«Спина в масле, нос в тавоте, но зато в подводном флоте!» Одно только словосочетание 'подводная лодка' уже несёт в себе что-то героическое. Когда же речь заходит о картинах, где главными персонажами являются субмарины и моряки-подводники, то фантазия начинает работать сама по себе, потому что служить на подлодке - удел поистине отважных людей, а снимать фильмы о подлодках - кропотливый труд и немалый риск. За всю историю российского подводного флота (112 лет) о нём было снято менее двух десятков фильмов, которые условно можно разделить на 4 категории. Первая - снятые до Великой Отечественной войны: «Четвёртый перископ» (1939), премьера - 27 марта 1942 года и «Морской ястреб» (1941), премьера - 24 января 1942 года. Вторая - снятые в период ВОВ - «Подводная лодка Т-9» (1943). Третья - послевоенные фильмы: «В мирные дни» (1950), «Тайна двух океанов. Первая серия» (1955), «Тайна двух океанов. Вторая серия» (1956), «Командир счастливой «Щуки»» (1972), «Капитан Немо» (1975), «Тяжёлая вода» (1979), «Правда лейтенанта Климова» (1981), «Случай в квадрате 36-80» (1982), «Слушать в отсеках» (1985), «О возвращении забыть» (1985), «Секретный фарватер» (1986). Четвёртая - снятые после 90-х годов: «72 метра» (2004), «Первый после Бога» (2005), «Автономка» (2006), «На всех широтах» (2009), 'Горюнов' (2013). Анализируя этот недлинный список, можно прийти к неожиданным результатам. Самый первый в мире фильм о субмаринах сняли американцы в 1915 году: 'Подводный пират' ('A Submarine Pirate') - немой комедийный фильм продолжительностью всего 27 минут. Если заглянуть в историю русского подводного флота того периода, то откроется удивительное событие: 31 августа 1919 года подводная лодка 'Пантера' под командованием бывшего лейтенанта Императорского флота А. Н. Бахтина одной торпедой потопила построенный в 1917 году английский эскадренный миноносец «Виттория» с вражеским десантом на борту, цель которого была высадиться в Кронштадте и направиться в голодный, задавленный со всех сторон интервентами Петербург. Потопление миноносца стало первой победой советских подводников! 18 человек из экипажа лодки Революционный Военный Совет наградил именными часами. В 1923 году А. Н. Бахтин первым из подводников был удостоен ордена Красного Знамени. Почему же такое знаковое событие не нашло отражение в кинематографе ни тогда, ни в советское время, ни теперь? Ведь именно такого фильма заслуживал наш подводный флот к 110-й годовщине! А что получил? Он получил «жвачку» под названием «Горюнов». 56 серий обсасывания неведомо чего. Количество отснятых серий сегодня выглядит не случайным, ведь через месяц – 19 марта – исполняется 112 лет подводным силам Военно-Морского Флота Российской Федерации. Учитывая, что после «Горюнова» отечественное кино напрочь забыло о подводниках, именно он является «поздравительной открыткой»: по 1 серии на каждые два года героической летописи подводного флота. По-видимому, тема патриотизма не в чести у бизнесменов от кино, потому как даже успешные в коммерческом плане «28 панфиловцев» сняты преимущественно на народные деньги. Быть может, инициативным и помнящим Великую Историю России людям стоит организовать «подписку», чтобы к очередной годовщине у нас сняли кино, действительно достойное моряков-подводников, о которых в советское время никогда не забывали. Фильм Николая Засеева-Руденко «Слушать в отсеках» снят в 1985 году уже «на излёте социализма». Тем не менее, он является лучшим – наряду с «Командиром счастливой «Щуки»» (1972) – фильмом о подводниках. Советское кино всегда отличало то, что во главу угла ставилось не внешнее, а внутреннее. При насыщенной, «загруженной» техникой картинке, главным всегда оставался человек с его слабыми и сильными сторонами. И это правильно, потому что даже самая суперсовременная подводная лодка, напичканная тоннами электроники без живых людей – всего лишь железка. Оживляют её, вкладывают в неё свою душу конкретные люди. Такие, как капитан 3-го ранга Николай Филиппович Логинов. По моему мнению – это лучшая военная роль Бориса Щербакова. Вместе с Игорем Старыгиным, сыгравшим капитана 2-го ранга, командира БПК Сергея Золотницкого, они образуют удивительный тандем однокашников и друзей. Два этих бравых капитана – как яркий луч света из того времени, когда на первом месте стояло общественное, а не личное, когда призы получали не любой ценой, а исключительно за заслуги, когда офицерской службой по-настоящему гордились, а не «тянули лямку». Правильно, что создатели остановились на формате в 2 серии, что позволило рассказать полноценную историю о многих персонажах, наделив их яркой индивидуальностью. О любом фильме можно рассказать массу забавных историй. Произошла такая и на съёмках картины «Слушать в отсеках». Сцену погрузки торпед, когда отслуживший свой срок старшина 1-й статьи, командир отделения торпедистов Киселёв (Александр Костылев) просит оставить его для похода, снимали всю ночь. Под утро крановщик, загружающий торпеду на заднем плане, заснул и выпал из кабины. После флотского лечения — обмазывания йодом головы - он вернулся на кран и сцену досняли. Главный «женский персонаж» картины – это дизель-электрическая подводная лодка Б-36 проекта 641, считавшаяся в 60-е гг. одной из лучших в мире по архитектуре корпуса, мореходности, мощности энергетической установки, вооружению и другим параметрам, поэтому подходила для поставки на экспорт. Жизнь у этой подводной красавицы была долгой и трудной – от закладки в эллинге Ленинграда в 1958 году до разделки на металл в Севастополе в 1994. 36 лет вместили в себя много славных и горьких страниц. В 1962 году в рамках операции «Кама» (знаменитый «Карибский» поход) на двадцатые сутки плавания лодка в условиях Саргассова моря оказалась в сложнейших условиях. Здесь четырём советским подводным лодкам противостоял почти весь многочисленный американский флот, включая 8 авианосцев и вертолётоносцев, плюс корабли охранения и самолёты берегового базирования, имевшие своей задачей обнаружение и принуждение советских лодок к всплытию. Многое пришлось пережить подлодке и её экипажу: и 60-ти градусную жару в отсеках, и контакт с морскими силами США после прохождения Бермудского рубежа, и скрытное сопровождение на одном (2 вышли из строя) дизеле вертолётоносца «Тетис Бей». Но лодка выдержала, и в 1963 году вернулась домой. А через 22 года приняла участие в съёмках художественного фильма «Слушать в отсеках». И именно такой – гордой, могучей, непокорённой - запомнят её сегодняшние зрители: «Подводная лодка - морская гроза, под чёрной пилоткой - стальные глаза…» «Вдали исчезли берега огни, уходит лодка снова в океан. Нас ждут в походах штормовые дни, шальные ветры и седой туман. Пусть не грустят подруги моряков. Мы пронесём сквозь синеву глубин земную ласку звёздных вечеров, и тёплый шум березок и рябин. Всегда над нами сотни тон воды, и океан без края и конца. Штурмуют глубь могучие винты, стучат в отсеках верные сердца». (Александр Викторов)