Посмотрел сегодня этот замечательный фильм, давно хотел, так как прочитал книгу с таким же названием Нобелевского лауреата Имре Кертеса. Фильм довольно глубокий,хорошо показаны ощущения,чувства главного героя находящегося в концентрационном лагере. В фильме нет, как впрочем и в книге, зверств , но есть внутренний страх,ощущение неизбежности смерти. И при всем этом показаны желания жить, жизни. Кстати, в конце фильма в роли американского сержанта снялся новоиспеченный Бонд. Этот фильм советую посмотреть тем, кому понравились такие фильмы как: Список Шиндлера , Серая зона, Жизнь прекрасна. Также хотел отметить режиссера Лайоша Колтаи, мы его помним как оператора таких фильмов как-Легенда о пианисте, Малена. Его работа выше всяких похвал. Рекомендую к просмотру всем, кому небезразлично, что пришлось пройти людям во Вторую мировую войну.
Драма на тему холокоста 'Без судьбы' получила множество премий и номинаций самых престижных кинофорумов мира. Кроме того, фильм был основан на полубиографической книге Имре Кертеса - венгерского еврея, попавшего в юношестве в самые страшные концлагеря немецких нацистов, где чудом остался жить. За свои труды Имре Кертес был награждён Нобелевской премией в области литературы. Его же книга 'Без судьбы' была впервые опубликована в 1975-ом году, но к нам она пришла гораздо позже - только в середине нулевых, однако уже успела найти своего читателя. Режиссёром фильма стал Лайош Кольтаи, более известный своими операторскими работами, где он был практически постоянным членом команды известного на весь мир венгерского режиссёра Иштвана Сабо, в том числе участвовал в постановке драмы 'Вкус солнечного света' (1999), которая также имела связь со Второй мировой войной. Кроме того Кольтаи дважды снимал кино для Джузеппе Торнаторе: в 1998-ом 'Легенду о пианисте' и в 2000-ом 'Малену'. В центре сюжета история нескольких лет, проведённых за колючей проволокой среди немцев и их приспешников, среди собак и направленного оружия, среди грязи, голода, зла и ненависти Ковеша, который попал в лапы зверей в человеческом обличье в возрасте четырнадцати лет. Чтобы не быть отправленным на верную смерть Ковеш добавил себе пару лет и был оставлен в живых, хотя это трудно назвать жизнью: он всё больше и больше погружался в боль, которая буквально сочилась отовсюду, на его глазах люди умирали от голода и побоев, многие отправлялись в камеры, откуда больше никто не возвращался. За кусок чёрствого и червивого хлеба люди, больше похожие на тени, дрались, грызлись, душили друг друга. Спокойно смотреть на то, что пришлось пережить Ковешу невозможно, внутри будто что-то переворачивается, и к горлу подступает ком и ты не можешь понять, то ли тебя сейчас стошнит от чувства скорби и переживаний, от чувства праведного гнева, или же сейчас из глаз брызнут слёзы за тех невинно убиенных теми, кого некоторые сейчас пытаются обелить на страницах истории и с поддержки некоторых правительств ходят с их лозунгами и атрибутикой, гордясь этим. Этот фильм, кстати, мог и не выйти - в один далеко непрекрасный момент съёмочная группа осталась практически без финансирования, но благо нашёлся тот меценат, который понял, что такое кино должно выйти на экраны. Не знаю сколько и какой материал уже был отснят к тому времени, но то, что наблюдаешь уже в смонтированном виде меняет тебя. Безусловно, что Лайош Кольтаи заслуживает самых высоких оценок и самых лестных похвал, но пока кроме 'Без судьбы' он снял ещё только одну картину - в 2007-ом году вышла драма 'Вечер' с потрясающим актёрским составом, но критики и зрители по большей части оказались неудовлетворёнными увиденным. И всё же 'Без судьбы' упрямо твердит, что Кольтаи способен на многое, способен и дальше приносить пользу венгерскому, да и европейскому кинематографу в целом. Отмечу великолепную, если не сказать выдающуюся работу оператора Дьюлы Падоша (заслуживал быть хотя бы в номинации на 'Золотую лягушку', где вручаются награды лучшим операторам). Как всегда величественна и превосходна музыка от Эннио Морриконе, с которым Кольтаи был знаком по совместным фильмам у режиссёра Джузеппе Торнаторе. Главную роль в 'Без судьбы' сыграл Марселл Надь (иные варианты написания его имени Марцел или Марчел). На момент съёмок ему исполнилось как раз четырнадцать лет, так что по возрастной категории он полностью соответствовал своему экранному персонажу. Но что интересно - пока у фильма был вынужденный простой Надь вытянулся и похудел, что только придало реалистичности его персонажу. Наверное, кто-то свыше так захотел и сделал так, чтобы фильм 'Без судьбы' вообще был без изъянов. Следить за жизнью героя Надя в концлагерях очень тяжело и даже без особых усилий молодого актёра можно было бы получить бездонную гамму эмоций, но Надь действительно врос в свой образ и показал его так, будто это он сам был в застенках, будто это он сам голодал, будто это он сам терял человеческое лицо. Несколько других персонажей тоже безусловно заслуживают внимания, но лучше один раз увидеть, нежели тысячу раз услышать (в данном случае прочитать), поэтому лучше возьмитесь и включите себе драму 'Без судьбы' и Вы тогда осознаете, что же есть великолепный венгерский кинематограф и за какое кино венграм надо гордиться. Кстати, тут в небольшой роли американца-освободителя появится Дэниел Крэйг, будущий Джеймс Бонд. В общем, очень тяжёлое и трагическое кино, которое вызывает самые живые эмоции и оставляет неизгладимое впечатление. В этой драме на тему холокоста есть всё: умелая постановка, чудесная операторская работа и атмосферная музыка, вкупе с безупречной актёрской игрой и сценами, которые надолго, если не навсегда, остаются в памяти. Смотреть необходимо всем, в особенности тем, кто решил, что нацистские лозунги - это про него, надо бы дать хлебнуть на несколько дней той жизни, точнее тех мучений, которые испытал главный герой, у которого в свою очередь был реальный прототип - лауреат Нобелевской премии в области литературы Имре Кертес. И если Вы в восторге от 'Списка Шиндлера', то обязательно смотрите 'Без судьбы'! 10 из 10
Фильм, конечно, хороший, но скорее, фестивальной направленности: красивая такая фоновая музыка, которую Морриконе уже много лет делает на автопилоте, медленное затемнение практически каждой сцены (зачем это?), плавная камера и т.д. Этот фильм как бы заранее рассчитан на фестивальные награды, как 'Жизнь прекрасна' Бениньи или 'Пианист' Поланского. При всем при этом, сцены в концлагере после просмотра фильма вспоминаются, как почти сюрреалистический ужас, и, несмотря на 'фестивальный' подход авторов, под конец очень хочется, чтобы они поскорее закончились. Если бы этот фильм был более 'авторским' и эмоциональным, то досмотреть его до конца было бы невозможно. Мысль он доносит лучше некуда, и хотя лично я в возникновении фашизма определенно не виноват, тем не менее, возникает странное чувство вины за произошедшее: как будто мы все делим одну общую ответственность. Может быть, это и правильно - вдруг это чувство поможет нам стать более осмотрительными и осторожными в будущем, чтобы фашизм и вообще любой тоталитарный строй не имели шансов возродиться.
Детство четырнадцатилетнего Гирки заканчивается в день ухода его отца на сборный пункт для отправки на принудительные работы. Теперь он – часть еврейской судьбы и должен быть готов испытать на себе всю тяжесть уготованного ему предназначения. Будапешт живёт слухами о трудовых лагерях, газовых камерах и крематориях, теша себя ложной надеждой, что всё это там, в Польше, и венгерским евреям ничего такое не грозит. Соседи долго спорят, собирая растерянного Гирку на заработки, как ему добираться до своего подрядчика: на поезде или на автобусе. Знали бы они… На выезде из города всех «желтозвёздных» собрали в кучу и отправили на сортировочный пункт, а оттуда, в вагонах – в какую-то европейскую даль. Тот город, что стал первым на их лагерном пути, назывался приятным на слух словом Аушвиц. Освенцим, значит. И это было только начало. Начало долгого мыканья от одного лагеря к другому, начинающегося построением, ожиданием, перекличкой, сортировкой и продолжающегося нескончаемыми днями долгой и изнурительной работы. Из раза в раз повторяющаяся процедура, из месяца в месяц протекающая жизнь, жизнь… Лагерный уклад трансформируется в сознании мальчика, как естественная форма существования, а неизбежность смерти, как закономерный итог каждого прожитого дня. Тебя, как слабого и немощного, могут отфильтровать на сортировке, отправив на уничтожение, тебя могут убить за плохую работу, ты можешь умереть от голода или случайной болезни. Фильм насыщен разнообразными персонажами, которые окружают Гирку на всем его долгом лагерном пути. Каждый из них по-своему приметен, характером, поведением, отношением к жизни, но даже самый стойкий оптимизм рассыпается под гнётом неизбежного итога, подтверждая, убеждение главного героя в своей обречённости на смерть. Фильм, как и роман Имре Кёртеша, являет трансформацию психологии человека, происходящую под влиянием лагерного образа жизни, показывая нам изуродованное человеческое нутро. Осознание им бессмысленности своего существования, случайности и необязательности своего бытия. И это страшней физических увечий. Все эти трансформации своего героя великолепно воплотил на экране Марселл Наги, работа которого вызывает огромное уважение, заставляя поражаться мастерству молодого актёра, понимая, каких усилий ему стоило такое органичное превращение в узника концентрационного лагеря. От крупных планов его лица просто бросает в дрожь. Зачем слова. Один долгий кадр. И слеза, медленно скользящая по пыльной щеке. Твоя очередь? Или нет? Под музыку узнаваемой руки маэстро Морриконе, даже долгие планы, кажутся короткими, и нет ощущения лишнего. Весь хронометраж по делу, каждый взгляд – в цель. Разве что появление Дэниэла Крэйга, одетого в форму американского офицера, вызывает некоторое удивление: что здесь делает Джеймс Бонд? Но это издержки восприятия. Цельное, крепкое кино, заставляющее задуматься, размышлять. Без свойственной «мученическим» фильмам, щемящей жалости. Исповедь мальчика, который стал другим человеком.
Первое, что хочется отметить: тяжелейший по драматизму фильм «Без судьбы» режиссера Лайоша Кольтаи украшен фантастической музыкой Эннио Морриконе. Но это далеко не единственная художественная и историческая ценность этой киноленты. Кинокартина была снята в 2005 году по одноименной книге Нобелевского лауреата Имре Кертеса, известного венгерского писателя еврейского происхождения. В 1975 году Кертес издал биографический роман «Без судьбы», на основе своих юношеских воспоминаний о пребывании в немецких «Лагерях смерти» Освенцим, Бухенвальд и Зейтц. А спустя 30 лет состоялась экранизация романа-бестселлера. Фильм «Без судьбы» до сих пор остается самым высокобюджетным проектом в истории венгерской кинематографии – на его съемки было потрачено более $12 миллионов долларов. Поэтому и снималась кинокартина очень сложно. Например, когда первая половина сцен уже была отснята, киногруппа неожиданно оказалась без средств – ведущий продюсер покинул проект, и для поиска новых инвесторов пришлось потратить полгода. Многие участники киногруппы готовы были работать бесплатно - лишь бы закончить фильм. Однако всё равно денег катастрофически не хватало на пленку, оплату локаций и интерьеров, многочисленной массовки, аренду автомобилей и так далее... К счастью, инвесторы нашлись и съемочный процесс возобновился. И, как часто бывает: не было бы счастья, да несчастье помогло. За эти полгода вынужденного простоя, исполнитель главной роли – Марселл Надь – подрос, похудел и стал еще больше похож на своего персонажа (подростка – узника концлагеря). «Я уже умер! – спокойно говорит главный герой в финале фильма. – Осталась только ненависть!» Нет, не соглашусь. Прошедшие все круги фашистского ада, не умирают. Их воспоминания о своей молодости («жизни в лагере Смерти») и через десятки лет звучат Набатом предупреждения. Но всё таки идея фильма 'Без судьбы' - о Любви к жизни. Потому что Любовь сильнее ненависти. 10 из 10