Из глухого сибирского села сбегают от ареста на фронт два мужика. Через десять лет один из них вернется, однако его жена собралась замуж за местного участкового. Мужикам предстоит нелегкий выбор, кому из них остаться с женщиной... Фильм душевный, лиричный и полный поэзии: прекрасная природа, прекрасные народные типы настоящих русских людей, не весть как, из каких детских воспоминаний, воссозданных режиссером Андреем Карелиным... Когда герои начинают петь, трудно удержаться от слез. При этом фильм вполне можно расценивать как лирическую комедию - ничего особенно драматичного как будто не происходит, ужасы войны и тоталитарного режима проходят даже не на заднем, а просто за планом. Фокус режиссера - на удивительных отношениях деревенских людей, на дружбе главных героев и их любви к своим родным, и именно сцены повседневности - прощание, встреча, застолья, полная эмоций деревенская 'жизня' с достоверно воссозданной атмосферой середины прошлого века - именно эти простые сцены простой истории цепляют зрителя. Великолепные актерские работы у всех героев, а портреты нквд-шников поражают откровенностью.
Ну голубчики, люди добрые, ну как же так можно? Не верю! Нельзя взять людей, которые деревенскую жизнь видели только в кино, раздать им текст, нарядить в одежонку, показать пейзажик - и опа! 'Достоверно воссозданная атмосфера'. Да у каждого персонажа высшее образование на лице написано! А эти вымученные (так и видится режиссер с палкой, стоящий за кадром) переживания? А сценарий? Зачем нужны совершенно бестолковые первые 2/3 фильма, если основое действие начинается только когда '...Как вдруг неожиданно в селе появляется ее пропавший муж Иван…'? Вроде бы как раз тут-то и стоит сделать упор и раскрыть все тщательно и со вкусом, ан нет: Пара-другая надуманных диалогов, немного возни не в тему и финал, который не пойми как воспринимать. После просмотра ощущение, что сценарист не хотел писать, но его заставили, режиссер не хотел снимать, но на него надавили, а актеры не хотели играть, но пришлось.