Невестка: отзывы и рeцензии

Dr Anomalous
Dr Anomalous26 декабря 2009 в 16:14
Вот оно...

Фильм, как вы смогли заметить достойного уровня. Я не буду останавливаться на описании сюжета и всех фишек этого, на мой взгляд, удачного фильма для казахстанского кинематографа. Особая манера, которая меня удивила это – абсолютное молчание. В фильме нет ни единого слова. Это даёт по настоящему насладиться игрой актёров и понять их изнутри, собственно и по своему. История тюрков показанная здесь, довольно трагичная и печальная. Убийства, несчастная любовь, слезы, жестокие традиции тюркских племен. Режиссер смог все показать в истинных тонах азиатских культур. Спасибо ему огромное за этот фильм. Мне очень понравилось то, что не было сопливых историй о несбывшихся мечтах и любви. Все было как то чисто и ровно. Я поставлю 9 из 10 Кстати те, кто не знал, этот фильм выставляли на номинацию – «Оскар». Весьма почтительно. Итак: 9 из 10

Алёшка Емельянов
Алёшка Емельянов7 февраля 2019 в 19:00
Невестковая

Начиная смотреть кино братских народов из СССР (сербы, югославы, казахи), особо не ожидаешь оскароносных картинок, сюжетов и всемирно известных имён актёров и актрис. Но порою впечатления обманчивы, причём в лучшем смысле этого слова. Так произошло со мной и в этом фильме, когда с первых кадров и минут, история началась ложиться к глазу и душе. Бессловесность особенно дополнила историю драмы двух любящих и разлучённых людей. В фильме есть место и деньгам, и крови, и любви и счастью, и борьбе и бедам. Собственно, всех компонентов земной людской жизни. Отсутствие диалогов помогало слышать треск, шум и напряжённость сцен и эмоций главных и второстепенных героев. Да и слова тут совершенно излишни, ибо всё понятно и без слов. Актёры хорошо справились с ролями. Бытовые самобытные постройки, костюмы, и природные пейзажи просто завораживающи и красивы, пусть и на их лоне творящейся трагедии. Надеюсь, на небесах прототипы этой влюблённой пары будут неразлучны и очень счастливы! 8 из 10

Качнувшийся
Качнувшийся8 апреля 2018 в 06:43
Мир человеческий

Кино-притча, кино размышление, необычное кино. Именно так следует говорить о бессловесном шедевре казахского кинематографа. Удивительное дело, вчера посмотрел фильм 'Три билборда на границе Эббинга, Миссури'(премьера 01.02.2018г.)- на Кинопоиске к сегодняшнему утру- 292 рецензии. Несколькими днями ранее- 'Ветренную реку'- 98 'высказываний'(текущие показатели). Первый фильм- 2017 года, второй вышел годом ранее. Оба АМЕРИКАНЦЫ. Лауреаты- 'тяжеловесы'. Сюжет, актёры, драйв всё со вкусом, грамотно. Поэтичные драмы одним словом. Многословие как многозвучие восприятия. Ладно скроено и доступно изложено. Почти 4 сотни отзывов на двоих. А что же 'Невестка'? Увы, 'Невестка', оперившаяся и 'вышедшая замуж' в 2009 году сейчас имеет лишь четыре запечатлённых монолога. ЧЕТЫРЕ. Всего. Грустно. Обидно. И очень жаль. А между тем, кино то, С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Таких фильмов, говоря общечеловеческим языком- раз-два и обчёлся. Каков у него жанр? Костюмированная драма? Исторический эпос? Нет, всё не то. Это легенда, поэтическая баллада, далёкая от сказок жизни наших пращуров, реальность вдруг ожившая перед внимательным, чутким зрителем. До этого мне приходилось соприкасаться с подобным всего несколько раз. Но память запечатлела увиденное НАВСЕГДА. Конечно же это величайшие: 'Мольба'(1967г.) Тенгиза Абуладзе, южнокорейская 'Весна, лето, осень, зима… и снова весна'(2003г.) Ким Ки Дука, 'Остров'(2006г.) Павла Лунгина..., и 'Орда'(2012г.) Андрея Прошкина. Всё. Пожалуй больше соотносить не с чем. Мир женщины и мир мужчины во всей красе. Не единого слова друг другу. Инстинкты без глянца и лоска- навозная глина как первооснова слепленного человека. Нынешнего человека. Как далеко мы ушли от самих себя прежних? Переродилось ли в нас то животное за десятки-сотни сменившихся поколений? Идёт ли людской род вперёд или Колесо Сансары проворачивается нами без счёта вновь и вновь. Вот, наверное, основа для раздумий упакованная в столь красочную, нестандартную обёртку. Сказать больше о фильме, значит приоткрыть таинство действия. Воздержусь. Соприкоснитесь с этим миром сами. Войдите в этот контакт. Равнодушными не останетесь. 8 из 10 Завидую Вашему выбору.

AndaLucia
AndaLucia11 июня 2016 в 08:17
Эне

В присыпанной снегом юрте в самом разгаре старинный обряд выкупа невесты. Растут столбики выкладываемых по обе стороны ковра монет, соперники меряются косыми взглядами и количеством меха убитых на охоте куниц и лис. Торг завершен, более удачливый жених, торжествуя, увозит красавицу келин в свой дом в далеком ущелье, проигравший же уносит с собой образ той, что уже никогда не станет его женой, но останется желанной и в чужом замужестве. С момента приезда в новый дом и встречи с суровой и мудрой шаманкой-свекровью начинается эта история, об исходе которой не догадывается пока еще никто. Лишь в глазах старой женщины-матери, окинувшей проницательным взглядом свою юную невестку, возникает предчувствие роковых событий, главной ставкой в которых станет искорка зарождающейся жизни, передаваемая из поколения в поколение подобно огню ее очага. У героев этой истории нет обозначенных диалогами имен, только распределение ролей в вечном сценарии жизни: невестка, мать, муж, брат мужа, бывший жених. Нет здесь и конкретного хронологического обозначения. Когда произошла эта история - давно, недавно? Есть лишь крохотный (зима-весна-зима-и снова весна) отрезок жизни. Всего один поворот колеса судьбы: из невестки - в матери, от келин - к эне. Некоторые критики поспешили назвать картину Ермека Турсунова немым фильмом из-за того, что персонажи в нем не произносят ни одного слова. Но режиссер не согласен с ними: «Келин» - не немая картина, а говорящая. Просто разговаривает она на универсальном языке чувств и звуков. Но при всей насыщенности звуковой палитры, фильм остается необыкновенно прозрачным. Его заполняет та особенная «тишина», от которой отвыкаешь в переполненном фоновыми шумами мегаполисе. Погружаясь в эту незамутненность, начинаешь верить в то, что звуки - это те самые кирпичики первосмысла, из которых строится бытие. И фильм, подкрепляя эту веру, разбирает вавилонскую «кладку» из слов, чтобы воссоздать куда более древнюю, безошибочно выбирая из всего диапазона звуков самые базисные и архетипично узнаваемые. Горловое шаманское пение и вводящее в легкий транс вибрирующее звучание шон-кобыза, казахской разновидности варгана, расщепляют сознание и перемещают восприятие в ментально иную плоскость, напоминая о мире духов и памяти предков. Доверьтесь фильму на слух - и история, рассказанная без единого слова, уведет за собой в первозданную симфонию язычества. Перезвон колокольчиков на шеях яков. Позвякивание невесомых женских головных украшений. Потрескивание лучинок в костре. Шипение поджаривающегося на огне мяса. Вой волков, уханье совы, дробь дятла. Учащенный, как биение сердца, ритм барабанов. Треск разрываемой на ритуальном бубне кожи. Мерные толчки долота в ступе. Захлебнувшийся в сладостной истоме девичий крик. Журчание речки в проталине. Рычание вцепившихся друг в друга соперников. Жутковатый скрип привязанного и покачивающегося на ветру покойника. Перестук вращающегося колеса жизни. Нарастающий рокот соскользнувшей по склону снежной лавины. Вырвавшийся из инобытия первый вздох-плач ребенка… Каждому герою и каждой ключевой сцене соответствует свое животное или стихия, символизируя общность человека с природой, подчеркивая вселенскую связь друг с другом. Всё сосуществует в едином магическом поле, воссоздавая кристально ясную и незамутненную словами первобытную правду чувств и инстинктов…Обертон, гармония. При всей своей архаичности, обряды в «Келин» не имеют однозначно считываемой этнической принадлежности. Большинство ритуалов, за исключением брачных обычаев калыма и аменгерства, режиссер изобретал сам, припоминая, импровизируя, стилизуя и переводя этнографический и сакральный материал в самый что ни на есть обыденный, обиходный, повседневный. По той простой причине, что источник у них, в конечном итоге, один и тот же. Главное, от чего стремились избавиться создатели картины – от театрализованной бутафории и внешней декоративности. И добиться этого удалось не в последнюю очередь благодаря выбору места съемок. Прокладывая дорогу в труднодоступные высокогорные массивы и поднимаясь выше последней границы - линий и столбов электропередач, съемочная группа находит в нетронутых цивилизацией заповедных ледниках Алатау ту самую, неподдельную и невоспроизводимую компьютерными симуляторами правду натурных съемок. Намеренно или случайно, режиссер позволяет себе неточность лишь однажды, дав своему фильму название «Келин» («Невестка»), хотя справедливее было бы назвать ленту «Эне» («Мать»). Ведь главная героиня здесь - женщина, хранительница рода, земное воплощение праматеринского начала, которому тюрки-кочевники дали имя Умай. Исток духа, начало нравственности и в то же время земное начало, законченный цикл человеческой жизни, состоящий из рождения, вступления в брак и ухода из жизни. По поверьям, в момент рождения в тело ребенка мать вкладывает часть своего духа, возможно потому древние считали, что любовь человека к своей матери – есть его второе, истинное рождение. Умай-эне излучала божественный свет любви, искры которого проникали в людей и жили в них до самой его смерти, являясь той силой, что связывает человека с небом. И если мужское фундаментальное начало Тэнгри создавало материальный каркас – тело, миропорядок и законы, то Умай рождала невесомую ткань внутреннего мира – душу. Крутится колесо, отмеряя короткий человеческий век. Мерцают искорки жизни - небесный дар той, что озарила своим земным светом наше рождение. «В собеседниках у Матери – один Всевышний». Где найти слова, способные вместить в себя безграничность ее любви? to ginger-ti

Кинопоиск
Кинопоиск8 августа 2013 в 12:32
Притча глубокой древности

На фоне живописных заснеженных гор Алатау, посреди бескрайней степи, перед нами разворачивается история глубокой древности - история о тюрках доисламских времен, расказанная дебютирующим режиссером Ермеком Турсуновым. На языке символов и метафор, эта история рассказывает о суровых обычаях раннего средневековья, о превращении девушки в женщину, о роли женщины как продолжительницы рода и о цикличности нашего существования. Отбросив лоск и глянец современного мира, фильм показывает нам животную сущность человека и его близость к природным условиям, где людям нужно бороться за выживание в диких условиях степи, и где мужчинам нужно сражаться за право продолжить свой род. Двое суровых на вид мужчин, обернутых в грубые шкуры и мех, сидят в юрте и соревнуются, кто предложит хозяину, отцу молодой девушки, больший калым, чтобы взять ее себе в жены и продолжить свой род, как любой уважающий себя самец – так начинается эта история. Один мужчина любим этой девушкой, второй - совершенный чужак для нее. И безжалостная словно голодный хищник судьба распоряжается именно так, что больше медных монет - символа силы самца - оказалось у нелюбимого, и бедная девушка была продана ему. И вот, любимый уезжает на своем коне, не обернувшись вслед, а законный муж увозит девушку далеко от родных, а эти уже бывшие родные заметают за ней следы на снегу, в знак того, чтобы она больше не возвращалась. А дальше, ее ждет новая роль жены и невестки, роль трофея, за который будут бороться несколько самцов, и самое главное - роль матери. Необыкновенную атмосферу диких первобытных времен ярко удалось воспроизвести на экране с помощью неординарного авторского замысла- актерской игры без слов. В фильме нет ни одного диалога, ни одной фразы. Но так же как и гениальный художник может ограничиться всего лишь несколькими цветами, чтобы нарисовать шедевр; так и талантливым актерам достаточно мимики и жестов, чтобы выразить всю многогранную палитру чувств и эмоций: гнев матери, потерявшей сына, ярость охотника, сражающегося за добычу, счастье молодой невестки, держащей на руках первого ребенка. Такое бессловесное выражение чувств делает их более естественным и приближенными к природе. Так же как мужчина по-настоящему познает женщину, только когда она снимет свои замысловатые многослойные одежды и золотые украшения, так и зритель «Келин» видит ничем не прикрытые обнаженные чувства героев, когда они отбрасывают в сторону вычурные нагромождения речевых оборотов. Еще один важный элемент, создающий ощущение гармонии человека с природой, - это переодически появляющися кадры с животными. Кадры, повествующие о быте небольшого тюркского семейства, об их горестях и радостях, чередуются с кадрами волков, сов, яков и прочих диких зверей. Эти кадры как бы хотят нам сказать, что человек и животное - равны, что и тот и другой борются за выживание в бескрайней степи, словно мальки в огромном океане. Так же, люди, как и животные, являются неотъемлеой частью этой степи - они питаются тем, что эта степь предлагает, они оставляют потомство, потом, умирая, отдают свое тело степи, чтобы она расцветала, питаясь их соками; и этот цикл повторяется из поколения в поколение. Вот такой вот получился суровый, но в то же время гармоничный и естественный фильм. Несмотря на тяжесть бытья, героям все же удается сохранить жизнестойкость и временами даже легкость существования, подобную полету бабочки. Так же как солнце продолжает светить, после того как разойдутся грозовые тучи, так и персонажи «Келин» продолжают улыбаться, пройдя тяжелые испытания и горести, выпавшие на их долю. 8 из 10

belomor3k
belomor3k26 марта 2010 в 14:10
...и кровь на снегу

Невестка - это написанная без слов, малолюдная и созерцательная картина. На фоне наикрасивейших и колоритных горных пейзажей древнего Казахстана, переданных вдумчивыми и озирающимися вокруг кинопланами, разворачиваются драматические события вокруг одной красивой и желанной девушки. И, хотя героев, участвующих в повествовании всего четверо и общаются они без слов, сюжет раскалён страстями любви, ревности, геройства, мести и сексуального влечения. Их язык - это выражения лиц, выразительность взглядов, внутреннее соощущение друг друга. Причём оно настолько сильно, что свекровь невестки от одного прикосновения к ней угадывает начавшуюся беременность. Фильм снят так, что хотя нам с вами неведомы ни законы, ни порядки, ни нормы морали, которым следуют те люди, нам всё равно всё понятно благодаря потрясающей игре актёров, которые даже не мимикой, но одним только взглядом доносят до нас всю глубину своих мыслей и весь вЕдомый им смысл. 8 из 10