За нас с вами: отзывы и рeцензии

толяш
толяш8 июня 2023 в 01:46
Любовь спасёт мир

В конце мая вышел фильм 'За нас с вами'. Это картина живого классика российского кинематографа Андрея Смирнова ('Белорусский вокзал'), повествующая о жизни советской интеллигенции в Москве конца 1952 — начала 1953 годов. Премьера состоялась сразу на онлайн-платформах, минуя кинотеатральный прокат. Это печально, но не трагично ведь тот факт, что фильму дали выйти хотя бы онлайн — это уже большое счастье. О чём он и почему это один из лучших российских фильмов последних лет — рассказываю ниже. Действие фильма происходит в самый тёмный и тревожный период страны (эхо Великой Отечественной еще не прошло, а Сталин еще жив) — это время политических репрессий, бесконечных доносов и антисемитских настроений. В центре сюжета московская интеллигентная семья, проживающая в коммунальной квартире. Члены семьи вынуждены справляться с тяжбами времени и выживать, сохраняя честь и достоинство. С первых кадров картины чувствуется, насколько это трепетная и в то же время монументальная работа, в которой каждая деталь создаёт антураж тех лет. Интерьеры советской коммуналки, одежда, машины, речь персонажей — те винтики, из которых выстраивается композиция фильма. Драматургия 'За нас с вами' складывается из противостояния простых людей с системой. Смирнов — мастер в постановке драм о тяжёлой судьбе человека (опять же вспоминаем 'Белорусский вокзал'), здесь он акцентирует внимание не на личности Сталина и природе репрессий, а на судьбе женщины, лишившейся всего, но не сломавшейся под гнётом времени. Режиссёр говорил, что эту роль могла сыграть только Юлия Снегирь, которую он увидел в сериале Паоло Соррентино 'Новый Папа' (собственно после этого Смирнов и решил снимать картину). И это стопроцентное попадание, не секрет, что Юлия очень многогранная актриса, у которой дюжина выдающихся работа в кино, но эта роль претендует на её opus magnum. Картина поставлена в жанре сурового русского реализма — здесь нет голливудских штампов и чудесных спасений, из чудес тут только любовь. В самые трудные времена у людей остаётся только она и не зря существует фраза: 'любовь спасёт мир' — кино Смирнова именно об этом. Хороших российских фильмов такого уровня не было уже давно (вспоминается разве что 'Капитан Волконогов бежал'). 'За нас с вами' — событие, которому не дали показать себя широкой аудитории, но от этого оно стало еще более уникальным и честным.

kaana
kaana29 июня 2023 в 11:07
Третичный период сталинофобии.

Фильм является очередным пересказом всех известных страшилок о временах Сталина, с очевидной задачей привить отвращение новым зрителям к нему. Чтобы и не смели задумываться о возможности иного бытия нежели окружающего - поставить императивный блок на смыслы и цели, имевшиеся в том обществе нашего гос-ва, в головах смотревших это людей, типа - нувсежезнают. Поэтому и вытаскивают на экран все возможные и невозможные чернушные подробности жизни в тот момент времени - от бытовых, до общеполитических, свободно встраиваясь в линию показа ЛЮБОГО периода нашей страны в ЛЮБОЕ время кинопроизводства (исключение 1941-45года) от 'властителей' грёз из забугорья в их привычной для изображения НАС серо-убогой палитре. Вот, к примеру, в 'Ходе королевы' где серо-нищие советские люди тянутся к бело-пушистой гг в финале. А наши творцы активно поддерживают это отношение к СЕБЕ же, снимая и снимая гадости об эпохе. Сам фильм, повторюсь не является чем то новым, все эти ужас-ужасные мы видели в многочисленных зафильмованных вариантах в ранних волнах сталинофобии. Ну не считать же новаторством глупейший начальный эпизод 'бытовой убогости' показывающий только убогость смыслов авторов пытающихся нам любой ценой втюхать своё заскорузлое мнение о тех временах и событиях. Дале всё по стандарту - страшно живётся в стране всем - и учёным, и 'простым' людям. Просвета нет. Только 'смелый' персонаж Смолякова трубит свою антисоветчину в кругу семьи, которая его активно поддерживает. Они явно антисоветчики - за что и поплатились, наивно пологая, что можно отравлять окружающую атмосферу своими ядовитыми смыслами. Может, нов образ 'профессора' отжигающего заплесневелыми фразами из 'Огонька' 90х? Тут прямая аналогия с проф. Преображенским - но тот давал обтекаемые афоризмы, применимые к любому времени, а данный персонаж сыпет 'всемизвестными' 'фактами'. Для индивидуумов псевдо-интеллектуальных профессий, чьё сознание наполнено не знаниями, а мнениями таких же псевдо-интеллектуалов расскажу - БОЕВЫЕ потери на восточном фронте имеют соотношение менее 1 к 2, это если учитывать умерщвление порядка 2х миллионов советских военнопленных нацистами. Минусуя их, минусуя также потери хиви от наших, прибавляя потери тех же хиви и вооружённых коллаборационистов к потерям гитлеровской коалиции имеем совсем иной порядок БОЕВЫХ потерь. Все остальные потери - это ГЕНОЦИД советского мирного населения оккупантами. Даже странно пояснять это людям, считающими возможным выносить свою ограниченность на общий просмотр кинотеатров. Всё это давно известно людям, хоть в малейшей степени умеющими пользоваться заушным пространством, а не только рефлексировать отрефлексированное. Все остальные 'откровения' 'профессора' такие же плесневелые и давно изучены - если их опровергать - огромнейшая нечитаемая простыня выйдет из рецензии. Выделю только одно - от 6 мая до дня Победы у НАС три дня, у вас по понятным причинам - два. И из новизны кина - любовная линия между 'кровавым опричником' и 'жертвой репрессий'. С обязательной оголёнкой - куда ж без этого? Что же ещё в кине этом есть? Коммуналка с её 'привычными' убогими жильцами - мешающими жить 'элите', вкупе с окружающими на других локациях подлецами-стукачами. Семейка Д`Артаньянов, блин. И ну да - столь любимая темка всея сов- и после сов-культ элит - РКПМ, представленная 'графинюшкой', - персонажем Розановой. Как мог Смирнов не прикоснуться к этой теме после мэтров - от Казанцева до Крапивина, Ю. Семёнова и Булычёва. Даже в 'Доживём до понедельника' присутствует эта темка преклонения холопа пред гаспадами. Опять не получилось рецензии не простыни. Слишком велики наслоения лжи и полуправды аж с 1956 года - они карамелизированны сонмом авторов, отхвативших на них хайп и гонорар. Хочешь карамельку, говорят хозяева денег культур-мультур работнику, - возьми, только не включай мозг - не разбирайся, пользуйся облаком мнений предыдущих поколений 'властителей' чувств - просто повтори, для закрепления в обществе, пусть множится поколения 'всежезнающих'. Вот и выпускают из года в год фильмы с одинаковыми посылами и 'идеями', большинство из которых не имеет с правдой ничего общего - достаточно проявить смелость и начать думать, разбираться - все озвученные в фильме 'правды' лишаются ореола истины за час работы с и-нетом. 2 из 10

Learin - 4131
Learin - 413110 июня 2023 в 12:20
Феноменология отдельного духа

Итак. Совсем недавно вышел новый фильм прекрасного Андрея Сергеевича Смирнова 'За нас с вами'. Название - первая часть старого тоста глубоких советских времен. Сюжет, в общем, несложный. На дворе глубокая зима 1952 года, декабрь, который вот-вот перейдет в январь 1953. Смерть тирана уже не за горами, но об этом еще никто не знает, на улице крепкие морозы, огромные сугробы и самый разгар антисемитизма. Враги народа, 'дело врачей'. В большой московской коммунальной квартире, среди обычных работяг, проживает интеллигентная семья Петкевичей - выходцев из польских дворян. Папа в исполнении Андрея Смолякова - профессор философии, ученик Гуссерля (труды этого философа считались в СССР идеологически вредными), читает лекции в университете, пишет книгу. Его супруга Ангелина Федоровна (Ирина Розанова), с Институтом благородных девиц за плечами, домохозяйка, их дочь Ариадна (Юлия Снигирь) - редактор в госиздательстве вместе с мужем Борисом (Александр Устюгов) - метростроевцем-коммунистом. Несмотря на лютую стужу вокруг (во всех смыслах этого слова) папа поизносит прочувствованные речи о благе, справедливости и неприемлемости тирании, муж-коммунист фыркает, но терпит, а мама молчит и очень вкусно готовит. Среди соседей по коммуналке и коллег Ариадны в издательстве - врачи и редакторы соответствующей, опасной в те годы, национальности, которые разумеется, на порядок выше, умнее и прочая, всех остальных насельников. Ибо - интеллигенция. Еще в фильме есть потрясающей красоты актрисы - Юлия Снигирь, Ксения Раппопорт и абсолютная метафора страны - унылый, замерзший холодный застывший зимний пейзаж на протяжении всего фильма в разных ракурсах и видах. Играют все никак. Точнее, они не играют, а просто ходят. Красиво. Особенно Снигирь. Пожалуй, играет там только Ирина Розанова - через весь фильм ее героиня проносит тонкое чувство самоуважения и понимание абсурда происходящего, при котором единственным способом сохранения лица становится сохранение достоинства. У ее героини есть две отличные сцены: когда она вынимает из духовки немного подгоревшего гуся и, в ответ на упреки товарок по кухне, говорит, что это не ее вина, а духовки, в которой у всех всегда все подгорает. И блестящая реплика о том, что если в оливье класть картошку, то это уже не салат, а общепит. Все остальные просто иногда делают лицо. Но фильм, конечно не об этом. На самом деле, это очень показательное и, как сейчас принято говорить, триггерное кино. Оно бьет по всем - по защитникам и представителям той самой интеллигенции, к которой во все времена было обращено столько надежд и упреков, и которая безнадежно проиграла бой за высокие идеалы, и по тем, кто составляет всю эту рыхлую, тяжелую, подчеркнуто малограмотную или, наоборот, вполне грамотную, крепкую, но не столь утонченную, народную массу, которая и двигает историю и определяет ее физиономию на разных этапах. Андрей Смирнов сделал донкихотское кино, где проиграли все: и Рыцарь Печального Образа и его здравомыслящий слуга. Это фильм о непобедимой системе, потому что все в ней - рабы. Кто своего чувства достоинства, кто - страха и жилплощади. Противопоставление уж очень нарочито, режиссерское отчаяние (очень понятное, конечно) раздражает, потому что уже давно ясно, что все проиграли, и систему невозможно вылечить отдельными правками. Вырубать и переустанавливать нужно все с самого начала и желательно на новое 'железо', но, вместо этого, мы до бесконечности ставим заплатки и возмущаемся тем, как некрасиво они смотрятся. Впрочем, я понимаю, что это тоже очень дискуссионное утверждение. Собственно, вот таких 'крючков' в фильме Смирнова как раз и оказалось очень много, из-за чего и развернулись мощные баталии из классической серии 'как нам обустроить рай бюджетными средствами'. В одном, по крайней мере, режиссер оказался прав: пока в сознании есть хоть капля рабства, хоть малейшая склонность к мимикрии подо всех, хоть миллилитр ненависти к любому Другому, хоть чем-то отличающемуся от тебя - ничего не выйдет. Вообще.

СергейКлишин
СергейКлишин22 июня 2023 в 16:54
Недостижимые идеалы

Есть такие фильмы, с которыми возникает некая эмоциональная связь. Когда при просмотре появляется чувство, что такая история могла произойти и даже происходила лично с твоими предками. Оттого вовлечение в происходящее становится ещё более явным. Когда я смотрел фильм За нас с вами, внезапно вспомнился мой прадед, который прошёл всю войну, бился под Сталинградом и дослужился до полковника с массой наград. Был уважаемым человеком как среди однополчан, так и для обывателей. Но по национальности он являлся балкарцем, которые в те годы попали в немилость Советского руководства и считались врагами народа. Вот и был он депортирован из своего дома в Киргизстан на 20 лет, после чего прошло ещё 20 лет прежде чем его восстановили в звании. И все эти годы он оставался убеждённым коммунистом и человеком с большой буквы. Так вот, к чему была эта краткая биография моего предка? А к тому, что при просмотре фильма За нас с вами возникало стойкое ощущение, что так же как его выпроводили из дома почти без вещей, так и персонажа фильма Петра Казимировича, отца главной героини, просто взяли и арестовали под Новый Год без каких-либо пояснений. И в обоих случаях причиной тому была ксенофобия, только в фильме она была уже по отношению к евреям. И хотя герой За нас с вами и был вольнодумцем, чьи идеалы контрастировали с веяниями эпохи, но он не был террористом, работающим на Джойнт, как пытались выставить в газете 'Правда'. Просто попался человек, который выглядел как идеальная мишень для порицания. И фильм не останавливается на этом. В нём есть и ненависть к военным, что попали в плен во время Великой Отечественной, коих посчитали трусами. Нашлось место и массовой паранойе касательно новой возможной войны, только теперь уже с американцами. И да, нам наглядно демонстрируют насколько разной была реакция на смерть Сталина. Пока одни молились Господу и вздыхали с облегчением, другие плакались так, словно 'родненький товарищ Сталин' и был тем самым Господом. В любом случае, здесь прекрасно передана тогдашняя атмосфера эпохи, когда доносчики были повсюду и тебя могли увести в лагерь по ложным обвинениям даже не дав попрощаться с родственниками. А аутентичный антураж и грамотно переданный дух времени только помогают в проникновении теми годами. Конечно, фильм уже многим не понравился и можно встретить немало отзывов по типу 'Это всё неправда, фильм заказуха от треклятого ненавистника всего Советского...' и всё в таком духе. Мне хочется упрекнуть картину лишь в одном - вышло уже много фильмов, где так или иначе порицался СССР и на их фоне За нас с вами не сильно отличается. Он мог бы предположить более свежий взгляд на эпоху и какие-то отдельные нововведения тут есть, но в то же время многие клише о совке также остались. В остальном, может быть я и не проникся фильмом, но его история не показалась мне фальшивой, хотя бы потому что подобные случаи реально происходили хотя бы на примере моего прадеда. В заключении хотелось бы добавить вот что - я как-то общался с режиссёром картины Смирновым лично, причём дважды. Один раз во время перекура при съёмке сериала для НТВ. В другой раз после премьеры фильма Француз, который мне посчастливилось увидеть одним из первых (и который, к слову, также изучает жизнь советского человека, только уже во времена Оттепели). В обоих случаях он произвёл впечатление чрезвычайно многогранного и интеллигентного человека. После этого я поверил, что он является тем, кто снимает кино ради себя и ради тех, кто поймёт его. Кажется, я стал одним из таких людей и я этому действительно рад. Возможно он, как и тот самый Пётр Казимирович из фильма, просто думает о тех же недостижимых идеалах...