Если «Острову» суждено было стать визитной карточкой Ким Ки Дука, то «Весне, лету, осени, зиме… и снова весне» — его самым прославленным фильмом. Вновь, как и в прежние времена, оторвавшись на теме жестокости и переплетения насилия и любви в «Плохом парне» и «Береговой охране», в «Весне, лете…» корейский режиссер впервые в своей карьере решает снять видовое кино с минимумом диалогов, экстрима и эпатажа. Парадоксально, но у него это получается настолько удачно, что позже в «Пустом доме» и «Натянутой тетиве» он пытается закрепить свой художественный успех эксплуатацией схожих тем и мотивов. Тем не менее, как показывает финал, «Весна, лето…» — кино безысходное, хотя и мудрое в своем знании людей и жизни. Сконцентрировавшись на четырех сезонах не только природы, но и человеческой жизни, постановщик показывает эволюцию персонажей на протяжении многих лет: сначала это учитель и ученик (первые три сезона), потом другие учитель и ученик, повторяющие во многом ошибки первых. Здесь есть место и взрослению, и истории любви, и преступлению с наказанием, но главное в этой картине, как замечали многие критики, — попытка на пальцах объяснить прежде всего западному зрителю азы буддийского миропонимания. Первичное впечатление восторга зрителя перед чудными пейзажами и мыслью о единении человека с природой вскоре разрушаются: как оказывается, и на Востоке есть место драмам и трагедиям, неразрешимым в их экзистенциальной запутанности. Здесь учитель, знающий все о людях и мире, угасил в себе жажду жизни, и это не приносит ему радости и умиротворения, а его ученик, пройдя путь заблуждений и проступков, мечтает вновь стать частью гармоничного целого. На мой взгляд, «зима» — наиболее инородный эпизод в структуре фильма, здесь играет сам режиссер, он должен изобразить нового учителя, но получается это у него крайне плохо, также, как и приношение к нему нового ученика (и еще: как учитель мог забираться в горы, оставив ребенка одного, мне не понятно) выглядит нелепым. «Весна, лето…» — крайне рыхлый фильм по структуре, хотя атмосферно он выдержан на должном уровне, почти отказавшись от демонстрации перипетий любви с ее своеобразным языком, Ким Ки Дук, безусловно, сделал шаг вперед, расширив тематику своего творчества. Однако, замах на полурелигиозное-полуфилософское высказывание должно было потребовать от него большей эпичности, многофигурности, сложной структурности, множества персонажей, а отнюдь не камерного формата. Он этого не учел, в результате получился неплохой видовой фильм с мрачными выводами о том, что колесо перерождений обрекает человечество на бессмысленные страдания в ненасытной погоне за желаниями. В этой связи лента Ким Ки Дука чем-то напоминает «Маленького Будду» Бертолуччи, но без свойственной последнему западной взвинченной заинтересованности при пересказе восточной философии.
Жизнь неумолимо движется вперед. Сегодня мы маленькие дети, которые играют в песочнице, не догадываясь и близко, что ждет нас впереди. Наступает завтра — мы уже взрослые, каждый шагает по тропинке, которую подготовило ему жизнь и оглядываясь назад задаемся вопросом — «когда это все успело произойти, когда я стал взрослым?». Кто-то прячет свои скелеты в шкафу, кто-то бросает им вызов… С каждым новым фильмом корейского производства — Корея открывает для меня все новые и новые свои оттенки. Совсем другие приемы съемки, совсем другие методы повествования. Голливуду становится все труднее удивлять меня своими произведениями, в то время как восточные страны, их культура для меня все еще остается за занавеской, поэтому каждый фильм из тех краев — это абсолютно что-то новое, интригующее и непредсказуемое. С работами Ким Ки Дука я встретился впервые, но уже сейчас знаю, что после написания этой рецензии я пойду смотреть что-то из его репертуара еще.. . Шикарный фильм, шикарная история, отличная режиссура. Камера, которая движется совсем медленно или вообще стоит на месте чуть не весь хронометраж — заставляет зрителя вглядываться в каждый объект, который находится в кадре. Музыкальное сопровождение тоже добавляет к атмосфере. Учитель и ученик живут в доме посреди озера в долине среди гор. Начало вызывает очень много вопросов, но в течение фильма, шаг за шагом, все становится на свои места, что еще больше заставляет мою челюсть отвисать в воздухе. Мальцу предстоит научиться жить, перебрать ремесло наставника, а учителю в свою очередь как следует его подготовить к этому. Что поразило меня больше всего, так это способы преподавания уроков ученику, выводы от которых, я уверен, останутся с ним на всю жизнь. Но мир коварен, в каждой норе могут подстерегать змеи на очередную жертву, в каждом углу — соблазн. И каждый сражается с ними как умеет, как его научили, и хорошо бы всем таких учителей, как показал нам Ким Ки Дук в своей роботе. Отличный фильм, смотрите на здоровье!
Сегодня я посмотрела простой фильм, без спецэффектов и масштабных сюжетных поворотов «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» 2003, Ким Ки Дука. В фильме нет лишних персонажей и локаций, все действие происходит в плавучем доме на озере. А главных героев всего два — старый мудрец и его ученик, мать которого подкинула его еще в раннем детстве. Хотя в фильме нет никакого экшена, это не мешает картине держать зрителя в напряжении и смотреть на одном дыхании. А простота сюжета лишь приковывает внимание до самого конца. Так как мы следим не за самим сюжетом, а за психологическими аспектами жизни героев, в которых зритель сможет найти себя. Каждое время года — параллель между жизненных этапов ученика и того, как он борется с соблазнами или поддается им. Не зря он назван временами года. Весна — детство, ребячество и непослушание. Лето — отрочество, первая любовь и похоть. Осень — молодость, убийство и бегство от полиции. Зима — похороны и смена владельца плавучего домика. Все закольцовывается, как и в самой жизни. Метафора быстротечности проходит через всю картину: сменяются времена года, день сменяется ночью, меняются люди, но остаются неизменными лишь человеческие ошибки: их-то и демонстрирует маленький ученик. В фильме ярко показано его взросление, пороки, совершенные ошибки. Сможет ли он исправить их или примет наказание? За час с лишним осознаешь, что: -похоть порождает ненависть и желание убить; -все повторяется из года в год; -простительно лишь искреннее осознание ошибок; -главное стремление в жизни — внутренние гармония и спокойствие; не нужно зацикливаться на проблемах; -время быстротечно. Зачем стремиться к чему-то, пытаться оставить за собой след, когда можно жить и радоваться мелочам? Чтобы потом не было больно, когда уже ничего не вернуть. Мне этот фильм открыл глаза на многое в моей жизни. Я переосмыслила ненужное общение, которое тянет вниз и смогла расстаться с людьми «паразитами». Поняла, что родной город стал маленьким и душным, и из Сибири переехала в Казань. Решила кардинально изменить свою жизнь. А самое главное — начала ценить близких и говорить каждый день, как сильно я их люблю.
Какой же ты Учитель, если не предостерегаешь, не открываешь Свет и концы — последствия суетных желаний и влечений Другому, ты не Учитель, ты просто, только во плоти, часть этого жизненного, вселенского круговращения, неизменного от века — весна, лето, осень, зима… и далее… Как камни, как вода, как трава… Зачем ты есть в своем уединении на этом озере, зачем тебе ученик, которого ты ничему не можешь научить, и ученик ученика будет забавляться с черепахой, точно как ты «забавлялся» с рыбой, лягушкой, змеей… И его когда-то настигнет твоя судьба? Он последует за тобой в круг фатальной обреченности? Тогда зачем он карабкался на гору с камнем за спиной и статуей Будды? Достигнуть личного просветления? не отвечая ни за что вокруг? То есть, ты — он даже не проводник к духовному просветлению… Ты наблюдатель вечности, ее глаза, тебе не дано прервать ее течение своим вмешательством… И если осознал это, если пришла догадка — тебе нет больше места среди живых существ, надо уйти, огнем спалив свое прозрение. Другой пришел… И восстановилась цепь неведения о том, зачем ты появился в этом мире… Ведающие уходят… приходят неведающие, будут пытаться разгадать смысл всего… А если смысла нет? Только весна, лето, осень, зима…
Начну с того, что хотя рецензия отрицательна, просмотра фильм всё же заслуживает, как минимум чтобы составить своё собственное мнение. Не думаю что самоубийство приемлемо для буддизма. Безусловно, отношение к самоубийству там не столь жёсткое как в христианстве, но оно однозначно порицается. Насколько понимаю самоубийца как минимум обрекает себя на не самое лучшее перевоплощение, и бесконечно далёк от просвещения. Самоубийство обычно трактуется как признание собственного поражения (нравственного или иного). А как оно преподносится в фильме? В закольцовывании сюжета не увидел глубокого посыла. Да, это уместный приём если говорить о сансаре. Сансара — кольцо перерождения, как еще её демонстрировать как не закольцованным сюжетом. Но реализован он здесь несколько топорно, и не самым блестящим образом иллюстрирует идею сансары. Потому как показать замкнутость кольца особой хитрости не надо. Соль в том, чтобы показать альтернативность развития событий, а этого нет. Человек меняется! А кольцо неизменно и замкнуто. Почему? Ну и маленькая ремарка по поводу того что фильм «не заигрывает со зрителем». А сцена где монах практикуется в единоборствах? Какой она несёт посыл? А не попса ли это как она есть, самое что ни на есть заигрывание со зрителем, воспитанным на фильмах про Шаолинь? Вообще я один из тех кто склонен считать, что большая часть того что делается в России — на букву Г, как в песне Слепакова (это маленькое отступление — чтобы не обвинили заочно в квасном патриотизме). Но здесь тот редкий случай, когда наш «Остров» с Лунгиным на мой взгляд сильнее этой известной картины. И закончу тем с чего начал. Если картину не смотрели, но слышали о ней, то глянуть всё же стоит. Чтобы составить своё мнение — как я и сделал.
Топ-250 #239* Это первый корейский фильм который я посмотрел в своей жизни. Поначалу я относился к их кинематографу весьма скептично, но после просмотра мое мнение кардинально изменилось. Более глубокого и насыщенного смыслом фильма я не видел. Он всерьез изменил мое мироощущение и заставил о многом задуматься. Но обо всем по порядку. Многие, описывая фильм, прибегают к обозначениям, представленным в нем. А именно — временам года. Я же немного по другому понял смысл картины, поэтому моя хронология выглядит так: Пробуждение. Маленький послушник познает мир, со всеми его недостатками и несовершенствами. А также получает первый горький опыт. Самая короткая часть фильма. Именно в ней и формируется общая мысль картины, которая впоследствии будет проходить красной нитью через все новеллы. Познание. Послушник вырастает и начинает испытывать доселе неведомое ему чувство. Самая длинная глава. Смотреть немного нудновато, да и в целом очень предсказуемо. Но это не делает эту часть плохой. Даже наоборот — именно здесь происходит завязка основной сюжетной линии, так что дальнейшие главы вызывают больший интерес. Искупление. И вновь мудрый монах сталкивается со своим послушником. Но теперь уже, для того, чтобы помочь очистить его душу от страшного гнева. Самая шокирующая глава фильма. Но и в то же время самая философская. Многих тронет до глубины души. Более ничего не могу сказать, ибо могу случайно наспойлерить. Возрождение. И вновь перед нами послушник, но теперь уже в том возрасте, каким был его мудрый наставник. Ему предстоит долгий путь к просветлению. Самая сильная часть фильма. Ее можно даже назвать в своем роде завораживающей. Терзания кончились, осталась лишь пустая оболочка. Которую надо наполнить смыслом жизни. Пробуждение. И напоследок режиссер оставил нам маленький эпилог. Именно к этой мысли вели все предыдущие главы. Жизнь не терпит разнообразия, она идет по кругу. Фильм просто потрясающий. На мой взгляд он явно заслуживает места повыше в Топ-250. Смотреть в обязательном порядке! 10 из 10 *Cписок ТОП-250 на момент 30.11.2017
Весна. Лето. Осень. Зима. И снова весна. Сезон сменяется сезоном. Солнце — ненастьем. А дождь — снегом. Сменяют друг друга и люди, только прежними остаются их ошибки. Из поколения в поколение. Порой мы слишком много значения придаем бессмысленным вещам, безвозвратно утрачивая то, что придает нам главный смысл в жизни: быть в простоте, в гармонии с природой и внутренним собой. Под примитивным инстинктами любопытства и похоти — мы следуем за мнимым разумом, утопая в проблемах, в стрессе и в вечной спешке среди таких же незрячих, невзрачных и потерянных людей. Этот фильм учит тому, что нами было потеряно. Напоминает о том, что все, к чему бы мы в наших идеях не пришли, было придумано загодя до нас и опосля — нашими потомками будет вытаптываться теми же граблями. Этот фильм учит тому, что природа была, как до нас — так будет и после, от чего теряется всякий смысл в наших возвеличенных проблемах и дурных мыслях: следует ли нам всю жизнь стремиться к тому, чтобы оставить вслед за собой — нечто материальное, невзирая внимания на моменты действительного счастья до тех пор, пока не начнутся сожаления, а время вспять, увы, уже не повернуть. Мораль сей басни такова. 1. Все неизменно, неизбежно и повторно. 2. Людские ошибки низменны и предсказуемы, но простительны, когда осознаются. 3. Главное стремление в жизни — мудрости, спокойствие и внутренняя гармония. 4. Любовь — рождает похоть. От похоти не заречешься от ненависти. А сие — влечет неизбежное косвенное желание убивать. 5. И главное — поступайте с другими так, что хочешь видеть ты в ответ. 8 из 10
Топ-250 #241* Это первый корейский фильм который я посмотрел в своей жизни. Поначалу я относился к их кинематографу весьма скептично, но после просмотра мое мнение кардинально изменилось. Более глубокого и насыщенного смыслом фильма я не видел. Он всерьез изменил мое мироощущение и заставил о многом задуматься. Но обо всем по порядку. Многие, описывая фильм, прибегают к обозначениям, представленным в нем. А именно — временам года. Я же немного по другому понял смысл картины, поэтому моя хронология выглядит так: Пробуждение. Маленький послушник познает мир, со всеми его недостатками и несовершенствами. А также получает первый горький опыт. Самая короткая часть фильма. Именно в ней и формируется общая мысль картины, которая впоследствии будет проходить красной нитью через все новеллы. Познание. Послушник вырастает и начинает испытывать доселе неведомое ему чувство. Самая длинная глава. Смотреть немного нудновато, да и в целом очень предсказуемо. Но это не делает эту часть плохой. Даже наоборот — именно здесь происходит завязка основной сюжетной линии, так что дальнейшие главы вызывают больший интерес. Искупление. И вновь мудрый монах сталкивается со своим послушником. Но теперь уже, для того, чтобы помочь очистить его душу от страшного гнева. Самая шокирующая глава фильма. Но и в то же время самая философская. Многих тронет до глубины души. Более ничего не могу сказать, ибо могу случайно наспойлерить. Возрождение. И вновь перед нами послушник, но теперь уже в том возрасте, каким был его мудрый наставник. Ему предстоит долгий путь к просветлению. Самая сильная часть фильма. Ее можно даже назвать в своем роде завораживающей. Терзания кончились, осталась лишь пустая оболочка. Которую надо наполнить смыслом жизни. Пробуждение. И напоследок режиссер оставил нам маленький эпилог. Именно к этой мысли вели все предыдущие главы. Жизнь не терпит разнообразия, она идет по кругу. Фильм просто потрясающий. На мой взгляд он явно заслуживает места повыше в Топ-250. Смотреть в обязательном порядке! 10 из 10 *Cписок ТОП-250 на момент 05.11.2017
Топ-250 #241 Это первый корейский фильм который я посмотрел в своей жизни. Поначалу я относился к их кинематографу весьма скептично, но после просмотра мое мнение кардинально изменилось. Более глубокого и насыщенного смыслом фильма я не видел. Он всерьез изменил мое мироощущение и заставил о многом задуматься. Но обо всем по порядку. Многие, описывая фильм, прибегают к обозначениям, представленным в нем. А именно — временам года. Я же немного по другому понял смысл картины, поэтому моя хронология выглядит так: Пробуждение. Маленький послушник познает мир, со всеми его недостатками и несовершенствами. А также получает первый горький опыт. Самая короткая часть фильма. Именно в ней и формируется общая мысль картины, которая впоследствии будет проходить красной нитью через все новеллы. Познание. Послушник вырастает и начинает испытывать доселе неведомое ему чувство. Самая длинная глава. Смотреть немного нудновато, да и в целом очень предсказуемо. Но это не делает эту часть плохой. Даже наоборот — именно здесь происходит завязка основной сюжетной линии, так что дальнейшие главы вызывают больший интерес. Искупление. И вновь мудрый монах сталкивается со своим послушником. Но теперь уже, для того, чтобы помочь очистить его душу от страшного гнева. Самая шокирующая глава фильма. Но и в то же время самая философская. Многих тронет до глубины души. Более ничего не могу сказать, ибо могу случайно наспойлерить. Возрождение. И вновь перед нами послушник, но теперь уже в том возрасте, каким был его мудрый наставник. Ему предстоит долгий путь к просветлению. Самая сильная часть фильма. Ее можно даже назвать в своем роде завораживающей. Терзания кончились, осталась лишь пустая оболочка. Которую надо наполнить смыслом жизни. Пробуждение. И напоследок режиссер оставил нам маленький эпилог. Именно к этой мысли вели все предыдущие главы. Жизнь не терпит разнообразия, она идет по кругу. Фильм просто потрясающий. На мой взгляд он явно заслуживает места повыше в Топ-250. Смотреть в обязательном порядке! 10 из 10
- То, что нравится нам, может понравиться и другим. Я переписывал эту рецензию пять раз, потому что те моменты, которые действительно стоит отметить, без спойлеров не выходят. Так что получится немного короче чем задумывалось. Ознакомившись с другими мнениями я понял, что особо ничего нового не скажу. Однако в отличие от других, я немного по другому опишу периоды жизни, показанные в фильме. Пробуждение. Показано ранее детство главного героя. Маленький мальчик открывает для себя мир. Учится взаимодействовать с природой. А также получает первый горький опыт. Один из самых коротких периодов фильма. Познание. Повзрослевший мальчик познает до сих пор неведомые ему чувства. Самый длинный период фильма. Происходит завязка. Вокруг которой, в дальнейшем, и будет вращаться вся смысловая нагрузка и мотивы фильма. Искупление. Самый интересный период с точки зрения философии фильма. Здесь более глубоко раскрывается основная мысль, которую хотел донести до зрителей Ким Ки Дук. Также можно считать и одним из самых драматических периодов. Возрождение. Здесь зритель увидит перерождение человека в духовном плане. А также откроет для себя мир по новому, вместе с главным героем. Логическое завершение всех предыдущих периодов жизни, однако режиссер приготовил еще кое что. Пробуждение. Это небольшое послесловие, благодаря которому раскрывается основной замысел фильма. Для чего он был снят. Все возвращается на круги своя. Жизнь не терпит разнообразия, а идет по спирали. Короткий период, но заставляет задуматься. Это один из самых сильных фильмов, который я видел в жизни. После него начинаешь по другому смотреть на те, или иные вещи. А на самом то деле фильм прост. В нем даже нет имен. Просто два человека. Просто плавучая хижина. Просто жизнь. - Порой приходится отдавать то, что мы любим. 10 из 10
Лишь отказавшись от прекрасного можно обрести умиротворение. Не каждый фильм способен удивить, и не каждый режиссёр обладает даром из простых историй слепить шедевр киноискусства. Ким именно из тех самых не многих, чьи работы просты до гениальности и не могут оставить равнодушным. Кто то заплачет, разозлиться, улыбнётся, другой встанет и пойдёт курить что бы забыться в дыму и развеять нахлынувший шторм мыслей. Фильм этот для всех. Он не на любителя. Темы затронутые Кимом являются основополагающими в жизни не только людей но и природы в целом. Время, неизбежность, добро и зло. На каждое действие есть противодействие, за каждым выбором следуют последствия. Этот цикл неизбежен, как и неизбежна смерть. Эмоции от просмотра гарантированны. Ровно как и появление вопросов в вашей голове которыми вы возможно никогда не задавались. Найдёте ли вы ответы на них зависит от жизненного опыты. В любом случае это с пользой потраченное время. Возможно Ки-Дук и сам не предполагал что сотворит настоящее произведение искусства. Спасибо ему за возможность понять лучше природу вещей. В фильме нет недостатков. Недостатки в нас. 10 из 10
…У времени в плену. Б. Пастернак Экзистенциально-философская притча Настоящее кино не бьет наобум резкими вспышками и извращенными вывертами своего содержательного полотна, стараясь привлечь робких ценителей, шокировать своей эпатажностью простых обывателей: оно, как мягкое выдержанное вино, проникает в душу вкушающего постепенно, уже с первых мгновений погружения его в иную пространственно-временную реальность разливается внутри сладким медом, оставляет свой след, словно отпечаток вечности… Так и этот фильм Ким Ки Дука, уже с первых кадров поражающий и завораживающий своей вроде бы внешней неброскостью и простотой, а вместе с тем визуальным изяществом художественных средств выражения мысли и идейным совершенством содержания, воздействует на зрителя постепенно, медленно рассказывая свою и без того неторопливую историю, к концу заставляет нас поверить в силу магии подлинного искусства… Ведь как раз-таки ближе к финалу повествования эта простая история взаимоотношений буддистского монаха со своим учеником и с внешним миром приобретает подлинно вселенские масштабы, символизируя саму жизнь человека, полную проб, ошибок, безответной любви, совершённого греха и глубочайшего раскаяния. Вот и главный герой фильма, воспитываясь своим учителем вдали от человеческой ойкумены, словно на краю света, в тиши и уединении, познав любовь пришедшей к ним на лечение девушки, уходит вслед за ней из «отчего дома», но, узнав грязь и порочность внешнего мира, сам совершает грех из-за предательства любимой, убив ее… Далее корейским мастером виртуозно обыгрывается мотив возвращения и раскаяния: падший возвращается в монастырь, перед этим пройдя мирское наказание за свое преступление (тюрьма), чтобы очиститься духовно и обрести внутренний покой, а учитель совершает бескомпромиссный акт жертвенного самосожжения за деяния своего воспитанника… Именно это и символизирует цикличность жизни, неизбежность совершения человеком жестоких ошибок, саму греховную суть человека, слабость и восприимчивость его натуры к соблазнам мира: уходит одно поколение людей — учитель, приходит другое — ученик (сам к концу фильма ставший учителем и взявший себе ученика), а сущность жизни не меняется, ведь новый ученик начинает «наступать на те же грабли», уже с раннего детства проявляя жестокость по отношению к живым существам, как делал его учитель, как (вполне возможно) поступал и учитель его учителя… Действия же всего фильма в целом разворачиваются только лишь в пределах духовной обители престарелого монаха и его ученика, которая представляет из себя одинокую пагоду, плавающую в таком же одиноком и будто бы забытом всем миром озере, окруженном горами. Но даже такое, казалось бы, отчужденное от всего место подвержено ходу времени, которое течет, старит человека и забирает его жизнь, рождает новые поколения, а затем забирает и их… Этот неумолимый ход времени передается режиссером с помощью постоянной смены времен года, каждое из которых символизирует определенный этап жизни человека: жизнь человека скоротечна и жалка, а природа вечна, она остается и после нашей смерти, ведь вслед за зимой придет весна, а вслед за следующей зимой придет снова весна… Именно потрясающая визуальная составляющая фильма помогает выдающемуся корейскому кинематографисту раскрыть мотив неизбежности человеческой судьбы, которая как бы сама предрекает человеку бесконечные мучения и страдания из-за своих тлетворных и порочных желаний… Но подлинное искусство не было бы таковым, если бы оно не давало надежду, свет, который озарил бы сердца зрителей, который дал им хоть малую толику веры… И в этом фильме таким светом является духовное возрождение героя, который после долгих страданий и мучений смог наконец найти себя, отыскать ту внутреннюю гармонию, которой ему так не хватало, успокоить свою душу… 9 из 10
Опишу только эмоциональный импульс, возникший после моего первого знакомства с режиссером Ким Ки Дук и его лентой «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Увиденное — воплощение красоты и мудрости восточной культуры, это фильм-медитация, заставляющий задуматься о вечном. В эту картину погружаешься целиком, наслаждаясь живописными пейзажами девственной природы, восточной аутентичностью и вековой буддийской мудростью. Здесь, как в фильмах Тарковского, главный персонаж — время, застывшее в статичном уединение на водной глади. Фабулой картины является аллегория о смене времен года, которые коррелируют с циклами взросления главного персонажа. Преобладающий символизм, скрывающийся в деталях, как никто лучше описывает происходящее. Элегическое настроение первой половины фильма сменяется страстью, а затем гневом, о котором предрекал старый монах. Хочется отдельно подчеркнуть звуковое сопровождение фильма. Потрясающая корейская фолк-исполнительница Ким Ёнъим придает особое азиатское великолепие картине, окутывая, словно мантрами, действие на экране. Рекомендую этот одухотворенный фильм не только истинным ценителям востока, но и всем любителям прекрасного, чистого и настоящего кино.
Интересное название, высокий рейтинг, награды. Очень спокойный и необычный фильм, наверное, мы уже начинаем отвыкать от чего-либо не голливудского. Во-первых, безостановочная смена времен года как прямой показатель взросления младшего монаха и старения старшего. Во-вторых, как сравнение весны с невинностью, началом; лета — молодости, расцвета; осени — греха и сожаления о содеянном; зимы — остановки, замедления; и снова весны — как воскрешения и продолжения жизни такой, какая она есть. В-третьих, что это колесо непрерывной смены времен года, из года в год, не смог преодолеть старый монах, ведь его историю фильм умалчивает. Почему он здесь, какая его судьба? Неспроста он испытывает своего подопечного самым сложным заданием — женщиной. Может и он через это прошел когда-то? С другой стороны, может он и смог преодолеть все неизвестным нам путем, ведь он пытался наставить на пусть истинный ученика и смог совершить акт самосожжения, который подвластен только сильным духом людям. Сможет ли из этого колеса вырваться его ученик и научить чему-то бОльшему нового, весеннего малыша? Мне кажется, я слишком поверхностна в написании и понимании, наверняка люди, близкие к монахам или хотя бы южнокорейские зрители берут из этого фильма больше, дабы понимают менталитет и уклад, показанный режиссером. Интересно показан факт желания насилия над животными, который вылился в будущем в насилие над человеком. Получается, Учитель слабо дал ему понять, что это не есть хорошо, преподал плохой урок, не подготовил его настоятельно, а испытание преподнес заведомо молодому монаху непосильное. Это и есть урок? Будто Учитель предвидел то, что может случится и не противился этому, разве это правильно?
Будь согнутым, и ты останешься прямым. Будь незаполненным, и ты останешься полным. Будь изношенным, и ты останешься новым. (Лао-цзы) Деревянные двери лишённые стен словно открывают некий сюрреалистический мир, оторванное от реальности необычное местечко. Окружённое лесом озеро с дрейфующей на своей глади хижиной — такое необъятное и такое уютное — пристанище для отрекшихся от мирской жизни. В этом безмятежном и глухом краю живут зрелый монах и его юный воспитанник, которые существуют в гармонии друг с другом и с природой. Но мальчик растёт и постоянно открывает для себя новое, — ему свойственно ошибаться, привязывать камень к животным или поддаваться искушению женским телом, чтобы научиться жить по-настоящему и, с помощью наставника, ценить вещи, что казались ранее незначительными. Вопреки своим стараниям, мудрецу не в силах предотвратить грядущие события, как никому не дано направить вспять смену времён года. Так проходят весна, лето, осень, зима… и снова наступает весна. Буддистские мировоззрения Ким Ки Дука, наиболее рельефно показанные в «Острове», в этой умиротворённой картине достигают совершенства, как в плане визуальной эстетики, так и философского подтекста. В нём больше медитативного и мало привычного насильственного, хоть вырваться из круга страданий и страстей герои не могут. Пока есть утлая лодка в качестве проводника в обыденные растленные реалии — гармония не вечна, а ошибки неизбежны, отсюда и свойственная буддизму карма, когда человеку воздаётся по заслугам. Он гинет, либо меняется и встаёт на некогда обученный путь. Любовь — лекарство, от которого надо уметь отказаться, но сначала его нужно попробовать. Так было всегда и так будет повторяться. Этот круговорот неудержим, как и течение жизни, детства-озорства, юношества-безрассудства, зрелости-переосмысления, старости-мудрости, аллегорично принимаемое за времена года, с которыми преобразуется сам человек. С цикличностью приходит смирение, но оно связно с трудностями, будь то вырезание на помосте буддистской сутры или привязка к телу тяжёлого камня, с которым приходится взбираться на гору. Истязания как единственный способ очищения от проступков и иного мира, камень — символ отсутствия простоты бытия, гора — жизнь. Взбираться на неё нелегко, но на вершине возможно обрести катарсис. Оттуда всё кажется совершенно другим: более отчётливым и ясным. Двери без стен скрываются из виду где-то там вдали, а озеро — как на ладони — такое маленькое и такое одинокое. Эта нетленная часть природы цветёт и дышит зелёно-золотистыми и оранжево-белыми красками. В ней можно сбиться с пути и найти спасение. В ней можно испытать мучения и гармонично раствориться. В ней можно родиться и умереть. Она всегда переживёт всех. А они будут заново перерождаться.
С первых кадров ленты «Весна, лето, осень, зима…и снова весна» Ким Ки Дука ты понимаешь, что тебя ждёт что-то грандиозное, когда ворота перед домиком на воде открываются, словно занавес в театре, в котором живут буддистский монах и его юный ученик. Они ведут неторопливый уклад жизни, собирают травы, сортируют их и готовят снадобья. Действие картины разворачивается в нетронутом уголке природы Южной Кореи, в современное время на момент съемок фильма. Однажды, прогуливаясь в лесу, ученик решил поиграть, и привязал камни к рыбе, лягушке и змее, за происходящим наблюдал учитель, но не вмешался. К наступления ночи, он сделал тоже самое, что малец — привязал к спине камень. А утром, велел ему отвязать всех животных, иначе «этот камень останется в его сердце на всю его жизнь». И весь фильм, словно восточная притча, поучает чему-то героя, и нас. Начиная ассоциировать главного героя с собой, вспоминаешь свои детские оплошности, и больше вовлекаешься в историю происходящего на экране. Весна сменяется летом. Главный герой, повзрослев — начинает ценить природу и жить с ней в гармонии, до поры, пока в монастырь не приводят больную девочку, для её лечения. Впервые увидев девушку, у него появляется желание быть с ней, и спустя череду времени, неловких ситуаций, они — вместе. Девушка выздоравливает, и ей пора покинуть монастырь, юный монах уходит за ней, не послушав предупреждения учителя о том, что «похоть, порождает — убийство». Спустя лето, осенью, опять повзрослев, герой — начинает путь страдания, искупления и наконец, смирения. Наступает зима… Буддизм в фильме ярко подчеркивается образами перерождений, постоянных гостей монастыря в обличии животных и обрядах монахов. Он трактует, что за все в жизни нужно расплачиваться, «за плохое, и за хорошее», нужно всегда следовать намеченному пути, даже если всё повторяется. Режиссер, Ким Ки Дук — очень серьёзно подошёл к постановке фильма, наполнив каждый его кадр философией и символизмом востока. Он с экрана говорит нам: «Природа не подвластна человеку, и все в ней циклично, как и в жизни». Прекрасно проработанный сценарий подчеркивает все его убеждения, и превращает эту ленту из сухой постановки в киношедевр. Каждая сцена отточена великолепной работой художника, оператора и композитора, так, что гармония происходящего, не дает отвлечься ни на секунду, превращая показ в миг, который захочется повторить. После просмотра остаются только положительные эмоции, сознательные мысли и желание рекомендовать его к просмотру. Фильм будет поучителен для всех лиц, нести толк, а возможно понимание и осознание сути бытия. 9 из 10
Давно искал этот фильм, так как посмотрел его когда был еще подростком и никакого интернета у меня и в помине не было. Тогда его не понял, или точнее сказать не видел всей глубины. По тем воспоминаниям врезалась неописуемая красота природы и ее безмятежность. Пересмотрел всего пару часов назад и открыл фильм для себя по новой, о чем сейчас и зайдет разговор. Скажу сразу что думаю многие пережили все то же что и главный герой картины, надеюсь кроме одного определенного поступка. Хотя так и познается цена жизни, однако и цена этой информации слишком высока. Это и делает нас людьми, ведь чем человек отличается от животного кроме умения говорить? Мы имеем кроме потребностей для выживания и многие другие. Как и сказал отшельник похоть будит желание обладать, а желание обладать будит желание убивать. Сколько еще есть чувств которые будят другие желания? Отшельник все это прекрасно знал и его в нашем мире держала только смертная оболочка и ученик которому он задал не все вопросы. Именно вопросы, а не ответы. Ведь он ни разу так и не остановил ученика в его познании мира пусть и местами ошибочного. У каждого свой путь и каждый его должен пройти сам. Остановил лишь когда ученик сдался и не захотел отвечать за то что сделал. Этот поступок можно долго обдумывать, почему именно так? Фильм прекрасен именно тем что он оставляет больше вопросов, нежели дает ответов и каждый всегда будет по своему и в своих цветах все видеть. Ученик вырос и теперь будет отвечать на все те вопросы которые ему оставил учитель, но это уже совсем другая история, которую можно только самому себе представить. Побольше бы таких фильмов.
«Восток — дело тонкое!» (к/ф «Белое солнце пустыни») Западным людям никогда не понять восточный склад ума. Мы разные во всём. Поэтому фильмы на восточную тематику вызывают интерес западного зрителя лишь до той поры, пока ему «всё понятно». Но если «не понятно» — начинается зевота… А вот фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» южнокорейского режиссера (он же сценарист) Ким Ки Дука исполнен в прекрасной доходчивой манере изложения даже для тех, кто глобуса в глаза не видел и дальше собственного «западного» города (или огорода) не заглядывал. Ким Ки Дук нашел единственно верный способ «общедоступного» повествования — режиссер объединил в своем фильме Сказку и Реальность! Изучение мифологии — самый простой (лучший) способ узнать культуру той или иной страны. Ведь всем известно, что «сказка — ложь, да в ней намёк…» На Востоке говорят: «Хочешь увидеть свою Жизнь — смотри на каплю воды». И весь сюжет фильма Ким Ки Дук строит вокруг созерцания этой условной «капли»: детство, юность, зрелось, старость… и снова детство — всё передано четко, грамотно, с любовью. По-восточному сдержано и мудро. С красивейшими пейзажами и удивительным саундтреком за кадром. «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» — это фильм-медитация, неторопливый рассказ о Главном! И после просмотра фильма Ким Ки Дука, наша западная жизнь кажется бесполезной суетой — хаотичным броуновским движением. И еще: эта гениальная кинокартина, при бюджете в шестьсот тысяч долларов, «окупила себя» в прокате более, чем в 10 раз! А для киношников этот факт дорогого стоит (дорогого — во всех смыслах этого слова). Рекомендация: если вы хотите хотя бы на время отвлечься от социальной рутины — посмотрите фильм Ким Ки Дука и на душе у вас снова будет весна. 10 из 10
Если взглянуть на этот фильм отстраненным и поверхностным взглядом, можно увидеть разве что не слишком увлекательную историю, иллюстрирующую банальный тезис о цикличности и вечном обновлении всего живого в природе и в мире. Все начинается там же, где заканчивается, с очевидным намеком на то, что продолжаться это будет бесконечно, и, казалось бы, ну и что? Но, разумеется, на самом деле не все так просто. «Весна, лето…» и так далее из тех фильмов, что призваны не развлекать и даже не просвещать, а скорее успокаивать и приносить гармонию. Вместе с главным героем мы проходим весь жизненный путь — от бессмысленного младенчества к угасанию и старости. В его жизни нет ничего интересного — ни великих свершений, ни научных открытий, ни даже хоть чуточку оригинальной истории любви. И даже самый «остросюжетный» момент его жизни, когда он покидает уединенный райский уголок и отправляется в большой мир — совершать ошибки, страдать и причинять боль, — остается за кадром. И смысл в итоге грустненький — каким бы мудрым ни был твой наставник в юности, ты все равно не успокоишься, пока не набьешь свои собственные шишки, а в итоге настрадаешься, устанешь от всего и вся и, естественно, отправишься туда, где все будем. Но не зря в фильме выпущены практически все острые моменты и конфликты, не зря герой не берет нас с собой в большой городской мир, полный искушений и опасностей, не зря съемки проходят в поистине райском по красоте уединенном месте. Весь этот фильм — сплошной призыв остановиться и наконец-то заметить, как прекрасен мир и как гармонично все в нем устроено. И лучшее, что мы можем сделать, будучи частью этого мира, это перестать пытаться совершить невозможное и объять необъятное, принять и простить себя самих и обрести гармонию — не столько даже с природой, сколько с самими собой.
Итак — южнокорейская кинокартина. Согласитесь, не совсем очевидный выбор. Но этот самый выбор, однозначно, верный. «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» режиссёра Ким Ки Дука в высшей степени философский, местами медитативный, дышащий умиротворением, с безумно красивыми пейзажами и погружающими в атмосферу саундтреками фильм. В моём понимании — это притча о вечном, о течении времени, о связи природы и человеческой жизни. Иногда душа просто просит чего-то подобного. Как вытекает из названия фильма, история посвящена цикличности жизни. Периоды весны, лета, осени и зимы повторяются раз за разом, все они приходят и уходят, принося с собой разные жизненные уроки. И все это ярко и интересно показано на примере взросления молодого монаха. Молодой монах — в принципе, вполне обычный человек. Мы наблюдаем за его жизнью и взрослением, смотрим, как он проходит через разные пороки, чтобы в конце концов прийти к смирению и праведному пути. Сначала мальчик становится юношей, затем мужчиной, затем старцем. Весенняя пора дарит ему урок ценности жизни, лето — раскрывает урок любви, осень — тяжелый урок гнева и искупления, а зима шепчет о смерти и преемственности. Новая весна в фильме — это новый виток, повтор колеса жизни. Старый монах — учитель и наставник молодого монаха, умудренный знаниями старец, человек святейший. Его методы воспитания не совсем обычные, но всегда очень поучительные. Он поражает своей мудростью, смирением, трудолюбием и выносливостью. Не осуждает и не обвиняет, он показывает ситуацию с другой стороны, наставляет на истинный путь. Оба они живут в маленьком храме, построенном прямо посреди реки, словно посреди текущего потока жизни и времени. Они молятся, собирают травы, выполняют различные ритуалы. На их примере мы понимаем, что жизнь — это всего лишь колесо, что все твои действия не новы, что все, кто были до тебя, повторяли те же ошибки. Что касается выбора данного фильма. В этом кино хорошо показано, насколько важно в жизни делать правильные, продуманные шаги, совершая те или иные поступки. Во время просмотра этой картины будто мурашки идут по коже, дыхание замедляется и начинается процесс глубокого созерцания. Фильм философский и, как следствие, располагающий к размышлениям. Кино не многословно. Диалогов не так много, но зато сцены, сам сюжет и персонажи вызывают множество эмоций. Его не нужно воспринимать буквально, это скорее метафора. На фоне остальных современных фильмов «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» выгодно отличается своей глубиной и замыслом. Под этот фильм подходит старая китайская мудрость — «Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами.» 9 из 10