Я смотрел «Субстанцию», ожидая взрыва: трейлеры обещали смелый хоррор, который разорвёт шаблоны. Первые полчаса я был в восторге — это было как глоток свежего воздуха в жанре. Но к финалу я сидел и думал: «И это всё?» Фильм Корали Фаржа — как красивый пузырёк, который лопается, не успев долететь до цели. Актёры — то, ради чего стоит смотреть. Деми Мур — королева. Её героиня, стареющая звезда, рвётся между славой и страхом, и Мур играет это с такой силой, что её боль чувствуешь кожей. От её взглядов в зеркало до яростных вспышек — всё на уровне Оскара. Маргарет Куэлли, её соперница и отражение, держит планку: их дуэт — как танец на краю пропасти, полный напряжения. Второстепенные персонажи — агенты, продюсеры — бледнее, но не портят картину. Идея фильма — борьба с обществом, которое пожирает красоту и молодость, — бьёт в самое сердце. Клонирование как метафора звучит мощно, и первые акты оправдывают: сцены трансформаций тела — жуткие, но завораживающие — цепляют. Это не просто хоррор, а сатира с элементами драмы: фильм высмеивает культ внешности с чёрным юмором. Постановка на высоте: яркие цвета — неон, золото — контрастируют с отвратительными сценами, создавая странный вайб. Саундтрек — резкие аккорды, как удары пульса, — держит в тонусе. Оператор играет с отражениями и зеркалами, показывая, как героини теряют себя. Но вот беда: ближе к концу фильм теряет хватку. Финалка — это как если кто-то решил: «А, и так сойдёт». Она слишком поспешна, оставляя кучу вопросов без ответов, и не чувствуется как заслуженный финал. Температура падает: ждёшь катарсиса, а получаешь недоделку. Сюжет местами буксует: некоторые диалоги о славе повторяют одно и то же, будто сценаристы топтались на месте. Метафоры порой бьют в лоб — не всегда тонко, как хотелось бы. Мой вердикт таков: «Субстанция» могла стать культом, но осталась просто любопытным фильмом. Она смелая, стильная, с гениальными актёрами, но недоделанная. Для меня — это как заказать изысканный десерт, а получить недопечённый корж. Если ищете необычный хор с социальной начинкой, попробуйте, но не ждите шедевра. Лучше заранее настроиться на яркий старт и слабый финиш. 6 из 10
От лица поклонника кольцевой сюжетки в своём лице говорю: Большое спасибо! Я люблю кольцевые композиции за то, что они показывают нам законченный сюжет. Точка отсчёта, она же финиш – constanta. Она не меняется за всё время произведения, в то время как герой проходит множество трансформаций как внешних, так и внутренних. По итогу просмотра приходит осознание, что каждая звезда всегда оставляет наследие миру искусства. Но какое именно наследие? До последнего момента это может оставаться загадкой. Мой главный и неожиданный инсайт от фильма – это тема обслуживающего персонала. Принеси, подай, уйди подальше, не мешай. Никто не благодарит, не считается с чувствами обслуги. Её просто эксплуатируют и в прямом смысле «из неё выжимают все соки». Персонал теряется за главной звездой. Но парадокс в том, что звезда без своей команды и помощников – никто. Но фильм, всё же сатира. Поэтому Элизабет (Деми Мур), которая так долго нежилась в свете софитов и заботилась только о своей славе теперь отрабатывает по полной обслуживая интересы молодой красотки Сью (Маргарет Куолли). В погоне за второй молодостью героиня Мур испытывает лишь презрение. Презрение за «порождение» Сью. Презрение, что теперь жизнь сводится к прислуживанию Сью. Презрение к себе, что не может решиться со всем покончить. Все эти точки гнева накапливаются и в итоге перед нами кульминация в стиле «Тараса Бульбы». Я тебя породил, …. Элизабет – создатель, некая материнская фигура. Сью – эксперимент, новая плоть, выступает в роли дочери. И эта задумка работает отлично, так как по инструкции они меняются каждую неделю и видят друг друга только в вегетативном состоянии. Они злятся друг на друга, ругаются и ненавидят пересменку. Это борьба – схватка старости и молодости. Но обе они одинаково бесятся, когда слышат строгий голос на другом конце трубки: «Помните, вы обе – одно целое. Вы – один человек». Важно помнить, что фильм является сатирической комедией. Поэтому гнусные пороки общества здесь показаны с тройным увеличением. И если зритель сможет побороть отвращение от сцен физического уродства, то ему откроется суть, что уродство и гнильца всегда зарождаются внутри, а лишь потом проступают наружу. 7 из 10 Считаю, что эксперимент под названием «Субстанция» для меня удался. Советую смотреть, но только если вы готовы к экспериментам. Ну и собственно фильм состоялся ещё и благодаря прекрасному касту. Отдельная радость, что Деми Мур получила Золотой глобус в номинации лучшая женская роль — комедия или мюзикл. Её трансформация, игра и смелость сделали этот фильм.
18+ _ Старые и молодые мысли, навеянные этим кино. _ Всякая молодость вышла из нашей старости, и забыла об этом. Всякая молодость и есть старость. Молодость и старость всегда были одним целым. Одно не может существовать без другого в этом мире. Курица и яйцо. Яйцо и курица. _ Мы все стареем, мы все теряем славу мирскую, мы теряем молодость, наши силы иссякают. С возрастом чаще всего человек всё менее интересен окружающим по разным причинам. Что-то такое происходит с главной героиней, которая некогда была знаменитой дивой, а теперь... вышла в тираж, условно говоря. Другая сторона кино - визуал. Тут много примечательных интерьерных решений, заманчивой архитектуры, колоритных красок и своеобразного дизайна одежды, которая нарочно скрывает ту же старость (но лицо выдаёт всё, даже под слоем макияжа). Нередко в кадре можно увидеть автомобили 40-летней давности (кто-то явно скучает по 60-70-80-ым). Всё это настроено так, чтобы вызывать какие-то чувства у зрителя. Неплохие триггеры. Старость особенно остро чувствуется на фоне всего модного и яркого, сочного и чистого. Богатые, как правило, очень стараются продлить молодость или это ощущение с помощью интерьеров модных, красивых машин, молодых ухажеров/спутниц. Знаменитости постоянно хотят быть на виду любым способом. Мы нередко возвращаемся даже к тем людям из нашей юности, с которыми дружили или встречались когда-то. Мы все хотим вновь почувствовать или вспомнить молодость, как и наша героиня. Молодость как антипод старости. Старость при этом некоторыми воспринимается как порок... неизлечимый предвестник смерти и вечного забвения. Как победить главный недуг человечества? Главная героиня нашла способ жить молодой и старой. Молодостарость. Старомолодость. Воплощение тайной страсти и желания многих, чем сегодня прельщают всякие медицинские учреждения, а то и духовные организации - дайте надежду жаждущим на молодость, сиюминутную или вечную, и они ваши. Дайте женщине упругие булочки и наливные дыньки. И она будет счастлива. Хотя у нас всё не совсем так. Теперь у нашей героини есть сменщица-соперница тире почти дочь. Как это так, спросите вы?! Но это надо смотреть, чтобы понять. Или понять всё это, чтобы смотреть. В своих детях мы видим себя молодыми. О! Мы словно переживаем свою жизнь в них заново. Всё молодым! Мы отдаём им себя всецело. Иной раз они даже условно пьют из нашего колодезя жизни, почти выпивая нашу жизнь. Возможно, это показано тоже в ленте. И мы в принципе тоже морально или ещё как присасываемся к их молодому колодцу. Страшные условности, страшные мысли, сам страх в этом кино. Мы как старый хлам для молодости. Молодость как источник жизни для нашей старости. Но это лишь фильм. Не надо воспринимать всерьёз. Просто философия мысли о молодости под старость. Х-м-м-м... может и молодость - порок? Тогда всё встаёт на свои места... вроде бы. Ведь именно она нередко к старости делает нас порочными. Я смотрю на молодость в этом кино, и она столько порочных мыслей норовит произвести во мне... Как это приятно и чисто по-людски, обвинять в своих пороках других, хоть молодых, хоть старых. Или обвинять Голливуд и в общем западных киноделов. _ Или мы просто в погоне за вечной молодостью превращаемся в безумных монстров.
Начитавшись кучу отзывов, решила посмотреть фильм. Видимо, я одна из тех, кому фильм 'зашел'. В этой картине Фаржа вскрыла столько проблем и комплексов современного общества, что просто родео для психолога! Многие тут писали мол за что Золотой глобус? Именно за то, что погоню за молодостью надо контролировать. Каждый возраст имеет свое предназначение! Пытаясь быть моложе и лучше, пытаясь обмануть время и природу мы становимся монстрами. Начнем по порядку. 1. Сюжет. Идея фильма стара, как мир. В Голливуде подобных фильмов тьма как комедийных (Байки из склепа, Смерть ей к лицу и т.д.), так и ужастиков. Что мы видим? Популярная некогда звезда, имеющая шикарное тело несмотря на зрелый возраст, но по законам шоубиза - она старушка. Зритель просит молодое 'мясо' и мордашку. В один момент она становится не нужна. Тут первый момент - ненужность и непринятие. Всё это из-за того, что работая для этих зрителей, отдавая жизнь, героиня оставалась одинокой: ни семьи, ни детей, даже кошки\собачки нет. Хотя Фаржа молодец, она на каждой стадии давала героине выбор! Первый - школьный друг, для которого она остается самой красивой и желанной. Второй момент - получение субстанции. Инструкция и Свобода выбора и выбор сделан - она его берет и вводит. На свет выходит 'новая' Сью. И что мы видим опять? Радости и счастья от этого не получает. Она также не нужна, да и еще должна быть в тени и взаперти. Возникает толика сомнения, но быстро уходит, так как видит популярность Сью. А что Сью? Она живет, она популярна, контракт, съемки, мужчины, вечеринки! Возникает конфликт, но героиня все равно продолжает эксперимент, хотя видит как разрушается ее тело. Что мы видим в конце? Что ради молодости и красоты готовы убить. Что ради популярности и востребованности готовы быть 'страшно красивыми'. 2. Актеры Деми Мур красотка. В 62 выглядит потрясающе. Я просто в шоке оттого, что по сути, она играла чуть ли не себя (бешенная популярность в 1980-2000) и сейчас она снимается только тогда, когда хочет (ну или когда вспоминают). Маргарет Куоли хороша. Вообще к актерскому составу вопросов нет. Даже Деннис Куэйд, сыгравший продюсера, был неподражаемый, а его крупные планы употребления пищи, как аллегория - люди схавают, не жуя. 3. Пространство Очень удивило, что все съемки прошли в Париже, хотя по фильму вроде как Лос-Анджелесе. Большая часть фильма происходит в апартаментах, но снято хорошо, не чувствуется замкнутого пространства. Фоном музыка - не напрягает. Я не знаю, почему все говорят 'кошмар, хоррор'. Мы в этом кошмаре живем и уже давно- посмотрите на нашу эстраду.
Рецензия на «Субстанцию» Можно понять женщин, страдающих из-за потерянной молодости и красоты. Мужчины не так зависимы. Для женщин внешность — не просто взаимоотношения с противоположным полом, но зачастую карьера: не будем чересчур наивными — щиколотки, запястья, голени — имеют меновую стоимость. Это проблема. И это проблема героини фильма. Она не юна. Звезда кино и телевидения, она лишается работы — морщины нерентабельны, — но тут же подворачивается случай заполучить свежего и юного двойника. И героиня Деми Мур хватается за него. Увидеть себя снова юной и красивой — какая бы женщина отказалась? В фильме много обнаженки. Причем в чем мать родила появляется не только 29-летняя красавица Маргарет Куолли, но 62-летняя Деми Мур. Не спешите хвататься за головы: многие молодые женщины отдали бы многое, чтобы в свои года иметь такую же грудь, как у Деми. Фильм стильно снят, но безнадежно затянут. На общее количество сцен выпадает совсем не радующее количество содержания. Причем не сказать, что, подобно «Зеркальной коже», это созерцательный фильм. Там, где, к примеру, у Кроненбергов всё решается на скорую и умелую руку, в «Субстанции» длится мучительно долго. Третий акт, в этом смысле, выглядит почти как искупительный акт за два предыдущих. А вот что радует, так это актеры. К Деми Мур и Маргарет Куолли присоединяется кавалер старой гвардии Голливуда — Деннис Куэйд. Режиссером выступила француженка — Корали Фарже. Ее первый фильм — «Выжившая» был не слишком радушно принят в мире и России. Он повествовал о выжившей молодой и красивой женщине, от которой нельзя было отвести глаз и которая при этом люто мочила мужчин. В «Субстанции» нет такого явного антагонизма между мужским и женским, и его оценки поползли вверх. Рейтинг в районе 8 и в России, и в мире — это рейтинг, которого для боди-хоррора не было со времен кроненберговской «Мухи». Неважно, что он завышен. Тут любопытен сам факт. Фильм тошнотворный и полностью соответствует заявленному жанру. Так что завтрак, обед, ужин советую оставить на потом. Третий акт шокирует. Развязка — трэш… Даже не трэш — кровавый фарс, гротеск, буффонада. И, может быть, лучшее, что в нем есть. Фильм недоработан и сырой. Но, несмотря на вышеуказанные недостатки, вполне годный. Одинокому и невпечатлительному человеку он вполне может помочь скоротать муторный вечер. Но это определенно не семейный фильм — фильм, от которого надо держать детей подальше. Также, поскольку его снимала женщина, в нем отчетливо звучат нотки феминизма: От возраста не убежишь (основной лейтмотив фильма) — и какое тебе дело, что подумают о твоей седине и морщинах? И правда, какое? Однако сами женщины так не считают. Не верите, спросите у Деми Мур, вернее, у ее пластики: лица, груди, живота, ног — всего абсолютно тела. Это требование времени: не быть красивой, но быть рентабельной. Деми Мур — 63 года. Поздравим ее, она рентабельна, рентабельна лишь потому, что до сих пор красива. В этом кроется противоречие фильма: реальная Деми Мур с ее многомиллионной пластикой, с одной стороны, подтверждает «проблему женщины», с другой — самим фактом своего существования и успеха — противоречит его моральному выводу. И так будет. И от этого не уйти. И любые предохранительные меры, включая моральные нотации, ни к чему не приведут. Ведь там, где все покупается и продается, в Обществе потребления (не только щиколотки и запястья, но, допустим, патриотизм Шамана), даже боги — Шива, Христос, Дионис — вынуждены дефилировать по подиуму современности в купальниках от-кутюр. Но монетезировавшись — они обесценились. Это родимое пятно на пол-лица, от которого нельзя отвести взгляда, порождает в одних иронию, в других — протест, в третьих — ресентимент, в большинстве же — стремление к подражанию. Рентабельность как идея становится нерентабельной в силу своей массовой террористичности — и золото в руках превращается в гнилушки. И вот уже что-то вроде инфернального хохота начинает реять на красных и легких крыльях над распластавшимся под ним Миром вещей. Вы слышите его? А я слышу! Он — красный. И за отсутствием зажигалки от него можно даже прикурить. Такая же красная — как «Красная комната» Матисса, концовка фильма «Субстанция». Красный пол, красные стены, потолок, человеческие лица — все красное. — Это кровь! Нам, очевидно, становится жутко, и в то же время мы принуждённо и громко смеемся над всем этим: «Какая, однако, теперь она красавица!» Некоторые впечатлительные зрители после такого финала не смогут спокойно заснуть.
Massive Attack, Horace Andy - Angel Ну, всё. Вчера в тёмном зале кинотеатра с огромным экраном мы увидели для себя лучший фильм года, который в конце бесповоротно полюбился нам, что внесли в свой список любимых без лишних раздумий. Если до конца официального проката у вас есть возможность пойти в близлежащий кинотеатр, то лучше сделать это. Корали Фаржа к пятидесяти годам сняла, вероятно, своё лучшее творение, превзойти которое будет очень-очень тяжело. Что точно, «Субстанция» (спасибо, что не «Астрал: Доппельгангер») уже стала ярким событием года, потом со временем обретёт культовый статус и её не будут изучать в киношколах по причине закрытия оных. Ведь со временем кино потонет в самоповторе, саморефлексии и ремейках. Умрёт ли? Развитие технологий в двадцать первом веке громко намекает, что да. Скоро зрителям не нужно будет сидеть по ту сторону экрана, все будут сидеть в VR-очках, как бы находясь «внутри» самого зрелищного кино. Massive Attack, Elisabeth Fraser - Teardrop Ладно, пока не увязли в брюзжании, вернёмся лучше к новинке проката. Спасибо прокатчику «Вольге» за столь значимый подарок. На дворе сентябрь 2024 года, за 9 месяцев столько проектов уже посмотрели, одна лишь вторая «Дюна» оставила неизгладимый след, но то все равно высокобюджетный блокбастер с огромным рекламным бюджетом и лучшим режиссёром прошедшего десятилетия. Не хватало для ещё более крутых впечатлений такого небольшого независимого кино прямиком из любого значимого фестиваля, чтобы вот, знаете, под дых било, весь дух вытряхивало и выворачивало душу наизнанку без милосердия. Чтобы было максимально странным, греховным, эпатажным и виртуозно снятым. Чтобы у режиссёра были своё видение, право финального монтажа и доверие со стороны продюсеров. Вуаля, «Субстанция» поспешила на помощь! После «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера в 2014-м и «Экстаз» Гаспара Ноэ в 2018-м... Massive Attack, Sarah Jay Hawley - Dissolved Girl Это ещё один чистый кинематографический укол прямиком в вену, чтобы искры из глаз, выброс адреналина, сердцебиение в ритме The Prodigy. Да что же такого в этом непонятном долгом фильме-то, не спросите вы?! Да, всем он не понравится точно. Уже читали, что можно было сократить историю до 30 минут, что всё так мерзко, что слабый сценарий без логики, что слепы профессионалы, раз выдают награды. Бог с ними. Если заранее не знать, что эта драма снята женщиной, то эффект будет ошеломительный. Использовав разные методы съёмок и сделав смачные оммажи легендам, Корали Фаржа создала своего Франкенштейна, который смог. Он навёл ужаса, призвал к сочувствию, заставил сжимать челюсти, влетел с двух ног в мозг зрителя. Как вы поняли из других здешних прославленных рецензий, фильм показывает экзистенциальный ужас увядающей звезды шоу-бизнеса, которая решает воспользоваться сочным дедовским способом из объявления. Massive Attack, Elizabeth Fraser - Black Milk Быстро становится ясным, что подозрительным дедам из телевизора верить не стоит. Хотя в фильме всё же условная реальность, будто 80-е слились с нынешней эпохой, а то главная героиня пользуется одновременно сенсорным гаджетом и читает объявления в газете, покуда по телеку крутят ту самую рекламу с призывом купить сейчас же по невыносимой скидке. Мы всё понимаем, Деми Мур полные 60 лет, лэптопами пользоваться не умеет вдруг, но та сцена с газетой навела на такие мысли. Кстати, пока все обсуждают концовку, трансформации тела, кровь и внутренности, нас ещё заинтересовала природа происхождения таинственной Субстанции. Это прямо заслуживает отдельной короткометражки, насчёт целого фильма не уверены. В общем, настоящие области тьмы проникают в нутро главной героини, которой предстоит столкнуться с ужасами своего выбора. И вопрос «как бы на месте Элизабет Спаркл поступили вы?» станет весьма уместным. Massive Attack, Horace Andy - Man Next Door Безумно любим «Субстанцию» после одного лишь просмотра. На следующей неделе нужно сходить ещё разок с кем-то, чтобы стать свидетелем их ярких впечатлений. Сразу видно, что подготовка к съёмкам и сама реализация замысла не пахнут халтурой. Можно заметить это и успокоиться во время длинного пролога. Задача: как показать славу известной ведущей тренировочного шоу за 5 минут, когда хронометраж 140 минут? Обычный ремесленник втиснул бы флэшбеки или отдельную предысторию с оцифрованным лицом Деми Мур, мол, вот как было 30 лет назад. Но Корали Фаржа подошла к решению задачи творчески. После такого начала можно не сомневаться, дальше будет только интереснее. Она молодец, будем рады следить за её дальнейшими успехами после такого прорыва и лучшего фильма в карьере. Так и представляем себе, как Линч, Карпентер и Кроненберг сидят в уютном кинозале и смотрят «Субстанцию». А после - аплодируют. И да, кому это очень важно, та самая тема раскрыта полностью и со всех ракурсов. Massive Attack - Mezzanine
Хрупкая француженка, снимающая боди-хоррор и схватывающая минуты оваций в Каннах? После Жюлии Дюкурно и ее 'Титана' эта комбинация уже кажется привычной. Но номинальное сходство жанров - единственное, что объединяет победителя Канн-2021 с фильмом Корали Фаржа. Если Дюкурно рассуждала о роде человеческом, его почти библейском исходе и технофетишизме, то в 'Субстанции' ключевых тем на порядок меньше. Вообще, именно то, что у Фаржа не хватает идей и материала на два с лишним часа хрона - главная уязвимость фильма. Глобально, 'Субстанция' легко бы уместилась в часовой формат, не потеряв ни одного смысла. Но растянутость фильма - тоже осознанная фишка 'Субстанции'. Надоело смотреть на постоянную ретрансляцию одного и того же? Так и женщинам надоело видеть, как импотентно общество воспринимает их проблемы. Основных героинь в фильме две, но на деле это один человек. Элизабет (актерский подвиг Деми Мур) - экс-суперзвезда голливудских холмов, у которой от былой славы остались панорамная квартира где-то на Малхолланд-драйв, звезда на калифорнийской аллее и затухающее фитнес-шоу, шаркающее по утрам по кабельным каналам. Сью (Маргарет Куолли) - лучшая версия Элизабет, молодая, уверенная в себе, но, правда, рожденная после употребления Субстанции - некого медикамента, буквально рождающего из тебя самого отшлифованную копию. В типично фаустианской сделке есть три условия. Не злоупотреблять временем - неделю живет одна, неделю другая. При нарушении правила - забирается часть витальной силы у копии. И главное - не забывать, что вы одно целое. Идет ли всё как нужно? Конечно, нет. Вот и довольно скоро Элизабет и Сью начинают конфликтовать друг с другом, превращая жизнь каждой в сущий кошмар Весь сеттинг 'Субстанции' нужен Фаржа, чтобы сфокусировать внимание на одной главной проблеме. Современное общество воспринимает женщину как образчик хорошей внешности и временной молодости, выстраивая целые индустрии как эксплуатационные конвейеры. Осуждая это с разных сторон, Фаржа настолько увлекается темой, что местами и сама скатывается в откровенно эксплуатационное кино. При этом боди-хоррор составляющая 'Субстанции' не кажется какой-то особенно мерзкой или пугающей. Стерильные дизайны, витающий в воздухе белокафельный дух операционной, нагнетающие диджейские сеты - дань изящному монтажу и сильным визуальным образам. В попытках переиграть Кроненберга на его же поле Фаржа топит всю содержательную надстройку фильма. После 'Субстанции' с ее чересчур красивыми кадрами и кричащим использованием джамп-катов кажется, что фильм сняла отличница с каких-то авторских курсов самого Дэвида. Сломать зрителя этот фильм все-таки может. Особенно когда дело доходит до ногтей и зубов. Ну или геометрически безошибочно разрезанного позвоночника. Фаржа очевидно делала ставку и на последние 20 минут фильма, где мясное безумие настолько гипертрофировано, что хлещет через экран не просто литрами крови, но и шматками человеческих тел. Работает ли это? Как и любая гипербола, до времени. Мой второй ключевой камень в 'Субстанцию', что фильмы, в которых преувеличение - единственный художественный прием, всегда работают хуже, чем те, что живут в мире полутонов. Как бы Фаржа не старалась цитировать Кубрика и Карпентера, основная мысль проглядывается в первые пять минут. Фильм способен шокировать лишь не готового к боди-хоррорам зрителя, а удивить, пожалуй, лишь человека из прошлого века. Хорошее и плохое слишком часто пересекаются в 'Субстанции' на расстоянии соседних кадров. Вот ужасно скучная апроприация главного злодея, которого еще и зовут Харви (ну вы поняли). А вот стильно экранизированный женский страх старения и неуверенности в себе перед зеркалом. Или например, довольно плоская пародия на фитнес-эстетику 1980-х с обтягивающими лосинами в стиле Сидни Кроуфорд. А отмотай назад - получишь тончайшую историю звезды славы в асфальте, метафору всей жизни героини. Как итог, 'Субстанция' - хоть и заметное, но весьма переоцененное повествование о мире женских абьюзов. И ведь большинству и так понятно, что эксплуатировать женщину плохо, воспринимать ее лишь как кусок красивого тела - еще хуже. Но стоит ли ради этого отменять всю эстетику мира? Сомнения, и большие.
Впечатляющий трейлер, который сразил своим безумием. Фильм, который взял приз за лучший сюжет на Канском фестивале. Это надо увидеть. Элизабет звезда телешоу, но в своем возрасте она уже не так востребована и ее хотят заменить молодой. Именно в это время, она узнает о программе, которая может сделать ее лучшую версию. И новая версия зовется Сью, молодая и красивая. На главные роли режиссер фильма Корали Фаржа выбрала Деми Мур, Маргарет Куолли и Денниса Куэйда именно эти люди сделали фильм таким, каким мы его видим, а именно шедевральным. Деми Мур играет уже не молодую звезду телешоу, которая когда-то была очень знаменита и любима аудиторией. Но сейчас она уже мало кого интересует. Элизабет сложно смириться с тем, что она стареет и с увольнением, так как вся ее жизнь это карьера. Это точно лучшая и самая смелая роль Деми Мур. Актриса всецело отдавала себя на съемках, она в хорошей форме и явно не боится экспериментировать. Сцена, в которой она 'размножается' можно назвать одной из самых ярких и ужасающих, настолько натурально актриса сыграла, жуть. Маргарет Куолли играет альтер эго Элизабет, которую зовут Сью. Она шикарно выглядит, молодая и красивая. На нее сразу обращает внимание бывший начальник Элизабет. И вот Сью уже ведет утреннее телешоу, звездой которого раньше была Элизабет. Мое знакомство с Маргарет состоялось с рекламы Kenzo, она сразу сразила своей раскрепощенностью. Актриса серьезно готовилась к роли, работала с тренером, работала над внешним образом и внутренним миром. И ей удалось сделать Сью идеальной. Деми Мур и Маргарет Куолли отлично сработали. Актрисы контрастируют на фоне друг друга, что делает их героинь еще более интересными. Деннис Куэйд играет начальника Элизабет, был не так часто в кадре, но это не делает его роль женоненавистника менее значимой. Сюжет безумный и вместе с этим жизненный. Фильм затрагивает тему старения и стандартов красоты. Мы зациклены на том, чтобы быть идеальными, чтобы нравится мужчинам, но те стандарты, которые нам диктуют, не имеют ничего общего с реальностью. Мы стали зависимы от мнения других и совсем забыли о том, что важно, как ты сам относишься к себе. Режиссер дает нам увидеть, как мысли влияют на то, какими мы себя видим. Сцена, когда Элизабет собирается на свидание, и вдруг видим рекламный щит со Сью, она сразу начинает сомневаться в себе, так как начинает видеть себя чужими взглядами и в итоге никуда не идет. Нам раскрывается нам два разных мира героинь. Вначале внешний мир, когда они снимаются в телешоу и находятся под пристальным вниманием камер и зрителей. И внутренний, когда они находятся одни дома и их никто не видит. Режиссер даже тела героинь снимала с разницей. Тело Элизабет снимали максимально натурально, не стараясь сексуализировать, а вот Сью снимали максимально сексуально, акцентируя внимание на ее достоинствах, которые так нравятся зрителям. В фильме много внимания уделяется деталям. Много крупных кадров, съемка широкоугольным объективом и в итоге это создает чувство мерзости и ужаса. В сценах не использовалась компьютерная графика, а все модификации делались с помощью грима. Еще хочется заметить, что огромную роль уделяют именно визуалу, так, что в фильме мало разговоров. Удачно выбранные костюмы раскрывают нам характеры. Элизабет носит синие, оранжевые и красные цвета. И так, синий цвет говорит нам о том, что она меланхоличная и изолированная, желтый и оранжевый указывают на тревогу и на одиночество Элизабет. Сью носит розовые и голубые. Розовый цвет нежности, но не тут, за этим цветом скрыта злость. Финальная сцена это что-то безумное. Если вы чувствительный человек, вас может затошнить. А так это современный и веселый фильм. Я вышла из кинотеатра со смешанными эмоциями и легкой тошнотой. Фильм заставляет задуматься, а стоит ли гнаться за идеалом или разрешить себе взрослеть так, как ты хочешь. Я советую сходить.
Элизабет Спаркл знаменита - у нее есть 'Оскар' и звезда на 'Аллее славы'. Но пик карьеры прошел, многие ее толком не помнят, а сама она в почетной отставке ведет утреннее фитнес-шоу. И даже его вот-вот потеряет: гад-продюсер решил заменить ее на ведущую помоложе. Ее последним шансом остается таинственный проект 'Субстанция'. Приняв некое вещество, она создает более юную версию себя - Сью, которая без труда устраивается на новое место. Она снова молода и популярна, но есть одно 'но': принимать субстанцию необходимо строго по инструкции. Но так велик соблазн ее нарушить, несмотря на ужасные последствия... Сюжет начинает трещать по швам с самого начала. Героиня получила наводку на загадочный препарат, но не догадалась загуглить, что о нем пишут, не догадалась хоть как-то проверить сертификаты и прочие детали, которые рекомендуется изучать при знакомстве с новыми способами лечения. Интернет в фильме вообще куда-то делся: смартфоны есть у всех, но соцсетями никто не пользуется, о лайках и прочем даже не вспоминают. Девушку из ниоткуда, не ответившую толком на необходимые вопросы, берут на работу за пять минут. Сложную медицинскую процедуру проводит не врач, а пациент, своими силами, по минималистичной инструкции - любой, кто видел хотя бы инструкции по приему таблеток, согласится, что выглядит это довольно странно. Это триллер на серьезную тему, сделанный в лучшем случае по логике сна. Подтверждает это и психоделическая атмосфера. В фильме все или неестественно ярко и гламурно (что в сочетании с клиповым монтажом и крупными планами намеренно бьет по глазам), или мрачно и мерзко. В первом случае вспоминается 'Неоновый демон' Дени Вильнева, только глазами не новенькой, а уже опытной и вышедшей в тираж покорительницы Голливуда, которая все готова отдать за возвращение в лучшие свои годы - даже саму себя. Во втором случае создатели явно вдохновлялись Дэвидом Кроненбергом с его любовью к метаморфозам человеческого тела. Да и сюжетная завязка о деятеле СМИ, на свою голову нашедшем профессиональный Святой Грааль, взята, вероятно, из его 'Видеодрома'. Вместе с концепцией новой плоти, которая в 'Субстанции' прямо не проговаривается, но сюжет выстроен именно вокруг нее. Но все эти шизоидные гламурно-мерзко-прекрасные декорации - лишь фон для вполне серьезных рассуждений о неприятии себя, своего тела, своего возраста. Пожалуй, самая важная для здешней проблематики сцена - сборы героини на свидание, во время которых она не может понять, что с собой делать - все ей не нравится, все не скрывает ее возраст. Ее комплексы сводят ее с ума и медленно губят. Юная Сью - их физическое проявление. И сколько бы голос из техподдержки ни бубнил, что обе героини - одно целое, на практике все выглядит иначе. Жить своими комплексами опасно - нехитрая, но очень актуальная мораль. 'Субстанция' - по-настоящему серьезный фильм. А еще действительно красиво снятый. Желтое пальто героини на фоне серых заброшек, ее мрачно-изысканная квартира, все те же крупные планы. Солидная их часть связана с определенными частями тела - обнаженки в фильме очень много. И не ради нее самой, а чтобы передать чувства героини, живущей между двумя телами - родным и телом мечты. Пожалуй, ее гораздо больше, чем надо, но избыточность кредо этого фильма. Здесь всего много. И в последние минут пятнадцать чувство меры отказывает режиссеру окончательно. Открытый финал смотрелся бы лучше - то, что нам показали, уже просто не нужно: все отсылки найдены, урок понят, спасибо. Но вот нет. Актеры тоже великолепны. Правда, только троим есть, что играть. Это Деми Мур в главной роли (причем она, в отличие от своей героини, возраста явно не стесняется) - сломленная жертва собственных комплексов. Это Маргарет Куолли - очаровательно-кукольная Сью, ставшая воплощением этих самых комплексов. И это Деннис Куэйд в роли продюсера, которого не просто так зовут Харви, - комично-мерзкого типа, щеголяющего яркими костюмами и сексистскими комментариями. Действие фильма точно в наши дни происходит? Тогда как его еще не отменили? Ах да, логика у этого фильма какая-то своя... Но фильм остается хорошим. 'Субстанция', пожалуй, далековата от статуса шедевра на все времена, но она актуальна, красива, но при этом страшна и неудобна, как и положено жестокой философской притче. Можно воспринимать ее как мрачную сказку в современном антураже - это снимет многие вопросы. 7 из 10
Что страшнее: потерять молодость или потерять себя? В мире, где идеал красоты – не данность, а непрерывный проект, старение кажется самым жестоким приговором. Но что, если чудовище — не морщины и не время, а тот, кто смотрит на себя в зеркало с ненавистью? «Субстанция»– это картина о монстрах. Но главное, что пугает, – их количество. Кто здесь настоящее чудовище? Искусственная красота, пожирающая свою создательницу? Система, превращающая женщин в товар? Или сама героиня, позволившая себе раствориться в чужих ожиданиях? 1. Элизасью — прекрасное чудовище. Очевидный и буквальный монстр — Элизасью. Как ни парадоксально, она — единственный персонаж, который любит себя безусловной любовью не за соответствие идеалам, а за сам факт своего существования. Она не видит свою «уродливость» — в её мире нет этого концепта, потому что он формируется в обществе, а не внутри человека. Помните трогательные кадры с серёжкой? Восхищаться собой заложено в ней от Элизабет и Сью, но, в отличие от них, она не сравнивает, не оценивает, не ищет недостатков — она просто есть. И когда общество в ужасе её отвергает, она не пытается переделать себя, а выбирает уничтожить такое общество. 2. Сью — хищник в человеческом обличье. Сью — образ, транслирующий тему внешней красоты и внутреннего уродства. Красота Сью — не маска, а оружие, заманивающее в ловушку вечной погони за совершенством. Она уничтожает мать, чтобы занять её место, — типичный архетипический миф. Но Сью — есть часть самой Элизабет, её молодая амбициозная версия. Их столкновение неизбежно: это битва с отражением, которое больше её не признаёт. А значит, Элизабет остаётся лишь одно — быть стёртой. 3. Элизабет — монстр в зеркале. Элизабет видит в себе монстра задолго до того, как превращается в него буквально. Она борется за любовь к себе через Сью — идеализированное отражение своих желаний и комплексов. Но в этой борьбе нет равных сил: молодость беспощадна, а старость — уязвима. Глядя на себя в зеркало, Элизабет видит не женщину, а лишь призрак прошлого, уродливый и ненужный. В этот момент она уже вынесла себе приговор — Сью лишь приведёт его в исполнение. Истинное уродство — это когда в отражении ищешь не себя, а приговор, и находишь его снова и снова. Когда каждый взгляд в зеркало — это не попытка увидеть, а желание не видеть. И тогда самым жестоким судьёй становится не время, а ты сам. 4. Старуха Элизабет — тело, скрюченное ненавистью. К себе. Трансформация Элизабет в уродливую старуху — это буквальная визуализация её внутреннего состояния. Её тело — метафора искажённого самоощущения, результат тех же токсичных стандартов, которые породили Сью. Старость, которая настигла раньше времени, в фильме показана как нечто отвратительное, но истинный ужас в том, что она стала такой не сама по себе, а из-за непринятия себя во времени и гонки за молодостью, в которой не может быть победителя. Мы все стареем. Важно научиться видеть в этом не потерянное прошлое, а новые возможности. Ведь искусство жизни — это не бояться будущего. 5. Харви — монстр системы. Он не похож на Сью или Элизасью, но он хищник другого рода. Харви — это патриархальная система, которая пожирает женщин, превращая их в товар. Общество, диктующее стандарт красоты, навязывающее женщинам образ молодости как единственную ценность, само становится чудовищем, питающимся их страхами. Это и есть тот самый «миф о красоте» — идеал, созданный не для женщин, а против них. 6. Красота под кожей: шприцы и иглы. Между строк здесь читается целая галерея монстров: жертвы пластической хирургии и уколов красоты, потерявшие себя в погоне за вечной молодостью. На метауровне с этим перекликается и сама Деми Мур — жертва индустрии, требующей вечной юности. В этом есть ирония: актриса, воплощающая в фильме страх перед старением, сама оказывается его заложницей. 7. Франкенштейн из заимствований. «Субстанция» — не что иное, как эклектичный коллаж. Тут вам и натурализм Кроненберга, и сочный неон Рефна, и эстетика «Одиссеи» и «Сияния» Кубрика, и изящный финал из «Кэрри» Де Пальмы, и отсылки к «Дориану Грею». Все эти элементы — не аккуратные намёки или деликатные аллюзии, а грубые копии, где фильтры подкручены на максимум. Это копия, которая прекрасно осознаёт, что она копия. Тем и хороша. «Субстанция» не пытается приукрасить свою природу, а наоборот — подчёркивает её, превращая заимствования в инструмент для создания мощных визуальных метафор. 8. Калейдоскоп жанров. Боди-хоррор, триллер, комедия, драма, пародия — всё сливается в единый жанровый гибрид, в котором ужасы тела соседствуют с гротескной сатирой, а тонкий психологизм — с комиксной гиперболизацией. Этот хаос только усиливает эффект, превращая фильм в многослойное зрелище. 9. Тематический гибрид. Красота и уродство, общество и личность, мечты и реальность, молодость и старость, форма и содержание, любовь к славе и любовь к себе. «Субстанция» говорит сразу обо всём и не боится этого. Она про наши страхи — перед временем, перед изменениями, перед миром и перед самими собой. Это прекрасный пример развлекательного кино, способного не только делать громкие утверждения, но и задавать неочевидные вопросы. А поговорить? Почему героини фильма не предпринимают ни малейшей попытки наладить коммуникацию? Этот вопрос долго казался мне слабостью фильма, пока я не поняла, что в этом заложен основной лейтмотив «Субстанции». Казалось бы, логично, что они должны иметь одно сознание, но фильм рушит эту очевидность. Они — два разных существа, и это не просто сценарный ход, а вопрос, который режиссёр оставляет зрителю: как примирить версии себя во времени? Их разделяет не просто тело, а разрыв в сознании, неспособность найти баланс между стремлением к совершенству и принятием себя. Саморазрушение неизбежно, если не научиться видеть в отражении не врага, а союзника. Отвечая на вопрос, о чём «Субстанция», Деми Мур как-то сказала: «Это фильм не о том, что делают с нами, а о том, что делаем с собой мы». «Субстанция» вскрывает не только плоть, но и суть — с пугающей точностью, от которой не отвернуться. Через призму телесного ужаса она исследует темы идентичности, трансформации и самопринятия. Это не просто хоррор, а притча о человечестве, о том, как мы создаём и разрушаем себя. Мы сталкиваемся с монстрами всю жизнь — в требованиях общества, в ожиданиях, в страхах, в собственных сомнениях. Но самое страшное — убегая от своих страхов, обнаружить, что чудовище — это ты сам.
Фильм «Субстанция» режиссёра Корали Фаржа — это яркий пример боди-хоррора, который сочетает в себе социальную сатиру, феминистский манифест и абсурдный гротеск. В главной роли Деми Мур и отличный плюс к ней — Маргарет Куолли в качестве её молодой «двойницы». Картина оставляет сильное впечатление благодаря своей провокационности, визуальной экспрессии и смелости в обращении с темами старения, красоты и саморазрушения. На первый взгляд, сюжет довольно прост, но его развитие — это безумный коктейль из психологической драмы и ужаса, который попросту не даёт оторваться от экрана. Но «Субстанция» — это не просто хоррор, а, в первую очередь, острая сатира на культ молодости и красоты, особенно в контексте Голливуда в частности и шоу-бизнеса в целом. Фильм исследует, как общество и индустрия развлечений обесценивают женщин с возрастом, вынуждая их идти на крайние меры ради сохранения «товарного вида». Элизабет — это воплощение страхов старения, потери женской актуальности и, как следствие, ненависти к себе, подпитываемой стандартами современной красоты в обществе. Её решение использовать «Субстанцию» — это метафора на пластическую хирургию, диеты, инъекции и другие способы «остаться в игре», которые в итоге разрушают её личность. Отношения между Элизабет и Сью можно интерпретировать как внутренний конфликт личности: борьба между тем, кем человек был, и тем, кем он хочет казаться. Сью — не просто молодая версия Элизабет, а её идеализированный образ, который, однако, оказывается пустым и зависимым от одобрения окружающих. Финальное слияние в монстра подчёркивает, что попытка разделить себя на «старое» и «новое» обречена на провал — мы единое целое, и отрицание этого ведёт к самоуничтожению. Фильм также затрагивает феминистскую тему: он показывает, как женщины становятся жертвами патриархального давления, а часто и сами с покорностью участвуют в этом процессе, разрушая себя изнутри. Продюсер Харви (Деннис Куэйд) — карикатурный символ мужского взгляда, который диктует стандарты и выбрасывает тех, кто им не соответствует. Однако режиссёр Фаржа не просто обвиняет мужчин — она указывает и на внутреннюю борьбу женщин с собой, что делает посыл более сложным и глубоким. Деми Мур в роли Элизабет Спаркл выдаёт, пожалуй, лучшую работу за последние десятилетия. Не зря она отмечена несколькими наградами и, впервые за карьеру, выдвинута на «Оскар». Её игра — это смесь уязвимости, отчаяния и ярости. Сцена перед зеркалом, где она бесконечно корректирует макияж перед свиданием, а затем срывается в истерику, — одна из самых мощных в фильме, на мой взгляд. Мур не боится обнажаться — как физически, так и эмоционально, показывая все стадии деградации своей героини. Её превращение из уверенной звезды в сгорбленную старуху выглядит пугающе правдоподобно, и это не только заслуга грима, но и её актёрского мастерства. Эта роль почти что автобиографична для Мур, которая сама пережила пик славы в 90-е и затем столкнулась с эйджизмом в Голливуде, что добавляет этой её работе дополнительной глубины. Маргарет Куолли как Сью — идеальный контраст главной героини: яркая, энергичная, но… всего лишь пустая оболочка. Сью излучает уверенность и сексуальность, но за этим фасадом нет ничего — она существует только как отражение чужих желаний. Куолли прекрасно справляется с задачей сыграть «идеал», который постепенно становится одержимым и эгоистичным, подчёркивая, что молодость сама по себе не спасает от внутренней пустоты. Деннис Куэйд в роли Харви — это чистая сатира. Его карикатурный образ продюсера с чрезмерной мимикой и отвратительными манерами (особенно сцена с креветками) добавляет фильму чёрного юмора. Он не столько персонаж, сколько символ всей индустрии, и Куэйд явно наслаждается этой ролью. Корали Фаржа — мастер визуального языка, и «Субстанция» это доказывает. Она черпает вдохновение у классиков боди-хоррора, таких как Дэвид Кроненберг, и мастеров стиля, вроде Стэнли Кубрика. Коридоры студии отсылают к «Сиянию» и «Одиссеи», а сцены с кровью и телесными трансформациями напоминают «Муху» или «Общество». Фаржа использует яркие цвета (жёлтое пальто Элизабет, розовые тона Сью) и клиповый монтаж, чтобы подчеркнуть рекламную глянцевость мира шоу-бизнеса, контрастирующую с мраком и гниением реальности. Крупные планы — один из её ключевых инструментов. Камера смакует лица, тела, морщины, капли крови, создавая одновременно притягательный и отталкивающий эффект. Звук тоже играет важную роль: резкие переходы, электронная музыка и хруст костей усиливают напряжение. Финальная сцена — это чистый треш, который может показаться избыточным (две женщины, которые сидели рядом со мной в кинотеатре, в этот момент встали и пошли на выход), но он идеально вписывается в абсурдный тон фильма. Фаржа не боится шокировать: рождение Сью или сцены с гниющими конечностями — это вызов зрителю, проверка его на прочность. Однако за всей этой провокацией скрывается чёткий авторский стиль и посыл, что и отличает её работу от обыкновенного треша. «Субстанция» — фильм не для всех. Он может оттолкнуть своей жестокостью и тошнотворными сценами, но в этом и его сила. Это смелое, дерзкое кино, которое не стесняется быть громким и неудобным. Деми Мур действительно сияет, и её возвращение в таком амплуа — абсолютный триумф. Смысл фильма глубокий, но не навязчивый: он оставляет простор для интерпретаций, будь то критика общества или размышления о принятии себя. Он вообще провоцирует на размышления и не забывается на следующий день, и через неделю… он вообще незабываем. Режиссёрские приёмы Фаржа впечатляют, хотя иногда и кажется, что форма доминирует над содержанием — вторая половина фильма местами затянута, а некоторые образы (например, монстр) выглядят скорее гротескно-комично, чем страшно. Тем не менее, это не умаляет общего эффекта: «Субстанция» — это яркое, запоминающееся кино, которое заставляет задуматься о цене красоты и о том, как мы сами себя разрушаем в погоне за ней.
В данной рецензии я избегу собственной оценки фильма, так как я получила какой-то стерильный опыт при просмотре. 'Субстанция' (2024) балансирует между телесным ужасом и философской притчей. Он не просто исследует пределы человеческого тела, но и ставит вопросы о границах самости, о страхе перед неизбежным старением, о потреблении, о чудовищной возможности встретиться с собственным отражением, которое больше не принадлежит себе. Фильм начинается со сцены: субстанция вводится в яйцо, и оно клонируется — момент, который символизирует не только вторжение в естественные процессы, но и создание новой реальности, где собственное тело и возраст перестают быть непреложными границами. Этот кадр открывает страшную сказку: здесь всё можно искусственно воспроизвести, но нужно ли за это платить? Если в привычном мире яйцо – это начало жизни, то здесь оно становится предвестником конца, отказом от естественного хода времени. Границы человеческого тела теперь определяет не природа, а искусственная сила, созданная человеком. Встреча с собой не обещает вечности, а знаменует смерть, разложение моральных и телесных границ. В 'Субстанции' эта идея доведена до предела — тела сливаются, идентичности разделяются и растворяются. Этот фильм не просто вызывает страх — он вызывает отвращение. Безобразное же физически ощутимо. Все строится вокруг героини Деми Мур, которая оказывается втянутой в культ бесконечного обновления, где старение – это не только враг, но и социальное клеймо. Но это не история о смирении, это не рассказ о том, как нужно учится принимать свой возраст и идти против мира потребления. Напротив, это история о невозможности принятия, о жадности, которая ведёт к разрушению. Как и у Оскара Уайльда, где портрет Дориана Грея стал носителем его темных сторон, в “Субстанции” главная героиня оказалась разделённой между двумя телами (это сравнение вводит режиссёр Корали Фаржа: она говорит о том, что вдохновлялась этим произведением). Однако если у Уайльда этот процесс происходил в скрытом от глаз пространстве портрета, то здесь старение проявлялось прямо на её собственном теле. В сцене, где героиня впервые замечает изменения, фильм достигает кульминации внутреннего ужаса: она осознает, что не может контролировать этот процесс. Молодость сохраняется, но страх её утраты становится навязчивым фоном, от которого невозможно избавиться. В одной из ключевых сцен героиня буквально сталкивается с собой – она смотрит на своё искаженное отражение и одновременно на молодое, т.е. они отзеркаливают друг друга и являются одним целым. И ее следы на ее настоящем теле, матрице, результат собственного выбора. Вечная молодость оборачивается карикатурой, а её прославление – лишь механизм эксплуатации и потребления. Фильм демонстрирует, что в обществе, одержимом культом молодости, красота теряет свою самостоятельную ценность и превращается в инструмент, поддерживающий механизмы контроля. Героиня вынуждена сохранять внешнюю привлекательность не ради личного удовольствия или гармонии, а, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих, избежать стигматизации и оставаться «востребованной». Индустрия красоты, представленная в фильме, не столько служит эстетическим идеалам, сколько навязывает стандарты, основанные на потребностях мужского рынка. “Речь идет не о выражении эстетического наслаждения, а скорее о чем-то, напоминающем удовлетворенное хрюканье или довольную отрыжку, которыми в некоторых цивилизациях принято выражать одобрение по отношению к пище” (Умберто Эко в “Истории уродства”). В этом смысле 'Субстанция' становится жестким комментарием не только к вопросу о старении, но и к самой природе красоты, которая в современном мире часто редуцируется до уровня примитивного рефлекса, не оставляя места для подлинного эстетического опыта. Героиня фильма, когда вводит в себя субстанцию, сталкивается не столько с признанием ее красоты и молодости, сколько с реакцией, напоминающей животный рефлекс. Ее молодость и привлекательность воспринимаются не как объект созерцания, а как триггер для беззастенчивых проявлений желания — будь то восторженные комментарии, жадные взгляды или иной способ «потребления» чужой красоты. Эффектный эпизод, где Харви (Деннис Куэйд) поедает креветки, вызывает отвращение и одновременно намекает на гедонистический культ потребления – как пищи, так и самой молодости. И Элизабет (Деми Мур) молчаливо вторит такому отношению. Это отражают сцены с неконтролируемым поеданием курицы, потрохов и других мясных продуктов. Здесь заложена идея заочного согласия героини Мур с тем, что молодость и красота – это единственно верное решение, и её лучшее воплощение – Сью, юная и прекрасная.
Перед просмотром встречал исключительно диаметрально противоположные отзывы: «Шедевр, - кричали одни, «Отвратительно», - вопили другие. Как часто в таком случае бывает, истина где-то посередине или нет? Давайте разбираться. Кратко о сюжете – вдруг кто не в курсе. Есть препарат, который раздваивает человека, который его принял. При этом новая версия моложе, красивее, идеальнее. Но для нормального существования необходимо соблюдать баланс – по неделе для каждой из версии. Что будет, если увлечься веселой жизнью молодой себя – об этом повествует «Субстанция». В целом, фильм не сильно прячет свой нарратив: одна идея лежит на поверхности, другая тут же, вторым слоем. Давайте возьмем в руку совочек и покопаемся в этой песочнице. На поверхности: стремление быть лучше, чем ты есть, не принятие себя, изменений, естественно происходящих с тобой со временем. Главный персонаж, вышедшая в тираж фитнес-ведущая Элизабет Спаркл в исполнении прекрасной Деми Мур, оказалась морально не готова к изменениям в профессиональной жизни, проецируя своё увольнение, то есть чью-то оценку, на себя, не замечая, что несмотря на естественные возрастные изменения, есть люди, в лице её однокашника, которые также с восторгом как и раньше воспринимают её личность. И в стремлении выглядеть моложе, героиня превращается в чудовище, разрушая себя и внешне, и внутренне. Квартира Элизабет Спаркл буквально её голова: она смотрит в окно и постоянно видит идеальное молодое тело с обложки (рекламный плакат с персонажем Маргарет Куолли – Сью), ощущая свою ущербность и инаковость, а возникающий стресс буквально заедая вредной жирной едой. Также и мы в обычной жизни зачастую стрессуем от трансляции идеальной жизни, идеальной фигуры в соцсетях, обретая лже-цели, не отражающие нас самих, и игнорируем собственные заслуги и достижения также, как это делает альтер эго Элизабет Спаркл – свой огромный портретный плакат-афишу она запрятала в дальнюю комнату, также в коробку отправились все её награды за былые заслуги. Второй слой – это взаимодействие нас в настоящем с нами будущими. То, как мы сейчас впахиваем, используем себя на максимум и за гранью допустимого, желая полностью себя реализовать, достигнуть карьерных высот, безусловно, будет иметь последствия для нас в будущем, для нашего здоровья. Мы, как и молодая версия Элизабет Спаркл, буквально забираем жизненную энергию, комфортное существование у нашей завтрашней версии, не осознавая губительность или считая, что это проблемы меня будущего. К чему привела философия наплевательского отношения на более старшую версию себя наглядно продемонстрировано в «Субстанции». К сожалению (или даже к лучшему) боль физическую передать через экран невозможно, но визуально – сколько угодно. Возможно, именно поэтому в фильме имеется обилие сцен, от которых здоровых людей воротит. Есть ли что-то еще? Очень много мелких деталей: параллель между медиа-развлечением и жирной вредной едой, Элизабет попадает в аварию после увольнения и также её жизнь буквально разбита и всё перевернулось вверх дном, образ директора тв-канала как собирательный портрет типичного неразборчивого зрителя, которому подавай скабрезности, пошлости и чернуху, в общем потребительская клоака – в одном из кадров именно на анус похож рот начальника. В этом плане фильм богат на параллели и предлагает зрителю покуражиться вдоволь. Легко этим увлечься и ощутить себя каким-то профи, а фильм возвести в ранг шедевра, ведь он позволяет полностью реализовать скрытый талант к анализу кино. Но ведь всё лежит на поверхности. Это как выложить дорожку из крошек и удивляться тому, как умен этот воробей, переместившийся из точки А, где крошки начинались, в точку Б, где крошки закончились. К чему я это? «Субстанция» - не шедевр, но фильм говорит со зрителем на интуитивно понятном киноязыке. Вдвойне круто, что российский любитель кино активно шёл на сеансы, вообще-то, артхауса, при этом за счёт положительного сарафана охват от недели к неделе рос, став значительно сдавать только после двух месяцев нахождения на экранах мультиплексов. По причине внушительного охвата людей, которые обычно избегают фестивальных картин, в итоге получились диаметрально противоположные оценки. По сути же, «Субстанция» - крепкий, понятный фильм, не стесняющийся использовать яркие цвета для передачи необходимого состояние, с отличным саунд дизайном, задающим темп, ритм сценам. Возможно ли было без ущерба повествованию сделать фильм менее мерзким и не доводить до финала в стиле «Кэрри» Кинга? Возможно. Но не станет ли это лучшей версией «Субстанции»?
Современный мир дарит нам огромное множество возможностей и до поры, до времени мы полагаем, что нам хватит времени воспользоваться всем, что открывает нам судьба. Однако это откровенно ошибочное мнение, потому что время на самом деле бежит очень быстро, и ты не успеешь оглянуться, как молодость остается в прошлом, а на пороге уже оказывается старость. Это естественный ход вещей и я считаю, что каждый человек должен принять течение времени с достоинством и четко расставить приоритеты важности. К сожалению, главная героиня фильма «Субстанция» не смогла вовремя осознать и принять истинную суть жизни и наделала множество ошибок, некоторые из которых просто шокируют. Элизабет Спаркл имела все, о чем можно было только мечтать девушке из Голливуда. У нее был «Оскар», звезда на голливудской Аллее славы, любовь и внимание поклонников, многомиллионные контракты. Естественно, она привыкла купаться в роскоши и внимании к своей персоне, но возраст сказывается на популярности Элизабет и теперь все, что поддерживает ее славу, так это шейпинг-шоу на одном из местных телеканалов. Но и эту возможность оставаться «на плаву» у нее забирает алчный продюсер Харви (думаю, аллюзия на одного опального голливудского продюсера тут всем понятна). Харви считает, что 50-ти летняя звезда никому больше не нужна и отправляет Элизабет в отставку. И вот тут у героини Деми Мур появляется в руках та самая уникальная «Субстанция», в честь которой и назван фильм. Интересно то, что при помощи «Субстанции» фактически любой человек может получить лучшую копию себя – более молодую, эффектную и боевую. Только надо понимать, что копия должна находиться в бодром состоянии, пока оригинальное тело спит, а потом они обязаны поменяться местами. То есть далее спать уже будет копия, тогда как оригинал проживет эту неделю так, как хочет. И хотя создатели препарата говорят о том, что копия и оригинал – это единое целое, все-таки у новой Элизабет, которая теперь носит имя Сью, оказывается слишком много свободы и личных предпочтений, из-за чего она нарушает критически нарушать баланс сна и бодрствования. А это неминуемо ведет к беде. В фильме Корали Фаржа просто великолепно в плане шок-контента и предельно убедительно показано, как люди боятся стареть. У Элизабет Спаркл есть деньги и слава. Пуская последняя увядает, но она все равно может жить так, как хочет – у нее есть деньги и любовь преданных поклонников. Но она никак не понимала, пока была на самой вершине, что нужно хотя бы немного сменить свои приоритеты и попробовать построить семью, любовь, завести детей природным путем, или же усыновить их. Все это было для нее чем-то мимолётным и ненужным. Элизабет осталась верной себе до конца и только после принятия «Субстанции» она начала понимать все свои ошибки, который накопились в одну гигантскую проблему, словно снежный ком. И может быть ей бы хотелось хоть что-то поменять, но как показывает нам фильм, порой вернуть все вспять нельзя и необходимо принимать реалии, какими они есть, и постараться хотя бы свою последующую жизнь сделать чуточку лучше, спокойнее, добрее. Только вот далеко не факт, что Элизабет сделает все необходимое, чтобы этого добиться… А всю ее дальнейшую историю лучше смотреть зрителям самим, чтобы не испортить себе впечатление от откровений этой истории. Деми Мур предельно хороша в драматической роли Элизабет Спаркл. Она справедливо получила за свою работу «Золотой глобус» и с интересной стороны показала как свою героиню, так и свои собственные переживания из-за возраста, которые никуда не делись. Известно, что Мур в жизни часто прибегала к медицинским и косметологическим процедурам, чтобы сберечь молодость, и вот в «Субстанции» она словно кается за то, что сделала и в тоже время она демонстрирует нам то, что даже при понимании всех своих прошлых ошибок от новых никто не застрахован. Так что мысли в фильме поднимаются очень серьезные и Деми Мур находится на их острие. «Субстанция» вроде бы развлекательный фильм, но он также очень глубокий и серьезный. Корали Фаржа поразила меня своими мыслями и их глубиной. Поэтому смотреть кино я советую внимательно и вдумчиво.
Можно бесконечно говорить о любви, космосе и о том, как порочен и отвратителен мир вокруг, построенный другими людьми, будь то культ мужской похоти в масс-медиа или феномен скоротечной славы на месте под солнцем. Все это меркнет и гаснет по сравнению с тем ужасом, который может твориться внутри одного человека. «Субстанция» в первую очередь об этом. Субстанция внутри нас – не только лишь жижа, которой можно распоряжаться по своему усмотрению. Это, в первую очередь, то, чем и для чего мы живем. Ты и только ты будешь матрицей для своих воплощений и образов, независимо от того, чего хотят и что видят другие люди. А значит, если что-то идет не так, то и пенять-то, в общем, не на кого. Попав в другую среду, от себя не уйдешь. А о себе можно узнать много чего интересного, начиная от травм с глубочайшими корнями и заканчивая тем, а кто ты сейчас на самом деле. Героиня фильма смогла в конце концов найти истинную лучшую версию себя. В хорошем случае, это могло бы быть началом долгого и светлого пути. Но из хорошего в этом фильме только во всех смыслах сочная форма. Быть может, это не так интересно, и если отбросить первоклассную эстетику для любителей ярких символов, то в основе будет лежать самый обычный вопрос о принятии, в первую очередь себя. О принятии своего права выбирать, какой дорогой идти и какими людьми себя окружать. Принятии временности и гармонии. Только через принятие своей субстанции (не внутрь, а внутри) можно себя по-настоящему полюбить. И заменить эту любовь извне, увы, не получится.
Помните фильм, сейчас уже пахнущий ностальгией и нуаром — «Женщина-кошка» с Холли Бэрри? Когда-то свой первый опыт соприкосновения с боди-хоррором я пережила, смотря на то, как идеальное лицо Шэрон Стоун рассыпается на мозаику. Конечно, по сравнению с тем, что мне приготовили в «Субстанции», косметические эксперименты героини Стоун теперь кажутся детской забавой Общество сегодня перенасыщено форматами, ассоциациями и пережевыванием истин. Кинорежиссерам остаётся не так уж и много вариантов: продолжать подсвечивать злободневные темы, используя аккуратный метафорический почерк, или двигаться напролом — высекая истины прямо на лбу у зрителей. Режиссер «Субстанции» выбирает второй путь не случайно: женская красота (которая всегда требует жертв), сексизм, злоупотребление продуктами новых технологий ради поддержания молодости — все эти проблемы уже не способны затриггерить зрителя на уровне безобидных метафор. Так, рождается фильм-сенсация, в пространстве которого нет конкретного города, нет времени, нет быта — только выполированная реальность любой стареющей женщины, оказавшейся в пустой квартире на исходе карьеры. На мой взгляд, о поставленной проблеме говорить нужно так и никак иначе. «Субстанция» — это, конечно, гиперирония, смакование фетишей и стереотипов. Зрителю не позволяют смотреть на картину со стороны своего отстранённого взгляда: он ест, спит, смотрится в зеркало вместе с героями за счёт эффекта съёмки от первого лица. Еда уподобляется женскому телу, чревоугодие — здесь не смертный грех, а рутина. Мир, в котором правит чрево — и которое насытить невозможно, потому что ему всегда будет мало. Высказывание громкое. Помещённые в выдуманное (очевидно) пространство героини Деми Мур и Маргарет Куэлли соревнуются не друг с другом за право жить — они соревнуются с миром, в котором им не позволено сосуществовать вместе. Почему? Ответ — в самом финале фильма. Признаюсь, я его почти весь промотала, но его смысловая нагрузка крайне важна. Мир, который порождает подобных женщин, способен сотворить из них только монстров. Не зря продюсер героинь заявляет: «Она — моё самое прекрасное создание». После этих слов на сцену выходит Субстанция. Фильм снят на высшую оценку. Гиперболизированные крупные планы, фуд-фетиш, эффект вертиго, множественные отсылки к эпохе пин-апа и сексуализации женщин, звуковые напряжные дорожки и постоянный «рыбий глаз». Динамично меняющаяся картинка поддерживает саму идею абсурда. Абсурда, в котором живут вполне знакомые и понятные зрителю герои. Конечно, этот фильм нужно посмотреть. Это новая строчка в жанре боди-хоррора, это очередная попытка показать женщине, что на самом деле имеет значение. Хочется верить, что «Субстанция» достигла своей цели и нашла своего зрителя.
Удивляют отзывы на жуткий визуал. По-моему, в Пушкинском музее есть куда более интересные работы в этом плане. А Паланик, Уэлш, Сорокин? Вот где действительно тошнотворные образы. Да даже 'собачья тропа' в такую погоду кажется куда более противной, настоящий хоррор для собачников, 2-3 раза в день будьте добры. А в 'Субстанции' всё выглядит как маргариновые розочки на торте, настолько ненатурально. Если не нравится, можно просто отодвинуть, самая вкуснятина — внутри. Фильм многослойный, как торт. Верхний слой — это, конечно, жёсткая сатира на объективацию и сексуализацию. Раньше женщины стягивали себя корсетами до обморока, сейчас колют Оземпик… Классика! Изменится ли это когда-нибудь? Вот в чём вопрос. Оператор сработал на высоком уровне — получилась яркая и запоминающаяся картинка. Дизайнеры создали стильные образы: костюмы и интерьеры тщательно проработаны, идеально соответствуют персонажам. Но это и неудивительно, ведь эстетикой занималась студия PopFx — ванлав. Невероятная Деми Мур — как всегда на высоте, харизма и талант зашкаливают. Но тут еще и роль на 100% её. Персонажу веришь безоговорочно, чувствуешь каждую эмоцию, боль, панику, когда приходит понимание неизбежности. Особого внимания заслуживает бабка Деми Мур — просто огонь, ржала в голос. Вторая актриса — американская мечта, нам этот типаж не близок, поэтому сложно её прочувствовать. Вообще, актрисы настолько разные, что сложно удержать в голове единое сознание их героинь. Самый интересный слой — отсылки к фильмам великих режиссёров. Или даже не слой, а вкрапления ингредиентов для создания вкусов и текстур. Легко считывается коридор с ковром и туалет из 'Сияния' Кубрика; разбивает свой портрет, как в 'Портрете Дориана Грея'; лицо на кафельном полу и вообще сцены в душевой и ванной — это 'Психо' Хичкока; муха из одноимённого фильма Кроненберга, или всё-таки из 'Кислотного дома' Уэлша? Завидую киноманам, думаю, там на порядок больше цитат. Чувствуется влияние 'Твин Пикса' Линча, 'Сталкера' Тарковского, 'Чужого', конечно, Тарантино. Музыка — важная составляющая любого фильма, и в этом случае она сыграла особую роль. Финальные моменты словно собрали воедино фрагменты музыкальных клипов популярных метал-групп. К просмотру — рекомендую.
Знаете, когда отсмотришь добрую сотню другую фильмов, то часто тебе уже не найти что-то интересное в новых в проектах. Вызвано ли это кризисом идей/забастовками сценаристов или просто уже сняли про всё то, что можно было, - я не знаю. Но что однозначно точно, это то что, когда ты переживаешь определенный период в жизни и тебе попадается такой фильм, это видимо..судьба..? Потому что меня обрадовало, что наконец-то где-то кроме редких постов в интернете я увидел освещение проблемы объективизации тела. Я не фанат ужасов от слова 'вообще' и решил посмотреть фильм, просто потому что вечером делать было нечего. И то, что поначалу я принял как просто фильм на вечер, без смыслов распаковалось в такие длительные размышления, от которых я не могу отойти уже 2 недели. Местные, зарубежные критики, просто зрители пишут об объективизации женщин и что этот фильм позволяет обратить на это внимание. Я сейчас не буду разгонять за то, что у мужчин такая же проблема, потому что я и другие мужчины её тоже чувствуют. Я хочу обратить внимание на то, что мы порой забываем, зачем живем в погоне за чем-то 'идеальным', потому что увидели это идеальное где-то еще. И просто уже не получается наслаждаться жизнью, когда этого нет. Этот фильм показал мне и заставил задуматься над тем, как я и другие люди могут далеко зайти в погоне за красотой. Я сейчас как раз смотрю сериал 'nip\tuck', где тема объективизации внешности широко рассматривается создателями сериала. В совокупности этот сериал и фильм, который я посмотрел, заставили меня задуматься, а что будет дальше? Казалось бы, я должен был задавать другой вопрос себе - что еще переделать, что изменить, где найти деньги на всё это. В конечном итоге от таких вопросов так устаешь, что реально легче становится себя изуродовать, чтобы вообще не думать о каких-то улучшениях себя, потому что тебе/другим/индустрии кажется, что всегда недостаточно. Но главное, что Субстанция показала мне, это не то, что стоит откладывать пластику тем, кому она нужна или не делать ничего, а то вдруг это приведет к плачевным результатам. Фильм показал, что и до положительных изменений Вы красивые, и вообще-то Вы должны нравится прежде всего себе. А уж как этого добиться, возможно ли это в вашем случае это другой вопрос. Спойлеры. Резюмирую: в этом фильме есть глубокий смысл, хоть и подается он в достаточно наглядной форме, но кто мешает вам развить мысль режиссера дальше? Картинка вас порадует, музыка тоже, фильм может показаться отвратительным в некоторых сценах, но знаете монстр из финала мне был неприятен меньше, чем мужик, который ел креветки так что хотелось ему вмазать. Понятно что режиссерка сняла так специально, но своё дело она знает. Всем у кого проблемы с принятием своей внешности/давлением из вне/сталкивающимся с объективизацией крайне рекомендуется к просмотру, вы не одни. Мы не одни. Надеюсь фильм вам поможет.
Я только что посмотрел фильм «Субстанция» после обзора, где говорилось, что это по сути большая метафора. Достаточно откровенная и очень явная аллегория недовольства собственной красотой в патриархальном обществе, процесса старения, а также страха не смерти, а именно старости. Как и любой боди-хоррор, он произвел на меня сильное впечатление. Это связано с тем, что я остро воспринимаю телесные переживания, и фильм вызвал у меня мощный отклик. Картина напомнила мне «Суспирию» в некоторых сюжетных ходах. Но, как и там, этот фильм сложно назвать чистым хоррором. Он не пугает в классическом смысле, но откровенен в сценах с кровью, иглами, внутренностями. Всё это не пугает, а вызывает внутренний, сильный дискомфорт — как будто всё происходящее случается именно с тобой. В этом плане фильм удивителен своим гротеском: он умудряется вызывать одновременно жуткий дискомфорт, слёзы в некоторых сценах и даже смех. Это редкое сочетание эмоций. Я давно не испытывал ничего подобного, даже несмотря на то, что концовка, как многие говорят, кажется странной и недостаточно убедительной. Я, если честно, не понял, что именно она должна была показать. Возможно, фильм мог бы закончиться на кульминации, потому что сама кульминация — шикарная. Она напоминает «Кэрри» (1976) своей разрушительной злостью, направленной на саму себя, и выплеском этой злости наружу. Это напомнило мне разговоры о «злых женщинах» и том, насколько разрушительна эта злость для всех вокруг. В данном фильме это показано очень болезненно и откровенно. Помимо очевидного подтекста, связанного с внешностью (которая, разумеется, не так сильно касается меня в силу мужской гендерной социализации), я всё равно нахожу личные пересечения. Во время просмотра я невольно стал замечать параллели: ковыряю лицо, переживаю состояния, схожие с теми, что показаны в фильме. Однако мне кажется, что женщинам легче понять это кино на глубинном уровне. Тем не менее, я увидел в нём и другую метафору, которая близка мне лично. Эта метафора связана с творчеством. Состояние главной героини, когда она готовится к свиданию, мучительно надевая одежду, — это очень похоже на то, что я чувствую, создавая произведения искусства. Бывает невероятно сложно пройти этот этап, когда ты должен сказать себе: «Это выглядит достаточно хорошо». Как и героиня, смотрящая на себя в зеркало, я порой смотрю на свои работы — и это может приносить удовольствие. Но потом, словно через чужой взгляд (в фильме — мужской), я вижу в своих работах недостатки. Это похоже на то, когда твоя картина появляется на выставке, и ты замечаешь, что она уже не вызывает у тебя сильных эмоций. Более того, другие люди тоже могут воспринять её негативно. Этот момент особенно болезнен. Процесс создания искусства напоминает физическую трансформацию: диету, наращивание мышц, любые долгосрочные изменения. Ты много работаешь над собой, вкладываешь силы, но в итоге иногда всё равно чувствуешь, что результат недостаточен. Разница лишь в том, что картину можно отложить, решив, что работа над ней завершена. С телом так не получится. Творческий процесс мучителен и порой приводит к внутренней ловушке сравнения. Я могу сравнивать свои картины или проекты так же, как люди сравнивают фотографии до и после. Это и даёт дополнительный стимул, и рождает ещё больше сомнений. Фильм постоянно напоминает: «Нет никакой 'её', есть только ты». Это касается не только внешности, но и творчества. Нужно помнить, что каждую работу создал ты. Очевидная мысль, но её легко забыть. Тем не менее, в творчестве, как и с телом, всегда присутствует соблазн разделить работы на «удачные» и «неудачные». А это неизбежно приводит к тому, что внутри тебя рождается «монстр» — как финальный персонаж фильма, жуткий и гротескный. Постоянное самобичевание за неудачные работы не даёт покоя. Но именно это стремление перепрыгнуть через себя толкает художников на великие свершения. С другой стороны, каждый провал бьёт по самооценке. Этот страх становится особенно сильным, когда ты понимаешь, сколько труда, времени и эмоциональных сил вложено в работу. При этом нельзя заранее предугадать, будет ли она успешной. Это делает процесс создания особенно болезненным. Я сам часто чувствую себя неуверенно. Не могу до конца доверять себе как автору, поэтому ориентируюсь на чужую оценку. Однако это тоже рискованно: если работа получает негативный отзыв, я снова начинаю сомневаться в своих способностях. Я часто говорю себе: «Я плохой художник». Эта мысль помогает снизить ожидания и позволяет создавать неидеальные вещи, принимать, что я не всегда могу быть успешным. Но это одновременно порождает новые сомнения: вдруг я действительно слишком мейнстримный? Или, наоборот, слишком непонятный? Как и в фильме, это всё сводится к двум болезненным сферам, где ты каждый раз выходишь на суд общества: внешний вид и творчество. Обе эти сферы предполагают чужую оценку, которая, в свою очередь, становится мощным зарядом дофамина, если она положительная. Но если нет — это разрушает. Принять, что не всё может быть идеально, порой невероятно трудно. Я нахожу особую параллель между этими сферами. Для себя мы можем делать что угодно, одеваться как попало, не заботиться о чистоте или красоте. Но стоит выйти на публику, как включается страх провала. Этот страх — главный враг, но он же и мотиватор. Ведь каждый раз, надеясь превзойти себя, ты идёшь на риск. И это замкнутый круг.
Вот есть некая когорта фильмов с одинаковыми сюжетами. Этот расхваленный откровенно зазря фильм рассказывает о том, как комплексующая дама решила тоже себя улучшить. Но реализовано визуально это очень дурно и без какого-либо знания биологии. Просто, чтобы показать телесные ужасы. Большего оправдания происходящей на экране псевдоанатомической вакханалии не найти. Но в целом у Корали Фаржа большинство фильмов подобного толка - главное задумать какое-то глобальное высказывание, а уж реализация дело десятое. Притом на данную тему неприятия старения фильмов просто тьма, даже документальных. Здесь же видим некоего гибрида-мутанта, наспех слепленного из других фильмов. Тут и немного 'Чокнутого профессора', немного 'Без чувств', есть отсылки к 'Нечто', 'Чужому', 'Мухе' и куче других фильмов разного толка. Надёргано тут от души и в результате получилось довольно предсказуемое высказывание на тему 'не надо гнаться за красотой, а то можно нахимичить и пожалеть'. Финал в целом предсказуем. А здесь его сделали просто фееричной ахинеей. Здесь процесс создания улучшенной версии очень не похож на то, что было к примеру в довольно забытой ленте 'Доктор Джекилл и Мисс Хайд', когда из странноватого мужского персонажа вдруг появилась женщина. Здесь процесс создания улучшенной версии напоминает произошедшее с персонажем Эрика Богозяна в 'охоте на ведьм', только сделано это более отвратно. И сюжет вообще с такими элементами из разных фильмов не радует неожиданными поворотами сюжета. Всё банально и предсказуемо. Немного вспомнились даже 'Области тьмы', но тот фильм хотя бы не такой отталкивающий, хоть и тоже откровенно бредовый. По итогу фильм не рекомендуется даже любителям телесных ужасов. Градус абсурда и фарса тут достигает немыслимых пределов при банальной морали. Да и чисто постановочно фильм совершает довольно невразумительные кульбиты, особенно с этими матричными кунфу приёмами с отлетающими через всю комнату персонажами от простого пинка. Это же какая силища должна быть у здешних обитателей. Местами это слишком уж отдаёт тарантиновщиной в худшей ипостаси, когда что-то подобное можно было наблюдать в Джанго освобождённом. Отвратное кино с удивительно высокими оценками и большим количеством странных положительных отзывов.