Пишу первый отзыв в своей жизни на фильм, ибо вызвал сильные эмоции. Негативные. Сложно обойтись без спойлеров, т. к. сюжет прост, как две копейки, точнее как два евроцента. Маленький городок в Мурманской области, депрессивный антураж, негативные люди, безнадега, серость, холод, снег, грязь, бедность. Героиня Лены Трониной, не лишенная некого мрачного обаяния (в целом как будто играет саму себя, привет сериалу Аврора и к/ф Люби их всех), с очевидными психическими проблемами. Ее мама, психопатичная социопатка, эгоистичная стерва. Ухажер, веселый оптимист, видимо еще не испорченный северной провинцией паренек дальнобойщик с пистолетом в машине (рука-лицо). Сестра героини, грубая мерзкая тоже стерва вся в маму видимо. Таможенник маньяк, по совместительству бывший одноклассник героини. Хорошие обаятельные ребята норвежцы, к которым ноль претензий. Больной нелогичный сюжет без центральной идеи и с мерзкими политическими намеками (догадываюсь на какие деньги снято кино). Все это выглядит как дешевый спектакль, постановка троечников театрального вуза по теме 'перфоманс в стиле Балабанова'. К игре претензий нет, отыгрывают на ура, стараются показать весь ужас жизни на родине, всю потерянную молодость, всю безнадегу и отсутствие будущего. Смотришь на жизнь в северной глубинке, где был проездом и видел все своими глазами человека, родившегося в 80х, и не веришь. Не веришь ни идее, которую режиссер с продюсерами, младше тебя на 5-15 лет, жгучими любителями западной культуры, пытаются пихать тебе в мозг без вазелина, ни вайбу безнадежного будущего родины, ни мелочам в сюжете, ну ей богу, как будто школьник сочинял (ни прыжку с окна в огромную яму с талой водой, ни в реальность беретты 92 9х19 у главного героя в машине, которую он возит просто так через границу, потому что 'у нормального пацана должен быть ствол', ни тюремной обстановке для массовых убийц в Норвегии, где угощают пиццей, и под рукой всегда модные блютуз наушники). Так и не понял, какой идеей пытался заразить мой ум Твердовский... Что за европой будущее, а мы загнивающий совок с полезными ископаемыми? Или что насилие порождает насилие? (да ладно, правда? это только у плохих русских только так работает?) Что злые и беспринципные россияне на все готовы, лишь бы жить красиво и сыто? Что мы больные кровожадные социопаты убийцы по природе? А они добродушные толерантные гостеприимные добрые ребята? Что они всегда к нам с широкой норвежской душой готовы пустить в свой дом, в свою страну (где не так уж давно гражданин этой страны хладнокровно расстрелял 77 детей, переодевшись полицейским на острове в детском лагере)? Я не согласен с таким посылом. Я не хочу принимать на свой счет эту мерзкую заказуху.
Главная героиня страдает паническими атаками в закрытых пространствах. Уверенная в том, что именно местность, где она живет, вызывает у нее такое недомогание, она рвется заграницу, а конкретно в Нидерланды, где живет ее сестра. История о героине, пытающейся вырваться за пределы той удручающей и бесперспективной жизни, которую она ведет в родном городе. Панические атаки как метафора загнанности в угол и безысходности, смешивающихся со страхом смерти. Физически полностью готовая к переезду, героиня внутренне остается инфантильной и наивной личностью, не готовой к изменению жизненных обстоятельств и менталитета. Визуальная составляющая потрясающая – серость и долгие кадры с общими планами местности погружают в депрессивное настроение и позволяют ощутить ту невыносимую дисторсию времени перед побегом на свободу. Закрытые пространства фигурируют повсеместно, постоянно возвращая нас к проблеме главной героини. Крупные планы используются редко, но метко, только там, где действительно важно показать эмоции героев, также символизируя эмоциональную отстраненность действующих лиц. Звуковое сопровождение отлично дополняет визуальное. Беспокойные гул и шум труб хорошо вписываются в антураж и усиливают эмоциональный отклик в особенно напряженных моментах. Голоса звучат несколько отдаленно, как будто это все нереально и происходит в грезах главной героини. Читая предыдущие рецензии, я заметила, что многие отмечают недосказанность и якобы отсутствие у героев всякой мотивации. Хотелось бы возразить – в данном фильме и ему подобным («Комбинат «Надежда»») у героев мотивация одна – выбраться, убежать из обстоятельств настоящей жизни, отвратительных и удушающих, в новый мир, полный возможностей и перспектив. Получается это далеко не у всех – к изменениям способна только сильная и взрослая личность, которой героиня нашего фильма не является. Тюрьма в Нидерландах, показанная так отрадно и соблазнительно, на самом деле не является таковой – это все грезы маленькой девочки, в то время как действительно взрослые люди живут свою тяжелую, полную бед и забот жизнь. Фильм говорит об очень важном: о способности человека принимать действительность такой, какая она есть, и реагировать на внешние раздражители адекватно их силе, о готовности брать на себя ответственность и быть аутентичным, коротко говоря – о готовности быть взрослым человеком. Не хватило игры Лены Трониной. На ряду с такими актрисами, как Светлана Камынина и Дарья Савельева, она явно в проигрыше. Было сложно подключиться к ее героине. 8 из 10
Очень знаковое получилось кино, причем в разных аспектах! У картины Ивана Твердовского, несмотря на низкий бюджет, имеется определённый посыл — мысль, и она очевидна, которая порой, с горькой усмешкой на лице, промелькала у многих людей и в обсуждениях которой, зачастую можно было встретить саркастическую интонацию и иронию! Запрос, отправляемый создателями 'Панических атак' обществу, заставляет задуматься о первопричинах сложившегося несоответствия человеческих идеалов. Конечно, здесь имеет место множество важных и в разной степени влияющих факторов! Основой же видится ДИСБАЛАНС уровня развития общества: цивилизованное и развитое, где человек и его потребности являются основной ценностью, которому доступны верхние слои 'Пирамиды Маслоу'; напротив же — общество, в котором человеческая жизнь не стоит ничего, потребности примитивны, т. к. вопрос скорее ставится о выживании, а первоочередным и важным здесь является достижение иллюзорных величин, имеющих мало, или не имеющих вовсе, прикладной и/или практической пользы! Световая гамма сцен очень четко подчеркивает это понимание! Именно такой пример, достижения 'глубоких величин', действительно приносит в жертву обычные человеческие судьбы, превращая жизнь простого человека в беспробудный ад! И взывать к небесам без толку — здесь большую власть имеет дьявол! В фильме подобным символизмом становится 'Кольская сверхглубокая'! Но! Не будем забывать постулат из голливудского апокалиптичного кино:' Нельзя победить зло, творя другое зло!' ('Конец света' 1999г.). Так что, у главной героини процесс совестливых мук, безусловно, впереди! Сначала понадобится время для адаптации, начало которой мы наблюдаем! А потом, дьявол вернется к ней и заберет душу! Мы же, как минимум теоретически, знаем, как она устроена — сделка с ним! Ну и, о Лене Трониной: безусловно в ней что-то есть! Она в поиске! В поиске себя, в поиске ролей, в поиске важного и неоднозначного самовыражения!
События в фильме – стопроцентная аллегория. Это набор символов несопоставимых с чем-либо меркантильно-реалистическим. Если грубо, мир показан глазами человека условно страдающего психо-депрессивными расстройствами личности, беда этих людей в том что они не понимают что они больны (в т. ч. нравственно, морально, идейно), они живут в иллюзии, там где сейчас они это «Ад», а вот «Рай» где все ходят в белых одеждах он рядом и попасть в него можно всего-лишь принеся 'Каинову' жертву, быстро и просто, сделать над собой небольшое усилие и всё, ты навсегда в Раю! В Норвегии или на святой земле в Израиле, Америке, в Нирване, где угодно, там куда забросит расстроенное сознание! Сознание в котором отсутствуют полутона, где нет логики здравого выбора, где присутствует только все 'ЧЕРНОЕ' или всё 'БЕЛОЕ'. Беда этих людей, что их 'Рай' и 'белые одежды' таковыми не являются, они иллюзорны, ибо путь одного лишь греха не может вести в Рай! Паническая атака это главенство влечений и эмоций, над разумностью и рассудочностью. Главная героиня Вика не может осмыслить куда и как она попала, находясь в прострации, заторможенная и замкнутая, только в тюрьме она обретает якобы 'счастье'. Тюрьма для неё, это 'святая' зона - свободный мир, мир благополучия и сплошной радости, мир счастья и достатка, всеобщего равенства и комфорта, этакого собирательного 'запада' где все улыбаются и дарят подарки. Это мир людей - больных нравственно, идейно, морально, а главное не желающих меняться! Вика, лишенная возможности воспринимать мир в полутонах в цвете, ограниченная в поиске и выборе, уверена - там откуда она это мир мрака и тьмы, мир ужасов, статики и отсталости. Вроде она избавилась от панического страха, но не излечилась! Потому что она попала в полную его власть! Теперь страх – её господин, её «благодетель»! Она живет в его владениях! Понимаю, многие возмущены этим фильмом пытаясь трактовать его буквально. Да, при буквальном восприятии фильм сыпется, теряет реалистичность, не стыкуется, тем самым указывая на знаковость восприятия, на иносказательность, Эзопов язык. Ещё этот фильм обладает одним индикативным свойством - он поглощает, он растворяет тех, о ком он. Зрительские персонажи, чьё мировосприятие показано в фильме начинают резонировать, отстаивать взгляды Вики, подпевать ей. Их корёжит тут, они мечтают туда, а добравшись туда, в муках счастья плюют в обратную сторону.
Невыразительная и блёклая до степени ахроматизма девушка из заполярного посёлка Никель, подобно инфузории с говорящим названием «туфелька», судорожно тычется в направлении, которое задано нехитрым хемотаксисом — за кордон. В соседнюю Норвегию. Хемотаксис не предполагает многослойной мотивации. Шевеля ресничками (именно так называются органы движения простейших) организм девушки настырно торкается в направлении наименьшей концентрации раздражителя. А раздражает девушку всё. Особенно мать и закрытые пространства. И не пробуйте такую остановить. В фильме кое-кто было попытался. Но простота оказалась страшной силой. Драма. По итогу стынет кровь. Впрочем, это шлейф. По ходу фильма преобладают скука и раздражение. Несуразные персонажи. Депрессивный пейзаж. Крики, визги, ругань и прочие атрибуты русской др-р-рамы. Затянутое роуд-муви. Пластмассовые диалоги. Очевидно, не на все выразительные средства актрисы Лены Трониной я обратил должное внимание, но вспомнить её лицо уже через 10 минут после просмотра я не мог. Мне показалось, крупных планов режиссёр по неким соображениям просто избегал. В открывшем некогда жанр фильме «Интердевочка» (89 г.) наша проститутка также устремляется в скандинавский «рай», прокладывая туда путь своим ремеслом. При этом озорной, но многомудрый Тодоровский, не сползая с игриво-спекулятивной темы, рассказал-таки женскую историю. Пускай нехитрую, во многом фантазийную, но живую — в ней девушки дружили, совершали трудовые подвиги, покупали по случаю шмотки, мечтали, строили планы… И было понятно как то, от чего бежала за границу героиня Яковлевой, так и то, что она реально там нашла. Для того, чтобы составить из фрагментов жизни пазл судьбы, режиссёру понадобились взрослые мозги. В инфантильной истории про «паническую» девушку ничего такого нет. Вместо пазла - спазм хемотаксиса. Но что за ним стоит кроме неизбывной тяги молодых к жизни яркой и сказочной? Главной особенностью героини назначена клаустрофобия. Ну да, этот синдром можно при желании нагрузить любой символикой. Вплоть до политической. Но психическое расстройство не заменит личность, которой нет. Унылая, примитивная и по-чернушному ходульная героиня-туфелька фатально не интересна. Почему её так манит норвежский посёлок Киркинес? Что она рассчитывала там найти, и что обрела в итоге? Если верить раскадровке с умиротворённой физиономией осуждённой, то нашла она вроде как именно то, что искала: санитарно-безупречные интерьеры, дежурные улыбки конвоиров, дармовую пиццу и белые наушники… Причём, на долгие годы. Зато потерял снова я, с напрасной надеждой вглядываясь в киношный отечественный новодел. И кстати, да! Как там обстоят дела в камере с пресловутой клаустрофобией? В клиническом плане это любопытно.