Человек в стеклянной клетке: отзывы и рeцензии

Electro-synth man
Electro-synth man26 августа 2013 в 18:26
Преступление или спасение ?

Одним из самых страшных, бесчеловечных проявлений геноцида стало массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны, когда нацизм, став мощнейшей 'машиной' идеологии осуществили свой план по истреблению евреев, стиранию их с лица земли. Миллионы жизней были загублены, уничтожены, стерты в порошок, а столько же миллионов судеб были исковерканы и изуродованы гитлеровским проектом по 'очищению' нации. На протяжении почти семи лет, со момента развязки войны, методы расправы над 'низшей расой' по мнению немецких палачей, принимали все новые и новые уродливые, чудовищные, почти что гротескно-омерзительные формы, пока наконец не достигли своего кошмарного эпогея -'Фабрик смерти'. Человечество уже давно вступило в третье тысячелетие, век науки и цифровых технологий, а некоторые ужасные и поучительные уроки истории мы, люди, так и не усвоили. И даже сегодня, в эпоху когда были созданы мощнейшие базы и условия для мирного и гуманистического сосуществования, мир продолжают раздирать войны, теракты, совершаются акты подавления человеческого права и воли, свободы и принципов, происходят массовые убийства и кровопролития. И ситуация увы, только накаляется. Среди сложных, в прямом понимании 'континентальных' и очень спорных проблем и вопросов связанных с коллективной и индивидуальной ответственностью за нацистские преступления, уникальный и пожалуй, единственный в своем роде потрясающий фильм 'Человек в стеклянной клетке' канадского режиссера Артура Хиллера ставит вопрос о косвенной вине жертв Холокоста за произошедшее, казалось бы, что может связывать и быть общим между известнейшим канадо-американским комедиографом и пожалуй одной из самых больных и до сих пор кровоточащих 'язвочек' в современной истории ? И это не смотря на такое обилие легких, воздушных, совершенно не серьезных фарсов, комедий положений, криминальных хохм ? Что заставило, что побудило великого комедийного режиссера обратиться к такой сложной, горькой, неоднозначной и до сих пор волнующих большинства теме ? Не стоит однако, забывать, что Хиллер и сам был евреем, для тех кто хорошо знаком с его 'комедийным' творчеством, этот фильм стал настоящим откровением, криком души, воплем чувств -он и сам стал жертвой зверства фрицев и прекрасно чувствовал, ощущал всей своей душой, понимал и видел, что не смотря на отдаление последствий II мировой войны, ее уход в мировую историю, война-то как таковая и не закончилась, буйства продолжали кипеть и пениться во всем мире и во время выхода 'Человека'. Сложная тема поднятая Хиллером, пронизывает фильм красной нитью от начала и до конца, фильм трудно понять и одновременно трудно отбросить - снятый в формате и даже можно выразится 'в стиле' телеспектакля, он при этом не теряет качества и не выглядит слабым, с технической стороны, как например 'Враг общества' Джорджа Шефера, этот фильм пропитан глубокой, почти что экспрессионной эмоциональностью, страхом, горечью, болью, сумасшествием, раскаянием, сожалением и одновременно презрением, ненавистью, злостью. Лента дает много пищи для размышлений, заставляет задуматься над происходящим в кадре, сложный созидательный взгляд Хиллера на историческую трагедию, как большинства, так и одного единственного человека - миллионера Артура Голдмана, 'жертвы' и 'главного обвиняемого' в одном лице -точен, правдив и не терпит оправдания! Блестящая и одновременно страшная роль, яркая экспрессия, чудесная 'безумность', шизофреничность - описывать можно бесконечно, мало знакомого мне ранее Максимилиана Шелла, невероятно сложный, многогранный, необычайно эмоциональный образ человека, терзаемого виной за то что он 'остался жив' за счет предательства своего народа, готовый сделать все, чтобы искупить свою вину, он берет на себя грехи которые не совершал, берет на себя ответственность за преступления совершенные немецким палачом -Дорффом, он буквально уравнивает свое выживание и страшные деяния офицера-садиста, сравнивает себя с ним и даже уже будучи на суде признает себя Дорффом... Как бы своей ролью он пытается дать понять что наказание заслужили и палачи и жертвы, и обвиняемые и присяжные. .. Безумие же Голдмана, хоть и косвенно, но объясняется в контексте фильма тем, что он не только пережил страшное, пройдя ад через 'фабрики смерти', но и совершил страшное, чтобы выжить, купил свою жизнь отправив на верную смерть другого, что очень напоминает фабулу 'Десятого человека', где главный герой точно-также купил, свою жизнь, отправив на гибель другого человека. Этот фильм ставит перед зрителем слишком много сложных, риторических и совершенно неоднозначных вопросов, своеобразная философия жертв и палачей, виновных и невиновных, присяжных и заседателей, оправданность вещам которым в принципе не должно быть оправдания - Хиллер никогда меня так не удивлял и озадачивал, как в этом фильме, великий режиссер сделал настоящий, полноценный шедевр, невероятно тяжелый, эмоциональный и страшный фильм который просто нужно увидеть. 10 из 10