Мальчишки: отзывы и рeцензии

FRIDMON
FRIDMON2 января 2016 в 08:14
«…полегли, дорогие, в бою…»

«…Пусть ветер нам в лицо и нет дороги круче, но мы дойдем туда, где радуга цветет! Окончится гроза, и разойдутся тучи. Вперед, товарищи! Друзья, вперед!..» Фильмы появляются не просто так, и не на пустом месте. Их созданию предшествует множество причин, но главным катализатором творческого процесса является, несомненно, режиссёр. Вадим Николаевич Зобин – режиссёр, сценарист, актёр – до того, как закончить режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров в 1970 году, успел поработать инженером на разных предприятиях. Этот его опыт в полной мере отразился в фильме, где детально воссоздан весь рабочий цикл, отчего показанное на экране приобретает не показную, а подлинную достоверность. Сценарист Семён Львович Лунгин, на момент съёмок уже имевший за плечами богатый опыт («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» 1964г., «Внимание, черепаха!» 1969г., «Агония» 1975г., и др.), взяв за основу повесть Льва Кассиля «Дорогие мои мальчики» 1944 г., написал сценарий, в котором первоисточник служит лишь фоном, на котором разыгрывается совсем другая история. Быть может поэтому фамилии писателя нет в числе сценаристов, потому что его повесть здесь представлена в виде небольших отрывков, вплетённых в канву киноповествования. В отличие от первой экранизации повести «Дорогие мои мальчики» режиссёров Эраста Гарина и Хеси Локшиной, где автором сценария являлся сам Лев Кассиль, работа Вадима Зобина отличается предельным натурализмом и подчёркнутым трагизмом. Это понятно: первая экранизация создавалась Союздетфильмом, и её главное назначение было снять сказочную историю, в которую легко верится, и которая поможет преодолеть тяжелейшую послевоенную разруху. Назначение картины «Мальчишки» - совсем иное. 1978 год. Со дня Победы прошло уже 33 года. Выросло новое поколение, не знавшее войны. Самые молодые солдаты Великой Отечественной разменяли шестой десяток. Сказочной историей уже никого не удивишь, ведь вокруг – почти сказка. А подрастающее поколение должно помнить, благодаря кому над их головой распахнуто мирное небо. И Вадим Зобин снимает кино, основное назначение которого можно выразить всего одной фразой: «Никто не забыт и ничто не забыто», ибо нельзя забывать то, что наша страна пережила в те годы. Нельзя, - потому что история беспамятства никому не прощает. Фильм очень сильный по эмоциональному накалу. Основная игровая нагрузка легла на молодых актёров, и все они просто блестяще справились, создав не экранных, а поистине живых персонажей: Александр Силин (Капитон «Капка» Бутырёв), Света Волкова (Рима Бутырёва), Павел Ренгач (Валерка), Дима Леонов (Лёшка), Володя Каиров (юнга Витя Сташук) и многие другие. Музыку к фильму написал Николай Николаевич Каретников. Её немного (какое может быть музыкальное сопровождение в работающем инструментальном цеху!), зато там, где она есть – она наполняет кадр дополнительным содержанием. Режиссёр, словно искусный скульптор, вырубил из действительности 80-х годов настоящий исторический пласт военной поры. И это тоже неоспоримое достоинство фильма – подчёркнутая реалистичность во всём, начиная от одежды и заканчивая игрой ребят в «мохнашку» на лестничной площадке. И не важно, что от первоисточника Льва Кассиля здесь так мало – он писал сказку, когда вокруг шла война, а Вадим Зобин снял войну, когда многие уже стали о ней забывать… И в заключении хотелось бы привести финальные слова повести, написанной в 1944 году: «И вижу я, что совсем не так уж плохо живется на свете, и снова верю, что отвага, верность и труд непременно победят, как бы ни упирался встречный ветер, как бы ни клокотала гроза. Радуга еще вскинется, обнимет мир, и все будет хорошо, все станет как надо, дорогие мои мальчишки!» Смотрите кино. Верьте ему. Ведь все мы когда-то были мальчишками…