Начну с хорошего - неплохо здесь показана линия отцов и детей, а именно то, как 12-летний мальчик безоговорочно верит отцу, его поступкам и идеям. Отец же, не особо обремененный моралью и совестью, использует сына, делая его из него больного человека без нормального будущего. Сначала мальчик не сомневается, ведь разве может папа научить плохому? Он помогает ему устранить внезапно свалившегося на голову вчерашнему пасечнику и егерю противника. Позже его все-таки догоняют вопросы, как, например, можно заложить бомбу ни в чем не виноватой семье с маленькой девочкой? Но алчному папаше и тут все в порядке, не мы, так они - логика простая, закон джунглей. Вот уже сын берет и сам оружие и учится убивать, сначала мучаясь, а потом и привыкает. Мать, впрочем, тоже не очень переживает, когда далеко не совершеннолетний парень уходит с отцом-киллером - по ее словам, это была такая вот сделка. Из плохого, чем расстроил сериал - даже зрителю, не бывавшему в Хабаровске, довольно скоро становится ясно, что, как минимум, природа из ленты вовсе не дальневосточная, как и сам город. Очень живописные кадры соснами и озерами, но сразу видно, что это Карелия, много характерных для нее пейзажей. Множество ляпов с современными деталями, окнами, мебелью, и прочими вещами. Например, одна из героинь носит явно современные татуировки и делает их машинкой, выпущенной после 2010 года. А у главного авторитета новехонькие коттедж, 25 лет назад таких и в помине не было. Отдельное удивление заслужило развитие сюжета - много времени уделено долгим разговорам, посиделкам, но важных событий мало, и сериал обрывается без точки, даже без запятой. Ощущение, что просто выпустили не законченный материал, который без продолжения не дает никаких ответов. Смущает и поведение героев - да, главный из них просто мало разговаривает и являет собой этакого отморозка с самого начала, но вот другие ведут себя странно для той эпохи и рода занятий. Много лирики. Не лучше ли показан такой образ, допустим, у Киллы из Бумера? А ведь в основном так себя и вели такие люди. Как итог - смотреть, тем не менее, занятно, все 8 серий прошли быстро и не скучно. Но послевкусие сырого и не очень качественного материала, с красивыми картинками, но без точности передачи девяностых. Возможно, если бы в названии и не было этой временной привязки, а картина была бы просто про криминал и отношения отца и сына, смотрелось бы понятнее.
В свое время было снято очень много фильмов и сериалов про 90-е, включая Бригаду и прочие знаковые проекты, которые справедливо заслужили народное признание и уважение профессиональных критиков. Казалось бы, что возвращаться в эти времена ныне уже просто бессмысленно, потому что ничего нового тут сказать априори уже нельзя, но Юрий Быков был с этими утверждениями категорически не согласен. Именно 90-е во многом выковали его характер и отношение к жизни. В том числе повлияв на творчество. Так что он поставил перед собой цель показать нам свое восприятие 90-х и вот так постепенно и родилась идея сериала Лихие, который с успехом идет на наших экранах. Хабаровский край, начало 90-х. Суровый егерь учит своего сына обращаться с охотничьей винтовкой, наставляет его и готовит парня к тому, что когда-то он займет его место. Однако Павел Лиховцев даже не представлял, куда в дальнейшем приведет история его самого и сына Женю, ведь спокойные, мирные дни для них очень скоро закончатся. А все из-за того, что происходит в стране в целом и в их провинции в частности. Работы нет, человек человеку теперь не друг, а волк, но при этом Павлу надо кормить семью, а заработать на достойную жизнь в забытой всеми деревне все сложнее, а воровать или учинять здесь какой-то разбой он не собирается. Впрочем, обойти стороной криминал ему все равно не получится. Основные события Лихих происходят уже после того, как Лиховцевы собрали свои вещи и переехали в Хабаровск, где друг Павла, Юрий Краб, нашел ему новую работу с перспективой. И вот та самая перспектива – это вхождение в число избранных при группировке Общак. Только так здесь можно заработать на жизнь и ни в чем не нуждаться и не побираться, как остальные. Павел принял предложение, что и запустило в ход цепочку трагических событий, начиная от краха семьи и заканчивая тем, что Женя решил пойти по стопам своего отца и связаться с криминалом. Но парень и близко не мог подумать, что с ним будет дальше и какие ужасы ему придется пережить. Его характер, мировоззрение и идеалы были сломлены. Он стал совершенно другим человеком, который стал вершить кошмарные дела без тени сомнения. Но в то же время мы видим, что до конца измениться он все равно не смог и в его душе еще остались зачатки того самого добра, которому учил его отец. В сериале есть душа и эмоции, это стоит признать, как факт. Но Юрий Быков не спешит выставлять их на передний план, потому что ему важнее показать 90-е с точки зрения жестких разборок и стремления добиться успеха вопреки всему. А это толкало людей на серьезные преступления, от которых при всем желании не отмыться. Я ни в коем случае не хочу оправдывать действия Павла и Евгения Лиховцевых, но в тоже время в сериале довольно убедительно показано, как они пришли к новой жизни, почему взялись за оружие, без тени сомнений убивали и почему не стоит ждать от них особого раскаяния. Это честная история, какой она была в настоящей жизни. Если кто не знал, то Лихие основаны на воспоминаниях реальных людей, имевших прямое отношение к Общаку, и Юрий Быков воссоздал их пересказ былых событий как можно ближе к первоисточнику, и хотя бы из-за этого сериал точно достоин просмотра. В первой половине сериала важнейшую роль в сюжете занимает Павел Лиховцев и сыграл его Артем Быстров. Именно он принял решение переехать в Хабаровск и связался с Общаком по настоянию своего друга Юрия Краба. Герой понравился своей суровостью, вот сразу видно, что он настоящий мужик, который четко понимает, что делает. Далее акценты были смещены в сторону его сына Евгения, которого играют сразу несколько актеров, так как проходит время, и нам показывают внушительный отрезок действия. И вот Евгений вызывает у меня даже большей эмоций, чем его отец. Павел то хоть успел пожить в относительном порядке и стабильности, умел искренне улыбаться и радоваться жизни, а вот юность Евгения прошла в период хаоса и разбоя, в который он окунулся с головой. Так что я не могу назвать его единственным виновным во всех своих проблемах и где-то даже ему сочувствую. Вот таким, если коротко и без спойлеров, выходит сериал Юрия Быкова Лихие. История смелая, хмурая, но справедливая, этого тут не отнять.
Криминальная чернуха о России 90-х. Не без огрехов. Очень мрачная безысходная атмосфера. Девяностыесплотейшен, но без романтизации. Сразу понятно, что всё плохо и будет скорее всего, ещё хуже. Игра актёров не ровная. Есть неплохие моменты, но есть и посредственная или слабая игра. Подбор актёров тоже спорный, но интересный, так что, тут вкусовщина. Есть явно дурацкие технические моменты, которые бросаются в глаза. Например, с расстрелом бронированной машины из автоматов. Сам сюжет простой, но насыщенный в деталях, с классной в своей чернушности темой и интригой, цепляющей для перехода во второй сезон. Сюжет. Две связанные общими героями сюжетные ветки. Первая это наше время и похищение мальчика неким откинувшимся зеком, который вроде как его отец и поиски этого мальчика его матерью при помощи, какого-то мутного мужика, связанного с похитителем. Вторая, более насыщенная событиями ветка, это история отношений отца и сына, которые в 90-е стали киллерами для местной банды в Хабаровском крае. Причём, папаня вовлёк сынулю, когда тот ещё был ребёнком. Жесть, как она есть. Есть куча второстепенных и ключевых персонажей и даже какая-то условная мелодрама, но тоже тленная и чернушная. В основу сюжета легла реальная история Евгения Дёмина и его воспоминания о его отце Павле Тихомирове, который был членом ОПГ «Общак». Сериал изначально должен быть 16-сермйным, но потом разбили на два сезона. Мне фильмец зашёл. Буду ждать 2 сезон.
Вышедший в конце двадцать третьего года сериал “Слово пацана” в культурном отношении наделал немало шума. На его волну популярности тут же нацелилась целая плеяда продюсеров и создателей всех мастей. Поэтому в следующем году на суд зрителя предстал целый ассортимент сериалов про бандитов и девяностые самого разного качества. К сожалению, к моменту выхода на экраны проекта Юрия Быкова с громким названием “Лихие” в общественном сознании уже сформировался некий стереотип, который зачастую мешает правильному восприятию и признанию тех или иных достойных критики кинолент. Однако, среди десятков подражателей, можно смело сказать, что именно этот сериал идет своей дорогой без оглядки на кого-либо. Поэтому становится вдвойне жалко, что именно ему выпала незавидная участь быть некоего рода апологетом в своем жанре и занимать во всех списках вторые роли. Однако, не будучи голословными, остановимся на детальном разборе и постараемся показать все его достоинства, равно как и отметить недостатки. Юрий Быков - режиссер, успешно зарекомендовавший себя во всех областях. Он может создать чисто арт-хаусную драму вроде “Жить”, держащий в напряжении остросюжетный сериал “Метод”, социальный боевик “Завод”, камерную мелодраму “Сторож” и многое другое. Для современного российского кинопространства такой по-настоящему всеядный человек - это большая редкость. Он действительно очень тонко чувствует эмоциональный нерв эпизода, создавая душераздирающие драматические мизансцены, но в тоже время не чуждается действительно мощных взрывоопасных экшн-сцен, созданных почти столь же искусно, как в фильмах легендарных Скорсезе или Тарантино. С каждым следующим фильмом, он все больше и больше раскрывает свои таланты, и подтверждением тому является один из главных сериалов года - “Лихие”. Что касается сюжета, то кажется, что сценарий Олега Маловичко, который успел поработать с режиссером на “Методе”, писался специально под Юрия Быкова. Тут есть все фирменные составляющие его стиля работы - безрадостная эпоха, неразрешимые нравственные коллизии, максимально реалистичные персонажи и брутальные сцены кровавых драк и беспощадных убийств. Ужаса истории добавляет тот немаловажный факт, что она была основана на реальных событиях, и представляет из себя ни много ни мало, а художественный срез жизнедеятельности крупнейшей ОПГ Хабаровского края под названием “Общак”, деяния которой до сих пор эхом отзываются в современной реальности. Нарратив пытается быть насколько возможно монументальным. и на примере одной семьи репрезентировать жизнь в целом на протяжении последних тридцати пяти лет. В связи с этим, повествование разворачивается сразу в трех временных стратах - эпоха конца союза в восьмидесятые, лихие девяностые и чуть более стабильные, но не менее противоречивые две тысячи двадцатые. В центре внимания - взаимоотношения отцов и детей на примере семьи Лиховцевых, которые на протяжении десятилетий вели антиобщественную деятельность, попирая все законы как человеческие, так и божественные. В эпоху стремительного распада страны, отец семейства в исполнении Артема Быстрова, не до конца понимая последствий, влекомый нищетой, втягивается в череду заказных убийств, привлекая к исполнению своего двенадцатилетнего сына. Акцент режиссера ставится в основном на нравственном переломе и страшном грехопадении, в которое ввергается как раз сын героя, вынужденный наблюдать страшные вещи, творимые его отцом, отчего впоследствии испытывать тяжелые душевные терзания. Быков старается усмотреть некую линию этого невыразимого и неописуемого жизненного развития, которая передается от отца к сыну, особенно в такой античеловеческой и истинно преступной деятельности. Остается ли еще нечто человеческое в людях, которые идут на самые страшные преступления с холодной головой, не чувствуя никаких укоров совести, могут ли они также любить себя, своих детей, свою семью или эта нравственная бездна, открывающаяся в душе затягивает туда сразу же и всех близких - детей, супругу и их жизнь также обречена на несчастье? Жена, если она истинно любит своего мужа, также должна принять на себя вину или навсегда презрев свою любовь, отречься от супруга и разрушить семью? И что, наконец, должен делать сын, ставший участником преступления будучи еще под опекой своего родителя, должен ли он также следовать за ним или сделать свой собственный, осознанный выбор через принятие жертвы и покаяния? Все эти вопросы неизбежно возникают при просмотре фильма, аккуратно вплетаясь в повествование и получая свое лучшее - художественное разрешение. Отдадим должное Быкову - с настоящим мастерством истинного ювелира, он умеет балансировать между правом и принуждением, очень аккуратно подбираясь к той области, за которой начинаются настоящие нравственные коллизии, муки совести и выбора. Это область неизведанного, непознанного и таинственного, что живет в каждом из нас, когда он поступает так или иначе, и только в такие кризисные моменты, мы по-настоящему познаем себя, и это знание может навсегда лечь на нас проклятием. Как и в остальных своих картинах Быков гениально показывает, что какие-то ситуации, будь они хорошие, плохие, ужасные или чудесные просто есть. И это факт. Слишком легко выказывать свое отвращение или осуждение, равно как и выносить оправдание с отпущением всех проступков. По-настоящему сложно увидеть ситуацию во всей ее противоречивости и понять насколько сложные нравственные коллизии окружают нас, едва мы отступим на один шаг из нашего привычного искусственно устроенного мирка, где вся жизнь и все поступки расписаны по минутам. Не только вокруг нас бездна животного хаоса, но и мы сами несем ее в себе. Поэтому так много внимания режиссер уделяет первозданной хищной природе, гениально снятой в потрясающих воображение северных Карельских просторах. И никто, ни режиссер, ни родители, ни государство и даже ни церковь не может дать однозначного рецепта как поступать в тот или иной момент. В этом весь ужас ответственности, который читается в том числе на каменном лице героя Артема Быстрова. Что же касается чисто технического исполнения...Увы, с каждой следующей серией, оно становится все менее и менее искусным. Конец сериала и вовсе разочарует многих, так как, очевидно, делает отсылку ко второму сезону, ждать который придется далеко не один месяц. Первые три серии, повествующие о становлении отца и сына в ОПГ созданы безупречно и близки к гениальности. Тут есть все - и сумасшедшие кровавые бани и доводящие до исступления нравственные дилеммы и сжигающие изнутри чувства. Однако, ближе к концу, персонажей становится слишком много, сюжетные узлы начинают путаться и зачастую просто теряешь мотивацию того или иного героя на фоне происходящего. Плюс мизансцены попросту застывают в диалогах и двусмысленности. Но больше всего озадачивает отсутствие хотя бы вектора мысли в конце всех сюжетных линий. К сожалению этот маркетинговый ход сыграл действительно злую шутку, пошатнув все здание самого проекта. Однако, судить пока рано, ведь история Лихих еще продолжается...
Про эпоху 90-х в свое время было снято немало фильмов и сериалов, которые показывали нам, как изменилось наше общество после падения СССР. Однако большая часть подобных историй носит какой-то чрезмерно романтизированный характер, подменяющий реальность неправдоподобной выдумкой. Совсем иначе обстоят дела в новом драматичном сериале Лихие, который как раз вышел буквально сегодня ночью. Это жесткая, но в тоже время честная и правдивая история, которая определенно стоит того, чтобы аудитория обратила на нее свое внимание. Режиссером картины является один из лучших мастеров своего дела - Юрий Быков. Он в представлении точно не нуждается, так что перейдем к сюжету. События Лихих берут свое начало как раз в 90-х годах и переносят нас в далекий Хабаровский край, где мы и встречаем главных героев этой истории, а именно старшего егеря Павла Лиховцева (Артем Быстров) и его сына Женю (Егор Кенжаметов). Если раньше Павел чувствовал себя уверенно и твердо стоял на ногах, то теперь все изменилось для него самым кардинальным образом. На работе постоянно задерживают зарплату, а пасека, которой он владеет, больше не приносит особой прибыли и мед приходится продавать за сущие копейки, что герою совсем не нравится. Тем не менее, даже при таком невеселом положении вещей Павел всегда находит время для своего сына, которого обучает всему, что знает сам и вместе с тем закаляет его характер, ведь взрослеть в 90-е, да еще и в таком сложном месте, как Сибирь, совсем непросто. Не имея иной возможности дать своей семье все то, чего она заслуживает, Павел решает принять предложение своего старинного друга Юры и переехать из бесперспективной деревушки в Хабаровск, столицу края. Здесь Юра обещает Паше неплохую работу за баранкой автомобиля, а также дальнейшие перспективы, о которых будет сказано позже... Понимая, что иного выхода у него все равно нет, Павел забирает свою жену и сыновей на новое место и рассчитывает, что его жизнь изменится в лучшую сторону. Но по своей душевной простоте он сразу и не просек, что Юра тесно завязан на криминале и теперь ему самому придется заниматься далеко не самыми законными вещами. И если ты хотя бы раз влезешь в какую-то разборку, то пути назад уже не будет. Сериал начался очень жестко и динамично. Уже с первой серии нам четко дают понять, что это взрослая и напряженная история, в которой не стоит искать компромиссов. Да, Павел Лиховцев не собирался связываться с криминалом и частично обстоятельства были выше него, и все же таковыми часто и были реалии в нашей стране образца лихих 90-х. То есть свое название сериал оправдывает сполна, с первых же секунд. Создатели очень хорошо потрудились над воссозданием той сложной эпохи, включая такие мелочи, как телефонные будки и одежда. Также, они очень неплохо передают общее депрессивное настроение, которое имело место быть в регионах в то время. Так что Павлу и его старшему сыну придется стремительно меняться, потому что ты либо берешь от жизни то, что заслуживаешь, либо так и остаешься навсегда никем. Отношения между отцом и его старшим сыном тут представлены довольно убедительно. Павел может положиться до конца лишь на Женю, он воспитывает его смелым, храбрым и жестким, как он сам. Так что неудивительно, что очень скоро Жене придется стать помощником отца и, по сути, его правой рукой. Интересно, как дальше будут развиваться события, но тут явно не стоит ожидать легкой прогулочки на вечер. Я считаю, что Лихие однозначно заслуживают зрительского внимания, потому что это откровенный и честный сериал про очень непростой период жизни в нашей стране. Вот за такую честность я и ставлю сериалу заслуженно высокую оценку. 9 из 10
Честно говоря, почему-то не зацепило...ждал этот сериал с момента анонса, уж больно знакомая тема и порой даже хочется вновь погрузиться в атмосферу тех самых 'лихих', ибо детство на стыке 80-90-хх до сих пор трудно сравнить со всеми последующими отрезками жизни. Режиссёр Ю. Быков на достаточно долгое время исчез с радаров, последние его работы не повторили успеха первых, и хотелось после заметного перерыва увидеть что-то действительно интересное. Но то ли эти 'Лихие' и не лихие вовсе, то ли кино и этот жанр в целом изменился со времён незабвенных картина Балабанова...и вроде бы сколько уже сказано, что надоела всем беспросветная 'чернуха', 'романтизация', криминализация в кино...и много еще других модных современных обозначений. Сути это не меняет, как ни назови. После просмотра первых серий 'Лихих' на самом деле понимаешь, почему так ценились лучшие криминальные сериалы прежних десятилетий, да и даже из тех самых 90-х... Аутентичностью и картинкой сейчас никого не удивить. Только сильной историей и столь же сильными персонажами. С историей вроде тут порядок, на этот раз не банальные Москва или Питер 90-х, а другие места действия. Ну, Карелия конечно же узнаётся сразу...а вот герои какие-то будто совершенно из другого мира. Тут конечно всё зависит от конкретного зрителя - смотря кто и в какой период застал эти самые 'лихие' и застал ли вообще. Но лично меня в этой истории не зацепило ничего, от слова совсем. Сочетание нескольких линий событий разного времени должно быть интересно. Но это почему-то не работает, смотреть на события нынешнего времени в столь ожидаемом мной сериале - не то, что хочешь видеть в сериале про 'лихие'. Картинка слишком 'приветливая', причём с уклоном в жёлтые цвета, из-за чего история также воспринимается совершенно иначе. Понятно, почему в большинстве (причем отличных) сериалов совершенно другие оттенки, и почему они куда более мрачные и тяжелые для восприятия. Здесь же, всё иначе. На каждую серию по одной реально интересной сцене, связанной с конкретными столкновениями непростых персонажей. Всё остальное удерживается на диалогах и неплохой операторской работе. Но нет чего-то осязаемого, нет атмосферы, в которую погружаешься с первой же серии и каждую последующую ждешь и надеешься, что история еще долго не закончится. С актёрами вроде всё хорошо, но при этом нет ярких персонажей. Как будто бы все похожи, криминал есть криминал, простые люди - самые обычные. Даже улицы, здания, интерьеры - всё непривычно светлое, обыденное что ли. В целом, развитие событий неторопливое, есть время привыкнуть к героям. Но тут тот случай, когда почему-то не сильно то и переживаешь за героев. Музыка невзрачная, мне гораздо больше запомнились простые мотивы из ранних работ режиссёра. 'Лихие' же, очевидно, больше производственный проект, индустриальный так сказать. Авторского кино здесь я не вижу от слова совсем, на мой взгляд, сериал сделан по знакомым схемам сугубо коммерческих проектов для платформ. Артисты и картинка есть, история тоже, а остроты, переживаний и души к сожалению нет. Интересно, будет ли продолжение...
Тема криминала и организованной преступности со времен старого Голливуда пользовалась спросом в кинематографе. Новый виток популярности «бандитского кина» закономерно пришелся в России на начало нулевых, когда страна только-только начала приходить в себя после «лихих девяностых» и начало строиться какое-никакое гражданское и демократическое общество. Но девяностые остались болезненным рубцом на сердце русского человека, как кровоточащая рана после развала одной из крупнейших мировых держав XX века, и потому до сих пор эта эпоха не дает покоя российским кинематографистам, а, вследствие наличия предложения, зрителей, которые этот спрос только поддерживают. После прошлогоднего «Слово пацана» Жоры Крыжовникова, который в своем уже ставшим культовым проекте исследовал зарождение организованной преступности России, выросшей из подростковых банд, казалось, что тема закрыта навсегда, и чего-то свежего нам не смогут предложить. Та же «Прелесть» ностальгировала по 90-ым в российской глубинке, «ЮЗЗЗ» демонстрировал неприглядные реалии южной дворовой романтики. Однако жанр, как и саму тему, рано было списывать со счетов. Что закономерно, продюсерская компания SREDA (ответственная за первые сезоны «Мажора», «Метода», «Триггера» и целую плеяду достойных российских фильмов и сериалов) в коллаборации со стримингами Okko и Start подрядили одного из лучших режиссеров современной России, Юрия Быкова (как его только не называли — от современного Балабанова до нашего ответа Вильневу и т.д.), чьи заслуги на большом и малом экране просто устанешь перечислять, хорошо знакомого с темой, на новый сериал «Лихие», который на этот раз действительно должен был закрыть тему в кино. И, надо сказать, Юрий Анатольевич весьма ответственно подошел к своей задаче. Большой любитель мрачной стороны жизни нашей страны, в красках отображающий все тяготы провинциальной части постсоветской России, Быков с энтузиазмом взялся за кино, которое повествует о его любимой исторической эпохе в его любимом жанре. Как сказал сам режиссер о своей цели, которую он преследовал, взявшись за проект: «Про 1990-е, как и про все другие эпохи, можно снимать до бесконечности. Просто я для себя «Лихими» точно закрыл 1990-е как тему и, надеюсь, надолго. Даже больше скажу: я закрыл для себя не столько 1990-е, сколько фактуру, соответствующую им.» Итак, сериал, начинаясь как история отдельно взятой семьи (а вернее, отца и сына, выживающих в непростое постсоветское время), очень быстро вырастает во временном, географическом и историческом масштабе. «Лихие» ведут повествование параллельно в Хабаровске 1990-ых и Москве как минимум 2022-го. Количество персонажей неумолимо растет, причем их играют сплошь достойные артисты, что не удивительно: с Быковым очень и очень многие хотят поработать (только Шведова тут действительно не хватает). Режиссер, вооруженный сильным актерским кастом и прекрасным сценарием Олега Маловичко, рисует не конкретных персонажей и не их конкретную историю (хоть она и имеет реальный прототип), а портрет целой эпохи, если не двух: специально разрываясь между двумя временными промежутками Быков словно показывает относительную близость либо параллель между неспокойной постсоветской эпохой и современным миром. А если зрителю эта параллель или другие очевидные метафоры не дойдут, то автор иносказательно, но очень красиво вложит их в уста филигранно сыгранного Филиппом Янковским вора в законе Тунгуса в четвертой серии. Мрачная приглушенная цветовая палитра, но в то же время насыщенные красками пейзажи лесных массивов и бескрайних рек Дальнего Востока — операторская работа здесь выше всяческих похвал, начиная от чистоты и красоты сибирской природы и заканчивая грязью, копотью, потом и кровью местного криминала в подъездах, гаражах, на улицах. Даже современная вечно ночная и дождливая Москва показана как натуральный Готэм-сити, даже сам Быков себе такого ранее не позволял (вспомним его глянцевую столицу из «Спящих»). Многие операторские решения поднимают картину на уровень полнометражного кино, выводя новую криминальную сагу как минимум за рамки простого сериального формата. Как я уже говорил, «Лихие» — это полномасштабный криминальный эпос со своей трагедией и сюжетом, рисующий портрет целой эпохи, и, конечно же, имеющий все необходимые приметы времени. Я уже молчу о поистине качественном антураже и уровне работы художников по костюмам, постановщиков, натурщиков и пр. и т.д. Сейчас больше хочется сказать об актерской составе и богатом на ярких персонажей сценарии. Понятное дело, что повествование истории во многом будет вестись как флеш-беки Жени, которого играют сразу два действительно одаренных актеров разных поколений (Евгений Ткачук и Егор Кенжаметов из «Оффлайна»). Понятное дело, что ключевой здесь, как в исконно мужском кино, остается отцовская фигура, как это сохранялось со времен Копполы и Пьюзо (того самого отца-киллера шикарно воплотил любимчик Быкова Артем Быстров, очень неожиданный в подобной роли). Александр Голубев, привычный в ролях военных либо просто хороших парней, внезапно меняет амплуа на старшего «бригадира», но в роли хабаровского головореза впечатляет куда сильнее, чем в прошлых своих работах. Филипп Янковский выдает куда более глубокого и интересного персонажа, чем в той же «Прелести», хотя и похож по типажу. Радует эмоциональной ролью несомненно талантливая и красивая Полина Максимова, которая фактически устраивает своего рода дуэт с другим ярким артистом, в прошлом году блеснувшим в упомянутом «Юзззе» — Гелой Месхи. Гела Месхи и здесь выкладывается как минимум не меньше, создавая образ загадочного ветерана ФСБ Игоря Карамазова, который наряду с Евгением Харитоновым (здесь — одаренный оперативник УБОП) представляют правоохранительный блок. И, судя по всему, их персонажи тоже пройдут через многое, и, наблюдая за тем, как их формируют в кадре артисты, нет сомнений, что изображено это будет достойно. Фактически, опера Месхи и Харитонова составляют действительно мощную конкуренцию, становятся достойными противниками для криминальных авторитетов и высокопоставленных уголовников, которых играют сплошь заметные артисты. Нельзя здесь не упомянуть еще одного любимчика Быкова — Дмитрия Куличкова в роли «смотрящего» по Хабаровску. Аскар Ильясов, резко набравший популярность после шикарной роли в «Нулевом пациенте» вновь радует яркой ролью. В обещанном Иване Добронравовом я тоже ни секунды не сомневаюсь. И такой мощный состав артистов был возможен только в поистине эпической криминальной саге, и только у Юрия Быкова. Я обычно не пишу отзывы ранее, чем досмотрю многосерийный проект, но здесь, как и в случае со «Словом пацана», очевидно: нас ждет однозначный хит, Быков на пике своей формы, и тему девяностых он закрывает своим детищем с говорящим названием так же мощно и лихо, как Алексей Сидоров ее открывал «Бригадой» двадцать два года назад. Оценка, конечно, дается авансом, но что-то заставляет верить в успех конкретного этого проекта, и за 50% отсмотренного материала он никак не подвел. 9 из 10
Посмотрев уже почти половину сериала, в своем отзыве я хочу затронуть не идею или сюжет сериала, а реалистичность показанного, быт того времени на Дальнем Востоке, манеру общения членов группировки, с учетом того, что сериал основан на реально имевших место быть событиях. Сам я как раз рос в те времена в Хабаровске, о которых повествует сериал. Я знаю, что сериал снимали в Карелии, а не на Дальнем Востоке из-за экономии средств. Но Юрию Быкову нужно было перед тем как он приступил к работе над сериалом посмотреть фотографии Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, кинохронику, даже когда-то широко известный сериал Спец, снятый Виталием Дёмочкой, который реалистично показывал что и как именно происходило в тем времена в Приморье, конкретно в Уссурийске, он передает ту культуру и ту эпоху. Данный сериал же показывает всё очень сухо, наигранно, неправдоподобно. Начну с того, что Хабаровск, который был основан в 1858 году, имеет население в 600 000 человек, достаточно большой город с заводами, театрами, кинотеатрами, бульварами, торговыми центрами, имеющий пусть небольшой но исторический центр с домами постройки 1890-1910-х годов, в сериале показан даже не райцентром, а захудалой провинциальной деревней как по обстановке, так и по поведению людей. Вместо широкого Амура и дальневосточной тайги здесь озеро и сосны. Юрий Быков даже не посмотрел карту города Хабаровск, чтобы убедиться, что ул. Ленина не находится в районе Красная Речка, о чем говорит один из героев сериала в самом его начале. Сериалу не хватает вставок с кинохроники реального Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, каких-то общих видов, как это часто делается в некоторых сериалах про 80-е и 90-е, действие в которых происходит в Москве. Джем в самом начале повествования уже живет в каком-то особняке, хотя он жил в обычной панельке Комсомольска-на-Амуре. Джем и Краб тут прямо философы, говорят почти что стихами, рассуждают о высоком, по понятиям не говорят, на воровском жаргоне не говорят, они совсем не похожи на блатных тех времен, в кадрах даже некоторые члены сообщества книги читают. А меж тем в реальности молодежь того времена вступала в группировку Спортсмены и устраивала драки стенка на стенку с битами и кастетами, общалась только по понятиям, почти как в Слове Пацана, который больше передал атмосферу и быт тех времен. В те года всеми известный Фургал, который потом стал губернатором Хабаровского края, уже наверное металлоломом и лесом занимался, а тут на некоторых кадрах в стиле а-ля Карты, деньги, два ствола показывают, как члены общака на рынке мзду с продавцов берут в конце 90-х. Также плохо, что непонятно в какие точно года происходит повествование в сериале, какие-то упоминания о времени отсутствуют, такое впечатление, что все события просто впихнули в одно время. Спасибо хоть на том, что в кадре мелькают праворульные автомобили, интересно где их нашли в Карелии – легендарный Марк II, Хонда, Тойота. А вот БМВ и Мерседесов в те года у нас не было, кто бы их гнал на Дальний Восток с запада через всю страну, когда тут рядом под боком дешевые на тот момент праворульки. Это праворульки гнали из Владивостока в Сибирь, на Урал. В отличии от запада страны, где среди бандитов были популярны бэхи и шестисотые мерины, тут были популярны в том числе и остаются популярными сейчас японские джипы, особенно Крузаки. А сигнализации на машинах, которые срабатывали на машинах от взрывов, откуда взялись? В начале 90-х еще и машин то мало было во дворах, так и сигналок не было еще. Также есть проколы, когда на общих планах вдали на заднем плане видны кучи припаркованных современных машин во дворах. Дальше будет немного спойлер. В 7-й серии мать главного героя открыла магазин по продаже бытовой техники. Что за деревенский магазин показан? Такое может быть еще имело бы место где-нибудь в конце 80-х на заре начала предпринимательства, либо в деревне. В 90-е у нас уже была своя местная торговая сеть по продаже бытовой техники с цивилизованными магазинами, куда не заходили как показали в сериале двое гопников, чтобы деньги с продавца вытребовать. Подытоживая скажу, что на мой взгляд сериал снят не профессионально, скомканно, сухо, главные герои ведут себя ненатурально, с каждой серией его все меньше и меньше хочется смотреть. Особенно пока непонятна линия сериала, связанная с повзрослевшим героем, происходящая в наше время, зачем она, для чего? Тут он был в Москве, и тут он уже вдруг резко в Хабаровск доехал на машине, хотя ехать надо 7-8 дней, также и бывший следователь с бывшей женой главного героя, были в Москве, почти что в следующем кадре они уже под Волочаевкой, что возле Хабаровска, где до нее дошло, что он едет домой. В итоге пять из десяти с твердой натяжкой.
Я очень ждал этот сериал. После выхода воспоминаний Евгения Дёмина и информации о том, что по ним будут снимать сериал. Я сам вырос в Хабаровском крае в это время, сталкивался с Общаком ежедневно на улице, в школе, в поездках, в спортивной секции. Общак был везде. В Комсомольске и Хабаровске нельзя было пройти пары улиц, чтоб не наткутся на гопника с вечным вопросом 'Ты кто пажызни', 'К кому тянешься', 'Уделяешь на грев' и прочими пацанскими вопросами. Я видел это. И всё, что рассказывал Дёмин о структуре и как были поделены города - так это всё и было. Но Быков не справился. Вообще. Начнём с того, что Петрозаводск не похож на Хабаровск, леса Карелии ничего общего с дальневосточной тайгой не имеют, а Онежское озеро - абсолютно не Амур. Хабаровск показан какой-то деревней, хотя это крупный город и всегда конкурировал с Владивостоком в плане богатства и влияния. Господин Быков, видимо, даже не потрудился посмотреть фотографии города, видеохроники того времени. Раз уж решили удешевлять производство, то потрудитесь хотя бы ознакомиться с антуражем. Нет, Быков сделал очередной безликий мрачный посёлок средней полосы, а не полумиллионный город. В качестве антуража нам представлено несколько праворулек. Но большинство продолжают почему-то ездить на отечественном автохламе. А в середине сериала, как раз к середине 90-х, в кадрах начинают мелькать такие родные, видимо, для режиссёра, ауди и бэхи. Коих в то время на ДВ было по пальцам пересчитать буквально. Все бандиты ездили в то время на крузаках 80 серии. Ребята попроще предпочитали японские седаны. И да, отечественный автохлам к середине 90-х на ДВ практически вымер полностью. Его заменили дешёвые и простые японки-праворульки. Даже милиция вся ездила на них, но никак не на тазах. Знаменитые девятки и восьмёрки - это бандиты 90-х на западе страны, а у нас все ездили на японских машинах. Полнейшее незнание и наплевательство на матчасть. Жирнейший минус. Далее ляпов становится всё больше и больше. Я сгорел просто, когда в 91-м от взрывов вся округа начинает истошно верещать автосигнализациями. ИХ ТОГДА НЕ БЫЛО!!! В 96-м году следователь прокуратуры закрывает у себя на столе НОУТБУК!!! Буки того времени были размером с люк от канализации, работали из-под ДОС и стоили неимоверных денег, простой следователь даже прокуратуры не мог себе его позволить. Что уж говорить про делопроизводство в органах того времени - оно всё велось на бумаге, компов даже, не говорю уж про ноут, у начальства не было. Сотовые телефоны у каждого второго - их тоже тогда не было на ДВ! Это была такая редкая редкость, что даже рядовой бандюк не мог себе её позволить. А тут каждый второй с трубой. При чём с трубами, которые появились намного позже. Криминальный авторитет едет со стволом класть конкуру. Это вообще рукалицо. Никогда они туда не ездили, у них для этого есть быки. С чего вдруг авторитету самому подставляться под пули и мараться в обычной разборке? Но нет, он отправляет мясо и сам едет стрелять, получает ранение, его там самого чуть не пристрелили. Штатный опгешный киллер ездит по точкам, рынкам и коммерсам и собирает дань. Ещё одно рукалицо. Не занимались киллеры такой работа, это чуть ли не элита, их задача - отстреливать, а такой рутиной занимались опять же рядовые быки. Ещё одно полное незнание матчасти - и ещё один минус ленивому режиссёру Быкову. Далее про сам Общак. В сериале крайне схематично показано, что это такое и почему их вдруг бояться надо. Ну вот есть Юра Краб, вот какой-то Кислый, там вон ещё некий Джем есть, которого все боятся почему-то. Ни структура не показана, ничего. А меж тем это была очень серьёзная и действительно страшная организация, которая контролировала около 30% страны. На этих территориях жили не по законам РФ, в первую очередь, а по воровским законам. Это всё вбивалось с самых малых лет, дети в любом населённом пункте должны были 'уделять на грев', собирать 'груз' и прочее. Плюс всё это подпитывалось воровскими понятиями. Краб спокойно заходил в отдел милиции в Хабаровске. Джем вообще общественные приёмные в Комсомольске открывал. Но в сериале это всё показано очень схематично и абсолютно без знания дела. Ещё один минус режиссёру и сценаристу за такое поверхностное отношение к матчасти. Такое ощущение, что ребята прочитали статью в википедии, услышали про историю Дёминых и тут же на коленке сваяли сценарий. Ну и про персонажей. Главные герои Лихолитовы - непопадание вообще никого. Отец ходит весь сериал с каким-то очумело-напуганным видом и играет очень плохо. Женя-пацан ещё какие-то эмоции вызывал, Жена-средний - никак. Он фактурный, в кожанке и огромном спорткостюме выглядит очень неплохо, до тех пор, пока рот не откроет. Женя-старший... Я вообще не понял, для чего эта линия современности. Она абсолютно ненужная и пустая. История Дёминых закончилась в конце нулевых, Павел Тихомиров повесился в тюрьме. Евгений сел и надолго. Вышел сейчас и живёт очень тихо и не отсвечивает. В сериале же абсолютно высосанная из пальца история какая-то, которую неинтересно смотреть. Ну и все остальные персонажи картонные. Говорят шаблонами, действуют по шаблонам. Краба вот только выделить решили - Ахматову цитирует, философию знает, фразочки на латинском, в шахматы режется. Типа умный. Хотя на самом деле он был обычным физруком в деревне, потом в Хабаре, потом быком и так и поднялся. Не до Ахматовой ему было и на латинском он не сыпал афоризмами. Сериал не получился. Быков снял абсолютно серое и клишовое кино про бандитов 90-х. Никакой изюминки, никакого Дальнего Востока. Просто кино просто про бандитов. Тысячи их. Замени Джема на Булку, а Хабаровск - на Урюпинск - разницу не заметишь. Что весьма обидно. Такое ощущение, что господин Быков все 90-е просидел дома и знает о том, чо-как там было только понаслышке. А уж о том, что творилось в Хабаровском крае - так тем более. Господин Быков даже не сделал вид, что потрудился узнать о чём-то. Он просто взял кучу клише, добавил несколько праворульных машин и слепил 'Лихие'. Нате. Смотрите. 4 из 10 Это очень плохо.
12-летнего мальчика кусают пчелы, а потом на его глазах отец убивает медведя. В принципе после этого ему бы уже покупать абонемент к детскому психологу, но герой Артема Быстрова суров как тунгусский метеорит и по-отечески советует переживания сдерживать в себе. Трансформация мальчика в Рэмбо на этом заканчивается, и начинается захватывающее рубилово в городских джунглях. Сцены разборок – главный плюс сериала и новый бенчмарк по реалистичности ударов кулаком по лицу, а бандиты реалистичные и жуткие. Есть ощущение, что главным героям в начале карьеры несколько раз откровенно везет (например, когда все корейцы по команде убегают на крышу), но с другой стороне в таком бизнесе без везения похоже некуда. Мир сюжетной линии наших дней выглядит плоским и упрощенным, как наспех наклеенная борода Гелы Месхи. Эта же временная линия отвечает за тайну – мы вроде как должны попеременно сочувствовать маме, отцу и мальчику и гадать, что же произошло в лихие 90-е. Проблема в том, что сопереживать отцу и сыну где-то после второй серии уже физически невозможно – действуют они с хладнокровием самых безжалостных маньяков. С середины сезона за все светлые моменты отвечает следователь Зозуляк – его герой прекрасного Евгения Харитонова как раз закончил все дела на Юззе и приехал в лихой Хабаровск, не выходя из харизматичного образа. Моя главная претензия к сериалу в том, что следователя Зозуляка предательски мало. Некоторые ходы как ингалятор, которого обязательно будет не хватать, или речь президента по телевизору, который рассказывает про демократию 90-х на фоне сюжетных проблем, выглядят упрощенными. Но зато медведь прорисован качественно, хоть и развитие персонажа медведя не считывается.
Про 'Лихие' 90е Начал смотреть новый сериал про криминальную Россию 90х годов прошедшего (или ушедшего, ну, или прошлого) века. 'Лихие' режиссера Юрия Быкова по сценарию Олега Маловичко. Пока показали с 1й по 4ю серию. Впечатления: 1) Как будто 1-3я и 4я серия - разные создатели у них: не знаю на чем это впечатление основано у меня, но ощущение именно такое. То ли динамика истории, то ли манера съемки, то ли характеры героев очень разнятся. И еще - если в первых трех сериях убийства показаны в 'привычном' виде (утрированно можно так объяснить: 'вынул ствол и шмальнул'), то в четвертой главный 'герой'-штатный киллер показан уже по иному. А именно - его раздумья, сомнения перед 'исполнением' (выполнением заказа на убийство). Мерзостнее всего в этой истории - что отец приобщил 12летнего сына к киллерскому - преступному, не забывайте - 'ремеслу'. Лишь бы в последующих сериях не получилось некое оправдывание выбора пути этих героев: мол, время было такое, не мы такие, жизнь такая, власть нас опустила на дно, нам не оставалось выбора и т.д. 2) Фильм очень качественно снят. И в целом и в деталях. Например, дальневосточный криминальный авторитет 'Джем' (к слову, вором в законе он не был). Он показан не как невесть откуда взявшийся уже состоявшийся беспредельщик с развевающимися на ветру полами кожаного плаща. А как умный преступник, подминающий под себя едва ли не третью часть России - полностью Дальний Восток и частично Сибирь. Ведь он фактически в течение лихие годы создал государство в государстве. И в уже вышедших в эфир сериях это показано - как подминали другие группировки, предприятия, города. Как ему противостояли (посылали на х...р, но подручных) и гибли из-за этого. А крупные планы - вообще вызывают интерес. Нет ляпов с ботоксом или силиконом у героинь - то есть у актрис из 2020х, играющих замученных россиянок 90х годов 20 века. Например у главной героини в одном из крупных планов видна настоящая женская кожа, а не натянутая плёнка на ботоксе. Мелочь, во многим делающая фильм. 3) Фильм ближе к 'Бумеру' чем к 'Бригаде' и тем более сериалам типа 'Невский', да и от 'Улицы разбитых фонарей' (даже первых сезонов, снятых на рубеже 90х-нулевых) он далековат. Натуралистичные антуражи, отсутствие романтизации саш белых или иных салоников. Мерзость, двуличие преступного мира. Это показано без прикрас. 4) Пункт третий дает надежду что 'Лихие' не спровоцирует тягу молодежи к блатной романтике и жизни по 'понятиям', как это практически неизбежно бывает, краткосрочно или затяжно, после фильмов 'про бандитов'. Примеров тому немало, к сожалению. 5) Напоследок, не всерьез: в фильме показана московская гостиница 'Юность' в Лужниках, как место встречи джемовских и кавказских преступников. А встречались они, по сюжету фильма, в Хабаровске.
Я относительно хорошо помню 90-е годы, так как мое осознанное детство пришлось ближе к концу десятилетия, и тем не менее мне очень четко запомнились некоторые моменты того времени, которые сейчас вызывают реальную дрожь. Тогда на улицах царил разгул бандитизма, родители просили меня не играть вечерами во дворе и идти поскорее домой. Также у нас были проблемы с деньгами, и мы еле сводили концы с концами. Это был очень непростой период, на котором ныне выстраивается дальнейшая история нашей страны, а потому мне было интересно посмотреть, как именно 90-е представили в своем амбициозном сериале Лихие его создатели во главе с Юрием Быковым, а также то, к чему все пережитое в то время привело его героев сейчас. В центре внимания сюжета находится егерь Павел Лиховцев и его старший сын Женя. Их семья жила в тайге, где Павел имел довольно неплохую по советским меркам работу, а также занимался своей любимой пасекой, которая также приносила нормальную прибыль. Но все изменилось после развала Союза, когда былые устои канули в Лету, и простым гражданам пришлось искать иные пути для выживания. Для Павла данный период стал настоящим кошмаром, так как он, будучи взрослым здоровым мужиком, не мог дать своей семье элементарного. И вот однажды в деревню приезжает его хороший друг Юра, который уговаривает Пашу взять с собой детей и жену, переехать в Хабаровск и начать там новую жизнь. Предложение было очень интересным, а потому отказываться от него совершенно не хотелось. Но в Хабаровске самого Павла и его близких ждало совсем не то, на что они рассчитывали. Довольно быстро выясняется, что Юра примкнул к одной из криминальных группировок, и умения Павла обращаться с оружием тут придутся как раз к месту. Сам же Павел совершенно не хотел изменить своим принципам и ввязываться в криминал, но теперь уже поздно отказываться и бежать – его лицо примелькалось среди опасных элементов, и спрыгнуть без последствий не получится. Все это прекрасно понимает его сын Женя, однако супруга Лена принять такое положение вещей отказывается. Она продолжает жить пускай бедным, но спокойным прошлым. Возможно, где-то в глубине души этого бы хотел и сам Павел, но он принимает новые реалии, получает поддержку сына и становится на путь, который сулит неплохие деньги, но и большие опасности. В сериале отчетливо ощущается режиссерский стиль Юрия Быкова, который в прошлом снял такие жесткие и вместе с тем интересные проекты, как Майор, Метод и Спящие. Отличительной чертой криминальных драм от Быкова является то, что они честные и смелые, без лишнего романтизма и сказочности. Сам режиссер недавно сказал в интервью, что ему откровенно не нравится то, как его коллеги изображают бандитов из 90-х, так как сам он помнит, как тяжело семья переживала тот период, и Лихие стали для него отличной возможностью показать на экране собственные переживания и память о том сложном десятилетии. Советую кстати найти интервью, очень интересное. Скажу, что у него вышло это сделать максимально эффектно и жестко, честно, без прикрас. Такой подход определенно заслуживает уважения. Интересно наблюдать за игрой Артема Быстрова в роли Павла Лиховцева. Я знаю его преимущественно, как театрального актера и наконец-то он получил одну из главных ролей в таком жестком и драматическом сериале. Он играет немногословного, сурового мужика, который не может принять того, что он в этом мире больше ничего не решает и в первую очередь ради своих близких он принял предложение друга, после чего семья героя стала переживать очень непростые драматичные моменты. Однако выбор сделан, и Павел должен принять все последствия. Также, выделю здесь и Савелия Кудряшова, который играет Женю, старшего сына Павла. Отец является для него примером настоящего мужчины, и он его действительно любит, старается не подвести и всегда подаст руку помощи. Характер паренька закаляется страхом и кровью, и тут понятно одно – он никогда не отступит от своих принципов. Все как говорит отец, не иначе. Лихие выстраивают очень сложную драматическую историю. В сериале мы видим, может быть, страшные вещи, но это не выдумки на пустом месте, а события, которые когда-то имели место быть в России. И мы должны об этом знать, чтобы делать выводы и двигаться дальше. 8 из 10
Любимый режиссер России Юрий Быков часто говорит что съемки сериалов это лишь ремесло, способ заработка денег для своих авторских, независимых работ. Тем не менее, фирменный почерк мастера прекрасно заметен в новой криминальной саге от ОККО 'ЛИХИЕ'. История егеря Павла Лиховцева (между прочем, вполне реального персонажа) ставшего киллером вместе с родным сыном смотрится как типичный быковский социальный хоррор. При всем этом Лихие так же являются шикарно снятой гангстерской сагой, гиперреалистичной и брутальной. Размашистыми мазками показана судьба любимого персонажа фильмах Быкова-простого человека. На этот раз, на сломе эпох, перед которым стоит выбор-стать преступником или же продолжать влачить жалкое существование на обломках рухнувшей империи. И главный герой делает этот выбор совершенно осознанно, понимая что единственный путь к богатству и успеху в наступившей новой эпохе это криминал. ОПГ 'Общак' (реально существующая банда) вполне себе подменяло государство на всей огромной территории Дальнего Востока. Попав туда, по сути своей неплохой человек Лиховцев медленно, но верно стал превращаться в чудовище и что гораздо страшнее, затянул в эту пучину насилия и смерти собственного сына, привлекая его к совершению убийств. И тут надо отдать должное авторам за смелость-в картине отсутствует не то что намек на романтизацию такой жизни, нет даже нейтрального, понимающего отношения к собственным героям. Никакой 'серой морали' Быков и сценарист Маловичко зрителю не предлагают - зло оно в любом случае зло и оправданию не героям, не эпохе быть может. 'Лихие' выносят вполне однозначный вердикт 90ым- это время не мира, жвачки, песенок Жукова а жестокая и мрачная страница в истории, которую нужно наконец то перевернуть.
Про 90е уже все сказано миллион раз, снято десятки раз, но снято хорошо - не так много. Беспредел, преступность, убийства, стрельба, поножовщина, воровство, все это для одних ужас, для других реалии, в которых возможно жить, зарабатывать и чувствовать себя важным. В таких регионах, как Дальний Восток, которые отстранены от большей части страны, преступные группировки имели еще больше власти, чем в других районах России. И в том время авторитет, который делал 'по справедливости' имел у народа уважения больше, чем 99% государственных деятелей и даже полиции. Но плюсов в этом нет, попадая внутрь всей преступности, выйти живым оттуда не получалось ни у кого, по крайней мере вернуться к нормальной жизни, а не к отшельничеству. В фильме ярко показывают то, насколько страдают семьи тех, кто связан с группировками или в разборках с ними. Хладнокровие киллеров и простых бандитов по отношению к женам 'оппонентов', детям, и свидетелям - это лишь малая часть того, о чем знаем мы, большинство разборок раньше проходило в глухих местах, и никто никогда не расскажет в слух о тех событиях, либо не выжили, либо не хватит смелости. Лихие - это не фамилия, это описание большого количества людей, без тормозов, чувства вины и сострадания. Они семья, в семье не без урода, но тут оказалось их сразу 2. Желание выбраться из деревни и начать зарабатывать, желание понравится отцу и показаться нужным, сломало обоих, какими бы сильными они не были с автоматом в руках и пистолетом.
Из одного и того же куска мяса можно сделать убогое варево, а можно - чудесный ростбиф. Из одного и того же мешка муки - ароматного хлеба или горелые головешки. Одну и ту же историю можно рассказать интересно, а можно как вышло в Лихих. Самая главная проблема этого сериала, на мой взгляд, именно в подаче. Всё остальное, включая какую-то пластмассовость и отсутствие атмосферы, иногда можно пережить. Но подача определяет всё. Быков почему-то решил снимать так, как снимали десятки раз до него, убив этим весь смысл сериала. Сюжет довольно прост: плохой друг подбивает идти в криминал вроде бы неплохого мужика, мужик тянет за собой сына и за ними гоняются хорошие менты, на фоне которых иногда маячат плохие. Но из всех персонажей самое яркое впечатление оставляет только 'товарищ-майор-Зозуляк' в исполнении Евгения Харитонова - и на этом все. Даже, в целом, фактурного в самом начале Павла Лиховцева сливают в итоге до 2д персонажа ближе к концу сезона. А в 2024 году в 2д хороши только Смешарики. Из-за этого мы не видим какой-то личной трагедии Лиховцева-старшего или его жены. За 8 серий только один неуклюжий монолог Павла пытается передать нам его разочарование в жизни, но эта попытка быстро угасает. В итоге нам просто показывают чистую последовательность событий, отказывая в возможности сопереживать хоть кому-нибудь (кроме, возможно, все того по-хорошему полубезумного и одержимого Зозуляка). Я не умею снимать кино и, наверное, не могу советовать, но на мой взгляд эту историю можно было бы подать лучше. Возможно, именно в этом случае меньшая динамика и лучшая проработка характеров могли бы позволить нам лучше рассмотреть персонажей, почувствовать их, где-то посмаковать кадры, пережить их трагедию вместе с ними. Есть и неплохие примеры такого кино, которые можно было бы в какой-то части переложить на эти наши 90-е - те же творения Винса Гиллигана. Но вместо чего-то свежего у нас очередная до тошноты прямая 'Бригада' с несмелыми элементами Балабанова. Увы, даже пересматривая бессмертную 'Криминальную Россию' эмоций испытываешь больше.
Удивительно атмосферный и держащий в напряжении почти до самого конца сериал. Замечательно декорированные локации и очень красивые видовые съемки (Хабаровск снят в Карелии и частично в Москве, узнал даже пару мест неподалеку от моего дома, забавно). Нуарный 'вайб': много ночных дождливых сцен и прочих атрибутов жанра. Почти каждый персонаж раскрыт, а актерская игра прекрасна. В общем и целом, Юрий Быков, как обычно, не разочаровал. Но, как говорится, 'есть и минусы'. Не то чтобы даже 'минусы', скорее небольшие претензии. Претензия раз - к персонажам. Не очень вписывается скомканная линия современности, а также главный ее герой Игорь Кармазов. Это такой классический 'агент ФБР' из западного триллера, который непонятно зачем и откуда стремительно врывается в сюжет, знает всё лучше всех, может запросто везде пройти и заехать (даже в колонию для пожизненников, перед этим выдав классическую штампованную фразу 'заглянем к старому знакомому') и постоянно непрозрачно намекает, процеживая сквозь зубы, что 'у меня к этому личные счеты'. Раздражает. Тоже самое касается какого-то полусумасшедшего (причем уже с самого первого появления в кадре) на вид следователя Зозуляка, который Джокера отыгрывает, что ли, непонятно. Чисто западный персонаж - саркастичный полицейский, который никого не боится и всё ему пофигу. Претензия два - к сюжету. Вот они 8 лет все друг друга убивают, а собственно, для чего? Незаметно, чтобы семья головорезов и их товарищи как-то 'поднялись' за эти годы. Все живут в одних и тех же домах и квартирах, одеты примерно так же, занимаются примерно тем же, чем и в начале (т. е., 'авторитета' уличного не особо прибавилось). Ну разве что пересели на авто посолиднее. И всё? И смысл? Претензия три - к гриму. Если уж гримируете молодых актеров под стариков, то делайте это качественно, а не так, чтобы они напоминали героя Владимира Вдовиченкова в последних сценах фильма 'Батя'. И почему у них месяцами не заживают всякие царапины, порезы и синяки на лицах? Претензия четыре - к реквизиту. В 90-е я только рос, т.е. мало что понимал и не многое помню, но что-то мне подсказывает, что вряд ли все поголовно ходили оборванцами с грязными волосами и в загаженной донельзя одежде. Это, наверное, должно подчеркивать в сериале общую атмосферу упадка, но что-то прямо чересчур. Претензии мои смотрятся масштабно, но на самом деле это мелочи, которые почти не портят общую картину. Главное в этом сериале - атмосфера, игра актеров и динамичность сюжета, и это всё на высоте.
Тема криминала и организованной преступности со времен старого Голливуда пользовалась спросом в кинематографе. Новый виток популярности «бандитского кина» закономерно пришелся в России на начало нулевых, когда страна только-только начала приходить в себя после «лихих девяностых» и строить какое-никакое гражданское и демократическое общество. Но девяностые остались болезненным рубцом на сердце русского человека, как кровоточащая рана после развала одной из крупнейших мировых держав XX века, и потому до сих пор эта эпоха не дает покоя российским кинематографистам, а, вследствие наличия предложения, зрителей, которые этот спрос только поддерживают. Прошлогоднее уже ставшее культовым «Слово пацана» Жоры Крыжовникова исследовало зарождение организованной преступности России из подростковых банд перестроечной эпохи и, казалось, закрыло тему. Та же «Прелесть» ностальгировала по 90-ым в российской глубинке, «ЮЗЗЗ» демонстрировал неприглядные реалии южной дворовой романтики. Однако жанр рано было списывать со счетов. Что закономерно, продюсерская компания SREDA (ответственная за первые сезоны «Мажора», «Метода», «Триггера» и целую плеяду достойных российских фильмов и сериалов) в коллаборации со стримингами Okko и Start подрядили одного из лучших режиссеров современной России, Юрия Быкова, чьи заслуги на большом и малом экране просто устанешь перечислять, хорошо знакомого с темой, на новый сериал «Лихие», который на этот раз действительно должен был закрыть тему в кино. И, надо сказать, Юрий Анатольевич ответственно подошел к своей задаче. Большой любитель мрачной стороны жизни нашей страны, в красках отображающий все тяготы провинциальной части постсоветской России, Быков с энтузиазмом взялся за кино, которое повествует о его любимой исторической эпохе в его любимом жанре. Как сказал сам режиссер о своей цели, взявшись за проект: «Про 1990-е, как и про все другие эпохи, можно снимать до бесконечности. Просто я для себя «Лихими» точно закрыл 1990-е как тему и, надеюсь, надолго. Даже больше скажу: я закрыл для себя не столько 1990-е, сколько фактуру, соответствующую им.» Итак, сериал, начинаясь как история отдельно взятой семьи (а вернее, отца и сына, выживающих в непростое постсоветское время), очень быстро вырастает во временном, географическом и историческом масштабе. «Лихие» ведут повествование параллельно в Хабаровске 1990-ых и Москве как минимум 2022-го. Режиссер, вооруженный сильным актерским кастом и прекрасным сценарием Олега Маловичко, рисует не конкретных персонажей и не их конкретную историю, а портрет целой эпохи, если не двух: специально разрываясь между двумя временными промежутками Быков и Маловичко словно показывают относительную близость либо параллель между неспокойной постсоветской эпохой и современным миром. А если зрителю эта параллель или другие очевидные метафоры не дойдут, то авторы иносказательно, но очень красиво вложат их в уста филигранно сыгранного Филиппом Янковским вора в законе Тунгуса. Драматургия проекта возводит «Лихих» на совершенно новый уровень в сравнении с аналогичными картинами. Маловичко, уже упражнявшийся в похожей теме на примере южной провинции в «Хрустальном», превращает тему сращивания криминала и политики в полноценную дискуссию со зрителем. На примере главаря группировки «Общак» Джема (отлично сыгранного театральным артистом Артуром Ивановым) авторы демонстрируют попытки оргпреступности заменить собой государственную власть, подминая целые области, завоевывая лояльность местных жителей, таким образом и легализовываясь в политическом пространстве. Аналогичная тема затрагивалась в культовом «Нарко» от Netflix, и пусть Джем не дотягивает до уровня неформального президента Колумбии Эскобара, попытка все-таки хорошая. Абсолютно иначе здесь выглядит тема противостояния силовиков с преступностью. Крестный отец Дальнего Востока Джем и его подручный Юра Краб воспринимают «контору» как своих прямых конкурентов – эдакую узаконенную группировку, которая ведет с ним борьбу за сферы влияния, в чем также угадывается некоторая, но политически безопасная, метафора. Силовой блок тут представляют несколько архаичные, но все-таки достоверные портреты силовиков эпохи. Евгений Харитонов (сыщик из местного УБОПа) – собирательный образ честного милиционера из развалившегося Союза, сперва неподкупный и стремящийся защитить родной край от бандитских щупалец, позже затемняющий благую мотивацию личной жаждой мести. Гела Месхи (столичный опер ФСБ) – олицетворение чекиста постсоветской эпохи, стремящегося «вернуть себе страну», ощущающего личную обиду от краха некогда сильного государства, надеющегося на реванш с возвращением былой власти и авторитета родного ведомства в качестве приза. Его устами здесь звучит популярная теория т.н. «неодворянства», но звучит обоснованно для создания объемного портрета эпохи. От того любопытнее всего следить за противоборством криминала и правоохранителей – Быков дает каждому высказаться, а их монологи можно разбирать на цитаты. Когда противники переходят от слов к действию, то существенной разницы в их методах не видно, но авторы поясняют – время было такое. Не менее важна для авторов тема отцовства. Повествование часто ведется от лица Жени, которого играют сразу два действительно одаренных актера разных поколений (Евгений Ткачук и Егор Кенжаметов из «Оффлайна»). Ключевой здесь, как в исконно мужском кино, является отцовская фигура в лучших традициях Копполы и Пьюзо (того самого отца-киллера шикарно воплотил любимчик Быкова Артем Быстров, очень неожиданный в подобной роли). Отмечу и других артистов: Александр Голубев, привычный в ролях военных, внезапно меняет амплуа на старшего «бригадира», но в роли хабаровского головореза впечатляет сильнее, чем в прошлых своих работах. Филипп Янковский выдает более глубокого и интересного персонажа, чем в той же «Прелести», хотя и похож по типажу. Радует эмоциональной ролью несомненно талантливая и красивая Полина Максимова. Нельзя здесь не упомянуть еще одного любимчика Быкова — Дмитрия Куличкова в роли «смотрящего» по Хабаровску – образ, безусловно хорошо знакомый этому невероятно харизматичному артисту. Аскар Ильясов, резко набравший популярность после шикарной роли в «Нулевом пациенте», а также Иван Добронравов, вновь радуют хорошими ролями. Такой мощный состав артистов был возможен только в поистине эпической криминальной саге, и только у Юрия Быкова. Мрачная приглушенная цветовая палитра, но в то же время насыщенные красками пейзажи лесных массивов и бескрайних рек Дальнего Востока — операторская работа здесь выше всяческих похвал, начиная от чистоты и красоты сибирской природы и заканчивая грязью, копотью, потом и кровью местного криминала в подъездах, гаражах, на улицах. Современная вечно ночная и дождливая Москва показана как натуральный Готэм-сити - сам Быков себе такого ранее не позволял (вспомним его глянцевую столицу из «Спящих»). Многие операторские решения поднимают картину на уровень полнометражного кино, выходя за рамки простого сериального формата. Подытоживая: Маловичко вновь написал шикарный сценарий уровня полноценного литературного труда. Все ключевые артисты великолепно воспользовались имеющимся материалом. Ну а Быков на пике своей формы, и тему девяностых он закрывает своим детищем с говорящим названием так же мощно и лихо, как Алексей Сидоров ее открывал «Бригадой» двадцать два года назад. 9 из 10