Луи де Фюнес – актер, о котором сколько не говори в восторженных тонах все мало. Я не хочу проводить параллели и сравнения с другими, не менее, заслуженными актерами комедийного жанра. Де Фюнес – личность уникальная и неповторимая. Этот маленький, неординарный человек был способен рассмешить даже самого последнего пессимиста на Земле. Каждая до мелочей продуманная сцена во второй части о неуловимом Фантомасе, с участием незадачливого комиссара Жюва – это шедевр комедийного жанра. Конечно же, без очаровательной Милен Демонжо и великого Жана Маре данный фильм представить невозможно – они великолепны и гармонично дополняют мэтра, привнося в фильм неповторимый шарм. Вообще же каждый актер, задействованный в фильме, даже в коротком эпизоде смотрится великолепно и поистине смешно. Это надо видеть. Андре Юнебелю удалось снять комедию, которую не побоюсь причислить к классике жанра. Смотреть, если есть такая возможность, фильм Фантомас разбушевался (вообще все три фильма о Фантомасе) лучше всего в советском дубляже. Где де Фюнеса дублирует Владимир Кенигсон. Де Фюнес, когда ему показали. точней дали послушать дубляж Кенигсона: «Неужели я могу быть таким смешным?!» Смотрите классику французской комедии и вы не пожалеете о потраченном времени, в компании с великолепными актерами во главе с несравненным де Фюнесом оно (время) пролетит незаметно. Фильм закончился, а Вы еще смеетесь? Как я Вас понимаю.
- Что это? Карманная подводная лодка? - Да нет же, болван, это ракета. - Нет. Это сигара-пистолет. Фантомас... Как хорошо, что с нами есть эта прекрасная комедия. И если вы, как и я, цените этот искрометный французский юмор, эту блестящую игру и сюжетные повороты, то, думаю, вы согласитесь, что большинству нынешних комедийных потуг просто не подняться до уровня этого фильма, и трилогии о Фантомасе в целом. Это очень легкая, приятная, при этом совсем не пошлая история о неуловимом преступнике в маске и окружном комиссаре, который отчаянно пытается поймать таинственного нарушителя порядка. Здесь и пылкий французский темперамент, и неугасающая находчивость героев, и такие развязки, что попросту диву даешься! Какая великолепная игра! Отдельного внимания заслуживает мимика Луи де Фюнеса. Вообще его роль уже сама по себе театр одного актера. А какая красавица Элен! Вот смотришь на них на всех: на журналиста с подругой, на комиссара и думаешь - побольше бы таких благородных мужчин, красивых женщин, патриотичных и находчивых жандармов... Ну все, это уже лирика. Приятного просмотра! 9 из 10
Фантомас вновь появляется в жизни наших героев, и это сулит им новые приключения. Журналист Фандор и его друзья предпринимают очередную попытку поймать гениального преступника. Это часть примечательна, прежде всего, недюжинной фантазией комиссара Жюва в изобретении и применении необычных оригинальных гаджетов. Самое интересное, что все они в итоге окажутся полезными и не раз спасут их создателя и его друзей от неприятностей. Фильм «Фантомас разбушевался» является блестящим продолжением первой части трилогии и также смотрится с огромным удовольствием! 10 из 10
После успеха первого фильма многие зрители ждали появления на свет продолжения. Естественно, Андрэ Юнебель не стал с этим тянуть и выпустил вторую часть о приключениях комиссара Жюва и журналиста Фандора уже на следующий год. Второй фильм является достойным наследником славных традиций оригинала. Сюжет. Прошел год с того момента, как Фантомас улизнул от комиссара Жюва и журналиста Фандора на подлодке. У злодея рождается новый план: он хочет похитить известных ученых и заставить их работать над созданием телепатического оружия... Во второй части главные герои стали хитрее. Они активно используют маскировку и слежку для того, чтобы найти и вычислить Фантомаса. Сюжетная линия построена таким образом, чтобы использовать как можно больше разнообразных локаций: лаборатория, поезд, международная научная конференция и костюмированный бал в Риме... ну и затем подводный замок антагониста. Бесит, что в нескольких эпизодах полицейские легко могли бы поймать Фантомаса, но вместо этого они выбирают максимально нелогичные действия и тема самым позволяют преступнику сбежать. Самые интересные приключения происходят с протагонистами в поезде и во время финальной погони, которая здесь является какой-то фантастикой за гранью. Атмосфера. Одна из лучших реализованных идей фильма - мультяшные начальные титры. Они немного сглаживают неторопливые и слегка затянутые скучные сцены в самом начале картины. Жан Маре и Луи де Фюнес снова блистательно отыграли свои роли, а Жак Динам (инспектор Мишель Бертран), получивший во второй части больше времени, раскрылся еще лучше. Юмор. Уровень юмора не только держит планку первой части, но даже в некоторых местах превосходит оригинал. Отмечу курьезную ситуацию с туалетом в поезде и сцену в психушке. Эти моменты заставили меня вдоволь посмеяться. Будьте уверены, что кино предоставит вам много возможностей как минимум улыбнуться. Музыка. И снова музыкальное сопровождение не может не радовать своими приятными на слух мотивами и разнообразием. Хорошо, что над второй частью работал тот же самый композитор. Итог. Приятная комедия, которая выглядит посильнее первой части в плане юмора, но проигрывает оригиналу по нескольким другим показателям. Смотреть все еще можно и даже нужно. 7 из 10 (67%), это не конец...
Сложно сейчас представить, каким грандиозным успехом в своё время пользовался «Фантомас». Стоит ли удивляться, что вторая часть не заставила себя долго ждать? Андре Юнебель учёл правило любого сиквела – показать нечто большее, чем было в предыдущей части. Хотя личность Фантомаса остаётся сокрытой, стало больше известно о его намерениях захватить власть над миром, а главные герои попадают в ещё более запутанные, а в дальнейшем и опасные ситуации. Поражает масштаб съёмок в Риме, а также возведённые декорации логова Фантомаса. Но главная изюминка здесь, как и в первой части, заключается в продуманных деталях, не упускаемых из вида за всё время. Именно в разгар напряжённости случается неожиданный сюжетный поворот. И как же приятно удивляет, что в фильме практически нет пафоса – диалоги взвешены, продуманны и весьма удачно. По-прежнему массу улыбок вызывает комиссар Жюв в исполнении неподражаемого Луи Де Фюнеса с его неподдельными мимикой и эмоциями. Жан Маре выступает здесь уже в трёх образах – это и Фантомас, и Фандор, и профессор Лефевр. Радует, что Элен в исполнении Милен Демонжо раскрывается здесь сильнее, чем в первой части, да и Бертранду (Жак Динам) уделяется теперь больше времени. Потрясающая музыка Мишеля Маня дополняет атмосферность фильма. Стоит также отдать должное и советскому дубляжу, который до сих пор является образцовым показателем озвучивания фильмов. Голоса Владимира Дружникова, Владимира Кенигсона и Татьяны Конюховой настолько подходят персонажам фильма, что иначе их и представить нельзя! Сложно выделить наиболее примечательные моменты в фильме – он весь замечателен. Фантомас вновь повергает мир в хаос! Как и первая часть, вторая смотрится на одном дыхании. 10 из 10
Комедия что надо вышла - я хохотал как ненормальный. Да и сейчас смотрится на ура. Особенно, сам комиссар Жюв. Отжег не по детски. Я бы так не смог. Легендарный актер! Это факт. Сцена с прыжком без парашюта вообще жесть - страшно и смешно. Момент с профессором тоже хорош - всех дедушка уделал. Ну и сцена с механическими руками тоже жесть - смешно и интересно. Игра актеров отличная - все справились на ура. Всем уважение и респект. Декорации в комедии отличные - что Фантомас, что наряды главных героев фильма, что лаборатория Фантомаса и т.д. Короче, зачетный кинчик получился. Философия все та же - что есть инопланетяне типа Фантомаса во Вселенной. Прям как Чужие. А еще комедия учит расслабляться и не напрягаться, а смотреть кино и просто отдыхать душой и телом. Во как. Фантомас разбушевался - хорошее продолжение похождений Фантомаса по нашей грешной земле. Смотреть всем для поднятия настроения. В том числе, и мне. Мне есть к чему придраться - есть нудные сцены в фильме. А так все нормально. 9 из 10
Эта часть, по-моему скромному мнению, вышла самая слабая и даже местами скучная. Всему виной практически полнейшее бездействие Фантомаса, за весь фильм он похитил двух учёных и лелеял надежду захватить мир весьма нелепым способом. Если со злодейской стороны была тишь и гладь, всего парочка фирменных переодеваний, то вот геройский дуэт, в компании прекрасной половины, решили в этом компоненте переплюнуть зеленоголового, что им с лёгкостью и удалось. Получилась такая односторонняя борьба, где плохиши впали в спячку, а герои не мало поистерили, на чём и строилась юморная сторона фильма, но приключенческий жанр был играючи отправлен в нокаут. Масса негативных эмоций вызвала заключительная погоня, которая мало того, что была затянутой, так ещё и пестрила технологическими изысками, нелепыми до безобразия, к подобному кинематограф того времени был явно не готов. Также поразило бездарное использование каскадёрских резервов, было очень уж заметно, когда происходила актёрская замена, прям до смешного. Не понятно, зачем было пытаться прыгать выше головы... Несомненный плюс, который, кстати, и вытащил фильм на смотрибельный уровень, это абсолютный карт-бланш Фюнеса. Большая часть фильма была уделена именно его персонажу, что позволило ему с лихвой, в своё удовольствие и к удовольствию зрителю, покрасаваться своим шутовским талантом, я был в полнейшем восторге. Мелочь, но всё же. Меня весьма удивил откровенный наряд Демонжо, вырез на её платье был до пупка, что очень отвлекало от просмотра. О времена, о нравы... Фильм буду рекомендовать к просмотру, хотя эта часть послабее первой, но это звено крепкой цепи, которое стоит зрительского внимания, особенно поклонникам таланта Фюнеса. Всем желаю приятного просмотра!!
Комедийная кинотрилогия, пародия с элементами фантастики французского кинорежиссера Андре Юнебеля, снятая по мотивам авантюрных романов Марселя Аллена и Пьера Сувестра. В главных ролях: Луи де Фюнес (комиссар полиции Жюв) - остолоп, тугодум, олух. Мелкий, невзрачный тип, который каким-то образом оказался у руля французской полиции. В этой части его уже в начале фильма сравнивают с Наполеоном Бонапартом и Жанной д’Арк. Он практически герой бесстрашного французского народа, который поборол всемирную угрозу в лице неуловимого, жестокого Фантомаса. Жюв уже не такой дурак, каким был в первой части. Отмечу что он думает и даже не позволяет себе и другим над собой насмехаться. Просто ему фатально не везёт, особенно в том эпизоде с растроением личности профессора. Французы как всегда в своем стиле и стараются учесть самые непредвиденные ситуации. Жюв такой же энергичный и темпераментный, поэтому он забывает об опасности, которая прямо у него за спиной. Вот этого у него никто не отнимет. Жан Маре (корреспондент «Рассвета») - как и свойственно всякому журналисту нарывается на приключения. Причем он не считает нужным сотрудничать с правоохранительными органами. Профессия журналиста не будем скрывать также опасна, и Фандор буквально ищет её (опасность). Вдохновляет его будущая невеста Милен Демонжо (фотокорреспондент «Рассвета»). Для Фандора она генератор идей, для других - идеал с прекрасной грудью, для Фантомаса - прекрасный романтик, он видит в ней своего близкого друга. Фандор влюблен в свою невесту и не терпит секретов с её стороны. Фандор чрезвычайно ревнив. Он экспрессивен, но способен сохранять спокойствие где надо. Жан Маре в роли Фантомаса всё такой же расчётливый. Почему Фантомас разбушевался? Скорее всего потому что о нём стали забывать или ему стало скучно. Фантомас ищет всемирной славы и хочет, чтобы вселенная была у его ног. Добиться своей цели он хочет с помощью супероружия. Фантомас прибегает к высоким технологиям, его замыслы коварны. Там, где был Жюв, должен был очутиться Фантомас, потому что человек-фантом сам по себе нездоровый. В некотором смысле Фантомас выказывает какое-то благородие, особенно когда говорит, что всегда сдерживает своё слово. Париж. Прошел уже год с тех событий, когда Францию терроризировал Фантомас. Проводится церемония награждения комиссара Жюва от имени президента республики орденом почётного легиона. После награждения и церемониальной речи Жюву подносят карточку. На обратной стороне карточки написано слово «Fantomas», который присоединяется к поздравлениям… Обратите внимание, что мультипликационные титры рассказывают о событиях первой части кинотрилогии. «Фантомас разбушевался» более потешный. Когда Жюв получает втык от вышестоящего начальства, он идёт выбрасывать пар на своих подчинённых. Жюв повторяет всё то, за что ему пришлось «краснеть» плюс упоминает в своей речи о каких-то «геджетах» (хитроумных приспособлений, то есть «гаджетах»). Вобще фильм поднимает множество тех простых вопросов, о которых принято говорить в обществе. Эти вопросы, как правило поднимаются, но конкретных ответов я еще ни разу не услышал. Сейчас я могу сказать иностранцу. Наш народ носит гаджеты. Интересно, как это поймет иностранец? Наверное, почешет голову и подумает, что эта страна населена одними шпионами. Фильм обалденный.
Второй фильм из всей трилогии, лично на мой вкус, выглядит самым слабым. Если оставить за скобками полюбившийся образ Фантомаса, оставить все положительные эмоции от его присутствия и, конечно же, от потрясающей характерности персонажа Луи Де Фюнеса, то в остальном фильм, в сравнении с первой и третьей частями (я подчёркиваю это), смотрится хуже. И вот почему. Из благородного похитителя денег и драгоценностей Фантомас по воле авторов превратился в типичного злодея из 'бондианы'. 'Я уничтожу этот мир, а сам поселюсь на другой планете, хе-хе-хе, а пока я работаю над этим, хе-хе-хе'. Фантомас, даже при том, что он выдуманный персонаж, во втором фильме напрочь теряет хоть какой-то реализм. Лично мне хотелось видеть гениального преступника, легко обчищающего богатейшие ювелирные магазины, выставки драгоценностей, просто какие-нибудь банки и загородные дома самых богатых людей. Этакий Робин Гуд наполовину: отбирает деньги у богатых и... всё. Но увы, второй фильм 'насмотрелся' Джеймса Бонда и сделал Фантомаса похитителем каких-то учёных, которые работают над оружием, способным контролировать сознание человека. С одной стороны, да, масштабно. Да, позволяет увидеть Фантомаса человеком, который неплохо разбирается в науке. Да, пародирует 'бондиану'. Но с другой стороны, на фоне первого и третьего фильмов, в которых Фантомас всё-таки вор высочайшего уровня, складывается впечатление, что главный злодей в корне изменился или, как и авторы, насмотрелся фильмов про Бонда. В итоге мы получаем кино, в котором Фантомас, кроме как похитить двух учёных, больше ничем таким не запомнился. И вообще, не его это амплуа. Он вор. Джентльмен удачи. Украл-выпил-в тюрьму. Романтика. В общем, ни к чему ему эти псевдонаучные попытки захватить мир и улететь на другую планету. Не его это. На мой взгляд. И, кстати, именно в этом фильме финал доказывает, что лучше бы Фантомас и дальше промышлял захватом материальных благ. Может быть, тогда бы он не потерял так много. 6 из 10
У каждой страны есть свой легендарный поэт, певец, художник, военачальник, композитор и...комик! У СССР был Юрий Никулин, у Англии - Чарльз Чаплин, у Индии - Радж Капур, а у Франции - Луи де Фюнес! Забавный и комичный герой де Фюнеса всегда радует и улыбает! Он всегда смел и изобретателен! Что касается данной серии Фантомаса, то, если сравнивать с другими частями трилогии, она на мой взгляд не очень удалась! Сюжет сам по себе не захватывающий, средний! И сам Фантомас не бушует, а даже вполне обычный, и даже спокойный! Так что название фильма вводит в заблуждение! По прежнему главного внимания и высоких оценок заслуживают ЛИШЬ динамичная игра и шутки комиссара Жюва, особенно ценны его несравненная мимика, улыбка! Также шикарной была сцена бала-маскарада, вид гор и красот с высоты птичьего полёта! Масштабно были построены декорации - подводные апартаменты Фантомаса! Но вот собственно и все плюсы фильма... Дружба Жюва и Фандора навсегда!. ..однажды зло будет наказано... В целом, оценка 6 из 10
После недолгого затишья Фантомас вновь вступает на тропу войны с законом и человечеством. На этот раз он намерен похитить лучших ученых мира, дабы те работали на его злодейские планы. Но комиссар Жюв тоже не лыком шит. На этот раз он собирает различные гаджеты, на первый взгляд кажущиеся нелепыми (порой они заедают, и Жюв как обычно, попадает в комичные истории), но в нужный момент именно гениальные инновации Жюва помогают выбраться из плена. Но насколько Жюв гениален, настолько же он и комичен – естественно, Фантомас вновь ускользнет «благодаря» мудрости и острейшему уму Жюва. Но он еще вернется… Вот такое вот продолжение полюбившейся комедии. Луи де Фюнес, как всегда, на высоте, забавляя зрителей своей ворчливостью и комичностью. Несмотря на скверный характер комиссара, к этому персонажу нельзя не проникнуться симпатией – настолько живо и ярко исполняет роль французский комик, даже придраться не к чему! Прибавить сюда крайне удачный дубляж Владимира Кенигсона – и комиссар Жюв становиться практически культовой личностью. Или же станет ею, когда поймает Фантомаса. А поймает он его…ну вы сами знаете когда. Эта картина – один из многих примеров классической комедии. Без пошлости, без тупого плоского юмора. Есть хороший сюжет (пусть и не балующий зрителя неожиданными поворотами), есть интересный персонажи, и есть качественный юмор. И насколько накаляется ситуация на экране, тем смешнее наблюдать за Жювом. Вот и весь секрет успеха…
На дворе 1965 год. Режиссер Андре Юнебель, еще не знакомый с термином 'сиквел', принимает решение о продолжении фильма, перевернувшего представление о легендарном злодее Фантомасе и о французской комедии в целом. Превзойти такой успех едва ли возможно, Юнебель это осознает и решает преподнести созданных им героев в несколько ином, но по-прежнему юмористическом ключе. 'Фантомас разбушевался' не просто развил лучшие идеи оригинального фильма, он заодно явился французским ответом на захватившую мир эпидемию 'бондианы'. Шпионско-приключенческая комедия, мэтр Андре вновь не боится смешения жанров, он экспериментирует со зрителем, также как сам Фантомас над своими врагами. И каковы же итоги этого двойного эксперимента? 'Прошу вас, профессор, следовать за мной' Минул год с момента бегства преступника, державшего в страхе всю страну. Франция чествует своего героя - бесстрашного комиссара Жюва, получившего Орден Почетного Легиона. Но всеобщая эйфория скоротечна, неуловимый Фантомас лично объявляется на экранах телевизоров. Гений злодеяния замыслил ни много ни мало подчинить себе разум всего человечества, похитив для этого группу маститых ученых. Жюв опозорен и отчитан, он вынужден направить все свои кадровые и интеллектуальные (весьма надо сказать, возросшие) ресурсы на поимку Фантомаса. Свои счеты со злодеем и у журналиста Фандора, который на пару с невестой Элен затевает свой план. Пути героев сходятся в колыбели человечества, Риме. Там протечет новая глава непримиримого противостояния. 'Вы только вспомните, на что способно это чудовище!' Из нововведений второй части трилогии отметим 'смену декораций'. Большая часть событий фильма протекает в Вечном Городе, а основной пласт курьезов и юмора и вовсе в поезде Париж-Рим. Эскапады комиссара в образе проводника, его проникновение в купе профессора Лефевра, беготня по вагонам, сопровождающиеся звоном колокольчика - сумеют рассмешить даже заскучавшего зрителя. 'Теперь я понял все. Да, все!!!' Максимальное экранное время теперь уделено Жюву. Кто-кто, а Луи де Фюнес сумел превзойти самого себя годичной давности. Комиссар теперь не просто чудаковатой сумасбод, он подлинная звезда. Жюв все так же импульсивен, сверхэмоционален, зато открыл в себе инженерные способности. Теперь у него на вооружении разнообразные изобретения и гаджеты, он сам способен эффективно маскироваться и даже руководить группой Интерпола. Но придется 'первому полицейскому Франции' и пройти через всеобщие насмешки, полицейский участок и даже психиатрическую лечебницу. 'К чему этот шантаж и это зло?' Лучше раскрыт характер Элен. Она теперь не истерическая спутница Фандора, а полноценная личность со своей судьбой и малолетним братом в придачу. Фантомас видит в ней будущую соратницу, и Элен, кажется, даже колеблется в своем выборе. Чувственная красота француженки становится особенно заметна, когда она примеряет шикарное платье от Фантомаса, а страх на побелевшем лице, который ее сопровождает во время этого дефиле, добавляет глубины персонажу. К сожалению, сама линия с Мишу вышла натянутой. Не секрет, что Луи де Фюнес хотел видеть своего сына актером, но Оливье данная стезя неинтересна. Скучающий в декорациях логова злодея юноша изображает самого себя. 'Осторожно, берегите голову!' Крен в шпионскую составляющую фильма дал неоднозначный эффект. Фантомас лишился своего флера злодея с тысячей лиц, он и гримируется-то лишь однажды. Данный ход себя оправдал лишь частично. Путаница с тремя профессорами Лефеврами получилась ну очень смешной, а вот сам Фантомас от этого ничего не выиграл. Создание гипнотического оружия вписалось в наполеоновскую сущность преступника, но сделало его слишком стереотипным. Все-таки даже огромное количество юмора не могут увести от бесконечных параллелей с врагами агента 007. Хотя подводный замок у подножия вулкана очень эффектен, пусть и нет теперь у Фантомаса верной леди Бельтам. 'Я попытаюсь воспользоваться его же оружием' Не очень понятна роль в этих спектаклях Фандора. Ведь он все-таки журналист, а не детектив. Ведомый своей страстью к риску, он слишком безропотно готов отойти в сторону, оставив славу Жюву. Драться и бегать уже не юный Жан Марэ умеет по-прежнему превосходно, да и харизма никуда не делась, но значимости для фильма он утратил изрядно. Показателен вид Фандора во время бала-маскарада, он растерян и скован, он не понимает изменившихся правил игры. Подобная сконфуженность не способна украсить ярчайшего Марэ. И Джеймс Бонд из Фандора и не вышел и былую значимость потерял. Рыцарь-мужчина оказался низведен до статуса оруженосца у взбалмошного комиссара. 'Только исполнение моих желаний - имеет для меня значение' Таким образом, 'Фантомас разбушевался' не произвел кино-революции. Однако и утверждать, что Юнебель выезжает на старых дрожжах было бы совсем неверно. Да, Фантомас теперь не балует перевоплощениями, его вообще не слишком много. Да, сюжет относительно оригинала оказался упрощенным. Да, слишком много вверено полномочий Де Фюнесу-Жюву. Но мы получили взамен: - механическую руку, сигару-пистолет, костыль-автомат и гипно-ружье; - невероятно красивые пейзажи Рима и Ватикана, вдохнувшие в легкую комедию запах величия; - зачаровывающий костюмированный бал, после которого нельзя не окунуться в сказочные грезы, благо и аккомпанемент подходящий; - обилие драк, скоростные погони на земле, а теперь и в воздухе; - глубину души еще вчера второстепенных персонажей, каждый из которых вносит свой кусок в общую мозаику большого кино; - и главное, много-много искрометного юмора! Андре Юнебель не сумел превзойти самого себя, это было нереально. Но получившийся фильм-продолжение не просто заслужил славу предшественника, он не зависит от нее. Уникальность 'разбушевавшегося Фантомаса' в его целостности. Режиссер не только раскрыл тему столкновения Жюва и Фантомаса в римских землях, он оставил себе и лазейку для новой главы. А сиквел о многоликом злодее дотягивает-таки да звания шедевра, пусть и не так запросто как его предшественник. 'Я найду тебя, Фантомас!' 9,5 из 10
В начале фильма комиссар Жюв (Луи де Фюнес) получает поздравления за то, что в прошлом году он преследовал Фантомаса на земле, по воде, в воздухе. Однако Фантомас так и не пойман. Но к этим поздравлениям присоединяется и сам Фантомас. В данном фильме о Фантомасе показан мир ученых, науки. Фантомас похищает профессора Маршана, однако без разработок профессора Лефевра злодей не сможет получить научное открытие, которое обеспечит ему власть - лазер, вызывающий гипноз на расстоянии. Для этой цели должен быть похищен профессор Лефевр во время научных дискуссий в Риме. Чтобы избежать этого, зная методы злодея, место профессора Лефевра занимает журналист Фандор, которому и придется отвечать на вопросы о планете Марс, есть ли там жизнь. Вместе с Фандором в Рим едут комиссар Жюв вместе со своим помощником, Элен и ее племянник, которого выгнали за плохое поведение, за то, что он переодевшись Фантомасом, напугал ночью воспитателя. Кого же похитит Фантомас? Профессор Лефевр - возможно классический тип ученого. Он погружен в свои думы, мысли, в то же время рассеян в мире реальном, материальном. Это возможно в какой-то момент принесет ему определенный вред. Но вместе с этим он обладает твердой, благородной основой характера, морален, нравственен, добр. И это самое важное. Возможно у него есть некое сходство с самим Альбертом Эйнштейном и внешнее и внутреннее, психологическое - нравственная основа характера: 'Как бы не был велик Эйнштейн как физик и философ, как человек он значит для меня гораздо больше' - говорили о нем. Это учит уважать мир ученых, науки, за идеи, которые движут вперед человечество, а также за их честность и бескорыстность, внутреннюю порядочность. Так должно быть в идеале. Но вместе с этим некто получает от Фантомаса приглашение на бал, куда попадает и комиссар Жюв в костюме пирата. И тут во время всеобщего маскарада, хоровода, начинает звучать прекрасная музыка, которая словно отсылает к средневековью, возникает некая гармония. И Фантомасу удается похитить героев. В образе Фантомаса в этом фильме можно увидеть черты разных героев научно-фантастических романов с их изобретениями и чертами характера. Как благородный затворник, творец капитан Немо выбрал добровольное одиночество на 'Наутилусе', так и Фантомас построил себе дом на дне моря у жерла вулкана, чтобы ему никто не мешал. И есть здесь нечто романтичное. В этом месте и оказались похищенные. Как злодей Керн, однако, Фантомас не остановиться не перед чем во имя науки, готов поставить самые дикие и ужасные с точки зрения морали опыты на своих жертвах. Это бесчеловечно! Как злодей, авантюрист Гарин, Фантомас готов использовать для порабощения силу лазера, который вызывает гипноз на расстоянии. Как такой же злодей Робур готов умчаться от наказания на своем уникальном изобретении, которое подобно Робуровскому Геликоптеру может и ездить по земле и летать в воздухе. По сравнению со злодеем, научные открытия, которыми готов бороться с ним комиссар Жюв выглядят смехотворными: третья рука с пистолетом, стреляющие внезапно сигары. Однако и эти изобретения в решающий момент оказываются очень важны. Но при всем величии и непобедимости Фантомаса и даже у него есть ранимое место - любовь к прекрасной Элен, он оказывается бессилен перед ней со всеми своими изобретениями, злом, коварством, которые поставлены под удар исцеляющей силой силой любви. 9 из 10
Говорят, Андре Юнабель действовал сознательно, снимая Фантомаса именно в шпионско-пародийной стилистике, очень далекой как от текста бульварных романов Аллена и Сувестра, так и первых экранизаций. Популярный режиссер, в совершенстве владеющий искусством развлечения, 'работал на успех', привлекая звездных актеров, известную литературную основу и чуя охватывающий мир ветер шпиономании. Правда, такого сумасшедшего успеха не мог ожидать даже видавший виды Юнабель. Не говоря уже о Жане Марэ, карьера которого в кино к тому времени плавно заканчивалась и который с большим скрипом согласился на какую-то 'дурацкую поделку', больше похожую на детскую игру. А фильм между тем стал национальным феноменом, приобрел настолько широкую популярность, что отцы французской кинематографии не без причины опасались, что именно по 'Фантомасу', не дай бог, теперь будут оценивать французское кино. Оно так и произошло. Правда, страхи кинодеятелей, фильмы которых, в отличие от 'Фантомаса', давно ушли в небытие, были преувеличены. Ибо, говоря о трилогии Юнабеля, часто используют слова 'шедевр', 'эталон приключенческой комедии', 'любимая комедия', 'классика французского кино', 'нестареющий памятник золотых 60-х' и т.д. А всенародная любовь просто так не приходит. Ее нужно заслужить, отстоять, доказать, проверить временем. Трилогия Юнабеля выдержала все экзамены и заслужила право представлять французское кино. Первый фильм покорил зрителей, разозлил критиков и удивил создателей, с волнением наблюдавших, как их детище все выше и выше поднимается в чартах. Успех фильма застал Андре Юнабеля за работой над новым фильмом 'Ва-Банк в Бангкоке', на съемочную площадку которого перекочевали из 'Фантомаса' Милен Демонжо и сценарист Жан Ален, а главного сценариста, мастера по адаптациям книжных текстов, Пьера Фуко - так и вовсе в отпуске в Швейцарии. Луи де Фюнес, который стал самым снимаемым французским актером, уже нацепил маску другого полицейского - сержанта Крюшо для работы над 'Жандармом в нью-Йорке', Жан Марэ, получивший новый виток популярности, тоже отправился на съемочную площадку нового фильма. Никто и не думал о новом 'Фантомасе'. Но продюсеры, почувствовавшие золотую жилу, немедленно вызывают Фуко из отпуска, разозленный сценарист садится, и в скоростном темпе пишет аж две истории про Фантомаса, которые и стали впоследствии двумя сиквелами - чтоб подольше не трогали. И он исполняет идущий от продюсеров приказ - делать ставку на Луи де Фюнеса! Расчетливые продюсеры заметили, что самым популярным героем ленты стал вовсе не 'Гений Зла' и даже не благородный Фандор, а суетливый и крикливый коротышка-комиссар, сцены с которым вызывали в зале раскаты хохота, ради которых в кинотеатры шли снова и снова. Издевательская и буффонная трактовка Луи де Фюнесом роли комиссара Жюва - в оригинальном тексте неустрашимого сыщика и писаного красавца - пришлась зрителям по душе. Зритель давно устал от скучных гениальных сыщиков, а вот ловля энергичным дураком откровенно издевающегося над ним преступника его очень забавляла. Тем более, дурак делал свою работу с таким огоньком, кипучей (хоть и бесполезной) энергией, с таким самодовольством и бахвальством, с такой явной и беззастенчивой пародией на всех действующих в реальной жизни мелких полицейских чиновников, что просто не мог не полюбиться даже самому придирчивому зрителю. Занятого де Фюнеса пришлось упрашивать, и знающий себе цену актер, долгие годы добивавшийся признания, сразу почувствовал себя королем. Безусловно, второй фильм - это 'царство дурака', поле для неистощимого на бесполезные идеи и запоздалые прозрения комиссара Жюва, бенефис великого Луи де Фюнеса. Продюсеры, актеры и сам Юнабель заплясали в безумной жиге блистающего комика, окончательно теряющей связи с криминально-авантюрным жанром. Этот 'переход хода' прекрасно виден не только по тому, в чью пользу оказался значительный перевес экранного времени (Фантомас и Фандор появляются довольно редко, а если и появляются, то обязательно в одном кадре с Жювом), но и по значительно ускорившемуся темпоритму фильма, типично дефюнесовской завышенной динамике, напористому и более 'прямому' юмору, увеличившемуся количеству трюков с де Фюнесом, которые он, несколько завидуя физическим данным Марэ, старался выполнять сам, заставляя переснимать каждый эпизод с собой по сто раз, приводя в бешенство и партнеров и режиссера, и, конечно, по Оливье де Фюнесу, которого вряд ли кто взял бы в кино без деятельного участия его знаменитого папаши, мечтавшего об актерской династии. Фантомас в этом фильме фигура не менее несерьезная, чем Жюв. И, хотя в финале он, как и положено, удирает от погони, его вынужденное бегство из собственного логова и полный провал грандиозного замысла - случайная, но все-таки победа Жюва. Роль Жюва превратилась в фейерверк, он поумнел, осмелел, даже обличья меняет в фильме чаще, чем сам Фантомас, а уж его эпопея с тремя профессорами Лефеврами - просто смех до упаду! Безудержным юмором и нечеловеческой энергией Луи де Фюнес легко и непринужденно задвинул на второй план и брутального Жана Марэ и прекрасную Милен Демонжо. Взяв на себя 80% экранного времени, Луи де Фюнес превратил фильм в бесконечную череду шуток, гэгов, идиотских положений, но этим только прибавил ему успеха, доказав, что курс на все большую и большую пародийность сюжетов о Фантомасе - единственно верный. Юнабель это понял и третью серию снимал уже откровенно для Луи де Фюнеса, что невероятно обижало и злило Марэ - актера талантливого, харизматичного, ироничного, но... Роль Жюва - бриллиант даже среди других шедевров Фюнеса, естественно, что на его фоне роль Фантомаса не стала лучшей ролью Марэ - он не смог создать вокруг себя феерию, не до конца попал в жизненно необходимый фильму жанр. И, естественно, успех первого фильма подготовил почву для второго - более яркого, более дорогого, наполненного действием от начала до конца, снятого уже не во Франции, а в Италии, более совершенного технически. Здесь появляется масса изобретений и новшеств очень в духе Джеймса Бонда - между прочим - от сигары-пистолета до машины-самолета и 'гипнотического' оружия. У нас этот фильм восприняли по-другому. Перекормленная шпионскими боевиками и нуар-детективами западная публика прекрасно поняла гротеск, снятый Юнабелем, и радовалась не тому, как ловко он снимает криминальную историю, а тому, как изобретательно и забавно он роет таким историям могилу. Голодный до приключений советский зритель принял Фантомаса за тот жанр, над которым Юнабель и ко. долго и от души издевались, и искренне верил, что неуловимый садист - основной персонаж картины. А ведь в настоящий восторг картина приводит лишь тогда, когда понимаешь, каким сокровищем, какой находкой стал для этой трилогии и для жанра в целом Луи де Фюнес. И я вполне могу себе позволить оценивать французское кино по 'Фантомасу', ведь во многом именно благодаря ему я стал узнавать и любить французское кино. 10 из 10