняющего дьявола», нарочно откладывая его просмотр на потом, чтобы ознакомиться для начала с другими известными представителями жанра, а результат вышел настолько разочаровывающим, что невольно появляется мысль о сговоре критиков, которые называют этот фильм страшным, но сами его даже не смотрели. 1973 год. Несмотря на то, что в те времена ужасов выходило не так уж много, тогдашние режиссёры умели держать зрителя в напряжении, в чём можно убедиться, посмотрев фантастику шестидесятых. Но в «Изгоняющем дьявола» напряжения нет вовсе. Хронометраж составляет два часа, но при этом первый более-менее жуткий момент появляется только после сороковой минуты! При этом сложно расслышать хоть какую-нибудь музыку. Они или слишком тихая, или её в самом деле нет. Фильм действительно стоит смотреть на ночь, ибо многочисленные скучные и спокойные сцены усыпляют не хуже детской колыбельной. Что ж. Демон (или дьявол, как он называет сам себя, но не всё ли равно?) ведёт себя жуть как неадекватно, чем убивает весь потенциал. Никакого страха, сплошной обман. Всё настолько плохо, что даже выглядит смешным, когда одержимая Шэрон ругается с врачами, насилует себя распятием и плюётся чем-то зелёным, явно пытаясь изобразить корову. Хорошая попытка, Пазузу, но напугать зрителя у тебя всё равно не получится, как и рассмешить. Зато заявка на будущую пародию в фильме «Очень страшное кино 2» одобрена единогласно. К слову, Пазузу – это имя, знакомое даже тем, кто не смотрел «Изгоняющего дьявола», только ирония заключается в том, что в самом фильме оно не звучит ни разу! Здесь полным-полно бессмысленных диалогов, но разговоров по существу совсем нет. Откуда взялся Пазузу, как именно он связан со своей миниатюрной статуэткой, какое отношение к сюжету имеет круглый талисман? Эти вопросы так и останутся без ответа. Если о киношном мире мы узнаём не из самого фильма, а из сторонних источников, то это означает безоговорочный крах работы сценариста. Впрочем, и к актёрам возникают претензии. Ошибочно думать, что в старых фильмах артистизм неизменно был на высоте. Нет, всегда были как таланты, так и бездари. В «Изгоняющем дьявола» хорошо играет только Китти Уинн, а все остальные выглядят растерянными и несобранными. Видимо, понимали, что снимаются в крайне неудачном фильме, но ничего не могли поделать. А ведь при достаточно сильных эмоциях фильм мог бы получиться не таким уж плохим. Подводя итог, я добавляю один балл к самой низкой оценке исключительно за качественный грим для Китти и за пару неплохих визуальных эффектов. Волна восхищения, прокатывающаяся по зрительским массам, прошла надо мной, но не утянула за собой следом. Ругать всегда легче, чем хвалить, поэтому яростной критики я стараюсь избегать, но в случае с «Изгоняющим дьявола» никакого снисхождения быть не может. Этот фильм плох как хоррор, драма и чёрная комедия. Поражение по всем фронтам. Время на просмотр потрачено зря. 2 из 10

Threefold5ive
Threefold5ive8 апреля 2018 в 19:22
Легенда

Год 1973. Изгоняющий дьявола. - Иногда полезно посмеяться хотя бы для того, чтобы не расплакаться. Ну вот я наконец и дождался реальной годноты. Познакомился с этим фильмом всего несколько лет назад, но он уже лежит у меня на полке «любимое». Этой ленте уже порядка сорока пяти лет, но она до сих пор по праву считается одной из самых страшных и узнаваемых за всю историю кино. Успешная актриса начинает замечать за дочерью некоторые странности. Поначалу она это списывает на обычные выдумки девочки и психические отклонения, но ни один врач не может объяснить происходящее. А когда с дочерью начинают твориться совсем пугающие изменения сверхъестественного происхождения, мать обращается за помощью к священнику, чтобы распознать сущность затаившуюся в девочке и изгнать ее. С этого фильма негласно начинается новый эра фильмов ужасов. Все что было до этого в жанре кажется блёклым, простым и примитивным. Именно отсюда растут ноги у многих успешных франшиз, а многие известные элементов хоррора из этой картины (например, поворот головы на 180 градусов) используются и по сей день. Начнем разбор фильма. Первое что замечаешь после начала просмотра – саунд. Музыка в фильме просто гениальная. Ненавязчивая, но в то же время отлично нагнетает тревогу и создает неповторимую атмосферу, на протяжении двух часов. Особенно под конец, когда наступает ощущение чего-то неотвратимого. За отличный, а главное качественный саундтрек фильм получает оценку отлично. Далее у нас визуал фильма. С технической стороны претензий нет, особенно если вспомнить год выхода фильма. Это просто высший пилотаж. Грим, спецэффекты, да и разные специальные примочки – ничего из этого не режет глаз своей старостью, и выглядит смотрибельно до сих пор. Реалистичность в кадре просто зашкаливает. Соответственно выходит высший балл. Следом идет актерский состав, да и актерская игра в целом. С актрисой Эллен Бёрстин я был знаком только по фильму «Реквием по мечте». Она поразила меня тогда, и это же случилось сейчас. Просто блестяще. Однако есть в фильме человечек, которому удалось перекрыть ее в плане актерки. Естественно это Линда Блэр. Вот уж кто просто нереально шикарно вписался в свою роль. И это в столь юном возрасте выдавать такой уровень игры и перевоплощения. Также не прошло незамеченным появление Макса фон Сюдова и Джейсона Миллера. Выдали если не максимум, то уж точно невероятный уровень перевоплощения в роли. Актеры тоже заслуживают высшую оценку. В заключении могу сказать, что этот фильм не просто так входит во всевозможные списки лучших, а также самых страшных ужасов. Здесь собрано все лучшее из старой школы, плюс добавлено много новых примочек жанра хоррор. Если вас не пугает устрашающий грим, сделанный по старинке, то пару типичных приемов современных скриммеров заставят вздрогнуть точно. Шедевр жанра! 10 из 10

smidmi1979
smidmi197914 апреля 2013 в 14:46
Не просто ужасы

У дочери известной актрисы внезапно начинаются припадки, которые трудно объяснить врачам разных специальностей и даже местный психиатр-священник не готов поверить, что девочка одержима дьяволом... Ныне классический фильм мастера жанрового кино Уильяма Фридкина официально признан самым страшным фильмом в истории кино. По правде сказать, довольно смелое утверждение в эпоху «Хостелов» и прочей мерзости. Да и просмотр, если честно, я затеял для того, чтобы убедиться в пафосности и неактуальности данного тезиса. Но, пожалуй, что это действительно самый страшный фильм. Однако задерживаться на этом не хочется. Важнее понять, почему в эпоху космических технологий и виртуальной реальности кинематографисты так и не смогли снять сколько-нибудь адекватное «страшности» «Экзорциста» кино. Причина, думается, проста. Слишком уж в фантастику и галимую мистику потянуло нынешних создателей ужастиков. К тому же ужасы оказались романтизированными донельзя (это, конечно же, о «Сумерках»). В общем, мир иллюзий. Что-что, а пугает-то «Экзорцист» исправно, что и говорить – спецэффекты и по сегодняшним временам смотрятся впечатляюще. Впрочем, главное их достоинство еще и в том, что эти эффекты достаточны для обозначения нравственно-этических дилемм фильма. Тем-то и отличается «Изгоняющий» от современных «Сумерек» и прочего, что балансирует на грани масскультного жанра и вполне реалистичного атеистического социального контекста. Несмотря на серьезный мистический заряд, Фридкин не ставит целью просто напугать зрителя и положить его деньги, пока тот не опомнился, к себе в карман (хотя и с этим он справляется – фильм стал едва ли не самым кассовым ужастиком всех времен). Скорее, для него жанр ужасов стал единственно возможным способом объяснить человекам, что кое-что остается за пределами науки, медицины и прочих достижений эпохи модерна и постмодерна. И это что-то отнюдь не называется дьявол, а формулируется более широким понятием «вера». Именно ее и придется обрести священнику, потерявшему мать, участвуя в обряде изгнания дьявола вместе с экзорцистом Меррином в коротком, но блистательном исполнении Макса Фон Сюдова. 9 из 10

KROBER
KROBER28 июня 2020 в 20:39
«Самый страшный фильм всех времен»

В 1971 году роман Уильяма Питера Блэтти 'The Exorcist' потряс весь мир. Написанная им шокирующая и леденящая кровь книга стала сенсацией и очень быстро превратилась в бестселлер. Она и сейчас остается одним из самых страшным романов из когда-либо созданных. Мимо продюсеров он, бесспорно, пройти никак не мог, поэтому неподдельный интерес кинематографистов в те годы был вполне объясним. После успеха 'Французского связного' приглашение опытного и оскароносного режиссера Уильяма Фридкина, который с неподдельным интересом взялся за экранизацию нашумевшего романа, было вполне оправдано. Так зарождалась картина, которая которой было суждено стать культовой. Ужас начинается незаметно. Тревожный шум, странные запахи в детской комнате, мебель живущая своей жизнью, холод в комнате. Изначально логическое объяснение находится всему, но когда страшные изменения начинают происходить и с самой несовершеннолетней девочкой, а психиатрические исследования не дают ответов на поставленные вопросы и никак не объясняют её тревожные симптомы, то возникает страшное чувство, что что-то ужасное вселилось в ее юное тело. В ходе всех перипетий остается один единственный шанс на спасение ребенка - сеанс экзорцизма. По задумке Уильяма Фридкина ужас в «Изгоняющем дьявола» должен расти постепенно и достигнуть своего максимума лишь к концу фильма. Именно поэтому нарастающий эффект и реализован режиссером очень умело и первые сорок минут фильма отдаются на откуп подготовки к тому сверхъестественному, что начинает происходить, когда у Риган кровать начинает ходить ходуном. При этом и разговоры об экзорцизме впервые заходят лишь спустя половину фильма, а сильный эффект в ходе постепенно растущего ужаса и достигает своего максимума лишь к концу, который получается таким страшным, так как максимально приближен к действительности и реальности. В итоговой своей ипостаси получившийся 'Экзорцист' не даром возглавляет многие хит-парады и рейтинги самых страшных фильмов ужасов. В каждом из жанров существуют такие определяющие картины, которые служат отправной точкой для кинематографистов, на которые они впоследствии ровняются. В данном случае 'Изгоняющий дьявола', бывший в новиночку в те годы, сильно взбудоражил умы зрителей в 1973 году и положил начало фильмам ужасов про демонов. Картина стала отправной точкой в кинематографе для снятых впоследствии других фильмов на тему экзорцизма. Именно на тему экзорцизма, обряда изгнания духа, а не мистики в целом. Безусловно, после каждого просмотра даже спустя годы и многочисленные просмотры картину Фридкина хочется хвалить, так как в ней соблюден идеальный баланс от сценария и актерской игры, до грима и звуковых эффектов, создающих полноценный эффект страха и животного ужаса. Фильм был актуален и интересен тогда, таковым он остается и сейчас. В современную эпоху кинематографа, когда о теме религии и дьяволе снято уже огромное количество фильмов и тема не кажется уже такой неизведанной, как в 1973 году, «Изгоняющий дьявола» остается все таким же актуальным и также продолжает пугать. Подобные определяющие картины выходят очень редко, но в последствии годами будоражат миллионы людей. Уже не раз названный самым страшным фильмом за всю историю кино 'Изгоняющий дьявола' подтверждает свое реноме и спустя многие годы. Главной особенностью фильма остается то, что он является и остается интересным, захватывающим и увлекающим действом, от которого сложно оторваться. Причем даже при n-м просмотре, а это уже признак шедевра на все времена. Шедевра, врезавшегося в память зрителей разных поколений и обретшего культовый статус. Одна только лестница, с которой скатывался отец Каррас, стала знаменитостью Джорджтауна и теперь зовется «лестница экзорциста». Не это ли является показателем влияния кинематографа на массы. Культовое кино. Классика жанра

Lizzbeth
Lizzbeth9 января 2013 в 09:35
Жуткий грим

Честно говоря я была очень разочарована фильмом. Мне моя подруга прислала мне видео, где сначала обычная картинка заставляет тебя расслабиться, а затем неожиданно выскакивает лицо этой девочки и раздается жуткий крик. Я тогда чуть было со стула не упала. Отойдя немного от испуга, я подумала что должна обязательно посмотреть этот фильм, что наверняка он очень страшный. Но когда начала смотреть его поздно ночью, то какого-то ужаса особого не испытала. Я помню даже легла спать на середине фильма, а досматривала его уже утром. Единственное, что могу сказать, так это респект гримеру. Грим реально жуткий, девочка сущий дьявол получилась. Но ее поведение в фильме не было пугающим. Хотя я думаю что с таким гримом можно было очень жуткий фильм создать. Большая ошибка была в том, что нечистый дух, сидевший в девочке общался с людьми. Таким образом исчез весь ужас, который обычно возникает от чего-то неизвестного, нечеловеческого. Думаю, если бы фильм больше строился на жутких взглядах и ломанных движениях девочки, то было бы куда страшнее. Может конечно я через чур сильно придирчива в плане фильмов, но честно говоря редко вижу фильм, который действительно способен напугать. Но рецензия все таки нейтральная, потому что это самый жуткий грим, который я когда либо видела в фильме ужаса.

Вольдемар851
Вольдемар85117 июня 2012 в 11:18
Эффект присутствия

Некоторое время назад я просматривал одну из современных версий изгоняющий дьявола 2008 года. Заинтересовала модная ныне съемка 'любительской' камерой, которая должна передавать эффект присутствия. При просмотре отзывов и рецензий наткнулся на первоначальную версию, но посмотреть получилось только сейчас. В итоге получилось, что эффект присутствия передается и реальности происходящего в этом фильме передан гораздо сильнее. Я задумался и пришел к следующим выводам: 1. Игра актеров. Главная героиня настолько четко изображает одержимость и бешенство, что некоторые кадры из фильма производят впечатление документальной хроники. 2. Гримеры, которые в течение фильма меняли облик героини. 3. Сюжет. Для нынешнего времени может показаться затянутым, и лицами. Отдельной похвалы заслуживает финал, который заставляет задуматься и заново пересмотреть некоторые моменты фильма. Единственный минус, который немного отвлекает, это отдельные спецэффекты (моменты с зеленой слизью). Понятно, что режиссеру хотелось снять фильм пострашнее по меркам 70-х, но в наше время выглядит наивно. 9 из 10

Theodore14
Theodore1415 июля 2009 в 09:59
Дьявольское отродье в обличие ребёнка

'Изгоняющий дьявола' 1973 года, именно этот фильм положил начало фильмам ужасов про демонов и изгнания их... Такое кино в то время было в новинку и будоражило зрителя, недавно узнал что именно 'Экзорцист' был признан самым страшным фильмом... Что же для меня значит эта поистине легендарная лента? Начну разбираться... Фильм Уильяма Фридкина начинается довольно блёкло. По традиции того времени в большинстве кинолент сначала шло как бы представление героев, этот фильм не стал исключением. Добрых минут сорок мы наблюдаем за жизнью трёх основных персонажей: священника-психиатра Карраса, святого отца Ланкастера Меррина и известной актрисы с маленькой дочуркой. Мы узнаём многое об их истории и занятиях, тем самым авторы нас подводят к главному событию фильма - болезни 12-летней Риган, то есть это даже не болезнь, а вселение демона в маленькую девочку... Именно это событие и объединяет этих троих людей с целью спасти девочку. Что меня больше всего поразило в фильме - так это атмосфера страха и обречённости... Особенно это чувствовалось в комнате у Риган, как открывалась дверь в комнату - моё сердце замирало, а когда камера уже попадала в комнату - сердце начинало биться учащённо. Здесь нету того, что есть в современных ужастиках... Нет, но сама атмосфера меня поразила, и ведь добились создатели этой атмосферы без лишних пугающих зрителя моментов. Главный страх фильма - сама Риган, её страдания, боль всех её окружающих. Я восхищаюсь актрисой сыгравшей роль девочки (Линда Блэр), без спецэффектов так натурально изобразить страдания и в тоже время показать дьявола сидящего в тебе, это блистательно, особенно в таком юном возрасте. Наблюдая за событиями картины, мне чертовски хотелось хэппи энд. В голову мне лезла трагическая концовка фильма, заставляя меня искать варианты счастливого окончания фильма, но что же, этих вариантов я найти не смог, может быть так действовало кино, а может их и не было. Настолько я переживал события фильма, что даже после просмотра я не мог успокоиться, выбить из головы фильм, минут пять я сидел просто заворожённый, фильм не отпускал меня... Классика жанра. Мощный оскароносный фильм. Для меня он не стал открытием нового страха и не поразил ужасающей составляющей, но фильм очень чувственный и атмосферный, фильм, который вбиваются в голову, оставляя там неприятный осадок грусти и трагизма. «Отвергая любовь, человек не только отвергает Бога, но и громко зовёт дьявола.» 9,7 из 10

Lady Steel
Lady Steel5 января 2010 в 08:26
А была ли...девочка?

Пожалуй, это один из немногих фильмов, который не оправдал даже половины моих ожиданий. Читала отзывы, хвалебные рецензии, в предвкушении ждала вечера, чтобы, наконец, посмотреть этот великий и ужасный фильм... И что? Откровенно затянувшееся начало заставило меня отвлечься на совершенно посторонние мысли, а потом и вовсе, в ожидании чуда ужаса, начала засыпать... Бессмысленный конец. Ни о чем. Религия? Вера? Помилуйте, на самом деле ни намека на это нет! Пожалуй, фильм может натянуть на себя смысл того, что в каждом из нас может скрываться Дьявол, а чудеса экзорцизма-это сказки для особо беспокойных. Вообще я всегда с интересом и уважениям относилась к сюжету противостояния Бога и Дьявола, но здесь я и тени противостояния не уловила. Лишняя суета. Лишние герои. И откровенно смешные моменты. Режиссер был сексуально озабочен? Такой ерунды, не побоюсь этого слова, я еще не встречала! Единственно запоминающийся момент - это спуск девчонки с лестницы в перевернутом виде. И то - позабавило. Но не напугало. Вообще моменты фильма вызывали порой улыбку, а не панический ужас, как предполагалось. Пришлось досмотреть фильм до нелогического конца, хотя очень не хотелось. Но такова привычка - доделывать дела, даже очень нудные... Классика. Может, когда-то эта классика и вызывала ужас у впечатлительных людей, у кого-то всё еще вызывает... Даже на рецензию к этому фильму жалко тратить время, и так 2 часа впустую. Что ж... пойду от противного - за потраченное время, за неоправданные надежды и разочарование хотела ставить 0,но за подаренную улыбку некоторыми моментами ставлю 2 из 10 (Выражаю лишь своё мнение).

Евгений_Горностаев
Евгений_Горностаев30 октября 2022 в 23:16
Изыди, Сатана!

Культовая классика ужасов повествует пугающую историю борьбы добра и зла, света и тьмы, святости и дьяволизма. Автор оригинальной книги, адаптированного сценария и по совместительству главный продюсер ленты Уильям Питер Блэтти совместно с режиссёром Уильямом Фридкином сумели создать эталон среди фильмов ужасов, который выгодно отличается от прочих представителей жанра по-настоящему демоническо-тревожной атмосферой, скрупулёзной визуализацией бесовских явлений и поистине невероятной актёрской работой основных артистов картины. И, действительно, Эллен Бёрстин, которая сыграла мать, постепенно сходящую с ума от невозможности понять природу внутренних и внешних изменений своей маленькой дочурки, но не опускающей в связи с этим руки; Джейсон Миллер, представивший на экране сомневающегося в самой Вере священника из-за смерти своей матери и вечных неурядиц в жизни и голове; а также Макс фон Сюдов, который предстал в образе опытного экзорциста, уже не раз встречавшегося в своей жизни с примерами жутких перевоплощений обычных людей в сущих демонов, скрывающих в чертогах своего разума чертовские сущности с того света, продемонстрировали верх актёрского мастерства, каждый по-своему явив многогранность личного таланта. И, конечно, отдельного упоминания достойна юная Линда Блэр, которой каким-то неведомым образом удалось воплотить самого Дьявола, вселившегося в тело двенадцатилетней девочки. Представленный ей экранный перформанс запоминается на долгие годы, формируя непередаваемые впечатления от просмотра всего фильма в целом и от её артистической работы в частности. Как итог, 'Изгоняющий дьявола' - это легендарный фильм ужасов, оказавший огромное влияние на развитие пугающего жанра, на десятилетия вперёд подняв до недосягаемости планку успеха, как в аспекте высокого кинематографического уровня самой картины, так и в разрезе финансового результата кассовых сборов кинопроката.

КапитанСарказмо
КапитанСарказмо26 октября 2020 в 22:04
Не верьте слоганам!

Все, что вам нужно знать об этом фильме - это то, что он однозначно не является 'самым страшным фильмом'. Ни в коем случае не смотрите его с этим слоганом в голове, потому что вы увидите отнюдь не то, что представили. Этот фильм - скорее 'самый жуткий', чем 'самый страшный'. И в русском языке это большая разница. *** У разных людей разное представление об ужасном. Для кого-то самый страшный фильм - это 'Иди и смотри', а для кого-то 'Кошмар на Улице Вязов'. И те и другие по своему правы, и если поставить 'Изгоняющего дьявола' на эту же шкалу, то он будет ближе к 'Иди и смотри'. Ключ к восприятию фильма - это его реализм. Да, сверхъестественное в фильме преподносится так, как воспринял бы подобное средний зритель. Убитая горем мать до самого конца не готова поверить, что виной странного поведения ее дочери является нечто не от мира сего, а когда наконец не остается больше никаких вариантов - то обращается к экзорцисту. В фильме нет неожиданных криков и жестоких убийств, в фильме нет каких-то монстров и рек крови. В фильме есть медленное скатывание к неизбежному ужасу осознания существования чего-то за пределами действительности. И в этом картина превосходит все прочие. *** Я очень рекомендую вам смотреть этот фильм вечером или ночью, в тишине, без попкорна и в одиночестве. Не перематывая.

vital4ikk
vital4ikk7 марта 2018 в 12:35

Давайте будем честны, звание самого страшного ужастика определённо притянуто. Конечно, в фильме имеется парочка жутковатых моментов, но на современного зрителя они не произведут должного эффекта. А вот статус культового ужастика, это в самую точку. Все дальнейшие картины про экзорцизм практически копировали 'Изгоняющего дьявола' - сюжетные ходы, дьявольские приёмчики, внешнее поражение и даже технически. Ещё ни один фильм, а смотрел я их много, не смог привнести в жанр что-то основательно новое. Для своего жанра фильм слегка затянут, очень уж создатели навязчиво-пристально рассматривают религиозную подоплёку. Весь этот пресловутый кризис веры практически не сыграет никакой роли непосредственно в решающие моменты(немного демон посудачит и на этом всё). Место будет человеческой самоотдаче, на что горазд не только верующий человек. Из-за всего этого сюжетного разлада картина несёт лёгкий пропагандический налёт религиозного характера, что только во вред общей атмосфере. Фильм буду рекомендовать к просмотру, ведь это исток поджанра, поэтому любой зритель обязан с картиной познакомиться, тем более проверку временем она точно прошла. Скучно не будет. Всем желаю приятного просмотра!!!

SuperLenin
SuperLenin25 сентября 2016 в 15:32
Невыразимое зло

Год 1973. Изгоняющий дьявола -Иногда полезно посмеяться хотя бы для того, чтобы не расплакаться. Несмотря на то, что этот фильм находится во всевозможных списках лучших, страшных, и т.д. он как то прошел мимо меня. Стыдно признаться, но я знаю его всего лишь по различным обыгранным сценам и пародиям в различных проектах. И вот я решил наверстать упущенное. Фильм мне очень понравился. Нет, я не испугался. Именно понравился. Вроде бы такая уже заезженная тема к 2016 году, но именно он мне показался оригинальней других. Не совсем уверен, вроде Изгоняющий дьявола в неком роде первоисточник, с которого и пошла волна фильмов про экзорцизм. Ожидал увидеть много пугающих моментов, но к сожалению меня, как поклонника ужасов, уже мало что может испугать. Не случилось этого и сейчас. Да, в фильме много моментов, позиционируемых как 'пугалки', но к нашему времени они немного устарели. Но главным плюсом фильма я считаю его атмосферу. Этакий суеверный ужас поселяется уже на первых минутах, и не отпускает до последней. Положу в свою коллекцию любимых фильмов. 9 из 10

fox12205
fox1220527 декабря 2015 в 18:07
'Говорю вам, это существо наверху - не моя дочь!'

Начну с маленькой предыстории. Сначала прочитала книгу Уильяма Фридкина 'Изгоняющий дьявола', а уже потом посмотрела фильм, что для меня редкое явление. К тому же, фильм мне понравился не меньше книги, что вообще само по себе редкость. Хотя, признаться, некоторых героев я представляла себе по другому, да и ожидала большей откровенности в фильме, но он, как-никак, снимался в 1973 году, так что грех жаловаться. Я искала нечто в духе 'Омена' и 'Ребенка Розмари' по качеству и уровню актерской игры. 'Изгоняющий Дьявола' Уильяма Фридкина мои ожидания оправдал, к тому же напугал изрядно, хотя после прочтения книги я на это не рассчитывала. Меня поразила игра актеров, исполняющих роли девочки Риган и её матери Крис, а также отца Карраса и Меррина. Смотришь на них и веришь во все происходящее, сопереживаешь им и радуешься за них в одинаковой мере. Словом, испытываешь самые разнообразные эмоции во время просмотра, а разве не ради эмоций все мы, собственно, смотрим фильмы? Отдельных слов заслуживают спецэффекты и музыкальное сопровождение в фильме. Пугающие звуки и мелодии то и дело заставляли меня вздрагивать, а спецэффекты для 1973 года смотрятся прекрасно. Даже представить не могу, какой фурор в свое время произвел этот фильм. Смотрите и наслаждайтесь, что тут ещё сказать. 10 из 10

hatalikov
hatalikov25 мая 2015 в 21:44
Изыди!

Книга Уильяма Питера Блэтти про одержимую девочку Риган, её мать Крис и священника Дэмьена Карраса пропитана печальной безысходностью, страхом и неизбежностью злого рока. Это не типичный ужастик, к каким мы привыкли, а жизненная история с полудетективным уклоном, ставящая на кон философские вопросы о том, есть ли Бог, что такое вера, как встретиться с бедой, сколь велики мудрость и хитрость Зла и, главное, насколько мы готовы взглянуть правде в глаза, тем более если правда – наши грехи. Фильм хорошо отображает все основные события книги, и если в романе акцент ставился на чувствах матери и расследовании таинственного убийства, а также на бесплодных попытках доказать у Риган отсутствие одержимости, то картина чуть более сжато передаёт основной смысл, но оставляет те же ощущения, что возникали при прочтении. Мы далеко не сразу приступаем к лицезрению обряда изгнания, так как эта история на деле является завораживающим рассказом о болезни, о всех её стадиях. Правда, болезнь у каждого своя. Если Риган суждено бороться с нечистой силой, то остальным предстоит столкнуться с собственными страхами, сомнениями, испытанием веры и духа. Жуткие предзнаменования, первые признаки нездоровья девочки, тоска по матери у священника – всё потихоньку подталкивает нас к неизбежному, непоправимому. «Изгоняющий дьявола» не пытается походить на стандартный хоррор, который, в свою очередь, стремится поразить скорее глаза и мозг. «Изгоняющий дьявола» поражает в первую очередь сердце, ударяет по больному, вскрывает нарывы, но делает это очень медленно и осторожно. Через мучения героев мы узнаём себя, через их чувства прослеживаем путь к собственным метаниям. Этим и близок фильм своему зрителю – почти интимным единением с сокровенными чертогами личного кошмара. Кошмара, который живёт внутри каждого из нас. Кошмара, которым мы сами одержимы. 9 из 10

Kotenot_St
Kotenot_St7 октября 2014 в 13:48
Это страшно. Действительно страшно.

Довольно долгое время я откладывала 'на потом' написание рецензии на данный фильм. Смотрела я его всего 1 раз, в 18-летнем возврате, кусками, но впечатление о нем у меня весьма цельное, а не фрагментарное, как могло бы быть. Желания пересматривать его у меня нет, даже ради полноты описания и сопутствующих ощущений, ибо, как уже написала в заголовке - это страшно, действительно страшно, ребята. Сюжет фильма рассказывает об актрисе и ее дочери, с которой однажды буквально на ровном месте начинают происходить странности - ее поведение резко меняется, из доброжелательной, хоть и закрытой девочки, она превращается в вульгарно выражающуюся особу, с явными склонностями к сексуальным девиациям. И это - только начало. Дальше - больше. Конечно же, поиск ответа на вопрос - что же происходит с ребенком? - актриса начинает с посещений различных докторов/психологов, которые подвергают дочь различного рода анализам и исследованиям, но они не дают ответа, какое же такое психологическое заболевание обнаружилось у Риган (дочери героини). По мере развития событий и ухудшения состояния Риган становится ясно, что девочка не больна, природа ее состояний связана со злом в чистом виде, она - одержима. Изгнать демона из девочки пытаются 2 священника, для которых все происходящее - большое испытание, и явно ничем хорошим это не может закончится. О чем же этот фильм? Я прочитала большое количество рецензий на этот кино-шедевр, и все они разные. Потому что понимание сути фильма у всех людей разное. Кого-то он не испугал вообще, хотя все единодушно выделяют те сцены, которые для всех, независимо от восприятия, были пугающими: знаменитая 'паучья походка' (я не спала всю ночь, это жутко, просто жутко. Моя мама, которая со мной смотрела этот фильм (а ей было на тот момент почти 45 лет, она адекватный человек, призналась мне, что еще неделю после просмотра ее мучали кошмары. И дело тут не в том, что мама - не искушенный зритель, ее легко напугать. Нет, этот фильм затрагивает что-то другое. Что - поговорим дальше), сцены богохульства из этого фильма вызывают жгучее неприятие и опять же ужас, ведь на минуточку, друзья, перед нами ребенок, а дети такими не бывают!!! И не говорят они мужскими голосами, разными плюс ко всему. Ну реки зеленой блевотины - это классика, вот это уже настолько обросло штампами, что пугает меньше всего, к этому себя просто готовишь, мол, я слышал, тут такого будет много, ага, и правда. И как я уже говорила, от понимания того, о чем фильм, зависит впечатление о нем. Людей не верующих этот фильм не затрагивает, потому что если не верить в Бога, и как следствие, в наличие зла, то все происходящее на экране - нелепость и плод фантазии явно сексуально озабоченных и больных на голову режиссера и сценариста. Но никто не понимает, что обилие сцен, связанных с похотью и богохульством, не случайно, ведь блуд - еще то оружие дъявола против человека, это-то демон и показывает постоянно, то, чем он уничтожает душу человека - попирание Бога и постоянная похоть, убивающая душу (помимо прочего, конечно же). Поэтому, фильм этот о Вере, господа. О вере в Бога, о том, что зло существует, и вы это видите, а значит Бог есть. Потому что зло показано так ярко, что сомнений не остается в том, что на другой чаше весов должно быть что-то в противовес. '..и сохрани меня от всякого зла' - слова молитвы, которые так и вспоминаются в процессе просмотра данного фильма. Конец фильма несколько неожиданный, не буду давать ему оценку, потому что фильм в принципе трагический по сути, и хороший тут конец или нет - это все очень относительно. Демон вышел, а каким жертвами и какой духовный подвиг за этим стоит - смотрите фильм. Актерская игра на высоте. НО. Актриса, играющая главную роль (Риган) - это, конечно, отдельная тема. Девочке было 14 лет на момент съемок в фильме. Как она могла сыграть все это осознанно? В одном интервью она говорила, что понимала абсолютно все, что она изображала, а главное кого... Молчу, тут мое восприятие, кроме похвалы актерской игры, не позволяет написать что-то еще. Но не нормально все это как-то. В заключение хочу отметить, что в свое время фильм доводил американского зрителя до истерии, известны случаи убийств, самоубийств на почве увиденного, ну про психологические травмы говорить не буду - просто посмотрите фильм на ночь. Если верите увиденному, жизнь разделится на до и после. Так что вопрос культурной ценности этого фильма - правда вопрос. Но такие фильмы должны быть. Ради веры, ради просвещения. Моя рецензия носит явно религиозный оттенок, уже вижу, как плюются атеисты и прожженые киноманы, но воспринимать этот фильм не через призму веры нельзя. Иначе он просто зря снят. Не затронул значит что-то в глубине души. Именно души, а не разума. 10 из 10

Эмирикуэй
Эмирикуэй4 августа 2014 в 20:40
Тот самый момент

Наконец то посмотрел этот ужасающий фильм. На самом деле то во, что веришь пугает намного страшней, чем либо другое. Потому как объект веры часто бездоказательный, а значит непознанный до конца. Начинается фильм довольно обыденно и продолжает идти некоторое время навевая скуку. До тех пор, пока не происходит нечто, которое я называю 'лестница и многоножка'.Кто видел сразу поймёт, а кто не видел нет. И вот это и есть Тот самый момент!Ничего страшнее я не разу не видел. Это просто какой то кошмар. Вся сцена от начала до конца, ну просто пропитана чем то неведомо ужасным. В ней нет особо то ничего, но есть дух ужаса, а это говорит намного красноречивей, чем отрубленная голова, или стая зомби. Последние две это по сути так, упало случайно. Фильм о вселении в девочку демона. И это вселение показано так, что вера не нужна. Это просто есть. И все в фильме, включая учёных это понимают. Нас заставляют поверить, что чудеса реальны. Одержимость это тоже своего рода чудо, но чёрное. Такой одержимости, что показана в кино может и нет совсем, а может есть, но факт в том, что все вокруг сразу разбежались по углам, т. к их методы не предусматривают подобных ситуаций. Это можно отнести к науке, медицине, официальным органам. Если мы не можем что то решить, давайте представим, ЧТО ЭТОГО НЕТ. Фильм возвращает их к тому, что забыть не значит перестать существовать. Не знаю, что написать ещё,здесь нечего особо описывать. Остаётся только наблюдать, как всё это закончится. Название уже описало, что будет происходить. А закончится 'пьеса' не так, как многие ожидают, вернее не так по-техническим причинам. И это пожалуй даёт представление о том, почему в нашем мире всё к верху задом, а к низу передом. Одним словом хороший фильм, для понимания добра и зла, только надо ли вам это?!

-Roland-
-Roland-19 января 2014 в 12:58
Классический ужас

Давно хотел посмотреть этот фильм, так как слышал где-то, что он был признан одним из самых страшных фильмов ужасов, за всю историю кино. Посмотрел… и не пожалел. Фильм, однозначно, стоящий. Это яркий пример того, как в начале семидесятых годов, не имея мощных современных спецэффектов и компьютерной графики, удалось создать действительно гениальную картину. Залогом успеха, на мой взгляд, является тяжелая, зловещая атмосфера, которая захватывает с первых минут и уже более не отпускает. Атмосфера чего-то загадочного, ужасного, чего-то, чему нет объяснения. Тревожное музыкальное сопровождение, над которым работала целая команда композиторов, блестящая операторская работа и конечно же бесподобная режиссура — все это создает невероятное напряжение. И это напряжение нарастает с каждой минутой, выплескиваясь в итоге в финальной сцене: и борьба и смерть и последняя страшная жертва. Но вот все заканчивается. И ты думаешь: неужели действительно конец? Зло, показанное в фильме, изображено настолько правдоподобно и пугающе-откровенно, что ты до последней секунды ждешь, когда же девочка оглянется назад и инфернально засмеется. Фильм оставляет неоднозначные чувства. Я даже представить себе не могу, как сильно эта лента могла напугать зрителей в 70-х годах. Наверное, тогда это было поистине ужасно. Сейчас же… Да, это, несомненно, держит в напряжении. Лично у меня, смертельного ужаса не было. Но было беспокойство, тревога, нервное напряжение и томительное ожидание: «ну что же дальше?». Посмотрев фильм, я остался полностью доволен. К большому сожалению, современные фильмы ужасов не могут похвастаться такой атмосферой. Вот именно атмосфера фильма: зловещая и волнительная — это то, что заставляет смотреть его не отрываясь с первой и до последней секунды. Рекомендую всем любителям ужасов и мистики. 10 из 10