Меланхолия. Она все ближе и ближе, и готова столкнуться с землей. Многие уже готовятся к предстоящему событию, а другие надеются что все обойдется. Но это неважно. Ведь все что должно произойти нам показывают буквально в первые пять минут фильма. Оставляя смотреть фильм уже без единой интриги на конец происходящего. Несмотря на это, оторваться от картины просто невозможно... Главная героиня - Джастин, невеста, которая окутана идеалами любой свадебной мечты. Все очень красиво. Притягивающе. Любой браконенавистник задумается о свадьбе, не говоря уже о девушках, глядя на всю эту красоту. В этом действительно что-то есть. Атмосфера очень культурного и большого праздника. На огромном поле для гольфа, в замке, без посторонних лиц. Удивительное ощущение начинаешь испытывать уже здесь. Нам дают почувствовать себя истинным гостем на этом мероприятии. Этой атмосферой столь проникаешься, что поневоле начинаешь аплодировать со всеми кто сейчас находиться там, на празднике, в кино... Несмотря на все это, наша героиня уже находиться в стадии небольшого разочарования. Её все раздражает, но она еще пытается держаться, и стараться вести себя подобающе любой невесте - улыбаясь всем вокруг... Её персонаж как бы готовит нас всех к страшной беде. Её внутренний мир стал потихоньку рушиться как карточный домик. Все перестает иметь значение. Вместе с этим рушиться и весь окружающий её мир, туда же и катятся все проблемы её сестры, мужа её сестры и босса. Постепенно вместе с ней нас вводят в это настроение - безнадежности и отчаянности. Фильм задает это настроение где то ближе к середине и оставляет нас наедине с этим уже до конца фильма. Кому то подобное настроение придется по душе, кому то нет. Но под впечатлением останется каждый. Персонаж Кирстен Данст действительно проникающий, глядя на нее, невольно вспоминаешь себя в подобном состоянии. Когда уже ничего не хочется, все вокруг лишь раздражает и вызывает уныние. А вот игра Шарлоты Гейнсбург по-настоящему завораживает! С нами подобных ситуаций (грядущий конец света) никогда не случалось, и поэтому перенять на себя её чувства вроде бы совершенно невозможно. Мы никогда не чувствовали это по настоящему, страх за свою жизнь, за жизнь своих близких и всего что тебя окружает, что этого вот-вот не станет... Но при этом ей удается на некоторое время и нас окружить этим безумием. Начинаешь паниковать и волноваться. Ведь с виду вполне себе сильный персонаж, сильная женщина начинает давать слабину. Это действительно пугает. Как если бы в вашей жизни был человек, на которого всегда можно положиться, человек который не сдается ни перед чем и никогда, вдруг начинает плакать. И вот при виде этих слез, начинаешь понимать, что все действительно плохо... Все так натурально. А ведь мы еще в начале понимали чем все закончиться. С виду очень приятная и красивая планета, разве можно было видеть в этом действительно чуде угрозу? Грубо говоря осознание того насколько все серьезно приходит только во время слез Гейнсбург. Пугающе убедительно! Стоит также отметить величие самой планеты. Она представлена не как только угроза для всего человечества, но и в то же время как чудо, на которое стоит посмотреть, которым можно восхищаться! Холод и тепло. Её буквально ощущаешь каждой клеточкой! Мурашки начинают охватывать все тело, становиться тяжело дышать, сердце стучит быстрее, а от потока приходящих мыслей даже становиться не по себе. Все сразу стараешься примерить на себя. Как бы ты отнесся к такому, чтобы чувствовал, и чтобы предпринимал. Мысль сменяется другой, успеть за ними просто невозможно. И какая бы мысль тебе не пришла в голову, за подобные впечатления ты просто влюбляешься в этот фильм! Такое не везде можно испытать. Чувство благодарности и искреннее признание самого автора, вот каким становиться исход всех хаотично льющихся мыслей. Особого смысла или послания в этом фильме искать не стоит. Это фильм катастрофа. Все просто. Здесь нет миллионов паникующих людей ищущих спасения. Здесь есть всего два персонажа, на которых и так все прекрасно понятно, а главное ощущается так как ни в одном фильме. Думаю именно за это Триеру стоит отдать должное. Это безусловно есть в его стиле, и пожалуй это одна из его характерных черт - прямота. Ничего лишнего. Только по делу. С чувствами и эмоциями включительно. Конец фильма превосходит все ожидания. Мы знаем что произойдет, но как? Ответ - красиво, торжественно, под Вагнера, громко, масштабно, ошеломляюще... 10 из 10
Что-то мне подсказывает, что в нашем десятилетии лучше фильма не будет. «Меланхолия» разойдется не на цитаты, на образы. «18 лунок», - скажу я и многие поймут, о чём это. Фон Триер в очередной раз прошёлся по пошлости, на этот раз наиболее остроумно, чем когда бы то ни было. Свадебная часть – от лимузина до несчастного тупого жениха, поправляющего носок – это сплошная комедия. За которую огромное спасибо. Теперь всем нелюбителям тупых церемоний есть ответ любителям. На Афише справедливо упомянули эмоции от фильма восьмиклассника: «Вау, а конец света можно показать и так???!!! Так получается, что 2012 - отдыхает!». Это важно. Фон Триер создал, возможно, впервые, фильм, понятный для большинства. Кажется, что этот фильм легко смотреть будет зрителю, который любит голливудские картины. Много диалогов, сюжет не провисает, режиссер не умничает, картинка завораживает, актриса раздевается. Но главное – ужас, который испытываешь. Этот гениальный дядька опять заставил биться моё сердце и, похоже, не только моё. Эмоциональное напряжение фильма, его последние 20 минут сродни театральному спектаклю – всё очень близко, осязаемо, словно действие происходит на сцене. Закономерное развитие после «Догвилля». Что мне показалось важным в «Меланхолии»? Режиссёр представил две части, два взгляда на жизнь – Жюстин и Клэр. Мне близко такое разделение людей, так как часто встречаю Жюстин и часто нахожу в себе черты Клэр. Такие люди, как Жюстин, вполне могут быть счастливы и улыбчивы, но даже во время своего счастья порой будут молчать, задумываться и уходить куда-то далеко. Они будут понимать многое из того, о чем другие люди даже не задумаются. Другие просто не будут видеть в пошлости – пошлость, другие будут терпеть и позволять себе жить с человеком, который этого не достоин. А таким как Жюстин, мир будет казаться очень злым и ненужным. Они даже смогут притягивать к себе всевозможные неприятности, аккумулировать вокруг себя что-то плохое и на всём протяжении жизни мучиться от окружающей несправедливости. При этом такое мучение будет намного достойнее проживания жизни другими людьми. Такое мучение, возможно, завершится красиво и опять же достойно. Сильный человек, наверное, сможет пережить меланхолию и сделать так, чтобы она не сильно мешала ему – так, тревожила дождливыми вечерами. Он построит волшебную пещеру и будет ждать конца. Слабый человек наглотается таблеток. Противоположность Жюстин – сестра Клэр. Человек, который соблюдает приличия и не всегда понимает, что приличия, пафос, традиции – это глупо. При этом такой человек, как Клэр, в отличие от Жюстин, очень дорожит жизнью, окружающими людьми, позитивно смотрит на многое. Мир не кажется Клэр таким уж злым. Ей не хочется впадать в меланхолию, не хочется умирать. Между Клэр и Жюстин существуют другие – тупые начальники, блатные племянники, женихи, не умеющие связать два слова, веселящиеся папочки, мужья, валяющиеся в сене… Интересен образ Шарлотты Ремплинг. Это такая Жюстин в старости. Которая всё понимает, но которой, к её сожалению, не довелось умереть раньше. Фон Триер однажды заставил меня задуматься о человеческой свободе, о любви, о пошлости. В этот раз он спросил меня – хочу ли я жить, ценю ли жизнь. Никогда прежде об этом не думал. А во время «Меланхолии» я осознал, как бы себя вёл на месте героев. Режиссёр, уверен, каждого зрителя заставил надеть на себя шкуру героев. Он заставил нас почувствовать приближение смерти. И меня заставил ценить жизнь, любить её ещё больше. Он не проповедует, не предлагает идеальный вариант. Но в образах Клэр и её сына он говорит о важности семьи больше, чем все фильмы на тему семейных ценностей. Я не хочу умирать. Не хочу умирать в одиночестве, с нетерпением ожидая смерти. Я её боюсь. И благодаря фон Триеру страх смерти для меня – чувство осознанное и достойное. Если ты не один, ты не хочешь закрывать лавочку. Если ты один – руки так и тянуться закрыть. Я не один – и фон Триер научил меня это ценить больше, чем я ценил. И мы не одни – у нас с вами есть режиссёр, который ничуть не преувеличивает, когда называет себя лучшим режиссером в мире. Только поэтому конец света предлагаю перенести подальше. P.S. После его фильмов сложно выходить в наш мир. С рекламой, шмотками, людьми. Режиссер ведь знает, куда мы сейчас выйдем после его фильма. Чувства обостряются ещё больше. Опера не смолкает.
Меланхолия. Пролог. Планета или состояние души? На этот вопрос, выплетая ажурные паутины, отвечает режиссер-провокатор фон Триер, а также его протеже Кирстен Данст и Шарлотта Генсбур. Как мне кажется, это один из тех фильмов мирового кинематографа, к которому невозможно относиться 'никак'. Он разводит своих зрителей в диаметрально противоположные стороны. После просмотра фильма вы либо полюбите Ларса фон Триера, либо будете его ненавидеть. Но что делать, если конфликт зародился внутри одного человека? Думаю, не стану исключением, если скажу, что фильм вызвал у меня чувства сильные и противоречивые. Изначально задумывавшийся поход на какое-нибудь легкое необремененное смысловыми и символичными инсинуациями кино, приобрел философо-меланхоличный характер... Начну, пожалуй, не с описания формы (ибо тут все довольно очевидно), а с того, что понравилось и зацепило меня с самого начала - музыкальное сопровождение (умышленно не называю его саундтреком, потому что язык не поворачивается назвать Вагнера столь простым, обиходным словом). Сделать единственный лейт-мотив, объединяющий столь разные части - для режиссера ход рискованный, ход необычный, но вместе с тем довольно логичный. Да простят меня Ханс Циммер, Джон Уильямс, Дарио Марианелли, но даже их талант не смог бы помочь воплотить идею Меланхолии до конца. Вагнер - с идеями романтизма, коими пронизана вся его музыка, ее мистицизм, наполняет и дополняет всю символику фильма. Плачущие интонации - lamento - неотвратимо приближают зрителя к единственно возможному концу. Меланхолия. Часть 1. Планета. Что же касается характеров героинь, не могу сказать, какой ближе лично мне. Ведь не смотря на свою разложенную по начищенным до блеска полочкам жизнь среди раритетных и дорогих изданий, свое стремление к перфекционизму, Клэр абсолютно естественна, жизнелюбива и страстна. А такая отстраненная, 'скульптурная' Джастин, в начале предстает нежной и любящей невестой. Сомнение зарождается, когда Джастин видит на сумеречном небе созвездие Скорпиона и конечно же самую яркую звезду созвездия - Антарес. Постепенно в сознании Джастин зарождается сомнение, девушка в очередной раз смотрит на небо и не видит Красного Гиганта, 'съеденного' Меланхолией. Для нее это становится отправной точкой в конец. И она достает из стены своей жизни кирпич за кирпичиком, тем самым разрушая привычный уклад. Меланхолия. Часть 2. Состояние души - К такому выводу я пришла, так как некоторые процессы, происходящие в фильме с точки зрения физики, сомнительны. А вот меланхолия, как состояние души вполне может привести к апокаллиптическому исходу всю планету. Она неумолимо движется на Землю, пожирая остатки самого ценного и дорогого. Меланхолия. Финал-апофеоз. Три лица. Самое захватывающее в этой картине - это несколько крупных планов с закрытыми глазами. Выражение лица Лео - абсолютно спокойное, безмятежное. Он ничего не боится, ведь его защитит Волшебная Пещера, мать и тетушка Стилбрейкер. Лицо Джастин - уверенное в неизбежности конца, но впервые за весь фильм сосредоточенное уже не на своем внутреннем мире и Меланхолии, а на том, чтобы защитить близких людей. И выражение лица Клэр - абсолютно не готовой отдавать свою жизнь и жизни своей семьи. В конце фильма, не смотря на весь трагизм происходящего, они впервые любят друг друга и готовы жертвовать собой ради спасения. Приятно было смотреть на лица главных героинь, свободных от голливудского лоска. Можно было разглядеть непропорциональность и асимметрию, но вместе с тем они были на 100 % притягательные и гипнотизирующие... Картина, которую создал Ларс фон Триер, по праву можно считать искусством, ведь он заставил зрителя задуматься о смысле жизни.
Пессимизм последних времён, обусловленный войнами, катастрофами, эпидемиями, и не в меньшей степени синдромом всеобщей хронической усталости от суеты и порождаемой ею агрессии привёл к популярности темы апокалипсиса/постапокалипсиса. Кажется, Ларс фон Триер именно потому припал к этому неисчерпаемому источнику: тягость убыстряющегося, но унылого времени особенно чутко переживаются людьми творческими и ментально нездоровыми. Однако кажется, что пафосная демонстрация погибели Триера если чему и кланяется, то не фильмам о конце света, а фильмам о пограничных состояниях. Провокационная фраза на фестивале в этом плане насколько ложь, настолько правда. Дело не в политике, не в человеконенавистничестве; но в отчаянном желании понимания, выглядящем желанием отмщения. Фильм прежде всего очень личный. Начало фильма в этом плане - не столько 'краткое содержание' последующих событий, сколько пророчество в рамках показываемой вселенной. Это режиссёр пророчествует зрителям, веря, что они не поверят. А то и не поймут сразу, как бы ни были красноречивы кадры с падающими птицами и другими атрибутами гибели. Говорят, 'Охотники на снегу' Брейгеля Старшего выражают идею о том, что Бога нет вне жизни на Земле, что Он растворён в каждой мельчайшей клетке мироздания. Часть 1. Месть Клэр. В конечном счёте, гибель каждого человека выключает для него мир, оставляя на его месте даже не чёрный квадрат, а полное ничто. Какой смысл в страхе общей смерти? Но Клэр - жена и мать. Кроме того, любящая сестра, в отличие от нелюбящей (никого) матери и 'любящего' отца. Любящая не то чтобы как долг велит, но уж точно 'как положено'. Постараться сделать для сестры всё, чтобы она выглядела (обычным) человеком. Для этого Клэр выкладывается, она терпелива, а терпеть есть что. Любой нормальный человек скажет, что выходки её сестры отвратительны и невыносимы; но Жюстин носит имя страдающей добродетели. Только для одного человека всё, что происходит на свадьбе, кажется местью - местью здорового мира каждой клеточке её измученного тела. Только для Жюстин это месть. Месть ненормальному за его ненормальность. Месть жизни за отказ от её даров, пытка жизнью, самым ярким выражением которой является свадьба, кульминация любви, плодородия, возможность дарить радость. Но злосчастная свадьба - субъективно огромное инородное тело в личном пространстве Жюстин. Всё, что ей хочется - высказаться тем, кому она поверит, доверить страх тем, кто может его развеять, уснуть на руках того, кто может её убаюкать, снять симптомы жизни, доставляющие дискомфорт. Но её только толкают, отталкивают и заставляют. Попытки бежать бессмысленны: от собственного тела (собственной больной души, прободной язвы души) бежать некуда. Все её кощунственные действия - насмешка над (освящёнеыми) действиями, требуемыми от неё. С каждым поворотом кажется, что гибель свадьбы пройдёт мимо. Знаки разрушения то возникают, то минуют. Сопереживающие Клэр надеются; но надежды не оправдываются, а главный мужчина дезертирует, чувствуя себя в полном праве это сделать. Часть 2. Месть Жюстин. Словно вторая Луна, небесный странник, планета Меланхолия неумолимо вторгается в личное пространство Земли. Вначале она беспокоит, задевая её чуткие (нервные) локаторы; потом забирает воздух; потом поистине меланхоличным движением, лёгким нежным толчком она разносит маленькую Землю в мелкую пыль. The rest is silence. В конечном счёте, гибель каждого человека выключает для него мир, оставляя на его месте даже не чёрный квадрат, а полное ничто. Какой смысл в страхе общей смерти? Для Жюстин никакого, ибо она страшно одинока. Перед смертью человек одинок; а депрессия - это стояние перед смертью. Она не зла точно так же, как не зла эта планета, вроде бы проходящая мимо, временно. Она вполне дружелюбна и снисходительно-терпелива. Больше того - она пытается любить, она выкладывается, как может. Она вписывается в красоту гламурного поместья. Умиротворяюще ссыпаются ягоды, лошади нежно приникают, наездницы летят по ленте дороги. Вторая Луна потусторонним синим мерцанием, словно некий проектор, выхватывает, представляя забывшему и замылившемуся глазу, тихий пейзаж, темнеющую зелень, пересекаемую бархатными шеями прекрасных лошадей. Мир обеих сестёр гиперболизиронно красив, но мир Клэр дневной, а вот эта ночь, полная тайных страхов, ночь, когда боль разливается так широко, что больше не колет - мир больной сестры. Пейзаж-перекличка с пейзажем Алена Рене и астрономические допущения подчёркивают субъективность мира. Это она, меланхолия Жюстин, Офелии-истероида, которая, кажется, пройдёт, и останется только гармония места; но знаки обманывают. Кажется, смерть решится нежно и декадентски прекрасно; но Жюстин не даёт умереть 'красиво'. Теперь она в своей стихии, теперь она одна знает, как надо, и делает всё как надо. И теперь черёд Клэр чувствовать нехватку воздуха, судорогу, сводящую руки, теперь она понимает, что это значит, когда некуда убежать. Теперь её мужчина не только дезертирует с позором, но и погребён под навозом. Мужчина-режиссёр, страдающий депрессией, наделяет ею героиню, причём не утончённо-ртутную Шарлотту Генсбур или нервно-змеиную Шарлотту Рэмплинг; героиня Данст внешне витальна. Кто эта женщина, жертва или причина Боли? Очевидно, и то, и другое. Земля носит нечто, несвойственное планете. Женщины тоже перенапряжены от мужской работы и мужской воли. Погибель, кажется, не только прозрела, но и призвала женщина, погибель на замену беспомощной любви. Любовь соединила троих перед концом или усталость от постоянного невольного мщения? Разве что общая любовь к ещё не созревшему, но мужчине, символу человека как такового, (до поры) безвинного. Картина 'Охотники на снегу', в конце концов, вещь, изображающая реальность, символ реальности, но не она сама; она - плод работы художника, отпечаток его стиля; любая картина о мире есть мир эгоцентрический, с создателем-человеком, стоящим в центре своей вселенной. Смерть Земли от Меланхолии с большой буквы - желанная и субъективная гибель Жюстин, апофеоз эгоцентризма, рифма, воздаяние. В этих рамках Жюстин действительно знает всё, ибо она - бог этого мира, разлитый по каждой частичке субъективной картины. Меланхолия - её создание и огромный любовник, которого она желает, которого чувствует себя достойной, слияния с которым до изничтожения личности она жаждет. В конечном счете, гибель каждого человека выключает для него мир, оставляя на его месте даже не чёрный квадрат, а полное ничто. Вопрос в одном: как долго будет длиться жизнь как феномен. Вероятно, ответ один: доколе чья-то Боль не переполнит чашу, не выйдет из берегов и не призовёт своей неслыханной силой мегатонную боль на всю испорченную планету. Пока хотя бы одному не захочется сменить жизнь на небытие слишком сильно.
Фильм депрессивный. По-настоящему депрессивный. Я говорю не о модной депрессии, когда каждая вторая девчонка в контакте пишет, что у нее 'депрессия', причиной которой является ссора с любимым или его отсутствие, или непонимание мамы и прочее. Не любая печаль, грусть, плохое настроение является депрессией. Депрессия - это диагноз. Человеку нет ни до чего дела, ни до работы, ни до семьи, ни до ответственности, ни до удовольствий. Доходит до того, что человек еле двигается. Люди пытаются поддержать, окружающие говорят: 'Не падай духом', 'все будет супер', 'тебе надо просто встать и идти дальше'. А человеку хочется, чтоб его просто оставили в покое. Все. В этом состоянии и пребывает главная героиня очередного произведения искусства от Ларса Фон Триера - Жюстин. (Триер удивлял нас в 'Догвилле', заставлял переживать 'Танцующей в темноте'). Депрессию Фрейд называл Меланхолией. Фильм начинается с того, что в Землю врезается огромная планета. Автор фильма еще до премьеры с радостью сообщил публике, что в фильме все умрут. 'В каком-то смысле, у фильма хэппи-энд'- сказал Ларс. Первая часть фильма - 'Жюстин'. Показывается свадьба героини. То сестра ее, то холодная мать, то веселый отец, то начальник, то сам жених. Все они твердят о одном, о том, что Жюстин должна быть счастлива. Она улыбается всем, кивает головой. Но ведет себя странно. Ей непонятно зачем все это. Вся это свадьба, эти ритуалы. Все это происходит на фоне появившейся на небе яркой звезды. Планета Меланхолия движется в сторону Земли. Вторая часть фильма рассказывает про сестру Жюстин - Клэр, ее мужа и сына. Планета все ближе и муж Клэр, 'научный человек', убеждает всех, что эта планета очень красива и она пройдет мимо Земли и они будут наблюдать этой красотой. Жюстин же верит в то, что все умрут и что так и надо, потому что - 'мир - зло'. Стимулом к созданию фильма стал разговор режиссера с психиатром. Тот ему сказал, что депрессивные люди ведут себя спокойнее во время форс-мажорных обстоятельств, потому что они знают, что все будет плохо. Когда все в панике, меланхолики думают: 'Мы же вас предупреждали'. Фильм заставляет задуматься об отношении людей к смерти. Она неизбежна, но люди стараются об этом не думать. Зная заранее, что все умрут, тем не менее оторваться от фильма было трудно. На роль Жюстин сначал режиссер позвал Пенелопу Круз, но та не смогла сняться в 'Меланхолии' из-за съемок в 'Пиратах', чем сделала великое одолжение. Кирстен Данст безупречна в этой роли. 10 из 10
Каждый фильм фон Триера - это нечто новое и ранее не познанное миру, это нечто иное - недоступное общей публике. Очень часто данный режиссер брал минимализмом, но в последнее время настало время для чего то нового - будь-то жестокость в Антихристе, или невероятно красивые и реалистично-живые виды в Меланхолии, про которую и пойдет речь. Меланхолия - это фильм, в каком-то понимании про жизнь в разных её проявлениях. С одной стороны - это фильм про жизнь в достатке, когда у тебя все есть, тебе не интересны продвижения, тебе не интересны деньги и в итоге ты просто начинаешь скучать/хандрить и в тебе поселяется частичка той самой меланхолии, как это случилось с Джастин. Она первая, без каких либо научных познаний опознала и почувствовала новую жизнь в себе, некое родство с планетой (вспоминая момент на свадьбе); совершенно не боялась столкновения с планетой, потому что когда тебе нечего терять никакая Меланхолия тебе не страшна. Первая часть в тоже время про то, что нельзя радоваться определённым достижениям, не желая того где-нибудь глубоко в душе (повышение, сама свадьба). Посему именно первая часть мне видится явным апофеозом богачей, который мне, как простому человеку, который желает простого счастья, абсолютно не интересен. С этой стороны намного грустнее и намного реалистичнее мне видится вторая часть - жизнь Клэр. Клэр, совершенно иное, противоположное своей сестре Джастин. Мечтающая о спокойной жизни, дарованной своему мужу и сыну, помогающая своей гиблой сестре, которую уже полностью охватила хандра, тянущаяся к знаниям и изучению нового, которая видит только будущее, не задумываясь о том что может случится сегодня, завтра, послезавтра, etc. Она не видит и до последнего не может смириться с прибытием этой самой Меланхолии, не хочет верить в реальность столкновения и посему верит во все сказанное, в то что планета отдаляется, в то что все будет хорошо. Из всего изложенного во второй части можно сказать, что она о простом человеческом счастье, когда человек думает о завтрашнем дне и у него есть планы, когда ему есть ради чего жить, то есть по сути - эта часть про нашу с вами жизнь. Фильм достаточно обилен на метафоры, одна из самых явных - это лошади Клэр и Джастин. Абраам - жеребец Джастин, который доходя до определённого места начинает брыкаться и не хочет ехать дальше и безымянный конь Клэр, который скачет все дальше и дальше, тем самым показывая нам что это жизненные пути каждой из сестер. Так же в Меланхолии достаточно, так званных, пасхальных яиц, примером которым служат картины, так званной, эпохи Меланхолии, которыми Джастин пыталась обставить весь дом и оставить их у всех на виду. На самом деле - это то самое кино, которое стоит смотреть и пересматривать, в котором при каждом новом просмотре вы будете находить что-то новое. Потому если вы устали от разжеванных 'попкорн' муви и хотите чего нибудь необычного - посмотрите Меланхолию, пополните свою кино-копилку новыми ранее не познанными впечатлениями и откройте в ней что-то свое.
Я никогда не являлась поклонником творчества этого режиссера, т. к. его мрачная философия мне совсем не близка. Тем не менее, нельзя спорить с тем, что это настоящий мастер, и в предыдущих работах он проводил и доказывал свою точку зрения на мир и людей очень убедительно, и с ним трудно было спорить. Чего не скажешь о 'Меланхолии'. Причем, если вспоминать его фильмы от более ранних к более поздним, можно заметить, как его идеология становился всё более и более мрачной. В шедевре 'Танцующая в темноте' есть светлое и чистое начало, которое гибнет в тисках безжалостного человеческого общества. В 'Догвиле' уже ничего святого и чистого нет. В 'Антихристе' мы к концу фильма приходим к выводу, что не только человек, общество, но и весь мир, начало мира - это зло. И люди только пытаются быть хорошими, что-то изображают из себя, но всё это не имеет смысла, потому что они изначально гнилые внутри. И вот, 'Меланхолия'. Та же философия. Но... честно говоря, с первых кадров уже хотелось выключить. Потому что, действительно, абсолютно глянцевые картинки, которые, не смотря на всю красоту, вызывают сразу ощущение фальши и недоверия ко всей последующей истории. Даже не верится, что это снял тот, кто снимал 'Танцующую в темноте' и 'Антихриста'. Далее. Когда пошла первая часть 'Джастин', стало, вроде бы, немного лучше. Но чем дальше, тем персонажи вели себя всё более и более нелогично, и... к концу первой части осталось только недоумевать. Во-первых, абсолютно некому сочувствовать, потому что все какие-то депрессивные и странные. Никакой аллегории человеческих отношений я тут не вижу, т. к. вообще не вижу чисто человеческих отношений. Особенно меня убил финал с тем, как уехал муж, вообще всё развалилось из-за главной героини, а на следующей день сестра как ни в чем не бывало предложила ей поехать кататься на лошадях. В-общем первая часть оставила меня в полном недоумении, и я думала, что, может вторая часть что-то прояснит. Но и, по-прежнему, хотя были чисто 'Фон Триеровские' моменты, в целом как-то непохоже на все остальные его фильмы. Даже не сказать, что слабее, это как будто подражание Фон Триеру, игра в Фон Триера. Его предыдущие фильмы действительно были суровыми и мрачными, могли вогнать в депрессию, а здесь - какая-то красивая игра в мрачность. Вторая часть и логичней, и серьезней, и, благодаря, может быть, любимой актрисе Фон Триера гораздо больше похожа на него. Но, здесь, наоборот, беспокоит не нелогичность, а предсказуемость. Всё ясно с самого начала. И существует странный для Триера конфликт между красотой картинки и тревожностью настроения. Вернее, красота картинки как-то мешает создавать ощущение тревоги. И финал оставляет ощущение пустоты. Планета 'Меланхолия' красиво и торжественно врезалась в Землю - и хочется сказать 'классно! Пересмотрю-ка последний кадр и поставлю его себе на рабочий стол'. Всё ушло в чисто внешнюю сторону. Ощущения, что Земля и люди - это зло абсолютно не возникает. Это остается только на словах Джастин, и, если бы она этого не сказала, такая мысль вообще не пришла бы в голову. Из всего этого я делаю вывод, что идеи Фон Триера о всеобщем зле перестали попросту его вдохновлять, и этот фильм он сделал просто 'по привычке', потому что не придумал пока, о чем еще можно снимать. Насколько этот вывод правильный, думаю, будет ясно, когда увидим его следующий фильм. 5 из 10 За красивую картинку.
Фильм «Меланхолия» я ждала с нетерпением, предвкушая что-то красивое, глубокое и необычное. Уже вначале мне понравились красивые картины, сменяющие друг друга около 10 минут под проникновенную музыку… Одним словом, я приготовилась к какому-то открытию. И вот мы оказались на свадьбе Джастин. Все веселятся, смеются, шутят, жених и невеста, кажется, счастливы, сестра невесты, Клэр, подготовила замечательную свадьбу. Но почему-то, смотря на весь этот праздник, ощущается какая-то опустошённость, бессмысленность происходящих событий. Очень странные реплики матери, абсолютно наглое поведение начальника, а самое главное, неадекватное поведение Джастин вызывало во мне недоумение. И потом я поняла, почему эта свадьба казалась мне опустошённой. Потому что она показана глазами Джастин, а она, как известно, олицетворяет в фильме Меланхолию. Меланхолию – как планету, готовую поглотить Землю безо всякой жалости. Она такая…такая дружелюбная… говорит Клэр, глядя на приближающуюся к Земле Меланхолию, но нам она дружелюбной не кажется. Равнодушной – да. Впрочем, как и сама Джастин. Многим героиня Кирстен Данст понравилась, и я удивлена, почему. Если представить на секунду, что она глубоко несчастна, тогда зачем всё это? Зачем свадьба? Лично я не увидела в её женихе ничего такого отталкивающего и чудовищного, чтобы так с ним поступить. Отсюда ещё один вопрос – за что он вообще полюбил Джастин? Девушку, которая в тайне ненавидит весь мир, но всё же в нём живёт, не пытаясь ничего изменить. Она только всё рушит. Хорошо. Всем нам приходится притворяться, и не всегда мы поступаем так, как хотим, и не всегда нас окружают только приятные нам люди. Можно понять Джастин, что она решила порвать со всем этим разом. Но почему же она не стала счастливой? Почему мы видим её ещё более опустошённой, чем раньше? Поведение Джастин во второй части фильма меня ещё больше оттолкнуло от неё. Почему она так озлоблена? Какое право она имеет так равнодушно и жестоко разговаривать со своей сестрой? Как она могла не поддержать Клэр в такой страшный момент, после всего, что та для неё сделала? И опять же, смотря на семью Клэр, её мужа, её ребёнка, которых она безумно любит, я чувствовала опустошённость и бессмысленность этой любви. Почему? Потому что опять всё это нам показано с ракурса Джастин – Меланхолии. Наслаждайтесь, пока всё не кончилось – заявляет мать Джастин на свадьбе. Но этого наслаждения жизнью в фильме ни капли. Жуткая депрессия, ощущение пустоты, а главное, бессмысленности работы, друзей, семьи, любви! Ощущение ненависти к жизни и стремления к смерти. Да, с таким миром расстаться не жаль. Клэр паникует, Джастин в полном спокойствии. А что собственно ей терять? Всё, что могла, она в своей жизни уже разрушила и не стремиться обрести счастье. Очень жаль Клэр. Вообще, из всей галереи людей, представленных глазами Меланхолии, мне понравилась Шарлотта Генсбур. И очень жаль, что её любовь не вызывает ощущения счастья, а только бессмысленности, что говорит о таланте режиссёра. Но это же не так! Разве Земля такая? Разве всё, что мы делаем бессмысленно только потому, что мы рано или поздно умрём? Конечно, можно хоть сейчас послать всё к чёрту, возненавидеть весь мир и ждать всеобщего конца света, но только – зачем? Не лучше ли любить и быть любимыми, стремиться к своему частью и делать счастливыми своих родных и близких? Я считаю, что кино – это величайшее искусство, которое должно воздействовать на человека, учить его чему-то хорошему, заставлять его делать открытия, добиваться от него эффекта очищения, осознания чего-то важного, возможно, переоценки ценностей. Чему же учит данный фильм? Единственный человек, Клэр, которая искренне любит и пытается жить счастливо, растоптана фильмом, низведена до уровня таракана, которого не жаль, как и всех остальных. Да, я верю, что планете, движущейся на Землю, абсолютно наплевать, кто заботится о ближнем, а кто законченный эгоист, все умрут одинаково. Но это не значит, что жить вообще не нужно. Таким образом, фильм «Меланхолия» получился с красивым началом и финалом, с потрясающей музыкой Вагнера, но превращающий все жизненные ценности в мусор, а людей – в жалких существ, недостойных жить. Отговаривать смотреть фильм я не стану, всё же он нашёл своего зрителя, просто им оказалась не я. С теорией «Земля – это зло» я не собираюсь мириться, уж простите. 3 из 10
«– Я не люблю мужчин. Я не люблю женщин. Я не люблю детей. Мне не нравятся люди. Этой планете я бы поставила ноль.» «Три истории» Киры Муратовой. Ларс фон Триер безусловно Гений. Что еще важнее, он гений, поверивший и принявший свою гениальность. Это дает ему огромное преимущество перед остальной кучкой людей. Он абсолютно свободен в высказываниях и в выражении всех своих творческих амбиций. На его работу не сказывается мнение критиков, жюри фестивалей, изменения погоды и вселенские катаклизмы. Ларс – шутник. Человек способный тонко почувствовать конъюнктуру на рынке чувств и эмоций зрителей и умело манипулировать ими. Я глубоко убежден, что «Меланхолия» фон Триера это – фейк, розыгрыш. Вопрос даже не в том что это не фильм-катастрофа. Ясно, что это кино не про Конец Света. Ларс, как давний почитатель Тарковского, прекрасно понимает что через вопросы вселенского масштаба не так уж трудно рассмотреть проблемы маленького человека. «Солярис» Тарковского тоже не про освоение Космоса. Так и «Меланхолия» вовсе не про планетарный карачун. У датчанина не стоит вопрос о необходимости жизни на планете Земля, как таковой. Вопрос в том – стоит ли жить каждому конкретному человеку и если стоит, то ради чего. Меланхолия, черная желчь течет по нашим сосудам. Мы всю жизнь продираемся через вязкие нити условностей, привязанностей и убеждений (вспомним видения героини Кирстен Данст) Единицы могут наслаждаться синевой и глубиной Меланхолии. Большинство до смерти боятся смерти, как не глупо это звучит. Так вот шутка режиссера в том, что Ларс пытается показать нам, через свое гениальное полотно, что Жизнь не стоит того чтобы за неё бороться. 'Люди – зло. ' - говорит героиня его фильма. При этом присмотревшись понимаешь, что сам Ларс фон Триер тот еще жизнелюб. Что он опять умело сыграл на зрительских предпочтениях и разнес нашу планету в тартарары только потому, что сейчас это модно. Шутник вы однако, маэстро! «Предостереженья «ты плохо кончишь» - сплошь клоунада. Я умею жить что в торнадо, что без торнадо. Не насильственной смерти бояться надо, А насильственной жизни – оно страшнее.» В. Полозкова. 8 из 10
Вот первый вопрос, пришедший мне в голову после финальных титров. Признаюсь, от 'самого лучшего фильма года' я ожидала намного больше. А чтение кучи восторженных рецензий окончательно повергло меня в ступор. Неужели я настолько тупой человек, что не могу понять всю гениальность Ларса фон Триера и присоединиться к толпам обезумевших фанатов? Неужели во всем том, что было показано за эти два часа, есть супер глубокий смысл?! Посмотреть 'Меланхолию' я решила по двум причинам. Первая - громкое имя режиссера и скандал на Каннском фестивале. Вторая - золотая пальмовая ветвь, которую получила Кирстен Данст. Высшую награду престижнейшего фестиваля не получают просто так. Фильм обещал быть сенсацией, и я купилась. Про сюжет даже говорить не хочется. Тема конца света сейчас как никогда модна, поэтому фильмов со слоганом типа 'Мы все умрем' в последние годы появилось великое множество. Столкновение с гигантской голубой планетой Меланхолия - не самый худший вариант для всеобщей погибели. Но фильм поражает полнейшим отсутствием логики. Её нет даже в движении планеты, которая вдруг начала отдаляться в ту же сторону, откуда пришла (затормозила она, что ли). А логику в поступках Джастин (героини Кирстен Данст) я перестала искать после того, как со свадьбы уехал жених. Я так и не поняла, сошла Джастин с ума или нет. Или это была просто депрессия, заставляющая смотреть на всё, даже на гибель человечества, с холодным безразличием. Но получился очень странный персонаж, которого довольно трудно понять. Шарлотта Генсбур здесь сыграла женщину по имени Клэр. У неё есть любящий муж и прекрасный сын, она своего рода нянька для сестры (Джастин во второй части фильма начинает вести себя более чем странно), и она очень боится столкновения Земли с Меланхолией. Сыграла Шарлотта неплохо, её истерика в конце была очень убедительной и прямо душераздирающей. А самой запоминающейся стала сцена, когда не слишком любящие друг друга сестры берутся за руки, чтобы вместе встретить смерть. Я была рада увидеть Кифера Сазерленда в этом фильме. Он очень хорошо сыграл роль ученого, увлеченно наблюдающего за приближающейся Меланхолией. Правда, я не все его поступки одобряю, но это уже зависит от психологии персонажа, а не от игры актера. Однако никакая игра актеров не может оживить изначально слабый сценарий. Слишком много непонятного, нелогичного, ненужного. Ну какой смысл в том, что голая Данст загорает в лучах Меланхолии? Зачем писать на поле для гольфа? Почему Клэр, спрятав какие-то неведомые таблетки в запирающийся ящик, кладет ключ рядом с ним на самом видном месте? Наверное, на все эти вопросы есть вразумительные ответы, но... Лично я их не знаю. Что мне еще не понравилось: Во-первых, постоянное дрожание камеры. Во-вторых, какой умный человек делал монтаж?! Нам показывают один кадр, и буквально через секунду сцена кардинально меняется, а ты судорожно пытаешься вникнуть, что произошло, почему вдруг Джастин в другом конце комнаты, или куда делся еще один человек, хотя он только что стоял рядом. Однако, чтобы не критиковать фильм полностью, остановлюсь на том, что мне понравилось. Элементы комедии порадовали - особенно здесь отличился отец невесты. Очень красивые пейзажи - великолепное поместье, идеально подстриженные лужайки, а сцены прогулки на лошадях выше всяких похвал. А еще - выражение лица Кристен Данст на последних секундах фильма и сомкнутые руки Джастин и Клэр. Итог На мой взгляд, фильм получился очень странным. Наверняка в нем заложен невероятно глубокий смысл, но он выше моего понимания. Искать символы и отсылки на Евангелие, Библию и прочее и выдумывать 'что хотел этим кадром сказать автор' - даже не хочу погружаться в мир аллегорий и ассоциаций этого неоднозначного режиссера. Я бы не стала советовать смотреть этот фильм - он не оставил после себя ничего. Мне искренне жаль, что я потеряла два часа на данное творение. 6 из 10 P.S. Возможно, я просто недостаточно умна для этого фильма.
Подобный фильм может описать либо сам автор, либо полный идиот. Поэтому тезисно: + Меланхолия – это женщина, а точнее ее вторая половина. Триер так глубоко заглянул в женскую суть, как никто до него в кино. В Антихристе он лишь замахнулся на ту орбиту, по которой движется Меланхолия. В Антихристе он штурмовал суть женщины в лоб, а здесь он создал целую атмосферу, чтобы дать понять. + Запомните: Эрос и Танатос. Эрос - стремление к любви. Танатос - стремление к смерти. На этих двух стихиях строится весь фильм...и все женщины (если вы хоть что-то смыслите в искусстве). + Весь фильм - это танец двух противоположностей, спаянных в одно целое: Абсолютная жизнь и Абсолютная смерть. Планета Земля и планета Меланхолия. Сестра любви и сестра смерти (две родственные женские души, которые умрут вместе) В фильме даже части две. + Повторюсь, Меланхолия - это фильм о женщине, только о ней. Мужчины В Меланхолии – никто, они бессильны перед женским началом. Да вот же они: - Конь. Укрощенный. -Ребенок. Мужчина, которого обманывают, как ребенка. - Отвергнутый. Который не может постичь суть женщины и сделать ее счастливой. - Лживый, слишком уверенный в себе муж, который оказался трусливее жены. - Племянник босса – игрушка. - Босс – болван и деспот, которые не видит дальше собственного носа. - Отец сестер. Отец, кстати, выступает здесь в роли самого Бога ('прости своего глупого отца', он уехал, сбежал с планеты - 'папа сегодня не вышел на работу') Он - главный мужчина, но и он бессилен против танца жизни и смерти. + Как Кирстен Данст играет этот внутренний женский голос! Твою мать! Она играет дикую, настоящую женщину, а не выхолощенную домохозяйку, которая уже не может стать роковой ни для кого. Она - сама меланхолия, сам танатос в чистом виде. + Для кого-то смерть от Меланхолии – горе, а для кого-то спасение. + Как и в Антихристе, единственное избавление для женщины – это смерть. + Примерно с середины картины, хорошего зрителя накрывает тревога, которая достигает своего апогея к концу фильма. У меня были холодные руки и волосы стояли дыбом еще минут 15 после титров. Мужчину эта картина должна заставить бояться женщин. Потому, что мужчина в мире Земли и Меланхолии – никто. + В фильме неимоверное количество знаков и намеков: начиная с картин и заканчивая природой (новости обрушились, как град). + Если вы, просмотрев Меланхолию, думаете, что это фильм - катастрофа про конец мира, то вы ничего не поняли. Учитесь смотреть и думать, читайте книжки. Начните с анализа холстов 'Соломея' и 'Охота'.
Итак, я добрался до Меланхолии. Мне понравилась задумка и ее трактовка. Как бы ты поступил, если бы знал, что умрешь сегодня? Многие люди перед смертью меняются и становятся совершенно противоположными себе людьми. Как Клэр в фильме из спокойной, ответственной девушки превращается в человека нуждающегося в помощи еще больше чем сама Жустин. Она поддается панике, истерике и теряет собственное лицо, свою личность. А правильно ли было так поступать? Терять самообладание? Ведь не имеет значения, как ты проведешь последние пять минут жизни. Или имеет? Вы скажете — надо достойно. Но зачем? Для чего? Живем ли мы для чего-то очень важного и большого после смерти или мы живем, чтоб умереть так же быстро и мгновенно, как Клэр и Жустин в Меланхолии? Важно ли сохранить достоинство перед смертью или поддаться панике? Неужели это не имеет значения, ибо в обоих случаях человек умирает? Смерть - это страшный конец, или все же, как считают большинство, начало чего-то нового? – Вот какие мысли будоражит этот фильм. Более того, мне понравились отношения между Клэр и Жустин. Клэр для Жустин старшая сестра, помощь, сиделка. Но именно кроме этого в их отношениях ничего не было. Вначале фильма- «иногда я так сильно тебя ненавижу». Нервничала ли Клэр потому что хотела, чтоб Жустин добыла свое счастье? Или она нервничала потому что сестра- не такая как она? Ведь если бы она думала только о благополучии Жустин, Клэр вела бы себя совсем по другому во многих ситуациях. Была ли при жизни Клэр счастливее Жустин? Я так не думаю. Во многих случаях депрессивная Жустин была намного счастливее своей уравновешенной сестры. Для Клэр очень важно было спокойствие, благополучие, и точный контроль всего того, что происходит. Но так жить нельзя ибо всегда в жизни что-то идет не так. Не добившись того контроля, которого она хотела, Клэр никогда не была бы полностью счастлива, ибо из-за этого она бы нервничала, а счастье можно добиться исключительно через внутреннее спокойствие. Жустин была меланхолична, депрессивна, но, казалось, ей было хорошо жить внутри себя и быть никем. В первой половине фильма, она нервничала, но скорее из-за того, что все ожидали, что она должна быть иной- «нормальной». По видимости ее просто раздражало, что она должна улыбаться и делать то, что она не чувствует. Но будучи внутри себя, от всех дали, она жила в гармонии с самой собой, как это не странно. А не в гармонии ли смысл счастья? В итоге, Жустин сделала выбор- она вычеркнула всех из жизни, углубилась в себя и меланхолию, но именно потому что такого хотела. Ей не нужна была свадьба, и другая судьба. По жизни, Клэр, мне кажется, была больше жертвой, чем Жустин. Просто потому что в конце она получила не то, чего желала, а Жустин жила всегда так, как хотела. Фильм очень интересный, потому что в нем можно найти очень много тем для размышлений. Более того, одно дело поразмыслить, другое- прочувствовать. Я и раньше задумывался о смерти. Но в Меланхолии — эту панику, страх умереть, чувство неизбежности- я испытал на собственной шкуре и подобное чувство у меня не возникало ни с один фильмом. Поэтому, считаю Меланхолию хорошим кином. Просто потому что оно заставило меня ощутить эти чувства и посмотреть и проанализировать свою жизнь заново. С точки зрения режиссуры- фильм идеален. Кадры, музыка, ракурсы- все идеально вписывается в сюжет, ничего не мешает, ничто не режет глаза, и остается только наслаждаться сюжетом. Сам сюжет не гладкий, порой затянутый и местами, конечно, провисает. Но, в принципе, как же без этого? В фильме- символике всегда будут недопонятые сцены. В этом нет абсолютно ничего удивительного, и в принципе, я бы не стал менять что-либо в сюжете картины. Актерская игра великолепна. Их всего две, главные героини- Шарлотта Генсбург и Киртсен Данст. Генсбург хороша и восхитительна, как и обычно, но Кирстен тут достигла своего пика. Забудьте девчонку из Человека Паука и даже вампира-убийцу из Интервью с Вампиром. Перед нами новый уровень игры, показанный Данст. Уровень не ниже уровня Николь Кидман или любой другой знаменитой актрисы. Наверное так и надо играть- всей мимикой, каждой морщинкой. Незнаю какую депрессию по слухам перенесла Данст в 2008-ом году, но она явно помогла ей полностью и правдоподобно воссоздать образ женщины, страдающей Меланхолией. Оскар не за горами. В итоге мы имеем глубокий, сильный фильм с множества тем для раздумий. «Меланхолики и так знают, что весь мир катится ко всем чертям» - прокомментировал Фон Триер. И такова атмосфера всего фильма. Мир катится ко всем чертям, а главные героини в эпицентре этих событий и каждая пытается выжить, а точнее, как-то прожить эти последние часы жизни. И как ты проведешь свой день, зная, что сегодня ты умрешь? Я не знаю. Но мне кажется, с того момента, когда ты узнаешь неизбежность своего конца, ты перестаешь быть человеком, теряешь свое лицо. Ты просто перестаешь жить, зная, что это больше не имеет значения, а продолжать жить, как обычно- просто глупо. Браво, Фон Триер! Один из немногий фильмов, что так меня впечатлил. 10 из 10
Ларс Фон Триер в очередной раз взорвал зрительскую душу. Интуит: ВЕРЮ Свадьба. Беспокойный ритм съёмки. Камера, как лихорадочный взгляд перебегает с одного человека на другого. Казалось бы праздник, но что-то идет не так. Нерв, суета, дурацкие действия, наигранные чувства. Отчего это? Никто себе отчета в этом не отдает. Странная невеста чудит (Кирстен Данст). Сначала думаешь: свадебный мандраж, потом отгоняешь эту мысль, явно тут что-то другое. А с другой стороны думаешь: да, Джастин - странная, но там и родители не проявляют себя адекватными людьми, так что порядок. А она старается сохранять спокойствие, но делает непонятные вещи. Ей СТРАШНО. Танцы, еда, ванна, секс, сказанная правда - все, что она делает, носит налет бессмысленности. Больна, - хочется облегченно вздохнуть, но напряжение, созданное Триером, никуда не уходит. Вспоминается кадр с Джудит в свадебном платье, писающей на гольф-поле и завороженно смотрящей на зеленую прекрасную светящуюся точку в небе. Она остается один на один со своим СТРАХОМ. Под разным предлогом ее покидают отец и мать, те люди которые должны быть наиболее близки к пониманию ее. Вот так мы относимся к Интуитам. Тем странным людям, которые знают все, но не могут дать логичных выводов. Ученый: ЗНАЮ Он (Кифер Сазерленд) умен и здраво мыслит. Он оплатил эту дурацкую свадьбу и его бесит, что невеста и ее родственники все портят. Где же счастье? Деньги утекли, а счастья нет. Разве так бывает? Ну чего ей не хватает? Наверняка подобные мысли проносятся у него в голове когда он проходит среди гостей, стараясь развлечь их анекдотом или делает попытку выставить чемоданы матери Джудит за дверь, или настраивает телескоп, или когда видит сестру жены не рядом с женихом, а рядом со своим сыном. Но вот как эта ненормальная разглядела приближающуюся планету невооруженным взглядом? Вот этого он понять не может. Но ему уже и не до того. Черт с ней, со свадьбой. Ведь грядет великое событие. Он рассчитал траекторию движения планеты Меланхолии. Скоро точно так же как она уже разминулась с Венерой, она разойдется с Землей. И он - ученый, гордясь своими расчетами, будет свидетелем этого великого события. И мы вместе с ним в нетерпении Обычный человек: БОЮСЬ Все, что должна делать сестра невесты, и даже больше Клэр (Шарлота Генсбур) делает. Она - душа и организатор прекрасного приема. Она одна поддерживает сестру. Она везде, она следит за всем. Все, что требуется от жены ученого и матери, Клэр тоже делает. Она верит мужу, но беспокоится и суетится, бросается из крайности в крайность. Говорит с мужем и тут же лезет в интернет, как и любой из нас, привыкших сегодня именно там получать ответы на все важные для себя вопросы. Однажды она сопоставит слова Меланхолия и Смерть.. Муж против всезнающего интернета. Кому верить? И мы беспокоимся вместе с Клэр. Жизнь - это Зло.. Отель опустел. Перед лицом опасности с нами Триер оставляет троих взрослых, олицетворяющих три типа людей и ребенка - будущее жизни на Земле. Воздух вокруг заполнен тревогой. мечутся прекрасные скакуны, хаотично роятся мухи и черви. Последний момент истины. Даже природа успокаивается перед неизбежным. Ученого подводят знания, и это крах его жизни. Джудит знала сколько бобов было в банке, она была готова давно. Эта девушка всего лишь человек, она паниковала и прощалась, она пыталась предупреждать раньше. Но она точно знает, что ТА ЖИЗНЬ, КОТОРОЙ ЖИВЕТ ПЛАНЕТА - ДЕРЬМО, и этой жизнь должна прекратить существовать. И сейчас это самое слабое звено вдруг обретает силу, напрочь отметая все смешные и показные ритуалы перед лицом опасности. Лишь ребенку, верящему ей безоговорочно, Джудит готова оставить волшебный шанс на будущее. А что же сестра. Клэр паникует, делает то, что делало бы большинство из нас К последним минутам фильма глаз от экрана оторвать не возможно. Три человека, сидящих в шалашике из прутьев так хрупки перед надвигающейся зеленой прекрасной спокойной смертью. Люди так мало могут.. Завораживающая картина. На протяжении всего фильма с нами красивая и тревожная музыка Вагнера, обрисовывающая висящую в воздухе неизбежность. Ларс фон Триер - гениальный. Преклоняюсь перед ним! Не советовала бы никому снимать после него фильм-катастрофу. 10 из 10
Очередное произведение Ларса фон Триера приводит треть зала в восторг, вторую треть в тупое недоумение, и, наконец, 'третью треть', досматривающую титры с хитрой улыбкой на лице. Будем судить художника по тем законам, которые он сам для себя устанавливает. А закон этот прозвучал довольно ясно в киноальманахе 'У каждого своё кино', в который датчанин вшил свой кусочек. Нет, господа, это не театр, не мьюзикл, не Тарковский и уж точно не Кубрик. Это Ларс фон Триер. REDRUM-шоу с очередным киножанром. Но что это за жанр? Катастрофа? Драма? Мелодрама? Или это жанр под названием ларсфонтриер? Попробую поискать символику, которая как-то объянит или хотябы поможет подумать над увиденным. Фильм начинается с увертюры, где под музыку Рихарда Вагнера афористически передаются основные темы картины. Далее следует двухактное действие, в котором разворачиваются события свадебной церемонии и жизни после неё. Части названы по имени невесты и её сестры соответственно. В происходящее вплетается приближение к Земле планеты 'Меланхолия' и их столкновение, названное 'Танцем смерти'. А что, собственно, происходит в поместье? Почему главы названы именами героинь, столь близких и столь непохожих друг на друга? Невестой Джастин овладевает сильнейшая депрессия, меланхолия. Если принять последнее за олицетворение рока, можем ли мы назвать её поведение танцем смерти? В противовес своей сестре Клэр, которая олицетворяет танец жизни, её полноту и силу. Есть, правда, ещё более наполненный жизненной силой персонаж - отец невесты. Однако, он быстро покидает церемонию, несмотря на уговоры дочери и обещание остаться. Хотя, заметьте, её мать, действующая всем на нервы, остаётся. Далее Джастин. Полностью отдавшаяся своему состоянию, рубит концы. Возможно, она уже чувствует приближение и считает своим долгом подготовиться. Это, видимо, по замыслу автора, означает уничтожение себя морально перед собственно смертью. Часть вторая: Клэр. Это жизнь. Она хочет жить, хочет выжить. Но она не знает, как. Поэтому впадает в панику, затем в истерику, затем полностью и безропотно подчиняясь Смерти. Все мужчины к тому моменту таинственно сошли с полотна. Остались Смерть, Жизнь, и Ребёнок. Стоит ли смотреть этот фильм? Да. Безусловно. Эта рецензия вас вряд ли удовлетворила, не так ли? 8 из 10
Гениальный фон Триер снял очередной гениальный фильм про то, как все плохо. Собственно, рецензию на «Меланхолию» можно было этими словами и ограничить. Все элементы традиционного фон-триеровского ужас-ужас-ужаса, включая ручную камеру и системообразующую блондинку (на этот раз – Кирстен Данст), здесь присутствуют, и выполнены они на привычно высочайшем уровне. Несмотря на очевидное сходство стилистики замедленно снятого пролога с предыдущей картиной скандального датчанина («Антихрист»), здесь ужас совсем другого рода – ожидание Армагеддона. Фон Триер, по счастью, совсем не Роланд Эммерих, и его конец света обходится без обрушения зданий и природных катастроф – это такой камерный Апокалипсис. Даже меланхоличный – и по настроению, и по названию планеты Меланхолия, которая врезается в Землю. Впрочем, для автора, похоже, важнее вселенского Апокалипсиса личный апокалипсис главной героини Жюстин, со свадьбы которой и начинается картина. Жюстин улыбается на людях, но в одиночестве и при общении с близкими ярко демонстрирует, насколько все происходящее ей уныло-омерзительно. Не только свадьба - вообще все. Неудивительно, что во второй части фильма Жюстин принимает грядущую катастрофу как должное. В отличие от своей сестры Клер, которая вначале суетится, пытаясь организовать свадьбу, а затем так же суетится, пытаясь прилично обставить неизбежный уход из жизни. Получается в обоих случаях одинаково плохо. Жюстин, разумеется, протагонист самого фон Триера. В первой части он показывает нам, что ради такой мышиной возни, которая наполняет человеческую жизнь, сохранять род людской точно не стоит. Причем, показывает без особого морализаторства и пафоса. Ну, да, все умрут. Что, и я? Да, и ты. И дети? Ну, да, и дети. Как-то так. А как по-другому? Какая разница - в новом тысячелетии или через час, все одно… Как всегда, фон Триер блистателен в деталях: он один из немногих режиссеров, который не рассказывает, а именно показывает историю (кино все ж таки визуальное искусство изначально). Например, отличный эпизод с оброненной фотографией яблоневого сада, который счастливый молодожен Майкл прикупил для невесты и принес показать ей фото. Жюстин шепчет, что будет носить это фото с собой всегда, но когда она уходит, фотография как бы невзначай остается на диване… Мизантропия фон Триера может кого-то отпугнуть. Но он вполне убедителен в своей мрачности. По крайней мере, растянутое на два часа довольно медитативное зрелище вовсе не выглядит заунывным, в отличие от, например, недавнего «Древа жизни». Во многом этому способствуют и отличные актерские работы – не только заслуженно отмеченной наградой Канн Кирстен Данст, но и Шарлотты Гейнсбур в роли Клер, и нестареющей Шарлотты Рэмплинг в роли их матушки, по которой сразу понятно, в кого младшая дочка выросла такой букой. Пожалуй, «Меланхолия» все же не лучший фильм фон Триера – планка, заданная «Танцующей в темноте», слишком высока. Но это то кино, которое необходимо посмотреть. Хотя бы - чтоб задуматься о том, что ты будешь делать за минуту до конца света. 8 из 10
1. Взгляд визуала и эстета. Ах, какие красивые картины! Каких великолепных актеров пригласили для съемок в этом фильме! Вау, какая грудь у Кирстен Данст! А как она хороша! Оператор просто прелесть: как он красиво снимает природу! Интересно вид сверху снимали с вертолета супер-телеобъективом? Какая интересная девушка, эта Джастина, никогда не встречал таких ни в кино, ни в жизни! Так себя повести на собственной свадьбе – это из ряда вон! Хотя, что мы можем знать о жизни аристократии. Интерьер дворца, костюмы, свадебный ужин - шикарно всё, «гламурненько». И музыка божественна! Планета Меланхолия движется к Земле – ух, жути-то нагнали! Какой взгляд у героини Гейсбург! Но почему так спокойна Джастина? Планета все приближается, животные нервничают. Но красота-то, какая неземная! Страх! Ужас! 2. Взгляд циника и реалиста. Эту злобную тварь пытаются навязать нам в качестве главной героини! Да это же чистейшая истеричка. Ну да, настоящее бешенство матки (Hysterus - мат в пер. с греч. матка). Впрочем, вся в мамашу. Сказать такое на свадьбе собственной дочери – обе ненормальные. Сколько терпения у самой Клер и её мужа, в доме которых проходит свадьба. Нет, все герои ненастоящие, такое поведение героев вряд ли возможно. Интересно, что она дальше то делать будет? Ну, вот здравствуйте: конец света – драма перерастает в фантастику! Где связь между первой и второй частями? Непонятно, зачем воду в ступе толочь, ведь все уж ясно было за сорок минут до финала. Животные бесятся: чуют беду – как это надоело из фильма в фильм. Ну, отлично сыграла Шарлотта Генсбур: отличная метаморфоза из уравновешенной женщины до паникующей, при виде увеличивающегося диаметра враждебного небесного тела. И Данст молодец – не ожидал от неё столь многообразных выражений лица. Но дальше то что. Ох, уж эти новые тенденции в кино: «мейнстримизация» арт-хауса. Собрали неплохих актеров, хорошего оператора, дали задание сценаристу придумать что-нибудь ни о чем и обо всем одновременно, да и чтобы ненормальная была главная героиня с «прибабахом», которого еще нигде не было в кино и фантастики в придачу добавить – люди любят необычные коктейли. Триер молодец: взял да и подкинул картин старых в фильм, чтобы особенно умные зрители посчитали их символами и истолковали суть происходящего. А те, кто не найдет объяснений, будут рады просто красивому фильму, ведь спору нет: вид Меланхолии грандиозен, а тело Кистен Данст в её лучах потрясающе сексуально. И все-таки ни о чем: кино от которого чище и лучше не станешь – Ларс фон Триер как и в «Догвилле» потрясает человеконенавистническим взглядом. А, как развлекательное кино, для убития времени, и вовсе не годится. 3. Взгляд интеллектуала-символиста Смотрите свои тупые голливудские блокбастеры, и нечего соваться в арт-хаус. Ищите символы! Ну, так уж и быть расшифрую часть из них для вас: Земля и Меланхолия – это инь и ян, темное и светлое начало. Сестер тоже две: одна из них добро, другая – зло. Вы думаете, что Джастина – зло. Нет, ничего подобного. У нее даже волосы белые и платье свадебное – это олицетворение чистоты. Земля – это зло, поэтому Джастина живет как в темнице на Земле. Но зло должно быть уничтожено! Приближается Меланхолия – как нервничает Клер, как спокойна её сестренка. Это вам не «День независимости»! Две части фильма - это личный апокалипсис Джастины и приближающийся апокалипсис Земли. Итоги. Это только три различных взгляда на данный опус Триера. На самом деле, точек зрения гораздо больше. Авторское кино предполагает наличие четкой позиции создателя, чью мысль мы, зрители, должны ухватить в момент просмотра. А, судя по тому, что самый известный датский режиссер предпочитает отшучиваться на вопросы о смысле фильма, можно думать, об отсутствии его. Похоже, Триер вовремя воспользовался модой на фильмы – симфонии и существующим зрительским спросом на умное кино. Кроме того, Ларс решает и личные психологические проблемы, брызжа слюной и выплескивая на экран тонны злости и депрессии. Диагноз: современный «гламурняк» с заявкой на психологизм и символизм. P.S. Простите, пожалуйста за избыток «желчи» в моем отзыве, но немалая толика мизантропии Триера передалась мне. Интегральная оценка: 6 из 10 (с натягом за красоту Меланхолии и актерскую игру Генсбур)
Мне пришлось прочитать несколько рецензий, чтобы понять, что я посмотрела и обличить в слова ощущения. Начинается все странно и чуток нелепо: молодожены не могут пробраться до места торжества. Лимузин застрял, и невеста сама пытается управлять машиной. Серьезно? Какой бы водитель дал управлять дорогим авто? Но если бы это была единственная такая деталь, в принципе, это могло выглядеть даже мило. И вот молодые приехали, гости уже заждались. И само пиршество представлено довольно странно. Невеста то весела, то безразлична. То пылает страстью к новоиспеченному мужу, то вообще пофиг. Уйти полежать в ванне посреди праздника? Почему бы и да. Пойти уложить племянника и самой уснуть. Ощущение, что ей эта свадьба не так уж и нужна. Возможно, свадьба нужнее жениху? Он так волнуется, когда говорит речь. Но он же и стал причиной ее меланхолии и депрессии. Он ее бросил как только невеста грубо послала своего начальника и друга жениха. Серьезно? Такая большая любовь, что он ради друга бросил жену прям на свадьбе? Тут я вообще не поняла поворота сюжета. И дальше было смотреть еще более странно и менее интересно. Вторая часть фильма о второй сестре. Она вся такая властная, на свадьбе вместо невесты кинула букет и всячески отчитывала ее. А теперь когда к Земле приближается огромная планета, она в тревоге. При этом муж пытается всех убедить, что все в порядке, планеты разминутся. И вообще сохраняет спокойную атмосферу в семье. Но первым же и сдается. Я понимаю, что это не документальный фильм. Но даже мне, далекой от всех наук, было странным, как на первых 10 минутах планеты равные по размеру, а потом Меланхолия в несколько раз больше Земли. Непонятно, как Меланхолия могла отдаляться в какой-то период. А потом все же настигнуть Землю. Зачем так делать, если финал все равно показали в самом начале? Единственный плюс фильма - его зрелищность. Картинка правда красивая. Все остальное (сценарий, каст, монтаж) довольно странны. И даже с припиской, что это авторское кино, оно не должно вызывать недоумение. Оно должно работать на зрителя. В общем, повторно нет желания смотреть. Оценка выше только за картинку. 7 из 10
Прочтя рецензии большинства, я лишний раз убедился, что современному зрителю не нужно кино, несущее в себе мысль и идею. Вполне достаточно хорошей актёрской игры и режиссуры, чтобы фильм в их глазах стал шедевром. На фоне общей массы, может оно конечно и так. Но я не считаю, что этого достаточно. Да, игра актёров шикарная. Да, работа камеры и музыкальное сопровождение безупречны. Атмосфера режиссёру удалась. Но за всеми этими кинематографичными изысками скрывается пустота. Ни мысли, ни философии, ни морали. Ничего, кроме красивой картинки. Начнём с того, что первую часть можно в принципе пропустить. Это театр абсурда, разбросанных на множество отдельных друг от друга сцен и диалогов. Каждая из них делает свой вклад общую тоскливую копилку меланхоличности, но с лёгкостью может быть выброшена, без ущерба сюжету, так как такового не существует. Со второй частью первую ни что, кроме главных действующих лиц, не связывает. В итоге, едва ли она стоит потраченного на неё времени. Во второй части появляется объединяющий героев фактор - угроза гибели Земли. Вместе с ним, наконец-то появляется понятное зрителю эмоциональное напряжение. Им всё и заканчивается. Любопытная концовка, хотя опять же не несущая в себе ни философской идеи, ни чего либо ещё. Чистое изобразительное искусство с музыкальным сопровождением. Чёрный квадрат, в котором каждый зритель волен видеть свою интерпретацию. Тратить на этот фильм два с лишним часа, ради прекрасной игры актёров, явно не стоит. Да, играют они все отменно. И режиссёру удалось великолепно передать болезненную атмосферу тоски, депрессии, истерии и умопомешательства. Вопрос в том, что это даёт зрителю. Вопросы? Вряд ли. Единственный вопрос, который остаётся после просмотра фильма, это вопрос о причинах, заставивших тебя досмотреть его до конца. Пустота, она и есть пустота. Сколько в неё ни смотри, кроме пустоты всё равно ничего не найдёшь. Взгляд на фильм со стороны современного кинокритика (или ищем смысл в бессмысленном): С первых кадров режиссёр мастерски вырисовывает отказ от лишнего. Начиная с расставания с бесполезным лимузином, и далее по восходящей, от традиций, условностей, этикета, перспектив, будущего, через эмоциональный срыв и меланхолию главной героини, к полному её одиночеству. Вся первая часть поделена на множество отдельных самостоятельных сцен, иллюстрирующих мусор и ложь, засоряющий жизнь героини (хотя в чём оказался виноват муж, так и осталось загадкой), её депрессивное прозрение и последующее болезненное расставание с ними. Отказавшись от своей прошлой жизни, она оказывается в новой, второй части, где уже очищенная и просветленная, помогает достойно расстаться со своими жизнями своим родственникам, вовсе не так оптимистично настроенным относительно перспектив скорейшей аннигиляции. Занавес... Повторюсь, сыграно и снято всё это прекрасно. Но, на мой взгляд, кино должно либо развлекать, либо давать пищу для ума (учить думать). Здесь нет ни того, ни другого. 5 из 10
Как многие помнят, в христианском богословии уныние – один из семи (восьми) главных грехов… Я бы скорее назвал это не грехом, но заблуждением или нездоровьем, однако вот распространение уныния – это уже считаю действительно грех. Посему Триера и не люблю. Зачем же смотрел тогда? – зададут мне справедливый вопрос. А вот решил проверить, что сильнее: меланхолия герра Триера или моя неизбывная способность не чахнуть под гнетом многочисленных печалей мира сего. По счастью, я опять вышел победителем из этой нелегкой схватки. А на самом деле: врага нужно знать; и если на врага слабого тратить время не обязательно, то на врага сильного приходится… В целом, меланхолия Триера совсем не уникальна, и среди людей мира искусства, увы, встречается нередко. Однако не каждый может себе позволить снять недешевый полнометражный фильм, да еще с блестящим актерским составом, посвященный лишь своему унынию. А попутно – художественной иллюстрации заурядного в психиатрии факта о том, что склонный к депрессии человек в стрессовой ситуации зачастую ведет себя более спокойно, нежели психически уравновешенный в обычной жизни. Стоит ли говорить о том, что фильм вовсе не об апокалипсисе? Эта весьма популярная в искусстве последних лет тема послужила лишь мрачным фоном для передачи внутреннего мрака человека. В последние годы многие режиссеры «подгоняли» к многострадальной Земле невесть откуда взявшиеся планеты; при этом с астрономией и физикой никто, конечно, не считался. А кстати зря: одни следствия изменения гравитации могли бы послужить разнообразным материалом для создания многочисленных спецэффектов. Ну да ладно: главное было создать интригу, дальше на первый план должно было выходить собственно режиссерское мастерство – это же кино, как-никак. И тут Триеру нужно отдать должное: о научной абсурдности нахождения такого тела как Меланхолия рядом с Землей – в свете обычного хода физических явлений на нашей планете – зритель практически не думает: настолько однозначно на первом плане повествования звучит тема краха всего человеческого. Только если режиссеры обычно заставляют своих главных героев печалиться по поводу кончины жизни на Земле, то Триер безусловно упивается этим фактом. Такой уж он человек, Триер – человек, который не любит людей, но обожает своё душевное расстройство. И меланхолия его настолько убедительна в своей герметичности, что начинаешь верить, что и фильм снят не для зрителя (людей то бишь), а ради собственно самой меланхолии Триера. Это как нанесение душевнобольным телесных повреждений самому себе – не для того, чтоб жалели или лечили, а для упоения болезнью… Триер, безусловно, блестяще справился с передачей зрителю гнетущего его уныния, однако художественной новизны картина лишена. Уже начинающая раздражать нервная, не находящая себе покоя и точки привязки камера; строго отмеренные, геометрически выверенные ракурсы натурных съемок; нарочитая контрастность объекта и фона – всё это выглядит использованным тем же Триером много раз. Наконец, характерное музыкальное сопровождение: восьмиоркестровый, давящий Вагнер, «Тристан и Изольда» которого лишены тонического стержня. Что и говорить: для вертолетной атаки («Апокалипсис сегодня») Вагнер был очень хорош… Помимо моей музыкальной неприязни к Вагнеру, не могу отделаться от мысли, что сей композитор был отъявленным человеконенавистником, ибо антисемитизм есть одна из форм оного. Кстати, труд Вагнера «Еврейство в музыке» запрещен к печати и распространению в России, как экстремистский. Не удивительно, что меланхолия Триера, возведенная им на пьедестал поклонения, рождает у самого автора откровенную мизантропию. И последняя выплескивается из него уже совсем отвратительными формами: имею в виду небезызвестный скандал в Каннах после намека Триера о том, что ему понятно стремление гитлера к уничтожению людей. Триер конечно попытался замазать инцидент и вроде как принес официальные извинения участникам и организаторам, однако ныне он демонстрирует одетую на себя черную футболку с эмблемой Канского фестиваля и словами под ней: “Persona non grata”. И на этой фотографии Триер, наконец, победоносно улыбается… А это заставляет задуматься над безобидностью игр в уныние: если от меланхолии до мизантропии один шаг, то от мизантропии до геноцида уже полшага…
Безумием окована земля, Тиранством золотого Змея. Простёрлися пустынные поля, В тоске безвыходной немея, Подъемлются бессильно к облакам Безрадостно-нахмуренные горы, Подъемлются к далёким небесам Людей тоскующие взоры. Влачится жизнь по скучным колеям, И на листах незыблемы узоры. Безумная и страшная земля, Неистощим твой дикий холод, И кто безумствует, спасения моля, Мечом отчаянья проколот. (C) Ф. Сологуб Ларс фон Триер — личность эпатажная. И когда он что-то снимает, то это вызывает, как правило, скандал. «Меланхолия» — в каком-то смысле исключение. Совсем без шумихи, правда, не обошлось, но именно к самому фильму она относится посредственно (в отличии от того же «Антихриста»). Причиной этого может служить то, что работа выполнена в удивительно спокойном стиле, несмотря на всю трагичность происходящего, которая раскрывается к тому же сразу, дабы зритель сосредоточился на внутреннем мире главных героев, а из-за этого она больше служит поводом для личных размышлений, нежели бурного негодования. Про психологизм в кино Триера, думаю, можно говорить долго, потому что каждая его лента — микроисследование человеческой сущности, подвергающейся вечным испытаниям. Обычно у него такие переломные моменты сугубо минималистично преподносятся в операторском и декоративном отношении ('Догвилль» — яркий тому пример), однако в «Меланхолии» зритель видит красивую картинку, даже отчасти глянцевую. И такой фон следует считать не минусом, не способом побольше заработать на блеске и спецэффектах (хотя их здесь по пальцам одной руки пересчитать можно), а скорее, продуманным ходом, чтобы подчеркнуть некую эстетичность и неизбежность полного уничтожения жизни, что не является наказанием при гностической философии (наиболее полно проявившийся в предыдущей работе «Антихрист»). Здесь эта идея дополнительно подтверждается и тем, что можно наблюдать апофеоз характера Жюстин (прототипом которой приходится Триер), подающейся фатализму, депрессии, и неким карикатурным изображением Клэр — полной противоположности своей сестры, обычного земного человека, цепляющегося всем телом за повседневный быт. Если первая в конце катастрофы перед лицом самой смерти выглядит достойно, то последняя довольно-таки жалко, хотя их амплуа при «нормальных» обстоятельствах обратны. И, конечно, такое резкий контраст не идеален, но суть борьбы между чем-то возвышенным, сложным (Меланхолия) и простым, иногда слишком банальным, материальным (Земля) отражается интересно. Главная героиня, будучи полностью подавленной в обычной обстановке, относилась с особенной теплотой к детям, а это и есть самое прямое проявление жизни, но все-таки из-за полярности двух образов давать какую-либо оценку их поступкам тяжело, что наводит на мысль о синтезе двух противоположностей, нахождении «золотой середины». Только в таком случае, наверное, и возможно внутреннее равновесие, нарушить которое будет крайне трудно. Особенно стоит отметить актерскую игру Кирстен Данст, получившей еще и награду за лучшую женскую роль. Она отлично справилась с поставленной ей задачей, а ее неторопливые движения, каменное лицо и порой хаотичное поведение погружают еще глубже в атмосферу уныния и отчаяния планеты-убийцы, забирающей последний глоток воздуха у землян. Музыка Вагнера вносит последний штрих во всеобщую безысходность. Так что Ларс фон Триер создал еще одну для каждого по-своему правдивую, оригинально оформленную психологическую драму с присущей ему холодностью, местами с религиозной символикой и потайными смыслами. 9 из 10