В 1967-ом году мир обнесла весь о том, что непримиримый борец за свободу обычных людей в Латинской Америке Эрнесто Гевара, которого знали соратники по прозвищу 'Че', был уничтожен в Боливии, где во главе небольшого отряда намеревался совершить то, что он и Фидель Кастро совершили на Кубе. Для кого-то эта новость вызвала скорбь, а у кого-то радость. Ведь тот факт, что Гевара уничтожен означал, что капиталистический мир нанёс серьёзный удар по поборникам идей мировой социалистической революции, ведь 'Че' был чуть ли не главным их олицетворением. Да и по сей день его можно считать таковым, ведь культовая фотография 'Героический партизан' знакома, наверное, каждому человеку на планете. И Эрнесто Гевара, имея такую силу личности, не мог не найти экранизаций в мире кинематографа. Сегодня, пожалуй, самыми известными картинами, где 'Че' стал центральным персонажем можно считать 'Че Гевара: Дневники мотоциклиста' (2004), которая в формате 'road movie' поведала о том, как молодой аргентинский врач стал поборником социалистический идей, а также дилогию Стивена Содерберга 'Че: Часть первая. Аргентинец' (2008) и 'Че: Часть вторая' (2008). Но первый известный байопик об Эрнесто Геваре, который и был назван 'Че!', вышел на экраны всего два года спустя после того, как стало известно, что 'Героического партизана' не стало. Разработкой проекта занялась студия '20th Century Fox', которая выделила бюджет в размере 5,16 миллионов долларов (хотя есть и другие данные по этому поводу). А ответственным за постановку фильма стал режиссёр Ричард Флейшер, который к тому времени обрёл популярность благодаря масштабным на тот момент картинам '20000 лье под водой' (1954), 'Викинги' (1958) и 'Разбойник Варавва' (1961). Но всё же у нас Ричард Флейшер наиболее известен благодаря фэнтези-фильмам 'Конан-разрушитель' (1984) и 'Рыжая Соня' (1985). А одним из сценаристов стал знаковый тогда представитель своей профессии в Голливуде Майкл Уилсон, который приложил свою руку к созданию классических фильмов 'Эта замечательная жизнь' (1947), 'Место под солнцем' (1951), 'Мост через реку Квай' (1957), 'Лоуренс Аравийский' (1962) и 'Планета обезьян' (1967). Кстати, за работу в ленте 'Лоуренс Аравийский' египетский актёр Омар Шариф получил 'Золотой глобус' за 'Лучшую мужскую роль второго плана'. И именно Омар Шариф был назначен на роль Эрнесто Гевары, а Фиделя Кастро воплотил Джек Пэланс. И, по идее, с таким авторским составом фильм 'Че!' должен был стать чем-то эпохальным или хотя бы взбудоражить общественность в год своего выпуска, претендуя на различные кинопремии. К тому же неоднозначное отношение в США к личности и деятельности Эрнесто Гевары давало повод назвать фильм провокационным на тот момент. Но по объективным причинам лента 'Че!' не произвела должного эффекта. Во-первых, когда студия '20th Century Fox' запускала проект, то смотрела она и в сторону его прибыльности, так что байопик получился несколько коммерческим, чего многие не приняли. Во-вторых, сложилось такое впечатление, что авторам фильма не хватило должного материала, чтобы углублённо прописать историю жизни и борьбы революционера. В-третьих, из-за этого было ощущение, что фильм создавался в некоторой спешке, отчего в 'Че!' многие важные моменты из истории Эрнесто Гевары были показаны как-то скомкано и без выразительности. Так что, публика так и не смогла осознать принципы, ценности и идеологию главного героя. Авторы явно аккуратно обошли вниманием вопрос почему же Гевара так яро противостоял империализму и почему вообще на Кубе вспыхнула революция во время правления Фульхенсио Батисты, и так далее... Можно говорить, что фильм 'Че!' за свой хронометраж чуть более полутора часа был не в состоянии передать все нюансы событий, напрямую связанных с 'Героическим партизаном'. Зрителю практически наскоками передают некоторую информацию, не вкладывая в неё смысл и важность происходящего. Так словно в режиме докудрамы нам вначале поведают про сложнейшую высадку революционеров на Кубу. Потом прерывисто передадут боевые действия, в которых участвовал Эрнесто Гевара. Но хоть здесь наконец-то постарались раскрыть перед нами образ 'Че', но, опять же, сделано это было будто бы крайне аккуратно. Словно не хотели показать убеждения Гевары, которые сделали из него культ личности. Но зато показали его страшным в гневе. Потом пошли сцены его работы в новом революционном правительстве при Фиделе Кастро и сделали упор на их постепенно возникающие споры с 'Бородачом'. И вот 'Героический партизан' уже в Боливии... И поэтому очень сложно было составить мнение по поводу значимости Гевары не только для жителей Латинской Америки, но и для всего мира в целом. Слишком много исторических несоответствий оказалось в 'Че!'. В общем, есть такое устойчивое ощущение, что с выпуском байопика о столь легендарном человеке в '20th Century Fox' поспешили. Было необходимо более детально проработать сценарий, выписать персонажей, а то даже соратнице Эрнесто Гевары по прозвищу 'Таня' уделили крайне мало времени. Многие сцены не вызывают должного эмоционального эффекта, будто бы они имеют лишь связующую роль, в то время как на самом деле у них было важное значение, но зрителю этого так и не объяснили. Но явным плюсом картины является игра актёров. В особенности Омара Шарифа и Джека Пэланса, которые создали очень убедительные и реалистичные образы своих всемирно известных прототипов. 6 из 10
Не могу сказать, что фильм откровенно плох, но, однако, должен сказать, что он позволяет себе наделать кучу несоответствий действительности. Из-за этого такие жанры как 'история' и 'биография' должны быть написаны либо в кавычках, либо вообще исключены из описания этого фильма. Музыкальное сопровождение неплохое. Актёры на главные роли, а именно Эрнесто и Фидель, подобраны не плохо, лик Че узнаётся с начала фильма, Джек Пэланс неплохо справился с ролью, но до момента, когда Фидель принимает свой наиболее привычный в массовой культуре вид, он крайне сильно не похож на Кастро. А теперь к неточностям. Они тут появится просто не могли, фильм снят в США в 1969, идёт холодная война, а тут ещё и речь идёт об одном из наиболее главных врагов США, об Че Геваре. Начнём с наименее сильных различий с реальностью. Высадка с 'Гранмы' в фильме показана следующим образом, революционеры приплыли на остров, сошли на сушу, немного походили, а потом на них напали войска Батисты. Думаю цитаты Че об этом событии будит достаточно: 'Это была не высадка, а кораблекрушения' - 'Che Guevara. Hasta La Victoria Siempre'. Горстка оставшихся в живых долгое время бродила порознь, разбитая на ещё менее многочисленные группы, и спустя некорое время всё-же воссоединяется, Че был ранен в шею, а также момент с выбором между ящиком с патронами и ящиком с медикаментами были переданы верно. Назначение Че команданте и постановление его на пост командующего 'Четвёртой колонной' (на самом деле она появилась второй по счёту, цифру 4 приписали, чтобы скрыть реальное количество сил) повстанческой армии были уже после раскрытия шпиона Батисты, а также в момент его расстрела Че был показан абсолютно безжалостным, и пристрелил шпиона, не дожидаясь решения Фиделя. Наиболее значительные расхождения с реальностью начинаются после победы революции на Кубе. Начиная с диалога Эрнесто и Фиделя о возможном очередном военном перевороте с целью свержения Фиделя, заканчивая концом фильма. Эти барбудос, что руководят армией, что прошли всю войну с 'Гранмы', думают как свергнуть товарища и друга, обычная пропаганда. Теперь Че и Кастро начинают рисовать как политических интриганов. Далее должна идти череда постов Че, начиная с руководителя национального банка Кубы, заканчивая послом в других странах, в фильме об этом одна фраза, и всё это он делал одновременно, руководил банком, промышленностью острова, облетел мир и ещё успел 120 часов физического труда на Кубе отработать. Фильм показывает, что Че пытался разжечь пламя революции по всему миру, а обвинения падали на Кубу и Фиделя, из-за чего Фидель в фильме был недоволен, в реальности Куба вела политику экспорта революций, от которой вскоре отказалась ('Фидель Кастро биография патриота'). Кому точно принадлежит идея поставить ядерные ракеты на Кубу, Хрущёву или Фиделю, до сих пор точно не известно, фильм говорит, что это был Че. Также события 'Карибского кризиса' показаны крайне вскользь, да и фильм показывает Фиделя и Че тут как подпевалу СССР и безумца соответственно. В реальности Фидель фактически не спал все эти дни, а Хрущёв и Кеннеди решили всё за спиной Кастро, тем самым СССР, можно сказать, назвал Кубу своей пешкой в игре двух гигантов, после чего Фидель позвонил Хрущёву, и самым мягким выражением, которое Хрущёв услышал в свой адрес от Фиделя, было 'сукин сын' ('Фидель Кастро биография патриота'). Также президентом Кубы на момент этих событий был Фидель, и сам он себя на этот пост не назначал, после победы революции президентом Кубы был Уррутия, имеющий проамериканскую риторику, Рауль Кастро и Че имели коммунистическую риторику, сам Фидель коммунистом назовётся лишь в 1970-е. Фиделю подчиняется армия, но он подаёт в отставку со своего поста пример министра, после чего Кубу охватывают народные демонстрации, кубинцы просят вернутся доктора Фиделя Кастро, после этих событий Уррутия подаёт в отставку('В походе с Фиделем'). А теперь сцена расставания Эрнесто и Фиделя. Начнём с такой мелочи как показ Фиделя в качестве амфетаминового наркомана и заядлого алкоголика, по меркам всего того, что пропаганда США вылила на него, это мелочи. Че лично сказал Фиделю о своём уезде с Кубы, и Фидель ему с этим помогал, Че был замаскирован и покинул остовов без каких-либо проблем. На прощание Че написал ряд писем родственникам и друзьям, с просьбой обнародовать их в случае своей смерти, письмо адресованное Фиделю из-за тонн грязи, что полилась на него, мол он убил Че, было обнародовано, когда Эрнесто был ещё жив и не в Боливии. С текстом этого письма можно ознакомится в книге 'Фидель Кастро биография патриота'. Фидель не пытался остановить Че, потому что прекрасно понимал, что не удержит его, что Че революционер, что предпочтёт окопы мягким креслам, что он не будит жить на лавры революции, они оба понимали, что Че скорее умрёт в бою, чем от старости. Расстались они как друзья, товарищи. Для лучшего понимания этого периода истории советую прочитать книги: 'Фидель Кастро биография патриота', на которую я ссылался неоднократно, 'В походе с Фиделем' и 'Гевара по прозвищу Че', также посмотреть фильм 'Che Guevara. Hasta La Victoria Siempre'. 5 из 10
Эрнесто, умный, верный своему делу человек, показан в этом фильме как обычный врач, а далее солдат и руководитель отдельным партизанским отрядом, который далее стал безумцем и грабил крестьян. Много упущенных важных моментов из жизни Эрнесто в период действия фильма. После просмотра и не скажешь что фильм про легендарного революционера. Думаю его историю начиная с Кубы не рассказать одной частью фильма, и тем более так как снят этот. Роли Кастро и Гевара показанные нам в этом фильме, не похожи на реальных персонажей. За музыкальные композиции, старание актеров и операторскую работу фильм по моему заслуживает твердую семерку. Но за такой сценарий, далеко ушедший за границы правды, только единицу. 1 из 10