НТВ. Документальный проект Дэвида Гамбурга. Стиль – криминальный детектив. На экране красно-черно-серые тусклые тона. Играет тревожно-депрессивная музыка Игоря Назарука, сразу погружающая в мрачную преступную атмосферу. Вся эта комбинация уже прекрасно проявляла себя на российском телевидении - в культовом проекте «Криминальная Россия» (далее – «КР»). Действительно, проект с Леонидом Каневским является непосредственным, можно даже сказать, официальным преемником «КР», выходившей с 1995 по 2007 годы. Кое-что ушло, что-то пришло, но в целом основные черты родоначальника жанра перешли по наследству и они узнаваемы. Главное изменение – место действия переместилось из России 90-х в советское время. Почему же популярная передача, разродившаяся 256-ю выпусками, так радикально поменяла свой облик? Причин несколько. Во-первых, «КР» - это детище лихих и «свободных» 90-х. В жесткости, бескомпромиссности и дерзости она срослась с преступностью тех лет. 90-е закончились и передача потеряла свою актуальность. К тому же, с телевидение нулевых уже не позволяло показывать то, что можно было после перестройки. Во-вторых, запас уникальных криминальных случаев того времени неизбежно иссяк. Зато в продолжительной истории Советского Союза было много белых пятен, ведь в те времена происшествия не афишировались и даже всячески скрывались. Накопилось достаточно много уникальных историй, о которых не слышали даже люди, выросшие в СССР. А если и слышали, то не знали всех деталей. В целом, можно выделить следующие плюсы нового формата сериала: + Великолепная информативность и экскурс в недавнюю историю. Для людей, выросших в России и знакомых с СССР только по советским фильмам и по рассказам родителей, будет очень интересно погрузиться в историю, быт и нравы тех времен. + Сохранение большинства основных достоинств своего знаменитого предшественника, таких как детективный элемент, формат следствия, мрачный визуальный стиль и музыка, атмосфера загадочности. + Фильм радует качественными художественными постановками с привлечением актеров, наглядно показывающими определенные сюжетные моменты. Также хорошо воссоздан антураж тех лет. Есть и минусы: - Чувствуется недостаток информации и материалов следствия, которые авторы пытаются компенсировать постановками и многочисленными отступлениями. Да, тогда много было засекречено, плюс срок давности. Но ведь документальные фильмы хороши как раз не художественными постановками, а материалами из первых рук. В «КР» документалистики было хоть отбавляй – и оперативная съемка, и показания свидетелей, и работа реальных сыщиков. - В повествовании вставлено (как правило перед ТВ-рекламой) множество анонсов последующих событий. В этих анонсах частенько можно увидеть банальные «спойлеры». В «КР» авторы себе такого не позволяли. - Иногда ведущего слишком много, а в некоторых ситуациях он вообще неуместен. Каневский тут, Каневский там. В предшественнике же был хорошо поставленный закадровый нарратив Сергея Полянского, который не отвлекал и постоянно держал в курсе всех событий. Также существует мнение, что в фильме много критики советского общества и в целом оно отображено в негативном свете. Это иллюзорное впечатление вызвано темой фильма. Криминал – сам по себе негатив, и если смотреть на какие-то события через призму тяжких преступлений, связанных с этими событиями, делать на этом акценты, то их восприятие неизбежно будет искажено в худшую сторону. «Следствие вели» - весьма добротный криминальный док-фильм, что редкость на ТВ. Одновременно это и исторический проект, что безусловно добавляет ему аудитории. Но если рассмотреть фильм только в криминальном спектре, то он однозначно уступает «Криминальной России» в ряде элементов, и прежде всего в ослаблении (правда по объективным причинам) линии расследования. К тому же, поражающую и шокирующую жесткость оригинала «съела» современная цензура. Если отбросить документальность, то «КР» - это натуралистичный криминальный триллер с рейтингом R, в то время как «Следствие вели» - это рассчитанный на более широкую аудиторию фильм с более размытым жанром и рейтингом PG-13. Но он определенно стоит просмотра.
Прочитав всё предыдущие рецензии (на момент написания моей) на просто огромный (около 400 (!!!) серий) и более чем 10-летний, продолжающийся и сейчас сериал НТВ 'Следствие вели', я всем им поставил добрые 'лайки' и добавил рейтинга. Мои коллеги там всё правильно (в основном) написали и правильно акцентировались на существенном. Мне лишь остаётся дополнить их публикации тем, что почему-то ускользнуло от их внимания, используя полюбившуюся мне 'конспективную' манеру. Стало быть, так... ...Сама идея использовать в проекте единственного 'действующего' героя легендарного советского сериала 'Следствие вели ЗнаТоКи' Леонида Каневского (Томин) просто превосходна. Создатели проекта этим убили сразу трёх жирных зайцев. Первый: привлекли внимание старой советской аудитории 'Знатоков...', а она- чуть ли не пол-страны! Второе: расположили эту аудиторию к проекту (ну кто ж не поверит Самому Каневскому-Томину!!!). Третье: прекрасный актёр 'вытянул' на себе чуть ли не половину сериала, и трудно представить, как бы выглядел проект без него (наверняка блёкло и обыденно, как проходная телевизионная 'документалка'). Вот так! Тут высказали мнение, что порой Каневского бывает 'слишком много'. Ну, это кому как. Мне, к примеру, приятно было бы видеть его и его 'актёрство' хоть пол-серии - он ведь прекрасный рассказчик, каких мало! ...Громадный плюс сериала- использование фрагментов известных всем советских фильмов и сериалов (к примеру, многосерийного фильма 'Рождённая революцией'), их актёров и создателей для всестороннего и объективного разбора очередного 'дела', что важно- без противопоставления 'художественного' и 'документального'! ...А вот большой минус: сериал 'Следствие вели' выстроен сумбурно, непоследовательно по времени (в одной серии дело Лёньки Пантелеева, рядом и следом дело 'Елисеевского' и 'Семерых Симеонов'). Складывается впечатление, что сценаристы с режиссёром работали по принципу 'всяко лыко в строку' или 'что нарыли- сразу на экран'. Вот нас, зрителей, и мотает из НЭПа в перестройку, из ВОВ в хрущовские годы... Сие не есть хорошо!!! ...В сериале, конечно же, даются какие-то современные авторские оценки тем 'делам', но всё же заметна удобная, выгодная (слово не воробей, за него отвечать приходится!) и как бы 'объективная', 'чисто на документах' позиция 'стороннего наблюдателя'. Но иногда бы и мнение своё надо высказать, предварительно хорошенько подумав над ним! Это я, в частности, намекаю на серию про Лёньку Пантелеева. Там в конце рассказывается, что, дабы обыватели уверовали в то, что легендарный Пантелеев наконец-то мёртв, убит, его тело выставляли напоказ, а потом и его отрезанную заспиртованную голову. Оказывается, оная голова цела и сейчас, и телевизионщики усердно демонстрируют её уже нам- с фингалом под глазом и жутким оскалом зубов... Я пожилой человек, многое видел, случалось, и по чьим-то раскиданным мозгам спокойно пешком ходил, но это 'шоу' меня потрясло и чуть не вывернуло наизнанку (тут уже не 18+, тут все 50+ !!!). Ладно, в те времена ВЧК-НКВД и не такое творило. Но сейчас-то зачем уподобляться средневековой инквизиции? Да, Пантелеев-Пантёлкин был злодеем, убийцей, бандитом. Но мы-то люди! И так почти 100 лет издеваться над поверженным врагом не по-людски, не по-христиански! Сожгите его части тела ( ели надо- сфоткайте для истории), развейте по ветру, отдайте аду его чёрную душу, но не надо глумиться над его останками, это бесчеловечно!!! Иначе вернёмся к тому, от чего давно ушли- к публичным казням и гниющим трупам на виселицах... Уничтожьте эту страшную голову, господа-товарищи! Хотя бы для того, чтобы потомки так же (найдут, за что!) не поступили с вашими головами!!! 8 из 10
Очень мало существует исторических передач которые могут одинаково заинтересовать как подростков так и взрослых. Перед нами одна из них. Леонид Каневский сделал практически невозможное, а именно поднял старые архивы о самых загадочных и масштабных преступлениях на территории бывшего СССР. Все это, в сочетании с отличной режиссурой Игоря Холодкова, дает нам интересную и простую для восприятия передачу. Очень радует тот факт, что Леонид (ведущий данной программы) рассказывает не только о самих преступлениях, но и общей картине тех времен. Начиная от быта и заканчивая модой. В итоге, перед глазами зрителя, раскрывается полноценная картина тех лет. Сюжеты бывают самые разные. От загадочного убийства Талькова, до шумных дел о маньяках и насильниках. Данную программу рекомендую абсолютно всем, даже тем кто считает криминальные хроники скучными и неинтересными. 10 из 10
Сколько нам рассказывали и рассказывают до сих пор о Советском союзе наши предки, жившие в те времена: как тогда было хорошо, какая жизнь была. Но факт остается фактом: преступность была всегда, даже в те «прекрасные» советские времена. И есть человек, который сумел очень оригинально и живо погрузить нас в эти трудные, но в то же время дружные времена. Это Леонид Каневский. Из него получился просто идеальный ведущий и «участник» поставленных сцен разных реалий того времени: будь то напряжённая сцена подготовки/совершения преступления или будь то лирическое отступление, рассказывающее о быте и жизни наших бабушек и дедушек. И надо ли говорить, что именно благодаря Каневскому каждый 40-минутный выпуск не тянется (как во многих подобных передачах), как тугая резина, а пролетает на одном дыхании. Его замечания, ироничные шутки, инсценировки, рассказы, серьёзные высказывания и комментарии помогают передаче не быть скучной документальной хроникой, а быть «целым насыщенным фильмом» с небольшими вкраплениями архивных документов и видео. Саундтрек подобран просто идеально. Каждая мелодия сделана «на совесть» и передаёт соответствующее настроение происходящего. Про преступления и рассказывать нечего (Каневский это сделает за меня… шутка) – они довольно интересны и запутаны, а с подачи Леонида – ещё и захватывающи. Смотреть, смотреть и ещё раз смотреть, и пересматривать. А Каневскому низкий поклон и Оскара за «лучшее шоу по телевизору». 10 из 10
Очень качественный проект. Интересна подача материала: ведущий Леонид Каневский рассказывает о быте, жизни людей той эпохи, в которой разворачивается сюжет очередной серии, а также легенды, поверья и обычаи определённой местности. Получается не просто криминальный документальный фильм с 'сухими фактами', а ещё и фильм о путешествиях и экскурсиями в историю. Познавательно. Ведущий прекрасно излагает мысли: грамотно, понимая, о чём говорит, а не просто зачитывает текст. Также поражает большое количество криминальных историй. Когда-то все верили, что в СССР не было и быть не могло преступников, ан нет. К слову, некоторые серии просто поражают крутостью сюжета: хоть полнометражный фильм снимай. Бывают очень изворотливые, бывают очень мерзкие истории. Самый трогательный и душевный эпизод называется 'Водяной'. Парадокс, диво, но 'Следствие вели...', имеющий стопроцентную документальную основу, иногда интереснее художественного кино. Хотя, возможно, именно тот момент, что всё это было взаправду — придаёт ему свой неповторимый шарм. 'Следствие вели...' — итог хорошей постановки, отличной подачи материала, качественностью самого материала. Тот случай, когда документальное и художественное очень гармонично сочетаются. 8 из 10