В отличие от жанрового кино, российское авторское кино назвать мёртвым довольно непросто. Тем не менее, российский артхаус имеет и множество проблем. Обычно, когда я их обсуждаю, я выделяю в том числе перманентно завышенные рейтинги: критики, реже - зрители завышают рейтинги, перехваливаю любое российское авторское кино, когда то выходит в прокат. Просто за то, что оно - авторское. Каким бы беспомощным и слабым не выглядел дебют Или Малаховой 'Привет, мама' по общим кинематографическим параметрам, хвалебные рецензии всё равно будут делать упор на то, что зато фильм 'нежный' и 'искренний'. Раньше 'чернухой' считали фильмы Балабанова, Звягинцева, но всё равно котировали. В 'Привет, мама' предлагается чернуха 'в лоб': классическое 'всё плохо, у меня депрессия'. Убираем из фильма какой-либо намёк на качественный сценарий, внятных персонажей, и вот на сороковой минуте из зала охота бежать. 'Что? Персонажи? На них же вся ставка!' - скажет заинтересованный зритель и будет прав. Давайте же рассмотрим героинь картины. С вашего позволения, главную героиню Киру я рассмотрю последней. Вера - сестра Киры. Как раз у неё 'всё плохо', благо, с этим она понемногу мирится. Живёт в одной квартире с дочерями и Кирой. Живёт чуть ли не впроголодь. Как жить впроголодь, имея две квартиры в Санкт-Петербурге (одна из них - апартаменты в самом центре) и горбатясь, по заявлениям, на трёх работах - вопрос специфический. Наверное, деньги надо есть. При анализе картины всё-таки слегка прослеживается основная поднимаемая создателями тема - потерянное детство. Детство Веры было несладким - в 16 лет мама выгнала героиню из дома, когда узнала о том, что та беременна. Как можно (на дворе уже 'сытые нулевые' да и Санкт-Петербург - не самый неблагополучный город страны) выгнать из квартиры несовершеннолетнего, что там прописан - вопрос также очень любопытный. Но примем это как есть, это кино. Что дальше делает Вера, находясь в ужасающей жизненной ситуации? Правильно, ещё одного ребёнка. И вот теперь у неё 'депрессия, всё плохо'. Однодневные отношения с каким-то Толиком не добавляют зрителю желания посочувствовать Вере. У Веры есть дочь Ася, ей 16 лет. Тут вспоминается 'Межсезонье' и прочий слабенький российский артхаус о подростках. Даже как-то пошло неизвестно какой раз это писать, но придётся: создатели не понимают подростков. Тема потерянного детства? Хорошо. Ася восклицает, мол, мать, ты меня для чего родила, для собственных нужд? Чуть ли не единственная сцена, которая понравилась. Но дальше? Дальше начинается бессмысленный и беспощадный подростковый протест, существующий в предлагаемом фильмом виде только в головах создателей. В головах, в действиях протестующих подростков есть своя логика. Реальные, живые молодые люди не станут нарочно проваливать экзамен в музыкальной школе (если не протестовали против посещения музшколы раньше) просто ради того, чтоб сделать маме неприятно. Они не будут ломать игрушки младших сестёр, потому что мама их 'зря родила'. 16 лет - это не 10 лет! Также вызывает вопросы со сценой приёма Асей запрещенных веществ. Это потому что среди 'них' это, как почему-то считают создатели, модно ('ну вы знаете этих подростков') или это камень в огород Санкт-Петербурга? Младшую дочь Веры я не вижу смысла разбирать. Девятилетняя девочка, ведёт себя, как пятилетняя. В чём идея? Больше всего экранного времени уделено Кире - главной героине. Образ Киры - отличный маркер сценарного мастерства Или Малаховой. Если б в аннотации к фильму не было б написано, что 'Кира не хочет ничего менять и мечтает лишь о том, что исчезнувшая мать чудом вернется', зритель в жизни бы не догадался об этом. Потому что добрая половина действа с Кирой: героиня на что-то смотрит и снисходительно улыбается. И вроде бы не так это и плохо, поначалу главная героиня даже способна покорить некоторыми своими качествами. Она добрая, отзывчивая, искренняя, сострадательная, понимающая, слегка амбициозная. Далее же создаётся впечатление, что создатели - любители наплевать в тортик. 'А пусть у неё между ног будет проходной двор!' - по-видимому, так решили создатели. Решительно непонятно, почему потеря нормального детства, по мнению авторов, должна вызвать желание иметь беспорядочные половые связи. Преимущественно с женатыми мужчинами. Связи именно беспорядочные: ближе к концу фильма зритель начинает путаться, 'тот' это мужчина из начала или 'не тот'. Как будто этого мало, с середины картины Кира начинает заниматься нравоучением. И Вера у неё неправильная - она что, хочет всю жизнь лепить котлеты? Не до конца понятно, почему, кстати, быть поваром - как-то зазорно. А ещё Вера, живущая, напоминаю, чуть ли не впроголодь, смеет огорчиться покупке Киры за общие деньги туфлей за пятьдесят тысяч рублей! Неродные люди, кстати, тоже, решает Кира, неправильные. Читать морали своим любовникам (не оправдываю их, но речь не о них) - это, конечно, очень сильно. Для чего всё это? Что имеется в виду? К содержанию вагон вопросов обозначен, а что там с формой? Форма упирает на 'искренность'. 'Смотрите, героиня слегка пролила кофе на стол, значит, это живые люди!'. Зритель готов и без таких мелочей поверить в героев, но для этого нужно этих героев, прописать, да. Имеет место затягивание времени. Слишком долгие истерики, слишком долгие залипания героинь в стенку. Сколько минут суммарно занимают сцены поездок Киры на трамвае? Визуал? Типичное 'как всё плохо'. Какая грязная квартира. Так в квартире можно, ну не знаю, убраться? Непрезентабельный Санкт-Петербург, с лёгкостью заменяемый на любой провинциальный город. Мчащиеся товарные поезда - уносятся как детство героинь. Актёры. К Аглае Тарасовой (Вера) в рамках образа вопросов нет. Дарью Савельеву на Выборге-2023 наградили как лучшую актрису за роль Киры. Согласен, снисходительная улыбка и истерики отыграны хорошо. 'Привет, мама' был одним из самых ожидаемых представителей российского авторского в году. Получился же очередной невыносимый слегка 'чернушный' российский артхаус, про который забудут через пару месяцев, как это было со многими другими. Зато 'искренний'. 3,5 из 10