Приключенческая комедия. Еще один шедевр великого Чаплина, который заслуживает вашего внимания и вашей любви. Хочу заметить, что я смотрел не оригинальную версию двадцать пятого года, а переделанную самим же Чаплином версию сорок второго, где он добавил авторский закадровый голос и новое музыкальное сопровождение (некоторые мелодии взяты были из 'Великого диктатора'), посему судить я могу о картине лишь по этой версии. А пока вот вам мое краткое мнение - приключения Бродяги на прииске. И по старой и доброй традиции одного знатного киномана, о минусах сего шедевра я говорить не намерен, поскольку таковые просто отсутствуют, посему остановлюсь на его неоспоримых достоинствах. Итак, вот они: 1. Золотоискательство - это основная тема данного шедевра, как следует из названия, в которой великий гений Чаплин раскрывает нам всю подноготную Клондайской Золотой лихорадки, происходившей на Аляске в конце девятнадцатого века, когда тысячи обездоленных людей, оставив все свои пожитки, отправились на Аляску в поисках золота. Кого-то это заставила нужда, кого-то жажда приключений, но в основном нужда конечно. Большинству из них ветреная госпожа Удача отказала, но были и счастливчики. Трудностей по пути к мечте было много, это и суровый северный климат, и неустроенность быта, и чудовищная конкуренция, частенько доходящая до убийств и грабежей. И хотя эта тема здесь выступает лишь в качестве фона для основной истории, тем не менее она довольно таки хорошо проработана. Типичные образы лихорадки здесь настолько яркие и запоминающиеся, что диву даешься. 2. Юмор - здесь Чаплин практически не давит на грустные моменты (в отличие от остальных своих работ), тут они именно развлекает своего зрителя. Кривляния, неуклюжесть, падения, мордобой - все здесь работает так как нужно. Одна сцена с ботинком чего стоит. И если в начале мне было лишь немного весело от неуклюжести Бродяги, то после, и вплоть до самого финала - я смеялся в полный голос (серьезно, соседи чуть не вызвали психушку). А приключений и забавных ситуаций тут хватает, несмотря на относительно небольшой хронометраж. 3. История - картина повествует о приключениях Бродяги, прибывшего на Аляску в поисках золота, где его ждет множество интересных, забавных а порой и смертельно опасных ситуаций, из которых он обязательно выберется благодаря своему характеру и доброму сердцу. Снова перед нами Бродяга, за которым зрители вновь переживают и смеются одновременно. Лучшая ли эта история из всех? Не могу сказать, ведь каждому - свое, мне лично она пришлась по душе! 4. Романтическая линия - тут она очень яркая, и приводит наконец к ожидаемому финалу (ну хоть в этот раз случилось). Добрый недотепа встречает салунную танцовщицу. Они столь разные, но Бродяга без памяти влюбляется в нее. Женское сердце порой жестоко, из за чего мужчины совершают радикальные поступки (как в 'Парижанке' например). В любом случае я счастлив за нашу пару, которой удалось преодолеть все препятствия. Может это и не лучшая история любви, но и не худшая уж точно! Немного о главных героях: 1. Бродяга в исполнении Чарли Чаплина - одинокий золотоискатель, прибывший на Аляску, где его ждут настоящие приключение и поиски золота. Бедняга с добрым с чувствительным сердцем, которому сочувствуешь с первого и до последнего кадра. Браво Чарли, Браво!!! 2. Большой Джим в исполнении Мака Суэйна - невольный компаньон Бродяги, труды которого и помогли исполнить мечту Бродяги. Здоровенный детина, с которым лучше не вступать в конфликт. Мак был очень убедителен в данной роли, молодчина! 3. Джорджия в исполнении Джорджии Хейл - танцовщица в салуне для золотоискателей, мечтающая вырваться из окружающего ее мира. Ветреная и красивая девушка, которая находит в глубине сердца настоящую любовь к доброму Бродяге. Роль прекрасно удалась Джорджии, просто умница! В итоге имеем шедевральную приключенческую комедию о Бродяге в поисках золота, с отличным юмором, хорошей романтической линией, интересной историей и великолепными актерскими работами. 10 из 10
Кинокартина Чарльза Чаплина «Золотая лихорадка», которую он снял в 1925 году, вызвала у меня только восторженные чувства. В этой приключенческой кинокомедии присутствует все, что трогает зрителя: философия, комедия и, конечно же, драма. На протяжении 12 минут и одного часа, мы погружаемся в чудесный приключенческий мир, который не хочется покидать. Аляска в Золотую лихорадку была мечтой и сиреной Севера, манящей путника прильнуть к ее ледяной груди, влекущей тысячи обездоленных. Не остался в стороне и маленький одинокий бродяга, которого бесподобно воплотил на экране Чарльз Чаплин. Режиссер требовал от актеров максимальной правдоподобности игры, поэтому некоторые сцены снимались очень долго. Благодаря этому, игра актеров на высоте; придраться не к чему. Awara оказался в Чилкуте – перевал на пути к золотым приискам; испытание человеческой выносливости. Он забрел в хижину, которая принадлежала убийце и грабителю по прозвищу Черный Ларсен. Волею судьбы, в его хижине очутился еще один золотоискатель, гонимый бурей, Большой Джим. Он нашел золото, однако Черный Ларсен бьет его и забирает поклажу. Но находит свою погибель, не уходя далеко. Постановщик этой сценой намекает нам о двух важных аспектах бытия: добро – всегда одерживает верх над злом – это раз, ну и, разумеется, два – жизнь – странная штука: то тебя кулаком по морде, то на тебе все прелести привольной житухи. В конце концов, маленький бродяга становится богатым человеком и находит свою любовь. Чарльз Чаплин также выступил продюсером и монтажером своей черно-белой киноленты. Также выступил в качестве сценариста. Режиссер двадцать семь раз перемонтировал картину прежде, чем она его удовлетворила. Костюмы, использованные в картине, подчеркивают положение персонажей в обществе, особенно костюм всем нам полюбившегося еще с детства образ маленького бродяги. Композитором также выступил создатель этого образа. В фильме была использована изумительная музыка, которая в одних сценах радовала, в других же навевала грусть: «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, вальс П.И. Чайковского, романс Иоганнеса Брамса. В кинокартине использовались специальные эффекты, такие, как наложение фона в сцене путешествия героя в горах; наложение предварительно снятых сцен для превращения героя в курицу и гибели Черного Ларсена; издали миниатюру для сцен дома золотоискателя. Неповторимый режиссер своей кинолентой «Золотая лихорадка» доказал, что нет ничего невозможного, что при стремлении, упорстве и известном везении, можно достичь любых вершин. В своем письме Ч. Чаплину, Альберт Эйнштейн писал: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и Вы непременно станете великим человеком». Ответ звучал так: «Я вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а Вы все-таки стали великим человеком». Выдающийся ученый в своем прорицании оказался прав. Сэр Чарльз Спенсер Чаплин – бесподобный мастер своего дела, который по сей день дает нам уроки жизни через свои комедийные киноленты. За что честь ему и звала. Оценка: Бесподобно
Действия фильма «Золотая лихорадка» начинаются с кадров масштабного восхождения полных надежд на светлое будущее людей. Это сделано не только для того, чтобы рассказать зрителю о месте действия, но и для связи всех сюжетных линий кинокартины. Главный герой, Бродяга, которого играл актер и режиссер Чарльз Чаплин, на протяжении всего фильма сталкивается с неприятностями, и с помощью своей неумолимой воли и стойкости характера справляется с ними. За персонажем интересно наблюдать. Его победы радуют, поражения огорчают. Зритель сопереживает Бродяге, проникаясь к нему симпатией. Ведь как можно не полюбить такого забавного, ранимого героя, который любые опасности встречает с готовностью их преодолеть? История оживает, окрашивается яркими цветами (даже будучи черно-белой). Это заслуга той важной детали, что присутствует почти во всех картинах Чарли Чаплина – юмористичность. Интересно, что юмором пропитано все в фильме – от действий и реплик до реквизита и звукового оформления. Кто говорил, что для хорошей шутки обязательно нужны слова? Профессионально подобранные ракурсы съемки, актерская игра, мимика, гиперболизированные, ироничные сцены (чего только стоят отснятые сцены борьбы героев с ветром в покосившейся хижине!) – вот что вызывает улыбку на лице. В этих сценах напряжение растет с каждой секундой. Сначала Бродяга заходит в пустой дом. Он не знает, что его там поджидает опасный преступник, Черный Ларсен, но мы об этом знаем. Наше волнение растет. Затем два героя встречаются лицом к лицу, возникает конфликт, который разрешается с помощью простой шутки: Бродягу выгоняют, но он физически не может выйти из хижины (ветер останавливает его), чем раздражает Черного Ларсена. И здесь же, словно по иронии судьбы, в их конфликт вплетается еще один герой, Большой Джим. И вот уже три героя пытаются остаться в хижине, пытаются справиться с непогодой. Благодаря этой веселой иронии картина воспринимается очень легко. И конфликт при этом обеспечивает должное напряжение. Этому способствуют и актеры. Их персонажи живые, каждый из них имеет свои недостатки и достоинства. А актеры не играют роль, они живут ею, поэтому их персонажи развиваются. И каждое действие этих героев говорит громче десятков сказанных красиво слов. На протяжении всей киноленты можно встретить большое количество конфликтов, связанных одной отправной точкой – желанием героев разбогатеть: встреча Черного Ларсена и Бродяги, противостоящих друг другу и олицетворяющих две сущности человека, попавшего в затруднительное положение (жестокость и плотское желание наживы – Черный Ларсен и олицетворение гуманистических ценностей и идеалов – Бродяга)1; конфликт между голодными Большим Джимом и Бродягой; конфликт между Бродягой, по иронии судьбы попавшим в город, и Джорджией. Трудности, возникающие на пути к своей цели, переплетение судеб золотоискателей, недоброжелатели – все это подогревает интерес зрителя к истории, и его желание сопереживать главному герою растет с каждой минутой. И не стоит забывать о музыкальных композициях, играющих одну из самых главных ролей в фильме. Музыкальное сопровождение сильно влияет на восприятие киноленты, создает особое настроение и атмосферу. Подобно дирижеру, музыка направляет зрителя, помогает ему неотступно следовать за историей, концентрироваться на важных сценах, расслабляться на спокойных. Фильм поднимает ряд проблемных вопросов: проблема взаимоотношений людей, проблема безответной любви, выживания в тяжелых условиях, когда человек способен потерять свой человеческий облик (сцены голодания Большого Джима и Бродяги в хижине). И картина могла бы получиться сухой, скучной и неживой, но режиссеру удалось вдохнуть в киноленту жизнь. Юмор и приятная история не просто развлекают зрителя, но и затягивают его в прекрасный, волшебный мир кино Чарли Чаплина, делая киноленту по истине золотой.
«Золотая лихорадка» не принадлежит к числу шедевров Чаплина, хотя она как-то особо любима зрителями за незабываемые комические моменты (превращение бродяги в курицу, танец булочек, эпизод с хижиной на краю обрыва). При этом данная лента довольно жестко показывает нравы в буржуазной среде в эпоху первоначального накопления, это, конечно, тоже, как и другие картины Чаплина, антибуржуазный фильм, в котором бродяга – инородный элемент с его человеколюбием и незащищенностью. Чаплин, как и в других своих фильмах, «Цирке», например, рисует довольно противоречивый иронический портрет бродяги, в котором есть место и трусости, и бахвальству, и великодушию. К сожалению, структурно фильм далек от целостности и ощутимо распадается на две части: приключения в хижине и в городке, первая – чисто комична, вторая – частично лирична, но любовная линия в «Золотой лихорадке» одна из самых слабых в чаплиновском творчестве. Здесь нет ни пронзительности истории цветочницы из «Огней большого города», ни любви бесприютных из «Новых времен», как и в «Цирке», она только намечена, чтобы добавить красок в эмоциональную палитру фильма, чтобы он не был чисто комическим. В «Золотой лихорадке», как ни в какой иной немой комедии Чаплина, мощно звучит тема одиночества, отчуждения героя от мира. Чаплиновский бродяга всегда одинок, но здесь как-то особенно (чего стоит в этой связи празднование в фильме Нового года), режиссер, подобно Достоевскому в «Мальчике у Христа на елке» задается вопросом о том, каково тем, кто выброшен из мира всеобщего благополучия, кто лишен праздника даже тогда, когда все веселятся. И от этого «Золотая лихорадка» приобретает какую-то особую щемящую грусть. Гэги как всегда на высоте, впервые у Чаплина появляется символический подтекст трюков, позже закрепленный в «Огнях большого города». Особенно это ярко получилось в сцене с домом на краю пропасти: будто весь мир готов провалится в тартарары, бродяга почти погиб, а его соратник радуется тому, что нашел золотую жилу. Какая горькая ирония! Тем фальшивее выглядит хэппи-энд, в контексте чаплиновского творчества выглядящего как-то особенно мерзко: Чаплин всегда был художником, трезво смотрящим на вещи и не верящим в идеологические иллюзии «американской мечты», тем отвратительнее финал «Золотой лихорадки». Правда режиссер намекает на то, что герой остался прежним, человечным, чутким, но в это как-то не особо верится. Право слово, горькие финалы «Огней» и «Новых времен» были предпочтительнее. Однако, чаплиновский универсум еще не вступил в период обострения социальных тем (1930-е еще не наступили), потому такой подход тоже можно понять. «Золотая лихорадка» особенно удалась в первой половине, когда комизм сочетается с жесткой социальной критикой, мелодраматизм же и сентиментальность всегда (не только у Чаплина) склонны сглаживать конфликтность тех или иных тем и проблем. Кстати в этой картине бродяга почти не вносит хаос в окружающий мир, это ему все время достается от него за то, что он – не такой как все. Вообще «Золотая лихорадка» - фильм об одиночестве и неприкаянности, которыми оборачивается установка человека на гуманность и альтруизм. Артистизм танца булочек – этого манифеста и обаятельной грации «маленького человека» и сцена поедания башмака, поданная почти с аристократизмом, подчеркивают многогранность образа бродяги. Бродяга так очарователен своими манерами при полной нищете именно потому, что он человечен, всегда открыт в отношении других людей, всегда готов им помочь. Сложный комизм этого образа основан на ряде нюансов, прочитываемых зрителем не сразу, лишь при просмотре всех картин с его участием. Чаплин из фильма в фильм развивает этот образ, вызывающий одновременно и улыбку, и сочувствие: в бродяге есть что-то по-дон кихотски нелепое, но вместе с тем такое родное, знакомое и живое. В «Огнях большого города» он противопоставлен сословной системе, в «Новых временах» - автоматизму механизированного мира, в «Цирке» - патерналистской тирании, но нигде, кроме как в «Золотой лихорадке» и, быть может, в «Малыше» бродяга не выглядит таким беззащитным и одиноким, нуждающимся в сочувствии зрителя. И благодаря гению Чаплина он его получает с лихвой.
Десятки дублей каждой сцены. Сотни раз перекроенный монтаж. Сдавшие нервы съёмочной группы. Вот рецепт одного из лучших фильмов ХХ века. По сюжету, провидение забрасывает героя на «землицу Алясочку» (С), где в разгаре добыча золота. Здесь он находит приключения на свои костлявые девяносто (с натяжечкой), новых друзей и единственную любовь. Не важно, насколько дыряв твой видавший виды пиджак, главное, оставаться человеком в любой ситуации. Ведь деньги – это не главное. Банальные истины, которые мы почему-то всё время забываем, напоминает нам великое кино. Картинки в памяти. Маленький человечек, умирая от голода в занесённой снегом хижине в горах, варит в кипятке и ест собственный ботинок. Приходит в танцевальный клуб и мимоходом выпивает рюмку чего-то горячительного, хватая её с проплывающего мимо подноса, пока официант отвернулся. Притворяется умирающим на улице зимой, чтобы попасть в тёплый дом и позавтракать. В новогоднюю ночь, накрыв шикарный стол с подарками, на которые работал последние несколько недель, ждёт обещанных гостей, которые забыли прийти. В один миг, потеряв всё, становится мультимиллионером, но по привычке подбирает докурить брошенные бычки от сигар. Альберт Эйнштейн после просмотра фильма прислал Чаплину письмо: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, Вы непременно станете великим человеком. Эйнштейн». В ответ Чаплин соригинальничал: «Я Вами восхищаюсь ещё больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает; несмотря на это, вы всё же стали великим человеком». Мне очень не хватает хорошего кино. Оно так же важно, как вода, вкусная еда, захватывающие книги, путешествия, общение с близкими по духу людьми. Оно стимулирует, придаёт сил, желания работать над собой. Ценность его определяется многократностью просмотров, пониманием, временем. Фильму Чарли Чаплина скоро сто лет, ион уже не так актуален и увлекателен, как новое кино, но это классика, которая не надоедает. Честно признаться, я смотрела его в течение пяти дней. Постоянно отвлекалась то на новости, то на френдленты, то на новинки китайского сериального мира. Но не смогла бросить и досмотрела, потому что эта лента вызывает глубокое уважение к его создателям, которые все уже давным-давно смотрят другое интересное кино, пока нам недоступное.
Любовь – единственное золото этого мира! Золотая лихорадка Когда речь заходит о Чарли Чаплине, то многим срывает голову. Они начинают оценивать фильмы буквально – шедевр, потому что Чарли, точка. Я сам был такой лет десять назад, но хотелось бы сказать о минусе. Никому его не буду навязывать, это мое личное мнение, если вы согласитесь со мной, то буду рад. Чаплин завалил концовку. Никаких спойлеров, не переживайте. Но концовка этого фильма не слишком эмоциональная. Она какая-то чересчур обычная. Вспомните финалы многих его картин – “Новые времена”, “Великий диктатор”, а уж про “Огни большого города” и говорить не стоит. Естественно у него были и хуже финалы, никто не спорит, но “Золотая лихорадка” входит в топ-10 шедевров Чаплина. Угу, было немного (совсем капельку) обидно. Именно этот момент снизил мою оценку с 10 до 9. При любом раскладе – кино у Чаплина все равно получилось обалденное. Уберите из картины любовную линию – распишитесь за шикарное приключенческое кино (с криминальным оттенком, между прочим). Что может быть лучше Чарли Чаплина? Правильно, только Чарлуша Чаплин в снегу. Самый снежный фильм Чарли, самый зимний фильм Чарли. Снег везде, снег повсюду. Нет ничего в этом мире – только Чарлуша и снег. Обожаю! Тут есть гениальные моменты, которые навсегда вошли в историю кинематографа. Зацените момент с булочками. Сам Джонни (ну, пират с воробьями повязанный) Депп пародировал этот кадр. В каком фильме? Блин, не помню название, не полезу в фильмографию к Деппу, там девочка была еще больная, сами ищите. А момент с глюками! Многие потом еще спрашивали, а где это Чарлуша был огромным цыпленком? Все тут, мои дорогие, все тут. Волшебная сказка от великого Чаплина. Смешно до слез, каждые пять минут плачешь. Чарли – негодяй! Никогда не забуду, как он кушал свои ботинки. “Золотая лихорадка” – это драматическая комедия. Так получилось, что существует несколько версий данного фильма. Какие я смотрел тогда? Без понятия! Сейчас я посмотрел версию, которая идет около 90 минут. Не хочу вдаваться в факты (не для меня), там что-то сам Чаплин был недоволен фильмом, порезал его. Гений – ему видней. Настоятельно рекомендую ознакомиться с этим фильмом. Любые версии выбирайте. Чаплина нужно смотреть, просто нужно. P.S. За мишутку и собачку (как он испугался, что ее скушали, это надо видеть, моська Чаплина – бесценна) – отдельный респект! 9 из 10
Дебютным выходом в качестве режиссёра Чарли Чаплин заработал вечное уважение и подкрепил уже имеющуюся славу в разы. «Малыш» показал нам часть инициативы Чаплина, те детали его лекальной концепции, которые в будущем предстояло увидеть не раз, ибо мы ведём речь о человеке, который не умеет разочаровывать и родился с завидной привычкой создавать произведения искусства. Извольте сказать, что это не горькая лесть вовсе, а поощрительный панегирик, глаголящий правду. С огромным комплексом идей и находок Чаплин легко покорил вершину киноиндустрии, приобщив к себе ключевое значение в истории кинематографа. Чарли Чаплин способен обходить финансовые препятствия и достигать заранее поставленные флажки, не жалея сил и потовых желез, которые он без жалости тратит на извечные поиски грамотного сочетания драмы и комедии. Учтём, что Чаплин культивировал почву послевоенного кино, и он обязывался делать две вещи сразу: смешить и учить. «Золотая лихорадка» получилась как самодостаточной клоунадой, так и вполне удачным экспериментом. Повествование отбрасывает придатки задушевной трагедии и уходит больше в систему шуток, розыгрышей и приколов. После серьёзной поэзии немого кино Чаплин, видно, пожелал взяться за что-то лёгкое и весёлое, то, что, скорее, заставляет больше улыбаться, а не закатывать сентиментальную губу. Вторая по счёту полнометражная картина заезжает на тему политико-социальную, разрисовывая иллюстрацию человеческого зверства и жадности, аффективной жестокости, неуравновешенных нравов в условиях смертельной опасности. Не удивительно, что такие вещи истолкованы в эвфемистическом ключе, потому что комедия есть комедия, и суть сего представления заключается преимущественно в его забавности. Более того, Чарли разбавляет увлекательную динамику спецэффектами, отважно круша ледяные скалы, покачивая дома на краю пропасти и раздувая в студии снежную пургу. Вылитый экшн-боевик! Этим и объясняется относительно резкое повышение бюджета, который утёк в декоративно-фоновые пейзажи и макеты. Актёры выполняют сатирические шарады, Чаплин и коллеги постоянно обмениваются мыслями, выполняя комический вальс, беззвучные диалоги ясны корректностью действий. Но мы знаем, что режиссёр не удержался и снова проводит пальцы по струнам лиры. Комбинаторика событий подводит героя к водовороту случайной любви, и зрителю ничего не остаётся, как умиляться глупой наивности и доброте Бродяги. Старый добрый дурачок встаёт перед нами неподражаемым джентльменом, любвеобильным, как ребёнок. Обожать Чаплина хочется уже за то, что он ловко манипулирует нашим созерцанием средствами простыми и привычными. Магия мерцает там, где начинается мысль, и там, где она старательно продолжает жить. Хэппи-энд сохраняет уютный порядок феерией справедливости и благодарности судьбы-хулиганки. Дружба крепчает. Любовь по-прежнему чиста. 9,5 из 10 «Одиночество отталкивает. Оно овеяно грустью и не может вызывать в людях ни интереса, ни симпатии. Человек стыдится своего одиночества. Но в той или иной степени одиночество - удел каждого.” © Чарльз Спенсер Чаплин P.S. Гениальность не стоит аплодисментов. Ею нужно любоваться. Сцена с танцующими пирожками — тому доказательство.
Во времена, когда умы людей заполонило стремление, жажда быстро разбогатеть на пустом месте, когда Золотая лихорадка ослепила людей, не было место благоразумию и осторожности - каждый человек, который строил в воображении воздушные замки о скором богатстве, стремился на Аляску - в жестокие края, где, несмотря на холод, нечеловеческие условия для жизни, можно было найти себя и стать мультимиллионером, либо... подписать себе смертный приговор и отпрвиться на самоубийство - замёрзнув, обессилев и изголодав. Вот и наш герой, худенький, но смелый и храбрый, Маленький бродяга отправляется на золотые прииски, дабы стать кем-то, а не постоянно быть в тени, отвержении и изгнании сильными мира сего. Навстречу буйным ветрам и зверскому голоду, невозмутимо шагает герой Чаплина, немного безрассудно и легкомысленно относясь к своей возможной гибели и вечному пребыванию в краях Аляски. Однако ж, здесь есть и свои плюсы - возможность нахождения спутников, напарников и настоящих друзей, которые могли бы помочь, скоротать те дни и ночи адских мук без крошки хлеба во рту и скитаний, долгих и безрезультатных поисков золотых слитков. Совершенно того не замечая, Маленький бродяга вдруг набредает на полузасыпанную от снежной бури лачугу Блэка Ларсена - опасного преступника, разыскиваемого представителями правопорядка. Не отдавая себе отчёта в сохранности и доверии этому человеку, без спроса входит он в хибару и тут же хватается за полуобъеденный кусок курицы - голод ведь не тётка! Но и хозяин не дурак, выпроваживает новоявленного, а главное, нежданного гостя из своего убежища. Однако, всё не так просто - навстречу открытой настежь двери врывается сильный ветер, который забрасывает бродягу назад, в лачугу, не давая ступить и за порог, что наруку нашему герою. А тут ещё и Большого Джима буквально задувает в домишко к ссорящимся - эдакого толстяка-великана, который также желает претендовать на убежище от бури в этом месте. Кое-как пережив тяжёлый момент в своём путешествии, друзья отправляются кто-куда - Джим по своему пути, бродяга - по своему. А Маленький бродяга, в то время набредает на поселение - с построенными домиками, культурными дорожками и светом в окнах. Привлечённый весельем, музыкой и плясками, доносящимися из клуба, герой Чаплина вступает на порог заведения, и буквально утопает в роскоши, тепле и красоте дома, где встречает Ее. Получив любовь, безответную пока, но такую милую, нежную и красивую любовь, без гроша в кармане и лишь мечтающий, строящий воздушные замки, Маленький бродяга натыкается на своего друга. Выбирая между помощью другу и своей любовью, герой Чаплина, обещая вернуться миллионером и богачём, покидает свою пассию, отправляясь к знакомой хибаре, на поиски места, где покоятся золотые слитки. Сценой на корабле, счастливо и радостно заканчивается данная картина, столь интересная и проникновенная, - словом, картина Чаплина, этим всё сказано. Влёгкую пробежавшись по сюжету, теперь хотелось бы отметить и обрисовать полюбившиеся моменты, не без смысла и не без смеха - во-первых, это голод, который превратил Большого Джима в настоящего маньяка - Маленький бродяга тогда показался ему похожим на курицу, такую огромную и сочную, в которую хотелось сразу всадить кинжал и быстренько сварить. И другой, не менее комичный момент, - это запоминающаяся сцена 'сдувания' сильным ветром лачуги друзей и её вис над обрывом, включающий вызволение самих себя из опасного и аварийного домика бродяги и Большого Джима. Этот и многие другие моменты, которые без слёз и смеха смотреть просто невозможно, по сути, и составляют, лежат в основе данной, талантливой и поистине достойной картины Чаплина. Собственно, совет: 'Золотая лихорадка' - картина Чарли Чаплина, которая открывает жестокие реалии былых времён, но в комичном и как нельзя кстати юмористичном ключе описывает и преподносит вниманию зрителя все события. На мой взгляд, картина должна понравиться всем зрителям, не иначе. Итак, смотрим?..
Этому фильму, только подумайте, в этом году исполняется 80 (!) лет!!! А его по-прежнему смотрят, любят и помнят. Не это ли слава? После почти 30 лет после смерти великого маэстро комедии мы все еще смотрим его фильмы, и, что самое главное, мы ими восхищаемся! Актеры во всем мире считают его своим учителем, но никто из них не сумел и не сумеет добиться и половины той славы, что покрывает имя Чаплина. Этот фильм - картинка из детства. Меня с ним познакомили мои родители, я смеялся над злоключениями бродяжки Чарли, я восхищался героями Чаплина и его актерским мастерством. Затем я еще много раз имел возможность по телевизору увидеть "Золотую лихорадку", всякий раз стараясь ее не пропустить. И вот теперь мне посчастливилось приобрести видео. Не описать словами все чувства, обуревавшие меня, когда в моих руках оказался один из гениальнейших шедевров кино всех времен и народов. Для меня Чаплин начался именно с этого фильма. Для меня это самый лучший фильм великого немого комика. Я никогда не перестану смотреть его великие творения, потому-что от искусства невозможно отказаться!
Решила продолжить сложившуюся традицию - по одному комментарию в год к этому замечательному фильму. О Чаплине действительно нечего говорить, великий человек, великий режиссер и просто великолепный актер. А чего стоит его мимика! Одни только его глаза цепляют сильнее, чем десятиминутные рыдания Кейт Уинслент в 'Титанике', а одна только сцена с танцем булочек вызывает смеха больше, чем все 'Американские пироги' вместе взятые. Чаплин - это легенда, фильмы которого и через 81 год вызывают бурю чувств.
Действительно очень трудно говорить о настоящих шедеврах. Потому что слова не передадут эмоций от просмотра. Настоящее кино — это кино без слов, потому что главное в кино — это камера. То, что она передает, мы смотрим глазами. И если всю историю мы можем понять без диалогов, значит, кино уже существует. Настоящее актерское мастерство не требует голоса, шепота или крика. Настоящий актер всё покажет глазами и мимикой. И если ты понимаешь, что он хочет тебе сказать, значит, персонаж получился. Настоящее кино — это кино Чаплина.
Для эпохи немного кино эта лента Чарли Чаплина вышла масштабной, исторически грандиозной, комедийной. Интересная пора наплыва золотоискателей. Для поиска новых месторождений золота Чаплин приберёг самую последнюю – аляскинскую лихорадку, чтобы как можно чётче передать поиск сокровищ в «суровую русскую зиму» («Отдавайте родимую взад!» - Любэ) и сопоставить любимого всеми Бродягу с опасными и сильными конкурентами. Чаплин через комедию демонстрирует ужасные снежные бури, которые в комедийном исполнении приводят к невероятным приключениям. Знакомство с двумя другими обитателями Аляски весьма характерно отражает спасение героев от погодных условий, где алчность уступает место гуманизму ради общего спасения. Карикатурные и смешные взаимодействия Бродяги с самыми серьёзными и брутальными мужиками (Чаплин ниже всех в два раза) передают лёгкую атмосферу повествования. Для полноценного цикла картины режиссёр вводит даму, чтобы добавить романтики. Переплетаются между собой неудачи, встречающиеся герою на пути, и комедийные трюки, позволяющие выходит «сухим из воды» даже в самых опасных ситуациях. Перед зрителем предстаёт человек, окрылённый мечтами и познающий уколы любви. Удивляет, как Чарли подобрал контраст мелодрамы и тяжёлых будней золотоискателей. Картина буквально насыщает постепенно просмотр разными героями, сводит несколько сюжетных линий в одну, раскрывает второстепенных персонажей, чтобы в один момент свести далёкие друг от друга судьбы. Всё приправляется комедией, которая скрывает печаль на сердце Бродяги. Один танец булочек чего стоит! Через комичные эпизоды познаётся трудная жизнь, наполненная надеждами. После романтического экскурса сюжетная линия подхватывает начальные строки сюжета, чтобы вывести финал на отличное завершение. Поиск золота и поиск сокровища сердца позволяют оценить контраст всей истории, завершить сюжетные линии «золотой лихорадки», приправив всё гармоничной романтикой. Лента вызывает интерес помимо культурного значения ещё и непредсказуемостью действий. Удачно складываются встречи, смешно появляются уже знакомые лица, вдобавок события захватывают новогоднюю ночь, что положительное и актуально влияет на просмотр. Эта картина весьма карикатурно подходит к историческим событиям «золотой лихорадки», но она соответствует нужному тону режиссёра и дарит полюбившегося Чарли Чаплин в иной обстановке.
Герой Чарли, интеллигент-бродяга, поддавшись новым веяниям, отправился на север искать золото вместе с другими авантюристами и неудачниками Америки. Но на искателя золота он совсем не похож. Маленький, щупленький, с тросточкой. Одет так, как будто он вышел зимой на балкон за банкой малосольных огурцов. И вот тащится он как бедный родственник в общем потоке через горные перевалы. Его сопровождает вереница суровых бородатых массивных мужиков в тяжёлых шубах. Этим романтикам с большой дороги нельзя мёрзнуть, а то как же они потом будут наслаждаться сытой роскошной жизнью с отмороженными почками и суставами. Трость Чарли проваливается в снег, сам он, естественно, падает на каждом шагу, трясётся от холода, отчаянно борется с бурями, но не сдаётся… Такое ощущение, что он толком и не понимает, куда и зачем пришёл. А ему и не надо понимать, за него всё сделают его наивность и доброта. Они его и накормят, и согреют, и защитят, и принесут удачу… Правда, накормили они его, прямо скажем, не ахти какой едой. Кстати, это одна из самых смешных сцен за всю историю мирового комедийного кинематографа... Видать, хорошие ботинки делали в то время, из качественной натуральной кожи. А что, сварил такой ботинок, разрезал, положил на красивую тарелку, а на гарнир подал шнурки вместо макарон. Вот и еда. По крайней мере, она натуральнее и полезнее, чем та же «пластмассовая» колбаса из современного супермаркета. В этой ленте есть и любовь, и разлука, и много ещё чего интересного и поучительного – всего того, что даже сто лет спустя является для нас полезным и актуальным. Да взять хотя бы рецепт приготовления ботинка… Фильм надо смотреть, словами всё это волшебство трудно передать. 10 из 10
1898 год. Разгар золотой лихорадки на Аляске. Сюда приезжает в поисках счастья Маленький Бродяга. Чаплин, едва ли не величайшее явление в немом кинематографе. Большая часть немых картин безнадёжно устарела. Да и смотреть подобное будет далеко не всякий киноман. Фильмы же Чаплина универсальны. Он гениально умел сочетать смешное и грустное. Я не поклонник немого кино, но решил-таки глянуть его главный немой шедевр. Великое кино, которое смотрится даже сейчас. Вот вроде все просто, актёры скорее дурачатся в кадре, а все равно смешно. Чаплин, конечно, мастер отдельных мизансцен. Эпизод с поеданием башмака, танец с булочками знакомы, думаю, всем. И отлично смотрятся и в отрыве от фильма. Но здесь они органично вплетены в общий сюжет. Хотя его ранние короткие комедии это вообще абсолютный mast see. Здесь все же немного затянуто. Картина неожиданно появилась на 'Оскаре-1943', получив две номинации. И стала самым ранним фильмом из номинированных в его истории. Чаплин как раз выпустил обновленную версию своего фильма, наложив новый звук и новый саундтрек. В этих номинациях фильм и засветился. Кстати, Чаплин использовал музыку Римского-Корсакова, Чайковского и Брамса. Чаплин гений. Фильм шедевр мирового кино. Что ещё нужно для рекомендации его посмотреть. 9 из 10
Если прочитать список создателей фильма, то в разделах: режиссёр, главный актёр, сценарист, продюсер, композитор и монтаж, будет неприлично красоваться одно и тоже имя. И если кого-то и можно было бы обвинить в вульгарности и беспардонности, касательно этого момента, то Чарльза Чаплина в этом можно только поощрить. Уже много слов было сказано о его трудолюбии, принципиальности и дотошности (безусловно, не говоря уже о таланте «человека-оркестра»), так что все, что остаётся делать, это молча наблюдать немое кино, которое (как доказывает с каждым новым выходом своего фильма Бродяжка) временами бывает громче, чем любой современный мьюзикл. Именно благодаря Чаплину, скупой по своему содержанию сюжет, в котором рассказывается о рядовых трудностях и приключениях золотоискателей Америки, приобретает неповторимый шарм, а в суровые реалии Аляски «сплетаются» в неуловимую романтическую основу. Основу, где помимо алчных кладоискателей и грозных вьюг, рождается и драма и любовь и, конечно же, неповторимая комедия. После всего этого «сумасшедшего коктейля», в сердце остаётся такой привкус... что канонический финал, словно сбрасывает этот балласт чувств, оставляя лишь легкость и хорошее настроение. Наверное, спасибо. 8 из 10
Топ-250 #205* Я если честно даже не знаю, как оценивать сие творение. Мои обычные критерии явно не подходят для немого кино. Да и настолько старые фильмы мне не встречались до этого. А фильм аж 1925 года. Попробую оценить “Золотую лихорадку” какими-то общими моментами, но в любом случае у меня вырисовывается негативный отзыв. В самом конце 19-го века, на Аляске случается событие, названное Золотой лихорадкой. Сотни старателей направляются на золотые прииски, в надежде разбогатеть. Среди них и знаменитый Маленький Бродяга… Я не отношу себя к поклонникам немого кино, однако в Топ-250 присутствуют сразу несколько фильмов данного жанра. И все они с Чарли Чаплином в главной роли. Именно он создал знаменитый образ Маленького Бродяги и обрел невероятную популярность. В те времена, когда кинематограф только начинался, удивить и рассмешить зрителя можно было чем угодно. И Чаплин неплохо с этим справлялся. Что же мы видим с высоты 21-го века. А перед нами достаточно унылая картина. Почти сто лет назад это может и вызывало какие-либо эмоции, сейчас же выглядит очень примитивно. Все эти нелепые падения, картинно поставленные удары, а также глупые отыгрыши мимикой лица вызывают у меня только скуку и ничего более. Сам сюжет тоже знатно проседает и выглядит как грубоватая склейка нескольких историй. Я конечно понимаю, что фильмы столетней давности нужно смотреть глазами столетней давности, но тут, даже с этой натяжкой, больше двойки ничего не хочется ставить. 2 из 10 *Cписок ТОП-250 на момент 30.11.2017
Топ-250 #204* Я если честно даже не знаю, как оценивать сие творение. Мои обычные критерии явно не подходят для немого кино. Да и настолько старые фильмы мне не встречались до этого. А фильм аж 1925 года. Попробую оценить “Золотую лихорадку” какими-то общими моментами, но в любом случае у меня вырисовывается негативный отзыв. В самом конце 19-го века, на Аляске случается событие, названное Золотой лихорадкой. Сотни старателей направляются на золотые прииски, в надежде разбогатеть. Среди них и знаменитый Маленький Бродяга… Я не отношу себя к поклонникам немого кино, однако в Топ-250 присутствуют сразу несколько фильмов данного жанра. И все они с Чарли Чаплином в главной роли. Именно он создал знаменитый образ Маленького Бродяги и обрел невероятную популярность. В те времена, когда кинематограф только начинался, удивить и рассмешить зрителя можно было чем угодно. И Чаплин неплохо с этим справлялся. Что же мы видим с высоты 21-го века. А перед нами достаточно унылая картина. Почти сто лет назад это может и вызывало какие-либо эмоции, сейчас же выглядит очень примитивно. Все эти нелепые падения, картинно поставленные удары, а также глупые отыгрыши мимикой лица вызывают у меня только скуку и ничего более. Сам сюжет тоже знатно проседает и выглядит как грубоватая склейка нескольких историй. Я конечно понимаю, что фильмы столетней давности нужно смотреть глазами столетней давности, но тут, даже с этой натяжкой, больше двойки ничего не хочется ставить. 2 из 10 *Cписок ТОП-250 на момент 05.11.2017
Просмотрев страницу фильма на КП, я понял что сейчас ничего хорошего не увижу. Достаточно малое количество рецензий, и практически все они положительные. Это бывает только в двух случаях. Когда отзыв оставляют либо поклонники творчества актера, либо любители того временного отрезка в кинематографе. Так и получилось - ничего хорошего я не увидел. Самый конец 19-го века. Тысячи и тысячи золотоискателей отправляются на золотые прииски Аляски. Среди них и неутомимый Маленький Бродяга, вечно влипающий в истории... Я даже если честно не знаю как оценивать, и самое главное ЧТО оценивать. По общей оценке эта лента мне не понравилась по многим причинам. Попробую вынести из фильма несколько из них. Сюжет. Комкано, путано, не оригинально. Больше всего похоже на несколько достаточно длинных скетчей, связанных одним героем и общей мыслью - кладоискательство. Однако, из 95 минут фильма, на тему золота отдано всего лишь минут 20. Остальное время зритель наблюдает за комичными(?) кривляньями Маленького Бродяги и его попытками выжать из зрителей подобие улыбки. Юмор. Как мне кажется, практически весь фильм на этом и выстроен. Вот только качество этого юмора в наше время, смогут оценить по достоинству только маленькие дети, которых веселит абсолютно все. Понятно что фильмы столетней давности надо смотреть глазами столетней давности. Тогда из зрителей не надо было вымучивать смех, им достаточно и простого трюка с банановой кожурой. Вот на юморке такого плана и построен этот фильм, и образ Маленького Бродяги в целом. Актерская игра. Почти сто лет назад (только вдумайтесь - СТО ЛЕТ НАЗАД) Чарли Чаплин считался эталоном актерской игры и был всеобщим любимцем. Его образ Маленького Бродяги кочевал из фильма в фильм и принес ему невероятную популярность. Однако проблема в том, что этот образ не развивается, и находится на одном уровне практически всю фильмографию. То же самое происходит и с Чарли Чаплином в фильме Золотая лихорадка. Он застыл на месте, и не может предложить зрителю ничего, кроме смешных падений и типичных отыгрышей мимикой. Сто лет назад пипл это хавал, но сейчас извини Чарли, это как минимум устарело. Чарльз Спенсер Чаплин был великим человеком. Он выдающийся актер, режиссер, сценарист и т.д. Хотел бы я сказать что все его работы это шедевр, но к сожалению не могу. 2 из 10
Стыдно не знать признанную классику кинематографа, решила я и наконец-то обратилась к этому легендарному фильму, хотя и не без опаски. Предубеждение против немого кино, столь старого и непривычного в наше время, во мне всё-таки гнездилось. И напрасно, потому что фильм я посмотрела легко и с улыбкой. Он изящен, остроумен, местами почти изысканно драматичен и в хорошем смысле слова наивен. Сама «золотая лихорадка» изображена здесь, конечно, шаблонно и карикатурно. Собаки, медведи, салуны, бураны, зимовье – все атрибуты налицо. Куда большее внимание уделено любовной линии и социальным аспектам на фоне золотискательской экзотики (хотя поиск золота всё-таки остаётся сюжетообразующим моментом). Фантастическая история милого недотёпы на золотых приисках заканчивается благополучно… и банально. Очаровательная банальность особенно очевидна из-за прямолинейности сюжета. Но это же трагикомедия! И выпушена она была в первой четверти прошлого века, что не мешает ей оставаться шедевром и сегодня. В чём незаурядность этого фильма, могут рассуждать профессионалы, а я выскажу, что зацепило меня. В первую очередь, впечатлили кадры горного обвала и застрявшей на краю обрыва избушки. Во вторую – феноменальный талант режиссёра и актёра, продумавшего и блестяще отыгравшего житейские неурядицы Бродяжки. Мне кажется, именно комические сцены, в нужном количестве разбросанные по всей картине, придали соль фильму. Они завязаны в большинстве на бытовых моментах, но исполнены так виртуозно и артистично, что не могут показаться навязчивыми или пошлыми. Нестандартный антураж делает их ещё более свежими и острыми. Редко кто не вспомнит обед из ботинка и «танец булочек». А меня почему-то куда больше насмешили петух, в которого превращается Бродяжка силой воображения голодного Большого Джима, и медведь, мирно топающий по своим делам по пятам за героем. А трогательная непосредственность Бродяжки, его смиренная покорность нелепым ситуациям, в которые он то и дело попадает, видоизменяют сами нелепости, даже возвышают их, доводя до уровня философии. Ещё одно. Чудесным образом комизм сочетается с драматизмом, иногда буквально перетекает в него. Одна из самых сильных сцен – первое появление героя в салуне, где завсегдатаи оживлённо разговаривают и веселятся, и ни одна живая душа не обращает на него внимания. Классическое «одиночество в толпе», и передан этот мотив очень пронзительно. Так же печальна и сцена ожидания Джорджии, когда бродяга воображает себя за праздничным столом с ней и её подругами, а потом видение тает. Характер Бродяжки интересен сам по себе. На первый взгляд, это совершенно безобидное и слабое создание с неуместно галантными манерами. Он романтичен, может вести себя рыцарски, относится к людям беззлобно, добродушно и не теряет оптимизма. Он кажется крайне неприхотливым существом, но при возможности не отказывается от улучшенных условий. А выкручиваться из щекотливых моментов ему часто помогают прыткость и находчивость. Как ловко, например, он очищал от снега одну дверь, заваливая другую! Или притворялся замёрзшим, а потом предусмотрительно бросал в горячий чай, которым его отпаивали, сахар. Именно он подстрелил медведя. И чувства Джорджии он проверяет, прежде чем открыть ей свой новый статус. Поэтому не так-то прост этот смешной человечек. Он не пропадёт даже на Аляске. Конечно, на такой Аляске, где можно бегать по снегу в лёгком костюме и одном ботинке. Кстати, нога, обмотанная толстым слоем тряпок, по-моему, была в большей безопасности, так что напрасно Бродяжка совал её в печку. Музыка, к созданию которой также приложил руку Чарли Чаплин, по-моему, очень выразительна, она хорошо подчёркивает эмоции и не просто сопровождает, но дополняет действие. А вот закадровый текст, который он счёл нужным добавить к первоначальному варианту, на мой взгляд, особенно не требовался. Всё в фильме понятно без объяснений. Возможно, Чаплин посчитал голос данью новым веяниям. Что ж, его право. Глядя на непринуждённо разворачивающееся на экране действие, с трудом верится в колоссальные затраты сил и времени, причём львиная доля работы выполнялась одним и тем же человеком. Поражает. Это и есть мастерство.
Когда я посмотрела этот фильм, то сразу в него влюбилась. Немое кино - это самая лучшая вещь в кинематографе. А Чарли Чаплин - лучший исполнитель. Он великолепно слепил образ Маленького Бродяги. Где он только не побывал! Сколько занятий он поменял! Вот в «Золотой лихорадке» он отважный золотоискатель, отправившийся на Аляску попытать счастья, как и многие другие искатели приключений. Этот маленький, добрый, отзывчивый человек в шляпе-котелке и спадающих брюках смело идет навстречу стихии. Сюжет картины безумно увлекателен, а ее короткий хронометраж приводит к тому, что в фильме нет проходных сцен, и он насыщен событиями. И это, по моему мнению, очень важно. Я считаю, что во многих современных фильмах есть такие моменты, которые совершенно не нужны. Они создают лишний шум, и картина становится неинтересной. Чаплин не сделал этой ошибки. Он снял такую картину, которую захочется пересмотреть не на один раз. Признаюсь, мне не очень хотелось смеяться при просмотре этого фильма. Видимо, мешала огромная симпатия к главному герою, который смог на своем лице отразить весь свой внутренний мир. Наложенные белила на лице и ярко подведенные глаза и брови позволили актеру очень точно передать все чувства и эмоции, что у него на душе. Его лицо - как чистый холст, на котором Чаплин, умелый художник, рисует то, что от него требует та или иная ситуация. Образ Маленького Бродяги получился очень трогательным. Оценивать игру Чаплина невозможно, так как она идеальна. Теодор Хафф писал: «Его пантомима действеннее, чем когда-либо. Стоя спиной к камере в сцене в танцевальном зале, он выражает плечами больше, чем многие актеры — глазами и губами. Вопросительно приподнятая бровь, движение его шляпы вызывают удивительные по разнообразию эмоции». Этот фильм произвел фурор еще тогда, когда только вышел на экраны. 'Золотая лихорадка' имела колоссальный успех во всём мире. Это единственная картина Чарли Чаплина, занявшая первое место в списке десяти лучших американских фильмов года, который публикуется в газете «Филм дейли» как результат опроса кинокритиков США. Это был оглушительный успех. В берлинском «Капиоле» знаменитый «Танец булочек» привел зрителей в такой восторг, что фрагмент тут же был прокручен еще раз. «Золотая лихорадка» — один из лучших фильмов всех времен и народов, с редкой изобретательностью заставляющий романтические и даже трагические ситуации неожиданно переходить в комические. 10 из 10