Обычно я никогда не пропускаю фильмы со спортивной тематикой, в особенности, основанных по реальным событиям. И этот фильм под названием 'Жажда Славы' не стал для меня исключением. В этом фильме была затронута тема бодибилдинга и к чему может привести большая одержимость человека стать кем-то и проявить себя, и доказать себе и всем, что он может чего-то добиться в жизни, не зря и фильм называется (с русской локализацией) 'Жажда Славы' или оригинальное английское название, которое можно охарактеризовать как мечта попасть на обложку журнала. Главным героем фильма выступил молодой чернокожий парень по имени Киллиан (роль исполнил Джонатан Мейджорс), проживающий с дедушкой - ветераном Вьетнамской войны. Киллиан очень мечтает попасть на обложку журнала по бодибилдингу и для этого усиленно тренируется, но кроме физических нагрузок, его тренировки также стоят ему очень больших моральных и психологических усилий. Киллиан принимает стероиды, периодически впадает вспышки гнева и не может себя контролировать. Скажу честно, что фильм был не так лёгок для просмотра (даже для меня), в фильме было не мало тяжёлых сцен, будто сцены агрессии Киллиана, будто его ненормальные тренировки. Вообще фильм затрагивает очень много жизненных аспектов, причём реальных аспектов бодибилдинга, настоящих реалий, с которыми приходится сталкиваться молодым парням бодибилдерам, конечно же, не у каждого появляются проблемы, в особенности, психологического характера, есть и вполне здоровый бодибилдинг, но пример Киллиана явно показал, что зависимость, страсть и тяга к такой славе могут обернуться очень тяжёлыми последствиями. Человеку тяжело приходится сосуществовать в таком обществе: проблемы с женщинами, сексуальная неполноценность, стеснительность, невозможность даже о чём-то поговорить, кроме бодибилдинга, подорванное здоровье, невозможность делать нормальную работу, постоянная заниженная самооценка, всё это в совокупности продемонстрировал в своём персонаже Джонатан Мейджорс. Он действительно очень хорошо сыграл и его физическая форма также достойна похвалы. Его одержимость и восхваление своего кумира Брэда Вандерхорна (роль исполнил Майкл О'Херн) довели Киллиана до отчаяния. Признаться честно, я ожидал немного другую концовку, но всегда приятно видеть, что человек сумел себя контролировать и взять себя в руки. 'Жажда Славы' - далеко не самый лучший фильм, просмотренный мною на тематику спорта, и даже хочу сказать, что этот фильм оказался наименее интересным для меня, но актёрская игра Джонатана Мейджорса вытянула фильм, и также было любопытно наблюдать за его жизненной линией на пути к тяжёлой непонятной зависимой славе бодибилдинга.
'Dear Slim, I wrote but you still ain't callin'... Помните слова из супер хитовой песни Эминема и Дайдо 'Stan', где Стэн все написывал и написывал своему кумиру, не получал ответа и аккумулировал злость? Кажется, это отличный сюжет для фильма. И в 'Жажде славы' он реализовался. У этого фильма тяжелая судьба - он должен был с большой помпой выйти в 2023 г. Продюсеры уже активно начали его рекламировать как потенциальный хит и предрекали Джонатану Мэйджорсу Оскар. Но в итоге Мэйджорс вляпался в скандал из-за драки со своей подружкой и был по щелчку пальцев отменен. Фильм положили на полку и вышел он в итоге уже без особой маркетинговой поддержки в марте 2025 года. Изначально 'Жажда славы' преподносилась как погружение в мир бодибилдера, жертвующего всем ради создания идеального тела и достижения поставленных перед собой целей. Однако на самом деле 'Жажда славы' не особо-то про бодибилдинг. Да, главный герой Киллиан Мэддокс там мечтает стать мистером Олимпия, усиленно занимается в спортзале и колет себе анаболики. Он регулярно написывает восторженные письма своему кумиру - действующему победителю мистера Олимпия. Но все это в данной киноистории отодвинуто на задний план. А на передний план выходит прогрессирование безумия и многочисленные психологические проблемы героя. Зрителей погружают в максимально депрессивный и бесперспективный мир Киллиана Мэддокса. Он работает на дурацкой малооплачиваемой работе, не умеет общаться с девушками, заботится о немощном деде. К тому же он постоянно еле-еле сдерживает свои приступы гнева, срывается и в итоге оказывается то избит, то задержан полицией. Никаких реальных перспектив реализовать свои мечты и оставить след в истории у него по объективным причинам нет. Поэтому чем дальше развивается сюжет 'Жажды славы', тем больше главный героц напоминает недавнего неадекватного психованного агрессивного 'Джокера' в версии Хоакина Феникса 2019 года. И наблюдая за Киллианом Мэддоксом неминуемо возникает сомнение в том, что его история вообще реальна, а не является плодом его воспаленного фанатско-отчаянного воображения. В общем-то 'Жажда славы' - это довольно интересный фильм, в котором можно обсуждать и осмыслять феномены социального успеха, славы, целеполагания, смысла жизни и превращения человека в мизантропа. В нем действительно легко узнать одного из расхваленных оскаровских фаворитов. Но сказать, что массовый зритель многое потерял, из-за того что не обратит внимание на этот фильм, абсолютно нельзя. Потому что все подобные депрессивные фильмы, погружающие зрителей в мир разнесчастных героев, по определению мало что способны дать зрителю. Это просто-напросто история несчастного инфантильного человека, который так и не нашел путь к зрелым механизмам принятия реальности. Подобных героев в кино было и будет много. Вспомнить хоть 'Одержимость' 2014 г. Дэмиана Шазелла, хоть 'Горе-творец' 2017 г. Джеймса Франко, хоть 'Бёрдмен' 2014 г. Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Но все эти фильмы лучше 'Жажды славы'. Просто потому что они динамичные, яркие и забавные. А режиссер и сценарист этой ленты замахнулся на лавры параноидально-мрачного 'Таксиста' Мартина Скорсезе, но кажется оказался не способен достичь высот своего идеала, точно также как не способен достичь высот его герой-бодибилдер.
Киллиан Мэддокс живёт с дедушкой-ветераном Вьетнамской войны и мечтает стать известным бодибилдером, чтобы попасть на обложки журналов. Он усиленно тренируется, принимает стероиды и пишет письма своему кумиру – чемпиону Брэду Вандерхорну, а также страдает от приступов неконтролируемой агрессии, посещает психолога и пытается наладить личную жизнь. Шанс реализовать мечту появляется, когда Киллиана отбирают на национальные соревнования. «Жажду славы» определенно можно назвать одним из самых странных фильмом нынешнего года. С одной стороны, невооруженным взглядом видно, что картина создавалась с прицелом на многочисленные престижные кинопремии и метя в ту же когорту фильмов, что «Рестлер» и «Чёрный лебедь» Даррена Аранофски. С другой же стороны, делая ставку на максимально отталкивающего и агрессивного персонажа, а также темы насилия (в том числе сексуального), авторы сами отрубили себе пусть к этим самым премиям. Безусловно подобные эмоциональные качели позволяют в полной мере прочувствовать главного героя, его внутреннюю драму и даже поразмышлять в очередной раз о беспощадности современных реалий жизни. Фактически уничтожающих само понятие большой американской мечты и охотно говоря, что истории «Золушки» в будущем ожидать просто невозможно. Что не так давно сделала отхватившая несколько оскаров «Анора». Нельзя не отметить отличную режиссуру Элайджи Байнума, которая выполнена в лучших традициях академических фильмов наградного сезона. Делая ставку на чуть ли не филигранную режиссуру, которая одной лишь композицией в кадре сводит на нет всю надобность в каких либо репликах и диалогах. Вот бы только жести и насилия чуть поубавить и история от этого бы только выиграла. Однако настоящим сердцем данной ленты безусловно является исполнитель главной роли Джонатан Мейджорс, который словно сыграл себя настоящего. Подающего надежды артиста, один скандал с которым практически поставил крест на его карьере и превратил из любимца публики в одно из самых ненавистных и презираемых людей Голливуда. Тем не удивительно, что осознавая свое положение, в котором Мейджорсу вряд ли удастся заполучить главную роль в более ли менее крупном студийном проекте, Мейджорс действительно решил выложиться на максимум и именно своей игрой максимально компенсировать репутационный удар от скандала и это ему определенно удалось. Мейджорс просто великолепно отыграл свою роль и оказавшись под впечатлением от неё, искренне хочется верить, что ему дадут второй шанс и он еще сможет порадовать не менее отличной игрой в будущем. Жалко то, что всех остальных актеров просто обделили. Особенно обидно за Хейли Беннетт и Тейлор Пейдж, которым фактически дали лишь пару сцен и номинально прописанных персонажей. Нужных лишь для того, чтобы заполнить сюжетные пробелы, а не двигать этот сюжет в принципе. 7 из 10 Жажда славы – это один из самых странных авторских фильмов на моей памяти. С одной стороны, созданный с явным прицелом и в лучших традициях кинофестивалей и наградных сезонов. С другой стороны, слегка отталкивая уж очень превалирующей ставкой на жесть и насилие. Тем не менее, перед нами крепкая с точки зрения постановки работа, посмотреть которую в первую очередь стоит из-за великолепной игры Джонатана Мейджорса. Фактически сыгравшего свою роль как в последний раз.
На тот момент, когда на кинофестивале Sundance Film Festival в январе 2023 года появилась драма “Жажда славы” Элайджи Байнума, карьера Джонатана Мейджорса, исполнившего в ней главную роль, была на взлёте. Он поработал в проектах “Крид 3” и марвеловском “Человек-муравей и Оса: Квантомания”. В последнем он исполнил роль злодея КВМ Канга Завоевателя (Kang the Conqueror), а это сулило ему большое сияющее будущее, так как после “Человека-муравья” он должен был возглавить проект “Мстители: Династия Канга” (Avengers: The Kang Dynasty). Да и его роль в независимой драме Элайджи Байнума вызвала восторг у критиков, так что всё складывалось очень хорошо для Мейджорса. Но в марте 2023го случился скандал – Мейджорс был арестован и обвинён в нападении и домогательстве с отягчающими обстоятельствами. Обвинение поступило от Грейс Джаббари, кто на тот момент была его девушкой. Присяжные постановили, что Мейджорс виновен, судья приговорил его к испытательному сроку и 52-недельной программе по борьбе с домашним насилием. В дополнении к этому Мейджорса уволили и из проекта Marvel. Скандал отсрочил широкую премьеру драмы “Жажда славы” на два года. История Мейджорса вызывает разные реакции – гнев у тех, кто пережил домашнее насилие, защиту со стороны его друзей и коллег, недоумение со стороны поклонников. Возможно, его история начнётся заново после выхода этой независимой драмы. По сюжету Киллиан Мэддокс (в исполнении Мейджорса) – продавец в супермаркете и бодибилдер-любитель. Он одержимо тренируется, доводя своё тело до совершенства, и регулярно участвует в соревнованиях, на которых ему не везёт, потому что судьи постоянно критикуют его формы и недостаточную массу тела. Тем не менее, постоянные неудачи не мешают Киллиану мечтать о титуле мистер Олимпия. Его подстёгивает его кумир - не лично, но своим образом, своим примером, плакатами в конце концов, которыми Киллиан оклеил стены своей спальни. Вообще реальная жизнь Киллиана намного страшнее, чем неудачи на соревнованиях. Вернее, неудачи – это второстепенная проблема, но он не хочет этого осознавать. Из-за неумеренного использования стероидов организм Киллиана пострадал, ему требуется операция по удалению опухолей в печени, но он наотрез отказался от неё, чтобы не искажать тело шрамами; из-за трагедии, пережитой в детстве, пострадала психика Киллиана. От чего в настоящее время он подвержен вспышкам агрессии и не умеет общаться – испытывает сложности с девушкой Джесси (в исполнении Хейли Беннет) из супермаркета. Так что одержимость бодибилдингом даёт Киллиану некое подобие жизни; это то, что он считает своим делом, которое, по его мнению, поможет ему оставить след в истории. Можно сказать, что Джонатан Мейджорс отчасти сыграл себя в образе Киллиана Мэддокса, потому исполнение получилось таким выразительным и цепляющим. Когда Джонатан учился в школе, его исключали за драки, часто начинавшиеся из-за травли. Конкретно Джонатана обижали из-за его большого носа, а также ему и его брату с сестрой доставалось и по причине их бедного внешнего вида. В целом школьные годы он провёл в статусе настоящего аутсайдера. Только благодаря некоторым преподавателям, которые верили в его талант, ему удалось научиться выражать эмоции здоровым способом вместо кулаков. И тогда у него появилась мечта стать лучшим, сделать максимум для осуществления задуманного. В свете скандала с насилием в реальной жизни актёра сценарная реплика психолога, назначенного для работы с его героем Киллианом в фильме, уже звучит иначе: Киллиан должен проходить сессии с психологом, потому что вызывает беспокойство его агрессия, и власти хотят убедиться, что он никому не причинит вреда. Киллиан в киноистории – настоящий аутсайдер. Как иронично, но и Джонатан Мейджорс в настоящее время тоже им стал для кинематографа – какое-то жуткое переплетение реальности и вымысла получается. Джонатану Мейджорсу тоже назначили год консультирования по вопросам бытового насилия. Уж не знаю, смотрелась бы эта история иначе, если бы не скандал, но для меня она выглядит тяжелее. Но, на самом деле, история сама по себе очень грустная. Вся история, показанная в драме “Жажда славы” – это история взросления (coming-of-age story), несмотря на то, что Киллиан Мэддокс – взрослый мужчина. Но взрослый он лишь внешне, ему необходимо пройти длинный путь, чтобы обрести мудрость для внутренней зрелости. И всё, с чем он столкнулся на этом пути, помогало ему приобрести её.
Фильм переполнен фиксацией на гипертрофированных эмоциях, крупными планами и полётной камерой на 360 вокруг юродствующего главного героя и сдобрен вызывающим диссонансым музыкальным сопровождением постоянных бесконечных приступов-конвульсий основного персонажа. То, что любому зрителю понятно с одного взгляда, режиссёр втюхивает отбойным молотом на протяжении всего хронометража и местами становится откровенно кринжово от затянутых сцен, когда все уже всё поняли, но режиссёр продолжает и продолжает затянутую сцену. Посылом ничем не отличается от ряда подобных фильмов о непонятых миром бодибилдерах и ничего нового не привносит...
Это один из тех фильмов про одиноких потерянных, беспокойных молодых людей, не могущих устроиться в обществе, как «Таксист» Скорсезе или «Афоня» Данелии; тонкая, крепко снятая, психологические драма. Фильм про странного парня, которому тяжело дается социализация. И проблема не только в нем самом, но и в обществе, которое далеко от совершенства – подбрасывает ему проблем и постоянно разочаровывает. Да, у парня есть мечта и цель в жизни, кумир, которому он хочет подражать, но, к сожалению, они тоже приносят только разочарования. От одиночества и проблем с окружающими психологические проблемы главного героя только нарастают. Постановка безупречна. Эмоциональный накал сцен и актерская игра вызывает чувство стопроцентного присутствия. Некоторые сцены сняты достаточно минималистично, при этом не вызывая сомнений в происходящем, например, замедлившая ход напротив бегущего чернокожего молодого человека патрульная машина, или игра актрисы, персонаж которой чувствует себя некомфортно в обществе главного героя. Фильм красивый (интересно: красивый приятный вайбовый визуал контрастирует с некомфортным сюжетом). Интересная операторская работа: вращающаяся камера и длинные планы в драматичные моменты. Красивый цветокор и разнообразная цветовая температура сцен: например, теплая атмосфера ресторана и прохладные неоновые ночные улицы. Мечты героя о славе, сцене с софитами и искусственным дымом, и аплодисментами. Это, конечно, не спортивная драма. Здесь нет воодушевляющих мотивов, покорения пьедесталов и прочего, скорее даже наоборот, фильм про изнанку профессионального бодибилдинга. Фильм скорее понравится любителям психологических драм, особенно тем, кто может пережить отсутствие хэппи-энда и любителям социальных драм про аутсайдеров, проблемном детстве и изнанке поп-культуры.