Действие картины разворачивается в Швеции 50-х годов прошлого столетия. Эрик – шестнадцатилетний подросток, подвергающийся домашнему насилию со стороны отчима-садиста. По невнятным причинам вполне себе атлетически сложенный парень терпит ежедневные издевательства, а его любящая мать остервенело заглушает фортепианными аккордами звуки ударов, старательно делая вид, что ничего не происходит. Стоически перенося унижения в семье, Эрик вымещает свою злость в стенах школы, безжалостно избивая одноклассников. После очередной драки буяна ожидаемо исключают, заметив напоследок, что его нужно хорошенько выпороть - такой вот сарказм. И Эрику дается последний шанс спасти свое будущее, и нужно-то всего ничего: поучиться год в элитной школе-интернате и вести себя там паинькой. На удивление, задача оказалась не из легких. По всей видимости, в Швеции, придерживавшейся нейтралитета во времена Второй мировой войны, быстро забылись ужасы нацизма, что позволило допустить поддержание дисциплины в стенах отдельно взятого учебного заведения с помощью политики террора, основанной на принципах социального дарвинизма. В интернате царит жесткая дедовщина, за малейшей провинностью неминуемо следует наказание, а руководство школы сквозь пальцы смотрит на произвол выпускников. Перед Эриком стоит выбор: стиснув зубы, подчиниться установленным порядкам или, пойдя по привычному пути, дать сдачи. А на чашах весов оказываются – ни много, ни мало – честь и будущее. Зло порождает зло, жестокость порождает жестокость, однажды втоптанному в грязь сложно удержаться от соблазна втоптать в грязь другого. И этот порочный круг практически невозможно разорвать. Изначально главный герой картины и не является ярым сторонником философии ненасилия, не стремится к торжеству справедливости, не радеет за права униженных и оскорбленных, а всего лишь хочет, чтобы его оставили в покое. Однако сила личности и ярко выраженные лидерские качества не дают ему смешаться с толпой. Сатьяграха, успешно применявшаяся сторонниками Ганди в период английского колониального господства, не смогла увенчаться успехом в шведском интернате, а лишь разозлила местных колонизаторов-старшекурсников, которые начали старательно испытывать терпение своего противника и усердно давить на его самые слабые места. Что делать, когда смирение и непротивление злу приводят к потере всего, что держало на плаву, а ответное насилие не только не способно решить проблему, но и не приносит ни малейшего удовлетворения? Оказывается, кроме силы и справедливости, в цивилизованном обществе есть еще один, почему-то редко используемый, рычаг. Порой, если зло невозможно полностью искоренить, его можно нивелировать с помощью закона как главного регулятора общественной жизни. Первая получившая широкую известность режиссерская работа Микаэля Хофстрема объективно не лишена сценарных несуразностей и некоторой наивности повествования, что, однако, искупается держащим в напряжении, непозволяющим преждевременно предугадать свое развитие сюжетом, а также теми сценами, реалистичность которых порождает желание отвернуться либо вцепиться мертвой хваткой в подлокотник. Фильм на примере отдельно взятого подростка демонстрирует эволюцию общества от естественного состояния войны всех против всех до правового государства и, одновременно, рассказывает историю о чести, достоинстве и духовном росте отдельно взятой личности.
После просмотра фильма 'Цена измены' решил наведаться в профиль Микаэля Хофстрёма. Обнаружил нечто с очень хлёстким, лаконичным названием и впечатляющим рейтингом. После просмотра с уверенностью могу сказать - и название, и рейтинг соответствуют. Я же оценил этот фильм максимальной оценкой. И вот почему: После 5-10 минут с начала просмотра происходящее на экране завладело моим вниманием абсолютно. Все персонажи, ситуации, сюжет столь естественно воспринимаются, что переживаешь всё словно сам. Временами буквально закипала кровь и хотелось ворваться, дать по зубам особо выдающимся товарищам. Тем не менее, одновременно с этим понимаешь и уважаешь позицию главного героя. По ходу фильма всё время ждёшь: что будет дальше? Когда же будет некая разрядка или кульминация (кровь-то кипит, хочется справедливости для всех участников действа - каждому по заслугам)? В итоге, на мой взгляд, немного вопреки импульсивным ожиданиям, всё очень планомерно расставлено самым наиболее правильным способом. Показаны и раскрыты правильные ключи для жизни (или выживания) даже в самых непростых ситуациях: Стойкость и выносливость, целеустремлённость, наличие и мудрое использование знаний, силы (как физической, так и моральной), и, конечно, дружба и любовь. Мне фильм очень понравился, во многом, благодаря прекрасной проработке ключевых героев. Актёрское исполнение безупречное. P.S. Было интересно посмотреть на молодого Густафа Скарсгарда, который ещё не стал тем самым Флоки из Викингов. 10 из 10
Природа Зла - она ведь, в сущности, понятна каждому. Зло порождает Зло. Вопрос лишь в том, что считать Злом, а что нет. А если даже это Зло будет установлено, то со всех ли ракурсов и точек зрения оно будет Злом в чистом виде? У каждого своя правда - в этом, на мой взгляд, и заключается самое большое Зло в мире. После экскурса в философию обратимся к политике. Формальное определение свободы предполагает отсутствие каких-либо ограничений и системы принуждения, однако на деле всё совсем иначе. Если дать обществу абсолютную свободу, оно попросту развалиться на части и уничтожит себя. Для этого и был придуман свод правил, озаглавленный 'Закон и мораль'. Как раз-таки вопрос о законе и морали и поднимает данная картина. Где заканчивается закон и начинается откровенное злоупотребление властью? Чем обусловлена общественная мораль и этика, и всегда ли они соответствуют здравому смыслу? Противоборство человека и система - тема давняя. Однако кто бы мог подумать, что противостояние обыкновенного подростка-аутсайдера можно превратить в первоклассную антиутопию, при этом не удаляясь от реалий существования.
Главный персонаж фильма, мальчик по имени Эрик, известен в школе своей агрессивностью. Он постоянно устраивает драки, не смотря на попытки растерянных взрослых образумить его. Когда его исключают из школы, мать Эрика вынуждена отдать сына в частное учебное заведение, где у мальчика есть последний шанс закончить школу. На новом месте Эрику приходится многое пережить – в мужском интернате царят строгие нравы. Учителя не вмешиваются в воспитательный процесс, полностью возложив эти обязанности на старшеклассников. Картина получила простое название – «Зло». Зла здесь действительно много, и принимает оно самые различные формы. Злом можно назвать и главного героя, выплёскивавшего свою агрессию на первого попавшегося одноклассника. И безразличных преподавателей, которые не хотят или боятся противостоять школьной системе. Злом можно назвать тот факт, что кто-то терпит боль и унижение, не решаясь дать сдачи, а другие боятся заступиться за обиженного. Но во всех случаях, зло – это безнаказанность, разрушение и игнорирование очевидного. «Зло» – это прямолинейная история, которая говорит о сложных вещах без приукрашиваний и лишнего драматизма. К сожалению, нельзя отнести актёрскую игру к однозначным плюсам фильма, потому что всем актёрам в тех или иных сценах не хватает эмоциональности. Возможно, такое впечатление складывается из-за того, что это шведский фильм. Как бы там ни было, ярость Эрика в исполнении Андреаса Уилсона – это самые яркие и запоминающиеся сцены. Сам актёр получил мировую известность, снявшись в рекламном ролике мужского парфюма «Fahrenheit» Дэвида Линча. Также хочется отметить замечательное музыкальное сопровождение, написанное композитором Френсисом Шоу. Каждая прозвучавшая нота лишь усиливала эмоциональный накал картины. Здесь нет размышлений о возвышенном, это не фильм о невзгодах войны и последствиях случайной трагедии. Эта история повторится в мире ещё бесконечное множество раз, а место Эрика займут другие люди. Правильно выбрав тон повествования, авторы умело передали это ощущение зрителю, добившись того, что личная драма Эрика достигла почти эпических масштабов, внушив мысль, что каждый может оказаться в такой ситуации. И хотя финал – весьма спорный и грустный «хэппи-энд», он воспевает внутреннюю силу, стойкость и веру в лучшее.
Пожалуй, лучший фильм на текущий момент в фильмографии Микаэля Хофстрема. Он обнаруживает в режиссере замечательного рассказчика, умеющего пошагово 'ввести' зрителя в тему. Однако, чем больше я смотрел это кино, тем больше убеждался в его поверхностности и односложности. В конце концов, кого уже могут удивить ленты о том, как в холодной Скандинавии подросток попадает в школу и бунтует против незаконного отношения к себе. Хофстрем просто фиксирует все ступени еще одного бунта. Бунта, основанного на сдерживании своей силы и уважения к Закону. Впрочем, все моменты, связанные с насилием над подростками тут показаны весьма односложно. Зрителю без труда можно понять где хорошие, а где плохие. В действительности обычно так не бывает. Любители 'эффективного воспитания' нередко предпринимают неимоверную изворотливость, чтобы не быть замеченными. Впрочем, учитывая все недостатки фильм мне безусловно понравился. Таких брутальных драк я давно уже не видел. Бескомпромиссно, жестко, отчаянно. Сталлоне и Шварценеггеру, которые недавно снялись в очередной картине Хофстрема, вполне можно было бы поучиться у Андреса Уилсона. Тут ведь дело не в самом поединке, все решал его взгляд. Так что перед нами весьма и весьма достойный образец подросткового кино. Это не 'мыльная' драма и не философский трактат, а вполне реальная история успешного (по внешним признакам) человека. Для философской притчи - слабо, а для 'экшна' - в самый раз. 7 из 10
Микаэль Хофстрем ранее был известен мне исключительно по фильму «1408», но недавно на глаза попался диск с кинолентой «Зло» и я решил обязательно посмотреть этот фильм. Меня почему-то всегда интересовали истории о становлении подростков в обществе сверстников, давление со стороны приемных родителей и самосовершенствования. Когда узнал, что фильм снят по одноименному автобиографическому роману (автор популярный шведский публицист и писатель Ян Гийу), то любопытство только возросло. Парню по имени Эрик (Андреас Уилсон) всего 16 лет, он не блещет успехами в школе, легко задирается другими, терпит оплеухи от самодура отчима и совершенно не разбирается в понятиях морали. В один не слишком прекрасный день все заходит настолько далеко, что паренек до полусмерти избивает одноклассника. За это его «ссылают» в частную школу, где ему предстоит завершить свое образование и во что бы то ни стало получить аттестат (по просьбе матери). И тут в его жизни начинается переломный момент, потому что животные инстинкты говорят одно, а делать надо другое. Именно этой небольшой слабостью пользуются старшеклассники, которые превращают жизнь Эрика во мрак. Сначала издеваются над ним самим, потом набрасываются на его единственного друга Пьерра (Хендрик Лундстрем) и так до бесконечности. Но только лишь пройдя все круги этого Ада парень потихоньку из Зла превращается в настоящего человека. Актерский состав в своем большинстве мне не знаком, кроме Густафа Скарсгарда и то ввиду его родства с Александром Скарсгардом, но это не повлияло на их игру. Каждый персонаж был на своем месте и все сцены смотрелись гармонично.
Я ожидала совсем другого. И в который раз кино, которое всё откладывала в долгий ящик из-за сложной тематики, оказывается для меня настоящим открытием! Так многое хочется поведать будущим зрителям, чтобы они откликнулись и посмотрели это кино. Но в то же самое время не хочу раскрывать слишком многого, чтобы не портить впечатления разжёвыванием. Итак, в первую очередь данная картина европейского происхождения смотрится непринуждённо. Действо не перегружено, держит в постоянном напряжении, интересно, и эмоционально. Причём охватывает большой диапазон, как отрицательных эмоций, так и положительных. Одним словом давит на нужные кнопки зрительского восприятия. Но не раздавливает, не уничтожает негативом. Перед зрителем постепенно обозначаются различные персонажи. При этом зритель сам пытается разобраться в причинах такого поведения и ситуаций. Перед нами раскрывают серьёзную драму, предлагают посмотреть, как с этим справляются герои, посочувствовать им, задуматься, как бы ты сам поступил в такой-то и такой ситуации. А наш главный герой, Эрик, парень, к которому нужно присмотреться и понять. Он непредсказуем, и он борец. Не могу не отметить сыгравшего его Андреаса Уилсона. Актёр замечательно сыграл, и у него просто головокружительная энергетика! Картина очень интересная и жизнеутверждающая. Более того она снята грамотно. И ещё более – это художественная картина, снятая непосредственно для зрителя. Это тяжёлая история взросления бунтаря по своей природе. Экранизированная автобиография журналиста Яна Гийу. Если хотите – просто драма. Видите мораль – это же отлично. Не видите мораль – ну так это всего история одного подростка, на чью долю выпало столько испытаний! Просто об этом нельзя молчать. Просто это надо знать, потому, что такое бывает слишком часто. Зло – оно везде, оно сидит в человечестве. И кто-то не может ему противостоять, кто-то не хочет, а кто-то восстаёт против.
Для начала, хотелось бы прояснить, что я знал перед простмотром фильма: 'Зло' - малоизвестный датско-шведский фильм, снятый за 20 млн. шведских крон. Учитывая, что 1 SEK примерно = 4 руб то получаем 80 млн руб или чуть больше 2,5 млн USD. Бюджет крайне скромный для масштабной, интересной драмы. Но удивили хорошие оценки и отзывы о фильме, и я решился его посмотреть. Ждал я нечто новое, ведь ранее не смотрел шведских фильмов. Но я получил намного больше чем ожидал! Сюжет захватывает все сознание и заставляет зрителя почувствовать себя внутри фильма. Хотя, по началу, всё кажется довольно обыкновенным - молодой парень попадает в новую школу и начинаются проблемы. Но как красиво он выходит из каждой ситуации и противостоит несправедливости. Сюжет наполнен разнообразными интересными событиями и чтобы описать все мне нужно потратить весь день, если не больше. Такую картину просто нужно смотреть и после этого менять свою жизнь. Кроме сюжета мне очень понравилась атмосфера фильма. Все предметы, здания, костюмы подобраны в духе старых фильмов. Чувствуется будто смотришь не фильм 2003 года, а старую картину, но с хорошим изображением. Операторская работа проделана грандиозная, для фильма с таким бюджетом. Реалистичность на высшем уровне. Эпизоды с драками заставляют зрителей самим напрячь мышцы, иначе это смотреть невозможно. По ходу фильма мне даже стало жарко от напряжения. Ну и, конечно же, невозможно не отметить отличную актерскую игру всего состава. Очень жаль, что фильм не так популярен, как хотелось бы. Я даже не нашел к чему придраться в этом фильме, он один из лучших в своем жанре и войдет в список моих любимых. 10 из 10
Очень давно этот фильм был у меня в категории 'надо как нибудь посмотреть, но времени нет', но вот и настало его время. Изначально Эрик предстает в наших глазах, как жестокий, необузданный юноша, не нуждающийся в уважении. Но все меняется. Школа-интернат сперва кажется вполне благородным заведением, со своей историей и традициями, но... тут-то я и хотел обратить Ваше внимание именно на традиции. Ученики шестой категории, под ликом воспитания младшего поколения, позволяют себе вольности, граничащие с садизмом. Эрик не тот человек, которого можно заставить подчиняться, но опять же очередное 'но'. Его мать, которая очень много сделала для него, которая сильно надеется на его благополучие, которая живет с его отчимом- тираном, верит в его успех и подвести ее- значит проиграть. Отто-председатель ученического совета, человек с дворянскими манерами и маниакальными идеями лидерства. В его буйных фантазиях куча мер воспитания, которые не всегда можно назвать нормальными. Но Эрик, благодаря своей неуступчивой натуре, готов противостоять всей системе, но... Опять же очередное и уже третье 'но'. Нельзя дать настоящий отпор, грозящий вылету из интерната, нельзя ничего, что не граничит со сводом правил заведения. Этот фильм заставил переживать по-настоящему, без упрека на игру актеров, он даже заставил меня много думать и делать выводы. Честное слово, редко увидишь такое кино. 10 из10
За несколько последних лет скандинавский кинематограф уже может чем-то похвалиться. По крайней мере теперь многие знают не только Ларса фон Триера, но и картины с этих северных широт. Но самое главное не в том, что фильмы из Швеции или Дании начали выходить за границы государств, а в том, что у местного кино появляются очертания определённого стиля. Ведь согласитесь, что Вы всегда можете отличить американское от французского кино, или, скажем, немецкое от итальянского. А всё почему? Так как у них есть своя стилистика, вот и у скандинавов она начала возникать и это не может не радовать. Одним из таких утверждающих фильмов стала картина 'Зло' Микаеля Хофстрёма. Этот режиссёр достоин отдельного упоминания, ведь после премьеры 'Зла' его карьера перешла в иное русло, точнее в другую географию: он начал снимать в Голливуде, а его вторая картина, снятая по великому и ужасному Стивену Кингу '1408' получила большую популярность. А это значит, что данный кинематографист чем-то смог удивить дотошных критиков Голливуда, работающих на многомиллионные компании, чтобы его кандидатуру приняли в расчёт. И именно 'Зло' дало такой толчок в развитии шведского режиссёра. Микаель Хофстрём в этом фильме 2003-го года затронул тему насилия в школе. Но только это не очередной фильм про беспредел и безнаказанность учеников, он и остальные сценаристы вывел в сюжетную линию иные моменты существования молодёжи: это вседозволенность старших над младшими, медленно вытекающая в настоящий фашизм. Однажды нечто подобное можно было наблюдать, с точки зрения морали, в немецкой ленте 'Эксперимент'. К тому же была точно определена веха в истории - это те времена, когда ученики привилегированных школ кичатся не деньгами своих родителей, а упиваются властью, которая есть у родителей, а, как известно, власть - самый сильный наркотик. В фильме это чётко показано. И планомерное развитие сюжета не даёт зрителю обернуться назад и понять когда же закончились просто насмешки и когда они переросли в настоящие издевательства. Фильм содержит в себе мораль, которую надо осознать, пусть показанные условия далеки от наших родных, но узреть её нужно. 'Зло' - серьёзное, очень серьёзное психологическое кино, стоящее предельно внимательного просмотра. 8 из 10
Драма из жизни шведского юноши, исключенного из школы за мерзкое поведение и принятого в интернат для продолжения образования. Фильм утверждает, что на зло ответить можно только злом, или правосудием, если у вас есть знакомый юрист. Однако прежде следует приложить все усилия для самостоятельного выхода из критической ситуации. Ощущаются просчёты в сюжете; в конце фильм едва удерживает равновесие. Фильм о твёрдости характера, дружбу, мораль и отношения между людьми. Неплохое тинейджерское кино.
Фильм экранизирует роман Яна Гиллоу (Jan Guillou), который является, исходя из нескольких источников, автобиографическим. Однако нельзя сказать, что постановка выполнена на ура и может только восхищать. Наоборот, на мой взгляд, режиссерская работа выполнена не совсем успешно и является слабой. Что же касается самого содержания, т.е. сюжета фильма, то здесь можно отметить не совсем удачную концовку. При таком бурном развитии событий ожидалось что-то большее, нежели то, что нам предоставили к просмотру. Однако, несмотря на это, сюжет выступает очень сильным, хоть и не всегда логически прослеживаемым, элементом. Благодаря этому элементу фильм обладает энергией и динамикой, а также психологическим и эмоциональным подъемом, вызывая при просмотре бурю чувств, в большинстве которых положительные. Концепция сюжета выполнена таким образом, что располагает зрителя к просмотру и заставляет сопереживать героям фильма, попавшим в обстоятельства, являющихся предосудительными с точки зрения морали, а так же закона. Фильм повествует о том, как очередная устоявшаяся система, так хорошо налаженная и действующая на протяжении вот уже длительного времени, и с одной стороны направленная на хорошее воспитание, с обратной, темной, стороны является ничем иным, как извращенным понятием морали, чести, долга, да и вообще лучших сторон человечества. И благодаря герою фильма такая система наконец показывает свою отрицательность и иррациональность, заставляя остальных задуматься над ее совершенствованием. Жаль, что в плане выведения такой системы на чистую воду и акцентирования внимания на реальных проблемах, в конце фильма как-то создатели вяло отреагировали на это. Создалось впечатление, что фильм решили быстрее закончить, не продумав его конец. В итоге, рассчитывая на одну оценку этого фильма, я все же остановился на не менее достойной, но пониже. 8 из 10
Фильм 'Зло' (Щвеция) посвящен всё ещё актуальной в России, да и во всём мире, пожалуй, проблеме семейного насилия, травли (в школе) и тому, что мы можем этому противопоставить. 50ые годы 20ого века. Стокгольм. Эрик, главный герой фильма, систематически избиваем отчимом, пока мать играет на фортепьяно, чтобы не слышать звуков удара тростью. Эрик пытается выжить и идёт путём насилия. Как говорил один мой знакомый психолог, 'посттравматика заразна'. Но уже вначале истории Эрик понимает, что всё, что он творит, - зло и решает измениться. А стоило ему попытаться переделать свою жизнь, как система стала сопротивляться. Юноша попадает в школу-интернат с жёстким тоталитарным устройством. Эта школа - его последний шанс 'стать человеком', получить доступ к высшему образованию. Эрик приезжает просто учиться и доказать, что он 'другой'. Школьные же порядки требуют унификации. Какое-то время он пытается подстроиться под принятые порядки, но его терпению приходит конец. Удалось ли ему победить? Ну, сами смотрите. Это вопрос спорный. Но, так или иначе, фильм 'Зло' является хорошим наглядным пособием для изучения 'насилия, которого нет' и оставляет надежду: есть способы, которыми с ним можно справиться.
Едва ли не десяти первых минут более, чем достаточно для того, чтобы понять, что Вы смотрите один из самых ошеломляющих, ужасающих, психологически дерзких и... отвратительнейших фильмов в вашей жизни! Можно снять десятки и даже сотни психологических драм про серийных убийц и маньяков-психопатов, про потусторонние силы и параллельные миры.., но так и не оставить в сердцах зрителей ничего, кроме леденящего душу ужаса. Но шведская картина 'Зло ', экранизация романа Яна Гиллоу - это настоящая кладезь мысли, впрочем, как и европейское кино в целом. Этот проникновенный фильм - неоспоримое доказательство того, что рассказать о людских пороках, проблемах, которые волновали человечество многие десятилетия, но не решены и по сей день, можно и без огромного бюджета и яркого пиара. Этот фильм перевернет ваше отношение к важнейшим понятиям современности. Откроет, наконец, глаза на то, что Вы раньше не замечали или попросту не хотели замечать. Он напугает Вас. Шокирует. Заставит Вас сожалеть, ненавидеть, недоумевать. Вы даже сможете почувствовать то, что чувствуют герои... А после просмотра Вы станете морально сильнее и тверже, но милосерднее одновременно. Разве много фильмов готово предложить Вам такую перспективу? Думаю, нет. Таких фильмов единицы. Как единицы и тех, кто уверен: 'It's time to take a stand! ' И это действительно страшно...
Фрейд был бы очень доволен, особенно в концовке фильма. С самого начала завязка фильма практически никак не характеризует психологию героя. Нам лишь показывают, что чувак кого-то мочит, по каким соображениям, что для него это, какие его мысли посещают – все пусто. Просто как факт для завязки подкидывают насилие, зло в герое. Ну, это еще простительно. Продолжение складывается из череды столкновений главного героя со своими «надзирателями» - ребятами с 6 уровня или стадии, прямо как в игрушка – кто на каком уровне застрял. Естественно, ребята эти больше строят из себя крутых, чем ими являются, грубо говоря «дедовщина» - нормальное русское слово. Далее у главного героя появляется друг, что-то типа любви… Это очень муторно – пытаться перечислять в словах все разочарование от фильма, которое с каждой минутой нарастает. Несмотря на интересную картинку с разными сценами и с ровным и почти во всех моментах тривиальным развитием, фильм плох идеей и ее реализацией. Здесь следовало бы пустить ряд размышлений на эту тему, но не стоит этого фильм. Философская составляющая и психологическая в картине настолько списаны из учебников по этим дисциплинам, что тошно, потому что нет ничего хуже застоя в мыслях и отсутствия фантазии, если же автор – режиссер пытается именно это брать за основу то он должен хоть немного использовать собственных мыслей, но он решает результатом всего, что произойдет с главным героем – то есть, унижения его друга, потерю как бы любви, нанесенный моральный и физический вред – сделать ужаснейший финал, когда главный герой наконец-то отыграется на отце своем, который изначально и был всему виной. Концовку вообще Фрейд снимал, это точно, стоял рядом и подсказывал всем как и что делать. Так что о фильме можно сказать еще много плохого, по эпизодам, но не мое это дело. Благо глазам было приятно, так как снято все на необходимом уровне. Ничего запоминающегося, к счастью.
Фильм получился просто отличным. Игра актеров, работа оператора, все здесь весьма гармонично и выверено, однако не это делает эту киноработу такой потрясающей. Напряжение - вот то, что буквально притягивает зрителя к экрану. С первых минут фильма мы погружаемся в мир героя, больше напоминающий незримую тюрьму, которая затем уменьшается до размеров темного и затхлого карцера. И самое страшное, что заточение это происходит в обществе, притом история эта практически типична, и это делает фильм еще более сильным, заставляя страдать не только его главного героя, но и людей по эту сторону экрана, ему сопереживающих. Отдельно хочется отметить актерскую работу Андреаса Уилсона с его обреченной пронзительностью. И пусть у этого фильма нету модного 'плохого конца ', но пост-эффект от просмотра был исключительно длительным и глубоким. Шведское кино часто преподносит сюрпризы, жаль лишь, что доступ к нему по тем или иным причинам ограничен.
Фильм 'Зло' произвел на меня огромное впечатление. Скажу сразу, я не любитель фильмов с насилием и подростковой жестокостью, но данная картина буквально с первых минут целиком и полностью захватила мое внимание и перенесла в Стокгольм прошлого века, в частную школу, существующую как бы вне закона. Главный герой фильма- 16-летний Эрик Понти, которого выгоняют из школы за драку. Хотя, наверное, слово 'драка' не самое подходящее, больше всего подходит 'избиение'. Мне очень запомнились слова, которые сказал тогда директор школы Эрику:' Никогда за все годы работы в этой школе я не видел более злобного ученика, чем ты. Кто вел бы себя так жестоко... Этому есть только одно название, и название это- зло. Зло в чистом виде, других объяснений этому нет. Тебя нужно хорошенько выпороть.' Мне кажется, эти слова как нельзя лучше передают весь смысл фильма. Нельзя отвечать злом на зло и нельзя с помощью него добиться чего-то лучшего. Если вы будете избивать ребенка, то это приведет только к одному результату- он вырастет и начнет сам пускать в ход кулаки, и будет делать это без всяких сомнений, жестоко, безжалостно. Так и произошло с Эриком. Это человек с удивительной судьбой. Он терпел издевательства дома, затем в школе. И ни в одном из этих случаев у него не было возможности дать отпор своим обидчикам. Вы спросите почему? Почему он, спортсмен, с отлично развитой мускулатурой, не мог дать сдачи, например, своему отчиму? Для меня ответ очевиден. Этот юноша не только страдал физически в своем доме, но и морально. Мне кажется, именно эта психологическая травма детства не давала возможности нашему герою противостоять этим мучениям. Бесхребетность матери, которая не могла защитить своего родного сына и неимоверная жестокость человека, которого он почему-то должен был называть своим отцом, хотя он и не являлся им. Все это оставило достаточно глубокий след в душе юноши и не позволяло ему вырваться из мира страданий на протяжении многих лет. Затем эта частная школа. С ней вообще все ясно как день. Драки запрещались каким-то там пунктом их собственного свода законов. Да и вообще, эта школа жила по каким-то своим правилам, где преподавали учителя нацисты, а директор поощрял безнравственные действия старших учеников. Беспредел, царящий там, не волновал никого, никому не было дела до кого-то кроме себя. Главный герой претерпел огромные изменения на протяжении всего фильма. Скорее всего, на это повлияла чудовищная несправедливость. Нет, не по отношению к самому себе, а по отношению к свои друзьям и девушке. Эрик мог терпеть любые издевательства...Стиснув зубы и сжав кулаки, он терпел и молчал. Каждый раз. И так было всегда...до поры до времени. Его твердая воля и стальной характер, безусловно, очаровывали и заставляли сопереживать ему. Андреас Уилсон- сыграл просто великолепно. Ради его игры я обязательно пересмотрю это кино. Хочется еще раз увидеть его выразительный взгляд, плотно сжатые губы и несокрушимые удары кулаков. Его герой получился настолько харизматичным, что обязательно проникаешься к нему симпатией. 'Ты не такой как я. Я сражаюсь с этим всю жизнь...' Моя оценка 10 из 10 Хотя нет, 10 это слишком мало для такого фильма. Обязательно рекомендую к просмотру, поверьте, вы не пожалеете потраченного времени. И хочется, чтобы побольше людей поняли, что не только Америка, а в частности Голливуд, могут снимать качественное кино. Но особенно стоит увидеть, какой выбор Эрик сделает в конце- совершать зло в ответ на причиненное или же нет. 10 из 10
Сегодня очередь дошла до шведской программы, которая была презентована на SFF в прошлом месяце. Из той пятерки фильмов меня больше всего заинтересовала эта социальная драма. Вот с нее и начну, пожалуй. Вообще в последнее время скандинавский кинематограф с завидной регулярностью приятно удивляет меня. Оказывается, у шведов столько увлекательных драм, что они вполне могут потеснить моих любимых испанцев на пьедестале личных симпатий. Этот фильм уж точно пополнит мою коллекцию, поскольку сюжет именно в моем вкусе. Опять закрытое учебное заведение, трудные подростки, строгий регламент, поломанные судьбы... На вскидку могу назвать несколько похожих фильмов по атмосфере: 'Песня для изгоя', 'Школьные годы Тома Брауна', 'Нелюбимые', 'Месть', 'Хористы', 'Отморозки', 'Класс' и т.п. Конечно, тема насилия в школьной среде не раз поднималась в кинематографе в самых разных интерпретациях. И шведский взгляд Микаэля Хофстрёма определенно заслуживает внимания зрителей. Все-таки в драме Сюзанны Бир 'Месть' мне больше понравилось, как раскрыта тема ответной реакции на зло. Стоит ли смиренно терпеть унижения или же дать отпор своим обидчикам? Но и тут были свои плюсы. Например, сцены домашнего застолья, которые непременно заканчивались усиленной игрой матери на пианино. Как будто все эти гаммы способны заглушить боль ребенка. Честно говоря, именно образ родителей меня больше всего поразил. Разве нормальная мать позволит так обращаться со своим ребенком?! Конечно, не она вершила зло в доме, но и не препятствовала ему. Выдержка главного героя меня восхищает. Его школьные проблемы кажутся мелочью в сравнении с тем, как он мог уживаться в одном доме с таким 'папашей', который всячески пытался его унизить и несомненно обладал садистскими наклонностями. А интрига фильма в том, хватит ли моральных сил Эрику, чтобы не потерять самообладание и не начать вновь махать кулаками. Ведь это его последний шанс получить образование. Но терпеть с каждым разом все сложнее, ибо издевательства становятся все жестче и теперь уже касаются не только его лично, но и тех, кто ему дорог. Очень понравилась сцена в лесу. Я бы именно так закончил этот фильм. Андреас Уилсон восхитительно сыграл. А ведь это его дебютная роль! Да и вообще весь актерский состав мне понравился. Но концовка немного смазала впечатление. Тем не менее фильм мне понравился, что поднимает шведскую программу на 21 место в личном рейтинге. 8 из 10
Словари Даля и Ожегова дают нам не совсем внятные определения, включающие слова «худо», «лихо» и «нечто дурное, противоположное добру». Микаэль Хофстрём в своем фильме «Зло» дает нам свое, более четкое определение. Но обо всем по порядку. Швеция. На дворе 50-е. Эрик Понти совсем молодой юноша. У него приятная внешность и прекрасные физические данные. Вот только дома над ним постоянно издевается отчим, а сам он в школе издевается над другими учениками. Мать терпит выходки отчима и пока тот измывается над Эриком, играет на пианино. Что, как ни классическая музыка, позволяет избежать проявление зла? Так, в самом начале фильма, «зло по Хофстрёму» — это выброс негативных эмоций на более слабых через применения физического или морального воздействия. То есть зло изначально представляется нам как нечто уничтожающее человека, его тело и дух. Позже молодого человека отправляют в частную школу, которая славится своими порядками и успеваемостью. В ней Эрик должен закончить обучение, чтобы не расстраивать свою мать, сохраняя при этом хорошее поведение. За порядком в школе следят не учителя, а старшие ученики. Подобный подход удивляет Эрика и вскоре он становится участником мерзкой, несколько фашистской игры старших учеников, которые, почувствовав власть над младшими, готовы идти на самые страшные поступки. Это своего рода Стэнфордский тюремный эксперимент - давая власть тем, кто не может с ней справится, мы порождаем на свет самых отъявленных тиранов и злодеев. В середине фильма «зло по Хофстрёму» — это власть безумцев над безвольными. Но на что идет бунтарская натура человека, которого пытаются унизить и растоптать? Конечно, она идет на бой. Она принимает любые унижения, но достойно выносит их, чтобы доказать, что зло, направленное против воли человека, бесполезно и бессмысленно. Так Эрик начинает свою борьбу. В конце фильма «зло по Хофстрёму» — это сила оскорбленного, желающего мести. Эрик ищет пути, которые помогут ему в его борьбе, и способы отмщения стоят каждого злого поступка, который был направлен против него. Зло — это не нечто, противоположное добру, как говорит Ожегов. Зло иногда может являться добром и справедливостью. По крайней мере последнее нам наглядно доказал Булгаков, создавая своего Воланда. Зло превращает человека в инстинктивное существо, которое борется за себя. Важно учесть лишь то, что истинное зло является преднамеренным и заранее продуманным. Каждый из нас способен выбирать между злом во имя зла и злом во имя добра. Впрочем, герой фильма всю свою сознательную жизнь стоит перед этим выбором. Как и все мы…
Вы заметили как сильно европейские фильмы отличаются, от схожих по тематике, с американскими? В них есть что-то реальное, настоящее. В них есть особое, гнетущее настроение, все как в реальной жизни, когда мы сами попадаем в подобные ситуации. Фильм 'Зло', это реальный пример того, что происходит, происходило и будет происходить, неважно какой это город, район, школа...,в конечном итоге, разница лишь в том, что более высокие представители социальной лестницы придумывают наиболее изощренные и жестокие способы насилия. Эрик, бунтарь по своей натуре, но с вполне правильными взглядами на происходящее. Герой всячески сопротивляется растущему натиску со стороны 'элиты', что естественно вызывает ответную реакцию. Этот фильм учит нас все тем же моральным основам любого общества: дружба, честь, достоинство. Эрик воплощение настоящего мужчины, смелого, отчаянного, не боящегося ответственности и отвечающего за свои поступки. Что-же фильм не из разряда развлекательных, это фильм о жизни, о реальности и ставить ему оценки тоже самое что оценивать правильность погоды или неровность рельефа. Просто смотрите и учитесь.