'Доброе утро, Вьетнам' — это несомненно один из лучших фильмов, посвященных тематике войны во Вьетнаме, при этом практически лишенный классических военных эпизодов. Пожалуй, это военный фильм без отображения войны как таковой, противостояние здесь носит скорее психологический характер, отображая то, как происходящие ужасы постепенно начинают обретать форму и борьба за, казалось бы, правое дело, уже не сулит ничего хорошего. На дворе стоит 1965-й год, во Вьетнаме невыносимая жара и влажность располагают расслабленной атмосферой, лишенной какого-либо намека на то, каким образом обстоят дела с изнанки сложившейся ситуации, в частности, с позиции молодых ребят, так или иначе оказавшихся здесь далеко не по доброй воле. 'Доброе утро, Вьетнам' дает отчетливое представление о том, что наш мир поистине прекрасен, был, есть и будет, в нем так много того, чем стоит восхищаться, в особенности такими прекрасными вещами, как любовь, дружба и юмор. Эти своеобразные постулаты способны сотворить многое, даже тогда, когда весь мир переживает не самые лучшие периоды своей многовековой истории. Как известно, смех — это лучшее лекарство и, именно этим руководствуется новый радиоведущий Эдриан Кронауэр — человек, способный поднять настроение любому, кто настроится на нужную радиостанцию. Его неиссякаемый оптимизм и недюжинный идейный запас способны сотворить чудо, его эфиры стали настоящей отдушиной для всех, причастных к столь жестокому и кровавому событию — войне, о наличии которой пока что еще мало что напоминает. Ее отголоски находят свое отражение в первых конфликтах и ставят под угрозу всех тех, кто еще вчера ходил по тем же улицам, но пока еще по мирной земле. Уникальность данного фильма состоит в том, что режиссер картины Барри Левинсон смог преподнести такую серьезную тематику с новой, совершенно несвойственной военному кино стороны, сотворив из 'Доброе утро, Вьетнам' комедию и драму в одном лице. Довольно искусно эти два жанра перекликаются между собой и мастерски дополняют друг друга. При этом, история не лишена иронии и открытой насмешливости над происходящим, ведь самое трудное в сложившейся ситуации — смеяться в лицо тому, что заставляет плакать. Эдриан Кронауэр, невзирая на все навалившиеся трудности, вел себя крайне достойно и имел ко всему нестандартный подход. Не располагая возможностью излагать достоверную информацию, Эдриан дает волю фантазии и превращает новости в свое собственное шоу, при этом завоёвывая любовь слушателей и испытывая терпение начальства. Не один раз Кронауэру предстоит понять свою роль в этой затянувшейся игре, осознать причины и следствие, а также переосмыслить преподнесенную информацию в новом ключе, подвергая сомнениям понятия о том, что есть 'хорошо', а что есть 'плохо'. Более чем очевидно, что при подборе актера на роль Кронауэра, выбор пал на Робина Уильямса, ведь, наверное, сам актер — и есть живое отображение комедии и драмы. Человек, всю жизнь убегающий от депрессии и тревоги исцеляет миллионы зрителей от уныния своим заразительным смехом и безгранично добрыми глазами. Все это про несравненного Робина Уильямса с его искренностью, сумасшедшей энергией и свободой мысли. Атмосфера постепенно сгущающихся красок с лихвой дополняется неиссякаемой зажигательностью рок-н-ролла и делает данный фильм весьма достойным изложением того, что создатели картины вложили в понятие 'войны' с присущей ей иллюзорностью, коварностью и немалой долей притворства, направленного на достижение общей благой цели. 'Доброе утро, Вьетнам' — это картина о том, как резко меняется ситуация и как события берут верх над человеческими идеалами и принципами. Единственно верным является лишь решение не падать духом. Это очень многогранное кино, такие истории еще долго будут оставлять след в памяти и хранить в себе самые наилучшие воспоминания как напоминание о том, что в любой, даже самой отчаянной ситуации, всегда можно найти что-то хорошее. 9 из 10
В 1965-м году в Сайгон привозят диджея Эдриана Кронауэра, которому предписано, по возможности, оживить эфир местной военной радиостанции. Кронауэр мгновенно превращает свою ежедневную двухразовую передачу в культовое разговорно-музыкальное шоу, которое начинает фирменным брэндом – протяжным кличем: «Доброе утро, Вьетнам!». Однако непочтение к начальству, не одобряющему не правильное, «не стерильное» вещание новичка, создаёт конфликтную ситуацию. Она лишь усиливается по мере стремительно роста популярности Эдриана. Он не хочет мириться с цензурными ограничениями: вместо приевшихся полек включает забойный рок-н-ролл и отпускает дерзкие шутки по поводу президента. Он ведёт свой эфир на скорости 250 слов в минуту, его скетчи почти всегда сопровождаются скандалами, потому что он вещает без оглядок на чины, что сразу делает его легендой для местных солдат. Кронауэр ухитряется просуществовать в таких условиях несколько месяцев. Не в последнюю очередь благодаря покровителю среди местных старших офицеров и бешеной славе у рядовых военнослужащих, присылающих сотни писем своему кумиру. Однако, даже будучи гроссмейстером в умении находить контакт с людьми, Эдриан не в силах противостоять уже образовавшейся пропасти между местным населением и оккупантами. Вот почему все его попытки завести дружбу с вьетнамцами оказываются обречены на неудачу… Обратившись к сравнительно редкому жанру военной трагикомедии, Левинсон развивает свою дежурную тему о противостоянии отдельной индивидуальности и сложившейся системы отношений, которую эта индивидуальность личностно превосходит. Трезвый, но не горький, скорее обыденный, взгляд на вьетнамскую войну, дополняет череду антивоенных картин недостающим штрихом. Вслед за Кубриком Левинсон прибегает здесь к нестандартному использованию музыки, подкладывая под меланхоличную песню картинки военных операций и демаршей вьетнамцев. Но главным достоинством фильма становится актёрская работа Робина Уильямса, его первая заметная кинороль, в которой сквозь буффонаду искромётного юмора проглядывает печаль «клоуна с осенью в сердце». В образе почти блаженного диджея, который преображается в долю секунды, лишь только садится за микрофон, Уильямс демонстрирует свой незаурядный талант комика-говоруна, работающего на импровизациях, может быть, не всегда неотразимо-остроумных, но зато нефальшивых.
Доброе утро, Вьетнам - комедийная драма от режиссера Барри Левинсона. Робин Уильямс как всегда неотразим. Как же жаль, что мы не увидим новых фильмов с его участием... Фильм снят на реальных событиях. Прототипом главного героя был Эдриан Кронауэр, который был руководителем отдела новостей радио Вооружённых сил США во Вьетнаме. Всегда, начиная свою программу, он говорил Доооброе утро, Вьетнам! Позже, после ухода Эдриана, другие радиоведущие использовали то же приветствие. Сюжет. В 1965 году Эдриан Кронауэр переводят во Вьетнам, где он будет работать на местном радио для американских солдат. В радиоэфирах действует жесткая цензура. Но для Эдриана это не проблема. Его козырем была импровизация. Он ставил музыку на свой выбор и шутил свои шутки, тем самым полностью отказавшись от цензуры. Это не понравилось начальству, но для обычных солдат Кронауэр стал любимцем публики. Военные каждый день ждали его программы, чтобы хоть на время забыть об войне. Правительство решает закрыть глаза на инициативность всеобщего любимчика солдат. Актеры. В этой картине отличное взаимодействие американских и азиатских актеров. Хочется выделить следующих актеров: 1. Робин Уильямс исполнил роль Эдриана Кронауэра. Главным козырем является именно Робин со своей прекрасной актерской игрой. Он получил Золотой глобус 1988 года за эту роль. Готовясь к данной роли, Уильямс переслушал все записи Кронауэра (оригинального), чтобы лучше вжиться в роль и перенять его интонацию и манеру говорить. За тем, как Эдриан привязывается к вьетнамцам, очень увлекательно наблюдать. Мне очень понравилась сцена в конце, когда он прощался с ними. И один из военных сказал: Он, что с каждым вьетнамцем прощаться будет? Это была весьма уморительная сцена. 2. Форест Уитакер — Эдвард Гарлик. Форест лично мне запомнился по фильму Дворецкий. Для меня было в новизну видеть его таким молодым. Ведь почти во всех проектах с его участием, которые я смотрел, он был уже взрослым. По сути, Гарлик является главным мотиватором для главного героя. В трудный момент он помогает ему справиться с психологическими проблемами, показывая, насколько он важен для всех солдат. В конце мы видим, как он становится преемником Эдриана, и это радует. 3. Бруно Кёрби сыграл роль Стивена Хоука. Такой герой необходим этому фильму. Некий старшина, который не хочет, чтобы кто-то выделялся. Он смотрит на мир через черно-белую призму и хочет, чтобы остальные делали также. Полностью комедией картину не назовешь, так как действия происходят на фоне войны во Вьетнаме. Но все же война отодвигается на второй план. Военных сцен очень мало. Во время просмотра убеждаешься, что Робин является величайшим актером. С каждым его новым фильмом это только подтверждается. Саундтрек просто бомбический. Все эти песни очень ностальгические, и их приятно послушать. Хочется выделить то, как герой Робин Уильямса грамотно выходит из неприятных ситуаций, что показывает его грамотность и ум. Эпилог. Затраты на фильм составили 13 млн $. В прокат картина вышла лишь в США. Там она собрала 123 млн $. Фильм окупился с полна. Хоть и хронометраж составляет 2 часа. Он смотрится легко и просто. Этот фильм показывает, главное - всегда оставаться человеком, ведь поступки определяют человека. После просмотра данной картины есть над чем задуматься. 8 из 10
Война во Вьетнаме это один из главных военно - политических конфликтов в истории двадцатого века, событие, которое оказало огромное влияние на мировую политическую карту и оставило заметный след на американском и вьетнамском обществе. Об этой войне написано много книг и снято немало фильмов, большинство из которых основаны на реальных событиях и фактах. В основном о событиях Вьетнамской войны снимают картины серьезного драматического плана, но бывают и исключения. Перед нами именно такой случай. Для режиссера Барри Левинсона лента стала пропуском в мир большого кинематографа и принесла большой успех. В основе сюжета лежит реальная история военного радиоведущего Эдриана Кронауэра, известного своей развлекательной программой на радио вооруженных сил США во Вьетнаме. Знаменитого своим утренним приветствием «Доооброе утро, Вьетнам!». Картина снята на стыке нескольких жанров. Она начинается, как легкая комедия постепенно перерастая в сложную драму, одновременно с этим используются элементы классического военного фильма и биографии. В итоге получился весьма нетривиальный взгляд на военный конфликт, в котором вся сложность конфликта показана не путем кровавых боевых действий, а в иносказательном смысле через радио программы. Невооруженным взглядом виден пацифистский посыл ленты, неприятие вооруженного конфликта в любой форме. Во время своих выступлений главный герой лихо проходится по политикам, высмеивая сильных мира сего. Военная цензура вызывает у него сильный внутренний протест, что в итоге выливается в откровенный конфликт с вышестоящим начальством. И чем дальше продвигается действие, тем сильнее меняется стиль ленты, от наивного дурачества до драматического накала. Барри Левинсон мастерски использует метафорические приёмы с целью передать смысловое значение. Особенно запоминается сочетание кадров развлекательной программы и происходящих в это время бомбёжках и пожаров. Именно это отображает всю суть войны, а также создаёт сильную атмосферу. Музыкальное сопровождение играет важную роль в общем контексте. Очень важен и тот факт, что мы ничего не знаем о главном герое и его прошлой жизни. Есть только здесь и сейчас. Главную роль исполнил потрясающий актер Робин Уильямс. Легендарный исполнитель, комик и просто замечательный человек, который сыграл огромное количество великих ролей и эта одна из таких работ. Образ военного радиоведущего, обладающего искрометным чувством юмора и бунтарского характера, как нельзя лучше позволяет рассмотреть природный талант этого человека. Одна из лучших работ в карьере и в определенной степени прорыв на начальном этапе творческого пути. Доброе утро, Вьетнам это оригинальный взгляд на сложную проблему военного конфликта, в котором отлично взаимодействуют комедия и драма. Добрый, ироничный и с миротворческим посылом фильм, показывающий трагедию Вьетнамской войны под иным углом. Здесь есть и отлично продуманный сюжет, и прекрасная режиссура, и конечно замечательная актерская игра, раскрывающая весь талант покойного Робина Уильямса. Картина подарит много положительных эмоций с одной стороны и пищу для размышлений с другой. Безусловно рекомендую. 8 из 10
Скажите, на кой черт эти ребята прилетели во Вьетнам? Одни, то есть, командование, распишут перед вами прекрасную агитку из оперы 'Помочь братским народам'. У Вьетнамцев свой ответ - правда. И эта правда должна доходить до самих солдат. Они имеют абсолютно полное право знать за что они на самом деле воюют и каковы реальные последствия их действий. Только подать эту правду нужно грамотно. А заодно приободрить солдат хорошей шуткой перемешанной с заводным рок-н-роллом. Но для этого нужен особый талант и чувство юмора. Главный герой с этим справляется. Как? Можно увидеть. Сказать, что Робин Уильямс сыграл гениально - ничего не сказать. Разве что 'Браво!' Восхитительно проработан персонаж из рода людей, которых ненавидит начальство, но обожают простые смертные. Он добрый, но в то же время честный. Был, правда, один эпизод, в котором я не очень понял шутку, но погоды он не делает. Когда включал фильм, был готов услышать характерный для фильмов того времени закадровый перевод. Я боялся, что часть (большая часть) шуток будет потеряна или испорчена. Каково же было мое удивление, когда я услышал один из лучших дубляжей из тех, что мне доводилось слушать. Они даже в губы умудрились попасть. Это настолько полное совпадение образа Робина Уильямса и голоса Алексея Иващенко, что я невольно задавался вопросом: а это точно дубляж ? Короче говоря: браво великому и могучем русскому дубляжу! Здесь хочу добавить: все, что здесь написано - это все искренне. Абсолютно. Я пытался избежать напускного пафоса (не люблю его). Я действительно был поражен игрой Уильямса и озвучкой. Честно. Раз уж действие фильма происходит в другой стране, то будьте любезны показать мне эту страну. Барри Левинсон с этой задачей справился хорошо. В фильме можно увидеть самих людей, их традиции, узнать, чем они живут. А самое главное, что они думают о 'помощниках'. Не обошли стороной создатели и жизнь солдат: можно увидеть много военной техники, то, как она работает. Сами же солдаты выглядят изможденно до тех пор, пока не включат радио в 6:00 или в 16:00. Да, радио было для них единственной отдушиной. Хотя до прихода героя цензура нещадно пыталась эту отдушину как следует задраить. Вторую часть последней фразы, впрочем, можно переписать в настоящем времени. А что нужно солдату? Дайте ему почувствовать себя вольной птицей. Подышать вольным воздухом возможности нет, девушек тоже нет. Остается музыка. Заводной рок-н-ролл. И пусть это 'неформат', но поди знай: может, человеку, услышавшему эту музыку, впервые за долгие месяцы жить захотелось. Есть в этом фильме эпизод, во время которого я чуть не заплакал - момент когда играет песня Луи Армстронга 'What a wonderful world'. Посмотрите сами и вы все поймете. Вот, собственно, и все. Робину Уильямсу от меня персональная десятка и огромное уважение за то, что научил меня нескольким важным вещам: 1) Не бойся говорить правду 2) Следуй своим принципам. 3) Если ты работаешь с аудиторией, дай ей то, что она хочет, а не то, что 'ей надо'. 4) Не суй незнакомую пищу в рот сразу же большими кусками. 5) Хороший юмор - маленькое счастье, которому всегда рады. Спасибо Вам, мистер Уильямс. 10 из 10
В любой войне самое страшное — это не взрывы. Это тишина. Тягучая, липкая, полная ожидания смерти. И вот в это царство страха и тишины в 1965 году в Сайгон врывается не солдат, не стратег, а ходячее стихийное бедствие. Диджей Эдриан Кронауэр. И с его первого, оглушительного крика «Goood morning, Vietnam!» вся эта серая, унылая армейская машина начинает идти вразнос. И главный враг здесь — не вьетконговец в джунглях, а свой собственный начальник-дурак в кондиционированном кабинете. Нужно понимать главное: это не фильм о Вьетнамской войне. Забудьте. Если вы хотите увидеть настоящую, грязную, экзистенциальную войну, для вас есть «Апокалипсис сегодня» Копполы или «Цельнометаллическая оболочка» Кубрика. «Доброе утро, Вьетнам» — это фильм о человеке, который пытается не сойти с ума посреди ада, используя единственное доступное ему оружие — юмор. И режиссер Барри Левинсон, умный и тонкий ремесленник, сделал самое правильное, что только можно было сделать: он просто отошел в сторону, поставил камеру и позволил Робину Уильямсу быть Робином Уильямсом. Разбор на пальцах Пункт первый: Кто такой Эдриан Кронауэр? Нам показывают диджея, которого прислали в Сайгон поднимать боевой дух солдат. Робин Уильямс тут — не просто актёр, он — стихийное бедствие. Его Кронауэр — это не солдат. Это — вирус свободы в стерильной армейской системе. Он не марширует строем, он импровизирует. Он не зачитывает по бумажке одобренные цензурой новости, он орёт в микрофон, пародирует политиков, ставит запрещённый рок-н-ролл и просто говорит с солдатами как с живыми людьми. Для солдат, которые каждый день рискуют своей шкурой в джунглях, его эфиры — это глоток свежего воздуха. Это напоминание о том, что где-то там, за пределами этого зелёного ада, есть нормальная жизнь. Кронауэр — это их психологическое оружие, их связь с домом. Он делает для боевого духа больше, чем все штабные политруки вместе взятые. Пункт второй: Идиоты в погонах. А вот начальство Кронауэра так не считает. Для них он — нарушитель субординации, разлагающий элемент. И тут режиссёр Барри Левинсон гениально показывает нам двух главных врагов любого нормального солдата. Лейтенант Стивен Хаук. Это — классический «эффективный менеджер» с инициативой. Тупой, бездарный, но с дикими амбициями. Он свято уверен, что знает, как надо шутить. Его юмор — это пытка. Его музыкальный вкус — это полька. Он — идеальный пример того, что нет ничего опаснее дурака, дорвавшегося до власти. Он не просто мешает Кронауэру работать, он искренне не понимает, почему его собственная убогость не вызывает всеобщего восторга. Сержант-майор Дикерсон. А это уже другой тип упыря. Это — матёрый вертухай, для которого главное — не победа в войне, а порядок в казарме. Он ненавидит Кронауэра не за его шутки, а за то, что тот — живой. За то, что он не вписывается в устав. Он готов подставить под удар своих же солдат, готов отправить Кронауэра на верную смерть, лишь бы доказать свою правоту и избавиться от неудобного подчинённого. Он — олицетворение той самой армейской тупости, которая губит больше солдат, чем вражеские пули. Пункт третий: Обратная сторона медали Но у этого фильма, как у медали, есть и обратная, менее блестящая сторона. Как только Кронауэр выходит из студии, фильм превращается из бенефиса гения в довольно стандартную, местами неуклюжую голливудскую мелодраму. Попытки героя подружиться с местными, его наивная влюбленность во вьетнамскую девушку, ее подозрительный брат — вся эта сюжетная линия кажется пришитой белыми нитками. Это тот самый голливудский костыль, который понадобился студии, чтобы на него можно было опереть эту неуправляемую стихию по имени Уильямс. И этот контраст между гениальной анархией в студии и сентиментальной банальностью за ее пределами — главный недостаток и, как ни странно, главное достоинство фильма. Он наглядно показывает, что реальность всегда скучнее и проще, чем искусство. Вердикт Что удалось: Робин Уильямс. Это не роль. Это памятник. Памятник его нечеловеческой энергии, его таланту, его способности быть одновременно и самым смешным, и самым грустным человеком в комнате. Концепция. Сама идея о том, что юмор может быть формой сопротивления, а смех — оружием против бесчеловечности системы, — сильна и актуальна во все времена. Саундтрек. Подборка классических хитов 60-х — это не просто фон. Это полноценный персонаж, создающий атмосферу эпохи, полной надежд и разочарований. Что пошло не так: Драматическая линия. Она слаба, предсказуема и откровенно не дотягивает до высот комедийных сцен. Она кажется обязательной программой, которую пришлось откатать после блестящей импровизации. Тональный дисбаланс. Фильм не всегда удачно переходит от уморительной комедии к суровой военной реальности. Эти переходы порой выглядят слишком резкими и искусственными. Итог «Доброе утро, Вьетнам!» — это не просто комедия. Это — трагикомедия. Она смешная, да. Местами — до слёз. Но смех этот — горький. Это смех сквозь скрежет зубов. Это кино о том, что самый страшный враг солдата — это не противник с автоматом, а дурак с большими звёздами на погонах. Робин Уильямс здесь — не просто комик. Он — гений. Он показал не просто смешного парня, а человека, который своим талантом и своей человечностью пытается противостоять безумию. И пусть в итоге система его пережёвывает и выплёвывает, он всё равно побеждает. Потому что его голос остаётся в памяти у солдат. Отличное кино. Умное, смешное и очень злое. 8 из 10
К 1987-му кино уже неоднократно изобличало грязную войну во Вьетнаме. Уже были 'Апокалипсис сегодня' и 'Охотник на оленей', 'Птаха' и 'Таксист', буквально накануне прогремели 'Взвод' и 'Цельнометаллическая оболочка'. Какие-то из них были полны ненависти и боли, какие-то смотрели с надеждой, какие-то пытались сказать правду, прокричать на весь свет о том, что накипело, рвалось наружу, какие-то прятали страх глубоко внутри, какие-то принимались публикой и критиками с восторгом, как откровения, какие-то, наоборот, вызывали стыдливое желание поскорее забыть о случившемся с огромной 'свободной' страной позоре, об истерии и духовном кризисе. На долгие годы 'вьетнамский синдром', причины его возникновения и последствия стали основной темой американских военных картин. Все их герои действовали либо во время войны, либо после нее. События фильма 'Доброе утро, Вьетнам' происходят до того, как произошли события вышеназванных картин, когда такого словосочетания, как 'война во Вьетнаме' еще не существовало. Мало того, если все известные 'вьетнамские картины' были драмами разной степени тяжести, то Барри Левинсон сделал попытку снять комедию, это был первый опыт подобного рода и он мог обернуться полным провалом, ибо память о тех событиях была еще слишком свежа. Левинсону предстояло балансировать на лезвии, найти равновесие между человеком и войной, комедией и трагедией, правдой и вымыслом, страхом и смехом. И он справился, показав себя удивительно тонким мастером. Не удивительно, что этот фильм стал его первым настоящим триумфом. Когда смотришь 'Доброе утро, Вьетнам!', тебе становится смешно, а потом страшно, а потом тоскливо, и чтоб взбодрить себя, ты снова смеешься. В этом фильме нет ничего от бравурного буффонного тона 'Добровольцев поневоле', популярнейшей военной комедии 80-х, он ближе скорее к 'МЭШу' Олтмана, где врачи, ненавидящие войну и вынужденные каждый день видеть смерть, шутят, чтобы с ними не случилось того, что случилось с рядовым Кучей - чтоб не стать машиной, не потерять человеческое. Герой фильма Левинсона отчаянно шутит и кривляется, чтоб спастись. Чтоб не отупеть, как роботообразные служаки и не размякнуть, как сопливые новобранцы. Шутит, чтоб сохранить чистый и ясный взгляд на вещи и потому что ему страшно. Шутит, чтобы обмануть себя, стараясь оградиться цельнометаллической оболочкой юмора от войны, которой он не понимает и которой старается не замечать. Но война все жестче и бесцеремонней вторгается в его жизнь. В фильме нет войны, как таковой. Никто не прячется по джунглям, не стреляет и не режет глотки, как Рэмбо, но есть ощущение грядущей катастрофы, как будто в ветре перед грозой. Тревога и напряженное ожидание в каждом кадре, ощущение натянутой струны, которая вот-вот лопнет. И это все сильнее чувствует Кронауэр. Открытый, добрый, яркий человек и человеколюбец, он наталкивается на войну, как на каменную стену. Война душит его не только приказами, она во всем - нельзя любить, дружить, говорить, смеяться. Если война у человека отнимает все, что делает его человеком - зачем нужна эта война? Недоуменно смотрит он на соотечественников-солдат, выгоняющих вьетнамского парнишку из бара. Чужой и чуждый мир, в котором нужно найти 'своих' и 'врагов', даже если ни к кому не испытываешь ненависти, отвращает и отравляет Кронауэра. И ему предстоит пересмотреть свои жизненные принципы, свою веру в Америку, в причины присутствия американцев во Вьетнаме, и во многом крепко и навсегда разочароваться. И, конечно, он смеется, ведь другого способа борьбы он не знает. Сознательный уход Левинсоном от непосредственной войны только поднимает градус тревоги, усиливает контраст. Дружелюбные американцы, смеющиеся вьетнамские лица, выговаривающие трудные английские слова, дружба с вьетнамцем и любовь к вьетнамской девушке... Все это как мираж, который расплывается при приближении. Льется над Вьетнамом песня Армстронга про прекрасный мир, и под эту песню идут беженцы, горят деревни, летят вертолеты, маршируют солдаты. Какой прекрасный мир! Зачем же его так хотят испортить? Левинсон не побоялся показать истоки войны - и для этого ему не понадобились горы трупов. Наоборот: чем искренней и пронзительней еще не все понимающий взгляд Кронауэра, тем больше понимаешь причину 'вьетнамского синдрома'. Людям не объясняли, люди не понимали, зачем и кто швыряет их в пекло. Зачем убивать врага, который на тебя не нападал, зачем быть там, куда тебя не звали, зачем жечь напалмом детей и стариков, зачем рушить чужой мир, кому ты должен это, какая свободная и разумная страна пошлет своих граждан становиться убийцами без всяких причин? И полные слез глаза вьетнамского мальчишки, лишившегося всего самого дорогого, что у него было, еще не умеющего ненавидеть, но быстро учащегося. Заглянув в эти глаза, опустошенный и раздавленный, улетает Кронауэр туда, где пока еще не взрываются бомбы. Война и в нем пустила свои корни. Еще страшнее от осознания того, что стало после. Того, что знаем мы, но не знал человек, садящийся в самолет. Пройдет несколько лет - война во Вьетнаме станет адской бойней, сможет ли этот вовремя спасшийся весельчак оставаться самим собой? Ведь источник его юмора, в котором появился сильный привкус горечи, может окончательно иссякнуть, и тогда - кто знает, не пополнит ли он ряды 'таксистов' и 'охотников на оленей'? Фильм стал одним из сильнейших высказываний на тему Вьетнамской войны, несмотря на кажущуюся легкость и юмор. Никто лучше Уильямса не смог бы сыграть Кронауэра. И дело не только в стэнд-ап-прошлом актера и в умении великолепно и бесстрашно импровизировать. Например, Эдди Мерфи справился бы в эти моменты не хуже. Дело в том, что Уильямс оказался актером широчайшего диапазона, и он вырос как актер к концу 80-х, и был готов принимать на себя сложные психологические роли. А еще дело в его глазах - добрых и светлых, искрящихся, но грустных. И тема блаженного юродивого, пытающегося бороться с 'мировой скорбью', жестокостью и несправедливостью окружающего мира, отчаянно держащего оборону под натиском реальности, еще не раз всплывет в творчестве великого актера. Роль была несомненно выдающейся, и, конечно, это была первая заслуженная номинация на Оскар, и жаль, что статуэтка ему не досталась, хотя и в блистательности Дугласа сомневаться не приходиться. Интересно, кстати, что наградили актера, который сыграл как раз одного из тех, чьими силами была развязана война. А 'небесным странникам' Уильямса еще долго пришлось бороться за признание киноакадемии. Что, впрочем, не отменяет того, что данный фильм Левинсона - чистое наслаждение для зрителя, которое вполне может что-то сдвинуть и тронуть в нем. И фильм абсолютно не может устареть. Ведь сколько таких 'вьетнамов' было после и сколько еще будет, увы, миром, наверное управляют люди, которые не умеют смеяться. 10 из 10
Сегодня умер Робин Уильямс. Говорят, что покончил с собой на фоне депрессии. Говорят что употреблял. Мое знакомство с ним началось с фильма Терри Гильяма «Король-рыбак». (До сих пор думаю, что название переведено неправильно, тупая калька с английского, но теперь чего уж...) Потом были «Общество мертвых поэтов», «Джуманджи», «Умница Уилл Хантинг», «Мир от Гарпа», «Целитель Адамс», «Куда приводят мечты», «Искусственный разум», и еще, и еще что-то... (В смысле не у него потом, а у меня:) Не могу сказать, что он был моим любимым актером, но некоторые его роли хороши настолько, что трудно на этом месте представить кого-то друго. Взять хоть того же «Короля-рыбака». Уильямс снялся в более чем 90 фильмах. Из этого наследия я освоил, дай бог, процентов 15. И вот, отдавая дань памяти, я решил ознакомиться с чем-то из пока не просмотренного. Подумалось, что это хороший способ проститься с актером - глянуть что-то хорошее с его участием. Выбор пал на фильм Барри Левинсона «Доброе утро, Вьетнам!» Удивляюсь, как это до сих пор у меня руки не дошли до этого кино, поскольку, начиная с «Охотника на оленей», я отсмотрел, по моему, все, что в Голливуде сняли на вьетнамскую тему. Похоже, фильм ждал именно сегодняшнего дня. Как-то уж очень попал он в меня и по сюжету, и по настроению, да и встреча с Уильямсом состоялась, удалась. Понятно, день сегодня особый, и мне трудно быть объетивным, но сейчас мне кажется, что это, если не лучшая, то одна из лучших его ролей. Настоящий он здесь, живой, веришь ему. Не изображает и не играет - живет. Нам, правда, остается только гадать, откуда он такой взялся - этот, говоря армейским языком, раздолбай - болтун, пьяница, бабник и где-то даже социопат, абсолютно не вписывающийся в систему. По крайней мере, таким мы видим героя сначала. Вот он сходит по трапу самолета, начиная сыпать перлами хохмочек, даже не успев ступить на землю Вьетнама. Отжигает первым эфиром, повергая в шок обоих начальничков - апофеоз унылой пошлости, становится всеобщим любимцем одних и красной тряпкой для других, постоянно навлекая гнев вышестоящих. Нам не хватает только вечных спутников любого маргинала - половой распущенности и скандалов с ней связанных, ну и безудержного пьянства с перерывами на похмельные депрессии. Честно признаться, я ждал что-то вроде любовной истории с дочкой (если не с женой) генерала. Однако, автор «Человека дождя» обошелся без штампов. Первая же погоня за юбкой оказывается и последней. Впрочем, не думаю, что есть смысл пересказывать содержание. Уильямс создал образ противоречивый и потому живой. Его герой оказывается глубже, трагичней, многоранней и я бы сказал сильнее, нежели тот повеса, который мчится через весь город на велосипеде без покрышек в погоне за чудесной незнакомкой. Сам же режиссер удачно играет планами, то погружая нас в перепитии любовной и профессиональной драмы героя, то крупными мазками создавая полотно американского « военного присутствия» во Вьетнаме. Некоторые кадры просто великолепны с художественной точки зрения. Голые дети под водопроводными струями, малыш с петухом, рисовое поле, хижины, трущобы, крестьяне, вертолеты, пехота, грузовики и голос Луи Армстронга над всем этим: «What a wonderful world»... И тут же все сводящие к абсурду вспышки взрывов, горящие хижины, бегущие люди, окровавленные тела... А Армстронг все поет: 'And I think to myself... what a wonderful world...» Левинсон гений. Нет смысла осуждать агрессию, читать проповеди, или заниматься политическими спекуляциями. Американцы и без того показаны явно лишними во Вьетнаме. Никакой морали. Никакого голоса за кадром. Мы просто видим, что война - это абсурд вне категорий здравого смысла. А верхние чины, по большей части тупицы и карьеристы. А главное начальство - лживые задницы - что Никсон, что Джонсон. И всем все понятно. В фильме есть только один момент, в который верится плохо и, который сделан явно в расчете на американского зрителя - бейсбольный матч, который герой Уильямса затевает для своих вьетнамских учеников. Как-то это отдает торжеством американской цивилизации, что все же более человечна, гуманна, добра по сравнению с дикими нравами азиатов, способных запросто, к примеру, совершить теракт и врать, глядя в лицо лучшему другу, приговаривая при этом: «У вас американцев лживые лица». Но в целом, повторю, фильм из лучших. Спасибо тебе Робин Уильямс. Спасибо и прощай. Земля тебе пухом.
Этим фильмом стоило вообще полностью закрыть вьетнамскую проблематику в американском кинематографе. Просто больше не снимать фильмов про эту войну и вспоминать её только лишь по тем нетленкам что сняли ('Цельнометаллическая оболочка', 'Апокаллипсис сегодня', 'Охотник на оленей', 'Взвод') и по учебникам истории (желательно написанных не американцами) Фильм 'Доброе утро, Вьетнам' это идеальная точка. Фильм с виду не нужный, но, как и точка, без неё предложение может потерять смысл. (Кронауэр) - Уилки, вы в ресторане, к вам подходит официантка, на вас лучший костюм, а она берёт и заливает вас супом с ног до головы! И при этом говорит: 'Простите, так получилось, старый козёл'. И что вы скажите на это? Вы весь в супе. Ваши действия? (Вьетнамец Уилки) - Действий не будет. (гомерический хохот в классе) (Кронауэр) - Да брооосьте! Вас ошпарили, костюм испачкан. Что вы будете делать? (Уилки) - Не подам виду, учитель. (Кронауэр) - Но тогда официантка бежит на кухню, хватает нож и ножом вас, ножом. В туловище, в глаз. Разбивает об голову тарелку. Ваша реакция?!? Что вы будете делать? (Уилки) - (улыбается) Приготовлюсь к смерти. Ключевой момент, который обставлен как шуточный, но невероятно точно показывающий менталитет обычного вьетнамца, тот менталитет, который американцу совсем не понятен. Не понятно то, как можно сражаться до последней капли крови, когда твои силы явно не те, что у врага. Почему гражданское население в большинстве своём не сопротивлялось, а лишь некоторые били исподтишка. Их вроде унижают и вся страна должна стать горой за свою землю, а нет. Они другого помола, они дикари в глазах других стран, у них девушка приводит родителей на свидание, чтобы они тебя оценили всей семьёй. Будто бы не другой континент, а другая планета, для американца. Это одна грань фильма. 'Ну как здесь сражаться, пока найдёшь врага - сам заблудишся' (с) Эдриан Кронауэр Эдриан Кронауэр (Робин Уильямс) – мужичок слабо походящий на человека подходящего для службы, он любит общаться, любит шутить, он остроумен и со временем ему становится очень не по себе от того что происходит в городе Хошимин (Сайгон) и от того, что ребята, те солдаты, участвующие в битвах даже новости правдивые узнать не могут. А ведь для солдата в начале и середине XX века это единственное средство развлечь себя, и единственное быстро средство узнать информацию. Радио – очень важная вещь для поднятия духа. И вот, Кронауэр решает сам сочинять новости, балагурить и поднимать настроение солдат не только шутками, но и заводным рок`н`ролом. Он становится любимчиком солдат. Но как это обычно бывает, когда народу нравится, то власть против. Это другая грань фильма. И эти обе грани вполне себе хорошо в симбиозе проживают. Фильм можно посчитать за комедию, но всё-таки трудно его назвать таковым. Там просто есть добрые моменты, моменты, когда Эдриан Кронауэр просто зажигает в эфире. Это его фишка. Да и если говорить прямо, то фильм в «игровом плане» держится целиком и полностью на тогда таком разном и необычном актёре – Робине Уильямсе. (Вьетнамский парнишка) - Враг? А что такое враг?! Вы воюете с моим народом. Это не я враг. Ты враг! (Кронауэр) - Двое парней погибли и их смерти на твоей совести. (парнишка) - Две! Всего две! Моей матери нет, моего брата, ему было 13, его тоже нет. Это вы его убили. Моего друга тоже нет, убили. За что? За то, что мы живём здесь? Очень тонкий фильм, не в плане того что автор пытается как-то завуалировать материал, он наоборот намерянно подаёт кадры того что происходило во Вьетнаме в демилитаризованной зоне и не только. Какие настроения, какой порядок. Барри Левинсон не тыкает в это носом под трагическую музыку, как это обычно бывает. Он без пафоса, просто показывает кадры, вперемешку с историей одного весельчака - Эдриана Кронауэра. Под звуки залихватских рок`н`рол мотивов захвативших в те года не только умы гражданских, но и солдат. Вердикт: Если вы вдруг наткнулись на этот фильм, просто сядьте и посмотрите. Он нейтральный, даже можно сказать добрый, в каком-то смысле. Это один из тех фильмов, которые можно смотреть по телевизору бесконечное число раз, потому что он ещё обладает той магией, старых фильмов. 8 из 10 'До-о-о-оброе у-у-утро, Вье-е-етнам! Хотя сейчас уже и не утро, но это моя фишка' (с) Эдриан Кронауэр P.S: Просто интересное наблюдение, ведь у американцев фильмы о войне хоть и патриотичные до ужаса, но всё же большинство таких лент (и эта в том числе, хотя она отличается трезвым взглядом, без «ура-патриотизма») учат многим вещам. И задаёщся вопросом, а сами то американцы в большинстве своём понимают, о чём сняты их фильмы? Ведь раз в несколько лет приходит очередной президент к власти, американцы его поддерживают и они вторгаются в очередную страну. И не надоело? А может им просто, потом нравиться бойкатировать своих президентов, не знаю.
Действие ленты Барри Левинсона «Доброе утро, Вьетнам» происходит в Сайгоне. Военный конфликт постепенно набирает обороты, однако в городе еще царит умиротворяющая тишина и даже небо неустанно радует своей безоблачностью. Улицы заполнены веселыми ребятами в камуфляжной форме, флиртующими с представительницами экзотической восточной красоты, а выстрелы – это хриплое дыхание войны – звучат где-то далеко, так что можно расслабиться. В это самое время, когда искра переживает стадию превращения в огонь, Вьетнам приветствует распростертыми объятиями Эдриана Кронауэра, задорного ведущего армейской радиостанции, вокруг которого и будут разворачиваться события этой грустной и смешной драматической комедии. Каждое утро голос Эдриана взрывает пространство неизменным приветствием «С добрым утром, Вьетнам!», которое эффективнее дежурной чашки крепкого кофе отправляет цепкую хватку сонливости в небытие. Но голос юмориста имеет вполне объяснимое свойство терять нотки оптимизма и невинной иронии, когда смех становится неуместным. Война добралась и до Сайгона – гибнут люди, взрывы превращаются в неотъемлемый фон городской жизни, а численность американской армии на душу вьетнамского населения с каждым днем продолжает увеличиваться. Рядовой Кронауэр пытается сказать правду солдатам, рыскающим в джунглях в поисках Чарли, но цензура обводит истину красным карандашом, так как начальство желает внушить гражданам, будто никакого конфликта вовсе не существует, а пули, свистящие над головой, являются непроверенной информацией, которой не стоит доверять. Эдриан с надрывом рассказывает о взрывах и трупах на улице, но связь обрывается, потому что в студийное окно бьет кулаками старшина Дикерсон, обладатель бесцветных глаз и мелкой души, требующий немедленно выключить микрофон. Война является прерогативой людей из дома, окрашенного в обманчивый цвет белой невинности, и только они решают, какие новости можно давать в эфир, а какие нельзя, какую музыку разрешено слушать солдату, а какую – категорически не рекомендуется. Основным достоинством картины, безусловно, является яркая игра Робина Уильямса, чему лишним доказательством могут служить номинации на премию Оскар и Золотой глобус. Сольные номера Эдриана Кронауэра не вызывают приступов гомерического хохота, но легкая улыбка присутствует на протяжении всего просмотра. Некоторые шутки изначально рассчитаны на американское чувство юмора, однако отдельные сцены и колкости в адрес высокого начальства заслуживают внимания. Особенно хороши эпизоды с участием лейтенанта Хоука, наивного бедняги, считающего себя юмористом, интересны сцены уроков английского языка, который Эдриан нелегально преподавал жителям Сайгона ради того, чтобы познакомится с красивой девушкой по имени Трин, а короткий монтаж интервью Никсона и вовсе бесподобен. Режиссерская работа Барри Левинсона выглядит неровно – второстепенные сюжетные линии поверхностны в своем развитии, прослеживается излишний пафос в концовке, призванный, судя по всему, придать ленте большего драматизма. Служба Эдриана Кронауэра на радио и сопутствующие ей конфликты поставлены отлично, а вот любовная линия явно притянута за уши, как и дружба с загадочным парнем по имени Туан. Впрочем, блистательный Робин Уильямс с его неиссякаемой позитивной энергетикой практически нивелирует шероховатости в сюжетном построении, а если вспомнить еще и рядового Гарлика в исполнении Фореста Уитакера и лейтенанта Хоука (Бруно Кёрби) – все недостатки дружно удалятся на второй план. Через год, в 1988, Барри Левинсон создал «Человек дождя», свой самый знаменитый фильм, но и «Доброе утро, Вьетнам» по-прежнему способен вызвать интерес у многих любителей кино. Война в данной картине читается между строк, лишь изредка оказывая влияние на настроение, хорошая комедия ближе к концовке превращается в драму. Такой жанровый коктейль вовсе не мешает просмотру, а лишь вызывает толику грусти, когда звучит финальное обращение рядового Кронауэра к своим слушателям, которым он искренне желает вернуться домой. 8 из 10
Войну во Вьетнаме можно по праву считать одной из самых жестоких и кровопролитных войн в истории человечества. Более того, самой бессмысленной в истории Соединенных штатов Америки. Что уже неоднократно признают даже самые закоренелые и твердолобые американцы. Отсюда и не удивительно, что фильмов отражающих события этой ужасающей войны за всю историю кинематографа было снято не мало. Вызывая в памяти аналогии с такими замечательными лентами как 'Охотник на оленей' Майкла Чимино, 'Лестница Иакова' Эдриана Лайна и многими другими. Включая 'Вьетнамскую трилогию' скандального Оливера Стоуна. Однако данный фильм режиссера Барри Левинсона выделяется среди них особенно ярко и характерно. Режиссер картины Барри Левинсон снял очень добрый, веселый, легкий, забавный и действительно смешной фильм. Более того, это тот самый случай, когда хочется во весь голос утверждать о том, что 'такое кино уже не снимают', а многократные пересмотры картины вызывают такое же удовольствие и наслаждение, что и при первом просмотре. Что само по себе можно смело назвать настоящим достижением Левинсона как режиссера. Создавая на экране образец веселой комедии с ярко выраженным развлекательным контекстом, Левинсон очень тонко подошел к теме войны во Вьетнаме с абсолютно иного ракурса. В отличии от большинства фильмов на данную тему, не нагоняя на зрителя всю психологическую жесть и жестокое насилие, а весьма тонко донося свою мысль абсолютно иным образом. Рисуя историю обычного солдата, который служит дядюшке Сэму будучи диск-жокеем и ведущим одного из популярнейших радио шоу, на протяжении всей ленты Левинсон поднимает куда более глубокие, личные и немаловажные темы на экране. При этом, особенно эффектно контрастируя всем этим на фоне внушительного количества отлично прописанных, по своему интересных и харизматичных персонажей. Естественно во главе самого Эдриана Кронауэра, который своим жизненным кредо в буквальном смысле учит зрителя на протяжении всей ленты тому, что всегда надо быть верным своим идеалам и своей совести, помогать ближним своим и просто творить добро. Вне зависимости от того, какого цвета их кожа, к какой национальности они принадлежат и являются ли они тебе врагами. Именно последнее находит великолепнейшее раскрытие на экране. Позволяя по иному взглянуть на жизнь Вьетнамского народа, который просто стал жертвой высокомерия, гордыни и агрессии 'мирового жандарма'. Весьма тонко и карикатурно демонстрируя 'его' некой 'затычкой в бочке' прикрываясь пафосными рассуждениями о врагах в лице вьетнамского народа и благой миссии американской армии. Попутно не только донося свою мысль до зрителя, но и охотно развлекая его отличным юмором, который даёт повод неоднократно посмеяться и отличным подбором саундтреков, который в буквальном смысле становится неким бальзамом для души при просмотре данной ленты режиссера Барри Левинсона. Главной жемчужиной и движущей силой картины безусловно является великолепный Робин Уильямс, который решил продолжить своё сотрудничество с Левинсоном после 'Игрушек' и не прогадал. Ведь на протяжении всей ленты мы имеем счастье наблюдать за всем тем, за что мы и полюбили Робина Уильямса как артиста. Потрясающее пародирование различных голосов, великолепные ораторские качества, роскошное чувство юмора и просто безудержный веселый нрав его персонажа, делают Эджриана Кронаэура однозначно одной из лучших ролей в творчестве гениального Робина Уильямса. 10 из 10 Доброе утро, Вьетнам - это очень добрая, легкая, веселая, смешная и безумно приятная картина на стыке драматического и комедийного жанра. Редкий пример того, когда даже при многоразовом просмотре испытываешь такое же удовольствие и наслаждение, что и при первом просмотре. Во многом, за счет потрясающей актерской игры Робина Уильямса. Жаль такое кино уже не делают. Посвящается светлой памяти Робина Уильямса. Прошло уже два года как не стало столь талантливого и замечательного артиста, но память о нём живо до сих пор, а боль утраты еще даёт о себе знать. Покойтесь с миром и пусть земля будет вам пухом, Мистер Уильямс.
Доброе утро, Кинопоиск! Эта рецензия взбодрит вас как чашечка крепкого кофе! Конечно я вру, я же не Кранауэр, так что постарайтесь хотя бы не уснуть, читая. Со времен войны во Вьетнаме вышла тысяча фильмов, описывающие события, происходящие там. Стоуновская трилогия, 'Апокалипсис сегодня' Копполы, 'Цельнометаллическая оболочка' Кубрика, 'Охотник на оленей' и прочие более попсовые и пафосные 'Военные потери' и 'Мы были солдатами'. Все эти фильмы примерно об одном: Война это плохо, Америка сделала ошибку, войдя во Вьетнам, война делает из людей зверей, всюду насилие и убийства и т.д. и т.п. Каждый режиссер делал это по своему, но суть сильно не менялась. А вот Левинсон пошел по другому пути, и снял фильм, который если и не лучше всех вышеперечисленных раскрывает тему войны во Вьетнаме, то уж точно не хуже. Эдриан Кранауэр - юморист с прекрасной дикцией приехал вести Сайгонское радио. Естественно, если посадить Уильямса за микрофон, то будет круто, это знают все, потому что Робин - гениальный актер озвучки. Тут уже просвечивается первый минус, характерен только для тех, кто смотрит фильм в дубляже: перевести всю игру слов, которую Уильямс извергает из себя за долю секунды просто невозможно, к тому же каждая вторая шутка отсылает нас к Американским реалиям шестидесятых, что уже вдвойне препятствует понимаю. Фильм надо смотреть как минимум с субтитрами, как максимум - в оригинале. Если все эти казусы пережить, то можно вдоволь посмеяться, особенно над тем, как начальники и сослуживцы реагируют на то, как Кранауэр ведет передачи. Один лейтенант назвал рок-н-ролл 'криками дикарей', это он еще Grindcore не слышал, наверное тогда бы у него точно был разрыв сердца. После часа искрометной комедии резко начинается драма. Становится вообще непонятно кто твой друг, а кто враг, когда твои сослуживцы посылают тебя на смерть, твои друзья оказываются террористами, вьетнамцы бьют своих же граждан дубинками и наставляют на них автоматы, Американские солдаты в Сайгонском баре говорят 'Мы не любим ускоглазых', когда вьетконговцы режут всех, кого видят и говорят, что они мирный народ, а во всем виновата Америка, а эта самая Америка пытается убедить то ли их, то ли себя, что это для их же блага. Становится непонятно зачем туда вообще было ехать? Политикам то понятно, холодная война, противник пытается захватить территорию, но простые солдаты? Почему они вынуждены приезжать с страну с совершенно другой культурой и навязывать им свою? Это вопрос остается открытым и после окончания фильма.
Один храбрый голос рядового, казалось бы, не может сделать много шума, но если он звучит во времена войны по радио, то может стать даже более важным, чем голоса всех офицеров и политиков вместе взятых. За год до выхода кинофильма, который принес режиссеру Барри Левинсону мировое признание, он снял одну комедийную драму о войне без прикрас и ненужного пафоса. В этой войне нет победителей и проигравших, а есть люди, которые борются за выживание, видят, как погибают их друзья и близкие. И единственным светлым лучом в их жизнях остается бодрый голос нового радиоведущего, способного рассмешить даже в столь беспросветное время. «- Сер?! Нашивки считать не умеешь?! Я что – офицер?! Три сверху и три снизу, какой вывод? - Всего шесть.» Как только главный герой высаживается во Вьетнаме, догадываясь, что его начальство рано или поздно захочет от него избавиться, он начинает активную кампанию по сплочению сослуживцев американцев и местных жителей. Чрезвычайная болтливость Эдриана Кронауэра помогает ему быстро обзавестись друзьями, которых ему есть чего научить, как и многому научиться у них. За границами его студии идет война, там гибнут люди, но внутри ее он создает очень теплую, веселую атмосферу, которая передается на каждый радиоприемник в округе. Этот парень вмиг развенчивает миф о том, что работа ди-джея на радио в военное время является ненужной и бесполезной. Ведь он своими шутками, дурачеством и хорошей музыкой поднимает настроением тем, кто ежедневно видит смерть, разрушение и просыпается с мыслью о том, лишь бы дожить до следующего дня. Робин Уильямс просто великолепен в этом фильме. Его герой с самого своего первого эфира стал последним оплотом солдат, давая им надежду, что где-то в этом мире еще осталось что-то хорошее, приносящее радость и отвлекающее от всеразрушающей войны. Отлично здесь сыграл и молодой Форест Уитакер, исполнивший роль скромного и добропорядочного рядового, всегда готового помочь главному герою, у которого талант ввязываться в разные истории. Хороши в этом фильме и актеры Бруно Керби и Дж. Т. Уолш, воплотившие таких разных военных, оба из которых изощренными способами долгое время безуспешно пытаются приструнить шутника Кронауэра. Изначально кинокартину представляют, как комедию, но в один прекрасный момент создатели срывают этот занавес, представляя зрителю то, что же происходит в действительности. Фильм пропитан и добрым юмором, и резким сарказмом, высмеивающим все, что касается воинской службы. Особенно достается пресловутой цензуре, которая закрывает рот правде и выпускает в эфир только новости, скрывающие грязную политику и истинное положение вещей. Наиболее полно проблему цензуры демонстрирует сцена, когда двое персонажей едут по заминированной дороге, о чьей небезопасности могли бы сообщить по радио, но умолчали. Саундтрек в этом фильме преимущественно задорный, как и шутки главного героя, хотя знаменитая песня Луи Армстронга звучит здесь очень грустно из-за ужасного видео ряда смертей и взрывов, который ее сопровождает. Барри Левинсон создал потрясающую трагикомедию, то веселящую, то до слез горькую. «- Ты из Нью-Йорка? Вьетнам – самое место для богемы. И нервишки пощекочешь, и оттянешься.» Ничто так не поднимает дух военных, находящихся на службе в чужой стране, как ежедневно услышанные по местному радио шутки от новоприбывшего рядового, готового во что бы то ни стало улучшить настроение своих сослуживцев.
'До-о-о-брое-е у-у-тро, Вье-етна-а-а-м!!!' - так приветствует прибывший в качестве диктора на местном радио 'Сайгон' рядовой Эдриан Кронэр, которго блестяще исполнил Робин Уильямс. Знаете, это один из самых любимых моих актеров еще с детства, несмотря на то, что у него были и неудачные роли. Его неуемная энергетика и талант актерской импровизации с образами настолько естественно выглядят и так заряжают бодростью, что актер начинает нравится с первой же минуты своего выступления. А произносимое им в этом фильме 'Good Morning, Vietnam!' надолго заседает в памяти и крутится, и крутится там, пока не вынуждает тебя хотя бы про себя выкрикнуть эту фразу. Фильмов про войну во Вьетнаме сняли в изрядном количестве, много из которых стали заслуженно признанными 'шедеврами' военного жанра так точно. Но фильм режиссера Барри Левинсона стоит где-то в отдельной категории, потому что не ставит своей целью показать всю жестокость и правдивость, но с другой строны бессмысленность человеческих потерь этой затеи, называемой сначала «Вьетнамский конфликт», а затем 'Война во Въетнаме'. Скорее получилась некоторая пародия на все это, нечто вроде 'Да он насмехается над Вами, ребята. Врежьте ему!'(С) А чтоб зритель не забывал, что смех - смехом, а действия происходят все-таки во Въетнаме, он вставляет в фильм несколько трагических и мелодраматических моментов, чтоб не расслаблялись. Подобрана великолепная музыка. Нет, скорее не к фильму, а к тому, что в этом фильме происходит. Составленная музыкальная компиляция прекрасно создает армейскую атмосферу - разгоряченный пыл солдат, жажда отдыха и прохлады в эти жаркие дни (не только благодаря погоде, но и вьетконговцам), все это 'гавно, в которое влезли, оказавшись в дерьме'(с). Музыка не передает атмосферу Вьетнама, она передает настроение солдат, которые оказались в нем. Единственно, что смутило, так это техническая сторона фильма. Монтаж не совсем удачно проходил, а декорации выглядели скудновато. Все остальное - блеск. 9 из 10
Побывал недавно во Вьетнаме и будучи пораженный этой страной захотелось углубиться в ее историю и посмотреть какой нибудь фильм на данную тематику. И на фоне всех тех шедевров Кубрика, Стоуна и Копполы, выделялась трагикомедия с бесподобным Робином Уильямсом. Действие разворачивается на фоне разгара войны во Вьетнаме. Эдриан Кронауэр прибывает в Сайгон с целью поднятия настроя и боевого духа американских солдат, путем вещания в качестве ди джея на местной радиостанции. И каждое утро начинается эфир с фразы 'Доооброе утро, Вьетнам', где Кронауэр начинает ломать все стереотипы и без устали выставлять все происходящее в более шуточной манере. Это все очень нравится военным, ну и конечно находятся противники творчества Кронауэра в лице жесткого начальства для которого не примерины подобные высказывания. Есть роли предназначенные под актеров, вот и здесь главный на ком держится картина это Робин Уильямс, который словно тащит на себе все действие и подобно своей роли неунывающего радио ведущего не дает заскучать как слушателю, так и зрителю, всегда поддерживая градус позитива. А во второй половине фильма еще и демонстрирует свой недюжинный драматический талант. Приятно смотреть на человека который искренне любит то что делает и по-настоящему вживается в роль. На фоне больше комедийной составляющей здесь раскрывается так же и военная, дающая понять бессмысленность этой войны и вторжения. Демонстрируется быт и духовная честность народа, которая не по своей прихоти вынуждена страдать от боевых действий. Например сцена, где показаны истинные слезы и ненависть вьетнамца, потерявшего семью и не одобряющего вмешательство американской армии в свою страну. А персонаж Уильямса здесь представлен больше как нейтральный, который просто сглаживает углы в этом конфликте. Он помогает держать настрой американской армии, но и так же нравится сам Вьетнам с его жителями. Фильм просто несет собой идею об мирном существовании и пожалуй показывает, то что насколько бы не было сложно, можно относиться ко всему с долей иронии, придавая себе сил в затруднительной ситуации. 'Доброе утро, Вьетнам' это культовый, добрый фильм с пожалуй лучшей ролью, к сожалению ушедшего от нас Уильямса, одного из лучших комичных актеров современности. 9 из 10
'Доброе утро, Вьетнааам!' - именно с такими словами в 6:00, только прибывших солдат во Вьетнам, встречает новый ведущий Сайгонского радио Эдриан Кронауэр, которого играет неподражаемый, но к сожалению скоропостижно, не так давно, скончавшийся, Робин Уильямс! Фильм повествует о Войне во Вьетнаме в 1965 году, когда война принимает и без того жестокий характер, при вмешательстве солдат США во Вьетнам. Фильм безусловно американский, то есть здесь вы не услышите здесь никаких оправданий США о вмешательстве в войну, никакой политической отдушины, ничего такого, иначе бы фильм прослыл скандальным, и в угоду стал бы не нужным, так как у фильма иная цель. Что может так поднять дух и настрой, вновь прибывшего на войну, солдата, как шутки про политику в странах третьего мира, кривляние и пение в унисон, с поставленными песнями в эфире, и хорошего, бодрого 'Доброе утро, Вьетнааам!' Выбросив все споры и негативное влияние данного исторического события, фильм не хочет прослыть очередной драмой прославляющей Америку, и не наоборот, очернить ее, фильм лишь дает понять, что какая бы война, где бы только не велась, солдатов, участвующих в этих войнах, воодушевляет вовсе не цель войны, не выгоды от нее, не политический характер и даже не патриотизм, а пример, только пример не целенаправленного военачальника, не необходимого резидента, а обычного человека, верит и дает поверить другим, что все не так плохо в этом чертовом мире. Безусловно это одна из самых лучших ролей Робина Уильямса, позитивная, кульминационная, безбашенная, а его фраза: 'Доброе утро, Вьетнааам!' -, мне запомнится надолго (если не на всю жизнь). Сцена встречи целой роты солдат со всеобщим любимцем, пробирает до мурашек. Одним словом 'Доброе утро, Вьетнааам!' фильм, действие которого разворачивается во время Вьетнамской войны, но не про Вьетнамскую войну. Сильные стороны: (+) Кульминационная роль Робина Уильямса (+) Фильм не прославляет Америку, но и не очерняет ее (+) 'Доброе утро, Вьетнааам!' (+) Юмор. .. (+) Сцена встречи роты солдат с Эдрианом Кронауэром (+) Дарит необычное ощущение Слабые стороны: (-) Юмор, но все же нацелен на американцев (-) Операторская работа желает лучшего (-) Резкое впадение из комедии в драму и обратно 8 из 10
Это был один из тех фильмов, на который хочется не писать рецензию, а просто поговорить по душам, в подражание главному герою, которого все принимали за своего именно за то, что он не толкал людям в глаза и уши свою культуру и взгляды, а умел их слушать и слышать так, чтобы им было смешно. Смешного не обещаю, в остальном-постараюсь. Начну с первых впечатлений. По началу я испытал некоторый культурный шок от американского юморка, который, как человек европейский, любил только в детстве, когда обладал достаточной непосредственностью восприятия и достаточным невежеством в плане культуры и искусства. Тонкий юмор, как таковой, однако, американцам вовсе не чужд, а те, у кого сложилось иное впечатление-должны винить Голливуд с его прицелом на массового зрителя, а массовый американец действительно любит шутки, начерченные жирными штрихами и яркими красками, без намёков и полутонов. В фильме это, отчасти, отражено, и по началу я испугался, что весь юмор тут будет строится именно на этих предпочтениях. Но присмотревшись получше, я обнаружил, что Уильямс способен на большее, и это вселило надежду и желание смотреть дальше. Потом я узнал, что это не просто приключения интеллигента, изображающего простого американского повесу в чуждой и далёкой стране. Я узнал, что у фильма был сценарист. Который умел сложить дважды два. И связно рассказать об этом. Это явилось вторым культурным шоком для человека, уже успевшего привыкнуть к современному, прости Господи, кинематографу из того же Голливуда, и не ждущего многого от истории, грандиозные дыры в которой привыкли компенсировать яркой картинкой. Картинка здесь тоже интересна сама по себе, но об этом чуть ниже. Так вот, сюжет. Это довольно простая драма на тему неудачной карьеры и отношений на фоне ужасов и рутины войны, сдобренная, однако, большой порцией вышеописанного юмора для контраста. Американскому зрителю такое, и правда, не могло не понравиться. Тут и человеческие отношения, и веселье, и трагизм, и девушка, и семья, и 'Простой Парень' в центре всего этого. И, положа руку на сердце, разве нам, жителям СНГ, не близки эти образы и темы? И конечно, рок-н-ролл! Тогда, в 70е, эта музыка всё ещё многими считалась андерграундом, и всё-же с трудом верится, что в американской армии, не смотря на несомненное существование тупейших солдафонов, кто-то мог его запрещать, учитывая, сколько молодых американцев участвовало в той войне. Однако, вспоминая использование именно Вагнера для психологических атак американскими ВВС думается, что такой странный пуританизм всё-же был возможен. Так сценарист, сделав главного героя бунтарём, раскрасил его образ с помощью музыки тогдашних настоящих молодых бунтарей, хотя сам герой на момент повествования молодым уже не выглядит. Кстати о раскрашивании. Визуальный ряд фильма лично мне передаёт большой ностальгический привет. Солнечный Вьетнам выглядит не ярким тропическим раем, как его можно было представить, а блёклым зелёно-коричневым местом с полуголыми людьми, (не считая, пожалуй, девушек в красивых традиционных платьях или 'современных' блузках и юбках) живущими в неблагоустроенном крестьянском быту, со старыми машинами времён колониальной Франции, глиняными печами, на которых готовится экзотическая еда, пар от которой заволакивает улицы с небогатой современной архитектурой, выстроенные из глины, дерева и бетона, не считая древних сиамских храмов в джунглях, и совсем уж бамбуково-соломенных деревенек на окраинах. Американская сторона дела, само-собой, представлена постоянными вставками тяжёлой работы и бытовухи, которой во многом и является война. Эту сторону боевых действий почти всегда скрывают от зрителя, ибо в ней, как считается, нет той остроты и драматизма, как в самих пострелушках с врагами. Однако, здесь она пришлась как нельзя кстати. Внимание к деталям и реализм не в ущерб повествованию-это редкость, заслуживающая уважения, за это-низкий поклон. Пару слов об игре актёров. Я в этом не великий эксперт, но персонажам верится безоговорочно, за исключением, пожалуй, Уильямса. И тут, как ни странно, дело не в том, что играет он плохо. Такова специфика самой его игры, её, так сказать, правила. Его проявления в кадре естественны, но сам способ их подачи через традиционные для всё того же американского восприятия ужимки и попытки поддерживать образ 'весёлого парня', который, если подумать, вовсе не обязан пытаться быть весёлым, когда ему хреново, немного портит впечатление. Иными словами, тут есть пара моментов, когда игра 'на образ' идёт в разрез с игрой 'на реализм'. В остальном же картина целостная и глаз не режет, в отличие, опять же, от сегодняшнего кино. В завершение хотелось бы сказать, что данный фильм показал мне американский юмор, американский военный быт и эпоху 70ых в целом так, как её редко показывают в кино. Отдельное спасибо Робину Уильямсу за его интеллигентность и умение сгладить острые углы между культурами не только в фильме, но и между мной, как зрителем фильма, и его авторами. Мир ему. 8 неполиткорректных шуток из 10.
К войне во Вьетнаме возвращаются, когда желают снять серьёзное кино, которое назовут великим лет через пять-десять, а то и сразу. 'Взвод' Оливера Стоуна 'Апокалипсис сегодня' Фрэнсиса Форда Копполы, 'Цельнометаллическая оболочка' Стэнли Кубрика, 'Военные потери' Брайана де Пальмы... Список велик, и безвестных постановок в нём немного. Но Барри Левинсон не по таким фильмам специалист, он может немного повзрывать, заставить зрителя пустить слезинку, но открыто подчёркивать очевидную истину, что война - это ад, не станет. Но и без этого фильму получаются задушевные, как 'Человек дождя'. Радио - единственная отдушина для солдат на войне. Письма приходят редко, а телевизоры в то время, да и сейчас, с собой не очень-то потаскаешь. В общем, невидимыми героями были дикторы, но бубнить список новостей - дело скучное. И его здорово разнообразил Эдриан Кранауэр, прибывший в Сайгон из Греции. Мало того, что он будит страну криком 'Доброе утро, Вьетнам', но и готов заполнить эфир разными голосами, к каждому подобрав некий образ и характер, а также ценит он современную рок-музыку. В общем, почти по каждому предпочтению переходит дорогу старшим по званию. Войсковое начальство в демилитаризованной зоне в отличие от рядовых юмора не понимает, то есть понимает, но сугубо солдатский. И рады они избавиться от диктора, готового читать неофициальные новости. А Эдриан сам напрашивается на неприятности своими словами, а также попыткой подружиться с местным населением, хотя и не все его новые знакомые на деле оказываются безобидными. И Эдриану придётся посмотреть на кровь, на огонь, услышать крики и стоны, представить, как чувствуют себя солдаты. Устал он от радостных восклицаний на радио, и лишь хоровая просьба обычных парней, присланных во Вьетнам, показывает ему, какое благое дело он творит. Что ж, Робин Уильямс чаще всего играет именно в комедиях, по этому фильму почти сразу станет ясно, по какой причине. Он так неподражаемо валяет дурака в эфирной студии, что его энергетику не удерживают кинескоп телевизора или жидкие кристаллы монитора, она прорывается и захватывает человека смотрящего. Настолько, что даже фрагменты мирной вьетнамской жизни (перемежаемые с армейскими катерами, внедорожниками и вертолётами) заставляют внутренний голос требовать 'верните диктора к микрофону!' Кстати, в фильме 'Доброе утро, Вьетнам' и на Фореста Уитакера можно посмотреть. В то время 'последнего короля Шотландии' мало кто знал, поэтому ему дали роль толстого рохли с глуповатым смехом, но верного в дружбе. Впечатление от просмотра испортил лишь русский язык. К тексту замечаний почти нет, но вот дублированные голоса на нашем ТВ неестественные, а потому отвратные. Впрочем, DVD решает эту проблему, ведь всегда можно несколько раз щёлкнуть мышкой или кнопками пульта, чтобы услышать 'Gooood Moorning, Vieeetnam!' 9 из 10 [По-разному понимают дружбу Восточный мир и Западный]
Замечательнейший фильм Бэрри Левисона. Действительно правдивые зарисовки о войне. И хоть фильм рассказывает не о передовой, а о действиях в глубоком тылу, всё равно чувствуется дух войны которая никому не была нужна. Фильм рассказывает о популярном диск-жокее Эдриане Кронауэре, который был отправлен радиоведущим в Сайгон. По сути нам показывается небольшой эпизод из быта военного радио, но как ни странно этого достаточно. Фильм полностью погружает в атмосферу того времени. Робин Уильямс прекрасно сумел создать образ беспечного шутника обладающего добрым сердцем и трезвым взглядом на окружающую действительность. Образы военного начальства конечно же гиперболизированы, но показывают нам как далеко могла зайти цензура даже в якобы демократическом государстве. Сами вьетнамцы показаны обычными людьми, пусть и обладающими отличным от нас менталитетом. И если вести себя с ними как с равными можно преодолеть кризис непонимания, что и делает главный герой. Отдельно хочется сказать о музыке. Все композиции действительно были написаны в то время и стали популярными как раз на фоне антивоенных демонстраций. Их действительно запрещали официальные власти, но любили простые люди. Так что это один из немногих фильмов где музыкальное сопровождение полностью соответствует эпохе. Да и сами по себе эти песни просто замечательны. Так что 'Доброе утро, Вьетнам' классный и очень честный фильм. Местами комедия, местами драма, местами просто жизнь. 7 из 10
Применение радиоволнам, которые открыл и Попов, и Маркони (а о том, кто был первым - спорят до сих пор), нашли самое разное, но в основном, конечно, это радиоприёмник, способный принимать эти радиоволны, по которым передают музыку и вообще всё, что угодно. Так родилась радиоиндустрия. А с появлением и распространением интернета она получила дополнительное развитие, но об этом как-нибудь в другой раз. Так вот, на дворе 1965 год - это время начала активного вмешательства Соединённых Штатов Америки в дела далёкой азиатской страны. Новоприбывшие солдаты вынуждены привыкать к местному климату, укладу жизни и пока отсутствию каких бы то ни было серьёзных событий под старую поп-музыку и одобренные цензурой, а потому скучнейшие, новости по радио. Но вот сюда на должность DJ радиостанции 'Сайгон' переводят Эдриана Кранауэра (пожалуй, одна из лучших ролей Робина Уильямса) - человека в высшей степени добродушного, открытого и с прекрасным чувством юмора, который буквально взрывает эфир своим нестандартным поведением, шутками и музыкой (рок-н-ролл всё-таки), зарабатывая искреннюю любовь солдат и ненависть непосредственных начальников. Вообще это поразительно доброе кино о войне во Вьетнаме. В нём есть сходство со старыми французскими комедиями (не зря в фильме упоминается Луи де Фюнес), что придаёт некоторого колорита происходящему. По жанру же это трагикомедия, и пусть здесь драматическая составляющая не очень сильная, но пейзажи жизни вьетнамских граждан (особенно трущоб) могут впечатлить, и главное же в 'Доброе утро, Вьетнам' - это шутки Кранауэра, то есть комедийная составляющая, которая сделана поистине здорово! В итоге: всем поклонникам творчества Робина Уильямса нужно обязательно иметь этот фильм в коллекции. Да даже если вы просто любите комедии с вкраплениями драмы, то ознакомиться стоит! 'С вами был Эдриан Кранауэр - яркое дополнение к сухим новостям радио Сайгон' (с)