Во время второй мировой войны группа шотландских военных во главе с подполковником попадает в плен к японцам. Те отправляют их в лагерь в джунглях и заставляют строить железную дорогу. Условия содержания ужасные. Обращаются с пленными, как со скотиной, потому что люди, сдавшиеся в плен, согласно японскому кодексу бусидо, - это жалкие трусы и предатели. Некоторых за дерзость убивают на месте. Пленные предпринимают попытки к бегству, но из джунглей бежать некуда, поэтому это чистое безумие. Их даже охраняют не так строго. И приходится им работать на строительстве дороги до тех пор, пока Япония не капитулирует. «Последняя война» - типичный военный фильм, акцент в котором сделан на бесчеловечности в данном случае японцев. Он пестрит стандартными приемами, которые в таких фильмах используют уже десятки лет. Когда пленных только привозят в лагерь, их непременно подталкивают ружьями в спину. Обязательно показывают всяческие унижения и озлобленность самих пленных в том числе и друг на друга. Драки за еду. А потом, разумеется, примеры мужества и взаимной поддержки. Чего стоит эпизод с солдатом, взявшим на себя вину другого, и за это в прямом смысле распятого на кресте. Даже не знаешь, верить ли в это. По-видимому, все фильме изображено близко к реальности и литературному первоисточнику, но в итоге он получился чересчур типичным и предсказуемым. Хотя насчет близости к реальности могут быть и сомнения. Например, откуда в лагере скрипка, на которой играет один из солдат во время коллективного музыкального исполнения? Или книги, по которым занимается организованный в лагере кружок по изучению философии и литературы? Не более чем элементом джентльменского набора выглядят также рассуждения одного из героев о любви к врагу. Эта парадоксальность чувств описана многими имевшими военный опыт, но в данном фильме она выглядит очередным стандартным атрибутом образа солдата. Такие фильмы, безусловно, необходимо снимать. Но их дидактичность заведомо предполагает неискушенного зрителя. «Последняя война» - прямолинейный и неумный фильм, не имеющий ни подтекста, ни второго дна. В нем соблюден классический баланс типичных приемов, где есть место и героизму, и предательству. И, конечно, обязательному гуманистическому выводу, который, вероятно, содержался еще в замысле картины и стал двигателем съемок. Все это придает фильму черты банального откровения о войне. Необходимого, но все-таки банального.
Война почти закончена, только Япония отказывается капитулировать. И война продолжается... И шотландские солдаты, проиграв битву, попадают в плен. Откуда не выбраться, потому что они в джунглях Таиланда. И потому что идти просто некуда. Это один из тех фильмов, когда название полностью осознаешь на последних минутах фильма. Так ясно и четко, как озарение. Последняя война. В конце картины настолько красивый, грустный и величественный момент, что у особо впечатлительных пробивает слезу. Я прямо сегодня обязательно посмотрю концовку еще раз. Но это все неважно, потому что даже мое описание выше создает неверное представление о фильме. Он особенный, потому что не о солдатах, которые жертвую собой ради государства, ненавидят и убивают врагов. Хотя да - конечно именно об этом в том числе, о чести и справедливости. Но главное - в другом. В том, что война закончится не тогда, когда объявят и будут подписаны бумаги. Она заканчивается в сердцах и в сознании людей. Когда люди сложат оружие и перестанут воевать. Обычно показано, как важно отдавать себя ради уничтожения врага. А те, кто отказываются воевать - по религиозным или еще каким-то причинам - предатели. Но в библии написано - возлюби ближнего своего. Главный вопрос: а кто твой ближний? У него спросили, а Иисус привел в пример притчу, где ближним оказался попавшему в беду человек из вражеского народа. Несколько позже Иисус говорил, что любить надо и врага своего, это и есть настоящая любовь, ведь нет ничего особенного в том, чтобы любить тех, кто к нам добр. Наш ближний - любой. ВСЕ люди. В том числе враги. Довольно странно, да? Но в фильме о войне поднимается именно эта тема. Именно люди решили положить конец войне. И она закончилась. Для них она закончилась раньше, чем Япония сдалась. Йен, герой Карлайла - я его понимаю. Он - классический, преданный солдат. Такими солдаты и бывают на войне. Свято ненавидят врага. Их так воспитывают. Есть мы, а есть - враг. И его надо уничтожить даже ценной собственной жизни. Он как всегда играет задиру. Очень хорош в своей роли. У главного героя, Эрни, лицо умственно неполноценного. Знаю-знаю, многие очень любят этого актера. В любом случае, у меня положительные эмоции и от его игры, и от его образа. Так же как и от единственного в их обществе американца - его история одна из самых ярких. В фильме жестокие вещи показаны, и страшно, что это все - реальные события. Эта железная дорога и правда построена на трупах белых людей. И такая атмосфера и была в тех лагерях. Но идеология фильма мне очень понравилась. Это мое мнение, меня тоже никакая преданность государству не заставит убивать. И здесь это озвучено. Что враги - тоже люди. Кто их назвал врагом? Они - ближние. Правда в том, что в войне правды нет. 'Истина война размыта кровью' (с). Фильму жирный '+'. Однозначно. 10 из 10
Душевная история про военнопленных во времена второй мировой войны, наполненная страданиями и библейским смыслом. То, что испытывают солдаты 93'его полка Шотландской армии, нельзя передать словами. Фильм переполнен сценами братского духа и религиозных страданий. При просмотре этого фильма я не мог остаться равнодушным к тому, что делает юный Эрнест, главный сподвижник к религиозному пути отмщения врагу. Все эти истязания, переживания, голод, жажда, сухие губы, грязные лица, истерзанные ступни, руки с глубокими ранами, от этого всего у меня перехватывало дух и сушило во рту. Фильм заставляет задуматься о том, что больше не надо никакой войны, и если ты образован и самодостаточен, война тебе ни к чему. (c) brokkoly 10 из 10
Фильм основан на автобиографии капитана Эрнеста Гордона «Through the Valley of the Kwai». Вторая мировая война. Шотландский полк оказывается в плену у японцев, в концлагере, расположенном в непроходимых джунглях. Это красноречивый рассказ об ужасах войны и плена. Но прежде всего о том, как легко потерять человеческое лицо, попав в столь бесчеловечные условия. Есть ли дело до Шекспира людям измученным жаждой и голодом? Есть ли им дело до философии и этики? Это фильм о силе духа и надежде, которую герои черпают в разном – кто-то в отчаянной борьбе, а кто-то в столь же отчаянном смирении. И тем острее осознаются те фундаментальные идеи, которые лежат в твоей истории и культуре. Когда истины, о которых, читал лишь в книгах – теперь записаны кровью твоих боевых товарищей. 9 из 10
Суровый фильм. И самое страшное то, что здесь показана правда. Все было если не так, то максимально приближенно. И чем этот фильм отличается от фильм про древний Рим, где были рабы, где была жестокость и вонь, где не было никаких правил? Очень печально и тяжело было смотреть это кино, но пришлось выдержать почти 2 часа. Сюжет, как я уже упоминал, сходен с древнем Римом, в частности, с рабской тематикой. Просто идентично. Но среди данных персонажей, увы, Спартака, который устроил бы восстание, не нашлось. Конечно, были попытки, но все безуспешно. Концовка закономерная и суровая, как и ожидалось, исходя из темпа фильма. Актерский состав - жирный плюс. Особенно хочется выделить Марка Стронга и Кифера Сазерленда. Они отлично играли. Главный герой был уныл со своими убеждениями, но все-таки, прав. Учеба - это то, что делает нас людьми... «In a jungle war of survival, they learned sacrifice. In a prison of brutal confinement, they found true freedom.»