И свет во тьме светит: отзывы и рeцензии

nikromantik79
nikromantik7913 августа 2015 в 07:20
С креста не сходят, с креста снимают. Уйти от креста, уйти от Христа.

Разумеется Михаил Козаков, как режиссёр, в рекламе и рекомендациях не нуждается, равно, как такие артисты, как Алексей Петренко, Ирина Купченко, Наталья Тенякова. Имя Льва Николаевича Толстого тоже известно и наводит ужас в хорошем смысле слова. Всё обещало вырасти в яркий и зрелищный спектакль. А как получилось на самом деле? А на самом деле вышла такая сильнейшая и мощнейшая вещь, проливающая свет не столь на творчество Тостого, сколь на его религиозные воззрения, что мне лично мало не показалось. Раз уж Михал Михалыч берётся за дело, жди грома и молний, бури и штиля, которые сменяют друг друга со скоростью света, не забывая оставлять след в душе и пищу для анализа и размышлений. Перед нами семья Сарынцевых. Главу семьи мы пока не видим, но в воздухе уже пахнет бомбой, ибо сёстры Мария Ивановна (Ирина Купченко) и Александра Ивановна (Наталья Тенякова) ведут не милую беседу, выясняют, что же такое случилось с Николаем Ивановичем, мужем Марии Ивановны, раз он не даёт денег сыну Стёпе и милует местных крестьян, вырубающих его лес. Вот нам с вами пока ещё ничегошеньки не ясно: какой лес, за что. Но запаситесь терпением, дождитесь героя Алексея Петренко и вы увидите и узнаете, что к чему. Действительно с приходом главы этого семейства начинается самая настоящая психологическая мясорубка. Бедная женщина Мария Ивановна. У них семь детей, а самый маленький грудной. Весь дом на ней и ей не нужны, какие встряски и треволнения. Понять ей можно. Но вот удивительное дело, супруг её, господин Сарынцев антипатии также не вызывает. С чем это связано? Судите сами. У него 450 десяти земли и особые ретивые крестьяне десяток штук решили вырубить и...вырубили. Крестьян в острог за такое преступление или? Конечно воровство поощрять негоже, но острог, тюрьма... Очевидно, что и другие мысли по поводу уже не только крестьян, а кое-чего покруче у Николая Ивановича имеются. И правда, умелая режиссёрская рука Козакова, подводит нас к тому, что Сарынцев чтит Евангелие, но не чтит церковь. Ни о чём это вам не говорит ? У господина Сарынцева своё трактование Христа, которое вразрез идёт с русской православной церковью. Более того, со стороны вообще может показаться, что он сошёл с ума. Хочет раздать землю крестьянам, потому как по его мнению им в этом мире ничего не принадлежит. Фактически суть его размышлений можно понять так: раздай всё своё добро и снискаешь Царствие Божие. А как же семья? Семеро детей и жена, которая ни разу не дала повода усомниться в её верности или в том, что она плохая хозяйка и мать. Диллема. А ведь мысли имеют свойство воздействия на других. Пришёл молодой Борис Черемшанов (Кирилл Козаков) в гости к Саранцевым. Пришёл, как жених Любы, дочери Николая Ивановича и Марии Ивановны. Пришёл, а тут ему и на службу идти. Воинская повинность. Но наслушавшись Сарынцева, Борис Черемшанов уже другой человек и служить не собирается. А как быть матери Бориса? (Натальи Архангельской). Кто ей вернёт сына, которого не посмотрят, что князь возьмут, да и... Этот фильм состоит из двух серий. Первая целиком и полностью базируется на игре Алексея Петренко. А вот вторая весьма выразительна игрой молодого Кирилла Козакова. Да-да, я не ошибся и не оговорился. Сын Михал Михалыча, к слову сказать внешняя его копия, играет очень недурственно. Да, что там недурственно, классно и точка. А его Борис Черемшанов просто жгёт. Кому сейчас опиши действия этого человека, не поверят, рассмеются. Но вот поди ж ты, значит есть такие люди коли писал о них Толстой. Кстати, сына Сарынцева играет ныне популярный актёр Александр Домогаров. Его герой, молодой человек, стремящийся побыстрее умыкнуть из-под родительского гнезда в вольнонаёмные солдаты. И для этого ему нужны деньги, а батька не даёт, потому что знает, что может крыться за солдатской жизнью. А что за ней может собственно крыться ? Правильно - кутежи. Кутежи и не только. Как не понять Николая Ивановича, когда он приходит домой, а там разговоры о Шумане, о Шопене. Домочадцы встают ленясь в десять утра, а бабы в поле уже в три часа ночи на ногах. Там не до Шумана и Шопена. Там жизнь настоящая, а тут праздное житьё. Кто прав? Вот то-то и оно. И когда уже не видно выхода, когда силы и тех и других иссякли и когда может случиться непоправимое, остаётся только...молиться, призывать Господа Бога, чтобы он вразумил и направил на верную дорогу. В общей сложности телеспектакль идёт около двух с половиной часов, но держит в таком огромном напряжении, что время не замечаешь. Музыка Альфреда Шнитке прекрасно очерчивает показанные события. Но главное в том конечно, что ближе понимаешь Толстого. А вот насчёт разделения его идей, это пусть каждый решит для себя сам... 10 из 10