Что мы знаем о демонах? Благодаря многочисленным низкобюджетным фильмам нам известно, что демоническая сущность это очень злой, очень продуманный, и очень чуткий оппонент. С ним нельзя договориться, можно только следовать его воле полагая, что исполняешь свою собственную. Как бы не так. У темного мира всегда есть план на случай если, один преисполненный благих намерений психиатр захочет вынести вердикт несправедливо осужденному. Такие дела. В камере для допросов свежо и просторно. Только заключенный бледен, и откровенно глумиться над посетителем. Больше правда над его атеистической позицией. Диалог им предстоит долгий и увлекательный. Сразу скажу,- получил удовольствие от вида побитого жизнью и одержимостью Шона Патрика Флэнери. Хоть он и погряз по горло в категории Б, но эту самую категорию тянет на ура. Диалоговая дуэль под руководством Нефариуса,-эксцентричного демона получилась одновременно лекционным материалом, и наглядным пособием по азам дискуссии с нечистой силой. Начнем с того что сам демон не ограничен стандартным набором пугалок, а предстает скорее тонким троллем, и жертвой разоблачения служат не греховные поступки Нефариуса, а внезапно жизнь лечащего психиатра. И эта интрига понятна, ведь на то он и демон чтобы проникать в потаенные уголки собеседника. Доставляет то как это двигает сюжет. Получился стопроцентно диалоговый триллер. Мы не переместимся за пределы камеры для допросов. Зато полностью погрузимся в тонкости мировоззрения потустороннего существа, и узнаем как обстояли дела во время мироздания. А еще вдоволь насладимся раскрытием вопроса праведности, в кавычках. Неожиданным образом фильм меня удивил. Ведь как писал Джо Хилл,- «Порой блуждая среди зарослей дешевых ужасов ты встречаешь цветы необыкновенной красоты.» Можно сказать что Нифариус это как раз такой цветок. Снято дешево, но любящими руками.
Наверняка описание фильма вас заинтересует и наверняка придется вглядываться в человека в оранжевой робе, называющему себя Нефариусом, чтобы понять, что это Шон Патрик Флэнери... Итак, доктор Джеймс Мартин (Джордан Бэлфи) приезжает в тюрьму для того чтобы заключение: вменяем ли серийный убийца, приговоренный к казни? Она (казнь) должна состояться поздним вечером и у доктора есть несколько часов, чтобы в диалоге с маньяком, именующим себя Нефариус и утверждающим, что он — демон, чтобы понять: заключенный — псих и поэтому величает себя Демоном или же он таким образом пытается хоть как-то отсрочить собственную казнь? Все дело в том, что сам доктор Джеймс Мартин должен был находиться в этот день в совсем другом месте, ведь с прежним врачом, который и должен был проводить обследование убийцы, кое что произошло… Съемки фильма были сопряжены с многочисленными проблемами. Вряд ли стоит искать в этом какой-то демонический смысл, но все же проблем у создателей «Нефариуса» было много. Проект был на грани закрытия, во время съемок произошло 9 автомобильных аварий с теми, кто так или иначе был связан с фильмом, по слухам — умер звукооператор, во время урагана с одного из зданий, где проходили съемки сорвало крышу, а у присутствовавшего как консультант на площадке священника-экзорциста лопнул аппендицит... Возможно, что все эти факты напускные и создатели намеренно окутали свое зловещее детище такими байками, чтобы привлечь дополнительное внимание прессы и зрителей. Все таки фильм не сказать что обладает солидным бюджетом и не слишком активно рекламировался. Но может все это и правда, и тогда сторонники различных демонических теорий могут всерьез полагать, что кино на подобную тему просто обязано было стать «проклятым»… В отличие от большинства фильмов про одержимых злыми духами людей, «Нефариус» уходит от устоявшихся рамок и предлагает зрителю чуть более изощренное зрелище. Нет, не в плане именно происходящих событий, а в том смысле, что здесь якобы одержимый Демоном человек, добивается того, к чему он стремится, за счет слов и не более. Здесь нет стенаний больного, нет изрыгания желчи и длинных молитв священника, никто ни в кого не брызжет святой водой и кресты на стенах не переворачиваются. «Нефариус» добавляет остроты именно за счет длинных монологов одного из главных героев. Его слова жалят довольно больно, они бьют в сердце и сделав в нем брешь, Зло все глубже и глубже забирается в человеческое нутро, получая в конечном счете все, что нужно… Тонкое и нескончаемое давление Зла в конечном итоге заставляет жертву тратить силы и опустить руки. Вот почему короткий диалог в фильме... - Я не знал, что участвую в драке. - Вот почему ты проигрываешь. ...имеет такое важное значение. По словам экзорциста Гэри Томаса, чей опыт ученичества у другого экзорциста лег в основу фильма «Обряд» с Энтони Хопкинсом, этот фильм оказался максимально реалистичным в плане одержимости бесами из числа тех, что ему доводилось видеть... Естественно, что немаловажную роль в этом играет тот, кто воплощает образ одержимого. Шон Патрик Флэнери, считающий этот фильм одним из лучших в своей карьере, преподносит своего героя идеально. Шикарная игра в перевоплощение от забитого/затюканного/затравленного уголовника, ожидающего смертной казни в дерзкого/словоохотливого/наглого/коварного/жестокого Нефариуса (сохраняющего человеческое обличье) просто изумительна. Давненько не приходилось видеть разносторонней игры от одного актера в пределах одного фильма, но «Нефариус» - это как раз тот случай. Возможно вы будете утомлены большим количеством диалогов, ведь помимо комнаты, где развиваются события, здесь мало других локаций, мало героев. Однако диалог тем и интересен, что в нем участвуют двое и крайне важно не только смотреть на то, что происходит на экране, но и слушать все то, о чем говорят доктор Мартин и Нефариус. КСТАТИ Чтобы понять кто есть на самом деле человек в оранжевой робе — сошедший с ума маньяк или Демон, можно взглянуть на его прическу. Некоторые из торчащих на лбу волос, если всмотреться, образуют некое подобие...рогов?! Попробовать разглядеть их можно к примеру в сцене со священником, приходящим в помещение, выделенное для беседы Мартина и Нефариуса… Конечно, не следует полагать, что очертания рогов сразу бросятся в глаза. Но если присмотреться — определенные контуры можно рассмотреть. Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 7 из 10
Их там не Легион, конечно. Одного Нефариуса вполне достаточно, чтобы Эдвард Уэйн Брейди совершил несколько убийств и оказался наедине с доктором Джеймсом Мартином, атеистом-психиатром, который будет решать вопрос о вменяемости Эдварда на перекрёстке судьбы с направляющим столбом «электрический стул – лечение». Диссоциативное расстройство, все эти альтер-личности или… Что их страшит? То, что может соорудить плотник, но фильм не об этом. Чему они радуются? Нефариус радуется, когда Джеймс говорит, что сам будет решать, как ему жить. Что их приводит в состояние восторга? То, что показано в сцене с обратным отсчётом. 5, 4, 3, 2, 1. Наслаждение пронизывает всё существо Нефариуса. Ликование победы. Будто ещё один мяч в ворота противника, и кто-то из твоих корешей сделал голевую передачу. А безмозглый игрок противника забил в свои ворота. Что их веселит? Как по мне, то фильм как раз об этом. О словах. Об умных словах. Иногда на латыни. Они выходят из существа Нефариуса, из уст Эдварда, гулко отражаются от стен слабо освещённой тюремной камеры (откуда пошло выражение «камерное кино»?), проникают в голову Джеймса и иногда вылетают через другое ухо, порой же застревают где-то между профессиональным и личным, а личное реагирует стрессом, недоумением, злостью. Да, фильм как раз об этом – «ассоциация профессионального и личного, или какими словами мутная альтер-личность собеседника может докопаться до вашего нутра». Профессиональное хочет узнать правду – для этого он сюда пришёл. Оно опирается на свои слова: «свобода», «грамотность», «терпимость», «плюрализм», «диссоциативное расстройство», «зло – это социальный конструкт», «эвтаназия». Нефариус смеётся – фиговые листочки профессиональных слов быстро заканчиваются, а умных слов ещё очень много, и они тяжелы, как стрелы… Профессиональное уже видит правду. Личное разбухает, мечется в клетке подобно осуждённому, впитывает стрелы вновь и вновь. Отдаю должное Джеймсу, он держался крайне хорошо. Выборка из 11 рецензий критиков. Две положительные, одна холодно-нейтральная, восемь резко отрицательных. Последние сыплют профессиональными словами Джеймса: «манипулятивный мусор», «культурная война против вольнодумца», «нетерпимый и деструктивный деспотизм», «бесчувственные правые взгляды». И, конечно, «спорные медицинские процедуры». Если кто-то движется, а вы словами или действиями делаете так, что больше не будет двигаться, то это называется убийством. Это просто. Не смешное для Нефариуса «прерывание беременности», не «спорные медицинские процедуры». Это убийство. Не ужасы, не триллер. Фильм о правильных словах. Их здесь было всего четыре. 7 из 10
Опытный психиатр Джеймс Мартин навещает опасного преступника, в день его казни, для проведения экспертизы на предмет дееспособности. В ходе мероприятия становится очевидно, что преступник далеко не так прост, как Джеймсу показалось в самом начале. Психологические игры в «кошки-мышки» между полицейским и преступником, психиатром и пациентом, и множеством других людей самых разных сфер профессиональной деятельности, в кинематографе, на мой взгляд, прочно заняли первенство по степени саспенса, нежели чем в литературе. В исполнении профессиональных актеров, под контролем прирожденного режиссера, - эти «игры» поистине завораживают, практически полностью приковывая внимание к экрану. В этот раз такая игра завязана на враче, проводящего исследование психики преступника, в отношении себя плотно закрепившего звание «гениального ума». Игра идет своим чередом, шаг за шагом меняя роли людей, что, конечно же, говорит об использовании шаблона: «Кто в итоге кошка, а кто мышка?». В абсолютном большинстве случаев данный шаблон использовался во всех фильмах с подобной формой сюжета, что, в общем то, выглядело логично, поскольку такова главная фишка «кошек-мышек», но очень немногие фильмы могут похвастаться дальнейшим развитием, поскольку люди менялись «ролями», действие накатывало саспенса, доходило до кульминации и, в итоге, - развязки (с дальнейшим эпилогом либо без него). В этом отношении «Нефариус» нельзя отнести к тем самым немногим фильмам. Однако за предложенным фильмом развитием действия все равно интересно наблюдать с неугасаемым внимание. Ведущие актеры сыграли великолепно, безусловно. Режиссура фильма также довольно крепка. Главный просчет – в сценарии, слабой операторской работе (включая манипуляции с освещением), финальном монтаже. Такая история могла бы «выстрелить» далеко дальше за счет проработки слабых мест, но кто знает, быть может бюджет у авторов был действительно довольно ограничен. Как несильно зависимое кино можно смело оценить фильм на 7 из 10