Вот все сетуют на отсутствие хорошего российского кино, а есть ли у нас хороший зритель? Вот оно - КИНО. Шедевром называть поостерегусь, но несомненно - это произведение искусства, да всё про жизнь, да всё про нас, дыхание перехватывает, сердце сжимается, ну и где же ты, зритель? АУ! На всех киношных сайтах, вместе взятых - единицы отзывов, из них единицы положительных. Может, мне обидно за этот фильм потому, что, будучи жителем Черноморского побережья, я 'в теме'. О, я могу ручаться за достоверность фильма, за эту отнюдь не гиперболизированную контрастность двух миров - мира отдыхающих и мира местных (то есть 'обслуги'). Они не смешиваются, как вода с маслом. Умиляет восприятие фильма москвичами: 'О людях, не нашедших своего места в жизни'. Миленькие, да нас таких, обобранных и осмеянных, 90% страны! Жизнь - это именно НАША жизнь, и мы на своём месте, просто место это вот такое вот. Ну не может же вся страна свалить в Москву! Фильм о чудовищном социальном расслоении, как только разрешили к показу эту страшную правду? Всё наше побережье - 'лишние люди'. Вся страна лишняя для хозяев жизни. 7 из 10
В своём первом полнометражном фильме Денис Пээтерович Карро обратился к творчеству российского писателя и режиссёра Антона Александровича Уткина. В 2010 году в издательстве АСТ, Астрель вышла книга 'Южный календарь', представляющая собой сборник короткой прозы Антона Уткина. Карро выбрал для своего фильма три рассказа, и на основе их написал сценарий, в котором три новеллы словно продолжают друг друга, объединяясь не только географически - берегом Чёрного моря, - но и персонажами, 'кочующими' из новеллы в новеллу. Всего их в фильме три. Здесь на странице дана не совсем точная информация. Первая новелла называется 'Выходной' - о девушке-посудомойке в столовой. Вторая - 'Ничего' - о директоре археологического музея. Третья - 'Инжир' - о трёх пассажирах в купе поезда. Объединяет новеллы не столько место действия, сколько остающийся после просмотра неприятный осадок. По моему мнению, именно это горьковатое 'послевкусие' и заставляет зрителей ставить картине оценки ниже, чем она того заслуживает. Очень жаль, что из всего многообразия рассказов Карро выбрал именно эти. Ни в коем случае не собираюсь 'хаять' творчество Уткина, однако подборка оказалась излишне 'узко-специальной'. Я не стал говорить о каждой новелле по отдельности по той причине, что при совершенно разных героях, они выглядят 'калькированными', - будто накладываются на некий негатив. Негатива в нашей жизни хватает с лихвой, потому как живём мы в состоянии перманентных экономических и политических катаклизмов. На таком фоне хочется если не сказки, то хотя бы - слабого её подобия. А что мы видим в картине 'Южный календарь'? Притом что актёры отыграли свои роли хорошо, радости от их игры нет, потому что радость - чувство возвышенное, а разве можно назвать возвышенным то, что происходит в новелле 'Выходной' или 'Ничего'? У меня была надежда на третью новеллу, потому что моряки - это отдельная каста, формирующая обывательское представление ещё с овеянной ореолом славы революционной поры. Уже в начале новеллы 'Инжир', было понятно, какова будет плата за проезд. Но в купе находился молодой капитан-лейтенант, и почему-то думалось, что уж он то... В итоге же имеем то, что имеем: серьёзное кино, поднимающее нравственные проблемы. Снято хорошо, профессионально. Отдельные роли - только на 'отлично'. Но всё вместе не складывается в 'зелёный фон'. Не складывается, потому что российский зритель давно устал от замусоленной темы олигархов-коррупции-продажности, которая уже не одно десятилетие растёт над нами атомным грибом безнадёжности. 'Разбавь' Карро свою картину, например, фольклорной повестью 'Свадьба за Бугом' из того же сборника, - глядишь и зритель бы по-иному оценил картину...