Терри Гиллиам — любитель заострить внимание на бедовых мечтателях-романтиках, обаятельных псевдо-борцах с большими братьями и тягучей повседневностью. Продолжает подобную вереницу «Бразилия» — антиутопический продукт манерных восьмидесятых. Не позволяйте названию картины наталкивать вас на ложный след сюжета, государство в Южной Америке ни сбоку, ни с припёку, это всеголишьнавсегопростонапросто мимолетная отсылочка к острову блаженных из кельтской мифологии — «Brazil» и саундтреку, песне Ари Барросо «Aquarela do Brasil». Фильм невероятно обаятельный и сочный, можете закидывать его в себя, как орбит баблгам хоть каждый вечер, жевать сей вычурный абсурд надоест ещё не скоро, если поймать настроение безумного кичливого сюрра. Тоталитарно-бюрократическое общество Англии будущего ведет нескончаемую антитеррористическую акцию не против, а ВО ИМЯ! Главный герой, Сэм Лоури — младший помощник помощника чиновника низшего ранга в Министерстве Информации. Несмотря на влиятельную мать, старательно пропихивающую Сэма по карьерной лестнице(в небо, но ведущей вниз), сыну предпочтительнее тараканья должность, лишенная всяческого бремени ответственности и лишних обязательств. И дальше бы «Жил на свете таракан, таракан от детства…», если бы не фэм фаталь, приходящая ГГ во снах. Процесс перемен запускается, как только Лоури встречает роковую женщину во плоти(правда, ангел из сна оказался мужеподобной дальнобойщицей с папиросиной в зубах, ну да и ладно). Сэм соглашается на повышение, дабы разузнать о незнакомке. Пресловутые поиски быстро впутывают героя в террористический заговор и ставят крест на карьере Лоури Первоначальное название картины отражало суть четче:«1984 1/2 ». Гиллиам действительно закопал в «Бразилию» одну вторую оруэлловщины, просто пародийно это оформил: антиутопия по Гиллиаму — это бардак, бесконечная бюрократия, формальное и наплевательское отношение к работе(фильм пристыдил и осмеял меня в исполнении собственной работы). Здесь никакому винтику нет дела до болтика, подавно никого не волнует целостность и исправность механизма целиком, большую важность представляет не одобрение Большого брата, а галочка в верном месте, чувство мол «отстрелялся». У Оруэлла вас придавят ногтем за антигосударственные слова и мысли, а у Гиллиама — потому что в ордере на арест опечатка. Бедный Гиллиам, обделенный бюджетами ввиду чрезмерной абсурдности и заведомой кассовой провальности собственных экранизаций, напав на след вероятно своей лучшей картины, выгрызал деньги буквально отовсюду, проблемы со съёмками и с продвижением фильма были настолько тяжёлыми, что у Гиллиама случился временный паралич обеих ног. Все-таки нужно отдать должное человеку, выстроившему мир будущего из известной субстанции и палок. С помощью освещения, ракурсов и монтажа Гиллиам снял фильм, вошедший в киноисторию. Всегда греет душу образ героя, который решился. Решился променять комфорт, стабильность и размеренность на абсурднейшую экспедицию за своими эмоциями, за своей ЖИЗНЬЮ. Действительно печально за Сэма Лоури, который подобно Икару решился и не осилил. Гиллиам ведет нас к пессимистическому умозаключению — находясь «в системе/матрице» дерзить на монументальные подвиги мы на самом деле можем только в снах и мечтах. Однако, находясь в своих грезах, мы проигрываем реальности своё собственное время, на волну успеха может сигануть только реалист.
Эта картина известнейшего американского режиссера Терри Гиллиама повествует о гипербюрократическом мире, в котором таким людям как Сэм Лаури в исполнении блистательного Джонатана Прайса явно не место. Главный герой является примерным, трудолюбивым и талантливым работником одного из многочисленных отделов 'бумажной' системы, доброту и готовность прийти на помощь которого с удовольствием использует трусливый начальник отдела мистер Курцман (Иен Холм). Сэм даже не желает идти на повышение в более крупный и перспективный отдел, в связи с тем, что не хочет зависеть от своей матери (Кэтрин Хелмонд) яркой представительницей элиты, всячески способствующей продвижению сына по карьерной лестнице, договариваясь за его спиной об этом с главами различных отделов. Настоящая жизнь Сэма проистекает в его снах, где он предстает крылатым рыцарем, спасающим таинственную принцессу, которую вскоре встретит наяву. К глубочайшему удивлению для главного героя сон становится явью. Сила любви выявляет его истинное нутро и к уже упомянутым положительным качествам Сэма добавляется мужество, жертвенность и бесстрашие. Сможет ли наш рыцарь спасти свою принцессу в реальном мире?.. Истина любви заключается в её способности выявить всё самое лучшее, что есть в человеке. Истинно, что именно любовь является главной целью каждого человека. Стремиться испытать это чувство, подарить его другому человеку и в союзе с ним создать главное творение любви - новую жизнь, не этого ли счастья длиною в вечность хочет пожелать себе человек. Как же жаль, что часто в рутине обыденного дня, человек перестает ценить настоящее и мечтать о будущем, превращаясь в бездушный предмет системы, призванной обезличить человеческое нутро и превратить его в подобие машины, которой необходимо выполнять заложенный в её программу ограниченный функционал. Остается надеяться, что наши мечты в один прекрасный день станут реальностью. Сны, будоражащие наше сознание в часы физического отдыха, проявятся наяву. Реальные же цели будут ускорять эти процессы, ведь истина так же в том, что Любовь - это Действие. Так действуйте!
Абстрактная антиутопия от мастера абсурда и путаницы. К стилю режиссёра нужно привыкнуть, так как ирония, комедия и посыл гуманизма отражается на многих его работах. Связь между грёзами и реальностью в «Бразилии» разделена чётко, поэтому можно следить за двумя линиями повествования отдельно, а декорации настоящего времени – это бальзам для поклонников автора. «Бразилия» во многом схожа с романом Джорджа Оруэлла «1984», только большая порция Гиллиама делает её такой нуарной, вычурной и бросающей в глаза странные предметы обихода. «Странный» - это уже синоним к имени Терри Гиллиам. Абсурдные ситуация и правила антиутопного мира непредсказуемы, порой, чтобы решить обычные житейские проблемы, режиссёр ставит непредвиденные задачи. Огромный акцент уделяется съёмке крупным планом, снизу и наведение камеры на объекты методично, а декорации на заднем плане создают что-то непривычные, с одной стороны – отталкивающее; с другой – притягивающее. Такой парадокс как раз и является ключевым элементом картины. Перед нами офисный работник в исполнении молодого Джонатана Прайса, – вот уж необычно было видеть его не седым мейстером Цитадели в «Игре престолов» - который сталкивается с любовными проблемами и попадает в головокружительные приключения. Экспозиция очень интригующая, один случай изменил жизнь героя, который хоть и косвенно, но оказывает влияние на всё происходящее в мире будущего. Нелепость, шарманка запущена. Нас знакомят с бытом, рутинной работой и законами этого мира. Притягивает, интригует и вызывает противоречивые чувства от увиденного. Ты не понимаешь: Терри Гиллиам издевается или нет? Ирония или взгляд на будущее? Мир, которым правит закон и порядок, где на любого человека могут выйти, а эдакий Большой Брат в виде Министерства способен на всё. Параллельно основной линии сюжета режиссёр стирает грань между реальностью и грёзами (как всегда!), отчего приходится наблюдать за истинными желаниями работяги. Такой вызов системе, где классовые сословия играют огромную роль. Джонатан Прайс вполне интересно переходит из пассивного потребительства в активные действия по изменению своей жизни. По заветам режиссёра – стирание грани между сном и явью пробуждают на действия. Вот тот переломный момент, когда мы окунулись в эту антиутопию, прочувствовали на себе мониторинг и правила опасного мира, чтобы после дать толчок к изменению порядка. Борьба происходит на внутреннем уровне и на внешнем, в грёзах и в реальности, аналогично перенося события в истинный мир. Если во сне было странное существо, то в жизни это конкурент по работе, к примеру. Некоторые сцены такие причудливые, что удивляешься, как режиссёр смог всё это сочетать и переплетать между собой. Кажется, что вроде обычная работа, приемлемый любовный интерес, ломание стереотипов и прогинание под власть имущих, но в абстрактном мире, на который навёл свой взор Гиллиам, всё это кажется чем-то головокружительным, фантастичным. Воображению (доктора Парнаса!) можно только позавидовать, ты не знаешь, на каком моменте остановится режиссёр, что его может сдержать, потому что с каждой новой сценой фильм удивляет. «Бразилия» - это сочетание несочетаемого, оксюморон! К чему может привести безумная идея главного героя? К неожиданным встречам, участию в разных передрягах и способничество опасным людям, чтобы в финале растереть грань между сном и явью в порошок и подарить неожиданный финал. Хорошо. Помимо Джонатана Прайса фильм украшали Роберт Де Ниро, Иэн Холм, Боб Хоскинс и Питер Вон – boy’s band. Смело можно отнести данную работу к культовому списку режиссёра, не так абсурдно как «Страна приливов», но и не монотонно как «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», среднее между «12 обезьян» и «Монти Пайтоном» - в общем, дамы и господа, это Терри Гиллиам – всё понятно без пояснений, с чем мы имеем дело.
Талантливый художник, комик, аниматор и режиссер Терри Гиллиам обладает безумной фантазией и воображением. Необычные идеи он отображает в своем творчестве. Каждая его картина славится своей красочностью, абсурдным юмором и оригинальным сюжетом. Но данный фильм стоит особняком в его карьере, а также считается одним из главных произведений 1980-ых годов. И хотя лента провалилась в прокате, а история её проката и монтажа окутана скандалом между режиссером и студиями, это не помешало ей обрести поистине культовый статус среди зрителей. Картина является одной из наиболее выразительных антиутопий в истории мирового кино. Автор рисует общество скованное тотальной бюрократией, тем самым являя пример острой политической сатиры. Взяв за основу классические произведения жанра, такие как «1984» Джорджа Оруэлла, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли и «Мы» Евгения Замятина, Терри Гиллиам совместно с известным драматургом Томом Стоппардом создал на экране удивительный образец антиутопического жанра. Авторы рисуют мрачный мир, где система контролирует всё, вплоть до мельчайших деталей. Страх перед властью делает людей марионетками, работающими в интересах режима. Общество зависящее от бумажек, эта тема всегда будет актуальной. Режиссерский стиль и почерк Терри Гиллиама многих дико раздражает. Но я думаю в данной работе, его стилистические изыскания и авторские находки выглядят очень уместно. Если и можно было показать борьбу с авторитарным режимом с необычной стороны, да так чтобы это вызвало интерес у придирчивой публики, то этот смелый кинематографический эксперимент как нельзя лучше подходит для данной цели. В визуальном плане создатели дали вволю свои многочисленным фантазиям. Общая депрессивная атмосфера перекликается с ярким миром грез главного героя. Такое переплетение сна и реальности, позволяет добавить в сюжет фэнтезийные мотивы. Одна битва с самураем чего стоит. Яркие костюмы, причудливые декорации и карикатурные персонажи вполне уместно выглядят в столь необычном фильме. Виртуозная операторская работа Роджера Прэтта блестяще передает противоречивое настроение ленты. Джонатан Прайс знаменитым актером никогда не был и несмотря на восторженную оценку за его работу в этом фильме, сделать успешную карьеру ему так и не удалось. Обидно за него, так как своим участием в проекте Гиллиама он наглядно продемонстрировал свой драматический талант. К сожалению огромный потенциал так и не был реализован. А роль получилась замечательная. Роберт Де Ниро предстал в небольшой, но очень запоминающейся и смешной роли сантехника партизана. Крайне любопытный персонаж получился. Ким Грайст со своей интересной внешностью и сложным экранным характером, органично смотрится в роли девушки мечты главного героя. Бразилия это одна из самых необычных антиутопий, представленных в мировом кинематографе. Трагикомичная драма, сочетающая как серьезные, так и абсурдные мотивы. Значимое событие в мире кино, во многом определившее развитие жанра. Важно при этом понимать, что это абсолютно авторское произведение, которое подойдет далеко не всем. Но киноманам смотреть обязательно. 7 из 10
С первых кадров понятно, что это антиутопия. Такая, что вначале она приводит в некий восторг - умные дома, которые готовят, будят и одевают; чудные машинки, город будущего одним словом. Но это внешность, а она если не обманчива, то по крайней мере не объективна. В Бразилии царит жестокость, недоверие, терроризм. К последнему уже настолько привыкли, что просто отгораживаются ширмой. Но самое страшное - это тонны бумаг, чеки, которые надо подписывать. Ничего нельзя сделать без определённой формы. Весь этот механизм похож на муравейник, где все бегают, суетятся. Но в этом смысле муравью хоть делом занимаются, а вся эта бюрократия просто нашла спасение в бумагах. Никакого смысла, никакой пользы, но чиновники считают это своим достоянием. Бумагам верят, людям без них нет. Душа требует свободы, но её не получить. Ни одного шага нельзя сделать без своей подписи. Герой Де Ниро в фильме как раз олицетворяет всю несправедливость бумаг и желание освободиться от оков бумажной армии. Бразилия... Может нас это ждёт? Бесполезная борьба с терроризмом, недоверие, подозрительность? Только в снах человек может быть свободным. И всё-таки - это антиутопия, доведённая до абсурда. Может лишь ради того, чтобы нам было не так горько?
- Сэм, вы что, ничего не можете поделать с этим терроризмом? - Но у меня ланч... Мир 'Бразилии' покажется вам нереальным, сумасшедшим, нелепым. Безумное господство бюрократии, культ поклонения бессмысленной и бесполезной информации, мир, в котором чиновники бесконечно ходят по кругу, а люди (как герой Де Ниро в финале), тонут в бесконечных бумагах, растворяются в них, погибают, попав под лопасти гигантской несокрушимой бюрократической машины, и даже во сне, где человек свободно парит в облаках, повсюду вырастают бесконечные стены и решётки. Этот фильм заставляет посмеяться над ситуациями, которые должны вызывать ужас, ведь 'Бразилия' - это наш мир, рассмотренный через увеличительное стекло - мир гротескный и оттого показывающий свои несовершенства и пороки столь ясно. Потрясающе парадоксальная реальность, показанная в строгих мрачных декорациях компанией отличных актёров - вот, что ждёт вас в 'Бразилии', и если вам интересно посмотреть на окружающую действительность под другим углом - приятного просмотра. 10 из 10
В преддверии «Воображариума доктора Парнаса» я решил получше ознакомиться с творчеством Терри Гиллиама. Я видел многие его фильмы, но уже изрядно подзабыл их. Но эту работу я не видел, да я даже узнал о ней только неделю назад. Я читал культовую книгу Джорджа Оруэлла «1984», мне она очень запомнилась, хотя лучшей антиутопией ее я не считаю. Но книга все же очень понравилась. Так что я очень обрадовался, услышав, что идея снять этот фильм появилась после прочтения книги. Но к культовой книге данный фильм имеет косвенное отношение, хотя многие детали взяты именно с нее. С первых минут фильм очень сильно удивляет своим «психонавтским» видеорядом. Такой картинки я не видел еще не в одном фильме. Еще более порадовала операторская работа, особенно под конец фильма. Но чем больше ожидаешь от фильма, тем менее неожиданным будет результат. Поначалу сюжет кажется очень интересным: живет себе мелкий клерк, и ему все время снится одна и та же девушка. Он ее однажды встречает, но только потому, что ее соседа казнили из-за мелкой опечатки в документе. Начало многообещающее, но потом наблюдать за этим действием становится очень скучно и малоинтересно. События очень сильно разжевываются, за два с небольшим часа экранного времени сюжет полностью не раскрыли. С жанром все довольно трудно. Это не антиутопия в чистом виде, это и не черная комедия, хотя сильно на нее похожа. Можно все происходящее назвать драмой, но это уже смешно. Так что жанр картины можно определить как: «Фильм Терри Гиллиама». Смысл фильма весьма понятен: «Не совладать маленькому человеку с Системой, но попытаться все же стоит». Отличную игру показал Джонатан Прайс, хотя раньше я о нем совсем ничего не слышал. Хорошо сыграл Роберт Де Ниро, хотя его было очень трудно узнать, да и экранного времени ему дали катастрофически мало. Очень запомнился персонаж Кэтрин Хелмонд. А вот Ким Грайст сыграла плохо и невнятно, хотя образ очень интересный. С саундтреком здесь большой прикол: использовалась только одна песня Ary Barrosso «Aquarela do Brazil», но в огромном количестве вариаций. Вывод: хороший и необычный фильм, тянущий на шедевр. Добавить бы динамики и сделать более непредсказуемый сценарий, получился бы шедевр на долгие годы. Вообще фильм вызвал ощущение сна, сейчас даже не верю, что посмотрел этот фильм. Знакомство оказалось хорошим. Оценка: 9 из 10
Невероятный выдумщик и фантазер Терри Гиллиам в каждом своем фильме демонстрирует талант создавать особый сюрреалистический мир. Главным и одним из самых значимых его творений стала картина «Бразилия», снятая почти тридцать лет назад. Она явилась, по сути, квинтэссенцией бурной фантазии режиссера, где Гиллиам ярко демонстрирует острую социальную сатиру того общества, что окружает нас до сих пор. Гиллиам всегда любил по-настоящему развлечься и развеселить зрителя, начиная, как актер комическо-гротескной труппы «Монти Пайтон». Так вот картина «Бразилия» и есть та безудержность его сарказма, доходящего до абсурда. Невероятно масштабный и скрупулезно созданный мир некой альтернативной вселенной 50-х годов, в центре которого находится практически гоголевский «маленький человек» в исполнении Майкла Пейлина (как раз один из бывших участников означенного выше шутовского коллектива). Этот никчемный индивид – типичный представитель офисного планктона, что безропотно «плавает» на самом дне, лишенный всяких стремлений и влечений. И лишь появление девушки из грез в реальности приводит к полному хаосу сознания запуганного клерка. Нарастающее безумство событий на экране подчеркивается совершенно бесподобными декорациями. Здесь не встретить ни одной натурной съемки – весь фон и каждое помещение созданы специально для фильма. Совершенно невероятные компьютеры с плоскими экранами (и это 1985 год!), кругом напутанные вентиляционные трубы, жилые коробки, напичканные проводами, футуристическая техника, безумные пластические операции – вызывает восторг и восхищение. Чего только стоит сцена, когда тайный борец с системой и за чистоту местных труб (Роберт Де Ниро) настигается падающими листками бесконечных протоколов, что его постепенно окутывают в огромный комок макулатуры. Определенно, сейчас так не подходят к съемкам практически никогда. Вообще, за всем саркастическим юмором и кажущейся откровенной глупостью происходящего Гиллиам проводит вполне серьезные параллели между строк. Технократическое государство, показанное с гипертрофированной стороны, непременно находит свои аналогии и в истории, и в настоящем, и, к сожалению, в будущем. И в этом мире есть место всем слоям общества, в том числе безропотным личностям и заведомо обреченным бунтарям-одиночкам. Оттого заостряясь на массивной демонстрации всеобъемлющего гнета, сюжет заметно тормозится, волочится, вязнет, и чем ближе к концу, тем сильнее. Но это намеренный шаг, лишенный ненужного плотного монтажа. И два с половиной часа, проведенные за рассмотрением в мельчайших деталях безумного мира, не кажутся «прожитыми» зря. Конечно, «Бразилия» - это не комедия в чистом виде. Таковой она покажется для тех, кто понимает тонкий намек на нашу каждодневную действительность – засилье технологий, интернет-зависимость, цензура, бюрократия, наконец, и незримое присутствие «большого брата». Об этом неоднократно писали знаменитые литераторы Джордж Оруэлл, Олдос Хаксли, Рэй Брэдбери в своих, пожалуй, главных произведениях. Об этом говорит и Гиллиам, подчеркивая обреченность шокирующей концовкой. Недаром «Бразилия» занимает особое место не только в портфолио режиссера (которое в этом году пополнилось идейным наследником «Теорема Зеро»), но и в истории кинематографа.
Конечно, когда Терри Гиллиам ездил со своим фильмом по всему миру, люди во многих странных были поражены сходством увиденного и их повседневности, и это естественно для такой тематики. Странно, что в 85 году, когда фильм вышел во всем мире, его показали и на одном фестивале в Москве. Может быть это и надумано, но мне кажется, что нашлось какое-то количество чиновников, которые могли бы изменить судьбу этих нескольких показов, но просто не увидели за близкой скорее к правым каким- то движениям эстетикой едкой и, на мой взгляд, очень талантливой, сатиры на Советский Союз. На самом деле, троечники. Упомянутая стилистика фильма поражает воображение. Гиллиам долгое время работал в очень популярной на британском телевидении группе Мойти Пайтон – они делали скэтч-шоу и сняли несколько фильмов, до сих пор считающихся авангардными для английского юмора. Он попал туда как художник и делал вначале маленькие мультипликационные вставки в середине каждого выпуска, и, став режиссером, попал в один ряд с такими визионерами настоящего как Дэвид Линч или Вонг Кар Вай. Собственно, этот статус он получил, наверное, именно после этого фильма (а еще были «12 обезьян», «Барон Мюнхгаузен» и, конечно, «Страх и отвращение в Лас-Вегасе»). Оттягивается Гиллиам в первую очередь в той части фильма, которая соответствует снам главного героя, под конец пролезшим и в реальность, но и другая сделана с большим вкусом. Это такое будущее с точки зрения человека из середины сороковых или даже тридцатых со всеми этими бесчисленными трубами, строго технологическими решениями в стиле «Популярной механики» и смешением викторианского и футуристического – вы это сможете увидеть разве что в «Метрополисе» – и это не случайно. В визуальном решении фильма режиссер ориентировался на самое близкое к фильму литературное произведение – «1984» Джорджа Оруэлла (в принципе, в фильме кое-что заимствовано и из «О дивный новый мир», и из «451 градус по Фаренгейту», а к экранизации последнего режиссером Франсуа Трюфо можно найти отсылки). Забавно, что «Бразилия» вышла в 1985 году, и ее рабочим названием было «1984 1/2», одновременно намекающее и на Оруэлла, и на Феллини (из «8 1/2» взята, в некотором смысле, вторая часть фильма). Получается взгляд в будущее из мира прошлого, легко находящий и изобличающий сходные черты сразу и фашизма, и коммунизма, и американского маккартизма (вполне в духе Оруэлла), и даже новой, послевоенной европейской религии – бюрократии. Здесь система подчиняет человека и ни во что не ставит его индивидуальность, все люди носят одинаковую одежду и следуют идиотской казуистике, а ценность информации давно превысила ценность искусства. Здесь самые важные организации – министерство регистрации, где работает герой вначале фильма, и уже упомянутое министерство сбора информации (оба их здания внешне выглядят очень правильно – в стиле 30-х годов – времени потерянного поколения и, соответственно, формирования самых страшных идеологий). Они ничего не создают, а вся страна живет либо в огромных небоскребах, либо в маленьких, одинаковых вагончиках, которые развозит на своем грузовике возлюбленная героя. Однако «Бразилию» отличает от трех естественных литературных источников то, что, по сути, мир в фильме не тоталитарен. То есть здесь действительно существует диктат системы, и люди, выступающие от ее лица, неограниченны в правах (хотя стоит им уйти с рабочего места, и они становятся так же беззащитны, как и все остальные). Но система не обладает харизмой. Система не может увлечь за собой. Система в данном случае совершенно беспристрастна и одинаково некомпетентна по отношению ко всем. Одна из особенностей фильма в том, что в нем не показано давления диктатуры политического режима и нет обычной в таких произведениях серой массы людей, не понимающих ценности индивидуальности. Все действующие герои – обычные люди. Они изображены комично и, конечно, гротескно, они становящиеся озлобленнее и циничнее по ходу повествования, но, в общем-то, это нормальные люди. Вот главный герой – вполне положительный персонаж. В отличие от своего «приятного во всех отношениях» приятеля, он не карьерист, он даже вроде рефлексирует и вообще романтик в душе, хотя про него и говорят с укором, что у него нет желаний, амбиций и чаяний. Вроде бы он уже взрослый человек с вполне сформировавшимися взглядами на жизнь. Когда он помогает сбежать девушке, в которую влюблен, он оправдывается перед Джил – я всего первый день на работе – и в ответ слышит недобрый смех. Получается, что его наивность – это сознательная жизненная позиция, суть которой – не обращать внимания на то, что происходит вокруг, и надеяться на то, что все будет хорошо и без него, не отвечать ни за что, по своему желанию нарушать правила или быть верным им – по сути, очень циничная позиция. То, что нам не показывают конкретных людей, находящихся на самом верху (даже большой начальник из все того же министерства, друг покойного отца Сэма Лаури, всего лишь заместитель министра, а существует ли сам министр – кто знает) оказывается очень важным. Жителей этого мира никто не принуждает. Они сами давно отказались от свободы. Они не ценят красоту – и уродливые трубы заполнили все их пространство в угоду функциональности. Им не важно, чем они занимаются на работе, они честно приходят каждый день в одно и то же время и честно стараются поменьше сделать и побольше времени оставить на просмотр «Касабланки». Все в их жизни стало рутиной, и даже постоянные взрывы (то ли совершенные террористами, то ли вызванные неисправностями труб) уже стали обыденностью, их стараются не замечать за обедом в дорогом ресторане и отгораживаться от них ширмой. Они бюрократизировали и исказили само общение между собой (и не надо это путать с толерантностью). Они легко отказались от ценности и бремени гражданского общества (и получается «Бразилия» ровно о том же, о чем и «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», снятый по роману Хантера С. Томпсона). Теперь их протест заключается в том, что они соглашаются выполнять возложенные на них системой обязанности, но делают это спустя рукава. Либо уединяются в кабине грузовика, получая свободу в обмен на одиночество. Собственно, одиноки они все. «Бразилия» – это «Оруэлл, переписанный Хармсом», и (если абстрагироваться от визуальный составляющей, которая так объемна, что ее тяжело переварить) очень смешной фильм. Над этой стороной сценария работал Том Стоппард (автор вариации «Гамлета» «Розенранц и Гильденстерн мертвы»). Видимо он же внес что-то кафкианское в сюжет, одновременно смешное и страшное. Вторая же сторона напоминает об Уильяме Берроузе и фактически созвучна финалу книги «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи.
Общество благоденствия прекрасно! Каждому, кто вджобывает во имя рождающего уверенность подозрения, обещан гиперкуб со всеми благами. Но это первое впечатление, которое лжет и не краснеет, строением местная формация напоминает ВАЗ — баклажановая краска легла ровным слоем, но Кузьмич явно что-то недокрутил. Утопия из автоматизированных райских кущ превращается в наплевательство, преступлением признается все, даже починка кондиционера в обход сервисного центра, а муха, попавшая в клавиатуру ЭВМ, может перевернуть судьбу несчастного Баттла, его соседки и недотепы Сэма Лаури. Сэм, нет, не Байрон, а другой, еще неведомый избранник, ведет неприметную жизнь ложемента от того самого ВАЗ. Спутники его ретрофутуристического утра — недожаренные тосты, недоглаженная рубашка и недосчастливый взгляд, но он упорно изо дня в день играет одну и ту же мелодию на добре бюрократии. О том, что судьба человека трагична, даже если он похож на мошкару и лопоух, и о том, как действует принцип «Кто владеет информацией, тот владеет миром», рассказывает культовая лента Гиллиама. История создания картины должна ненавязчиво напоминать о том самом произведении Оруэлла, но в ассоциативном ряду нет места ни году рождения Скарлетт Йоханссон, ни товарищам Замятину и Марсову. Ведь несмотря на мрачную атмосферу тоталитаризма, в «Бразилии» нет розовых билетов, сексуальных часов или детоводства. Даже душа у Сэма не образовалась в ходе болезни на букву Л (и это не ленинизм), а спокойненько существовала без внешнего вмешательства, унося своего владельца в икаровские сновидения еще до разворачивающихся в картине событий. Сценарная основа фильма это не рассуждения о крахе антиутопического устройства. Если и проводить литературные аналогии, то творение Гиллиама выглядит так, как если бы Салтыков-Щедрин сатирил киберпанком. Вспоминая творчество режиссера в комик-труппе «Монти Пайтон», понимаешь, что все происходящее на экране не всерьез, а пародирует кривое зеркало современного автору общества, пусть в нем и нет девочки Яло. Ар-деко приходится здесь как нельзя кстати, зритель из 80-х словно смотрит на окружающий мир глазами прошлого, но безошибочно узнает приметы настоящего. Индустриальное общество уже обзавелось накрахмаленной приставкой пост, а главным капиталом становятся знания, та самая информация, отдел по обеспечению которой является ключевым и в государственном аппарате «Бразилии». Количество чиновничьих псевдоединых окон растет в тригонометрической прогрессии, а работники офисов принимаются за обязанности только под зорким оком начальства. Каналы вещают лишь удобные новости по ту сторону изъеденного молью занавеса, а клетушки социального жилья возводятся стройными бесфундаментными рядами. Естественной реакцией прирожденного кафкианца становится взгляд на происходящее изнутри фантазера-башмачкина Сэма. Очевидно, герою некомфортно не от страха быть защекоченным до смерти сталинскими усами. Он элементарно не в состоянии выдерживать модерновую гонку за место под соснами и никак не может или просто не хочет выбраться из-под каблука своей родительницы. Душка Сэм — всего-то маменькин тюфяк. Потеря им внутреннего стержня никак не связана с несправедливостью системы, он вполне живет в ладах с ее порядками. Вспомним, угрызения совести не диагностировались у героя при решении вопроса ошибочной казни с вдовой опечаточного Баттла. Сэм хочет скромно носить старенькое пальто и поношенную шляпу, не привлекая к своей персоне особого внимания, а предстать кудрявым золотокрылым героем он может и под пуховой периной. Привычка геройствовать по законам фантазий приводит к неприспобленности к реальности. Она вызывает цепи и кольца фатальных ошибок, которых можно избежать, будь герой чуть предприимчивее. Только в мире сновидений удается на равных бороться с самураем на глиняных ногах, приветствуя Снайдера через временной континуум. Этот подвиг совершить легче, чем проехаться по министерскому лифту и прокрасться в тайное хранилище информации, чтобы порыцарствовать на этот раз с широко открытыми глазами. Сэм попросту счастливее в юдоли грез, от того гнетущий поначалу финал после осмысления кажется продолжением злой карикатуры Гиллиама, теперь уже не на общественные процессы, а на эскапизм. Создатель отправляет свое дитя плутать по коридорам без начала и конца, помещает в пространство, до отказа заполненное винтажными нанотехнологиями. Он лепит планктоновость комическими сценами, а диссоциативность фентезийными мотивами. Но в итоге зритель видит самого себя, маленького и испуганного, мечтающего о подвигах, но боящегося выйти за пределы вымытой мистером Пропером раковины. Незавидная судьба Сэма, слишком поздно и неумело решившегося на полеты не только во сне, но и наяву, намекает — не надо избегать безбрежных чаяний и в оковах несовершенных государственных устройств, нужно лишь относиться к этим тискам так же снисходительно, как те — к своим гражданам. «Маски палачей с изображениями пухлощеких младенцев не очистят плевру системы, она сама рано или поздно захлебнется в своих нечистотах» — этот девиз проносит через десятилетия символ нонконформизма электрик- фрилансер.
Добро пожаловать в скучное и механизированное будущее, в котором люди в основном заняты дизайном труб и пластической хирургией. Пока одни просиживают штаны в дорогих ресторанах, которые регулярно подвергаются атаке неизвестного террориста-сантехника, офисный клерк Сэм Лаури (Джонатан Прайс) работает в Министерстве Регистраций. Сэм - ничтожный, незначительный и несущественный винтик в машине министерства, чья работа по степени важности недалеко ушла от проставления штампов 24 часа в сутки. Он просыпается утром, идёт работать в безликое, холодное и стандартное здание, выполняет свои каждодневные обязанности, возвращается домой и ложится спать. Во сне ему постоянно снится длинноволосая девушка, которую он раз за разом спасает из лап различных злодеев. Однажды, из-за мухи, которая попала в устройство по оформлению ордеров на арест, по ошибке был задержан не тот человек, и добродушный Лаури, желая помочь, отправляется в Министерство Сбора Информации. Пока Сэм пытается выяснить, что нужно сделать, чтобы исправить недоразумение, на одном из мониторов поста охраны он замечает коротко стриженную Джилл, которая как две капли воды похожа на девушку, что приходит к нему во сне. Забыв про возню с бумагами, клерк бросается вслед за ней. Сумасшедшая сатира и антиутопическая фантастика, порожденная режиссёром Терри Гиллиамом, которая не имеет никакого отношения к настоящей Бразилии. Стилистически фильм представляет собой почти не контролируемый хаос, с абсолютно очаровательной, вырвиглазной постановкой и декорациями (особенно это касается снов Сэма, где он в виде крылатого рыцаря сражается то против карликов с лицами младенцев, то против гигантского самурая). Визуально картине нет равных, поскольку Гиллиам удачно чередует истерически смешные моменты (дележка одного стола через стену между двумя клерками), с без пяти минут ужасающими (гроб, участвовавший в похоронах ближе к концу, набитый человеческими останками. Как же я рад, что ничего не ел в ту секунду, когда он открылся!). Всё, что предлагает вам режиссёр, мгновенно врезается в память, благодаря правильному балансу откровенного трэша и интересной абстракции. Гиллиам играючи объединил все города и страны Земли в одну гротескную Бразилию, посылая зрителю следующий меседж - вот чем обернётся ваше существование, если вы позволите заурядности взять над собой верх. Реальность превратится в кошмар, а любое отклонение будет расцениваться как преступление, после чего каждый свободомыслящий человек станет угрозой для общей системы. Очевидно, что при таком сценарии и стиле, актёрский состав уходит на задний план, но кое-кого отметить всё же хочется. Например, Джонатана Прайса, чудесно сыгравшего офисного работника, который совершенно не готов к приключениям. В любой ситуации Сэм паникует, не знает, что делать, рвёт на себе волосы и даже в любви Джилл он признается с истерическими нотками в голосе. Или вот ещё Роберт Де Ниро, в роли террориста-сантехника Гарри Таттла, который занимается тем, что выглядит как морской котик (солдат особого назначения, а не животное) и перехватывает звонки жителей Бразилии. Только Де Ниро мог с таким серьёзным лицом рассказывать главному герою о том, что за ним охотится центральная служба по ремонту отопления, и как другие сантехники устраивали ему засады. 'Бразилия' - потрясающее безумие, которое тяжело причислить целиком хоть к какому-то жанру. Любителям издевательски смешного (а иногда и страшного), при этом ничем не стесненного взгляда на жизнь, должно определенно понравиться. 8 из 10
В своё время этот фильм режиссёра Терри Гиллиама наделал большого шуму: его антиутопия 'Бразилия' (ничего общего со страной Южноамериканского континента название фильма не имеет, кому интересно, что же значит здесь 'Бразилия', то советую покопаться в истории создания картины) стала олицетворением жанра, ею восхищались все критики, зритель был повергнут в шок неординарностью и депрессией, зрителя словно загоняли в глухой угол, потому что ни о каком хэппи-энде никто и не предполагал, настолько всё было мрачным и сковывающим. Терри Гиллиам и сценаристы Том Стоппард с Чарльзом МакКиуном создали феноменальное действо из откровенных насмешек над бюрократическими системами. Нам предложили посмотреть альтернативную историю того, как мы можем жить в будущем. Там не будут роботы помогать нам во всём и вся, не будет атаки компьютерного мозга, не будет героических героев, спасающих мир; 'Бразилия' - это мир, где над каждым человеком висит куча бумажек, которые надо заполнить, а если сделаешь это неверно, то эта же система тебя же и поглотит со своей кучей формуляров, правок и уведомлений. Каким-то образом Гиллиам ещё и намекнёт на ужас социалистического строя, но тогда он проигрывает в знании строя, но всё же, откидывая эту мысль, 'Бразилия' выступает как всеобщий манифест против засилья чиновничьей власти. Посмотрев данный фильм, нельзя отделаться от воспоминаний от сцен, где банальные механические устройства доставляют почту, делают яичницу или пододвигают стул. Это не то, как мы могли себе представить светлое будущее, это что-то серое, сжатое, невзрачное и отталкивающее. Галлиам верно поступил, убрав из фильма все радужные цвета, они появляются лишь тогда, когда главный герой летает во сне, как нечто такое, что даёт крохи надежды на пресловутое светлое будущее. Гиллиам мало наделяет героев своим собственным разумом, все пользуются тем, что им даёт система. Как пример: мама главного героя и её подруга помешены на пластических операциях (кстати, любителям неестественной красоты, не надо ли вам глянуть эту картину?), не видя иного смысла в существовании. Страх перед системой и отсутствие собственного мышления - это мечта любой тоталитарной системы. И даже данные моменты были прекрасно отсняты оператором ленты Роджером Прэттом, его заслуги в постановке в фильме нельзя не рассмотреть, великолепно проделанная работа. Главную роль в фильме сыграл Джонатан Прайс. Этот актёр не был знаменитым ни до выхода 'Бразилии', не стал им и после её премьеры, но я отдам должное при выборе этого актёра - он чуть медлительный, очень добрый и мягкий, но что-то подсказывало, что внутри у него существует стержень и огонёк, который может вспыхнуть пламенем. Встреча с героем Роберта Де Ниро как раз этот огонёк и распалит, а потом ещё и встреча с героиней его снов - Ким Грейст - создаст огромный костёр. Кстати, о Роберте Де Ниро. Его герой имеет сильную сторону - он повлияет на развитие всей истории и героя Прайса изменит на корню, но, на самом-то деле, сцен у него будет не так уж и много. Но вообще небольшие роли у нескольких актёров (например, Кэтрин Хелмонд и Боб Хоскинс) имеют огромное влияние для того, что понять весь дух фильма. А ещё в плюсы фильма можно занести то, что так или иначе ставишь себя на место его героев, отчего отвращение к системе возрастает в разы. 'Бразилия' - это значимое событие в мире кинематографа. Это не блокбастер, но его влияние на развитие нельзя недооценить. Смотришь - и пугаешься, так не хочется такого будущего и чтобы Гиллиам стал предсказателем. Безусловно, кино, которое надо посмотреть. 9 из 10 P.S.: Через некоторое время Терри гиллиам вновь вернётся с новой антиутопией '12 обезьян' и опять же не хочется, чтобы он стал предсказателем, но его фильмы - это серьёзное кино, которое заставляет думать.
Терри Гиллиам очень неординарный режиссер. В своих картинах он показывает нам свои фантазии, которые не вписываются не в какие рамки. Неудивительно, что почти все его фильмы постоянно проваливаются в прокате. В тоже время многие из них со временем приобрели в киноманских кругах статус культовых. Чего только стоит «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» с лысым, обкуренным Джонни Деппом. Не смотря на то, что Гиллиам родился в Америке, почти всю свою сознательную жизнь он жил и работал в Англии. Начинал он свой творческий путь как участник великой английской комик группы Монти Пайтон. Эти люди в свое время совершили настоящий прорыв в юморе. Их скетчи это совершенно невероятный театр абсурда не знающий никаких границ. Влияние Монти Пайтон сегодня можно найти почти во всех юмористических проектах. Гиллиам по своему образованию, художник декоратор, отвечал у них за всю анимацию, которая идеально подходила под юмор Монти Пайтон. Влияние этой Британской культуры абсурда это, пожалуй, главная составляющая всех фильмов Терри Гиллиама. Квинтэссенцией его режиссерского стиля стал, наверное, самый лучший его фильм под названием «Бразилия». По жанру «Бразилия» это антиутопическая фантастика. Абсурд здесь начинается с самого названия. Почему собственно Бразилия? В фильме никакой Бразилией и не пахнет. Действия происходит в некоем условном мире, в котором все подчиняются не королю или президенту, а системе, и все люди этого мира всего лишь маленькие винтики в этой системе, призванные выполнять какую-то свою определенную функцию. И вот в самом начале фильма в этой системе, совершенно случайно происходит сбой. В пишущую машинку, которая печатает имена тех людей, которых нужно арестовать, залетает муха и происходит ошибка в одной букве одного имени, вместо имени Батл машинка печатает имя Татл. И собственно под рождество в дом к ни в чем не повинному сапожнику Татлу врывается спецназовцы, и арестовывают его. Из-за этой ошибки, происходит сбой в системе, из которого как снежный ком начинает вырастать вся дальнейшая история, пересказать которую, просто невозможно. Такое буйство фантазии нужно видеть. «Бразилия» как многие картины Гиллиама это вполне стандартный фильм по форме, и совершенно не стандартный по содержанию. Единственное слово, которым я могу охарактеризовать его – гениальность. Гениальность, которая ощущается во всем. Гениальные декорации, причем совершенно не компьютерные, а ручные. Огромное количество труб, которые есть везде, наглядно показывают наличие этой самой системы. Все это, конечно же, как аниматор придумывал сам Гиллиам. Гениально играют актеры. В заглавной роли здесь выступает Джонатан Прайс для, которого «Бразилия» так и осталась вершиной в его творчестве. Его герой обыкновенный маленький человек, который живет своей незаметной, жизнью простого служащего. Зато в своих снах он настоящий Экар спасающий прекрасную леди от огромного злого самурая. И вот однажды он случайно встречает женщину из своих снов, и теперь он готов на все ради любви, даже на то чтобы пойти против этой вездесущей системы. И система совершенно естественно его за это уничтожает. Кстати недалекие голливудские продюсеры хотели сделать пресловутый хэппи-энд, но Гиллиам естественно не дал испортить им свой главный шедевр. В небольших ролях здесь выступают такие звезды как Роберт Де Ниро, он играет этакого карикатурного сантехника Робина Гуда, Татла вечно бунтующего против системы. Именно его должны были арестовать в самом начале фильма. Майкл Пэлин один из участников Монти Пайтон как мы потом понимаем, играет высокопоставленного палача. В начале, он является настоящим другом главного героя, но как только у того появляются проблемы с системой он также меняет свое отношение к нему. И конечно Боб Хоскинс в роли хитрого, скользкого начальника главного героя тоже невероятно хорош. А еще в Бразилии совершенно гениальный английский юмор, который как раз русскому зрителю будет, наверное, не очень понятен. Все-таки культура абсурда, которую англичане впитали, что называется с молоком матери в нашей стране совершенно не развита ни в литературе, ни в кино. И даже ужасно как может показаться на первый взгляд затянутая концовка, от которой буквально начинает болеть голова так же абсолютно на своем месте. Это тоже часть этого огромного, невероятного, фонтанирующего абсурда. А еще после просмотра ловишь себя на мысли, что этот абсурдный, гротесковый мир который показывает нам Гиллиам, если приглядеться, в высшей степени реален. Как в рамках жизни в нашей стране с ее ужасной бюрократией и не далекими чиновниками. Так и в сравнении с тем как устроено человеческое общество вообще. Все мы всего лишь винтики в системе под названием жизнь и ничего с этим не поделаешь. В этом и заключается главная гениальность этого шедевра. 10 из 10
Вот уже долгое время мне не получается найти общий язык с Терри Гиллиамом. Он необыкновенно сложен для меня. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» - первое знакомство с режиссером, итог - фильм остался недопонят, показался удивительно скучным, хоть и с яркой картинкой. Второй картиной стал общеизвестный «Воображариум доктора Парнаса», подействовавший на меня сильнее любого снотворного, итог – произведение прошлось особняком и не зацепило. И вот - «Бразилия» - чего тут много говорить, всё полностью моё, и про меня - первая половина фильма особенно. Сюжетная линия невероятно близка мне по духу, это с чем мне приходилось сталкиваться последнее время – тотальная бюрократия, волокита и дурошлёпство. Белым воротничкам, практически их большинству наплевать на свою работу, ведь легче её переложить на другого человека, или подразделение, чем самому подойти к ответственности. Тогда уже «расписка за получение расписки» не вызывает моего недоумения, а лишь ироническую улыбку, таковы реалии нашей жизни. Почему картина названа «Бразилия», вроде сюжет разворачивается в США, в далеком утопическом будущем? Я всё же думаю, что Бразилия – это метафора, свой идеальный мир, мечта каждого человека о далёком уголке рая и покоя, где можно безмятежно провести остаток жизни рядом с любимым человеком. К этому и стремится наш герой Сэм Лоури, нашедший девушку своих снов в реальной жизни. Но судьба – злодейка, дорога к счастью не всегда вымощена из гладких камней. Плыть по течению или бороться, ждать и надеяться или предпринимать шаги, каждый выбирает то, что ему по силам. Кто бы мог подумать, что мелкий чиновник Сэм Лоури пойдет наперекор всем ожиданиям? Поражаюсь, с каким упорством он идёт к намеченной цели и не складывает руки. Сюрреализм в отдельных эпизодах завораживает, сны нашего героя настолько абстрактны и нереальны, настолько они поглощают его сознание, что становятся смыслом жизни. Первое, что приходит мне на ум при виде нашего героя, Сэм Лоури – Дон Кихот нашего времени, а бюрократическая Система – это его «ветряные мельницы». Каждый хочет стать героем, но, прежде всего, быть им в глазах дорогого сердцу человека. 'I've dreaming about you, I mean.. Iove you. In my dreams, I love you' 9 из 10
Созданная именно тогда, когда, вероятнее всего, происходили события самого известного романа Джорджа Оруэлла «1984» «Бразилия» еще целый год пролежала на полке из-за многочисленных конфликтов Терри Гиллиама с президентом Universal Сида Шейнберга на тему того, какая из концовок ленты наиболее уместна. И, возможно, фильм так и остался бы там, где ему уж точно не место, однако настырность режиссера, написавшего открытое письмо в издание The Daily Variety с просьбой ответить на вопрос, когда же наконец рядовые зрители смогут увидеть в кино «Бразилию», и закрытый показ фильма с оригинальным финалом, взяла верх, и уже в 1985 году картина оказалась на широких экранах. Терри Гиллиам в одном из своих интервью признавалась, что не ставил перед собой цели создания тоталитарного мира, как в «1984», но тем не менее именно с этим культовым произведением у фильма много общего. Главный герой хотя и отдаленно напоминает Уинстона Смита характером, но положение в обществе у него почти такое же, тем более при желании он мог бы занимать и посты куда более высокие. Однако систему он не столько отрицает, сколько попросту не замечает – ему безразлично все, что происходит не с ним. Он напуган, отрешен и довольствуется тем, что у него есть, не пытаясь при этом достичь чего-то большего. Фрагментами, как например в момент спасения девушки от страж порядка в здании Министерства, герой, в отличном исполнении Джонатана Прайса, больше похож на Пьера Ришара с его аляповатыми телодвижениями и нелепым выражением лица. Сэм Лаури живет в двух мирах – настоящем и ирреальном, мире сновидений. И если его совсем не волнует произвол властей в жизни, то встреча с девушкой из сна, и ее последующая защита, пробуждает в нем целую гору чувств и эмоций. У него наконец-то появляется цель, он только начинает жить. Главный герой, тем не менее, слишком глуп и немощен, чтобы быть кому-то примером. Девушка, которую он пытается защитить, живя в своем маленьком мире, абстрагированным от мира за окном грузовика, выступает не столько контрастом, сколько контрастом лишь видимым, визуальным. Внутри - она тот же самый Сэм Лаури, только чуть более спонтанный и решительный. И хотя эта сладкая парочка на протяжении всей ленты пытается поскорее убежать от системы - система в них самих. Они – маленькие винтики, знающие, что механизм не всегда исправен, но ничего поделать с этим им не позволяет их жизнь, их излишняя мечтательность и легкость. Мир же, в котором живут все остальные, серая безвкусная дрянь, да-да, та самая, которую подают в местных ресторанах под видом рыбы, мяса и прочих продуктов. Бразилия Гиллиама – это собирательный образ всего того, что происходило и сейчас происходит в нашем мире. Недаром охранники Министерства одеты точно так же, как когда-то были одеты приемники Гитлера. В картине много аллюзий, отсылок и прочих атрибутов, которые так или иначе напоминают о том, что Бразилия – это то, где мы жили, живем и жить будет. Терри Гиллиам верно подметил, что действие могло происходить когда угодно и где угодно. Только дело здесь совсем не в месте и не во времени. Дело в людях. Это мы верим в постоянную крышу над головой, безоблачное будущее и супергероев. Но... «Сколько бы ни вдохновляли нас герои комиксов, проблем реальной жизни они не решают»
Раньше много фильмов смотрел. И мне давно советовали посмотреть этот фильм. Утверждали, что это фильм на вкус и понимание и тебе это понравится. Я еще тогда не был таким поклонником Гиллиама как сейчас. Посмотрев фильм, я научился видеть все изнутри и стал поклонником Гиллиама. Сэм Лоури работающий в информационном отделе получает работу: Исправить ошибку информационного отдела, потому что информационный отдел не может ошибаться. Чудом понятно какой год, какой век. Главное не время. А система. Система которая нами управляет. Люди работают и подчиняются системе, живут на 'бумагах'. Везде справки, штампы и всякая бюрократическая резня. Кто-то захотел пойти против системы и спасти жизнь другого человека. А точнее Сэм Лоури решил спасти ту девушку, которая интересовалась, почему убили невинного человека. В конце понятно, что случается с теми кто идет против. Есть момент, где друг Сэма, который работает в каком-то странном отделе играет со своей дочерью и одновременно выполняет свои обязанности: Убивает. Притом делает это так спокойно. В этом есть какая-то отражение нашей реальности. Его мать и ее подруга. Пластические операции. В фильме режиссер старается показать, насколько это противно. Ведь это и в правде противно. Нередко в шоубизнесе можно увидеть знаменитостей, у которых были неудачные операции. Поэтому в фильме ничего нового не выдумывали, просто показывали с долей юмора и отвращения. - Что с вами!? - У моих осложнений появились осложнения. Но доктор сказал, что через пару операций я буду прыгать как юная газель. Теракт. Насколько часто случается теракт и как мы на это реагируем. Да уже реагируем так как герои фильма. Сидят они в ресторане, часть ресторана взрывается. Оффициант приносит и ставит ограждение, чтобы последствия теракта им не мешало продолжать обедать. Кто люди. На этот вопрос не трудно ответить, если вспомнить фрагмент, когда 'виновных' везут в специальный отдел в машине одев на них какие-то скафандры. Они уже частная собственность государства. Не понятно, что с ними будет дальше. Без бумаги ты не какашка. Конечно нельзя забыть, как герой применяет как принцип системы против неё же, когда хотел отвязаться от сантехников. Он всего лишь попросил справку. Иной мир или наш? В фильме много деталей выдуманы. Чтобы создать иной мир в наших глазах. Художники и режиссер хорошо постарались. Дома, рабочие места, автомобиль Сэма, компьютеры. Если посмотреть через призму, похоже на реальность. Может просто мне так кажется. Безусловно 10 из 10
Антиутопия – достаточно необычный жанр, как в литературе, так и в кино. Книжным эталоном является, скорее всего, повесть «1984» Джорджа Оруэлла, в то время как в кино – это «Бразилия» Терри Гиллиама. Антиутопии всегда интересовали как писателей, так и режиссеров в первую очередь возможностью создания фантастического мира без придумывания различных сказочных существ и далеких миров, а также возможностью сделать сатиру на существующие в государстве порядки и ярко показать свое несогласие с государственным режимом. В сущности, все фильмы и книги такого жанра имеют практически одинаковую структуру. В большинстве случаев имеется тоталитарное государство, которое стремится абсолютно контролировать жизнь людей и один человек, который понимает, что так жить нельзя и у людей должна быть, в первую очередь, свобода. После того как он осознает это, то пытается противостоять правительству и добиться справедливости во что бы то ни стало. Терри Гиллиам решил не сильно отклоняться от общепринятого сюжета, у него также есть государство с большим количеством структур, призванных контролировать всех и вся, и простой офисный клерк, сыгранный Джонатоном Прайсом, который узнал о государственной ошибке и пытается добиться справедливости. И все бы ничего, но главный герой существует одновременно в двух мирах: мире снов, где он – могущественный воин, который пытается добраться до своей возлюбленной, противостоя толпам монстров и в реальном мире, где он - обыкновенный рабочий госструктуры, который не понимает всех остальных людей, которые стремятся только к карьерному росту. В этом вымышленном мире все думают только о себе и похоже, что такие понятия как друг или родственник просто перестали существовать, об этом можно судить по многочисленным попыткам главного героя достучаться хоть до кого-нибудь. Сколько раз он не пытался поговорить с собственной матерью – она каждый раз просто игнорировала его, но в то же время постоянно пыталась контролировать его, заставляя его делать так, как будет выгодно ей. Роберт Де Ниро, хоть и был уже достаточно хорошо известен к моменту выхода фильма, играет здесь достаточно небольшую, но важную роль. Его персонаж, сантехник Гарри, является отправной точкой противостояния главного героя и государства, он показывает, насколько современное общество погрязло в бюрократии и что простая помощь людям уже ставится вне закона. Главный герой на протяжении всего фильма старается быть похожим на Гарри, безвозмездно помогать людям, быть добрым ко всем и до самого конца верит в то, что Гарри его спасет. Среди всех спецэффектов фильма стоит отдельно отметить декорации. Они просто прекрасны, их масштабность и детальность проработки может сравниться разве что, с декорациями в фильме «Метрополис» Фрица Ланга. Чего стоит только комната для пыток в конце фильма. Безумное сочетание линз Френеля, маленьких экранов и труб создают поистине фантастический мир альтернативного будущего, в который просто невозможно не поверить. Каждый любитель умной фантастики просто обязан посмотреть «Бразилию».
Эта картина стала поворотной, и, наверное, даже «венцом» в творчестве Гиллиама. В «Бразилии» он впервые зарекомендовал себя крупным и самобытным режиссёром. «…самое большое откровение случилось, когда я поехал представлять фильм в Париже. Все рецензенты и журналисты благодарили меня за прекрасную работу — 'поэтическую' и 'симфоническую'.. .. Реакция на мой фильм во Франции заставила меня остановиться и задуматься: 'Может, я действительно художник?' (Терри Гиллиам в интервью Иену Кристи). По сути, в «Бразилии» наиболее гармонично сошлось всё, что он делал до того, да и, наверное, что будет делать впоследствии. Тут и противопоставление зависимости от техники и свободы личности из «Бандитов времени», и неамбициозный бюрократишка, волей судьбы поставленный против гигантского монстра из «Бармаглота», и атмосфера полного абсурда из «пайтоновских» фильмов. Эта сложная своей многофигурностью и многоплановостью, наполненная сочными образами и мощными метафорами картина повествует о маленьком, человеке в гигантской, полной абсурда и чудовищных ошибок и запретов бюрократической системе, человеке с элементарными потребностями и подавленной индивидуальностью, которая всё-таки вырывается на волю сначала во сне, а потом и в реальности. Любопытно, что он практически единственный, кто хоть немножко работает там, где остальные работу только изображают. В этом фильме поднимаются всегда актуальные проблемы свободы в обществе, поиска идеала, абсурда всякой строго соблюдающейся системы, да и вообще самой жизни, проблемы смысла жизни и борьбы. «Бразилия» особенно ценна тем, что выполняет очень важную, но вместе с тем довольно редко осуществляемую функцию кино, как искусства – она будоражит, ставит вопросы, заставляет задуматься. Это очень визуально эффектный карикатурный фильм, который вполне доступен и для массового зрителя, хотя многим необходимо приложить усилия для просмотра этой картины. «…мне не хотелось быть режиссером для интеллектуалов. Я хотел быть популярным режиссером, однако большая часть публики не понимала, как к этому относиться, и просто уходила из зала» (Терри Гиллиам в интервью Иену Кристи). Один из компонентов удачности этой картины – слаженная работа съёмочной команды. Гениально сыграл Джонатана Прайс (Сэм Лоури), замечательно вписались в роли Майкл Пэлин (Джэк Линт), Кэтрин Хэлмонд (мать Сэма), Иен Холм (мистер Курцман), Ким Грайс (Джил Лейтон) и др.; замечательная сценарная работа Тома Стоппарда в обработке Терри Гиллиама и Чарльза Маккеона; операторская работа Роджера Прэтта; художников-постановщиков; художников по костюмам; композиторов и, конечно, режиссёра. В общем, фильм сложился из массы мелких и больших находок и решений. Взять хотя бы образ матери Сэма – эгоистичная молодящаяся старушка, идеальный потребитель, прекрасный образец идиотизма системы, жертва мод и прочих иллюзий, жалкая пародия на идеал. Она выглядит крайне комично с туфлей на голове, с натянутой кожей (её сильно накрашенное лицо больше похоже на маску), идиотскими манерами, улыбками, движениями. В эпизоде в ресторане никто не поворачивается, когда происходит взрыв, никто не спешит на помощь к искалеченным, все продолжают заниматься своим делом. Так люди усиленно пытаются забыть о высших ценностях, смерти, не видеть уродство, упиваясь иллюзиями. Прекрасный образ. Отличная метафора. Страшная система, где никто ни за что не ответственен, приводит к пустому формализму, власти бумаг. Так, например, сантехники (точнее люди, уполномоченные ими быть) не чинят трубопровод по сути, они выполняют всего лишь формальные предписания (и не дай Бог не поладить с сантехником, он с помощью власти, данной ему бумагами может выгнать Вас на улицу). И настоящим супергероем выступает человек, который делает дело по-настоящему. Гарри Таттл (Роберт де Ниро) – гроза бумаг. И именно поэтому он становится врагом этой абсурдной уподобившейся машине системы. Каждый выполняет лишь предписанные ему действия, совершенно не задумываясь ни о морали, ни о последствиях, ни о чём. И случайная ошибка в системе предписаний приводит к трагедии, за которую никто не собирается нести ответственность. Всё спихивается на Сэма Лаури, который и становится козлом отпущения. И, наверное, в какой-то степени он получает по заслугам за то, что был во всём этом повязан. Но, с другой стороны, он отрекается от вскормившей его системы и становится против неё. Атмосфера всеобщего эгоизма и затхлости подавляет всё свободное (порывы альтруизма Таттла и Джил), и извращает естественное (например собака с запечатанной попой, или жертвы пластической хирургии). Одной из версий начала фильма, неосуществлённой из-за недостатка бюджета, была такая картина «Фильм начинался с жука, который сидит в тропическом лесу, кругом идиллия, но тут появляется огромная машина, которая пожирает деревья и превращает их в бумажную массу, которая затем сливается в грузовик, который едет в город, а жук летит за ним. Грузовик едет на целлюлозно-бумажный комбинат, который извергает огромные рулоны бумаги, которую везут в типографию, где штампуют огромные стопы печатных страниц, потом их переплетают в документ, который в конечном итоге опускается на стол чиновника. Чиновник берет документ со стола, чтобы прихлопнуть им жука, который теперь кружит у него по офису, и мы видим титульный лист: это правительственный доклад о сохранении тропических лесов». Прекрасная картина противоречивости системы.
The system has you. “Только личность, одолевшая в себе раба, познает свободу.” - Генри Миллер. Мир Сэма Лаури – мир, в котором свобода - право каждого человека наслаждаться установленными порядками или же быть уничтоженным системой, мир, в котором от одной опечатки в бумаге зависит, жить или умереть человеку, мир, в котором каждый человек живет в цепях, и шанс выжить есть лишь у тех, кто этих цепей не замечает или не хочет замечать. Второй мир Сэма Лаури – мир его снов. Мир, в котором прекрасная девушка ждет своего спасителя. Мир, в котором он – крылатый рыцарь, парящий в небесах. Мир, в который проникают кошмары реальности. И некуда бежать, негде скрыться… Сейчас сложно представить, что было бы, проиграй Гиллиам свою знаменитую битву за “Бразилию”. Получилась бы, возможно, успешная коммерчески, любопытная фантастика с элементами сатиры, но не более. Ведь шедевром “Бразилию” делает именно ее бескомпромиссность и пугающая безысходность. Как Нео спустя 15 лет после “Бразилии” узнал, что ложки-то на самом деле нет, так и тут: хэппи-энда нет. То есть, студийный-то, конечно, есть, вот только он насквозь фальшив. А на самом деле - выхода нет. Надежды нет. Нет, пока большинство людей устраивает такое положение вещей. The system has you, только пока большинство элементов системы исправно работают ей на благо. Олдос Хаксли писал: “В тоталитарном государстве, по-настоящему эффективном, всемогущая когорта политических боссов и подчиненная им армия администраторов будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство.” В “Бразилии” нет зла как такового. Мы так и не увидим, кто управляет всей системой. Ужас заключается в поведении обычных граждан: милая старушка ведет протокол зверских допросов, а друг героя с улыбкой сообщает ему о новой отличной работе – как потом оказывается, работе в пыточной… А прочие обыватели закрывают глаза на подавление индивидуальности и починку бюрократической машины посредством удаления бракованных частей. И простая водительница грузовика в исполнении Ким Грайст кажется настоящим ангелом – потому что ей не все равно. Продираясь сквозь завалы бесчисленных бумажек и косые взгляды служащих, она дарит ярко выраженному неврастенику Сэму шанс почувствовать себя живым человеком, приближая его к осуществлению мечты. Вот только мечта об иной жизни, о Бразилии, символизирующей надежду на некий свободный, идиллический мир, в прогнившем насквозь обществе рискует так и остаться мечтой, а ее исполнение – обернуться трагедией… Особенно восхищает то, что этот яростный выпад против всякого общества, основанного на ограничении человеческой личности, еще и безупречен визуально. Каждая деталь абсурдной действительности или же ирреальных снов героя, наполненных сюрреалестичными образами, сделана, нет, создана с душой. Фильм – разоблачение, фильм – осуждение, фильм – предупреждение. С момента выхода фильма прошло 26 лет. И сейчас, с каждым годом Бразилия ускользает все дальше, становясь все более и более иллюзорной... Помните главное: The system has you, только если вы это допускаете… 10 из 10
Фильм 'Бразилия' очень напомнил роман Оруэлла '1984', который, кстати, мне совершенно не понравился. Но кино и книга показались мне схожими не столько из-за смысловой их нагрузки, сколько из-за методов ее реализации. Все же творение Гиллиама далеко от антисоветской пропаганды и носит в себе скорее антиглобалистические идеи, по крайней мере я там не увидела явного намека на ужасы коммунистического строя. А вот само устройство госучереждений в Бразилии до боли напоминает бюрократический аппарат Оруэлла, хоть яркость и масштаб картины и отвлекают нас от подобных параллелей. В целом же мы видим яркую, гротескную, чем-то напомнившую мне рассказы Салтыкова-Щедрина обертку, которая как будто пытается скрыть серость, мрак и мерзость начинки, повествующей о Системе. И прекрасно понятно, что так и было задумано, но я вот только никак не пойму зачем. Зачем было нагромождать так много мишуры, всех этих блестящих декораций и непонятных сцен. Сатира и гротеск это, конечно, хорошо, но иногда режиссер как будто заигрывается со своим любимым инструментом и уже без всяких там подоплек рисует перед нами мир абсурда и фантастики. И вот что с этими неудержимыми фантазиями делать, мне, лично, не понятно: я ведь смотрю пародию, а тут, вроде как, выясняется, что это лишь декорация. Я так подозреваю, что контраст внешне роскошной и внутренне абсолютно нищей жизни в Бразилии - это стилистический прием, однако, когда к этому подмешивается еще и противопоставление миру снов главного героя, все это превращается в какую-то кашу. Хотя и без этого антагонизм мне показался не очень вменяемым, потому что было тяжело проникнуться как глубиной и чистотой чувств Сэма и Джил, так и безжиненностью и серостью большинства остальных персонажей - все это прошло как-то по касательной, уступив место красивым крыльям и сложным механизмам. По этой же причине грузный пессимизм концовки совершенно не соответсвует легкомыслию всей этой истории(зато соответсвует книгам '1984' и 'Над кукушкиным гнездом'). Может, если бы я не читала ни Оруэлла, с его тягостным мраком и бессилием, ни Кизи, с его тончайшей препарацией человека в Системе, фильм 'Бразилия' произвел бы на меня большее впечатление. Но я все это читала, как и, несомненно, Терри Гиллиам, и, за неумением ловить кайф от такой вот 'сновиденческой' эстетики, я досадую на мрачное и безысходное, как от '1984', послевкусие и на бесполезность для меня облегченных идей 'Над кукушкиным гнездом'.