Очень серьёзный философский двухсерийный (судя по всему, телевизионный, поскольку такую нагрузку для мозга в течение более 2-х часов экранного времени выдержать очень тяжело) фильм Литовской киностудии. Экранизация романа, что чувствуется с первых минут, очень литературная и очень театральная. По большому счёту это продолжительный временной диалог-конфликт двух мятущихся, блуждающих и заблуждающихся тамошних интеллигентов в исполнении (без преувеличения) великих литовских актёров Будрайтиса и Адомайтиса (подумалось, что до полной 'обоймы' 'звёзд' не хватает ещё Баниониса и Масюлиса, которые прекрасно смогли бы сыграть 'красного партизана' и главу гестапо). И вот на протяжении всего фильма эти двое (один как бы ярый националист и литовский государственник, подавшийся в полицейское начальство и служащий фашистам 'во имя независимости и свободы Литвы', другой- не поймёшь кто, размазня какая-то, не верящая 'никому, кроме себя', явно не служащая новым властям и явно не на стороне партизан) выясняют отношения друг с другом и сами с собой, ссорятся по трезвянке и мирятся по пьянке, любят одну женщину и т.д. ...А тем временем идёт война, на фронтах и в партизанских лесах идут бои, русские и литовцы гибнут за свободу- от фашизма! А тем временем два совершенно гнилых интеллигента либо творят зло, либо ничего не творят и начинают вызывать к себе отвращение... Вот и закрадываются в голову мысли: а зачем было весь этот огород городить, сочинять роман и снимать кино о таких 'глобальных' метаниях и шатаниях никчёмных людишек? Зачем-то надо было... И роман написали, и фильм по нему сняли, совершенно не в русле 'политики партии и правительства', с вяленькими оправданиями установления Советской власти в опять 'присоединённой' к Российской империи (теперь уже- СССР) Литве (за меньшие 'грехи' не выпускали на экран 'Проверку на дорогах' Германа и третировали 'Восхождение' Шипитько, а тут явная 'безыдейщина', и ничего, 'прибалтам можно', это другой мир...). Повторю давно высказанную мысль: а может, и вправду не стоило России связываться с этой самой Прибалтикой, абсолютно нам чужой, чуждой и враждебной, где потомки главных героев особенно актуального сейчас фильма 'Потерянный кров' правят своими суверенными странами, по-прежнему ненавидя русских и прославляя 'подвиги' 'лесных братьев' и 'борцов' из спецбатальонов и 'ваффен СС'? Думайте, господа-товарищи, думайте! И смотрите фильм, который сам по себе очень даже художественный. 8 из 10