Конечно, 'Белорусский вокзал' уже не снять - эпоха совсем другая, гораздо более грязная и неоднозначная. И сама война, и 90-е, и представления об этом людей - всё слишком запутанно. Тем не менее, не была война эта захватнической, цели были благие, а как уж получилось, где остановились и почему - история рассудит. Главное же - правильные слова в фильме сказаны: как бы ни решили наверху, солдаты - не ошибка, и медали их, и подвиги, и смерти - не ошибка, и достойны уважения. Фильм такой нужен был, и хорошо, что он снят. Да, он не совершенен, но и не плох. Молодые достаточно достоверны в своих характерах, каждый в своём, пожилые похожи и на людей в принципе (а не на персонажей), и на самих себя в молодости. Несколько затянутых длинных планов, непонятно зачем нужная линия с девушкой Аней, слегка нелепый заезд в банк, потерянные 20 лет Калягина (тогда как по остальным всё более-менее ясно), скомканный финал - это всё недостатки, на которые можно не обращать внимания, потому что в кино есть главное - сердце отзывается на этих людей.
Хороший фильм. Веселый, душевный и одновременно грустный. Некоторые поругают картину за то, что это калька Советской картины “Белорусский вокзал” 1970г. – не спорю, так и есть, но совсем не против посмотреть качественную адаптацию о нашем времени. Фильм затронет тему 90-ых и чем они были для каждого из героев, сложность отношения к Афганской войне в обществе, разбавляется драма нашим временем, когда постаревшие герои много шутят и попадают в несуразные ситуации. Вроде малозаметный для рядового зрителя, но крайне примечательный для меня момент сдачи экзамена героем Ивана Добронравова, в котором он отвечал на вопрос о современной экономической системе, в которой доллар окончательно отказался от привязки к золоту в 70ых годах XX века и выдал миру бумагу, как ценность. В кино считаю вообще чаще нужно поднимать такие темы хотя бы косвенно, потому что это дремучий лес для народа, а значит возможность манипуляции со стороны “цивилизованного” запада. Крепкий актерский состав под руководством Кеосаяна наполнил героев живыми образами и молодых, и зрелых. Хотя признаюсь, актеры нашего времени все-таки выделяются, возможно, за счет набитого профессионализма. Энергетика Федора Добронравова и Сергея Пускепалиса вне конкуренции.
Фильм в первую очередь обращает на себя внимание актерским составом. Он подобрался весьма внушительный и в этом плане Тигран Кеосаян, срежиссировавший «Бессмертных», конечно постарался. Главный действующий картет в лице Федора Добронравова, безвременно ушедшего Сергея Пускепалиса, Юрия Стоянова и Романа Мадянова, думаю, способен многих заинтересовать, а это приведет к просмотру данной картины. Она не разрекламирована, вышла аккурат под День защитника Отечества в 2022 году и миновала широкие экраны. Хотя такое кино я бы посмотрел и в кинотеатре. Фильм рассказывает о четырех ветеранах Афганистана, которые спустя десятилетия приезжают на похороны к своему боевому товарищу. Они не виделись 20 лет, у кого-то на товарищей остались обиды, их жизнь сложилась по-разному: кто-то стал миллионером, кто-то снискал славу на поприще писателя, а кого-то жизнь ударила о самое дно… Их встреча спустя много лет – это один день жизни, который каждый из них ПРОЖИВАЕТ, чувствуя, что сердце еще бьется и проникаясь мыслью о том, что каждый из них друг для друга значит. События наших дней переплетаются с прошлым, которое начинается ровно с того момента, как друзья дембельнулись и вернулись домой с афганской войны. Вкратце режиссер рассказывает как они стали теми, кем в итоге им суждено было стать. Рассказывает и то, почему у одного из персонажей затаилась обида на другого и почему он так критичен в адрес фронтового друга. Демонстрируются их взаимоотношения не только сегодня, но и тогда, когда вернувшись с войны они были вынуждены каждый заново отстраивать жизнь и пытаться найти себе место в стране, которой они оказались не нужны. За всеми этими эпизодами из 90-х наблюдать без душевных переживаний невозможно. Тяжелое для всех россиян время перемалывало судьбы людей. Одни пытались выкарабкаться, но так и застревали в паутине безысходности, другие рвались к деньгам минуя закон, другие находили применение своих талантов и несмотря на косые взгляды шли к своей цели. Эти три момента отражают судьбы всех четырех героев, за которыми что в прошлом, что в настоящем любопытно наблюдать. Ребяческий задор с которым они и в фонтан окунаются, и с которым идут в рукопашную с молодыми нахалами, отражают не их истинный возраст, который прорезается через седину, морщины на лице и увесистое пузико, а тот, что они хранят в душе: все такой же молодецкий и бодрый. Смотря этот фильм вы найдете прямую отсылку к «Белорусскому вокзалу», но не стоит рассматривать «Бессмертных» как стремление Кеосаяна снять ремейк того действительно того легендарного фильма. «Бессмертные» Кеосаяна отсылают к «Белорусскому вокзалу», а также к не менее легендарным «Офицерам» (ближе к концу вы услышите фразу про «попробуй отбей…», о том, что ветераны так и не женились, потому что не нашли «такую же». И в этом плане лично я рассмотрел фильм Кеосаяна еще и как дань уважения советским фильмам, которые каждый из нас видел неоднократно и которые неизменно ассоциируются с праздником Великой Победы. Эти фильм – действительно БЕССМЕРТНЫ. И конечно Бессмертный Полк, который идет последней сценой. Пока он существует, пока живет память в сердцах людей – каждый ветеран (не важно какой войны) – БЕССМЕРТЕН. Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 7 из 10
'Мы не знали, что через два года исчезнет страна, за которую мы воевали, и станет немодным носить ордена несуществующие в державы... А нас самих жестоко разбросает новая жизнь - кого в князья, а кого - об самое дно... Эти слова финального монолога в ' 9-й роте' могли бы стать прологом 'Бессмертных'. Шестеро однополчан. Друзья в юности, выбравшие каждый свой путь. Жили, как могли, как считали нужным. Да только так не смогли уйти с той войны. При этом 'Бессмертные' - фильм не о войне государств, это хорошая попытка дать оценку лихолетью 90-х годов, той бессистемности, мраку и надежде. Фильм захватывает, и пусть некоторые сюжетные линии просматриваются легко и не допускают толкований - это не имеет особого значения. К чему приведёт жизнь? Тоже неважно, главное, чтобы она продолжалась. Потому что войны будут всегда - с короткими перерывами на мир. 8 из 10
История друзей, прошедших Афганистан, с момента возращения до наших дней. В час сорок пять вместилась целая эпоха, перемоловшая не только советский строй, но и миллионы судеб. И потерь в этой, казалось бы, мирной жизни было не меньше, чем военных. Недаром один из героев говорит: «А ты, ведь, меня снова на войну зовешь»… Безусловная удача – выбор актеров на главные роли. Юрий Стоянов, Федор Добронравов, так рано ушедшие Сергей Пускепалис и Роман Мадянов. Что эти четверо творят в кадре – отдельный вид удовольствия – химия в квадрате. И, что замечательно, никто не тянет одеяло на себя – первый признак настоящего мастерства. Молодых героев сыграли: Александр Метелкин, Артем Ешкин, Иван Добронравов и Максим Емельянов – органично, ярко и даже узнаваемо. Алексей Демидов, Наталия Вдовина, Арина Жаркова, можно дальше перечислять, все сыграно очень достойно. Прямых отсылок к «Белорусскому вокзалу» авторы (режиссер - Тигран Кеосаян, соавтором сценария является Илья Рубенштейн («Отрыв», «Чернов», «Папа») не скрывают, но фильм явно не имеет ничего общего с модным поветрием – переснять как можно хуже все, что было хорошего в советском кино. Отсылки есть, но фильм – самодостаточен и достаточно хорошо снят, чтобы не искать мелких огрехов. Никогда не была поклонницей творчества режиссера Кеосаяна, реально запомнился и понравился только его «Ландыш серебристый». Но «Бессмертные» можно отнести к целому ряду картин незаслуженно обделенных вниманием зрителей. Предпочтения нашего проката, это грустная история, сплошь и рядом не имеющая отношения к качеству кино. В «Белорусском вокзале», от сравнения с которым в данном случае не отвертеться, старые друзья решают свои внутренние, личностные проблемы. В «Бессмертных» больший акцент сделан на взаимоотношениях героев друг с другом и с государством, причем в самый сложный, переломный его период. Другое время – другие вызовы. Ветеранам Великой Отечественной и в страшном сне бы не приснилось, что Родина от них может отказаться. Репрессии были, и калек без рук, без ног на северные острова свозили, и не было в 40-50-хх такого диагноза в советской психиатрии - посттравматическое стрессовое расстройство – вся страна его переживала, всем миром. Зато потом сразу появился «афганский синдром» и молодые ветераны странной войны. Которая была, но при этом ее, вроде как, и не было. Слухи, толки, скупые строчки ТАСС, «липовые» награды, только цинки приходили настоящие. Потом была Чечня – такая же непонятная война, когда «Вставай страна огромная» звучало только в хронике, а Родина – Мать в упор не видела своих героев, ни двухсотых, ни живых. В «Бессмертных» про это тоже есть, и в фильмах про Чечню – есть, и в немногих честных фильмах про восемь лет минских соглашений – есть. Если выйти за рамки психиатрического термина, то птср – это то, что с нами происходит в результате предательства. «Афганский синдром» 90-х молодым ветеранам приходилось переживать в одиночку, без помощи общества и государства. Либо сбиваясь в стаи – афганцев сильно ценили в криминальных группировках. Как вариант – можно было еще петь в электричках. В «Бессмертных» есть сцена, где четверо из друзей отказываются от очень дельного предложения. У всех свои причины, которые выглядят тупой отмазкой и едва ли не предательством боевого братства. Но есть два обстоятельства, которые выдают настоящих героев: каждый выбрал свою жизнь, без стаи, и каждый знал, что отказывается от кучи бабла. Какое время – такие и вызовы. В страшное время мы живем, когда бабло становится полноценным действующим лицом фильма и отказ от него уже является чем-то героическим. А бытовое «Ты что, бессмертный?» постепенно приобретает другой смысл. Насколько я помню, в «Белорусским вокзале» совершенно нет флешбэков. Кроме длинной документальной нарезки в финале, которая и есть один бесконечный флешбэк, расставляющий все точки. «Бессмертные» построены на флешбэках, которые выполняют роль документальных кадров, а точки расставляются уже в наши дни. Это мог быть фильм не об Афгане, а о Чечне, о таджикской и прочих границах СНГ, о Донбассе, - от Великой Отечественной до сегодняшнего дня суть не поменялась. Бесконечный поток лиц в финале, и каких лиц! Герои «Бессмертных» влились в Бессмертный полк, как капля в море. Что как минимум – справедливо.
На творчество режиссера Тиграна Кеосаяна многие впервые обратили внимание после выхода на отечественные экраны картины 'Бедная Саша'. В атмосфере унылого и чернушного кинематографа 90-х 'бедная Саша' совершенно неожиданно оказалась вполне зрелой, качественно выполненной и, главное, невторичной и оптимистичной работой. В процессе творческого роста режиссера выявилась непреложная истина: увы, новым Феллини или Спилбергом Кеосаяну не стать, да, наверное, и не нужно этого. Мы же всем миром не шьем костюмы у Лагерфельда, но даже в нашей стране есть масса ателье, где могут сшить гражданину вполне приличный прикид. Так и с Кеосаяном. Талант (пусть и средний), мастерство советской школы режиссуры, династийность и понятная гражданская позиция, все это в совокупности дало стране весьма неплохого даже по мировым меркам режиссера. Теперь о фильме. Создатели не стали особо заморачиваться с сюжетом, слегка переосмыслили и осовременили классику жанра, фильм 'Белорусский вокзал'. Понятна мотивация творцов - довести до молодого поколения, или хотя бы до части его, посыл легендарной кинокартины посредством своей новой современной работы. Для гарантированного успеха у зрителей пригласили не просто актеров, а мастодонтов русского кино: Мадянов, Стоянов, Добронравов и Пускепалис (мир ему). Если придираться, можно найти массу нестыковок, притянутых за уши сюжетных ходов, но, честно, не хочется. Это как любимая бабушка, которая готовит не такой пафосный пирог как в премиальной кондитерской, но такой вкусный! И не задаешься вопросом, а из чего, сколько калорий и пр. Просто ешь и наслаждаешься! И, напоследок, полуспойлер. Фильм был снят в 2021 году, но реплика одного из главных героев Синицы в конце фильма приводит в ступор от того, насколько она оказалась неожиданно актуальной и, одновременно ужасающей, в нашем трудном 2022 году. Тиграну Кеосаянуи команде почет и уважение. Их фильм не покажут в Каннах, да и не надо. Для Канн есть Звягинцев. А нам здесь согреет душу Кеосаян.
Позиционировавшийся в рекламе как оптимистичный и светлый фильм о дружбе на поверку оказался очередной чернухой родом из девяностых. Полное впечатление, что сценарий - родом из тех же времен. И живущий в своем мире Кеосаян не заметил произошедших за эти 30 лет изменений - у него по прежнему в дорогих ресторанах играет классическая музыка, а 'модная молодежь' в московских кафе слушает Ветлицкую из припаркованного рядом бмв. Атмосфера - невероятно гнетущая и давящая, причем как в таймлайне 'девяностых', так и в современности. Только за первые тридцать минут фильма - 3 сцены избиений, измены, наркомания (потом выяснится, что это может быть лекарством, но не факт). Дальше - еще хуже. Просмотр осложняется еще и тем, что авторам не удалось найти похожих молодых актеров, и как молодежь соотносится со 'стариками' зритель начинает понимать только ближе к концу фильма. К тому же авторы немного промахнулись с возрастом основного 'старшего' каста - актеры выглядят на 5-10 старше персонажей, которых они играют.