Ничего не напоминает фраза, вынесенная в название? Как будто из новостной ленты, не правда ли? 'Учености плоды' - фильм Игоря Угольникова о войне, вышедший в прокат в 2021 году. Созданный по реальным событиям. Смотрела его в день премьеры и он произвел на меня неизгладимое впечатление. Решила пересмотреть его сейчас, только уже в 4-серийном телеформате. И знаете, в современных реалиях эта лента раскрылась для меня еще с большей силой! Актуальнейшее кино в нынешнем политическом моменте. Специально вынесла в название эту фразу рафинированной фашистки фрау Марии Шиллер (блестяще сыгранной Настасьей Кербенген). Подобные утверждения сейчас безапелляционно декларируют современные западные политики, в частности немецкие. Я не понимаю, по какой такой причине 'Учености плоды' так и не показали в телеэфире, хотя это фильм стоял в программе? Ведь он по-настоящему актуален и снят на высшем уровне во всех отношениях. В нем открывается масса смыслов и посылов. Он о моральном выборе каждого человека, когда война не то что на пороге его дома, а прямо в нем. 'Учености плоды' - это фильм о духовных скрепах, о русском культурном коде, в котором однозначно есть ген нашего Александра Сергеевича Пушкина! Даже если в обычной жизни мы мало думаем об этом, как те люди, жившие в заповедных Пушкинских местах. Но в то же время, в фильме показан смотритель-хранитель Музея Пушкина Кузьма Антипов, для которого пушкинский ген занимает практически всю его ДНК. Он не просто посвящает ему свою жизнь, но и не щадит себя и даже свою любимую жену Людмилу. Созданные на экране образы этой семейной четы не оставляют равнодушными никого. Их очень пронзительно играют сам Угольников и Анастасия Мельникова. Я открыла именно сейчас то, что это кино о противостоянии двух идеологий. Одна - фашистская, идеология захватчика, агрессора, которому не дают покоя чужие ценности и материальные, и духовные. Даже если ее носители рядятся в красивую форму, обладают изысканными манерами, чистоплюйством, стараясь вершить свои зверства руками предателей-коллаборционистов - нелюдей, которые сделали свой выбор в жизни. Сцена расстрела цыганского табора и то, что ей предшествовало, потрясает до глубины души! И Пушкин для них, даже для этой Шиллер, рассматривается как продолжатель арийской культуры. Хотя она и подтверждает, что так, как он звучит на русском, - на других языках не может. Угольников снял фильм о войне в несвойственной для себя манере: в нем противостояние не только в боях с врагами, но и в романтической, любовной, запретной истории двух людей, находящихся на разных полюсах. С первых же кадров фрау Шиллер показывается истинной арийкой с непоколебимой уверенностью в себе и своем предназначении, ее брезгливость к местному населению невозможно скрыть, даже несмотря на ее просветительскую деятельность. А с другой стороны - Сергей Трофимов - неотёсанный, контуженный русский мужик с изломанной трагичной судьбой. Местный левша с золотыми руками, смекалкой. Он как кость в горле и для фашистов, и для наших партизан, потому что «его хата с краю», он закрылся после своей трагедии и не встает ни на чью сторону, ему бы просто выжить... Выбор будет позже! Трофимова блестяще играет Сергей Безруков. Его умение играть на полутонах, на каком-то особом, только ему присущем нерве, наполняет его героя неповторимым обонянием, индивидуальностью. Небольшое отступление. За несколько лет до 'Ученостий плоды' вышел сериал 'Обитель'. В нем Сергею Безрукову досталась роль начальника лагеря Эйхманиса. И Трофимов, и Эйхманис практически ровесники, жившие в один и тот же исторический период, и в их жизнях случились похожие страшные личные трагедии. А вот какими диаметрально разными они стали людьми, как нашли утешение в своей беде. Это надо видеть! И то, как сделал эти роли Безруков, какие при сравнении диаметрально противоположные характеры предстают перед зрителем, говорит о его огромном профессионализме! Фрау Шиллер, носительница арийской культуры, сама не заметила, как этот неграмотный, порой нагловатый, но очень неординарный, талантливый русский мужик, в корне отличающийся от ее сородичей, сначала заставляет невольно ее ревновать, а потом и влюбиться в него. Она говорила ему: 'Я спасаю вашего Пушкина от вас'. А на самом деле не устояла перед 'диким, непросвещенным', который может на коленке починить фортепиано и все то, что так некстати ломается; который не пройдет мимо убитого врага и похоронит его по-человечески; который, знает всего 'Евгения Онегина', выучив его на слух. Потому что 'плевое дело'. Шиллер не сомневалась, что Трофимов последует за ней и будет помогать в разграблении музея Пушкина. Ох как она ошибалась! Русские не отдадут свои ценности! Но пока 'гром не грянет, мужик не перекрестится', есть такая русская поговорка. И Сергей Трофимов делает свой Выбор! Пушкин - наш, он наша национальная идея, он наш культурный код, олицетворение нашей Родины! 'Учености плоды' смотрятся на одном дыхании благодаря великолепным актерским работам, интересному сценарию, динамичному развитию событий. Это атмосферное, очень красивое кино, несмотря на то, что в нем есть душераздирающие сцены. Отдельно хочу отметить музыкальные темы, которые органично вплетаются в сюжет. Рекомендую к просмотру. И очень надеюсь, что 'Учености плоды' все-таки покажут по телевидению!
Странно, что зрители прошли мимо такого удивительного фильма. Он и грустный, и нежный, и жестокий. Редкое сочетание. Показана без прикрас суть человека. Подстраиваются под фашистов, боятся партизан, ненавидят коммунистов, несмотря на запрет - верят в Христа, и влюбляются во врага. Такая смесь характеров, персонажей на маленьком клочке Михайловское. Символично всё в этом фильме. И лубочная красота пейзажей, и невероятные стихи Пушкина, и запредельная жестокость, что немцев, что наших (ребенок, втыкающий нож в немцев со стихами Пушкина' ' Умом Россию не понять', и фраза не потерявшей человечность немки, ' вы не цените, что у вас есть '. Человеческие судьбы, разрушенные войной, и все равно тянущиеся к прекрасному. Это фильм- метафора. И враг, чужак -может быть человеком. И свой, родной - может быть плохишом и отстоем. Отлично сыграл Безруков. Талантливейший всё-таки актер.. И Угольников- отлично сыграл, и вообще поставил весь фильм ! Я потом залезла в гугл, оказывается всё-таки немцы вывезли всё, а еще и заложили везде мины. Спасибо за прекрасный фильм.
Именно так хочется охарактеризовать данный фильм. На улице 1944 год, разгар войны, фашистская Германия вроде как не оставляет шансов нашим войскам на победу. Фюрер, как типичный австро-немец, уверовав в свою непогрешимость и успех разворачивает кампанию по привитию традиционных ценностей Рейха через призму русской культуры. По заданию Вермахта в село Михайловское, в музей Пушкина приезжает профессор литературы, чтобы вести просветительскую работу с местным крестьянским населением, но как всегда бывает с этими русскими, все пошло не совсем так, как планировалось... Захватывающий фильм от режиссера Игоря Угольникова. Прекрасная сюжетная и сценарная линия, которая уделяет большое место не только эмоциональным диалогам, но и прекрасно отражает дух и природу того времени. В фильме большое внимание режиссер уделил месту съемок. Интересно, доступно и атмосферно переданы красоты средней полосы России, прям буйство красок. Удачно подобран свет. Игра актеров заслуживает отдельного внимания. Безрукову, как никогда удалось достоверно передать образ такого самобытного мужика-мастера на все руки. Видимо, сказался большой опыт исполнения ролей деревенских самородков в сериалах Есенин и Участок. Угольников и Анастасия Мельникова сформировали очаровательный дуэт, играя супружескую пару. Ну а немцы с партизанами - достовернее не найти. Фильм однозначно заслуживает, дорогие зрители, вашего внимания. Жаль, что в прокате он не выстрелил. В наше непростое время подобные фильмы являются как никогда кстати.