Пейзаж с невидимой рукой: отзывы и рeцензии

Chekist-42
Chekist-4220 октября 2023 в 18:32
Стандартизация критики современности.

Пытаясь начать писать обзор на \'такие фильмы\' всегда задаешься вопросом с чего начать, ведь хочется начать с глобальной проблемы, но как начать с проблемы которая не сформулирована. А \'такие фильмы\' это какие? Фильмы ярко показывающие проблемы общества потребления, капитализма и постмодерна, но не дающие ответов как эти проблемы решать или даже не пытающиеся эти ответы искать, сводя весь моральный урок фильма в конце в банальное многозначительное молчание. Вы же не глупые, раз увидели критику современности в фильме, значит и моральные выводы сами для себя сделаете. Интересный подход и очень удобный отказ от ответственности. Подобный шаблон прослеживается уже очень продолжительное время и из ярких представителей похожего кино можно выделить: \'Не смотрите наверх\', \'Игра в кальмара\', \'Бегущий по лезвию\'. Можно было бы порассуждать почему такой паттерн существует? Это страх перед открытой конфронтацией с текущей парадигмой общественного договора в странах золотого миллиарда или просто постмодернисткий прием, скрывающий некомпетентность или страх перед формулированием первопричин, которые создают ситуации, подвергающиеся критике в фильме. Можно, но я не буду это делать, ведь это рецензия на конкретный фильм, а не на глобальную проблему которая не сформулирована еще раз, уже в 21м веке. И раз так, то пора обозначить, что конкретно хорошего в этом художественном произведении и тут действительно есть на что посмотреть. Отличный юмор базирующийся на том, что США представлена как банановая республика, а инопланетяне как колонизаторы, несущие на себе \'бремя белого человека\'. Самоирония - это всегда хорошо, но когда она подкреплена действительно смешными ситуациями от которых тянет ржать, как лошадь, а не просто грустно улыбаться - это действительно оставляет положительное впечатление от фильма. Но кроме юмора, увы, фильму удивить нечем. Это такая же незаконченная описательная повесть современности без попыток решения проблем, которые очень смешно простебали и намеренно сделали главных героев картины не способными даже задуматься о том, как выйти из ситуации, в которой они оказались, и будут вынуждены оказываться в подобных ситуациях и дальше. Может быть в этом и есть смысловой посыл таких картин. Отсутствие развязки и есть развязка, показывающая, что люди еще не способны сформулировать решение тех проблем, которые их так волнуют в 21м веке. Несмотря на то, что в начале 20го века на них ответили, пусть и не всё, но зато всем всё было ясно, почему ответ был именно такой. Казалось бы отличный вывод, на котором можно остановиться и органично завершить это словоблудие, но я вдруг вспомнил, что есть альтернатива, раньше казавшаяся мне просто смешной в своей абсурдности. Фильмы Уве Болла, гораздо лучше, чем это произведение в частности и критики современности в целом. Потому что они показывают пути решения, а точнее всего один из способов решения. Да, у старины Уве всего лишь один способ решения во всех фильмах, но он там есть и именно поэтому, они лучше.