Как бы описать этот фильм? Как бы его так похвалить, чтобы вам не было скучно? Что написать, чтобы вы мне поверили? Не знаю. Я всего лишь простая смертная, и я не могу передать в простой рецензии на Кинопоиске, насколько хороша эта лента британской бесбашенной группы 'Монти Пайтон'. Могу сказать одно: она сводит с ума всех набожных и религиозных людей мира. Мало того, католики, протестанты и православные, забыв свои различия и споры, объединяются против ненавистного фильма и каждую субботу заново предают Грэма Чэпмена анафеме. А для тех, кто в вышеописанные группы не входит, этот фильм стал остроумным и метким курсом истории религии, гимном свободного, критического мышления. Если простите за помпезную и надуманную фразу, это гимн антиклерикализму. Он про христианство, но не про Христа. История Брайана из Назарета идет параллельно жизни знаменитого плотника. Брайан - простой недотепа, живущий с мамой. В свои 33 года он не так уж многого добился. Но решив выступить против римской оккупации Иудеи, он случайно оказывается принят за нового мессию толпой народа на рынке. И вот, вместо того, чтоб покупать репки на площади. люди толпами начинают преследовать Брайана и просить его рассказать им секрет вечной жизни. Что из этого выйдет - смотрите сами. Финальная сцена потрясающа своим настроением. Мне кажется, что если б так заканчивался Новый Завет, я была бы более довольна образом Иисуса. Песню Always Look On the Bright Side of Life хочет себе на похороны каждый третий англичанин. Короче, что я вам рассказываю, и трачу время, которое вы могли бы провести, смотря фильм? Бросайте вы этот Кинопоиск и оцените фильм сами. P.S. В любом случае этот фильм лучше 'Страстей Христовых' Мела Гибсона. Just saying.
Фильм на грани гениальности. Посмотрела недавно. Не думала, что так понравится. Люди представлены, как стадо безмозглых баранов. Наверное, толпа по сути такая и есть. Взять хотя бы сцену, где 'Мессия' проповедует и говорит, что они все личности и индивидуальности, и все в один голос с ним соглашаются.
Это на самом деле очень смешно. И наверное, как-то это даже может оскорбить чувства каких-то верующих. Хотя, если честно, я в принципе не понимаю почему с точки зрения адекватного взгляда на реальность, настолько формально серьезно воспринимаются взгляды на не научные доктрины людей в государствах, в которых церковь по закону не является формой власти. Это я к тому, что шутить над религией и какими-то писаниями это не одно и тоже, что и над реальными историческими событиями или фактами. Ну да ладно. В общем фильм на самом деле не столько про религию, сколько про глупость людей. Монтипайтоновская грубоватая и трешоватая вариация библейского писания, в которого показывают историю популярности и восхождения на крест парня по имени Брайан. И несмотря на всю абсурдную грязь и чернуху, кино получилось добрым и весёлым. Такой вот парадокс в парадоксальном кино от Терри Джонса. Ключевые актеры играют сразу в нескольких ролях и одни из нескольких ролей играет сам Терри Гиллиам.
Это один из моих любимейших фильмов на религиозную тематику. Фильм достаточно критично и злободневно высмеивает многие проблемы иудаизма и христианства. В нём зашкаливающие количество политической сатиры и чёрного юмора. Я до сих пор не понимаю как этот фильм сумели выпустить в религиозной стране да ещё и в семидесятые годы. Мне кажется даже сейчас его показ способен вызвать немалый общественный резонанс. Сюжет фильма рассказывает нам историю простого еврейского парня по имени Брайан. Скорее всего он ничем бы не выделялся из толпы, если бы не тот факт что он родился в один день с Иисусом. Через его жизнь нам вроде бы показывают проблемы древнееврейского общества, но если взглянуть чуть глубже, то станет понятно, что они практически ничем не отличаются от наших. Религиозный фанатизм, терроризм, волнения толпы, идиотизм чиновников, все эти проблемы уже стали постоянными и такими привычными для нас, именно о них и рассказывает картина. Юмор того или иного фильма вообще очень сложно передать, но если речь идёт о творениях Монти Пайтонов то задача усложняется в разы. Он многослоен, и за множеством банальных шуток и необычных ситуаций, скрывается глубокая и пронзительная сатира. Абсурдность также служит отличительной чертой их творчества, при том абсурдность во всём: в диалогах, ситуациях, персонажах. Так что Житие Брайана один из немногих примеров по настоящему нестареющей комедии. 8 из 10
Первый фильм который мне понравился из всего Монти Пайтона. Это по прежнему не супер комедия, но она намного лучше и интереснее трех предыдущих фильмов. Тут взята тема пародий на христианства и другие религии. Отчасти я согласен с происходящим на экране. Я и сам иногда думал что все могло быть не так. Был например странник который говорил что он сын божий (их и сейчас полно), а все остальные чудеса доросли впоследствии в течении веков. Больше всего понравилась шутка когда толпа в один голос кричала, что они все индивидуальности и уникальные личности. Этот фильм лучшее что я видел из Монти Пайтонов, но как пример супер комедии или образец утончённого юмора его ставить не стоит. Я бы сказал что они не для массового зрителя.
Весной 2004-го, по случаю 25-й годовщины со дня выхода на экраны фильма 'Житие Брайана', созданного в 1979-м, британской комик-труппой Monty Python, кинокомпания Rainbow Releasing вознамерилась выпустить эту картину в повторный прокат. Но неожиданно у владельца возникли проблемы: некоторые посчитали крайне неуместным прокат экстремально богохульного фильма вместе со «Страстями Христовыми» Мела Гибсона. Впрочем, это был далеко не первый скандал, вызванный Life of Brian. Уже в момент своего появления «Житие Брайана» было запрещено для показа в ряде стран. И здесь не обошлось без курьёзов, причём в стиле «Монти Пайтона». Так, например, тот факт, что фильм не разрешили показывать в Норвегии, только ещё больше способствовал его массированной рекламе в Швеции, поскольку шведы традиционно относятся к норвежцам как к людям без чувства юмора и считают их приторможенными. Больше того, прослышав о запрете фильма в Норвегии, шведский правовладелец тут же придумал рекламный слоган: «Этот фильм настолько смешон, что даже запрещён в Норвегии!». В этой псевдо-религиозной комедии рассказывается об иудее-неудачнике Брайане из Назарета, которого окружающие начинают принимать за Мессию. Как и во всех прочих травестиях группы «Монти Пайтон», здесь пародируется всё подряд: религиозный фанатизм, махровое еврейство, римские центурионы (которые опять же выставлены пайтонавцами тугодумами) и плюс ко всему блокбастеры 1970-х - от первой кино-рок-оперы 'Иисус Христос – Суперзвезда' (1973) Джюисона до «Звёздных войн» (1977) Лукаса. Пайтоновцы опять безукоризненно используют наработанный в прошлых двух фильмах ('Монти Питон и Святой Грааль' + «Джаббервоки») приём непопадания в контекст и актуальность. Они вербализируют Иудею начала первого тысячелетия так, как могли бы говорить в их родной Англии в конце 1970-х. В итоге получается скабрёзная (но всё-таки не глумящаяся) комедия о вынужденном спасителе человечества, которому привелось появиться в кормушке для скота в не самое лучшее время… Когда Брайан подрос, он вступил в НФИ – национальный фронт Иудеи (камень в огород ИРА). Фронт был организацией, которая дарила людям радость вечных, никогда непрекращающихся дискуссий и диспутов. Они начинались по поводу и без, и уже стали визитной карточкой «еврейских революционеров». В какой-то момент случайно брошенная Брайаном фраза вызвала у праздно шатающейся публики интерес, и его провозгласили мессией. Хотя на эту роль он вовсе не претендовал. Наоборот, пытался сделать всё возможное, чтобы избежать незавидной участи: - Я не Мессия! Да послушайте же вы меня. Я не Мессия, понимаете? Честное слово! - Только настоящий Мессия отрицает свою божественность. - Вы мне не оставляете никаких шансов. Хорошо! Я - Мессия! - Ура! Он - Мессия! - А теперь - идите на. .. - Каким путём повелишь нам туда идти, Господи? Из такого рода диалогов и состоит весь фильм, не оставляющий камня на камне от сакральных имен, понятий, фетишей… В финале подтрунивание над чувствами ортодоксальных верующих достигает апогея - распятые на крестах иудеи поют хором: «Не грусти! Смотри на жизнь веселей!»… Такие опусы автоматически закрывают любую тему. Снимать после «Жития Брайна» что-то серьёзное на религиозную тематику уже не имеет никакого смысла. Разве только для неофитов. Отсюда становится понятным, почему некоторые категорически не хотели выпуска полузабытой пародии в параллель с лентой Мела Гибсона. Согласно данным опроса 1000 самых известных деятелей кино, который был проведён в начале нового тысячелетия Британским Киноинститутом (British Film Institut), «Житие Брайана» заняло 28 место среди 100 лучших английских фильмов. А по результатам анкетирования журнала «Тотал Филм», устроенного в октябре 2004, Life of Brian заняло 5 место среди 50 лучших фильмов Британии всех времён. Видно, что котировки фильма растут год от года. И ещё большой вопрос, кто кого переживёт: «Страсти Христовы» или эти ёрнические и еретические приколы весёлых англичан?
Я читал и перечитывал желчного Ницше, боровшегося со своей болезнью своей философией, выплескивавшего злость и боль в сарказм афоризмов; штудировал скучный «Миф о Сизифе», этот результат хронической депрессии, обладающий статусом глубокого философского труда; листал «Тошноту», в которой Сартр попытался — и, что самое странное, многих убедил — придать клинической картине депрессии вид философского откровения; читал «По ту сторону принципа удовольствия», куда Фрейд излил антропологические размышления, вызванные депрессивной реакцией на ужасы войны и потерю близких; но самый глубокий и прагматичный атеистический экзистенциализм я увидел в кинотексте, который не претендовал на глубокую философию, — в «Житии Брайана по Монти Пайтону». «Житие Брайана» — абсурдистский манифест, исправляющий «Миф о Сизифе». Камю предлагает постоянное осознание абсурда и постоянный бунт против абсурда. У «Мифа о Сизифе» два недостатка: он основан на мысли, что вопрос о ценности жизни — главный вопрос философии, хотя еще Ницше в «Проблеме Сократа» показал, что этот вопрос не только не может быть главным, но и вопросом быть не может; «Миф» занудно-серьезный и может вызвать смертельную скуку-тоску, которая кого угодно превратит в насекомое Кафки. Комики-философы из Монти Пайтона не начинают с вопроса о ценности жизни; задаются им, но, в отличие от Камю, лишают его философской солидности и статуса интеллектуальной проблемы. Они его, так сказать, деконструируют, обшучивая (чем успешно, хоть и скандально, занимаются и в «Смысле жизни по Монти Пайтону»). Начинают с центральной фигуры европейской культуры — Христа; рисуют жизнь как абсурдно-нелепое несение креста (у каждого свой); и проводят парадоксальную терапию несения креста, демонстрируя, как его несут некоторые люди. А некоторые люди несут его так: всегда смотрят на светлую сторону жизни и обе стороны, светлую и несветлую, поднимают на смех. И это, в отличие от угрюмо-серьезного бунта и экзистенциальной рвоты, терапевтично, ибо в конечном счете важно не только и не столько, есть ли у жизни ценность и какова эта ценность, — важно, как эту жизнь проживаем: с нытьем в сердце и пеплом на голове или со смехом и улыбкой на лице и, что главное, в душе. Таким образом, добавив в Камю большую порцию юмора и щепотку стоицизма, возрожденного в 20-м веке в виде когнитивно-поведенческой терапии, Монти Пайтон родил такой экзистенциализм, который как минимум не хуже и во всяком случае прагматичнее философии, которой стошнило Сартра. *** Ниже — отдельные заметки на манжете. Это кино-житие — хулиганское. Комики обшучивают всё, и святое и сакральное (Христа, Его распятие, Деву, поклонение волхвов, любовь, материнство, чудеса, святость, отшельничество), и несвятое и обыденное (политические партии, фракционную борьбу, религиозный фанатизм и невежество). Обшучивают умело и адекватно, насколько вообще адекватность для таких тем достижима. Скандально-шокирующий юмор начнется в «Смысле жизни по Монти Пайтону», а в «Житии» комики еще добрые. Терри Гиллиам, один из сценаристов «Жития», частично перенесет историю Брайана в ставшую сегодня классической «Бразилию», в которой Сэм Лаури так же, как и Брайан, влюбляется с первого взгляда и попадает из-за этого на свой крест. Финальная песня Always Look on the Bright Side of Life (Всегда смотри на светлую сторону жизни), в отличие от песен наподобие Don’t Worry, Be Happy, не пытается затушевать мировое зло, но, наоборот, смотрит на него широко открытыми глазами. Распятый поёт, например, так: «Когда задумываешься о жизни, понимаешь, что она — дерьмо» или «Жизнь — абсурд, а смерть — окончательное слово». Вместе с этим распятый заявляет, что жизнь-то, может, и дерьмо, но реагировать на это дерьмо можно по-разному: можно усугублять печалью, а можно улучшать смехом и юмором. И в этом контексте самый парадоксально-глубокий персонаж — неунывающий еврей, который без устали балагурит даже тогда, когда идет на распятие с крестом на плече, и которого, распяв, затем снимают с креста потому, что он на кресте пошутил. Чего и всем желаю. Не креста, а хорошего настроения и чувства юмора. 10 из 10
Едкая сатира на окружающий мир, на людей с их затуманеными всякой дурью мозгами. От авторов фильма достаётся всем. Народным фронтам по освобождению (которых никто и не просил ни о чём, а сами они больше всего заняты устранением своих конкурентов). Религиям, коим нет числа, с их учителями (которые знают как кому жить). Римлянам (и не только им) с их классической латынью (а также акведуками, дорогами, канализацией, колизеями, медициной, порядком, вином...), но плохой дикцией. Ну и, собственно говоря, населению больше всего напоминающему стадо баранов в ожидании очередного пастыря. Нечто в духе Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Кому то будет смешно, а кто-то обидится, но я бы сказал: 'Не хочешь увидеть дурака-не смотрись в зеркало'. P.S. На 68 минуте просмотра ненадолго мелькнёт Джордж Харрисон... Ну это так, к слову. P.P.S. Финальная песня евреев (и самаритян) просто шедевр. 10 из 10
Как такое пропустили в пуританской Англии, да и вообще во всём нашем «верующем» мире? Возможно, во всём виновата сексуальная революция и, как следствие, изменение западных нравов. Но покусится на основополагающую легенду и героя христианской религии, а также её материальное воплощение в виде Библии (Евангилия Нового Завета), даже в то время выглядело самоубийством. Да что в то время, сомневаюсь, что подобное могут показать сейчас на одном из каналов ТВ в России. Слишком уж подрывает этот проект кое – какие устои нашего общества, если они вообще есть. Итак, на экране, на первый взгляд, комичный абсурд, состоящий из полусовременных реалий перенесённых на несколько тысячелетий назад, в эпоху появления Мессии. В этот же абсурд входит и главный персонаж, похожий сами знаете на кого. С другой стороны, если подумать: а почему бы и нет? Кто писал историю человечества? Кто сказал, что так не могло быть? К сожалению, до нас дошло слишком мало памятников письменности (во всяком случае, если судить по официально доведённым до общественности сведениям). В основном все знания основываются на раскопках и различных научных предположениях и логических выводах, возведённых в ранг официальной науки. Но сколько правды в этой официальной исторической науке, если до сих пор спорят о египетских пирамидах и других памятниках древности вроде Стоунхенджа или статуй Моаи на острове Рапа - Нуи? О юморе разговор особый. Безусловно, понять его может далеко не каждый. Нет, конечно, фильм разбавлен и простыми шутками, например картавыми римлянами с идиотскими именами. Но ведь основной смысл - это показать насколько смешна и слепа может быть вера человека в то, что он сам не знает и не понимает. Немаловажно и то, насколько она может быть случайна! А как быстро к такому человеку примыкает его верное «стадо», совершенно непонимающее куда и за кем оно идёт. Как следствие череда случайностей приводит к трагикомическим последствиям. Фильм высмеивает также идеалы свободы и борьбы с тем, кто дал тебе всё, если не больше («Они дали нам мир!» - «Мир? Заткнись!»). Ни тогда, ни сейчас нигде нет борьбы за «мир во всём мире». Есть «сытые бунты», а есть «голодные бунты», ни те ни другие не достигают целей общества в целом, о чём нам и говорят актёры знаменитой некогда английской труппы. Актёры не обделили сатирой ни евреев ни римлян, а персонаж шутник – еврей своими фразочками к месту сражает наповал. Игра актёров оставляет только приятные эмоции: оригинальные английские лица в сочетании с профессиональной мимикой и движениями актёров делают своё дело. Кстати, актёр, сыгравший римского градоначальника (некий аналог П. Пилата) своим профилем очень похож на каменные профили римских императоров. Музыка и слова к картине вполне в духе «Летающего цирка» и подстать задумке авторов. Вывод: такой жёсткой сатиры на религию и древнюю историю ещё поискать. Рекомендую этот неоднозначный и запоминающийся проект. 10 из 10
Больше всего порадовала сцена с тюремщиками и римским надсмотрщиком, а также сюжетная линия про еврея-шутника в исполнении Айдла. И, конечно же, его финальная песня просто бесподобна. На все времена!
Фильм, имеющий неплохие рейтинги и почитаемый многими людьми. Фильм, который взял за основу тему взаимоотношений римлян и евреев во времена жизни Иисуса. Фильм, который меня сильно разочаровал. Тонкая сатира - на самом деле тонны не смешного типично английского сортирного юмора. Была пара удачных шуток, но в целом весь фильм по уровню для меня встанет не сильно далеко от фильма, в котором трахнули пирог. Тут вступает и такой аргумент - мол, посмейтесь над иудеями с их глупой религией. Хорошо, я готов. Оп, шутка про то, что нельзя называть имя Иегова. Оп, шутка про то, что евреи жадные. Евреи выставлены полными идиотами, как собственно и римляне, да как и все в этом фильме. Хорошая задумка взять важную эпоху в жизни человечества, рассказать свой собственный ход событий, попутно смачно полив сами знаете чем всех действующих лиц. Само собой церковь не могла не ответить на такую дерзкую выпадку, а люди в последнее время очень любят, когда церковь злится. Наверное этим и объясняется успех этой дешевой английской провокационной комедии. 4 из 10
Монти Пайтон... Как мало в этих словах знакомого для большинства людей. Талантливейшие люди своего времени, они не боялись говорить то, что боялись сказать остальные. Фильм, собственно, является сатирой на фанатиков: Иудейский Народный Фронт, отшельник, толпа... Пайтоны подметили суть всего этого абсурда, и весьма точно передали его (абсурд) на экран. Юмор в фильме - на высшем уровне. Местами он, конечно, затянут, но оттого он не становится плох. А некоторые цитаты можно нагло своровать и использовать в жизни! 10 из 10 Фильм стоит того, чтобы его посмотреть. Полтора часа задорного смеха вам обеспечены!
Если бы мы жили во вселенной Рэя Брэдбери, в первую очередь сожгли бы даже не Амборза Бирса и Говарда Лавкрафта. Партия сразу бы взялась за Монти Пайтон и конкретно за эту ленту. Спросите у любого 'христианина', он отправил бы пленку прямо в ад! Не смотря на то, что 'Жизнь Брайана' - сатира, исторической достоверности в фильме в разы больше, чем в каких-нибудь 'Страстях Христовых' и прочей религиозной агитации. Не устаю повторять: чтобы высмеять - надо изучить. Монти Пайтон в очередной раз доказали, что такой подход - самый правильный. Под прицел попали не только религиозные догмы, которые часто сами себе противоречат, но и вполне актуальные темы, такие как жадность евреев, твердолобость доморощенных революционеров, не удалось убежать и от пошловатых шуточек про римские имена. Конечно, если нормальных людей такой смелый и откровенно жесткий юмор смешит, такого же отклика дождаться от человека 'верующего' не получиться. Если вы такой - не смотрите, а то у вас будет баттхерт на всю жизнь.
Возможно, на моя положительная оценка фильма малость не объективна в силу моих антиклерикальных убеждений, но и без идеологического сочувствия одной из основных линий фильма он имеет ряд достоинств. Да и достается в фильме далеко не только религии, даже не учитывая не столь очевидные для забугорного для англичан зрителя параллелей с ирландскими повстанцами и палатой лордов. Лично для себя я отметил, что вид на город в сцене, где Брайан с визгом летит к земле в инопланетном тарантасе до смешного соответствует Мос-Айсли из лукасовских 'Звездных Войн'. И после просмотра фильма наконец понял, на что был намек, имевший место в Fallout-New Vegas, где центурион также заставляет исправить грамматические ошибки в надписи на стене. Актерская игра нареканий не вызывает, весь фильм смотрится на одном дыхании, желания промотать ни разу так и не возникло, привычное для других лент. Также приятно отметить то, что тонко высмеивая основы авраамических религий, до антисемитизма дело у них не доходит. Единственное, что не понравилось - концовка. Рецензенты до меня высоко её оценили, но мне она показалась слегка диссонирующей по настроению с остальным фильмом. Но вишенка вместо кремовой розочки на торте его не испортит. Отличный, тонкий и неустаревающий юмор, больше тут нечего добавить.
Потрясающе! Позитивное настроение от начала и до конца! В фильме показаны различные личностные черты людей, которые заставляют видеть их недалекими (может, даже инфантильными), глупыми, нудными… и т.д. и т.п.. Хочу сказать еще, что лично для меня этот фильм смотрелся почти как собрание новелл. Все это потому, что фильм действительно приковывал внимание с каждой сценой. В каждой был юмор вызывающий смех, такое можно встреть (на мой взгляд) в фильмах очень редко или же это должны быть короткометражки, в которых нет вялого начала и вялого конца, а показывают самое интересное и важное, как главный момент в 10 минут вырезанный из 2-х часового фильма - вот с таким впечатлением я смотрела каждую сцену этого фильма. Отличная работа от начала и до конца. 10 из 10
Давным-давно, в одной жаркой стране, где на завтрак никогда не подают бекон, жил гордый и свободолюбивый народ. Ради лучшей жизни он всегда был готовы пересечь пустыню, пешком пройти по дну моря и бегством спастись от потомков фараонов. Им бы горя не знать на землях обетованных да манну небесную вкушать, но вероломно нагрянувшие легионы беспощадных супостатов насадили в благословенном краю тоталитаризм. В ответ лучшие умы и носы Ашдода, Бет-Шемеша и Хеврона организовали оппозиционную коалицию с единым кандидатом, которая лишь из-за трагического стечения обстоятельств не смогла стать альтернативой шепелявому ставленнику Империи Понтию Пилату. Эту историю в разных вариациях рассказывали почти две тысячи лет, но в ней неизменно были нестыковки и белые пятна, а истинная ее суть, кажется, всегда кем-то хорошо скрывалась. Многое изменилось, когда за древнее предание взялась группа исследователей из Англии, многим из которых приписывали излишнее пристрастие к алкоголю, а также примкнувший к ним американский художник-авангардист. Бывшие медийщики, годами халтурившие на Би-Би-Си, все это время, похоже, аккумулировали творческие силы, чтобы неожиданно для всех уйти в большое кино с амбициозными планами создания цикла исторических фильмов-деконструкций. Сначала под пристальное внимание попал король Артур и Крестовые походы. Ласточки летали низко, кокосовая скорлупа заменяла арабских скакунов, а священные гранаты сметали с узких тропинок недругов. Денег на концовку, как водится, не хватило, но искушенный зритель оценил задумку и тонкие метафоры. Спустя четыре года искания были продолжены в байопике о забытом хроникерами и евангелистами революционере и духовном лидере всех евреев Брайане Коэне. «Житие Брайана» по праву считается одной из самых острых и скандальных пародийных комедий, но едва ли имеет много общего с современными представлениями о жанре, который, как правило, высмеивает отдельные популярные хиты, а в лучшем случае – какие-то сиюминутные тенденции. Самый цельный с точки зрения сценария полнометражный фильм комик-труппы «Монти Пайтон» работает на уровне идей и идеологий, а поэтому и спустя тридцать лет после выхода способен вызывать у зрителя нужную реакцию. Под прицелом оказывается христианство (в том числе феномен мессианства), сионизм, нацизм (большинство острот при финальном монтаже вырезаны, но намеки все равно остаются), политические течения (особенно достается левым и либералам) и даже «Звездные войны», которые в определенном смысле тоже вариация помешательства. Другой секрет успеха «Брайана» среди киноманов и критиков – интеллектуальность пайтоновского юмора. Каждая шутка, даже выглядящая очевидной, тщательно продумана, что тем заметнее зрителю, чем больше у него понимания исторического и политического контекста. В какой-то момент даже начинает казаться, что это не псевдоисторическая пародия, снятая в декорациях очередного фильма про Иисуса, а философско-религиозная фантазия в жанре альтернативной истории, авторы которой рассуждают о предпосылках рождения мировой религии. В Европе и окрестностях расцвет римского империализма, в сионистской среде глубочайший идейный кризис и политическая раздробленность, на фоне чего возникает мощное духовное движение. Символика придумывается на ходу (сброшенная сандаля – чем не символ равности и любви к ближнему?), оказавшийся в нужное время, в нужном месте и с парочкой тезисов, подслушанных из Нагорной проповеди, полукровный еврей, живущий с мамой, вырывается в лидеры общественного мнения, а остальное, как водится, делает свита. И вот уже толпа ликует, женщины хотят от него сына, немые скороговорят, калеки пляшут чечетку, а мученическая смерть становится последним ярким штрихом в создании хорошо узнаваемого в будущем бренда. Но даже при всей едкости и точности сатирических образов «Житие Брайана» едва ли можно обвинить лишь в антиклерикальной однобокости. Пайтоны отлично знакомы с самоиронией, а в отношениях Римской империи и колонизированной Иудеи легко узнать характерные черты британцев, творцов самого большого государства в мировой истории. И хотя от огромной империи во второй половине ХХ века остался лишь жалкий осколок, там все еще находятся те, кто могут смело взглянуть на яркую сторону жизни, даже если ее наличие под большим вопросом.