Трамвай «Желание»: отзывы и рeцензии

HakunaMatata_24
HakunaMatata_2426 июня 2025 в 06:04
«Трамвай “Желание». Движение по маршруту смерти. Борьба двух начал: мужского и женского, старого и нового. Борьба искусственности и естественности.

Ещё один фильм с Вивьен Ли, который посмотрела вчера, и тоже впервые в жизни. Ранее только несколько раз слышала это название, в разговорах о голливудских актёрах Золотого века американского кино. Но сам фильм никогда раньше не видела. Вчера он стал для меня настоящим открытием. И в нём же увидела молодого Марлона Брандо. Знаю этого актёра, смотрела с ним парочку фильмов, правда уже в его возрастных ролях. А вот таким молодым никогда его не видела. Марлон Брандо как «чистокровный жеребец», хорош до неприличия и от него глаз не оторвать. Каждая его клеточка тела, лица живет и пульсирует. Мимика, походка, пластика, интонации в голосе - просто на самом, самом высоком уровне актёрского мастерства! Красавец он тут. И роль у него такая яркая, вроде бы и отрицательной её можно назвать, но в то же время и нет. Человек просто защищает свою семью - любимую жену, будущего ребёнка, от немного ненормальной (на его взгляд) сестры своей жены, которая свалилась им как снег на голову. И которую он невзлюбил сразу. Да Стэнли неотёсанный мужлан, простой работяга, не знает поэзии и всяких утончённых манер, бывает груб, может обругать и даже наподдать как следует, любит выпить и сыграть в карты с соседскими мужиками, но он реально любит свою жену, боится за неё, особенно когда она беременная, боится её потерять, как может оберегает её от всяческих волнений и тревог. А тут к ним заявляется без предупреждения сестрица его жены, и говорит, что останется у них жить на некоторое время. Стэнли она сразу не понравилась, от неё исходит какой-то негатив, и всё её поведение вызывает как минимум подозрения. Только его жена Стэлла, с любовью и нежностью относится к своей сестре, всячески хочет её защитить от мира и поддержать. Бланш всё копит в себе - горе, радость, надежду, страх. У неё свой, выдуманный мир чувств и дум. Поразительно её лицо в финальной сцене. В её глазах нет ни упрёка, ни озлобления: «... Я всю жизнь полагалась на доброту незнакомцев». Бланш - женщина-ребёнок, панически боящаяся стареть, а потому делающая всё, чтобы убедиться в своей привлекательности. Ей неважно, кого соблазнять: 17-летнего подростка, ученика в школе, где она преподаёт, мальчишку-рассыльного, пришедшего собирать пожертвования, самого Стэнли, или его 40-летнего инфантильного друга, смертельно зависящего от мамы. Она кокетничает даже с женщинами. Но отчего-то парадоксальным образом, Бланш всегда остаётся непорочной в душе, её не могут запятнать никакие связи. Она старомодна в убеждениях и ребячески наивна в поведении, но продаёт дом и снимает номера в гостиницах, где проводит ночи с незнакомцами. Ей чужды те животные желания, что обуревают её сестру и Стэнли, однако она готова спать со всеми мужчинами, что её окружают. Она так зависима от мужчин и так ранима, что её невозможно не жалеть. Бланш живёт в своём собственном вымышленном мире, не замечая грубости и жестокости, её окружающей. Лишь однажды она выйдет из забытья, чтобы сказать: «Преднамеренная жестокость не прощается. Это единственное, что невозможно простить...». Образ Бланш Дюбуа, вбирая в себя осколки значимых героинь художественной культуры, утверждает женскую ущемлённость: мужской мир признаёт только безропотность Стэлл. Этот факт, иллюстрирует положение дел в середине двадцатого века. Человек многого боится - бедности, неприятностей, предательства, боли, болезней, смерти, а больше всего его пугает одиночество и забвение. Этот страх сводит с ума, он становится почти осязаемым спутником, не оставляющим людей ни на минуту, и делает кого-то нервным параноиком или сумасшедшим, кого-то – наркоманом или алкоголиком, а кого-то постоянно депрессирующим ворчуном. Вот он бич современности, главная болезнь всего поколения, которой одинаково подвержены и мужчины, и женщины, но симптомы вот у них разные. Бланш Дюбуа - девушка безработная, немолодая, небогатая, незамужняя и бездетная. После разорения, продажи дома и скандального увольнения с работы, она приезжает к сестре Стэлле, в Новый Орлеан, которая живёт с мужем Стэнли Ковальски (Марлон Брандо) - прямолинейным и вспыльчивым парнем-трудягой, расслабляющимся алкоголем и игрой в карты с друзьями. Их молодая семья живёт очень скромно, они ожидают рождения своего первенца, и приезд Бланш совсем не радует Стэнли, особенно его раздражает её чрезмерная театральность, инфантильность, манерность и жеманность. Он постоянно её провоцирует, разоблачает перед поклонником, лишая её таким образом последней надежды обрести личное счастье. В своё время первая красавица, теперь Бланш нервно и болезненно переживает старение - избегает яркого освещения, скрывает возраст, щепетильно следит за своей внешностью, постоянно меняет наряды, кокетничает и живёт надеждой встретить достойного мужчину. В молодости она пережила личную трагедию. Эта любовь - единственное светлое пятно в её жизни, большее её никто так не любил, больше она и сама никого так не любила. Всю жизнь она тоскует по той любви, молодой и искренней, сильной и настоящей. Желая хоть как-то воскресить прежние чувства и воспоминания, она совращает молодых парней. Героиня Вивьен Ли - персонаж далеко не положительный, она даже раздражает, но при этом искренне ей сочувствуешь и почти физически ощущаешь её боль, гнетущие её безысходность и обречённость вызывают что-то подобное клаустрафобическому приступу. Но Бланш нашла новый способ существования - она выдумала для себя иную реальность - единственное место, где безумное одиночество и необратимая старость могут её не пугать. Скорее всего у неё ещё есть признаки нарциссизма, если основываться на ярко выраженной концентрации только на своей персоне, прямо-таки маниакальной, от которой даже у зрителя в глазах могут появиться звёздочки от напряжения. Блестящая школа американских артистов. Сейчас таких мало. Вивьен Ли, Марлон Брандо, творят на экране театральное чудо. Фильм потрясающий! Испытываешь сильную боль, когда видишь, как разрушают такой хрупкий, сказочный, и прекрасный мирок. Всё происходит от невежества, равнодушия, и непонимания. Одна из самых сильных ролей Вивьен Ли. Вивьен Ли затмила других актёров в этом фильме. Она сыграла так бесподобно, что у меня перехватило дыхание. Какой взгляд, какие крики и жесты! Не всякий сможет сыграть так, как она. Невозможно повторить этот зловещий, полный боли и страдания взгляд, какой был у Вивьен в роли Бланш. Трамвай - это движущая сила. Под него попасть опасно. В фильме есть диалог между сёстрами, из которого ясно следует различие в их мышлении, какая именно сила преобладает в каждой из них. Этот фильм об оживших страхах, таких жутких, что мы боимся признаться в них самим себе, они сидят где-то внутри и подобно клещам впиваются в плоть с каждым прожитым днём всё глубже и глубже… 10 из 10

Вадим Кузьмичёв
Вадим Кузьмичёв11 августа 2019 в 16:37
Фильм о семейных ценностях

Фильм 'Трамвай 'Желание' ещё задолго до рождения автора этой рецензии был окружён славой и завоевал общемировое признание; он многократно премирован и трижды оскароносен. Не думаю, что о такой могучей кинокартине можно сказать что-либо новое, поэтому, не сочтите за плагиат, если повторю сказанное до меня. Фильм немного отличается от тех, к которым мы привыкли - в нём нет спецэффектов, в нём очень мало действующих лиц, все события происходят практически в одинаковой обстановке и за короткий промежуток времени. Фильм поначалу кажется нудноватым, и, что бы ощутить зарождающийся интерес к нему, нужно перетерпеть минут 30 женской болтовни, которая очень редко бывает насыщенна каким-либо внятным смыслом. Как и большинство фильмов, 'Трамвай 'Желание' выглядит великолепно, несмотря на одинаковые декорации и чёрно-белое исполнение: именно это и создаёт необходимую атмосферу глухого мрака и беспросветности, каким и была жизнь в пятидесятые года прошлого века в промышленных городках. И музыка, и ракурсы съёмки, и сценарий, и игра актёров, их взгляды, мимика, реакции - всё показано на высоком уровне. Работа актёров напоминает театральную постановку - то есть диалоги происходят длительно и на одном кадре, это говорит о мастерстве как оператора, так и об артистизме актёров, ведь не каждый актёр кино может быть артистом. В фильме обыгрывается ситуация, которая, в чистом виде, к счастью, редко встречается в нашей жизни, но в большинстве своём она отражает действительность. То, как ведёт себя героиня с психическим заболеванием, очень свойственно вполне здоровым девушкам и женщинам. Такое поведение - скользкой, хитроватой лисички, кокеточки, которая обманывает и провоцирует мужчин, вводит их в заблуждение, окутывает чередой слов вкупе с обаянием, гипнотизирует их взглядом и манерами, заставляя их 'потерять' голову и добивается своих целей - это очень типичное поведение огромного количества женщин. Её можно слегка оправдать трудной жизнью и заболеванием, но в случае с реальными людьми алиби не находится - скорее всего у них это 'в крови', реже - приобретённое, либо же природное и развитое в процессе жизни; в любом случае, эти способности были однажды не пресечены и им был дан 'зелёный свет'. Сама героиня признаётся в том, что она обманывает, ведёт тайную игру, что 'у неё тщеславная душа'. Образ такого поведения передан фильмом в точности и очень широко. Молодой человек, герой Марлона Брандо, конечно, перегибает палку, ведя себя несдержанно и грубовато, допуская рукоприкладство, но в ситуации с вышеупомянутой особой (а также с её защитницей, которые всегда находятся) он показывает пример абсолютно правильного мужского поведения. Он непреклонен, он недвусмысленно даёт понять, что глава семьи - мужчина, а не женщина; что всё будет происходить именно так, как хочет он, ибо он имеет на это полное право и он не даст кому-либо сесть ему на шею. Это противостояние продолжается на протяжении всего фильма и с каждой минутой появляется опасность, что он сдастся, пойдёт на компромиссы, но создатели фильма, видимо, были людьми с правильной жизненной позицией - этот персонаж до конца сохраняет своё мужское достоинство. В наше время, когда женщины допущены или влезли в управление семьёй, обществом и миром (по причине мужской слабости, лени и страстей, естественно), образ такого мужчины выглядит революционным и резким. В наш XXI век такого фильма и не встретишь - все мужики стали толерантными, мягкотелые слизняками, хоть и с накачанными бицухами и татуировками по всему телу. И это поведение и сам персонаж является главным - именно ради него и стоит смотреть фильм; об остальном нет смысла говорить, не про второстепенные персонажи, ни про красоту героев Вивьен Ли и М. Брандо и прочее. Советую всем посмотреть фильм 'Трамвай 'Желание', но бездумно не копировать или осуждать, а, для начала, задуматься о роли мужчины и женщины в семье и мире, о различии их природ. Ведь мужчина не лучше женщины (или наоборот) - они просто разные и у них разное предназначение; и их различие кроется не в мускулатуре или строении половых органов (хотя и это уже определяет направление жизни), а в образе мышления. Приятного просмотра не желаю Вам, ибо фильм сложен и трагичен, но он полезен, а это главное.

Кинопоиск
Кинопоиск26 декабря 2011 в 20:05

Для меня «Трамвай «Желание» самая значимая работа в творчестве Виьвен Ли, даже несмотря на то, что до глубины души люблю «Унесенные ветром». Героиня Вивьен – несчастная, уже не молодая, живущая в иллюзиях и мечтах Бланш Дюбуа. Она, как и ее сестра, из семьи бывших аристократов. Бланш потеряла все: мужа, семью, работу, и кроме Стэллы (Ким Хантер) у нее больше никого не осталось. Стэллу же ничуть не смущает ее проживание не в самом элитном районе Нового Орлеана со своим невоспитанным и даже порой жестоким любовником Стэнли Ковальски (Марлон Брандо). Стэнли в прямом смысле можно назвать антиподом Бланш: они олицетворяют борьбу не только социальных классов, но и конфликт между мужчиной и женщиной. Персонаж Вивьен Ли – трагический, и ее трагедия в том, что она, пытаясь избавиться от кошмарных воспоминаний прошлого, погружалась в выдуманные иллюзии. Мало того, на нее постоянно давит Стэнли – это угнетает ее без того шаткую психику, точкой кипения становится момент, когда рушится надежда на счастливое будущее с ухажером Митчем. Даже тот факт, что она скрывается под приглушенным светом, постоянно накидывая на лампы абажуры, показывает, что героиня пытается скрыться от самой себя - ведь никто в полумраке не увидит ее слабости. Марлон Брандо также на высоте. Высказывания о его чрезвычайно слащавой внешности просто абсурдны! Я просто уверена – родись он позже, и будь он сейчас актером Нового Голливуда, большинство девушек бы были его поклонницами. Затмил бы любого Паттинсона! Несмотря на свою притягательность и сексуальность он сумел воплотить на экране крайне сложный, жестокий и нервный образ. Все действие фильма сосредоточено в одном месте, но это нисколько не мешает чувствовать и ощущать напряженность и нервное звучание картины. Я вообще считаю Теннесси Уильямса одним из самых лучших драматургов XX века. Он невероятно тонко может передавать страдания человеческой души, при этом создавая персонажей ярких и противоречивых. Так же и с Бланш. Ее судьба и жизнь вызывают самые разные чувства: жалость, сочувствие, непонимание и даже, может, презрение. Картина, конечно, тяжелая, резкая, но очень живая и эмоциональная! Браво! Заслуженные 'Оскары'! 10 из 10

alexeimor
alexeimor19 мая 2009 в 18:42
Бабочка, застрявшая в вентиляторе

Голос Бланш Дюбуа в исполнении Вивьен Ли - это тонкий, абсолютно неразличимый в трамвайном вое аристократический писк хрупкой, как страусиное перо на шляпке, обитательницы 'стеклянного зверинца', который всю свою жизнь строил великий драматург Тенесси Уильямс. Вивьен Ли поразительно органична, сексуальна своей изящностью, не лжива, как считает Стэнли, а непредсказуема, сама стихия вода... Потрясающая роль в не менее потрясающем фильме Казана, снятого по гениальной пьесе печального 'певца неврастении' Уильямса... После просмотра ощущение столкновения, резкого удара, словно две разные, противоположные стихии обрушились друг на друга (в данном случае - земля, как знак зодиака и сущность Стэнли и вода, как Бланш, - не зря ее так тянет в ванную, смыть с себя всю грязь налипающей грубости). Вивьен Ли - актриса, очарование которой так и осталось в том, военном и послевоенном времени... Без преувеличения легенда, не вписывающая ни в какие рамки... так же, как и ее героиня Бланш...

AntonRedHead
AntonRedHead15 апреля 2024 в 12:10
На дне морали.

Новый Орлеан, лоно джаза и рабства в Америке, лишь фонетически благозвучен: что-то французское есть в его названии вкупе с прилагательным “Новый”, дающий легкую надежду на светлое будущее. Но на деле что тогда, что в годы творчества Теннесси Уильямса здесь все по-старому. Неприглядное большое гетто с видом на Атлантику, почерневшее от сажи, обрюзгшее, пыхтящее в небо индустриальными отходами, застроенное в дереве и не наращивающее небоскребов, не устремляющееся в небеса. И тем не менее этот город-парвеню старается не ударить в грязь лицом окончательно. Его женщины носят платья и обливаются духами, не боясь замараться копотью с соседских заводов, его мужчины смотрят с фотографий военных лет, украшенные медалями за отвагу явно не за отбывку в штабе. Моряки гордо держат осанку, а молодежь косит под Фрэнка Синатру. И трамвай “Желание”, курсирующий по тесным улочкам, местная достопримечательность номер один, словно выражает лирическое настроение своих пассажиров, на которое у них нет шанса. Ни единого, даже в мечтах. Оттого обнищавшую учительницу Бланш притягивает именно сюда, практически на социальное дно из интеллигентных кулуаров. Увядающую учительницу с ворохом воспоминаний, писем и дешевого меха. С волками жить – по-волчьи выть. Женщине, воспитанной в аристократических манерах, то невдомек. Стелла, старшая сестра, всегда чаяла светскость Бланш. Но не другие, им-то какое дело. Стэнли Ковальски бы лишь поместье отжать, кодекс Наполеона – единственное, наверно, что он удосужился прочитать за всю жизнь. Хотя поначалу сальный мужик в драной майке даже привлек не стареющую сердцем Бланш, и, кажется, та пускает искру, видя его крепкий нагой торс. Может, искра зажжет в ней пожар… пока Стэнли не надоест ее болтливость и он не заткнет ее типичной скандальностью. Вчерашнего вояку не очаруют вычурность и снобизм гостьи, он, толстокожий пролетарий, не приемлет мир роскоши. Тем более показной: Бланш Дюбуа теперь в кругу бедняков, ночующих в полуразрушенных домах, у кого весь досуг – нажраться виски, сыграть в покер и набить пару морд в кегельбане. Она тащит свой устав, пусть и чисто символический, в чужой монастырь и закономерно огребает порцию ненависти. Пока неотесанный Ковальски торгует автозапчастями, она сидит в ванне и поет, певчая птичка, не вкладывая ни гроша в семейный фонд. А затем гарцует в увешанную симулякрами комнату без дверей, с гниющей мебелью, в объятия несуществующих фантазий. Желания с годами не иссякают. И главное из них хлещет кипятком. Если муж сестры и пуговицу застегнуть не расщедрится, то случайного мальчишку можно одарить поцелуем. А не познавших любовь страстотерпцев охомутать не составит труда. Таков Митч, единственная женщина в жизни Митча – угасающая мать, месяц-другой, и он одинок. Будто бы не богемское поведение Бланш соблазняет работягу, заводного как волчок, а простейший страх одиночества, ведь друзья-картежники не способны утолить это удручающее чувство. Исповедь вдовы, унизившей стрельнувшего себе в затылок мужчину, не пугает обретшего крылья друга Стэнли, и он под раскаты оркестра целует красотку Дюбуа. Грезы грезами, однако другом Стэнли Митч быть не перестает. Пронырливость “поляка” бросает романтику наотмашь, ибо старые грехи шлейфом затягиваются сюда, во Французской Квартал. И вот все надежды порушены снова, как репутация в Ореоле. Свет появляется напоследок, дабы пролиться на заплаканное лицо учительницы английского. За ним – сплошная тьма, откуда продаются похоронные цветы. Как быть? Рано в могилу, билет на автобус тоже не ублажает. Тупик. Впереди лишь тяжбы да обезьяна Ковальски, Ромео перед Стеллой и истинный примат перед Бланш. Он показал ту любовь, которая здесь принята. И покажет еще, нанесет грубый мазок на ее истерзанный портрет. После чего один выход – навстречу блаженству, помутнению рассудка, где ни один волк точно не потревожит… Но волки кто? Неужели Бланш Дюбуа так глупа и беззащитна, что ее падение – следствие беспочвенных издевательств подонка Стэнли? Но ведь эти двое – одного поля ягоды. Он гордится своим рабочим классом, настоящей американскостью, наградами от дяди Сэма и мачизмом, она – своим происхождением из буржуа, вкусом и воспитанием леди, мечтаниями. Вот только все это напоказ что у первого, что у второй. Ковальски не перестает быть этническим поляком, родившись в Штатах, а Бланш жить в нищете, воображая лоск. Мужчина-герой по жизни – тупой садист, колотящий беременную жену, женщина-буржуа – дама с послужным списком партнеров в прошлом, вплоть до школьника. Их обоих даже сыграли выдающиеся киноактеры всех времен, Марлон Брандо и Вивьен Ли, вот насколько родны эти двое, не поделившие между собой маленький закоулок в глубине Луизианы. Бланш, вторгаясь в волчью стаю Стэнли, развращает его животные законы. Здесь нет любви из книжек сестер Бронте. И слабаков-мечтателей тоже нет. Есть только оскотинившиеся кровопийцы, и Новый Орлеан им – самое место. Жерло, окруженное респектабельными Далласом, Хьюстоном, теплой Флоридой, сказочным Мексиканским заливом, радушно примет к себе отщепенцев всех мастей, выдрессированных в жестокости, двуличии, зле и лицемерии. Но даже здесь, в этой горьковской ночлежке, найдется повод уверовать в нечто светлое. Это Стелла, единственный положительный персонаж экранизации пьесы Уильямса, причем ставший таковым по веянию режиссера Элиа Казана. В ее чреве созревает ребенок, кто не должен запечатлеть такой сценарий своего существования. Да и она сама, кроткая тихоня, так и не ставшая моральным камертоном ни для кого из разрозненной семьи, характеризует не-выбор жестокости. Протягивавшаяся белой нитью по хронометражу судьба Стеллы и финал ленты, апофеоз сей судьбы, все-таки заставляют поверить в лучшее. Что угодно, только не гадкий крест. У вожаков в волчьей стае нет будущего. Фильм и так вышел очень драматичным, в первую очередь благодаря превосходным актерам, что показательно: за “Трамвай “Желание”” аж три исполнителя ролей получили премии “Оскар”, а Марлон Брандо проиграл статуэтку 1952 года глыбе Хамфри Богарту, несправедливо обделенному киноакадемией ранее. Так что Казан выбирает изменить концовку оригинального произведения. Это его желание, как клаксон трамвая прозвеневшее внутри творца, и ему не хочется перечить. 8 из 10

draconaffair
draconaffair21 октября 2015 в 11:24
«Я не признаю реализма. Я - за магию»

Трамвай «Желание» — фильм, который прославил на весь мир Марлона Брандо. Фильм-шедевр, фильм-классика, фильм-постановка. В первую очередь это экранизация знаменитой пьесы мистера Теннеси Уильямса. Фильм снят в стиле театральной постановки (к слову, бродвейская постановка с данными актерами имела место быть), и эта театрализованность, на удивление, нисколько не напрягает. Фильм повествует о том, как часто внешнее не соответствует внутреннему содержанию, освещает пороки общества, показывает проблему социального неравенства и жестокости над слабыми. Главная героиня Бланш Дюбуа предстаёт перед нами интеллигентной девушкой из высшего общества, которая по воле случая оказывается на самом дне. Ей противно от зятя — простого рабочего — прямого, честного, грубого и жестокого; ей противно от дома, в котором живет сестра и ей противна сама сестра, из-за того, как она живет. На деле же оказывается, что Бланш куда более испорчена, нежели презираемое ею общество. Она позиционирует себя кавалеру девушкой строгих нравов, хотя уехала из города из-за скандала, касающегося её личной жизни.. Винить Бланш сложно, ведь она всего лишь наивна до крайности; из-за того, что «всю жизнь зависела от доброты первого встречного». Из-за того, что родители готовили её к жизни в розовом цвете, к джентльменам, к жизни, в которой главная проблема — выбор вечернего туалета. С тех пор, как её брак рухнул, а «Бель-Рив» начал уходить, её жизнь рухнула. Она всего лишь не была приспособлена к таким поворотам судьбы. Главному мужскому персонажу — Стэнли — сама Бланш дает прекрасную характеристику: «Ведет себя как скотина, а повадки — зверя! Ест как животное, ходит как животное, изъясняется как животное! Есть в нём даже что-то еще недочеловеческое — существо, еще не достигшее той ступени, на которой стоит современный человек. Да, человек-обезьяна, вроде тех, что я видела на картинках на лекциях по антропологии. Тысячи и тысячи лет прошли мимо него, и вот он, Стэнли Ковальски — живая реликвия каменного века!». И эти слова — правда. Он жесток, он груб и позволяет себе непростительные вещи. Это человек, который может ударить жену; человек, который с радостью причинит боль постороннему человеку как физическую, так и моральную. Он наслаждается страхом, наслаждается болью и страданиями людей. И всё же его вой «Стелла, Стеллааа!» не может не тронуть до глубины души, что даже я, всей душой презирающая его, не смогла бы сдержать порыв его утешить (тут всему виной невероятный Брандо, не иначе). Супруга Стенли, Стелла, невероятно сильно напоминает многих женщин нашей страны. Кто из нас не видел женщин, которые терпят грубость мужей, а нередко и побои? Кто не видел женщину, которая любит и боится человека, который должен быть самым близким? Которая терпит домашнее насилие как физическое, так и моральное? Концовка мрачная, Стенли окончательно ломает Бланш, заставляя зрителя чувствовать всю боль этой глупенькой, но доброй и нежной Бланш. Единственное светлое пятно в том, что Стелла находит в себе силы уйти. Правда моя надежда слаба, что она сдержит своё слово. Актеры, сыгравшие главные роли, поистине великолепны. Вивьен Ли сыграла невероятно правдоподобно увядающую, но молодящуюся изо всех сил, женщину, страдающую неустойчивой психикой (правдоподобно, возможно, потому, что сама актриса в то время имела проблемы с психологическим состоянием), а Марлон потрясающе сыграл человека жестокого и грубого. P.S. в фильме от Брандо прямо веет животным магнетизмом и эротизмом, вся лента прямо пронизана этим сексуальным напряжением, исходящим от актера. Уже ради этого фильм можно смотреть, хотя это, безусловно, далеко не главная прелесть данной истории. 10 из 10

nikromantik79
nikromantik7927 ноября 2014 в 02:10
Полак, Белое Дерево и Влюблённая Женщина!

Не мучительно, но довольно долго я добирался до фильма 'Трамвай 'Желание'. Всё откладывал и откладывал просмотр, это при том, что очень уважительно отношусь к Марлону Брандо. А вот Вивьен Ли напротив считал ветряной актрисой. Может отчасти в силу этой причины не было особо пиетета перед картиной Элии Казана. Но значит подошло время и я решил посвятить два часа 'Трамваю 'Желание'. Кино очень понравилось, обидно только за Марлона, что его недооценили, а меж тем он по своей самоотдаче ни пяди не уступил Вивьен. А теперь немного подробнее об этом фильме. Большое благо, когда родственники сваливаются вам на голову и вам от неожиданного их приезда не становится дискомфортно. А вот в случае с Бланш Дюбуа дело обстояло иначе. Нет, сестрёнка Стелла, к которой она приехала в Новый Орлеан, искренне обрадовалась её приезду, чего не скажешь про Стенли Ковальского, мужа сестры. Зритель на первых порах просмотра, если не знает всей фабулы, может ожидать, что первая неприязнь между Бланш и Стенли пройдёт и нас ожидает любовное приключение, а возможно сильное чувство из страсти перерастающее в любовь. Ничуть не бывало. Не таков этот поляк или полак, как называет его Бланш, чтобы поладить с женщиной, которая профукала имение его жены. Заметьте не его собственное, а имение супруги. Стенли Ковальский живёт по закону штата Луизиана. Суть его сводится к тому, что всё имущество движимое и недвижимое, находящиеся в собственности одного из супругов, автоматически становится собственностью другого супруга. И пан Ковальский, ой простите мистер Ковальский, не может примириться с непрошеной потерей, в результате чего сживает со света Бланш. Завязка есть, а дальше будет то, за что собственно мы и любим кино: актёрская игра, актёрская работа и труд во благо настоящего искусства. В фильме Элии Казана есть ряд сцен, которые заслуживают особого разбора. В частности, когда герой Марлона Брандо начинает рыться в сундуке Бланш, дабы найти документы на то самое имение. Делает своё чёрное дело он в присутствии героини Вивьен Ли, абсолютно не смущаясь. В бесплодных поисках Ковальский натыкается на письма Бланш. И вот этого женщина бальзаковского возраста, частенько прикладывающаяся к бутылке, не может оставить без внимания, о чём свидетельствует её фраза: 'У каждого есть то, что не дозволено трогать другим'. Согласитесь, что мысль замечательная, точная и актуальная по сию пору. А как вам эпизод с лампочкой ? Я имею ввиду, когда героиня Вивьен Ли привезла с собой абажур для лампочки, поскольку интуитивно предчувствовала то место, в которое направляется. Так вот герой Карла Молдена Митч с радостью одевает эту одиноко светящую лампу в абажур. А Бланш Дюбуа выдаёт очередной перл: 'Мне не нравится неприкрытый свет. В нём так много грубости и вульгарных поступков'. Вообще персонаж Вивьен Ли очень неоднозначный. Найдётся миллион людей, которые поддержат Стенли, в отношении этой женщины. Ведь герой Брандо навёл справки о Бланш и подтвердил свои догадки. А догадки были в том, что это дамочка не так чиста, как хочет показаться. В отеле Фламинго много могут о ней рассказать и причём не самого приятного. Фактически она вруша, пьёт и стало быть не место ей доме. Но мне почему-то жалко эту несчастную женщину. Возможно от того, что Вивьен Ли сыграла одну из своих самых значительных ролей в кино. Ей и играть-то особо не надо было, поскольку сама актриса страдала психическим расстройством. И тем не менее в её героини есть что-то завораживающее. Вспомните, как она говорит о времени: -Который час ? -Четверть восьмого. -Так поздно ? Разве вы не любите эти длинные дождливые дни в Новом Орлеане, когда час это не час, а кусочек бесконечности, упавший в наши руки. Здорово. Не правда ли ? Думаю Теннесси Уильямс очень любил свою Бланш Дюбуа и как бы странно это не звучало сравнил её с белым деревом. Такая вот загадочная ассоциация посетила Теннесси при написании пьесы, за что ему большое человеческое спасибо! 10 из 10

ya_shka
ya_shka5 апреля 2012 в 05:52
Живите настоящим

Это еще одна история о крахе американского Юга. История о том, как после Гражданской войны степенная южная элита, состоявшая из богатых землевладельцев, единственным стремлением которых было хорошо держаться в седле, отлично танцевать и называться Леди и Джентльменами, распалась на два лагеря. В первый лагерь входили те, кто сумел так или иначе приспособиться к новым правилам игры, а именно выживать, зарабатывать деньги, как-то образом примирившись с крушением прежних идеалов и отсутствием беззаботной жизни. Со вторым лагерем все обстояло гораздо сложнее. Выхода для них, по сути, было все три: забыться в алкогольных парах, сойти с ума или попрощаться с жизнью, а иногда и все перечисленное в совокупности. Именно к этой второй категории и принадлежит главная героиня фильма по пьесе Теннеси Уильямса «Трамвай Желание» Бланш Дюбуа. Ее с детства учили быть настоящей леди, то есть врать мужчинам об их внешних и внутренних качествах, сильно приукрашивая их, жеманничать, красиво падать в обморок при каждом удобном случае, быть до крайности беспомощной и казаться как можно более глупой. Ведь именно при обладании такими «достоинствами» южанки могли быстрее и удачнее выйти замуж. И вот прошла война, эпоха изменилась, порядки стали другие. Но Бланш так и не может научиться жить настоящим, она живет в прошлом, там, где она дочь богатого плантатора, молодая, беспечная, красивая - и с кучей поклонников. И в те моменты, когда сознание услужливо дает забыть о беспощадном настоящем, она по-настоящему счастлива. И потому женщина подчас даже искусственно поддерживает такое состояние, при помощи алкоголя или самовнушения. Но память человеческая жестока, и очень часто напоминает Бланш о том, какова она сейчас – увядающая, нищая, безработная одинокая женщина с подпорченной репутацией. К тому же поддерживать воспоминания о незавидном настоящем и безнадежным будущем помогает ей и Стэнли (его сыграл бесподобный Марлон Брандо), муж ее единственной сестрички, к которой она приехала в поисках тепла и понимания. Но обвинить в надвигающемся безумии героини Вивьен Ли исключительно только Стэнли, несмотря на всю его распущенность, жестокость и хамство, не представляется возможным. Если бы она была сильной духом, то сумела бы противостоять его наглости и беспардонности, уехать, убежать с сестрой ли, без нее ли, начать новую жизнь. Но... Но человек, застрявший в прошлом, не может предоставить противовес настоящему, он беспомощен, неприспособлен к жизни. Вивьен Ли очень талантливо сыграла свою роль. Точно переданы все невротические жесты; смогла она в одном персонаже сочетать и уставшую подслеповатую старуху, и хорошенького кокетливого ребенка, и порочную куклу, и некрасивую несчастную женщину. Не хочется думать о том, что в чем-то ей помогло ее собственное хронически-рецидивирующее заболевание, нет. Пусть это будет только талант и неординарные артистические данные.

menshrosen
menshrosen26 января 2018 в 08:29
Битва полов с потолками

Посмотрел сегодня ночью “Трамвай Желание”. Впервые в жизни. И вообще узнал о сюжете. “Как так?”, - спросите Вы? “Только сейчас?!” Да, только сейчас. А “Преступление и наказание”, “Войну и Мир”, “Евгения Онегина”, “Чайку” я прочитал уже тогда, когда мне давно исполнилось 30 лет. Когда же мне было 25-26 лет, я читал “Маятник Фуко”, “Историю мира в 10 с 1/2 главах” и “Капитализм и шизофрения”. Такой перевернутый способ изучения мира мне весьма нравиться. Во-первых, ты как бы окружаешь центр мира со всех сторон, с самых далеких окрестностей и медленно сдавливаешь кольцо окружения, трамбуешь реальность со всех сторон. Во-вторых, откладывая очевидные шедевры на потом, на далекое грядущее, ты никогда не сможешь сказать, что тебя уже ничего не радует, что все важно в жизни ты уже увидел или посмотрел. Всегда есть много чего в кладовке. Фильм Элиа Казана, конечно, меня потряс, что редко бывает. Я крайне негативно отношусь к Голливуду, но каждый раз, когда я натыкаюсь на что-то талантливое с биркой “Made in USA” становлюсь его я страстным фоннаном. C Голливудом у меня вообще удивительные отношения. Я не люблю старинное кино, не люблю массу признанных нетленок европейских режиссеров. Антониони вызывает у меня скуку, а Годар и вся Новая Волна кроме Луи Малля, которого, то включают его в нее, то считают зыбью на ее поверхности, вызывает у меня ухмылку и глубокое презрение. Не люблю кино СССР до 1955 приблизительно года. Совсем меня не трогают Довженко, Эйзенштейн, весь николаевский, ленинский и сталинский кинематограф. Единственное исключение, наверное, - “Человек с киноаппаратом” Дзиги Вертова. Почти ничто из “100, 500, 1001 фильмов, которые Вы должны посмотреть” меня не волнует. Кино, которое я люблю, начинается потихоньку приблизительно с 1970 года и оно, как правило, неименитое. Ну а самое раздолье для меня это кино XXI века, кроме Голливуда. А с Голливудом все наоборот. Мне нравяться Голливуд до 1970-го приблизительно года, даже скорее до 1960-го. Современные же блокбастеры вызывают уныние и скуку. Независимое кино США я же почти еще и не видел. Ну, это так лирическое отступление. Теперь о “Трамвае Желание”. Тут сказать почти ничего. Уже написано 200 диссертаций, 500 книг и 10000 статей о Теннеси Уильямсе, о “Трамвай Желание”. Жестокая схватка, в которой пролетарий наносит последний удар с носка последнему феодалу, точнее рабовладельцу, понаехавший люмпен, отправляет в нокаут Старую Европу-Америку, янки берут в плен последнего конфедерата, прагматизм отправляет на свалку истории романтизм и так далее – это все уже давно сказано. Мне другое интересно иное. Если рассмотреть Трамвай Желания с помощью Юнга, MBTI или соционики, то кто такие Бланш Дюбуа и Стэнли Ковальски? Наверняка, американские MBTI-шники и русские соционики уже типировали этих героев. Мне вот кажется, что Бланш – ENFP (Есенин или “Еська”), а Стэнли Ковальские ESTP (Жуков). Вообще-то я не терпеть не могу “Есениных”, особенно женщин. Так тяжело с ними, ты словно тонешь в трясине их победного энтузиазма, слез, смеха и вранья. Здесь я могу понять Стэнли Ковальского. Но гений Теннеси Уильямса заключается в том, что в “Трамвае Желании” он целиком перетягивает тебя на сторону Бланш Дюбуа и порождает ненависть к Стэнли, который громит мошенницу Еську. Теннеси вскрывает черепную коробку Бланш, обнажает не только Бланш Есенину, но и Женщину в ее бездонной глубине словно под микроскопом. Я попал под очарование Дюбуа именно из-за ее греховности и слабости. О, эта пучина страданий! Она такая родная, такая интимная! Вдруг ты чувствуешь, что ты начинаешь сам в ней тонуть, но всплыть не желаешь, хочешь идти на дно камнем. О, этот полет времени, эти утраченные мечты, эта невыносимая боль, эти мертвые любимые. Это - нечеловеческое и такое человеческое страдание! В общем я, так подумал и решил, что в войне Гражданской Войне США я бы, разумеется, сражался за южан. 9 из 10

kristakramer
kristakramer23 июля 2017 в 13:13
Мечтателям не место в жестоком мире.

Как же я обожаю Золотой Век Голливуда! Утонченные актеры, неповторимые персонажи и действительно проникновенная драма. Фильм Трамвай «Желание» снят в 1951 году по пьесе драматурга Теннесси Уильямса. Главная героиня - Бланш Дюбуа. Я думаю, что главная проблема Бланшет окружение в котором она была воспитана- она не умеет принимать сама важные решения, с рождения она привыкла, что есть родители, дом и все крутится вокруг Для 20-го века не характерны такого типа женщины. Она привыкла зависеть от мужчины, но при этом хотела быть вечно желанной другими. После потери всего, что у нее было Бланшет ( Вивьен Ли ) приезжает жить к сестре в Новый Орлеан. Опять же таки здесь она чувствует себя чужой, она не понимает, как можно жить в таких трущобах. Атмосфера города и его жителей передана на отлично! Все они грубы и не понимает книжной романтики героини. Люди жестоки- это известно всем, а особенно к женщинам, которые не признают действительность. Сестра Бланш живет с мужем. Муж Стенли (Марлон Брандо) обычный работяга, который развлекается играя в покер и боулинг. Он дерзкий, ядовитый и вспыльчивый. Понимая, что с сестрой жены что-то совсем не то и не веря ее рассказам он начинает копать правду. И попадает в самую точку, точку начала полного крушения всех мечтаний и надежд главной героини. Она натворила много, она искала любовь, поддержку, но находила только краткосрочные романы. А репутация это не грязные штаны, ее нельзя выбросить или постирать. Мне кажется, что просто Бланшет не умела учится на своих ошибках, не понимала, что поступает неправильно, она все время ждала чего-то нового, что вот приедет ее мужчина и заберет ее и больше ничего не повторится. И тут проблема не в людях, а в самой Бланшет. Отдельно хочется упомянуть Марлона Брандо. Его персонаж – олицетворение жестокости, я думаю даже справедливой жестокости. Другого конца не будет. Стенли человек прямой и не позволит, чтобы в его доме люди были лицемерами. Конечно, он перегибает палку и доводит финальную ситуацию до крайностей. В конечном итоге Бланшет полностью поглощена своими мыслями и остается ждать того самого загадочного мужчину, который позвонит и заберет ее из этого кошмара. Нужно ее просто оставить в ее мире красоты, роскоши и вечных танцев под любимую музыку. Трамвай 'Желание' обязателен к просмотру. Знакомство с такого рода шедевром и гениальными актерами никого не сможет оставить равнодушным.

meredit li 86
meredit li 8623 августа 2016 в 22:16
Мир спасут доброта и участие

'Трамвай 'Желание' оказал на меня просто ошеломляющее впечатление. Он опустошает изнутри, а в игру его актеров веришь. Фильм, который я изначально воспринимала как излишне театрализованный (возможно, из-за жеманства Бланш), постепенно превращается в саму жизнь - порой безжалостную, грубую, грязную, несправедливую. Вивьен Ли настолько органично вписывается в роль Бланш, что в финале фильма кажется, что это душа самой артистки агонизирует, плачет и бьется. Я много читала в отзывах к этому фильму о негативном впечатлении от выпивающего и хамоватого красавчика Стэнли Ковальски, мастерски сыгранного Марлоном Брандо. Порой хотелось вмешаться и как-то защитить Бланш. Этот трепетный южный цветочек, заботливо взлелеянный родными, интеллигентный, тонко чувствующий окружающий мир, который никто не готовил к тому, с чем ей пришлось столкнуться. Другой бы справился и пошел дальше, забыв все и сумев стать счастливым, а она - нет. Слабая? Да, возможно. Но она такая, какая есть, и она заслуживает свою долю счастья, человеческого участия и поддержки. Ковальски же методично бьет по всему, что ценно и дорого для нее, по ней самой, получая от этого извращенное удовольствие. И ситуация на экране с каждой минутой усугубляется. Сестра сочувствует, но практически ничего не делает, хотя и видит проблемы у родного человека. Но наиболее худшее впечатление у меня сложилось не от хама Ковальски, а от его друга и по совместительству горе-поклонника увядающей красавицы. Сначала он предстает перед ней стеснительным и обходительным. Казалось, что уж он отличается от Стэнли и не способен вести себя грубо по отношению к женщине. Ан нет, Ковальски рассказывает ему кое что из прошлого Бланш, и джентльмен превращается в подонка. И вот уже та, кто вчера был для него уникальной райской птицей, становится дамочкой, не достойной носить его фамилию и пригодной только для постельных утех. Он не стремиться к ней, боясь дотронутся лишний раз, а всего лишь согласен снизойти. Он обвиняет ее во лжи, но даже не делает попытки понять и принять. Мужчина не гнушается выплеснуть на нее грязь, а позже обвиняет Ковальски, что тот сломал хрупкий цветок. Между тем, он сам тоже сделал для этого немало...Тяжелый фильм. Я бы сказала, что он о том, что добру всегда должно быть место в нашем мире, ведь, возможно, однажды наше участие или доброе слово спасет кому-то жизнь.

Steinvor
Steinvor22 марта 2016 в 11:35
Школа жизни в кино

Если книги Джейн Остин закономерно называют учебником 'школы жизни', то подобной 'школой женственности' можно назвать этот фильм. Девочкам, девушкам и женщинам не получившим никакого воспитания смотреть и учиться! Как разнообразны приемы обращения героини Вивьен Ли с мужчинами. Она пытается 'наладить отношения' со Стэнли Ковальски и так и этак, и прямыми гневными высказываниями и попыткой умилостивить легким кокетством, и лестью, и намеками на желаемую реакцию. Проблема в том, что Стэнли настолько примитивен, что вообще не чувствителен ни к чему. Ни религия, ни музыка не оказывают на него никакого 'благотворного влияния'. Как разнообразно можно вызвать на разговор мужчину, как поддерживать беседу. Во всяком случае, многим девушкам, женам и женщинам стоит перенять кое-какие приемы. Самый большой урок - некоторые мужчины не меняются и не изменятся никогда. Примечательно ханжество и двойная мораль средневекового темного грубого мужлана относительно любви, а не животного секса, чувств и 'порядочности' и чести. Момент на котором никто не заострил внимание: Стэнли считает 'хорошим' проявлением 'страсти' когда вспоминает, как он трахнул Стеллу за колонной при первой же встрече. А вот то, что утонченная Бланш 'морочила голову' и выбирала подходящего мужчину- это «распутство».. Честно говоря даже в общении с Митчем чувствовалась огромная разница в развитии. Какие 'Плеяды', удивительно, что они оба читали стихи Браунинг. Примечательно высказывание Ковальски - вы сидите тут, как две королевы. вот и все отношение к Стелле. Еще показательный момент - когда в начале фильма друзья Ковальски играют в покер, Стэнли бранит Митча за то, что тот уходит когда все сидят, оправдание, что у того умирает мать он не приемлет. Стелла не реашается прервать игру, Стэнли запрещает говорить игрокам о чем-либо другом во время игры. Самодур из пьес Островского. Преступление Стэнли состоит в том, что тот подбивает и Митча на свою ханжескую мораль. Когда Бланш рассказывает, что ей пришлось вместо того, чтобы наслаждаться юностью и флиртом ухаживать за больными отцом, матерью и братом, которые умерли от туберкулеза или чего-то подобного. И этой утонченной красивой аристократке пришлось руководить усадьбой, и ухаживать за больными. Конан Дойл был официально связан с такой же чахоточной женой около 7 лет и считал эти годы обременительными. Что говорить о хрупкой одинокой женщине которой приходилось наблюдать за веселящейся молодежью (офицерами) из своего окна, как из темницы. Странно, что ни один не вспомнил хотя бы роман Бронте 'Агнес Грэйс' где духовное одиночество описано с достаточной убедительностью. Про писателей говорят 'исписался', 'нет новых идей' и 'варился в собственном соку'. Приходится искать себе утешение в маленьких радостях'. Любопытно, что то в чем проявляется якобы жеманство Бланш сейчас рекомендуют психотерапевты и психологи. Смените дизайн,(Бланш с сестрой сделали уборку в квартире и Стэнли не мог найти своих старых башмаков) выбросьте старые вещи, порадуйте себя красивыми вещами (Бланш повесила к люстре китайский фонарик) выйдите на природу (попытка посидеть с Митчем под луной и полюбоваться Плеядами, просто включить приятную веселую музыку - известно чем закончилась эта попытка 'терапии'). Единственный более-менее адекватный персонаж соседка Юнис. Которая хотела вызвать полицию, когда ее муж ударил ее, которая высказывает свое осуждение Стэнли когда как ни в чем не бывало сидит с приятелями, и Митч тоже как будто ничего и не было, никакой попытки вызвать симпатию Бланш. Еще один симптом на который стоит обратить внимание, выбирая мужа. Как мы видим, из этой экранизации можно извлечь массу поучительных вещей. Помимо того, что описано у Кудрявцева и прочих рецензентов.

Кинопоиск
Кинопоиск26 апреля 2011 в 13:44
Элиа Казан -- 'Трамвай 'Желание'

Фильм, на мой взгляд, об «эффекте джентльмена», об эффекте собирательного образа человека, персонажем фильма не являющимся. Джентльмен – почти божество: его нет как героя фильма, но о нем все говорят и все происходящее происходит о нем. Бланш – женщина из джентльменской семьи, разорившейся, попадает в зависимость от Стэнли, поляка по происхождению и доблестного сержанта армии … не знаю уж, то ли Ее Величества, то ли США. Они плохо уживаются друг с другом – разорившаяся «аристократка» и брутальный, патриотичный, доблестный Стэнли. Они очень не любят друг друга. Но в фильме присутствует тот, кто никогда не проигрывает … Джентльмен. Бланш очень тянется сексуально к юношам и нетрудно понять, что как раз в юношах есть что-то «джентльменское». В самом деле, джентльмены – не взрослеют и в этом их большое обаяние. Джентльмен – вечный дебютант, вечный ученик, вечный не профессионал, не терзаемый заботой урвать (или обеспечить) себе кусок хлеба, защищенный капиталами и происхождением словно бы родительской заботой юноша, только появляющийся во всем обаянии своих робости и решительности, в свете. Джентльмен может быть офицером и тогда он весьма относительно «рискующий жизнью» инфант собачью преданность которому демонстрирует сержант Стэнли. Он-то, несомненно, за своих офицеров как, впрочем, и Бланш несомненно за них же, своих возможных любовников. Сексуальное влечение к юношам у нее от несбывшегося влечения к джентльменам. Как сексуально быть джентльменом (удостаиваясь почти собачьей привязанности Бланш) и как практично (удостаиваясь защиты своих интересов Стэнли). Джентльмен – яблочко, жадно надкусывая которое, Бланш и Стэнли не на шутку бьются лбами. Я думаю, что Бланш и Стэнли неплохо бы ладили и даже могли бы любить друг друга не будь Джентльмена, божества, из-за трактовок которого, напримиримых, и разгорается война между ними, «гражданская война» не в ущерб Джентльмену. Бланш и Стэнли грызутся друг с другом как две собачки и на них жалко смотреть. На обоих. Но что же Джентльмен? Так ли его вовсе нет в фильме? Есть, Бланш спроваживают в сумасшедший дом не без его ведома. Правильно, с точки зрения сохранения капиталов и «вербовки» новых любовниц альянс с сержантом Стэнли надежнее. Хотя… Джентльмен, пожалуй, посетует на него в буфете. Как дорожат, какой-то звериной дрожью, своими «миссиями» Бланш и Стэнли – быть сексом для Джентльмена и быть солдатиком Джентльмена. Ужасающие, душераздирающие сцены любви к вселенной … Джентльмена. Джентльмен и два его апостола, вцепившиеся друг другу в глотки. По-видимому, им он говорил разное и являлся по-разному. Джентльмен – двуличен, один он с солдатом, другой с дамой. И «двуличие» еще мягкое слово, потому что иначе это называется раздвоением личности. Бланш и Стэнли разрывают наше сердце надвое, оба они понятны и, по-моему, оба оправдываются. И, мне кажется, мне понятен Джентльмен, которого в фильме нет, потому что в компании Бланш и Стэнли легко вспомнить о том, что почти спятил. Впрочем, этого нет и «выигрывает» все-таки сержант… Джентльмены предпочитают блондинок? Нет. Джентльмены предпочитают … «хаки».

marmoset_ka
marmoset_ka23 августа 2010 в 10:30
Куда нас приведёт «Желание»…

Желание начать новую жизнь, забыть прошлое, переиграть то, что никогда не сотрётся из памяти. Бланш Дюбуа эти желания привели к окончательному крушению своей жизни. Балансируя на грани безумия и сознания, она всеми силами тщетно пытается вернуть себе нормальную жизнь или хотя бы её видимость. Но сама идея уже обречена на провал, потому что слишком много того, чего не должно иметь место в нормальной жизни, произошло в её прошлом. Сломленная своей же беспечностью, она, в попытке наказать себя или хотя бы забыться, опускается всё ниже и ниже. Дом Стелы для Бланш был единственным островком надежды в море отчаяния, к которому она приходит с единственным желанием «спастись», но Бланш и не подозревает, что на этом островке обитает один свирепый и безжалостный «хищник». Быть может Стэнли выступает в роли того, кто просто восстанавливает в жизни справедливость и обличает правду о Бланш. Но как бы там ни было он с наслаждением губит её жизнь, смакуя каждое её унижение. Сам по себе Стэнли – символ того, что человек всё ещё остаётся зверем и заложенная природой жестокость находит место в его сердце. Хотя образ Стэнли несомненно отрицательный, в нём есть место и для любви к своей жене. Его знаменитый крик «Стела! Стела!» больше похож на рёв дикого раненого зверя. В общем, фильм снят прекрасно. Образы, место действия… Это один из тех редких случаев когда экранизация является удачной и даже обретает отдельную от первоначального произведения жизнь. Что касается актёрского состава. Роль Стэнли, сыгранная актёром Марлоном Брандо, просто бесподобна! Идеальный образ. Его игра настолько естественна и ярка, что невольно проникаешься той обстановкой, атмосферой и искренним презрением к Стэнли. И насколько великолепно сыграл Марлон, настолько и неудачно показала себя Вивьен Ли. Быть может внешне она прекрасно подошла на роль Бланш, но её игра поистине оставляет желать лучшего. Знаменитая актриса явно переигрывала с ужимками, вздохами и вскриками, которые больше подошли бы для её известной роли Скарлетт. Складывается впечатление, что Вивьен Ли не совсем вникла в глубину образа Бланш, в его трагичность, и драматическую роль превратила в трагикомедийную. К великому сожалению, Вивьен, : «Не верю!». Подведя общий итог можно сказать, что фильм весьма удачен, интересен и заслуживает должного внимания, как великолепная экранизация и образец прекрасной игры Марлона Брандо, весьма компенсирующая неправдоподобную игру своей звездной напарницы. 8 из 10

nasiya
nasiya5 октября 2008 в 16:43
Ужасная женская судьба, вернее, две

Каждый раз, когда я смотрю фильмы про такие вот сломанные женские судьбы, понимаю феминисток, а потом смотрю какой-нибудь 'я вся такая-растакая' фильм про наших современниц и не знаю даже, что хуже... Тогда не было выбора, вся судьба твоя зависела от того, кто твой муж. А где его взять, если всем нужны деньги, молодость и 'порядочность' - самое возмутительное, опять хочется задать вечный вопрос - почему мужчины не могут стать непорядочными, а женщины чуть что, не отмоешься. Все, что ты можешь - это либо смириться с судьбой и одиноко нищенствовать до смерти или разводить дядей, пока они не раскусят развод. И остается только уйти в мир сумасшедших, которые всегда счастливы. Безнадежность, быдло вокруг, грязь, безденежье, и желания, которые приводят черт знает куда... Фильм, который стоит посмотреть, но от которого долго не можешь отойти, он наводит даже не тоску, а какую-то горечь и безнадегу...

Golda Meir
Golda Meir31 июля 2014 в 12:29
«Я не Скарлетт О’Хара, — возразила Вивьен, — я Бланш Дюбуа!»

'Она уже была невменяема, приступы немотивированной агрессивности чередовались с угнетенным состоянием. Медицинская сестра, пытаясь успокоить Вивьен, начала разговаривать с ней, как с ребенком: «Я знаю, кто вы. Вы — Скарлетт О’Хара, верно?» «Я не Скарлетт О’Хара, — возразила Вивьен, — я Бланш Дюбуа». Какое страшное, но гениальное совпадение в жизнях актрисы и её героини. Очень высокая цена была назначена судьбой за рождение фильма-шедевра! Бланш Дюбуа – безумно сложная, трагическая роль Вивьен Ли, которая, к счастью, была сыграна не только в театре, но и в кино, и мы можем её увидеть. Так проникновенно, мне кажется, в состоянии сыграть исключительно та актриса, которая из-за своего ужасного личного опыта действительно понимает эту героиню. Одними из симптомов болезни самой Вивьен Ли были тревожные состояния и повышенная сексуальность. Для нее секс стал успокоительным и антидепрессантом. И вот мы слышим с экрана горькое признание Бланш: «Да, я путалась с кем попало, и нет им числа. Мне все чудилось после гибели Аллана... что теперь одни только ласки чужих, незнакомых, случайно встреченных, которые пройдут мимо и все, - могут как-то утолить эту опустошенную душу... Пожалуй, со страху...». Жуткие слова несчастной, непонятой в своей тяжёлой болезни женщины произносит другая ранимая женщина, которая слишком хорошо знает то, о чём говорит. Это не может не трогать до глубины души! Ускоренная речь, скачки мыслей, немотивированно приподнятое настроение, которое сменяется подавленным состоянием, бредовая депрессия Бланш Дюбуа воспринимаются окружающими агрессивно, вызывают осуждение и жестокость. Тонкой, душевнобольной (а раз болит, значит душа точно есть!), сломленной женщине не найти доброты и приюта в той среде, куда она попала, приехав к своей сестре Стелле. Стелла – Звезда, которая могла стать путеводной, не захотела в последний, решающий момент протянуть руку помощи Бланш, так как выбрала мужа, желание и свою новую жизнь, в которой нет места «Мечте» и «Весеннему саду в цвету». Роль Стеллы изумительно сыграла Ким Хантер. Роль Бланш нельзя было играть Вивьен Ли, как человеку, страдавшему маниакально-депрессивным психозом, но, как истинная актриса, она не могла её не играть. Бланш Дюбуа погубила Вивьен Ли - человека, сделав, на мой взгляд, её великой актрисой на века. 10 из 10

polynx
polynx15 сентября 2011 в 14:16
Про стареющих девочек и сексуальных садистов

Прочитав пару рецензий пришла к выводу, что не согласна с предыдущими авторами и хочу представить вам на суд свой вариант трактовки данной экранизации. Чуть менее магический, однако возможно более близкий к тексту. Драма, разворачивающаяся перед нашими глазами, возможно куда как менее волшебна. Это не противостояние хрупкой и ранимой Бланш и брутального и агрессивного Стена - а всего лишь две истории болезни, спрятанный на полке у опытного психиатра. Как и обещает превью к истории аристократичная и немолодая барышня Бланш приезжает в гости к сестре, которая сменила семейный особняк на пролетариатскую квартиру вкупе с мужем, простым парнем с завода. Между аристократкой и реднеком вспыхивает серьёзный конфликт, что в финале постановки и приводит к трагедии. Что мы узнаём по ходу действия о Бланш? Что у неё есть травмирующие воспоминания о самоубийстве мужа, что она совратила школьника, что до приезда к сестре её почти выгнали из города за нимфоманию. На всё это накладывается нежелание смириться с собственным возрастом и патологическое желание всем нравится и выслушивать комплименты. На протяжении всего фильма Бланш не устаёт повторять, что находится на грани безумия. То, что многие приписывают плохой игре Вивьен Ли, на самом деле хорошо иллюстрирует состояние больной Бланш - женщина средних лет, кокетничающая как девочка, выглядит нелепо - словно плохая актриса. Перейдём к Стенли, нашему антагонисту, блестяще сыгранному Марлоном Брандо. Здесь мы сталкиваемся с совершенно другим типом болезни: под налётом грубости и примитива прячется жестокий хищник, который будет добивать слабую добычу, пока не убедится в полном её уничтожении. Однако хотелось бы отметить, что Стен ведёт себя по крайней мере логично - его действия обусловлены рядом причин. В Бланш он видит врага, который в первую очередь обделил его жену по части наследства, да к тому же и подговаривает Стеллу порвать с ним. Безусловно, это не оправдывает героя Брандо - он всё так же остаётся садистом, наслаждающимся издевательствами над больной Бланш. Хотелось бы вступиться за персонажа Ким Хантер - по Стелле не 'проехался' разве что ленивый. Однако она единственный персонаж в фильме, который пытается защитить свою сестру - от мужа, от дурных новостей, от неё самой. Стелла сделала свой выбор и была вполне счастлива и довольна своим домом, пока на пороге не появилась сестра с болезненной брезгливостью. Скандалы, избиения - всё это вошло в дом Стеллы лишь с приездом Бланш. Не стоит понимать меня превратно - я не обвиняю персонажа миссис Ли. Больного человека трудно судить. Я лишь пытаюсь оспорить мнение рецензентов о том, что Бланш магическая и светлая фея, а концовка - это заточение в неволю неординарной души. Неясно, какое именно из событий подломило эту женщину, не ясно также какой была Бланш раньше. Зато одно видно точно - в дом к Стелле приехал 'прятаться' уже серьёзно больной человек, чью болезнь усугубил садизм Стенли. Таким образом, в концовке я вижу только единственный вариант развития событий, который благополучен в первую очередь для самой героини. Она не уезжает на трамвае 'Кладбище' и, возможно, у неё будет ещё один шанс. Браво актёрам, блестяще воплотившим образы. Браво режиссёру и, естественно, браво самому мистеру Теннеси Уильямсу. Драма вышла сочной и яркой, несмотря на отсутствие цвета в ленте. 10 из 10 Для кинопроектов середины прошлого века.

Кинопоиск
Кинопоиск10 марта 2010 в 09:20
Crash

А я не признаю реализма. Я - за магию. Да, да, за магию! Я хочу нести ее людям. Заставлю их видеть факты не такими, как они есть. Да, я говорю не правду, не то, как есть, а как должно быть в жизни. И если тем погрешила, то будь я проклята именно за этот грех - ничего не имею против… (с) Вот оно столкновение в чистом виде: два человека, как два мира - утончённая и невротичная Бланш Дюбуа, живущая своими фантазиями и воспоминаниями о былой красоте, и брутальный Стэн Ковальски, дикий мужчина, да дикий мужчина, правда без перегара, табака и щетины, зато с друзьями, покером и животными инстинктами. К вопросу об инстинктах. Ни одной постельной сцены (обошли и сцены бурного примирения Стэна с женой и с изнасилованием), даже несчастные несколько поцелуев целомудренно показывают со спины, зато какое сексуальное напряжение, желание в чистом виде. Не знаю, может быть, дело в Марлоне Брандо, который так вжился, что, пожалуй, никого другого в амплуа Стэнли уже и не представишь. Тут всё имеется и истерии, и неврозы, и фантазии, и секс, и жестокость, и любовь, и предательство. При том, что положительных героев, как таковых, на первый взгляд, и не определишь, и Бланш - та ещё королева, всё ей не так и все ей что-то должны, а она топит память о своей горькой первой любви на дне бутылки, но и Стэнли слишком уж груб и по отношению к Бланш, и к жене Стелле, получающей наслаждение от его звериной натуры в постели, и к друзьям-собутыльникам, ну а к ближе финалу вообще во всей красе, просто-таки. 'Ненормальность' Бланш носит условный характер, ну как по мне, во всяком случае. Может быть, как раз она носитель нормы, не сумевшая вписаться в жёсткие рамки реальности, за что ей вынесли вердикт ненормальной. Вот с сестрой куда более сложно определить, что к чему. Стелла даже не пытается оградить Бланш от нападок мужа, думая, наверное, что проблема рассосётся сама по себе, она даже понимать её не желает, какая может быть помощь? Сказать, что она сделала всё, что смогла. Сомнительный результат. Тандем Элиа Казана, Вивьен Ли и Марлона Брандо выдался на славу, заслуженно был отмечен огромным количеством престижных наград киноакадемии и занимает достойное место среди шедевров о неоднозначности человеческой натуры, грубой силы и лёгкой невыносимости бытия, в конце концов.

amphibrahiy
amphibrahiy22 июля 2020 в 17:43

Я всегда опасался слишком общих мест в художественной культуре - произведений, которыми восторгаются многие: 'Мастер и Маргарита', 'Три товарища', 'Титаник' - мне казалось, чем больше о них кричат, тем менее они достойны внимания. Так, в общем-то, было и с 'Трамваем Желание'. Не скажу, что просмотр перевернул с ног на голову мой скептицизм - я признаю, что это достойное высказывание, однако, с возрастом я все более четко вижу, насколько безнадежна судьба 'лишних' людей, в особенности, женщин. Если в юные годы персонаж Гедды Габблер вызывал у меня сочувствие и восхищение, то теперь скорее жалость и раздражение, как человек, полностью оторванный от реального мира и бунтующий против него. Те же чувства вызывает и Бланш Дюбуа, главная героиня этой картины. Сюжет пьесы Уильямса кажется своеобразным продолжением 'Вишневого сада' - и не зря, ведь драматург восхищался творчеством Чехова. 'Имение продали за долги' - с такими словами на пороге у своей сестры Стеллы появляется Бланш - сёстры вполне могли вырасти из Вари и Ани - дочерей Раневской, а 'белые деревья' - дословный перевод с французского имени Бланш Дюбуа - отсылает к цветущему вишневому саду, обречённому на вырубку Лопахиным - его прототип здесь - это грубый и неотёсанный Стэнли Ковальски. Да и в целом конфликт старого и нового, буржуазии и пролетариата сродни конфликту чеховской пьесы. Здесь сталкиваются изнеженная, экзальтированная Бланш и типичный мужлан Стэнли - взрывной, но отходчивый, прямой и не ведающий снисхождения. В голове у Бланш звучит полька - похоронная музыка для ее молодости; она словно из прошлого века и совершенно не приспособлена к современной жизни, что просматривается в её потерянном виде уже в первых кадрах картины. Стэнли же груб, практичен, ввязывается в драки, однако, в каждой сфере у него найдется по своему человеку, чтобы уладить какое-то дело; ему невыносима жизнь стрекозы Бланш, плещущейся в ванной по два раза на дню. И он, закономерно, по-чеховски берет верх, как неумолимое время. Конечно, персонаж Бланш совершенно трагичен - и не только из-за того, что она живет в мире фантазий, но и потому, что у нее сложилась репутация 'грязной' женщины, что для пуританского общества неприемлемо - начиная от 'Дамы с камелиями' (Вивьен Ли, слишком глубоко вжившаяся в роль Бланш, умерла, как и героиня Дюма, от туберкулеза) и заканчивая 'Нимфоманкой' фон Триера. Образ Бланш Дюбуа, вбирая в себя осколки значимых героинь художественной культуры, утверждает женскую ущемленность: мужской мир признает только безропотность Стелл. Этот факт, зафиксированный пьесой Уильямса и фильмом Казана, иллюстрирует положение дел в середина двадцатого века. И фильм для меня - это прекрасное воплощение пьесы, про него как-то больше и нечего сказать.

kalininavita2016 - 6214
kalininavita2016 - 62148 февраля 2020 в 20:37
Я никогда не лгала в своем сердце...

Есть в лицах и исполнительской силе актеров кино, о котором говорят - «большое кино», бесспорная каноничность. Каким образом она создавалась, тщательным отбором, или непроизвольно, в силу особенности времени и их соответствия ему, или особенных сторон их таланта? Только уже никто не способен их ни переиграть, ни превзойти внешностью. Такой каноничностью внешности и исполнения обладают актеры в фильме Трамвай «Желание» 1951 г. Поначалу мешает замкнутость пространства и театральность декораций. Потом сосредоточиваешься на действии, драма захватывает, и не имеет значения ни постановочная условность и теснота, ни бедность жилища на Елисейских Полях, ни претенциозность и вычурность, которой сильно грешит Бланш-Вивьен. Именно и только Вивьен Ли, с ее умением войти в роль, отразить переживания на своем каноничном лице и в глазах, может выразить в полной мере сущность этой роли, заставить понимать Бланш, сопереживать ей, отзываться благородным сочувствием без тени того - оправданного по-своему - раздражения, которое яростно демонстрирует ее зять Стэнли. Не будь это Вивьен Ли, может, недолюбливая Стэнли, мы хоть в какой-то мере разделили бы его негодование по поводу Бланш с ее бесконечными экзальтированными эскападами, такими лишними и неподходящими в его доме с простецкими нравами. Но Вивьен Ли не дает возможности этому произойти. Потому что от сцены к сцене за внешней вычурностью обнаруживаются и крепнут ее очень привлекательные и очень подлинные качества, внутренняя правдивость, чувствительность и тонкость, серьезное, тревожное отчаяние. Так много на нее навалилось, так много потерь и так много желаний, так многословна она – но благодаря самозабвенной отдаче Вивеьн Ли нет ни малейшего повода сказать о ней: перебарщивает. Речь Бланш иногда как правильная письменная заготовка, при этом очень искренняя и доверчивая, – она и прожить жизнь хотела бы так же осмысленно, изящно и правильно. И вот избавление уже близко и рядом. Хотелось бы, чтобы ее слова «Иногда милость Божия снисходит на нас» стали развязкой фильма. А оказалось, что ее надежда-Митч - это новый и не последний удар, который ей надо пережить. И преодоление снова оказывается невозможным, хотя ты затрачиваешь на него столько сил, желания, страсти и благодарного ожидания.