Пожалуй, это один из немногих фильмов, который не оправдал даже половины моих ожиданий. Читала отзывы, хвалебные рецензии, в предвкушении ждала вечера, чтобы, наконец, посмотреть этот великий и ужасный фильм... И что? Откровенно затянувшееся начало заставило меня отвлечься на совершенно посторонние мысли, а потом и вовсе, в ожидании чуда ужаса, начала засыпать... Бессмысленный конец. Ни о чем. Религия? Вера? Помилуйте, на самом деле ни намека на это нет! Пожалуй, фильм может натянуть на себя смысл того, что в каждом из нас может скрываться Дьявол, а чудеса экзорцизма-это сказки для особо беспокойных. Вообще я всегда с интересом и уважениям относилась к сюжету противостояния Бога и Дьявола, но здесь я и тени противостояния не уловила. Лишняя суета. Лишние герои. И откровенно смешные моменты. Режиссер был сексуально озабочен? Такой ерунды, не побоюсь этого слова, я еще не встречала! Единственно запоминающийся момент - это спуск девчонки с лестницы в перевернутом виде. И то - позабавило. Но не напугало. Вообще моменты фильма вызывали порой улыбку, а не панический ужас, как предполагалось. Пришлось досмотреть фильм до нелогического конца, хотя очень не хотелось. Но такова привычка - доделывать дела, даже очень нудные... Классика. Может, когда-то эта классика и вызывала ужас у впечатлительных людей, у кого-то всё еще вызывает... Даже на рецензию к этому фильму жалко тратить время, и так 2 часа впустую. Что ж... пойду от противного - за потраченное время, за неоправданные надежды и разочарование хотела ставить 0,но за подаренную улыбку некоторыми моментами ставлю 2 из 10 (Выражаю лишь своё мнение).
Ужасы №50 Год 1973 - Чтобы вы не сделали – хуже уже не будет. Я давно уже хотел осуществить свою мечту и познакомится с лучшими фильмами ужасов за последние 50 лет. А снято их немало. Хороших и плохих, интересных и скучных. Ну и конечно самый немаловажный фактор – пугающих или нет. Лично для меня это из главных пунктов в хоррорах. Начну, пожалуй, с одного из самых известных фильмов ужасов прошлого века “Изгоняющий дьявола”. Известная актриса начинает замечать за своей дочерью странности в поведении. Узнав, что маленькая Риган одержима демоном она приглашает священника, чтобы он провел обряд экзорцизма… Фильм просмотрен мной уже десятки раз, и я не сказал бы, что он так совершенен, как о нем все говорят. Всё же несколько мелких недостатков есть. И с каждым новым просмотром я нахожу их больше. Однако стоит вспомнить, что “Изгоняющий дьявола” снят 50 лет назад, но и сейчас он выглядит очень неплохо. Вполне возможно даже лучше и качественней, чем многие современных хорроры. Итак, начну более детальный разбор этого фильма. Первым минусом я могу назвать очень долгий разгон сюжетной линии. На мой взгляд немного затянули с началом. Очень занудное и чрезмерно затянутое зрелище. Уже после первого получаса просмотра меня обычно начинает клонить в сон. Лишь под самый конец фильм более-менее разгоняется и начинает выдавать хоть что-то пугающее. При достаточно нескромном хронометраже в ”Изгоняющим дьявола” слишком (по-моему мнение) мало хоррор сцен. Они есть, но для ужастика, который длиться более двух часов (а режиссерская версия еще дольше) явно маловато. Хотя, вполне возможно, что полвека назад зрителям хватало и этого. Лично же я, давно привыкший, что в современных ужастиках основное действие начинается уже в середине фильма (а то и в самом начале), чуть не уснул во время просмотра. Затянуто, но, как мне кажется, этого просто требует сам сюжет. Второй минус – игра актеров. Из всех могу выделить только Джейсона Миллера. Вот кто действительно выложился по полной. Отыграл лучше всех. А вот остальные актеры и актрисы меня не особо порадовали. Хотя это вполне может быть потому, что я видел их другие работы в кино, и знаю, что некоторые из них (например Макс фон Сюдов) могут выдать гораздо больше эмоций, что неоднократно демонстрировалось ими в более поздних фильмах. Но, учитывая, что именно этому хоррору уже полвека, да и сейчас актерская игра в кинематографе ушла на второй план, то вполне себе сойдет. Однако я ожидал явно большего от такого актерского состава. А теперь к плюсам. Конечно же стоит отметить атмосферность фильма. Для многих ужастиков это немаловажный фактор. А некоторые даже умудряются испугать зрителей этой самой атмосферой. Что до «Изгоняющего дьявола», то, можно сказать, что на этом здесь и выстроена львиная доля фильма. Темные тона, мрачный саундтрек, и многие другие факторы заставят почувствовать себя немного неуютно во время просмотра. Идеальный баланс для любого хоррора. Еще один плюс это то, что фильм снят практически без использования спецэффектов. Есть конечно куча всяческих технических примочек (пластический грим и т.д.), но, опять же, это не современные хорроры, с компьютерными визуальными эффектами, которые только этим и пользуются для того, чтобы привести зрителей в ужас. Я уже множество раз пересматривал «Изгоняющего дьявола» и могу сказать, что это один из самых интересных ужастиков 70-х. А вот бесконечные сиквелы меня не особо то порадовали. 8 из 10
Ужасы #2 - Иногда полезно посмеяться хотя бы для того, чтобы не расплакаться. Этот легендарный фильм вышел в 1973-ем году. Тогда в жанре ужасов правил Джордж Ромеро, со своими живыми мертвецами, вышедшими несколькими годами ранее. Да и пожалуй, итальянские мастера ужасов. Но с выходом «Изгоняющего дьявола» стало понятно, что тема мистики куда более интересна зрителям. Тем более, что по качеству, эта экранизация романа Уильяма Питера Блэтти ушла далеко вперед. Маленькая дочь известной актрисы начинает вдруг странно себя вести. Обследовав юную Риган Макнил врачи списывают неадекватное поведение на психическое расстройство. Но болезнь начинает приобретать сверхъестественный оттенок, и мать девочки решает обратить за помощью к священнику… Эта история стала, в своем, роде отправной точкой для жанра хоррора. Многие до сиз пор называют «Изгоняющего дьявола» самым страшным фильмов ужасов за все время. Он включен во всевозможные вписки лучших, и причем вполне даже заслужено. По мотивам этого фильма снято куча куча пародий, а также вышло еще не меньше различных продолжений, спин-оффов, приквелов и т.д. Однако именно самый первый фильм стал культовым. Все последующие продолжения можно даже не смотреть – они и близко не стояли с оригиналом Я смотрел этот фильм далеко не один раз, и с каждым новым просмотром открываю в нем что-то новое для себя. Сюжет хоть и слегка затянут, особенно начало, но как только повествование начинает набирать обороты, то уже невозможно оторваться от экрана. Для 1973-го года «Изгоняющий дьявола» был бесспорным хитом. И стал определяющим фильмом для жанра на долгие годы. История развивается очень медленно. Вначале нам показывают небольшое введение, которое, по моему мнению, вообще не к месту. В печатном оригинале может быть оно и важно для сюжета, но в фильме выглядит как набор бессмысленных сцен. И это введение длится достаточно долго. Далее зрителей знакомят с главными героями, что тоже забирает значительную часть экранного времени. И лишь ближе к середине сюжет начинает развиваться. Я не читал роман Уильяма Питера Блэтти, но мне кажется, что в фильме переборщили с подробностями. В те годы спецэффекты, хоть и еще не самого лучшего качества, уже начали покорять экраны. Взять тот же фантастический фильм Стэнли Кубрика «2001. Космическая одиссея». А если смотреть конкретно фильмы ужасов, то видно, что львиную долю всех эффектов составляет работа гримера. И «Изгоняющий дьявола» не является исключением. Не сказал бы, что грим в этом фильме пугает, но для 70-х выглядит достаточно устрашающе. Также есть еще несколько приемчиков, ставших после выхода фильма очень популярных в хоррорах. И не только в хоррорах. Каст фильма очень даже неплох. В одной из главных ролей блистает Элен Бёрстин, и должен сказать, сыграла она очень убедительно. К нее настолько яркие и живые эмоции, что так и хочется воскликнуть “ВЕРЮ!”. Также понравилась игра Макса фон Сюдова, хоть у него не так много экранного времени. А вот Линда Блэр, сыгравшая одержимую девочку мне показалась не очень хорошей актрисой. Видимо сказалось отсутствие опыта, хотя видно что старалась. Ну мой обычный вопрос. Пугает ли этот фильм? Я не знаю как сейчас, но в 70-х явно пугал. Тогда не снимали по сотне фильмов ужасов в год, да и те что выходили, не отличались разнообразием. С выходом «Изгоняющего дьявола» началась новая эра в жанре хоррор. Жалко что сейчас он уже устарел и не пугает как раньше. 8 из 10
Год 1973. Изгоняющий дьявола - Если бы британские врачи не задались вопросом: «Что такое плесень?», то у нас не было бы пенициллина. С этим фильмом я впервые познакомился достаточно давно. Не сказать, чтобы я был полностью непросвещённым, все-таки в мировой поп культуре встречается множество различных пародийных моментов, созданных на базе «Изгоняющего дьявола». Бесчисленное количество пародий (как комедийных, так и нет) встречаются в различных фильмах, клипах, телешоу и т.д. Так что, по сути, я знал про что фильм. Однако, посмотрев его, я не был ни очарован, ни разочарован им. Что ждал – то и получил. Дочь знаменитой актрисы Риган, вдруг начинает вести себя странно. Врачи только разводят руками, хоть и многочисленные припадки свидетельствуют о психическом расстройстве. Мать Риган безуспешно продолжает поиски лечения для дочери, когда внезапно припадки начинают приобретать сверхъественный характер… Несмотря на то, что фильм входит во всевозможные списки и топы самых страшных фильмов ужасов (а некоторые и вовсе называют самым страшным за всю историю кино), по нынешним меркам «Изгоняющий дьявола» выглядит бледновато. Конечно, если посмотреть на то, что было снято в 1973 году, особенно на тему сверхъестественного, то этот фильм выглядит Титаником среди парусников. Но по современным меркам слабовато. Хоть я и признаю его ранг культовости, но по современным меркам все-таки слабовато. Уверен в свое время этот фильм наделал немало шума среди любителей кино. Теперь по сабжу. Еще раз вспомню о культовости, это относится и заглавной теме фильма. Короткая, но тревожная мелодия узнаваема даже теми, кто жанр ужасов не переносит в принципе. Хорошо хоть не стали вставлять ее в каждый мало-мальски «опасный» момент, как в Хэллоуине, например, и она не стала раздражающим фактором на протяжении всего фильма. Это уже плюс. Также тут присутствует очень даже неплохое визуальное оформление. Начиная от отличных пейзажных кадров, закачивая съемкой конкретных образов, выстроенных на контрасте. А вот с сюжетом не так все просто. Нет, он вовсе не плох. Насколько я знаю, фильм является экранизацией романа Уильяма Питера Блэтти. Сам роман я не читал, но мне почему-то кажется, что в фильм притащили много ненужного. По крайней мере так выглядит. Некоторые моменты попросту никак не относятся к основному повествованию, хотя, вполне возможно в романе они важны. Из всего актерского состава я знаком только с работами Макса Фон Сюдова и Элен Бёрстин. И если у первого очень мало времени, оценивать толком нечего, то вторая меня не особо впечатлила. Три амплуа – заботливая мать, переживающая мать, испуганная мать. Везде мимо. Однако понравилась игра юной актрисы Линды Блэр. Для молоденькой девочки выдать нечто подобное уже победа. Фильм к просмотру обязателен, хотя бы в качестве ознакомления. Чтобы знать, с чего началась эпоха качественных ужастиков. 8 из 10
Год 1973. Изгоняющий дьявола - Если бы британские врачи не задались вопросом: «Что такое плесень?», то у нас не было бы пеницилина. Несмотря на то, что «Изгоняющий дьявола» входит во всевозможные списки лучших и страшных фильмов, познакомился я с ним относительно недавно. До этого я видел в различных телепередачах и фильмах пародии на некоторые сцены, но с самой картиной не сталкивался. Перед первым просмотром я уже испугался цифры в графе «Год выхода», зная, что ничего ДЕЙСТВИТЕЛЬНО страшного в семидесятых не могли снять. Я ошибался. Популярная актриса Крис Макнил начинает замечать за своей дочерью Риган некоторые странности. Дочь ведет себя не всегда адекватно, а также рассказывает о различных видениях. Пытаясь списать все на психическое расстройство, Крис отвозит Риган на обследование в клинику. Вот только врачи не могут ничем помочь. Тогда отчаявшаяся мать просит помощи у священника… Не скажу что это действительно шедевр в жанре хоррор, но в этом фильме определенно что-то есть. Сейчас, к 2018 году тема экзорцизма в кино избита, и ничего нового уже вряд ли придумают. Однако почти пятьдесят лет назад этот фильм явно натворил немало шума, и знатно пощекотал нервишки не привыкших к такому уровню зрителей. Что есть, то есть. В плане хоррора он действительно хорош. Даже спустя столько лет «Изгоняющий дьявола» заставляет вздрогнуть время от времени. Да и в плане сюжета он не выглядит дряхло и заезжено. Все идеально. Начну разбор фильма. Первое что хотелось бы отметить это атмосферу. Поначалу нас переносят на раскопки в Ираке. Уже тогда появляется некоторое напряжение от не очень приятных глазу кадров. Позднее мы погружаемся в более привычную атмосферу городских будней. По мере развития сюжета напряжение начинает повышаться, постепенно достигая критической точки. И тут происходит самое удивительное для фильма, снятого в 70-х. Атмосфера накаляется до предела и… не затухает. Всё происходящее на экране всё также удерживает внимание, и даже нет намека на то, что сюжетная составляющая покатится вниз. Вот за это я накину лишних пару баллов. Давно меня ни один ужастик настолько сильно не увлекал. Так же хотелось отметить и блестящие актерские работы. С актрисой Элен Бёрстин я был до этого знаком только по фильму «Реквием по мечте». Она порадовала меня тогда своей актерской игрой, а теперь вот и здесь. Очень органично вписалась в роль испуганной и переживающей за дочь матери. Но больше всего мне понравилась работа маленькой актрисы Линды Блэр. Даже сквозь тонну грима умудрилась неплохо отыгрывать мимикой лица. Причем очень интересно наблюдать как она превращается из милой девочки в беснующегося демона. Перемены характера и резкие всплески ярости. Жаль она не получила Оскара, хотя была отмечена Золотым глобусом, что тоже весьма неплохо. Больше говорить нечего. Отмечать остальные пункты, такие как «спецэффекты» или «работу оператора» я не хочу, т. к. уже про это говорили миллион раз. Поэтому просто поставлю оценку, которая скажет сама за себя. 10 из 10
Год 1973. Изгоняющий дьявола - Если бы британские врачи не задались вопросом: «Что такое плесень?», то у нас не было бы пеницилина. Несмотря на то, что «Изгоняющий дьявола» входит во всевозможные списки лучших и страшных фильмов, познакомился я с ним относительно недавно. До этого я видел в различных телепередачах и фильмах пародии на некоторые сцены, но с самой картиной не сталкивался. Перед первым просмотром я уже испугался цифры в графе «Год выхода», зная, что ничего ДЕЙСТВИТЕЛЬНО страшного в семидесятых не могли снять. Я ошибался. Популярная актриса Крис Макнил начинает замечать за своей дочерью Риган некоторые странности. Дочь ведет себя не всегда адекватно, а также рассказывает о различных видениях. Пытаясь списать все на психическое расстройство, Крис отвозит Риган на обследование в клинику. Вот только врачи не могут ничем помочь. Тогда отчаявшаяся мать просит помощи у священника… Не скажу что это действительно шедевр в жанре хоррор, но в этом фильме определенно что-то есть. Сейчас, к 2018 году тема экзорцизма в кино избита, и ничего нового уже вряд ли придумают. Однако почти пятьдесят лет назад этот фильм явно натворил немало шума, и знатно пощекотал нервишки не привыкших к такому уровню зрителей. Что есть, то есть. В плане хоррора он действительно хорош. Даже спустя столько лет «Изгоняющий дьявола» заставляет вздрогнуть время от времени. Да и в плане сюжета он не выглядит дряхло и заезжено. Все идеально. Начну разбор фильма. Первое что хотелось бы отметить это атмосферу. Поначалу нас переносят на раскопки в Ираке. Уже тогда появляется некоторое напряжение от не очень приятных глазу кадров. Позднее мы погружаемся в более привычную атмосферу городских будней. По мере развития сюжета напряжение начинает повышаться, постепенно достигая критической точки. И тут происходит самое удивительное для фильма, снятого в 70-х. Атмосфера накаляется до предела и… не затухает. Всё происходящее на экране всё также удерживает внимание, и даже нет намека на то, что сюжетная составляющая покатится вниз. Вот за это я накину лишних пару баллов. Давно меня ни один ужастик настолько сильно не увлекал. Так же хотелось отметить и блестящие актерские работы. С актрисой Элен Бёрстин я был до этого знаком только по фильму «Реквием по мечте». Она порадовала меня тогда своей актерской игрой, а теперь вот и здесь. Очень органично вписалась в роль испуганной и переживающей за дочь матери. Но больше всего мне понравилась работа маленькой актрисы Линды Блэр. Даже сквозь тонну грима умудрилась неплохо отыгрывать мимикой лица. Причем очень интересно наблюдать как она превращается из милой девочки в беснующегося демона. Перемены характера и резкие всплески ярости. Жаль она не получила Оскара, хотя была отмечена Золотым глобусом, что тоже весьма неплохо. Больше говорить нечего. Отмечать остальные пункты, такие как «спецэффекты» или «работу оператора» я не хочу, т. к. уже про это говорили миллион раз. Поэтому просто поставлю оценку, которая скажет сама за себя. 9 из 10
В 1971 году роман Уильяма Питера Блэтти 'The Exorcist' потряс весь мир. Написанная им шокирующая и леденящая кровь книга стала сенсацией и очень быстро превратилась в бестселлер. Она и сейчас остается одним из самых страшным романов из когда-либо созданных. Мимо продюсеров он, бесспорно, пройти никак не мог, поэтому неподдельный интерес кинематографистов в те годы был вполне объясним. После успеха 'Французского связного' приглашение опытного и оскароносного режиссера Уильяма Фридкина, который с неподдельным интересом взялся за экранизацию нашумевшего романа, было вполне оправдано. Так зарождалась картина, которая которой было суждено стать культовой. Ужас начинается незаметно. Тревожный шум, странные запахи в детской комнате, мебель живущая своей жизнью, холод в комнате. Изначально логическое объяснение находится всему, но когда страшные изменения начинают происходить и с самой несовершеннолетней девочкой, а психиатрические исследования не дают ответов на поставленные вопросы и никак не объясняют её тревожные симптомы, то возникает страшное чувство, что что-то ужасное вселилось в ее юное тело. В ходе всех перипетий остается один единственный шанс на спасение ребенка - сеанс экзорцизма. По задумке Уильяма Фридкина ужас в «Изгоняющем дьявола» должен расти постепенно и достигнуть своего максимума лишь к концу фильма. Именно поэтому нарастающий эффект и реализован режиссером очень умело и первые сорок минут фильма отдаются на откуп подготовки к тому сверхъестественному, что начинает происходить, когда у Риган кровать начинает ходить ходуном. При этом и разговоры об экзорцизме впервые заходят лишь спустя половину фильма, а сильный эффект в ходе постепенно растущего ужаса и достигает своего максимума лишь к концу, который получается таким страшным, так как максимально приближен к действительности и реальности. В итоговой своей ипостаси получившийся 'Экзорцист' не даром возглавляет многие хит-парады и рейтинги самых страшных фильмов ужасов. В каждом из жанров существуют такие определяющие картины, которые служат отправной точкой для кинематографистов, на которые они впоследствии ровняются. В данном случае 'Изгоняющий дьявола', бывший в новиночку в те годы, сильно взбудоражил умы зрителей в 1973 году и положил начало фильмам ужасов про демонов. Картина стала отправной точкой в кинематографе для снятых впоследствии других фильмов на тему экзорцизма. Именно на тему экзорцизма, обряда изгнания духа, а не мистики в целом. Безусловно, после каждого просмотра даже спустя годы и многочисленные просмотры картину Фридкина хочется хвалить, так как в ней соблюден идеальный баланс от сценария и актерской игры, до грима и звуковых эффектов, создающих полноценный эффект страха и животного ужаса. Фильм был актуален и интересен тогда, таковым он остается и сейчас. В современную эпоху кинематографа, когда о теме религии и дьяволе снято уже огромное количество фильмов и тема не кажется уже такой неизведанной, как в 1973 году, «Изгоняющий дьявола» остается все таким же актуальным и также продолжает пугать. Подобные определяющие картины выходят очень редко, но в последствии годами будоражат миллионы людей. Уже не раз названный самым страшным фильмом за всю историю кино 'Изгоняющий дьявола' подтверждает свое реноме и спустя многие годы. Главной особенностью фильма остается то, что он является и остается интересным, захватывающим и увлекающим действом, от которого сложно оторваться. Причем даже при n-м просмотре, а это уже признак шедевра на все времена. Шедевра, врезавшегося в память зрителей разных поколений и обретшего культовый статус. Одна только лестница, с которой скатывался отец Каррас, стала знаменитостью Джорджтауна и теперь зовется «лестница экзорциста». Не это ли является показателем влияния кинематографа на массы. Культовое кино. Классика жанра
Странно, что я, как любитель фильмов на подобную тематику, познакомился с «Изгоняющим дьявола» только сейчас. Скорее всего, дело было в том, что фильм вышел в далёком 1973 году, когда кинематограф только лишь развивался. Как следствие последнего, современный разбалованный зритель, коим я и являюсь, невольно корчит недовольные гримасы по поводу грима, сюжета, спецэффектов. Как же я ошибался… Актёрская игра. К сожалению или к счастью, я не могу выделить в плохом или хорошем смысле какого-либо актёра за его косяки или заслуги соответственно, ведь все справились просто идеально. Не могу назвать ни одного момента, где я бы усомнился в искренности передаваемых актёром эмоций. Чрезвычайно аутентичная одержимая, сверхчувственная и любящая мама и очень отважные и сильные духом священники – вот такие исполненные роли мы имеем по факту. Антураж. Казалось бы, 1973 год, а какой грим: из милой и красивой девочки Реган постепенно и методично превращается в измученную одержимую. Самое классное, что все сцены с проявлением дьявольщины и паранормального сняты без каких-либо дополнительных компьютерных дорисовок, от чего они приобретают эффект естественности, что делает их в крайней степени правдоподобными, как будто так в реальности и должно происходить. Эти кадры привносят в общую атмосферу фильма элемент, заманивающий зрителя за ту сторону экрана, заставляющий полностью окунуться в картину. В общем, имеем нереально качественную работу, кропотливо сделанную вручную, без вмешательства компьютера. Самое забавное, что получилось-то в миллион раз лучше некоторых современных «цифровых» попыток сделать нечто подобное. Определённо огромное уважение художникам и режиссёру за отличные декорации и постановку, создающую доселе не воссоздаваемый антураж. Сюжет. Посмотрев «Изгоняющий дьявола», становится понятно, откуда современные фильмы о нечисти берут вдохновение, ведь перед вами первый уникальный сюжет на тему экзорцизма. Примечательно то, что проходные фильмы о демонах пытаются скопировать сие творение, но той размеренности, методичности, захватываемого дух интересного продвижения событий и активных, не дающих заскучать действий добыть у их создателей попросту не получается. Хочется выделить нереально правдоподобную и грамотную постановку роли самого Дьявола в сюжете: он предстаёт перед нами максимально мерзким, нереально похабным в своём отношении к людям, высокомерным и напрочь извращённым парафилом. Именно таким он и представляется во всех религиях, где есть некое подобное существо, олицетворение всего зла. Очень здорово, что сюжет идёт «по экспоненте», то есть начинается всё максимально плавно и с каждым разом действия начинают происходить всё быстрее и быстрее до тех пор, пока мы не достигаем конечной точки. Всё это нереально захватывает, интересует, не отпускает и побуждает к неподвижному и сконцентрированному просмотру. В заключение этой части хотелось бы отметить, что сцена экзорцизма получилась просто замечательной: всё по канонам жанра, всё так, как и должно быть. Звуковое сопровождение. Безусловно, атмосферу создаёт в первую очередь актриса озвучки Мерседес МакКембридж, которая изобразила голос одержимой Риган. Её вклад в историю громаден, ведь она сформировала образ Дьявола на 50%. Придерживаясь строгой диеты для создания хриплого пугающего голоса и проделав изнурительную работу, актриса так и не получила признания и не была даже упомянута в финальных титрах, но настоящие фанаты её, конечно же, помнят и уважают. Кроме неё, разумеется, огромный вклад сделал сам звукорежиссёр. Помимо хорошего, качественного звука в историю были вплетены художественные вставки: для создания более дьявольской атмосферы смерти звукорежиссёр включил в звуковую дорожку визг и хрип свиней со скотобойни в моменты показа кадров болезненной атмосферы в комнате больной девочки. Это придало кино оригинальности и криповости. Операторская работа. Помимо хорошего качества съёмки, можно отметить неплохо выбранные съёмочные планы и отличную постановку кадра во время проведения обряда экзорцизма. Не думая и не гадая, рекомендую к просмотру незамедлительно, ведь такого кайфа от просмотра кино об изгнании дьявола, поверьте мне, вы давно не получали. Десять пентаграмм из десяти. 10 из 10
Пазузу, начало… Изгоняющий дьявола Некоторые говорят, что именно Макс фон Сюдов является главным героем этого классического фильма ужасов (или драмы, выбирайте сами). Он играет пожилого экзорциста (посмотрите современные фильмы с Максом, такой же), который пытается изгнать дьявола из маленькой девочки. Я с этим категорически не согласен. Кино идет два часа с хвостиком. Макс появляется на десять минут в самом начале, а потом уже ближе к концу (минут на двадцать). Все. К чему я это? А к тому, актера Джейсона Миллера номинировали на Оскар за лучшую мужскую роль второго плана. Чушь! Миллер явно заслужил центральное место среди мужчин. По поводу фильма, это очень страшная картина, ребят. Не хотите признавать? Тогда вы просто ничего не понимаете в ужасах. Больное кино, холодное кино, душераздирающее кино. Безумно тяжко смотреть (особенно вторую половину). Я стараюсь не думать о реале, когда знакомлюсь с картинами про экзорцизм, но кино Фридкина (одним щелчком) разрушает мою преграду. Случись такое в реале. Ну, я бы не только трусы испачкал, вообще бы коньки отбросил. Как она там носилась по лестнице на руках, плевалась кровью и блевала зелеными фонтанами, ох. Жуткая вещь, жуткая-я-я. Мне даже рассказывать, черт возьми, невыносимо больно. Любой, кто снимет подобное кино, заслуживает отдельную палату в психбольнице. Кстати, Фридкин – ненормальный! Стэнли Кубрик был ненормальным? А-ха-ха, на контрасте с Фридкиным, товарищ Кубрик – маленький пацан. Фридкин насиловал целый год Линду Блэр. Насиловал Берстин. Палил из пистолета на съемочной площадке. Кидался различными предметами в актеров, а однажды занялся рукоприкладством. Серьезно, заехал актеру по лицу, чтобы тот играл получше. Их там всех номинировали на Оскар, а-ха-ха. Естественно, Фридкин распоясался по полной программе. Какие еще эффекты? Взял и заморозил комнату. У актеров пар изо рта идет, дурдом. Ребята, помяните мои слова, Уильям Фридкин – это зубодробительная жесть. Конечно, сейчас уже старенький, какой милый дедушка. Раньше только с кнутом ходил. Запор-ю-ю-ю! Кино про борьбу с дьяволом. Ага, снято самим дьяволом. Надо ли говорить про шедевр? Понятное дело, сами уже догадались. “Изгоняющий дьявола” – настоящая классика. Шикарная актерская игра и мощная режиссура. Надо знать такие вещи! P.S. В 1990 году выйдет картина “Изгоняющий заново”. Пародия с Лесли Нильсеном и Линдой Блэр. Старушка посмеется над своей самой знаменитой ролью. У Фридкина ей было не до смеха… 8,5 из 10
Знакомство с происками нечистых сил настигло молодого писателя Уильяма Питера Блэтти еще во времена обучения в Университете Джорджтауна, когда к нему обратился добрый друг и преподаватель Томас В. Бермингем с уговорами написать грядущую дипломную работу на тему вселения демонов в человеческое тело. Как гласит история, Блэтти с успехов проделал работу, защитив ее самым наилучшим образом и тем самым прослыв одним из самых перспективных выпускников Университета. Ненадолго прервав карьеру из-за службы в армии, писатель снова вернулся в строй, чтобы в полной мере реализовать свой неимоверный талант, однако вместо того, чтобы допоздна засиживаться в уютном кабинете и лишь периодически выбираться на улицу, Блэтти обратил свое внимание на активно развивающийся послевоенный кинематограф, которому и решил оказать свои услуги в качестве сценариста и частично актера. Словно позабыв о начале творческого пути, отмеченного расследованиями зловещих преступлений, отворенных потусторонней силой, Блэтти с особой рьяностью принялся за сочинение комедий, многие из которых были реализованы на экраны. Постепенно слава сценариста, написавшего 'Выстрел во тьме', позволила ему положить на банковский счет весьма кругленькую сумму, однако время беззаботных голливудский комедий постепенно уходило в небытие под гнетом холодных политических кошмаров и хорроров, символизирующих эпоху общественной паранойи, от чего Блэтти оказался совершенно не удел. Средства на проживания стали катастрофически сокращаться, и ему пришлось в срочном порядке искать новые способы заработка, способные сохранить его свежесть рассудка и возможность писать достойные произведения. Пребывая в нешуточном замешательстве после многочисленных отказов в предоставлении своих сценарных услуг, Блэтти мысленно перенесся на несколько десятилетий назад, когда он услышал весьма интригующую и вместе с тем пугающую историю о том, как двое священников-иезуитов прибыли в обитель 14-ти летнего мальчика, предположительно одержимого бесами. Как известно из открывшихся источников, паренек без проблем общался на латинском языке, предметы в его комнате обрели способности к левитации, а сам одержимый обладал неимоверной силой, с которой не могли толком справиться даже двое взрослых мужчин. Долгий, мучительный обряд изгнания в конце концов обернулся победой сил света над тьмой, а самого мальчика отправили на обследование в госпиталь того самого Университета Джорджтауна, где как раз обучался юный Уильям Питер Блэтти. Всерьез заинтересовавшись данной историей, писатель посчитал, что именно она должна стать его следующим проектом, пускай и с необходимыми художественными изменениями, способными обезопасить его от судовых разбирательств и нежелательных отступных. И хотя работа над 'Изгоняющим дьявола' затянулась на куда более время, нежели рассчитывал Блэтти, в 1971 году книга все-таки вышла на прилавки, став не просто популярным чтивом, а полноправным бестселлером. Не оказался в стороне от столь значимой книги и кинематограф, с которым у писателя некогда сложились весьма теплые отношения. Блэтти сумел договориться с продюсерами на взаимовыгодных условиях, и уже спустя два года после публикации 'Изгоняющий дьявола' вышел в широкий прокат, на долгие годы забронировав за собой статус самого кассового хоррора с наивысшим возрастным ограничением. Сюжет фильма, срежиссированного Уильямом Фридкиным, знакомит нас с Крис МакНил (Эллен Берстин), молодой женщиной, снимающейся в фильме на территории Университета Джорджтауна. Работа над многообещающим проектом омрачается для женщины после череды странных приступов, случившихся с ее 12-ти летней дочерью Риган (Линда Блэр). Официальная медицина не в силах понять, что же именно происходит с девочкой, чье тело выгибается под неестественными углами, а голос выдает просто невероятный спектр звуков, которые напоминают то ли крик безумца, то ли животное неистовство. Ситуация усугубляется еще и тем фактом, что во время недолгого пребывания в комнате Риган, из окна выбрасывается режиссер фильма, в котором снималась Крис, и это обстоятельство вынуждает мать забить тревогу, ведь с ее дочерью явно происходит нечто сверхъестественное. Лечащие врачи девочки убеждают мать пригласить в свой дом священника, дабы тот провел обряд экзорцизма, так как это по сути последняя возможность повлиять на состояние Риган, отказывающееся меняться под воздействием лекарств и традиционной терапии. Таким образом в обитель Риган входит отец Каррас (Джейсон Миллер), одолеваемый горем священник, решившийся несмотря ни на что спасти душу совсем юной девочки. А помочь ему в столь ответственном задании вызвался прославленный Ланкастер Меррин (Макс фон Зюдов), уверенный и знающий свое дело экзорцист, недавно вернувшийся из длительной командировки. Взявшись за экранизацию романа Уильяма Блэтти, режиссер Уильям Фридкин сказал: «Люди ходят в кино по трём причинам: хотят посмеяться, поплакать и попугать себя. И делать фильмы нужно только для того, чтобы смешить, пугать или заставлять плакать». Столь броское заявление напрямую отбилось на съемочном процессе фильма и как следствие его художественных качествах. Как мы знаем по словам прямых участников создания 'Изгоняющего дьявола', Фридкин был на площадке словно одержимым. Ему не было дела до тонких чувств актеров, оператора, декораторов и осветителей. Режиссер хотел показать кошмар таким, каким он мог быть взаправду, поняв смысл ужасов Блэтти слишком буквально. 'Изгоняющий дьявола' буквально до отказа набит всевозможными мистическими проявлениями, причем местами их настолько много, что они перебивают собой абсолютно все: здравый смысл, драматургию и логику. Однако стоит признать, что Фридкина неспроста называют гением от кино, ведь он доподлинно точно знает, что делает. Демонические силы испокон веков обладали репутацией смертельных врагов всего сущего, действующих как коварством так и открытыми насмешками, граничащими с форменным сумасшествием. И все это режиссер захотел явить нам на экране, дабы каждый читатель оригинального романа прочувствовал на себе, что такое находится рядом с демоном во плоти и ощущать его зловонное дыхание. При этом стоит отметить, что спустя десятилетия после премьеры 'Изгоняющий дьявола' все равно смотрится эффектно и пугающе. А это говорит нам о том, что старания Блэтти и Фридкина не прошли даром. Они сотворили резонанс, который даже не думает затихать. Людям суждено пугаться неизвестного, при этом они должны знать своих врагов в лицо И 'Изгоняющий дьявола' заставил нас столкнуться самым опасным кошмаром, который почему-то наука и скептики считают ничем иным, как пустым вымыслом. Не в последнюю очередь «Изгоняющий дьявола» славен своими невероятно точными актерскими работами, позволившими аудитории наладить с историей еще более тесный контакт. В особенности великолепным получился отец Ланкастер Меррин в исполнении Макса фон Зюдофа. Пускай данный герой появился на экране всего в нескольких сценах, однако во многом именно благодаря нему зрители смогли почувствовать истинную силу веры и стремление победить зло несмотря ни на что. Макс фон Зюдов сотворил один из самых запоминающихся образов в истории кино, а сам «Изгоняющий дьявола» в целом превратился в нетленную классику жанра, с достоинством исполняющую заветы культового первоисточника от Уильяма Блэтти. 10 из 10
По сравнению с заполонившими в последнее время кинотеатры, и успевшими надоесть зрителю современными фильмами, в которых сюжет держится на обряде экзорцизма, картина Уильяма Фридкина смотрится совершенно по-другому. Конкуренцию ему могут составить лишь пара тройка картин, в которых есть такая же напряжённая атмосфера и в которых, как и в «Изгоняющем дьявола», кульминация борьбы священнослужителя со злом оставлена на финал. Пример может служить фильм «Заклятие» режиссёра Джеймса Вана. В нём также, как и в работе Фридкина большинство составляющих деталей, делающих проект успешным, на высоком уровне. И они не дают усомниться в действительности происходящего, включая равную по силе игру всех актёров. Но в случае и с «Заклятием» и с другими фильмами на помощь создателям зачастую приходят компьютерные технологии и можно нарисовать на компьютере то, с чем возникают большие проблемы при съёмках, в то время как группе людей, работавшей над созданием «Изгоняющего дьявола» пришлось преодолеть немало трудностей. Умело распределив всю историю по хронометражу в два часа с небольшим, Фридкин добился того, чего хотел. И не зря он в режиссёрской версии решил добавить некоторые моменты, не попавшие в оригинал. Если бы они оказались в оригинале, то общее впечатление от фильма было бы немного другим, но не столь существенным. Ничем не примечательная юная Реган (Линда Блэр) ведёт себя так же, как и её ровесницы. Но до тех пор, пока с ней не начинают происходить странные вещи. Посещение докторов и психиатров не приносит особых результатов. Обычная процедура по выявлению возможных причин такого поведения ни чего не показывает. Мать Крис (Эллен Бёрстина) по прошествии времени уже практически отчаявшись, принимает решение проконсультироваться у священника. Тот позже убеждается, что психическое расстройство, на огромное количество которых он уже насмотрелся, в действительности таковым не является и придется, в конечном счете, прибегнуть к применяемому крайне редко даже на его практике обряду экзорцизма. В эпоху развитого интернета у большинства людей появилась возможность находить то, что они хотят. Это же и относится к информации, касающейся общих фактов и доказательств существования нечистой силы. В поисках правды можно натолкнуться на десятки видео и статей, в той или иной степени затрагивающих эту информацию. И прикинув, какой ажиотаж «Изгоняющий дьявола» вызвал у зрителей в семидесятые годы, то совсем не удивляешься, почему так произошло. Плюс ко всему Фридкин сторонник не совсем традиционных методов. Чем сейчас мало кого удивишь. Чтобы актёры проявляли именно ту эмоцию, которая необходима в той или иной сцене без йоты фальши, режиссёр и к помощи съёмочной группы прибегал, и сам не прочь был и затрещину дать, чтобы вызвать ошарашенный вид у актёра. Главное, что хочется отметить, так это великолепную игру актёров, включая игру тогда ещё совсем молодой актрисы Линды Блэр, которой на тот момент было всего-навсего 12 лет. А ведь ей пришлось показать себя в тех моментах, в которых не каждый взрослый способен раскрепоститься. Немало внимания создатели уделили и глазам Реган. Они и без жёлтых линз таят в себе нечто загадочное, а с ними так и вообще смотрятся жутко. Фридкин пошёл ещё на один интересный шаг, наделив одержимую Реган, а точнее дьявола, вселившегося в неё, такими чертами характера как безразличие к происходящему, гнев, и, что самое удивительное, юмор. Насчёт последнего всё становится понятно, когда видишь, как в ход идут его шутки вкупе с хорошими навыками психолога, которыми он также обладает. Из минусов хочется отметить, по крайней мере, один. Слишком очевидным становится огромное расстояние между окном комнаты Реган и лестницы, на которую упал ни один персонаж, выпав из этого самого окна. Это чётко видно, когда отец Дайер в конце фильма смотрит в его сторону и стоит при этом у лестницы. Не хило надо человеку не то, чтобы разбежаться, а ещё лучше прыгнуть под таким тупым углом, чтобы просто напросто упасть на лестницу и покатиться по ней кубарем. 8,7 из 10
Изгоняющий Дьявола, это название знают все фанаты этого жанра, это настоящая классика в таком типаже сюжета. За всю историю киноиндустрии выходили разные фильмы Ужасов, но настоящей классикой стали произведения 20 века. Безусловно, если бы я родился тогда, когда снималось это кино, яб жутко испугался и это лицо дьявола снилось бы мне долго. Но мы все таки живём уже в 21 веке, мало что может нас напугать, из за этого ужасы снимать все сложнее и сложнее. Поэтому непонятно будущее этого жанра, но закончим с предисловием и перейдём к самому фильму. Режиссёр фильма, Уильям Фридкин. Изгоняющий дьявола наверно самый удачный, его фильм в жанре Ужасы. А так до этого произведения, он снял единственное успешное кино, это Французский Связной. Так что личность не очень известная, и само это кино имеет ошибки. Мои впечатления после просмотра разные, есть и хорошие, есть и плохие. Я не любитель типажа изгнание дьяволов, мистики различной, но посмотреть этот фильм я был обязан, ибо как можно считать себя любителем жанра Ужасов, не посмотрев Изгоняющий Дьявола. Я не был напуган, тут не было того что мне нравится в фильмах ужасов, это напряженная атмосфера и боязнь потерять главного героя. Но тут присутствовали другие фишки, это скримеры, кровь, мерзость и тому подобное, я не ценю в Ужасах вот это, из за этого как не трудно догадаться я был разочарован. Но в фильме присутствовало многое другое, что мне понравилось. 1. Сюжет(7 из 10). Сюжет в фильме в те года, был отличный, свежий и в правду пугающий. Ведь тогда все люди очень любили свою религию, и естественно такой типаж сюжета, их очень сильно напугает. Но сейчас, таких кино вышло уже очень много, везде одно и тоже. Но естественно, прадедом нынешних таких произведений является 'Изгоняющий Дьявола'. Меня сюжет нечем не впечатлил, не напугал. 7 потому что тогда этот фильм был и вправду страшен абсолютно всем. 2. Атмосфера(6 из 10). Атмосфера в фильме тоже нечем не примечательная. Потому что как я писал выше тут нету того, чего я ценю в фильмах Ужасов. Я был очень разочарован, когда увидел скример. Именно им пытались напугать людей и добавить атмосферу, опять же тогда это 100% у них получилось, но меня повторюсь, это очень разочаровало. Яб поставил ниже оценку, но тогда это было актуально. 3. Графика(7 из 10). Графика весьма не плохая. Была проведена очень хорошая работа в плане спецэффектов, их тут достаточно и они сделаны очень хорошо. Прорисовка лиц, окружающий мир, кровь тоже на уровне. Тут я не разочаровался. 4. Актёрская игра(6 из 10). Актёры сыграли тоже средне. Это замечено в следующих пунктах. Ну во первых, это плохо переданный свой образ в фильме, у некоторых персонажей это наблюдается. Во вторых, это конечно уже халтура со стороны режиссера, про некоторых персонажей вообще почти нечего не рассказано, кем они были, что их сюда привело, они просто присутствуют и все. В третьих, иногда наблюдаются искусственные эмоции. Короче, тоже не очень. 5. Музыкальное сопровождение(7 из 10). Этот пункт в фильме весьма не плохой. Ну вот использовали её не очень, далеко не все зависит от самой музыки, нужно её ещё хорошо вставлять. Такую оценку я ставлю из за голосов, этого демона. Хоть его лицо после двух минут уже не страшно, а в некоторых местах и смешно. Но звуки он издавал просто замечательные, за это ставлю лайк однозначно. Итог, Изгоняющий Дьявола это середняк жанра Ужасов. Фильм с явными недочетами, но все таки получше многих современных Ужастиков, это я могу говорить смело. Я повторюсь, не являюсь фанатом подобного сюжета, из за этого меня фильм нечем абсолютно не удивил, кроме спецэффектов. Если вы фанат, подобной темы, то вы должны обязательно посмотреть. Да вообще все фанаты жанра Ужасы, должны посмотреть этот фильм. Обычному телезрителю не советую. Такая оценка, из за того что, фильм 'Изгоняющий Дьявола', классика жанра, ато так оценка была бы ниже. 7 из 10
В наше время хорошие ужастики - большая редкость и их можно посчитать на пальцах. Все эти зомби, вампиры демоны...Им далеко до фильмов Тода Браунинга или Джорджа Ромеро, фильмы которых стали по настоящему культовыми и страшными. Одним из таких фильмов является и 'Изгоняющий дьявола' далекого 1973 года. Сюжет фильма основан на одноименном романе Уильяма Питера Блэтти и рассказывает нам о том, как в дочь известной актрисы вселился сам дьявол!По началу все думали что это легко объяснимый психологический феномен, который пройдет в скором времени, но состояние Рейган(дочери актрисы) становилось все хуже и хуже и она становилась как-будто чужая - начала ругаться, а вскоре начала говорить совсем другим голосом!Психологи же говорили, что все с ней будет хорошо и она поправиться. А когда худшие опасения оправдались, то мать просит священника помочь и произвести обряд экзорцизм - изгнать духов из тела девочки. После долгих раздумий, святой отец все же соглашается на нелегкое задание. Вскоре ему в помощники дают самого отца Мерина, у которого уже был опыт в обрядах экзорцизма... Режиссером фильма стал Уильям Фридкин, известный по такому фильму как 'Французский связной',за который он получил премию 'Оскар' как лучший режиссер. В этом фильме его так же можно похвалить, так как команду он нашел достойную, что бы воплотить роман Блэтти в явь, при этом сделав его очень и очень реалистичным, мистическим, пугающим, ужасающим. Так же мне очень понравилась работа оператора Оуэна Ройзмана и композитора Стива Боэддекера за отличную музыку в фильме! Что же касается актеров, то они как и фильм выглядят очень реалистично и даже не вериться, что это актеры!Особенно Макса фон Сюдова, который сыграл отца Мерина, игра которого просто выходит за рамки и кажется, что он настоящий священник!Вообщем то все актеры заслуживают похвалы!Интересный факт, что на момент съемок фильма Линде Блэр было всего лишь 14 лет! Итого:лично мое мнение, что 'Изгоняющий дьявола' - один из лучших фильмов ужасов, который можно пересчитать по пальцам!Да, тут нету морей крови, кишок, расчленения или каких либо других приемов из фильмов ужасов, которые выходят в наше время. Если Вы ждете от фильма именно этого, то смело игнорируйте его!Представьте как в 1973 году люди смотрели этот фильм. Я бы очень хотел глянуть на реакцию зрителей в то время. 'Изгоняющий дьявола' - один из лучших фильмов как обычных так и ужастиков!При бюджете в 12 миллионов долларов он собрал аж 441 миллион и кучу номинаций и наград. В их числе 2 'Оскара',4 золотых глобуса,4 премии 'Сатурн' в том числе и 'Лучший фильм ужасов'! Это Вам не какой-то трэш, а самый настоящий фильм ужасов!Посмотрите и Вы не пожалеете, что потратили 2 часа и 12 минут своего времени!Приятного просмотра! P.S. Для настоящего эффекта смотрите фильм ночью. 8 из 10
Если тезис о том, что «Изгоняющий дьявола» является самым страшным фильмом за всю историю кино, звучит довольно смело, то факт первенства сего фильма в категории фильмов об экзорцизме отвергать нельзя. Более того, лента Уильяма Фридкина стала основой целого жанра картин о дьявольской одержимости, воздействуя именно на первородные страхи человечества. И так, семью известной актрисы постигло горе. Ее маленькая дочь внезапно начинает вести себя неестественным образом. Мать полагает, что причиной тому стала личная трагедия. Врачи спешат диагностировать различные психические заболевания, хотя не в силах найти причину и оказать помощь… Местный священник подозревает, что девочка одержима дьяволом, несмотря на то, что в современном обществе мало кто верит в подобные вещи, включая самих служителей церкви. Тем не менее, Ватикан вызывает из Азии эксперта в области экзорцизма отца Ланкастера Меррина. Уже сама идея того, что абсолютное зло заключается в теле маленькой невинной девочки, таки здорово будоражит воображения. Если эту идею умножить на само наполнения картины, где все внимания аудитории направлено к первородным и глубинным страхам каждого из нас, получается леденящая атмосфера, где чувство тревоги нарастает от кадра к кадру. Именно на этом довольно успешно и сыграл Уильям Фридкин. В картине не будет причудливых монстров, внезапно выпрыгивающих из-за угла и «моря кровищи», характерного для современных фильмов-ужасов, лишь методичное пошаговое погружения в круговорот событий, которым правит безудержное зло. «Изгоняющий дьявола» захватывает внимание своей натуралистичностью от чего происходящее воспринимается довольно органично и еще острее. Прекрасно прописанные линии главных персонажей вносят в действо драматический оттенок, создавая ощущения подлинности увиденного. На этом фоне повороты головы маленькой героини на 360 градусов, ее невероятный спуск по лестнице, жуткий голос и способность к телекинезу выглядят вполне реалистично и вызывают у зрителей чувство жути. Не смотря на преимущественно мистическую составляющую, автор ставил перед собой более глобальные цели, нежели просто напугать зрителя. «Изгоняющий дьявола» - способ заявить о том, что есть вещи, которые не ограничены наукой и техническим прогрессом. Есть понятия, выходящие за рамки человеческого понимания, есть вечная борьба между Добром и Злом, проходящая за каждого из нас, и только наша вера способна помочь выбрать «правильную» сторону. «Суть одержимости не в войнах, как склонны считать некоторые, и не в великих событиях. У нее иной масштаб, и она очень редко дает о себе знать открыто, редко вторгается в души, в плоть и кровь. Нет, я видел эту одержимость в мелочах, в бессмысленных, банальных ссорах, в непонимании, в грубых и оскорбительных словах, порой срывающихся с уст близких друзей. А иногда и с уст возлюбленных. Ну ладно, нам незачем призывать сатану, чтобы началась война, мы сами начинаем ее, сами…»© (Уильям Питер Блэтти. Изгоняющий дьявола)
К сожалению, это как раз тот случай, когда время прошедшее со дня премьеры фильма (а это без малого 40 лет) сводит на нет все старания создателей, делая из одной из самых страшных картин семидесятых годов, зрелище которое едва ли напугает даже ребёнка. В этом плане книге Уильяма Питера Блэтти, по которой был снят фильм, повезло больше. Она до сих пор читается неплохо, потому как наше подсознание представляет себе куда более страшного демона, чем мы видим в бесспорной киноклассике 'Изгоняющий дьявола'. У знаменитой актрисы Крис МакНейл несчастье. Её маленькая 12-летняя дочь Риган на первый взгляд сошла с ума. Начиналось всё с неконтролируемой брани, странного поведения, изменения голоса. Однако, потом проблема встала в полный рост и стало понятно, что в бедной Риган поселилось что-то чертовски злобное и отвратительное, что-то что буквально убивает девочку изнутри. Врачи не смогли помочь Крис и теперь её последняя надежда - церковь в лице молодого, несчастного священника Дэмьена и опытного экзорциста Ланкастера Меррина. Как я уже сказал, к сожалению, время довольно беспощадно обошлось с этим, без сомнения, киношедевром прошлых лет. В наш век цифровых технологий и поставленной на поток индустрии производства фильмов ужасов 'Изгоняющий дьявола' смотрится, как не более, чем тревожная и слегка затянутая история о демоне внутри маленькой девочки. Но, оценивать этот фильм с такой позиции было бы не совсем честно с точки зрения сиюминутности кинематографа. Редкий фильм тех времён, смотрится также хорошо на наших суперсовременных экранах, как он смотрелся на белых простынях кинотеатров тех лет. Однако, у фильма есть недостатки и не связанные с визуально-устрашающей частью. Фильм довольно сильно проигрывает книге (а её я перечитывал совсем недавно) по части диалогов Дэмьена с бесом. В книге это очень точные, психологически выверенные беседы, в фильме же всё свелось в двум-трём оскорблениям да плевком в лицо густым 'гороховым супом' зелёного цвета. С точки зрения актёрской игры, крайне порадовали двое: Джейсон Миллер и Линда Блэр. Миллер сыграл разочарованного в вере священника очень хорошо, несмотря на то, что это первый опыт в кино этого актёра. Но больше всех поразила Линда Блэр, сыгравшая малышку Риган и, соответственно, то, во что она превратилась после встречи с бесом. Я удивлён насколько гармонично и по-взрослому смотрелась эта маленькая девочка в такой сложной и, что уж говорить, непристойной роли. Резюмируя, хочется сказать, что я вполне доволен тем фактом, что посмотрел этот фильм. Вообще, последнее время меня преследует стремление закрыть пробелы по части киноклассики. А 'Изгоняющий дьявола' - это самый настоящий классический фильм ужасов. И да, он намного лучше 'Ребёнка Розмари'. 7 из 10
Совсем неожиданно посмотрел фильм, да еще и ночью. Подобных фильмов оказалось много, где дьявол вселяется в душу простого смертного, но как-то я не припомню за собой просмотров Шести демонов ЭР и прочих, так что сравнивать мне особо нечего и не с чем. Фильм обладает одновременно завораживающим и отвращающим свойством, что удается отнюдь не многим режиссерам. Атмосфера фильма постепенно переходит из состояния относительного спокойствия в осознание или может даже веру того, что мистические, инородные и дьявольские силы и вправду вселились в тело девочки. Если бы дьявол вселился в тело уже взрослого человека по-моему такого эффекта неописуемого ужаса и непреодолимого страха не было, не случайно и в других творениях мы маленькую девочку с душой демона, это как какой-то необъяснимое по крайней мере мне чувство тревоги и страха. Сложно представить какое воздействие на людей еще не привыкших к таким фильмам оказывало это творение. Лично меня оно напугало, благо после этого я посмотрел комедию, а так бы мог и не заснуть. 9 из 10
Я просто обожаю пересматривать классику мирового кинематографа независимо от ее жанра. Будь то ужасы, или триллер, или драма, или детектив - эти фильмы навсегда останутся лучшими в своем жанре. Главная причина, по которой эти фильмы до сих пор считаются эталоном в кино, в том, что они содержат в себе смысл. Я имею в виду, что в фильме присутствует не только сюжет, но еще и мысль или идея, которую хотел передать автор с целью тронуть разум или даже душу зрителя. 'Изгоняющий дьявола' - один из таких фильмов. Это не просто мистический фильм ужасов, о чем, я уверен, думают многие люди, не смотревшие этот фильм. Думаю, эти люди задаются вопросом, о чем все-таки этот фильм, так как любители хорошего кино о нем говорят, говорят, но так и остается не понятным, о чем же он. Сюжет очень даже интересный. Начинается фильм с археологических раскопок в Ираке, в которых священник Ланкастер Меррин находит вещи, означающие силы зла. Тем временем в Джорждтауне в семье киноактрисы, чья жизнь просто идеальна, происходит несчастье: ее дочь начинает вести странным образом. В тоже время священник Дэмиан Каррас начинает терять веру из-за своих материальных и семейных проблем. Но всем этим героям суждено встретиться по причине темных сил. Если говорить о жанре этого фильма, то, как мне кажется, определенного жанра в фильме нет. 'Изгоняющий дьявола' - скорее симбиоз различных жанров: ужасы, в фильме есть довольно страшные эпизоды (Например, эпизод на чердаке или когда главная героиня осталась одна дома, когда выключился свет), триллер, так как на протяжении всего фильма ощущаешь сильное напряжение и страх, мистика, так как тема духов и экзорцизма уже подозревает это, детектив, так как есть небольшое, но интересное расследование загадочного убийства режиссера, и, конечно, драма. При чем драма здесь всех типов, так сказать: и психологическая, и социальная, и семейная. Думаю, что после такого описания жанров читатели начнут бить в набат и решат не смотреть фильм. Уверяю, это не стоит того. Игра актеров в фильме была просто идеальна. Эллен Берстин сыграла известную актрису, чей идеальный ход жизни неожиданно в корне меняется после того, как в ее любимую дочь вселяется демон. Джейсон Миллер сыграл молодого священника, который не может простить себе смерть матери. И только спасение несчастной девочки может помочь ему искупить свою вину. Линда Блэр для своего возраста сыграла превосходно, так как, по-моему, у нее была самая сложная роль в фильме: ведь ей нужно было сыграть и дочку главной героини, и демона, который сам играет несколько личностей. Спецэффекты в фильме были отличные. Для начала 70-х даже очень хорошо. Посмотрев этот фильм, становится понятно, что не нужно обилие компьютерной графики, если хочешь напугать зрителя. Музыка, которая почти незаметна во время просмотра, тем не менее для мистики подходит идеально. Скрипичная музыка всегда создавала атмосферу страха и ужаса. В целом 'Изгоняющий дьявола' можно назвать, во-первых, одним из самых страшных фильмов всех времен, во-вторых, одна из проницательных драм, и в-третьих, просто одним из лучших фильмов, из когда либо снятых в мире. 10 из 10
Желание пощекотать себе нервы и стремление увидеть самый страшный фильм (по крайней мере, по утверждению некоторых) за всю историю кино рано или поздно приведет каждого киномана и не только к просмотру «Изгоняющего дьявола». Фильма, благодаря которому фраза: «имя мне легион» сошла со страниц «Библии» и отправилась вселять ужас в сердца людей ни разу и не державших в руках Священное писание. Одержимость демоном, так ярко и полно раскрыта в этой ставшей классикой ленте Фридкина, что остальные работы на данную тему уже несколько десятилетий не могут хоть немного приблизиться к той высокой планке, которую поставил «Экзорцист». И не важно, что сейчас вытворяют экранные монстры с помощью спецэффектов, той атмосферы холодного страха, что поселилась в спальне Риган им не достичь все равно. Даже японский «Звонок» с ломаными движениями Садако теряет свое очарование после паучьей походки. Не говоря уже о других лентах в жанре ужасов, где за последние годы лишь европейские картины радуют неприкрытой жестокостью или мистикой в лучших традициях Лавкравта. «Экзорцист» непоколебим в своем звании лучшего из лучших, и дело не только в атмосфере. Еще долго никто не осмелится пойти так далеко в экранизации поистине дьявольских козней, будь то оскверненная статуя Девы Марии, богохульства чуть ли не в каждой реплике или мастурбация распятием, глупые пародии не в счет, как и режиссеры вроде Пазолини, для которых нет других богов кроме искусства. А если и решится, то не откровенней, чем это уже было в «Экзорцисте». По крайней мере, если фильм не адский трэш. Однако, не смотря на всю свою жуткость, картина Фридкина в первую очередь еще одна версия истории борьбы добра и зла, веры и безверия. И противостояние сил света и сил тьмы не теряет остроты от того, что местом битвы на этот раз стала обычная комната, а не руины древнего города. Ведь настоящая борьба была не в четырех стенах, а в душах людей столкнувшихся с демоном. И главная победа та, что одержали они над самими собой. «Квартирный вопрос» или разруха, которая не в клозетах, а в головах, но что-то явно мешает новому поколению увидеть в «Изгоняющем дьявола» тот самый фильм, что пугал и доводил до обмороков в семидесятых, жуткую и напряженную историю девочки, одержимой демоном. Почувствовать свою беспомощность перед лицом темных сил, которые нельзя одолеть здоровым скептицизмом, но справиться с которыми может только истинная вера. 10 из 10
По его 'рекомендации' из вышеуказанной монографии и посмотрела, хотя ценителем ужасов не являюсь и экзорцизмом не интересуюсь. Зря посмотрела: в который раз убеждаюсь, что те фильмы, которые нравятся (или в юности нравились) Кингу, мне не подходят. Ну, может, вкусы наши разны, как говаривал поручик Ржевский. Окей. Смотрела я фильм довольно давно, так что до деталей не помню, но хорошо помню уныние, которое охватывало меня при просмотре. И это при том, что актеры в нем действительно неплохо играют, и мамаше одержимой Риган я сочувствовала. Во-первых, я не верю в одержимость бесами. К тому же, если уж и существуют какие-то инфернальные силы, то вряд ли они, намереваясь нагадить людям, устраивают такой детский сад. Одержимая Риган омерзительно себя ведет, но по сути опасна она очень умеренно. Богохульства и мат, равно как и тошнота - полная ерунда, вот то, что она калечит себя и заставляет предметы летать - ну опасно травмами для нее и ее близких. Как-то хиленько... Во-вторых, меня никогда не трогала тематика 'священника с пошатнувшейся верой'. Меня глубоко воротит от того, что из этого постоянно раздувают в произведениях искусства такую проблему. Пошатнулась вера - вали из священников, иди дворы подметать, еще чего-то делать полезное. Представлять это трагедией мирового масштаба просто ханжество. Впрочем, я вообще скептична к любому жречеству, с верой или без. Отношения с богами, по-моему, должны быть личным делом каждого. К тому же фильм старый. Он рассчитан на массовое сознание американцев семидесятных годов. Сейчас люди знают о вещах и пострашнее, чем какие-то там демоны. По сравнению с реальными терактами и авариями на АЭС Риган страшна не более, чем Бабка-Ёжка... нет, не более, чем 'гроб на колесиках'. Очередная страшилка. Что до идейного наполнения... о жертвенности можно было бы поговорить и без эпатажа. О силе веры или о бессилии ее отсутствия... в общем-то тоже. Большинство эпизодов с Риган призваны вызвать ужас низменный, происходящий от омерзения - а это довольно простой путь. Ценителям жанра можно посоветовать это как классику, чтобы легче было угадывать киноцитаты в позднейших произведениях. Но я уверена, что ценители жанра и так фильм смотрели. Остальные могут со спокойной совестью не смотреть. Число рецензий не круглое, но хочется посвятить эту несостоявшемуся концу света, очередному из многих. Будьте критичны, люди.
В начале 70-х гг хорроры были довольно популярным жанром. До появления первого слэшера оставалось ещё немного, а тема хорроров к этому времени была уже изрядно избита. Некоторые кинокомпании продолжали скрупулёзно клепать тонны копирующих друг друга ужастиков, которые с чистым сердцем можно в большинстве своём отнести к трэшу (B-Movie). Другие поступали более оригинально: либо снимали фильмы на основе реальных событий, при этом – я более чем уверен – возвеличенных и перевранных многократно («Последний дом слева» (1972), «Техасская резня бензопилой» (1974)), либо снимали экранизации книжных романов-ужастиков. Вот как раз таки «Изгоняющий дьявола» является экранизацией одноимённого книжного романа Уильяма Питера Блэтти. Я никогда не читал «Изгоняющего дьявола». Да и вообще я не ведал о существовании книги-первоисточника. Узнал о ней только из титров фильма, непосредственно в начале просмотра. Уважение моё к картине при этом сразу возросло. Потому что в те годы экранизации хорроров в основном получались приличными. Но, не зная первоисточника, я не могу сравнить сюжет фильма с тем, что происходило в книге. А ведь это весьма важно при написании рецензии, если вспомнить судьбу непонятого многими в мире фильма «Возвращение в сонную лощину». Поэтому учтите, что моя рецензия в чём-то может быть несправедливой! Итак, начинается «Изгоняющий дьявола» долгой сценой раскопок, в которых принимает участие святой отец, по легенде последний экзорсист, оставшийся в мире. Поначалу мы, конечно, не знаем этого факта про него, а потому длительная сцена в скором времени начинает дико утомлять своей продолжительностью, при этом после её конца и начала уже непосредственно главной сюжетной линии фильма, человек вплоть до финальных кадров фильма не понимает, к чему была такая неясная прелюдия. Но вот когда сцена действительно кончается, и начинается уже сам фильм, то всё меняется. С первых минут просмотра человек осознаёт, что перед ним экранизация, притом весьма интересного, по всей видимости, романа (среди сценаристов значится и сам автор романа). Потому что верить в то, что сценаристы смогли бы написать такой сценарий – это сродни вере в жизнь на Луне. Фильм поражает своей внимательностью ко всем мелочам, к каждому разговору и каждому показу обыденной жизни самых разных людей. Интрига тут проявляется во всём: ты не понимаешь, как будет развиваться сценарий, а сюжет при этом в начале уводит зрителя, не ознакомленного с книгой-первоисточником, куда-то в сторону от повествования, показывая нам обыденную жизнь людей. Но название фильма говорит само за себя: оккультные темы имеют место здесь. И самое интересное, а для кого-то, может, и самое жуткое, начинается с того момента, когда в дочку главной героини фильма вселяется дьявол. Отсюда и уже до самого конца зритель восхищённо и одновременно испуганно досматривает фильм. «Изгоняющий дьявола» - поистине классный хоррор начала 70-х! И он уж куда лучше и интересней бездумной «Техасской резни бензопилой», вышедшей на следующий год. Вердикт. Я не читал одноимённую книгу-первоисточник, а потому не могу судить об «Изгоняющем дьяволе», как об экранизации. Об этом я и говорил в начале своей рецензии: моя рецензия вполне может кому-то показаться несправедливой. Я-то знаю, как сильно экранизации могут отличаться от первоисточников, особенно, если они вольные («Сонная лощина» (1999)). Но, а если не знать о первоисточнике, то хоррор и вообще фильм из «Изгоняющего дьявола» - первоклассный, притом, что в своё время он получил аж два Оскара (сейчас с этим у хорроров гораздо хуже дела обстоят). Однако страшным назвать этот фильм я не могу, хотя многие его величают как самый страшный хоррор за всю историю жанра: для меня таким хоррором является другой фильм - «Паранормальное явление» (а также его сиквел). Но всё это не умоляет всех достоинств фильма, а потому я рекомендую «Изгоняющего дьявола» к просмотру абсолютно всем любителям хорроров! 9 из 10