При просмотре фильма кажется, что время делает паузу где то в 70х XXго века, срывается в современность посредством мобильного телефона в кадре и снова возвращается. Каурисмяки, в свойственной ему неторопливой манере повествования, раскрывает характерные признаки угасания Европы. Если принять действие картины за метафору, то это может выглядеть примерно так. Марсель (европеец) — стареющий богемный писатель, утонченный, культурный, справедливый, доброжелательный. Его жена Арлетти (Европа) тяжело больна, угасает и нуждается в лечении. Идрисса (мальчик-мигрант) новая кровь Европы. Идрисса находит понимание Марселя и чудо исцеления становится возможным. Фильм о человеческом достоинстве.
Бывший писатель Марсель Маркс живёт в Гавре, проводя время за чисткой обуви, барной стойкой и бытованием со своей любимой женой. Но случай ввязывает его в историю с Идриссой — чернокожим парнем из Габона, который хочет попасть в Лондон, тогда как французская полиция жаждет засадить его в тюрьму. Финского киноклассика Акт Каурисмяки не узнать очень трудно. Во-первых, пролетарский сюжет из жизни малоимущих. Узнаются и знакомые формы — сероватые оттенки изображения с голубыми красками моря и глаза главного героя, в которых должна светиться (и светится) детская непосредственность и простота, обязательный и обаятельный нордический рок-н-ролл, панковские пейзажи в виде пустых берегов, вечных гаражей и контейнеров в доках, да и вообще картинка из английских телесериалов годов примерно 70-х. Такая северная, холодная и аскетичная. Привычен в определённой мере и набор героев-архетипов — неудачник с добрым сердцем, преданная и любящая женщина (ещё один символ режиссёра — чем-то напоминающая Инну Чурикову великолепная финка Кати Оутинен), противоречивый комиссар со сложной системой принципов, обезличенные госчиновники и полицейские (этакое мировое бесчеловечное зло), злобный обыватель и энное количество обывателей сочувствующих. Наконец, присутствует чудо. Почти обыкновенное, родившееся от сделанного добра. Спаси человека, а он ещё одного за собой потянет — в противовес политике русской поговорки про беду. Но есть и маленькие отличия. Режиссёр решил проверить свои художественные принципы и идеологические взгляды на территории не родной Финляндии, а Франции, да ещё и на материале животрепещущей политической проблемы — нелегальной иммиграции. А раз Франция, то как минимум водка меняется на вино и коньяк, темперамента и слов становится побольше, а сам переезд во многом означает уход режиссёра от национального к глобальному, да ещё и способом показать свои глубоко левые взгляды. Его писатель отсылает к двум позициям режиссёрского месседжа — Марселю Прусту и его поискам утраченного и, куда уж деваться, к Карлу Марксу и его классовым теориям. Получился альтернативный англосаксонскому (хоть подростка и отправляют в Англию) франко-немецкий словарь, обьединяющий классовые различия и мораль супротив экономических категорий и бюрократии. Классовая и общечеловеческая солидарность (читай «любовь») должны бы, по Каурисмяки, победить госвласть и связанное с ней предательство. Естественно, что к любви, как всегда, прибавляется и абсолютно специфичный финский юмор, чем-то обьединенный с юмором стэндапов и немого кино (мимов), но и контрастирующий с ним, потому что гэгам у Каурисмяки места совсем нет, зато есть лаконичность. Больше всего трогает мысль, что человечество забыло отделить добро от зла. В очень простой форме финский гений вещает, что помочь найти человеку работу — это вообще-то хорошо, а заложить его властям за желание работать — это точно зло. Убить его же при побеге — зло, а сохранить жизнь и родить чудо — добро. Наивный писатель — это детство, в котором эти вещи не обросли шкурными интересами. К тому же вроде и не в пику мультикультурализму, но в дополнение к нему идёт тема общечеловеческих ценностей, где неважно китайский Чанг ты или вьетнамский Мин — лишь бы человек был хороший и помогал попавшим в беду. В общем: Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Только не против кого-то, а во имя человека. Кстати, оба Маркса (Карл и Марсель) едины именно в своём гуманизме. А коммунизм — это не Ленин и Сталин, а сильно от них отличающийся Каурисмяки. И он не мифически, а вполне конкретно — добрый почти дедушка, переведший на язык марксизма христианские ценности: Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи и Возлюби ближнего своего.
Аки Каурисмяки не раз говорил о том, что любит счастливые финалы, и надеется на то, что зритель, выйдя из кинотеатра, увидит мир другими глазами. Однако он не умел врать и приукрашивать действительность — хэппи энды в его фильмах были очень своеобразными. Они отвечали реалиям жизни, современной героям фильмов, и были логическим продолжением показанных событий. В фильме «Гавр» режиссер изменил своему принципу. Он создал сказку, добрую, светлую, наивную, балансирующую на грани кинематографического китча. Но картина держится на уровне благодаря многочисленным аллюзиям к французскому кинематографу, финскому юмору и, конечно, фирменному меланхоличному акварельному стилю Каурисмяки. «Гавр» — сказка о чистильщике обуви Марселе Марксе, в прошлом богемном писателе, его больной жене Арлетти. А еще о добродушных булочнице, бакалейщике и хозяйке бара. Еще о комиссаре полиции Маре. О вьетнамце Чанге, обосновавшемся во Франции по чужим документам. О собаке Лайке, которая символизирует фантастическое и космическое в фильме. Все эти люди однажды объединились ради одной цели — спасти мальчика-нелегала из Африки любой ценой и отправить его в Лондон к матери. Марселю придется съездить в Кале, в лагерь беженцев, запугать начальника охраны, представившись негром-альбиносом. В это время булочница, у которой Марсель часто умыкивает багеты, прячет мальчика, а хозяйка бара с кучкой странноватых завсегдаев мониторит ситуацию снаружи. Зеленщик обеспечивает продуктами и средством транспортировки беглеца-мальца в порт… Жестокая государственная машина проигрывает на всех фронтах и мальчик, наверное, увидит Лондон — Каурисмяки оставляет эту историю с открытым финалом. Но для Марселя библейская заповедь сработала сразу… Нежные яркие краски цветущей вишни во дворе их дома — завершающий штрих великого мастера, его ода красоте и богатству жизни во всех ее проявлениях. Режиссер попытался рассказать о сложной и больной проблеме иммиграции языком киносказки. «Я забил на реализм» — говорил Каурисмяки. Он дал иммигрантам шанс жизни, которого у них часто не бывает, показал их душу и переживания, позволил достичь своей цели. Режиссер отмечал, что «в фильме я намеренно преувеличил лучшие качества человечества, которые не так часто можно встретить сегодня» и показал людей французской глубинки, далеких от политических расчетов и расовой неприязни — они, «маленькие» середняки, чувствуют необходимость в творении важных дел. В фильме нет негативных персонажей, за исключением прохожего на вокзале и соседа Марселя, которые звонят в полицию и сообщают о местонахождении мальчика. Государственная машина представлена только голосом префекта, с которым разговаривает Маре — Каурисмяки свел его к бездушному механизму. Сам комиссар как будто сошел с экранов классических французских фильмов — он добросердечен, совестлив, носит черное пальто со шляпой и ходит с ананасом под мышкой (явная отсылка к элементам абсурда в фильмах Тати). В последних фильмах Каурисмяки четко просматривается игра на контрастах — «Гавра», наивную сказку, он снял после своего самого мрачного и тяжелого фильма «Огни городской окраины». Скорее всего, это было попыткой показать другой, прекрасный мир, куда уплывали в поисках лучшей жизни герои его фильмов. *умилило выступление Литтл Боба — тряхнул стариной* 7 из 10
Гавр — город на севере Франции, один из крупнейших портов страны. Фильм известного финского режиссёра Аки Каурисмяки. Лента рассказывает об одной из острых проблем во всем мире — нелегальной миграции политических, социальных и экономических беженцев. И как говорил сам режиссёр, хоть история и «нереальная», но она могла произойти в любой стране. Каурисмяки сознательно стилизует свою картину под старомодные фильмы, где простой рабочий класс может совершать подвиги, где идеализм никогда не презирался и любой человек может иметь слабое место. Режиссёр умело пользуется классическими приёмами кино, создавая при этом свою собственную атмосферу. Самое главное чему уделяет внимание режиссёр это — люди. Актёрский состав справляется со своими ролями замечательно, полностью перевоплощаясь в своих персонажей. Отдельных слов заслуживает и музыка, которая как всегда играет у Аки важную роль, дополняя атмосферу и настроение города. Не смотря на все сложные ситуации, возникающие у героев фильма, они стараются не унывать, помогать, любить, тем самым даря позитивный настрой зрителю. Также стоит отметить, что фильм, совершенно заслуженно, получил на Каннском кинофестивале приз ФИПРЕССИ. «Гавр» не занимает какую-то конкретную позицию и не предлагает варианты решения поставленной проблемы. Сценарист и режиссёр предлагают нам своего рода тёплый взгляд на сложные вещи. Фильм, как «заколдованный» порт во время шторма, кин0-убежище от реальной жизни. Аки Каурисмяки задумывал «Гавр», как первую часть трилогии о портовых городах разных стран. Хочется верить, что режиссёр не ограничится словами и создаст ещё замечательные, жизненные, душевные истории. 8 из 10
Иногда хочется забыть Кино и изобрести его заново. Почему? Попробую объяснить. Кино зашло в тупик. Индустрия есть, киносборы есть, творчество ушло. Остался «эффект кипучей деятельности» в виде фестивальных «шедевров» и жалких потуг на экране. Всё лучшее снято, главные сюжеты экранизированы, лучшие роли сыграны. Всё, конец истории. Но после просмотра «Гавра» хочется дать Кино ещё один шанс, так сказать «отсрочку ликвидации». И не потому, что история сногсшибательная, она проста и даже банальна, и не потому, что снято как-то очень круто, ничего особенного нет, и актёры вроде из кожи вон не лезут. И всё таки посмотрев эту картину хочется верить в людей, в их лучшие качества — в добро и сострадание, в красоту и благородство поступков. И в это, кажется, верят создатели фильма. Пусть будет незамысловатый сюжет и слегка скучный антураж. Всё прощается, когда настоящее искусство делает из меня одного абсолютно счастливого зрителя.
Для тех, кто ищет кино-великолепие. «Гавр» — Le Havre — это название и фильма и города, где застали нас события. Очень злободневная история про Европу, у которой на плечах сидят два черных ворона. Эмигранты и толерантность. Первые продолжают всё прибывать и прибывать. Но стряхнуть и прогнать их мешает второй ворон и пока ещё живая система соцобеспечения. И вот клюют эти вороны когда-то очень успешный Старый Свет и в очи, и в шею. 10 из 10
Выбрав яркую жизнерадостную цветовую гамму и предпочитая крупные планы Аки Каурисмяки был стилистически очень похож на поздние работы Алена Рене. Только вот, Рене не заходил так далеко — он практически за небольшим исключением, снимал милые и трогательные произведения. Таким же милым и ни к чему не обязывающим может показаться «Гавр». Ну чем может быть интересен писатель, который решил на старости лет пойти в чистильщики обуви с умирающей от рака женой? Однако однажды он познакомится с вооруженным представителем «Аль-Каиды», если верить французскому телевидению. А если верить своему собственному наитию, то перед нами образованный, умный мальчик, бегущий из своей страны в Англию, ожидая встречи с мамой. Нелегальный эмигрант. Приятно, что отношения между престарелым мужчиной и мальчиком лишены каких-либо подтекстов и намеков. Это вам не «Михаэль» Маркуса Шляйнцера. Тут все будет просто и по-человечески — в том и вся прелесть. Но самое важное, что в реальности Каурисмяки общество не кажется агрессивной средой. Наоборот, каждый конкретный человек, даже представитель власти, не лишен гуманности и человечности. Хотя по правде говоря, Каурисмяки точен в изображении задора с которым власти ищут беглеца. Тут приходит на ум простая аналогия — вероятно, лет 70 назад похожим образом в Гавре спасали евреев, прячущихся от нацистов. Правильные струны затронуты, но без обличения и морали. Наоборот, жизнерадостно и с юмором. С улыбкой нации, которая читала «Молчание моря» и восхищалась Антуаном Сент-Экзюпери. Неожиданный музыкальный антракт в виде классного рок-н-ролла лишь дополнительная изюминка в этой жизнерадостной картине. Для меня очень важно, что Каурисмяки не нокаутирует зрителя подробностями. Он позволяет зрителю согласиться с возможностью Чуда. А если так, то картина совсем небесполезна и вовсе не ограничивается социальным контекстом. 10 из 10
Каурисмяки хоть и считается ведущим кинорежиссёром Суоми (говоря «финское кино», мы подразумеваем фильмы Аки), с некоторых пор предпочитает жить во Франции. Это обстоятельство наложило отпечаток на его творчество: «Гавр» — абсолютно синефильское творение. Поэтому просмотр вызывает смешанные чувства: не покидает ощущение, что показывают старое французское кино полувековой давности. Эффект близок тому, что произвёл немой «Артист», который был, конечно, радикальней по духу и форме, но это сравнение ничуть не умаляет достоинств «Гавра». Если «Артист» дал возможность перенестись в прошлое лет на 80, то «Гавр» — примерно на полвека. Новый фильм Аки не утратил характерный для автора пролетарский дух, вернее, сочувствие режиссёра рабочему классу. Эти симпатии роднят его с британцем Кеном Лоучем, который также является любимцем фестиваля на Лазурном берегу, неизменно возвращаясь оттуда с какой-нибудь наградой, как и Каурисмяки, которому в 2011-м вручили за «Гавр» премию международной кинопрессы. Это очень даже логично: кто, как не критики, будут упиваться торжеством стиля, скрупулезно воссоздающего эстетику старого доброго кино и характерные его особенности. Например, мизансцены здесь нарочито подсвечиваются софитами, а один раз освещение даже откровенно включается прямо в кадре. Если бы не сотовые телефоны и ещё пара-тройка малозаметных деталей, обозначающих современное время, это было бы абсолютное ретро. Снимать актуальное кино о симпатиях эмиграции из третьего мира (сюжет: чистильщик обуви по фамилии Маркс помогает скрываться от полиции темнокожему подростку-беженцу, который хочет попасть в Лондон), наверно, было бы слишком скучной задачей. Сохранив фирменный неспешный ритм, органично передающий заторможенное существование своих скандинавских соотечественников, Аки, не наступая на горло собственной песне, нашёл ему адекватное применение, замаскировав историю под французский нуар времен Мельвиля. В итоге получилась пролетарская утопия о жителях портового города, которые противостоят социальной несправедливости и буржуазному конформизму. Утопия об утверждении едва ли ни самого леворадикального призыва: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Для финского режиссёра — это не понты и не дешёвая попытка заигрывать с простым народом. За три десятка лет работы в кино, Аки так и не обуржуазился. Он всё также понимает и уважает чаяния простого человека. Так своё пристрастие к спиртному распространил уже на всю творческую группу: мало того, что герои фильма регулярно прикладываются к рюмочке, но и сами исполнители во время съёмок имели официальное право пить бренди. Алкоголь, видимо, помогал всем выйти за пределы реальности, может, поэтому в «Гавре» слишком много кино. Из-за этого некоторым будет сложно поверить в тотальный хеппи-энд. Но если не верить в счастливые концы, то зачем тогда вообще снимать и смотреть фильмы?
«Гавр» Каурисмяки, заслуженно отмеченный рядом значительных наград, пожалуй, самая светлая и лиричная сказка из всех, снятых знаменитым режиссером. Сюжет разворачивается вокруг бывшего французского писателя Марселя Маркса, который сейчас работает чистильщиком обуви. Его жена Арлетти попадает в больницу, а в это время Марсель встречает мальчишку Идриссу — нелегального иммигранта из Африки. И именно от поведения Марселя, от принятых им решений и действий зависит то, как потечет жизнь тех, кого он любит. Марсель, рассказывая Идриссе о профессии чистильщика обуви, говорит, что она ближе всего к Нагорной проповеди, а затем всеми своими действиями дает «мастер-класс» по ее применению. А Каурисмяки своим фильмом показывает эффективность и отдачу от такого образа жизни, собирая вокруг неоднократные примеры. Городок Гавр, в сравнении с теми цивилизованными городами, которые мы привыкли видеть — сказочное, затерянное место, где не работают принципы бюрократической системы, где соседи знают и поддерживают друг друга, где люди проявляют максимум солидарности для того, чтобы помочь ближнему и где «блаженны милостивые и чистые сердцем». Каурисмяки возвращает актеров из своей «Жизни Богемы» и дарит им новую жизнь — другую, но не худшую, не менее благородную, хотя и не такую «альтернативную». Андре Вильм и Кати Оутинен еще изящнее и утонченнее, еще более сдержанно и в то же время откровенно показывают характеры своих персонажей. Ретро стиль 50—60-х гг. выгодно оттеняет отточенную игру актеров и позволяет режиссеру рассказать сполна о том, что он любит и холит. А просматривая это кино нельзя не увидеть, что Каурисмяки, несмотря на его высказывания о «пессимизме в отношении людей» видит истинную человеческую теплоту. Он снова и снова дает людям новый шанс и говорит как герой фильма: «Чудеса случаются». Весь «Гавр» пропитан какой-то особой любовью и сентиментальностью по отношению к людям. До такой степени, что это очень похоже на милую и забавную сказку без лишнего морализаторства… И даже вишня зацветает в конце фильма. Видимо, чтобы отблагодарить любимого Одзу.
Показалось, что уже не появятся Художники… И всё же не всем промыли мозги, навязыванием не замолкающих-болтливо-жующе-говорящих костноязычно, суетящихся в движениях перед камерой. Не всех за зомбировали декларацией — отличный результат, тот который приносит большущие материальные блага. Благодарность за фильм, который предостерегает от заглатывания суррогата. Напоминающий, что Быть — Человеком, Стать — Настоящей Личностью, это серьёзная работа над собой. Работа, именно труд… А не кайф всепоглощающей лени, которая приводит к деградации ума, совести, потери достоинства, к движению назад, к регрессу. К желанию только потреблять… Фильм показывает, у каждого в жизни свой путь, и этот Свой путь необходимо найти, необходимо искать. Фильм — притча. Найдя СВОЮ Дорогу, Счастлив Человек. Чудо случается. И Благо, Благость Обязательно приходит к Человеку…
Практически нереальная, трагикомическая история от доброго финна Каурисмяки удивляет трогательной чистотой. Да, конечно в обыденной жизни все обернулось бы иначе, в совсем не радужные перспективы, но кто сказал что Кино всегда должно отображать реальность? Пусть останется место и для луча надежды, почти сказки. Тем более что фоном для этой сказки служат не рыцарские замки, а мрачноватый район портового Гавра. А герои вовсе не принцы на белом коне, а скорее Дон Кихоты — чистильщики обуви, продавщицы, портовые трудяги, и тех грошей что они зарабатывают, едва хватает на пропитание. Казалось бы такая жизнь обозлит кого угодно, но не героев Каурисмяки. Добрые самаритяне, любители абсента, балагуры с дырявыми карманами, отважно помогают сбежавшему из под надзора полиции африканскому мальчишке, который платит им почти королевской учтивостью, что лишний раз подтверждает что хорошие манеры и благородство это не обязательно прерогатива только «белой кости». Очень трогательно показаны отношения пожилой пары — Марселя и Арлетт, все настолько прозрачно, что не требует длинных тирад о любви и преданности. Вся эта лубочная история заканчивается почти христианской заповедью. И впрямь ведь — все воздается в этом мире по заслугам. 9 из 10
Незамысловатая история о доброте, пропитанная французским обаянием и ностальгией по шестидесятым. Несмотря на то, что жизненная ситуация, в которую попадает главный герой фильма, кажется весьма драматичной, «Гавр» — на удивление спокойный и умиротворяющий фильм. Его главный мотив — надежда, а не отчаяние. Здесь нет большого накала страстей, но есть много уроков доброты и гуманности, которые не оставляют зрителя равнодушным. Марсель Маркс — главный персонаж, пожилой писатель, бедняк по достатку, но при этом — человек, по-королевски богатый душой. Для мальчика-иммигранта, случайно оказавшегося в Гавре, он становится настоящим ангелом-хранителем. Как кажется поначалу, Марсель одинок и потерян, но позднее зрителю открываются «истинные лица» остальных героев, и оказывается, что его окружают по-настоящему преданные друзья. Аки Каурисмяки в своем фильме представляет Францию идиллическим краем, потерянным во времени. Бедная обстановка, в которой происходит действие фильма, позволяет окружить героев старыми порядками и вещами, и тем самым попрощаться с XXI веком. Гавр, появляющийся в фильме, мало отличается от того, каким он был полвека назад, что делает этот фильм истинным удовольствием для любителей ретро. Музыка тех лет, используемая в качестве саундтрека, только усиливает это впечатление, а посмотрев «Гавр» до конца, начинаешь понимать, что такая атмосфера была выбрана режиссером не случайно. Ведь доброта и человечность — это тоже понятия, находящиеся «вне времени». 8 из 10
Простая жизненная история, обрамленная в человеческие переживания и перенесенная в прибрежный маленький французский городок под названием Гавр, что находится на правом берегу Сены и позволяет своим жителям жить относительно тихой и спокойной жизнью. Это место словно одна большая семья, вот только в ней разнится взаимопонимание и характеры, а соответственно в подобном мешке сена шила практически невозможно утаить. А посему человек с именем Марсель Маркс очень рисковал, укрывая самовольного эмигранта по обстоятельствам и скромного, умного, воспитанного чернокожего мальчика по характеру, которого звали Идрисса. Новость о нелегальных безбилетниках, которые, видимо, прямиком из африканского континента транзитом через Францию решили отправиться в близлежащую Британию, шокировала всех и каждого. Корреспонденты, репортеры, в каждой городской газете информация на главной странице, телевидение не обошло это несвойственное для маленького городка дельце, и, конечно же, прибыло множество полицейских, получивших приказ. Все были так заняты разглядыванием контейнера с населением афроамериканской внешности, что упустили из виду ловкого мальчишку, который будучи территориально дезориентированным, подумал было, что он уже в Лондоне. Аки Каурисмяки удалось создать этакую трагикомедию, свойственную любой из стран мира. Казалось бы, обычно воплощённая история, но в ней ощущается столько жизненной энергии, мощи, несмотря на всю просматривающуюся несложность изображенного. Зритель наблюдает за стареющим мужчиной в исполнении Андре Вильма, который изо всех сил пытается укрыть Идриссу, а заодно и помочь ему отправиться в запланированное место конечного следования. Естественно, что фильм не оставляет без внимания, например, проблематику основного героя, нас познакомят с некоторыми жителями города, Марселю Марксу придется терпеть выходки полицейских и ощущать на себе всесторонний прессинг. Но, все-таки, и не совсем главным является то, что было описано выше. А основное же, это то, что «Гавр» оставляет после себя, а именно — бесконечное чувство того, что ты принял солнечную ванну, которая подарила тебе позитивное настроение на достаточно долгое время. Фильм Каурисмяки словно заповедь, гласящая: «возлюби ближнего своего, как самого себя». И на примере картины мы видим, что содействие Идриссу со стороны постепенно входящего в старость Марселя, это больше, чем просто помощь.
Гавр — это город-гавань, в котором обосновался главный герой фильма, некогда писатель, ныне — неунывающий чистильщик обуви, но нельзя же прожить жизнь без потрясений, особенно на склоне лет, вот и Марселю достается — его жена заболела какой-то страшной болезнью и вот-вот соберется на тот свет, а тут еще и африканский мальчик, которого надо прятать от властей, в общем, пожилому алкоголику есть чем заняться. Каурисмяки принципиально не снимает дорогое кино, поэтому будь то обшарпанные окраины Хельсинки или французская провинция — никаких тебе богемных завитушек, минимум деталей, максимум содержания, все крайне лаконично, даже диалогов, да и самого действия — по минимуму, но, тем не менее, кино получается нескучное и со смыслом. Это второе кино режиссера, снятое на чужбине (первое было — «Жизнь богемы»), но от этого не менее финское, почерк автора — его меланхоличность, заторможенность и исключительно скандинавское чувство юмора — вы ни с чем не спутаете. Все фильмы режиссера объединяет одна важная особенность — о чем бы он ни говорил, какую бы сторону жизни ни показывал, скажем, потерю памяти («Человек без прошлого») или смысла жизни («Я нанял убийцу»), или любые другие тяготы существования, в результате героям светит не свет в конце тоннеля, а свет надежды. Каурисмяки мастер вывернуть юмор наизнанку — если он снимает трагедию, то зрителю смешно, если комедию — то грустно, а, по большому счету, и то, и другое вместе. Вы можете смеяться сквозь слезы и плакать сквозь смех — выбирайте. Гавр — не исключение, однако, в нем гораздо больше от рождественской истории (только без снега, а вместо елки — ананас), чем в остальных произведениях автора. Здесь больше сказки, больше человеческого тепла и всего того, чему мы должны учить детей — любить ближнего, доверять людям, заводить друзей, делать добрые дела, которые, конечно же, будут вознаграждены. Все настолько мило и трогательно, что закрадывается подозрение — не издевается ли этот горячий финский режиссер над зрителем. А он не издевается — это такой правильный взгляд на жизнь, которая сама по себе штука серьезная, а относиться к ней надо с долей юмора, а порой и иронии.
Не зря наверно у фильма хороший рейтинг и множество наград, и, возможно, более просвещенный зритель увидит в нем много талантливого и утонченного. Тем не менее, приведу свое мнение, которое скорее всего совпадет с мнением большинства людей, не сильно увлеченных арт-хаусом. Фильм скучен, невероятно скучен. Если бы я смотрел его дома, а не в кинотеатре, я бы не заставил себя его досмотреть. Диалоги, персонажи, да и сам сюжет — бледны. Возникает мысль, что, возможно, режиссер хотел показать жизнь, такой, какая она есть — но нет. В тех нескольких ситуациях где возникает какой-то «экшен» — герои ведут себя странно, слегка не адекватно. Особенно нереален и не целен персонаж комиссара, который сначала как ошалелый гоняется за никому не нужным негрятенком, потом зачем-то ему помогает Постоянно — затяжные кадры, по 10—15 секунд показывающие статичную картинку. Причем картинку, не отличающуюся никакой эстетической красотой. Да, красоты в фильме нету совсем — город сер, все персонажи стары, некрасивы и излучают ровно ноль энергии. Один из самых скучных фильмов, который я когда-либо смотрел 4 из 10
Не снял бы Полански великолепные «Cul-de-sac» и «Che?», то Каурисмяки младший по-праву был бы моим любимым режиссером. Аки снимает отличные фильмы с уникальной атмосферой; весьма своеобразный товарищ коротко говоря. В 2006 году Каурисмяки выпустил в свет «Огни городской окраины», опус, который мне меньше всего нравится в его фильмографии, и следующие четыре года занимался лишь продюсированием (не считая короткометражки для альманаха «У каждого свое кино»). И вот Канн 2011, свежая работа Каурисмяки «Le Havre» номинируется на «Золотую пальмовую ветвь», становится лауреатом других премий и восторженных отзывов критики… я в ожидании. Навязчивая боязнь разочароваться (к всякого рода наградам и премиям я отношусь скептически) по ходу фильма начала перерастать в самое настоящее разочарование, а сам фильм начал мало-помалу напрягать. Беженцы, карикатурный детектив, порядочные и бескорыстные жители, умирающая от неизлечимой болезни жена …сначала я пытался узреть стеб, потом начал думать, что Каурисмяки начал романтизировать и морализировать (как Вуди Аллен в последнее время), пока не понял, что никакого стеба и насмешки в фильме нет, это обыкновенная жизненная история вывернутая наизнанку. Трагедия, которая в реальной жизни закончилась бы депортацией/арестом/увольнением/смертью (нужное подчеркнуть) с подачи Каурисмяки превратилась в сказку с диаметрально противоположным исходом. Воспринимать «Гавр» за чистую монету, сродни надежде не промокнуть под ливнем, накрыв голову газетой. На мой взгляд «Гавр» выделяется в стане работ Аки, при этом картина не лишена узнаваемого режиссерского почерка, одним словом — не лучший фильм, но своеобразный (достойный во всяком случае). П. С. Приятно вновь видеть полюбившихся актеров, но одновременно как-то дико осознавать, как они постарели.. 7 из 10
Каурисмяки нежно увещевает жителей Гавра, внушая им, что они не чета населению такого же портового Кале, нелицеприятную правду о которых откровенно рассказал Филипп Лиоре, опередив фантазёра своей полярно перекликающейся с этой картиной «Добро пожаловать», название которой можно было переиначить на содержательно ёмкое «Приезжим несдобровать» — так там всё было ясно и ненавистно, на все сто. Но финн, не обращая внимания на француза, расписывает местных горожан в красках радости и добропорядочной чистоты, убеждая, что они не такие страшные, какими их показал соотечественник: не травят нелегалов собаками, живо отзываются на нужду, помогая страдальцам всем миром, мирно провожая в неблизкий путь, обставив стукачей-одиночек благодаря содействию гуманного начальника, знающего цену правилам, отступая от них, если что. Обращаясь к французам, Каурисмяки вылепил нечто на тему «представьте себе». Представьте, что можно встретить незваных костей по-доброму, приходя на выручку в нелёгкий для жизни момент, тратя, как главный герой, время на поездки по городам, наведываясь в тот самый трагичный Кале, чтобы проложить перебежчику путь к дому, отправляя через холодный пролив. Делай добро и тебе воздастся сторицей: финский художник прибегает к божественному чуду, прося французов поверить в это и повторить благородство граждан Гавра, сплотившихся вместе, чтобы выручить чужака — невнятный призыв к совести и состраданию, возможно и так. Идеалистичный сюжет развивается в узком коридоре фантастического случая, претендующего на невозможную быль, в стремлении пересилить реальность, что злее мирных нравов, которые раньше, если и были, то теперь давно уже нет.
Франкоязычная притча Аки Каурисмяки поразила своей всепоглощающей добротой, добротой не одного человека на фоне контрастирующего окружения, как это часто бывает, а добротой целого города. Добрейшей души клошары, мусорщики, булочники, чистильщики обуви, лавочники и даже один добрый полицейский населяют этот городок. И единственный доносчик смотрится белой вороной на этом фоне. Город которого нет показал Аки. В каком то смысле этого города и правда уже нет. Тот район порта Гавр, где проходили съемки, уже на то время подлежал сносу. Как говорил сам режиссер: «Пришлось удерживать „Катерпиллеры“ Но не так важен антураж на самом деле. Он крайне минималистичен и не отвлекает на себя внимание. В эпицентер событий Человек. У каждого горожанина своя история, своя не богатая, но настоящая жизнь, и каждый из них не раздумывая приходит на помощь незнакомому мальчику -беженцу. Сказка,-скажите вы. Конечно сказка. Аки это намеренно подчеркивает закончив свой фильм хэппиэндамом. Сработал великий вселенский закон. Добро искренне сделанное человеком, обернулось личным чудом для него самого. Предложив такой гипер добрый финал Каурисмяки как раз и подчеркнул то насколько реальность далека от сказки. На это внимание он обращает в каждой детали фильма. И даже беженцы в только что открытом контейнере не выглядят грязными и забитыми как мы привыкли видеть в новостях, а вполне опрятными, образованными, знающими что им нужно, не униженными. Безусловно это снова социально-политический фильм, просто снятый в непривычной для режиссера форме сказки-притчи, но с привычной тонкой иронией, предлагающий людям одуматься. Как всегда в одной из значительных ролей у Каурисмяки Музыка. Точные подобранные музыкальные фрагменты позволяют сделать законченным образ этого чудо-города. Для зрителя с благотворительным концертом выступит даже легендарный Литтл Боб Сказка-ложь, да в ней намек.. как говорится 9 из 10
Гавр — город на севере Франции, расположен на правом берегу Сены, возле пролива Ла-Манш. Гаврский порт — второй по оживленности во Франции после Марселя. Несмотря на это, Гавр почти забытый город, о существовании которого знает не каждый француз. По словам финского режиссера Аки Каурисмяки, этот франкоязычный фильм является первой частью трилогии о портовых городах. Следующие два фильма он собирается снимать в портах Испании и Германии и обещает, что в них герои будут говорить на испанском и немецком, соответственно. Француз Марсель Маркс провел молодость в Париже, неудачно пытаясь стать писателем. Со временем отказавшись от литературных амбиций, он переезжает в Гавр, и жизнь заставляет его стать обыкновенным чистильщиком обуви уличных прохожих, но он и его жена Арлетти не отчаиваются и, не теряя чувства юмора, продолжают жить дальше, относясь ко всем постигшим их трудностям со свойственной им самоиронией. Несмотря на отсутствие прямых признаний любви, ни на минуту не возникает сомнение, что Марсель и Арлетти — счастливая пара и любят друг друга. Она скрывает от него свою болезнь и старается уберечь его от переживаний, пока может, а переживания Марселя больше всего показывает сцена в конце фильме, когда он идет по коридору к врачу. Когда Арлетти ложат в больницу, Марсель знакомится с беженцем из Африки, мальчиком по имени Идриса и решает ему помочь. Дальше же сюжет продвигается менее предсказуемо. Так что стоит отметить, что это не типичный фильм на тему «встретились два незнакомых человека и изменили жизнь друг друга». Аки решил не уделять много внимания визуальности, в результате получился минималистическая картина, главное, в которой — люди. У каждого жителя Гавра своя история. Здесь и беженец из Вьетнама, который чудом получил паспорт, но вынужден жить под чужим именем. Хозяйка кабака, которая потеряла мужа и полицейский с добрым сердцем, который в свое время посадил его в тюрьму и многие другие. Марсель вместе с другими жителями города абсолютно бескорыстно помогает мальчику. Очень хорошо смысл фильма объясняет сам Аки в одном из интервью: «В первоначальном варианте сценария, я хотел показать, как беженцы приехали в грязном контейнере и некоторые из них умерли из-за антисанитарных условий. Потом я передумал и перевернул все с ног на голову, одел их в лучшую возможную одежду — к черту этот реализм, пускай приедут, как достойные люди.» После просмотра, фильм оставляет очень позитивный настрой и заставляет зрителя хотя бы на некоторое время поверить, что может произойти чудо, и даже не одно. Так что пусть это оптимистическая сказка с тонким юмором, но хочется верить, что где-то действительно существует город без плохих людей, где человечность может победить бюрократическую систему.
Фильм был просмотрен в рамках Санкт-Петербургского международного кинофестиваля. Самое интересное в «Гавре» то, что режиссёр фильма Аки Каурисмяки спокойно берёт традиционные голливудские шаблоны, но приподносит их с абсолютно новой стороны. Он даёт банальности второе дыхание, отчего она начинает играть былыми потерянными красками. С помощью простой, без лишних эмоций и движений, игры актёров, а также чётких и продуманных диалогов и красивых кадров, Каурисмяки создаёт такую атмосферу фильма, что она не просто существует в рамках экрана, но и находит связь с нашим душевным миром. В прошлом писатель, а ныне чистильщик обуви Марсель Маркс тихо живёт в портовом городе Гавр со своей женой. Внезапно в их размеренную жизнь проникает чернокожий мальчик — эммигрант, который пытается найти путь в Лондон к своей матери. Марсель, в отсутствии жены, которую увезли в больницу, даёт мальчику приют. Теперь он, вместе со своими друзьями противостоит государственной машине по отлову нелегальных эммигрантов. Тема нелегальных эммигрантов из стран Африки приняла невероятные масштабы в настоящее время, что связано с продолжающимися революциями на континенте: Тунис, Египет, Ливия, плюс гражданские войны, которым конца и края не видно, к примеру в Сомали. Неудивительно, что инстинкт самосохранения берёт верх, и люди, в поисках простого человеческого счастья, едут в Европу. Укрывать у себя нелегального эммигранта — преступление, и это знают все, включая самого Марселя и его друзей. Но человеческие чувства, такие как дружба, единство и вера в справедливость, сильнее бюрократии. Аки Каурисмяки совершает небольшую революцию в портовом городке, которая должна произвести настоящую революцию в сознании миллионов людей. 10 из 10