Как оценить современное искусство? Вопрос, на который фильм Николь Паон пытается дать развернутый ответ. За ширмой криминального кино об аферистах прячется увлекательное и смелое размышление о скрытой от большинства жизни деятелей художественных галерей и коллекционеров. Каждый художник вкладывает в свои творения личные переживания и тревоги, пытается высказаться, но чьи-то произведения при этом стоят миллионы, а иные пылятся в самом тёмном углу маленькой съемной квартирки. Так как же определить истинную стоимость картины? Яркостью передачи мысли? Оригинальностью идеи? Отточенной техникой? Всё это не имеет никакого значения. Куда важнее - возможности и смекалка того, кто картины продаёт. Способность поднять шумиху, создать искусственный дефицит, придумать красивую историю перевешивает таланты автора. Фильм рассказывает о ловком криминальном дельце в исполнении неподражаемого Самуэля Л. Джексона, который придумывает гениальный план по отмыванию денег, полученных за заказные убийства, путём продажи картин через небольшую художественную галерею. Почему план гениальный? Да потому что никто не в силах доказать, что цена за произведение искусства завышена. Ну захотел какой-то эксцентричный коллекционер выложить полмиллиона долларов за картину неизвестного автора, так кто ж ему запретит? Осталось только найти этого автора. А зачем далеко ходить и привлекать в схему лишних людей? Пусть сам киллер и рисует эти картины. И всё бы было ничего, но хозяйка галереи (Ума Турман) слишком хороша в своём деле, поэтому умудряется сделать незадачливого убийцу настоящей сенсацией мира искусства, за картинами которого начинают охоту богатейшие коллекционеры планеты. Ситуация неожиданно выходит из-под контроля криминального синдиката и уже не понятно, кто в чью игру играет, и какой найдётся выход из этой заварушки. Не стареют душой ветераны! Ума Турман прекрасна в своём образе уверенной в себе бизнес-леди. Она всё ещё способно и очаровать кого угодно, и поставить на место любого задиру. Особенно ярко она проявляет себя в сценах общения со своей конкуренткой. Их персонажи пересекаются несколько раз и каждый раз смотреть на это скрытое противостояние доставляет истинное удовольствие. Самуэль Л. Джексон в своём привычном образе хитрющего весельчака-добряка всегда готов прийти на помощь главным героям в их стремлениях к лучшей жизни. Также запомнился персонаж стажёрки-помощницы главной героини по художественной галерее, который добавляет изрядную долю юмора и непосредственности в происходящее на экране. С технической точки зрения всё снято на высшем уровне, монтаж достаточно динамичный, картинка приятно радует глаз яркими красками (всё-таки для фильма об изобразительном искусстве это важно), музыкальное сопровождение особо не запомнилось, но и просмотру не мешало, органично нагнетая напряжение в нужные моменты. Фильм вышел по современным меркам не длинный, чуть больше полутора часов, но этого вполне хватает на раскрытие сюжета. Пожалуй, в середине даже слегка стала провисать динамика, хотя может это было сделано специально, чтобы дать зрителю чуть расслабиться перед финальным рывком. Картина глубоко погружает зрителя в мир художественного бизнеса, показывает его неприглядную подноготную, обнажает всё лицемерие и искусственность человеческих отношений. У создателей получилось серьёзный фильм, несмотря на кажущуюся лёгкость и обилие действительно смешных шуток (даже выбор псевдонима для главного героя не может не вызывать улыбки). Прекрасная игра актёров (имена говорят сами за себя) и отличная задумка держат внимание зрителя до самого конца и создают именно ту тяжело поддающуюся описанию магию кино, за которую мы так любим этот вид искусства. Фильм наверняка понравится как персональным фанатам Робертс и Джексона, так и любителям криминальных драм. Оказывается можно ещё найти современное интересное кино без однополой любви в кадре и оголтелой феминистической повестки.
Вряд ли 'Искусство по понятиям' вызвало бы у меня интерес, если бы в касте не значились Ума Турман и Сэмюэл Л. Джексон. Рассудив, что в шлаке сниматься они не будут, я купил билет. Я оказался и прав, и неправ. Прав - потому что шлаком фильм назвать ни в коем случае нельзя. Неправ - потому, что, купившись на громкие имена, заранее выдал фильму огромный кредит доверия и ждал от него чуть ли не хитросплетений уровня Гая Ричи. В целом, легко представить, что ленту с подобным сюжетом вполне мог бы снять вышеупомянутый режиссёр. Криминал, завязанный на некой афере - это прям его тема. Но там, где Гай Ричи насытил бы фильм интересными персонажами, остроумными диалогами и внезапными поворотами, Николь Паон выдаёт весьма базовые, стандартные вещи, которые дотягивают фильм до уровня 'смотрибельно', но никогда не закинут на вершину Олимпа и не сделают легендарным. Самым интересным персонажем здесь оказывается вовсе не владелица картинной галереи Турман и не мафиози под прикрытием булочника Джексон, а киллер в исполнении не самого известного актёра Джо Манганьелло. Профессиональный убийца, который погружался в афёру с неохотой, внезапно обнаруживает в себе со временем изменения, побуждающие пересмотреть взгляды на то, чем он хочет заниматься в жизни. Несмотря на небольшую продолжительность, 'Искусство по понятиям' не из тех фильмов, о которых можно сказать 'Посмотрел на одном дыхании': напротив, местами действие буксует, развивается довольно нудно, хотя я и не могу сказать, что здесь совсем нет увлекательных сцен. В качестве плюса могу засчитать фильму то, что за развитием истерии вокруг нового молодого художника наблюдать интересно; к тому же, здесь содержится очень неплохая сатира на то, по каким критериям оценивается искусство современными коллекционерами. Видно, что Паон, для которой это всего лишь второй фильм в качестве режиссёра, пока ещё учится, набивает руку. В ней есть определённые задатки, но на данном этапе их всё же недостаточно, чтобы сделать зрителю по-настоящему интересно на протяжении всего фильма, а не эпизодами. 6 из 10