Я очень хорошо помню, как, окрылённый этим фильмом, я захотел показать его свей маме. И как же я удивился, когда она, еле выдержав первые 40 минут, взмолилась о пощаде. Для меня же тогда это было нечто тёплое, дышащее, дрожащее, живое, к чему никак нельзя остаться равнодушным! Я стоял перед выбором - разочароваться в фильме, или в... маме? Ни то, ни другое не устраивало меня. Пришлось искать причины. И что же вышло? Сейчас я условно делю фильм на две части: первая часть пафосная, дурашливая, порой нелепая. Вторая - драматичная, острая, чувственная. Мне кажется, что Эмир Кустурица как раз и показал контраст - беззаботность и беда. Хотя, чего греха таить, фильм изрядно затянут. Не любит режиссёр купировать самого себя. Не хочется вдаваться в какой-то анализ. Тут ведь дело в эмоциях. А я не хочу сейчас выводить 'формулу цветка'. Не удержусь от настоятельной рекомендации: этот фильм надо посмотреть обязательно! Переборите в себе желание выключить его в первой части, и вы будете щедро вознаграждены во второй. Искусство тоже требует жертв!
Факт, что Кустурица может выйти за пределы своих автоклише, продемонстрировала в некоторой мере «Жизнь как чудо»: если условная первая ее половина безнадежно в них увязала, то вторая – своеобразная история любви во время войны, когда человек вынужден выбирать, кого из близких спасать (своего рода вариант «Выбора Софи» Алана Пакулы), блестяще их преодолела. Отчасти «Жизнь как чудо» - компромиссное для маэстро кино: мол, хотите увидеть, за что мне дают призы, увидите, но будет и нечто другое. Создав еще на уровне сценария противоречивую моральную дилемму, балканский режиссер осторожно двигался по кромке черного юмора, не сползая в вульгарность (хотя в фильме и были пошлые шутки). Пригласив на главную роль Славко Штимаца, до этого игравшего у него в «Помнишь ли, Долли Белл?» и «Андеграунде», принципиально различные роли, постановщик и здесь предложил ему нечто необычное. Сельская местность, где до и во время гражданской войны 1990-х годов, люди медленно, но верно сходят с ума от жизненной неразберихи, получилась у Кустурицы очень поэтичной: здесь ослица упорно встает на рельсы, мешая движению поездов, а ястреб терзает гусей, непонятное по какому поводу начатое празднество прерывают выстрелы, веселясь, люди стреляют в воздух, а обретенная любовь становится преградой для личного счастья. Подлинно, лишь Кустурице под силу в подобном контролируемом хаосе рассказать внятную историю (и разве что Феллини). Многие образы выглядят порой нарочито утрированными (как, например, фигура полусумасшедшей жены главного героя), от карнавальной атмосферы, то и дело вторгающейся своим витальным колоритом в повествование, уже не смешно (думаю, не смешно было, и когда это снимали). Однако, складывается впечатление, что Кустурице и самому не по себе от неизбежных самоповторов, потому он так и рвется экранизировать Водолазкина, чтобы выработать нечто новое (к сожалению, фильм «По млечному пути», анализ которого впереди, нещадно эксплуатирует ту новизну, что есть в «Жизни как чуде»). Музыка здесь порой выразительна, порой незатейлива, бесхитростный музыкальный мотив становится по мере разворачивания нарратива лейтмотивом. Думаю, для автора этих строк было ошибкой залпом пересматривать фильмографию Кустурицы: любая серия лент, снятых одним и тем же режиссером, если в них есть идейная целостность, как правило, похожи друг на друга в той или иной степени. Удивительно, как снимая на французские средства, балканскому постановщику удалось показать гражданскую войну на территории бывшей Югославии с явной и нескрываемой симпатией в отношении сербов (в «Андеграунде» при всей его гротескности война показана как абсурд, и автор не занимает ничью сторону). В «Жизни как чуде» (в оригинале «Жизнь – это чудо») за счет умелого смешения настроений у мастера получилось вновь погрузить зрителя в атмосферу жизнелюбия и позитива, хотя, казалось бы, сам материал, выбранный как фон для сюжета, довольно безрадостен (как хорош, кстати, в роли сербского офицера сын Кустурицы – яркий настоящий мужчина). В этом и состоит мастерство данного режиссера, что почти ни разу за свою творческую жизнь не убегая в эскапизм (разве что в «Черной кошке, белом коте»), ему удается зарядить зрителей жаждой жизни, хотя рассказывает он зачастую весьма драматичные, даже трагичные истории. У зрителя, смотрящего Кустурицу залпом, складывается впечатление, что в 1980-е он был философом и мудрецом, в 1990-е, прежде всего мастером колорита и ярких витальных красок, в нулевые же и десятые же он стал снимать то, что от него ждут поклонники. По крайней мере, подобное впечатление складывается при просмотре его последних по времени лент «Завет» и «По млечному пути».
Как ни один другой режиссер, Кустурица пропускает трагедии своей страны (уже не существующей) и своего народа (распавшегося после бойни) через себя, и создает из этой боли шедевры с оголенными нервами. Он делает это не впадая в пафос и не забывая, что «жизнь это чудо». Эти кинополотна наполнены музыкой, светом, шумным весельем, населены колоритными безумцами и одушевленным зверьем, но никогда еще этот яркий фон так неожиданно и тонко не оттенял главного героя, не склонного ни петь, ни плясать, ни бить об голову бутылки (ну разве что арбузы). Впрочем, достаточно сказать, что главного героя, Луку, играет Славко Штимац. Кустурица давно работает с Штимацем, актером с мягким взглядом и интеллигентными манерами. Лука в его исполнении – это, конечно, своеобразная реинкарнация другого его героя, Ивана из «Подполья» (пока что я еще не видела «Помнишь ли ты Долли Белл?»). Так что моя ассоциация – Иван. Лука в отличие от Ивана не хромает, не заикается, он повзрослел не в подполье, а среди зеленых холмов своего села, он взрослый, сильный, веселый человек, любящий свою семью, свою профессию и своих друзей, - но в глубине души он так же, как Иван, беззащитен перед жестокостью мира, и внутренне застенчиво нежен. История «Жизни как чуда» это прежде всего история Луки, его потерь, его тоски и чудесной любви, внезапно настигшей его, верного мужа неверной жены. Идет война, подчеркнуто непонятная (надо хорошо знать историю Югославии, чтобы сообразить, в каких краях происходит действие, кто здесь нацменьшинство, а кто – большИнство, и уж тем более непонятно, «кто первый начал»,- и это правильно, любой ответ на этот вопрос будет неверным и ненужным), Югославия снова, в который раз страдает от «открытого перелома души» (гениальное выражение из «Подполья»). Мир Луки рушится, семья – стержень его существования – разваливается. И все же жизнь остается штукой, полной чудесных сюрпризов. А главное – она просто остается. Можно продолжать играть в шахматы со старым другом, невзирая на обстрел, нужно просто намазать фигуры вареньем, чтобы от взрывов они не падали с доски. Можно хранить как священную реликвию футбольный мяч попавшего в беду сына. Можно влюбиться. И тогда старинная кровать превратится в ковер-самолет, несущий двух влюбленных над прекрасной, истерзанной войной землей, которая, назло всему, встречает золотую осень и остается чудесной. Мягкая и искренняя доброта Луки кладет отсвет и на его невольную подругу Сабаху, которая, общаясь с ним, очень быстро превращается из самоуверенной девицы, стремящейся увести мужа у другой женщины, в ту, кем она, собственно, и задумана: в трогательно искреннюю, непосредственную, чистую и преданную девочку, очаровательную даже в мужской ушанке. «Жизнь как чудо» мой любимый фильм у Кустурицы и один из любимейших вообще. В нем как никогда крепко сплетены боль и счастье, юмор и трагедия, отчаяние и вера в жизнь. Фильм о войне и национальной трагедии получился удивительно светлым, и это не пошлость, не натяжка, не сказочка. Просто из мерзости и крови, как всегда, прорастает то, что сильнее, - Любовь. Радость. Красота. Добро. Финал фильма позволяет давать ему разные трактовки. Чем является последняя сцена – фантазией Луки или реальностью? Каждый может выбрать тот вариант, который ему ближе, и это окрасит в избранный оттенок весь фильм, который уже кончился. Я предпочитаю второй вариант, потому что Кустурица, и Лука, и хрупкая Сабаха заразили меня своей верой в чудо. P.S. А еще в фильме есть потрясающая музыка… 10 из 10
Раскладывать на составляющие любую картину Кустурицы – дело бессмысленное и неблагодарное. Он не снимает кино – он творит мир. В этом отношении фильмы балканского гения напоминают книги гения британского – я имею в виду Толкиена, разумеется. Такую же фэнтэзийную Вселенную, как автор «Кольца» и «Сильмариллиона», создает в своих произведениях Кустурица. Только вместо эльфов и хоббитов ее населяют шумные усачи и нелепые женщины, которые с одинаковым темпераментом и грохотом смеются, палят из всех орудий, скандалят, дерутся штангами футбольных ворот, ездят на дрезинах, нюхают кокаин с рельсов, летают по небу на кроватях и занимаются всякими прочими чудесными вещами. «Жизнь как чудо» - классический срез Вселенной Кустурицы, в которой перечисленные элементы представлены в избытке. Царящее в кадре действо иначе как карнавалом назвать сложно: инженер-железнодорожник Лука строит тоннель, его жена Жадранка, слегка тронутая экс-оперная дива, распевает свои арии во время футбольного матча, сын-футболист Милош балбесничает с друзьями и грезит о белградском «Партизане», страдающая от любви ослица перегораживает железнодорожные пути. В этой части фильма – довольно объемной, кстати, больше часа – не происходит с точки зрения развития сюжета практически ничего, но оторвать от экрана глаз невозможно, настолько завораживают даже не очень внятно связанные повествовательной линией номера этого безумного карнавала. Собственно сюжет начинается вместе с войной, когда Милош попадает в армию, а затем и в плен, а в доме Луки оказывается на правах то ли заложницы, то ли гостьи мусульманка Сабаха. И здесь балканский карнавал берет такую высокую трагическую ноту в истории любви, что впору вспомнить уже и не Толкиена, а Шекспира… …Конечно, все закончится хорошо. Не может не закончиться хорошо в этой Вселенной, где даже упрямая ослица встает на защиту любви, когда это требуется. Вдохновляясь войной, которая часто играет в картинах Кустурицы значимую роль, он делает удивительно позитивное кино. Волшебное. В его фильмах жизнь – даже самая обычная – предстает действительно как чудо, потому что в ней любая бытовуха может обернуться сказкой. Иногда доброй, иногда страшной. Но – обязательно все закончится хорошо. Когда смотришь такое кино, верится, что, так случится не только на экране… Один из самых потрясающих фильмов, который я видел. Выверенный визуально и переполненный эмоциями, взлетающий к бурлеску и падающий к трагедии. Настоящее чудо волшебника Кустурицы. 10 из 10
Велио видит только что вылупившегося цыпленка и говорит: 'Жизнь - это чудо!'. Через минуту он видит хозяина курятника мертвым - его разорвал медведь. Эта жизнь могла бы казаться игрой с неизменно сопутствующей смертью, если бы не было в фильме того удивительного ощущения Жизни, неудержимой, запредельной, веселой, страшной, ликующей, агрессивной; ее торжества. Кустурица творит миры. Если и пытаться воссоздать его мир в тексте, раскладывать его по кусочкам, нужно сразу заметить, что понять его можно, только увидев и прочувствовав. Война. Можно было бы сказать, что в этом отношении фильм антивоенный, если бы война не являлась частью Жизни, которой Кустурица поет гимн. Главное свойство войны - ее непонятность. Велио кричит: 'Это наши!'. Выбегает из дома и машет рукой проезжающему поезду. Звучат выстрелы. Вбегает обратно: 'Ой! Это не наши.' По фильму сложно понять, кто затеял войну, с какой целью, кто здесь нацменьшинство, а кто большинство, не всегда понятно даже, кто кому враг. Никакой ясности, потому что любой ответ окажется неверным и ненужным. Милошу приходит повестка в армию, его отец Лука говорит жене: 'Войны точно не будет. Мне сказали люди, которые знают', на что жена ему отвечает: 'Те, кто знает, сами ее и затеют'. Тот самый 'знающий' человек, Алексич, наедине с собой: 'Да кто его знает...'. Но Жизни ничто не может помешать: Лука и Велио играют в шахматы, намазав фигуры вареньем, чтобы не разлетались, когда дом сотрясается от выстрелов. Благодаря войне, случается и много прекрасных вещей, например Любовь. Первая встреча - прекрасный и совершенно нереалистичный эпизод, в котором Сабаха лежит на несущейся по коридору прямо на Луку больничной каталке, и он, вместо того, чтобы отойти, от испуга и неожиданности запрыгивает на нее. Ещё очень долго они несутся на ней вместе, снося все вокруг, и, распугивая людей, наслаждаются поездкой. Знакомятся они при других обстоятельствах: она - пленница, которую отдают ему для будущего обмена (его сын Милош тоже в плену). Они прекрасно вместе сосуществуют, его друзья удивляются, почему пленницу не запирают и не связывают, в это время она готовит своему пленителю сырный пирог. Любовь, как и знакомство, начинается из-за войны - она боится взрывов, и он зовет ее к себе. С наступлением мира любовь заканчивается: происходит обмен любимой на любимого сына, и этому герой не очень-то рад. Хотя сомнения его одолевали, потому что Семья и Долг. Ради этого Лука с удивительным терпением успокаивает и лечит свою жену-истеричку, ради этого уходит от Сабахи, когда выясняется, что она не принадлежит богатому клану и не поможет ему обменять сына; из-за этого с неожиданной злостью отбирает у нее вещи Ядранки, когда она без спросу надевает их, заваливает туннель, который сам построил, по приказу командира. Он готов отказаться от спокойствия и любимой работы, чтобы пойти добровольцем на ненавистную войну, когда узнает, что Милош в плену. Однако его было несложно уговорить, игры со смертью его не прельщают. Жизнь и смерть. В фильме много смерти, но воспринимается она не так, как мы привыкли. Нет той пустоты, которую она должна приносить. Люди просто исчезают в бурном потоке жизни, и это нормально. - Он же умер пять лет назад! - Да брось, я его видел сегодня. Одного убивают во время секса по телефону, а стреляющий насвистывает песенку, другого - на охоте, пока он играет на трубе, и из инструмента течет кровь, убивают с музыкой, с песнями, кажется, что снайпер пританцовывает, пока целится. Пьяные друзья Милоша хотят проверить свою меткость и целятся в бутылки на голове друг у друга. Страшно, сердце замирает, но вот вместо крови по его лицу растекается пиво, ничего страшного не произошло, и… все дело в том, что, будь это кровь, все равно ничего страшного. Казалось бы, настоящее безумие - утратить инстинкт самосохранения, но герои захвачены жаждой жизни. А вот и настоящее Безумие. Первый приз в этой номинации, бесспорно, получает Ядранка - жена Луки, оперная певица с нервным расстройством. Когда у сына футбольный матч, она выбегает на поле и начинает петь арии, приставать с разговорами к тренеру, с энтузиазмом участвует в драке. Весь фильм наполнен безумными моментами - шахматы намазывают вареньем, на больничной каталке, извините, катаются, оперная певица кривляется, Лука развешивает вещи на деревья, когда уходит от Сабахи, чтобы по ним она могла его найти, потом они катятся по прекрасным боснийским полям, завернутые в одеяло - все эти невероятные поэтические детали раскрывают вторую часть названия - чудо. И, конечно же, чудо-звери. Животные Неотъемлемая черта всех фильмов Кустурицы - удивительная работа с животными. Они не просто появляются в кадре, режиссеру удается каким-то неведомым образом сделать их по-настоящему играющими. Каждый герой заслуживает внимания. Начать, несомненно, нужно с ослицы. Некоторые даже считают, что она «переиграла мэра». Ее героиня страдает от несчастной любви и хочет, чтобы ее сбил поезд. Настоящая Анна Каренина. Кот Луки, властный и своенравный, взаимодействует с другими животными: охотится на голубя, постоянно гоняет собаку (!), отбирает бутерброд у Сабахи – его не волнуют правила застольного этикета и общепринятое мнение, что коты боятся собак. «Невоспитанная скотина», лошадь Велио, спокойно заходит в дом Луки, огромный пес запрыгивает в машину мэра и набрасывается на еду – животные постоянно врываются в жизнь людей, и люди воспринимают это спокойно, в какой-то момент и зритель привыкает к тому, что животные действуют наравне с человеком. Стоит ли сравнивать фильмы Кустурицы с другими произведениями, с подобными жанрами, атмосферами и мирами или же уверовать в его беспредельную самобытность? Для тех, кто не уверовал. Кустурица не раз говорил, что считает «Аталанту» Жана Виго фильмом всех времен и народов. Это не случайно: между французским поэтическим кино и фильмами Кустурицы есть много общего, главным образом, в восприятии мира и внимании к деталям. Жизнь у обоих режиссеров проникнута поэзией, иронией и любовью – каждая деталь, и привычная, и невообразимая, заслуживает внимания, в несуразных героях и нелепых поступках есть что-то глубокое, возвышенное и настоящее. А все ненастоящее – страсть к деньгам, власти и престижу - ненавязчиво высмеивается, в этом есть что-то общее с феллиниевским юмором. И у Кустурицы, и у Феллини в массовых сценах часто появляется оркестр, придающий атмосфере буйного веселья эстетическую составляющую. И эта музыкальная составляющая тоже заслуживает внимания Музыка Может быть, именно музыка делает фильм таким, какой он есть, наполняет его жизненным соком. Идеально подобранные интонации, то плавно-певучие, то таинственно-игривые, то трагически-надрывные, то искрящиеся весельем как будто сами рождаются из происходящего. Сложно описывать то, что просто надо услышать. Сложно рассказывать о том, что просто надо увидеть.
С первых минут просмотра обнаружилось некое недоумение, мол 'что, собственно, происходит?', 'куда я попал?', 'кто все эти ополоумевшие люди?'. Песни, пляски, повальное сумасшествие, переворачивание столов, стрельба в воздух, балаган! Ушанки, медведи, трубачи! Совсем как-то не под настроение. Однако, довольно-таки быстро зацепило! И не просто зацепило, а настолько, что два с половиной часа пролетели в одно мгновенье. Секрет этого фильма, пожалуй, в его неформатности. Самое оно для тех, кто устал от Голливуда. Фильм очень похож отчасти на классическое французское кино с каким-то, знаете, специфическим русским оттенком. Не уверен, что его захочется пересматривать снова и снова, как, например, 'Ширли-мырли'. Однако, посмотреть хоть раз просто необходимо! Художественные средства, задействованные режиссёром, по своей яркости кажутся вспышками света! Они сродни, пожалуй, метафорам Маяковского: цепким и запоминающимся. Чего стоит боксирование в перчатках по заднице, футбольный матч в дыму, стрельба из дробовика по выкинутому из окна телевизору, кокс, который сперва насыпают на рельсы, а затем снюхивают на ходу! Такого вы нигде не увидите. Любящий осёл, белый голубь (символ мира) на стволе пушки. Так, помимо всего прочего, ещё и невероятно красивые осенние пейзажи, меняющаяся природа: леса, рощи, горы, озёра, снег. А какая музыка - ммм! Всё это служит отличным фоном картины, придавая ей особый колорит. Хотя, музыку я пожалуй выделю из этого фона - она будто одно из действующих лиц. Другое действующее лицо - война, коснувшаяся целого народа, позволившая двум сердцам найти друг друга, сблизившая их, взрастившая чувство, открывшее дорогу невероятной страсти! Красивой, естественной, близкой к природе. Без гламура, который навязывают нам со всех сторон, и который мне, например, порой просто претит. 'Главное - чувство!', - говорит нам герой картины. А чувство от просмотра, равно как и послевкусие, остаётся очень приятным. В общем, рекомендую. 10 из 10
Как гласит вечная истина 'люди бесконечно могут смотреть на три вещи-как горит огонь, как течёт вода и как сияет звёздное небо'. Уроженцы бывших Югославских республик будут вечно говорить о трёх вещах-о войне, о политике и о футболе. Нашей планете миллиарды лет и каждая песчинка, каждая травинка имеет в ней своё место. Каждое родившиеся живое существо на нашей планете, это чудо. Кустурица показывает нам жизнь как таковую. Люди, птицы, звери, они живут бок о бок, они все полноправные обитатели на этой земле. В фильмах Кустурицы всегда присутствует только один не желанный гость, это война. Война которая врывается в дома, леса и поля их обитателей. Мы знаем, что день сменяет ночь. Так же герои Кустурицы знают, что мир сменяет войну. Они не прячутся, не бегут от неё,не закрывают двери. Заходи раз пришёл, но только постой там в углу, не мешай нам играть в шахматы. Невероятный контраст красок присутствует в работе мастера. С утра мы поём и веселимся, а вечером плачем на поминках. Сегодня мы строим планы и мечтаем, а завтра мы укрываемся от бомбёжки незванного гостя и мечтаем ещё раз помечтать. Иногда люди бывают упрямы и слепы, как тот осёл. А иногда тот осёл бывает слеп и глуп, как тот человек. Фильмы Кустурицы невозможно смотреть без смеха, так же, как и их невозможно смотреть без слёз. Он проводит нас по всем радостям и горестям, перепетиям жизненных чудес. Мы следуем за Кустурицей не так, как следуют посетители музеев за гидом, заложив руки за спину. Мы несёмся за ним во весь опор, кувырком с горы, под звуки трубы. Мы несёмся на встречу испытаниям, которые приготовила нам жизнь. Мы бежим падая, спотыкаясь, но встаём и бежим им на встречу. Это ли не чудо? Посмотрите! Вот ваш кот, снова крадёт колбасу со стола! А вот ваш верный пёс, прыгает вам на колени! Посмотрите! Небо которое вчера было чёрным, которое разрывало от снарядов и человеческих страданий, снова голубое! А война-то закончена!!! Это ли не чудо? Кустурица снял кино, которое можно смотреть в любом возрасте и на каждом отрезке лет, вы будете воспринимать его по новому. В каждом возрасте своё восприятие чуда. Но Кустурица точно знает, что чем старше ты становишься, тем больше чудес ты замечаешь в простых мелочах, о которых раньше ты и не думал. Спасибо вам Маэстро. Это творение на все времена. 10 из 10
Фильм хороший, даже очень. Колоритные актеры и их персонажи, сюжет, музыка, все шикарно! Если бы не одно но. То что это Кустурица. Если бы этот фильм снял какой-нибудь другой режиссер, я бы посчитал что у него есть очень хороший потенциал. Но Кустурица - мастер уже состоявшийся. Но что же меня должно было бы порадовать в этом фильме? Если бы я не смотрел 'Андерграунд' меня бы порадовала тема войны, но по сравнению с 'Андерграундом' тема братоубийственной войны в данном фильме настолько блеклая, нестрашная, скупо раскрытая, что даже переживания героев (отца и матери) как-то невнятны. Также могла меня заинтересовать любовная линия данного фильма. Но она настолько предсказуемая, что этот любовный штамп меня ни капельки не впечатлил. Да есть немного сумасшедшего фарса, которым так знаменит Кустурица, но его тоже мало. Возможно я разнежился на шикарном 'Андерграунде', может настроение не позволило хорошо воспринять фильм, но я разочарован. Хочу большего. Если вы любитель отличных фильмов (именно отличных, то есть отличающихся) то эта картина, после просмотра 'Андерграунда' вряд ли может чем то вас заинтересовать, а для тех кто незнаком с Кустурицей, фильм будет достаточно хорош. 7 из 10
Перед просмотром ожидал намного худшего. Вроде как югославский фильм, а умеют ли они снимать кино? Оказывается, умеют. И при том очень хорошо. Фильм мне понравился. По ходу просмотра не даст соскучиться. Выделяется большей эмоциональностью на фоне туповатых американских фильмов. Складывается впечатление, что всё на самом деле так и было. Затрудняюсь назвать фильм, который хоть как-то был похож на этот по сюжету или замыслу. Думаю, что фильм будет интересен каждому.
«- Кто говорит, что войны не будет, эту войну и начнёт!» ( с ) Выход фильма «Жизнь Как Чудо» не стал большим событием в мировом кино, да и каких бы то ни было значимых наград на фестивалях эта лента не получила. Зато была представлена на двух престижных кинофорумах – в Каннах и на ММКФ. На последнем Эмира Кустурицу даже наградили почётной премией за вклад в мировой кинематограф. Правда сама лента как бы осталась в тени своего создателя. Но со временем этот замечательный антивоенный фильм всё же распробовали, когда многие киноманы начали вносить его в список своих любимых картин. Если в самом творчестве балканского мастера «Жизнь Как Чудо» и не является главным произведением – то для времени своего появления, а это середина нулевых – то была одна из лучших картин. Обладая превосходным сценарием, рассказывающим увлекательно и в свойственной лишь одному Кустурице доступной манере – на грани фарса и драмы, картина имела ещё и восхитительный саундтрек. Что, впрочем то является одной из главных отличительных черт всех фильмов этого постановщика. В каждом из которых так или иначе появляется на экране оркестр, исполняющий «живую» музыку. А ещё широкие народные гулянья и танцы с песнями. Такое может быть только у Кустурицы. Ну или в кино родом из Индии – хотя у сербского режиссёра картины никогда не скатываются в чисто «музыкальные» постановки. Сценарий был написан как обычно самим Кустурицей ( вместе с Ранко Бозчем ), который здесь был просто ударник – многостаночник: он и соавтор сценария, и режиссёр – постановщик, и ещё композитор. Последнее на пару с Деяном Спаравало – который и сам появляется в кадре, играя фактически самого себя, только повышенного до должности главного дирижёра Боснийской оперы. Замечены в эпизодических ролях и другие товарищи – коллеги автора. А одну из главных ролей в картине играет взрослый сын режиссёра – ныне актёр и композитор Стрибор Кустурица. Вновь главную роль исполняет прославившийся и некогда дебютировавший на его площадке харизматичный артист Славко Штимац – для которого данная роль стала одной из лучших в карьере! Помимо них можно выделить Наташу Шолак ( Сабаха ) и Весну Тривалич ( Ядранка ), а так же Александра Берчека ( Вельо ) и Вука Костича ( Милош ). Каждый сыгранный этими и другими, не названными людьми образ – получился ярким, живым и самодостаточным. По другому у Эмира Кустурицы и не бывает. Сюжет повествует вновь о Боснийской войне. Эта тема больная для режиссёра, так же как и скажем для Оливера Стоуна Вьетнам. Только в отличии от депрессивных и крайне мрачных драм американского постановщика, Кустурица снимает по принципу – «смеха сквозь слёзы». Потому как считает, что дамы и так полно в жизни, что бы ещё пускать её и в кино. От этого все его картины переполнены жаждой жизни, музыкой, любовью и весельем. Даже когда для этого окружающая действительность, вроде как не даёт повода. Но для Кустурицы это не имеет значения, ведь сама наша жизнь – это уже само по себе чудо! Вот и герои его картин живут беря от жизни максимум, словно понимая, что каждый день может стать для них последним. А если уж они до сих пор живы – то грех вообще на что либо жаловаться! Правда сценарий на этот раз тяготеет не к притчи или своеобразному сказу, как это было с картиной «Андеграунд», а к жанру романтико – поэтической мелодраме. Чувства героев разворачиваются на фоне гражданской войны на Балканах, когда любить им друг друга вдвойне не просто, ведь он босниец а она мусульманка. Да к тому же ещё являющаяся его пленницей. Но для вспыхнувшего между героями чувства нет преград кроме самой смерти… По сюжету у инженера Луки Джуича забрали в армию накануне военного конфликта сына Млоша – подающего надежды футболиста, которого звал играть даже за столичный клуб «Партизаны». Вскоре отцу сообщили о том, что Милош взят в плен. Знакомый военный приводит к Луке пленницу – медсестру из местной больницы, которую предлагает обменять на захваченного противником парня. Однако проведя пару месяцев вместе, Лука и Сабаха проникаются друг к другу чувствами. А тут ещё друг Луки – почтальон Вельо приводит к ним сбежавшую не за долго перед войной супругу Луки – бывшую певицу Ядранку, страдающую умственным расстройством действующую всем на нервы, эксцентричную особу. Да и западные миротворцы договорились уже с их стороной об обмене пленными… Оператор ленты Мишель Аматью снимает пусть и не на широкоформатную плёнку, зато очень красиво и живописно. Например сцены с заснеженным лесом Сербии – просто восхитительны. Творящаяся на экране эксцентрика вскоре захватывает с головой, погружая в мир где легко уживаются смешное и страшное, и ты на время просмотра забываешь о собственных проблемах – сопереживая героям картины. Тут есть где и посмеяться и погрустить, а финальная сцена с собравшимся покончить с собой Лукой и той самой упрямой ослицей – не тронет лишь сердце совсем уж чёрствого человека! Про замечательную музыку фильма я уже говорил выше, но ещё раз повторю – саундтрек просто чудесен. Настолько тонко и удачно подобрана музыка, что лишний раз подчёркивает не только режиссёрские способности Эмира Кустурицы, но и его талант композитора… «Жизнь Как Чудо» - лёгкая и трогательная картина, полная антивоенного даже не пафоса ( чего – чего, а уж этого добра его фильмы лишены уж точно ) – а духа. Не содержит кровавых сцен или каких то иных излишеств, с которыми режиссёр начал переусердствовать в будущем. Поэтому спокойно можно посмотреть всей семьёй ( заткнув ребёнку уши в единственном моменте – когда рядовой в госпитале шутит про пингвина ), ибо как токовых у фильма нет жёстких возрастных ограничений…
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда... (Анна Ахматова) В начале фильма – полная неразбериха – от многлюдья, чрезмерного мельтешенья в кадре, изобилия животных и всего прочего – мутит. Но когда со «сцены» уходит всё лишнее – тогда, наконец, проявляется основная сюжетная линия. И история начинает не просто читаться, но и затягивает, а затем и волнует, зачаровывает. И начинаешь сочувствовать героям, и влюбляться в них. Кустурица в ему одному присущей манере – хулиганской, взбалмошной, но в то же время тонкой, искусной – вещает миру о самом прекрасном – о том, что жизнь – нелепая, жесткая штука – всё же имеет и другую сторону – праздничную. В мыслях о Кустурице напрашивается следующая аналогия. Великий архитектор Антонио Гауди из никому не нужных осколков облицовочной плитки выложил известные всему миру мозаики. Эмир Кустурица – так же, не пренебрегая ни одним из проявлений мира, быта, человека, природы (даже самым никчемным, неприглядным), ткёт прекрасное кинополотно. И когда фильм заканчивается – выясняется, что всё, что казалось неуместным – всё было кстати. К примеру, становится понятным, зачем в начале фильма столько времени посвящено бестолковому ослу. И вообще зачем столько уток, кур, вещей, людей, шума, грохота, слов…
Кустурица продолжает снимать фильмы о необыкновенных людях. Это проявляется не только в наличии определенной доли сумасшествия, неординарного мышления, собственного мировосприятия каждого из героев. Но и в данном кино особенно остро - невероятной способности героев к жизни. Просто жить, несмотря ни на что и вопреки всему. Да, война...но песни и пляски не пропадают, вера в чудо тоже. Наоборот, война ещё больше подстёгивает людей на эмоции, которые могут проявиться в чём угодно. Сюжет кому-то покажется непонятным...а кто-то не найдет вообще сюжета... Ведь он не о любви, не о войне, не о выживании...он просто о людях. Такое кино надо снимать, просто нужно уметь. В этом у Кустурицы практически нет равных. А в моем сознании до сих пор звучит главная композиция фильма: эта необычная песня, мелодия (да, она была одна) в десятках вариаций...уносит. Как и атмосферу и песочные краски фильма просто невозможно забыть.
Долгое время никак не мог найти в себе силы посмотреть этот фильм - главным образом из-за 2,5часового формата. И когда, наконец, решился - еще было свежо предание об эксперименте, проведенном над зрителями, которым показывали фильм Стэнли Кубрика, не упоминая имени режиссера. Большинству людей фильм показался скучным, затянутым, унылым, но когда им сказали о том, что это кино кубриковской режиссуры - все мгновенно стали находить в нем хорошие и положительные стороны. Именно поэтому я решил отстраниться от именистости создателя и судить 'as is'. Честно говоря, первая половина фильма показалась мне полубезумным бредом, очень нудным и абсолютно бессвязным. Отрывочные эпизоды, не вполне адекватные персонажи, понять кто чей мать, кто чей отец тоже представлялось весьма сложным. По правде сказать, выключить фильм и забыть о нем мне помешало только то, что в следующие полтора часа у меня не было иного занятия. И я весьма благодарен такому случаю. Потому что на экране все резко меняется, когда начинается война. Кустурица очень эффектно показал то, какие перемены она приносит с собой: меняется обстановка, настроение, проявляются скрытые доселе качества людей и то, что немногие люди в этой ситуации остаются собой. Война рушит судьбы, обрывает мечты, приносит горе в дома, но! Но даже тогда остается что-то хорошее. Остаются чувства, остаются эмоции, остаются хорошие, положительные качества людей. Никуда не пропадает любовь, забота, счастье - порой они даже обостряются, ведь критическая ситуация заставляет глубже и четче осознать себя каждому. И говорите, что хотите, но для меня это прежде всего фильм о приоритетах. Он заставляет задуматься о том, что в жизни важнее именно для тебя самого и призывает осознать эти приоритеты сейчас, чтобы критическая ситуация не заставила впоследствии выбирать мгновенно. Потому что жизнь это жизнь, но в силах каждого превратить ее в чудо. 8 из 10
Вот фильм, к которому трудно остаться равнодушным! Столько жизни, эмоций, юмора и любви не найдёшь больше нигде! Ну, разве что в 'Чёрная кошка, белый кот'... эти фильмы во многом похожи, сделаны на единой, что ли волне; и только тема войны в 'Жизнь как чудо' придаёт особый оттенок терпкой грусти... И ещё: если режиссёр снимает фильм, а композитор пишет музыку - это саундтрек; если композитор пишет музыку, а режиссёр - снимает - это видеоклип; если же то и другое одновременно - это Кустурица! Кино и музыка сливаются в безумном экстазе, и не разберёшь, что первично, что вторично. Поэтому для меня это не только любимый фильм, но и любимый альбом. 10 из 10
Это фильм Эмира Кустурицы, так что даже не надейтесь, что вы видели что то похожее. Никакого голливудского страдания, ни каких патриотических диалогов, ни какого героизма, всё только то, что чувствует и видит Кустурица. Музыка безнадёжно впивается в каждую клеточку вашего тела, глаз не может, да и не хочет оторваться, улыбка, как нарисованная гримаса клоуна, и всё невероятно волшебно. Смотрится фильм, как сказка! Грустная и смешная сказка, построенная на чудаковатом романтизме, безумии, сумасшедшем драйве и искренности. Здесь люди живут счастьем, они веселятся ярче чем светит солнце, и для них жизнь как чудо. А вы знаете что сделали с пингвином в России?
Кустурица снимает фильмы о чудаках, этаких сербских очарованных странниках. Пространство всегда немного попахивает абсурдом, а герои на первый взгляд довольно однобоки, однако всегда за ними стоит какая-то история. 'Жизнь как чудо' - первый фильм, с которого началась моя любовь к Кустурице. Первое, что поразило: да ведь у меня был точно такой же сон с летящей по небу кроватью, откуда влюблённые смотрят на мир. Но ладно бы такое совпадение и только: но фильм просто перенасыщен очень нестандартными образами, которые рушат привычное восприятие. Лично для меня такой киноязык напоминает прозу Хармса и других русских абсурдистов 20 века. И это замечательно, потому что подобного кино, аналогов ему просто не существует. Когда смотришь 'Жизнь как чудо' и другие работы Кустурицы, понимаешь: вот люди собрались, которые по-настоящему влюблены в кино. Блестящая работа операторов, игра актёров, фантастически крутая музыка - всё это собирает кино в мощный эмоциональный сгусток, который никогда больше не покинет вас. Это фильм-сказка и трагедия утраченного шанса одновременно. Это кино, где в объектив взята жизнь простого человека со всеми неправильностями, чушью, абсурдом, и всё так продумано до мелочей и так непредсказуемо, что после просмотра хочется жить и творить. Тут есть и драма, и комедия, реальность и миф. Реальность, которая дополняется мифом и за счёт него перестаёт быть скучной, обыденной, серой. И как я не знала раньше, что существуют такие фильмы? Всего-то и знаю на протяжении лет пяти, не больше. Причем, восприятие после пересмотров одной и той же картины меняется. Открываются новые и новые детали, а философия этого кино только расширяется, когда ты садишься вновь его смотреть. В общем, я всем советую посмотреть этот фильм и не сомневаюсь, что вы полюбите Кустурицу так же, как люблю его я. Правда, нужно быть готовыми к нелинейной логике.
Когда начинаешь смотреть этот фильм – тотчас же растворяешься в нем, как будто оказываешься тем ветром, что дует в затерянной в горах Боснии деревне. Но вместе с тем ты и полноценный участник всего действа: ты пьянеешь вместе с жителями деревни, ты танцуешь с ними, поешь и играешь на инструментах, ты боишься выстрелов и грохота, черт, ты даже сочувствуешь той кляче, которая, видите ли, страдает посреди железной дороги! Трагикомедия – один из самых любопытных жанров, особенно в кино. Тут нужна комическая динамика при всей статичности драматических моментов. В итоге – и смех и слезы. И (весь наш) Эмир Кустурица с легкостью справился с этим заданием. When Life was a miracle… Жизнь - действительно чудо. Да взять того же Луку, к примеру! Он живет в своем мирке, занят любимым делом, мало внимания обращает на житейские невзгоды и даже на ужасы войны. Он помнит о тех временах, когда жизнь была чудом, не только помнит, но и живет этим временем. Только поэтому и получается у него выбраться из всех передряг, порвать со всеми трудностями жизни, только потому, что не разочаровался в том, во что положил свою душу. Потому что сам Лука оказался жизнью, которая вне мира и войны. («Life is beyond peace and war…») Особенно порадовал один из последних кадров, где показан весь смысл кровопролития. Настоятельно рекомендую посмотреть тем глупышам, которые все еще верят в то, что военным путем можно что-то решить. Всё решают лживые слова журналистов, разные по обе стороны баррикад. Да и что там разглагольствовать, когда за одних только The No Smoking Orchestra с их душевной музыкой 10 из 10
Посмотрел вчера фильм 'Жизнь как чудо' Эмира Кустурицы. Я ошибся, я его не посмотрел, я прожил вместе с ним эти 2,5 часа. Когда шли финальные титры, я думал, неужели всё..? И я не знаю, что там думают критики, зрители, но для меня это кино стало одним из лучших впечатлений в жизни. После бурного потока голливудских картин, пусть и отмеченных всяческими наградами, 'Жизнь как чудо' наполняет душу совершенно новыми впечатлениями. Незабываемыми. А актеры, насколько они ярки, великолепны. Это и правда чудо. Весь фильм отмечен превосходным стилем Кустурицы. Что ни кадр, то красота. Эмоции переплетаются, вплетаются, смех, слезы...и все эти смены происходят так быстро, что быть безучастным просто не получится. Ты именно проживаешь этот фильм вместе с его героями. Смеёшься вместе с ними, плачешь вместе с ними, танцуешь вместе с ними. Вот что-что, а танцы да праздненства Кустурица мастер устраивать на всю катушку. Но не стоит думать, что фильмы Кустурицы какая-то сплошная вакханалия. Это ещё и любовь, это острые конфликты, это история, это сильнейшие чувства. В данном случае действие картины разворачивается на фоне Боснийский войны, в результате которой главный герой Лука будет то терять, то вновь обретать любимых людей. Стоит также упомянуть и животных, отлично отыгравших свои роли. Ну и куда же без прекраснейшего музыкального сопровождения. 'Пока играет музыка танцуй' (Х. Мураками). И соединив всё это воедино...мы получим, господа и дамы, настоящее чудо. Чудо от безумного, в хорошем смысле слова, и гениального режиссера Эмира Кустурицы. Имя этому чуду Zivot je cudo. Навсегда оставшемуся в моей памяти и в моём сердце. 10 из 10
Название фильма 'Жизнь как чудо' передаёт весь смысл этого фильма, проходящего красной нитью через весь 2,5 часовой фильм. Признаться стоит, мне трудно смотреть без остановки фильмы более 2 часов, но это кино стало исключением. Вся живость и простота со своим особенным юмором наших братьев славян сразу же захватила всю концентрацию на фильме. Во время всего фильма меня не покидало приятное настроение и лёгкая улыбка, сменяющаяся иногда смехом. Фильм стоит смотреть не ради событий или сюжета - это фильм, показывающий жизнь югославского народа в различных ситуациях. Его стоит посмотреть воспринимая как по кусочкам различные ситуации, так и объединяя все мысли и чувства по поводу фильма в единое целое. В этом случае появится уже третье неописуемое впечатление от фильма со всеми его тонкостями и юмором. В фильме трудовые будни, хобби, спорт, гражданская война, потери и нахождения чего-то иного, там потухание и возникновение жизни, песни и музыка коренного народа, танцы, гулянья и много чего другого показано именно под грифом 'жизнь, как чудо'. Главный герой, умеющий оптимистично относиться к жизни и спокойно играть в шахматы, даже когда рядом с тобой взрываются бомбы гражданской войны, сын в плену, а жена ушла к другому. Очень понравилось отношение животным, наравне с людьми. Главной герой подаёт всем нам пример того, как можно относиться к жизни - а именно, как к чуду! Отмечу ещё необычайную лёгкость самого фильма, главные актёры сыграли так, как будто они так и жили там всю жизнь. И необычайная влюблённость, а может быть и сама Любовь. Этот фильм для тех, у кого вызван интерес к процессу всех сторон кино, а не только к развитию событий. Кому хочется посмотреть просто фильм о жизни, как чуде, то нужно для себя оставить свободные 2,5 часа времени для приятного просмотра. 10 из 10
Чудесный фильм! Странный, непредсказуемый, очень веселый. Каждый персонаж - это нечто. Чего только стоят животные - кот, грызущий еду у зазевавшегося человека; преданная собака; медведи-убийцы; страдающая от любви ослица... Герои такие непосредственные, такие живые. Они живут, а не существуют, не скрывают свои эмоции, предстают перед нами такие, какие они есть. Кустурица ни о чем не умалчивает, не старается что-то прикрыть. Ведь жизнь - и вправду чудо, во всех ее проявлениях. Актеры сыграли прекрасно, музыка яркая под стать фильму. Ну а история стара как мир (измена, жизнь во время войны), ну и пусть, это неважно. Важно то, как снято, а снято с любовью к людям. 'Жизнь как чудо' относится к таким фильмам, которые смотришь - и наслаждаешься каждым моментом. 10 из 10