Интерес к необыкновенным героям, сказочным сюжетам, фантастическим событиям, забавным актерским дуэтам, нетипичному юмору отличает современного зрителя. Американские кинотворцы по-всякому эти интересы эксплуатируют ради очередного кассового рекорда, что иногда кинотворение оказывается слишком дерзким на шаблоны. Другой же крайностью служат фильмы отечественного производства, особенно с бытовым сюжетом. Может быть, нашу бытовуху не так интересно смотреть, как очередного «Человека-паука», очередную «Пилу» или очередную сумеречную метаморфозу ночи, но зато в бытовом сюжете можно найти больше правды не о заоблачных мечтаниях, а о том, что есть на самом деле. И таким правдивым фильмом о нашей повседневности является картина Веры Сторожевой «Компенсация» с заезженным конфликтом отцов и детей. Тематика отцов и детей в фильме поднимается с извечных вопросов «кто виноват?» и «что делать?» В центре внимания картины оказывается отец (Гоша Куценко), «конфликтующий» со своими тремя дочерьми. Первые две – Лена и Кристина - дочери от разбитого брака, и Надя – дочь от счастливого брака. Обиженные на отца Лена и Кристина, переживающие смерть матери, отправляются из родного города Тамбова в Москву, чтобы отомстить отцу. Они похищают его третью дочь и выдвигают свои условия компенсации за страдания матери, недостатки отцовской любви, а также за то, что отец живет счастливой новой жизнью. Очень многое в фильме строится на контрастах. Мужиковатая старшая дочь Лена, лишенная каких-либо девичьих черт, больше напоминает парня своими манерами, прической, поведением и отсутствием вкуса. Она груба, ее речь настолько скудна и по-деревенски загружена однотипными оборотами, что можно упрекнуть сценариста, что он уж слишком переборщил в своем стремлении сделать из девушки нечто. Лена воплощает все то, от чего отец хотел сбежать и сбежал навстречу новому красивому и утонченному. Это новое олицетворяет его московская жена Ольга. Ее можно назвать светской львице. Она умна, красива, практически идеальна. Не мудрено, что провинциальный мужчина не смог перед ней устоять, не смог от нее отказаться и обожествил. Прожил с ней десять лет, но она так и осталась для него незнакомкой. Таким образом, беспечный папаша оказался в мире своих иллюзий и видел только то, что хотел видеть, не знал ни своих детей, ни жен. Вместо того, чтобы углубить идейную линию «отцы и дети», Вера Сторожева представляет на суд зрителю семейную драму персонажа Куценко, так сказать, трагедию маленького человека, когда похищение дочери становится меньшим злом, чем осознание собственной слепоты и глухоты. Также «Компенсацию» можно назвать ярким примером истории современного большого города, куда попадает человек и меняется. Платой за то, чтобы город принял «скитальца», служит отказ от прошлого. Как это случилось с героем Гоши Куценко, пропавшим из Тамбова в Москве и отказавшимся от своей семьи ради новой жизни. Не сказать, что выбранная создателями история идеальна. В ней присутствует множество сюжетных кочек, о которые спотыкаешься. Видимо, сюжет не был той гранью фильма, которую создатели хотели отшлифовать. Первенство по значимости ингредиентов занимает психологизм. Так, о многом в фильме не говорится – это просто надо почувствовать и, может быть, пустить слезу. В этом проявляется какая-то особая режиссерская эстетика молчания. Зритель должен сам представить, какая стихия бушует в душе разбитого отца-дон-кихота. Из множества хитросплетенных моментов и обрывков фраз возникает абсолютно иной образ «безобразной» дочери Лены. И это тоже надо почувствовать зрителю. Рассказы Лены о том, какой она нравилась отцу, за что он ее хвалил, объясняют то, какой она стала. Еще из этих рассказов становится понятным, как она страдала из-за отцовского исчезновения и заменяла его для своей младшей сестры. Таким же образом раскрываются все остальные персонажи. Кульминационным моментом просмотра снова оказывается психологический аспект, когда внешняя привлекательность Ольги «вступает в схватку» с душевной красотой одной разбитой семьи. В фильме нет отрицательных персонажей, как нет и положительных героев. У каждого из них своя правда, и зрителю лишь стоит кому-то из них поверить.
Несмотря на то, что отечественный кинематограф уже с десяток-другой лет находиться в затянувшийся коме, надежда на то что периодически на экранах будут появляться стоящие картины пока еще есть... 'Компенсация' до просмотра в принципе не вызывает особого интереса - опять же не ясно как и кого сыграет Куценко, который опять же слишком часто мелькает на экранах. Женский дуэт - режиссер/сценарист тоже не вызывает доверия, так как обычно в таких картинах присутствует слишком много сказки, фантазии и переигрыша. Однако завязка в принципе неплоха, это и побудило на просмотр. И на удивление, картина оказалась куда лучше, чем ожидалось. И дело тут не в сценарии, который все таки немного сказочный, дело здесь в его обработке - острой и жесткой, вызывающей доверие. В фильме много насилия, местами на самом деле не очень логичного, но и не вызывающего чувство фальши, особенно если учесть что главными героями являются дети. Не вполне удачно оформлена концовка фильма, которая наступает уж слишком резко. Здесь создатели решили не обострять действие, а наоборот сбавили темп - на самом деле не лучший выбор... И еще немного о конце фильма - режиссер использует аудио-флешбэки с диалогами сестер, которые были в картине ранее, такое часто используют в драмах, однако для этого стоит конечно выбирать диалоги, которые могут тронуть, а не игру в города. Но это так, к слову... Что касается молодых актеров, то сыграли они не слишком здорово. Но все что они не доиграли взял на себя Гоша Куценко, который просто блистал весь фильм и показал действительно мощную игру, которой давненько от него не было видно. Можно сказать, что он уверенно вытащил на себе картину, сыграв очень интересную роль успешного бизнесмена, жизнь которого превратилась в ад после похищения его младшей дои его старшими дочерьми из другой семьи. Неплохо справилась Любовь Толкалина, исполнившая роль его второй жены, этакой стервы-вертихвостки. Остальные актеры второго плана, которых было не так и много были весьма слабыми, местами даже немного портили картину. В итоге у Веры Сторожевой вышла неторопливая, жестокая драма о запутавшихся детях, которые просто не знали что творят, ведь не всегда известно как правильно... Конечно картина далека от идеала, но все же достоинств у нее больше, чем недостатков... 7 из 10
В наше время в кинотеатре редко даётся возможность посмотреть интеллектуальное кино. Если такой шанс появляется, то нельзя его упускать. Так я и попала на 'Компенсацию'. Имя режиссёра, то есть Веры Сторожевой, само собой даёт гарантию на то, что фильм глубокий и заставит задуматься над важным и вечным, а вот имя Гоши Куценко вызвало у меня сомнения. 'Не будет ли этот фильм одним из тех русских фильмов, что нацелены на кассу, а не на зрителя?' - думала я. Этих сомнений уже нет, потому что Куценко там в совершенно непривычной для него, да и для нас, роли. Такого он 100% ещё не играл. Уже только ради неожиданного перевоплощения Гоши Куценко стоит посмотреть 'Компенсацию'. Открытиями стали для меня и юные актрисы: Анфиса Медведева, Ирина Горбачёва и Полина Куценко. Насколько юны, настолько и талантливы. О самом фильме: его концепция очень актуальна. Сейчас, когда каждый второй брак разваливается и, как обычно бывает, отцы бросают своих детей на матерей, не помогая, не общаясь, нужно показывать людям, чем это оборачивается. Таков герой Гоши Куценко. Он как-то уехал от жены и двух дочерей и больше не вернулся. Разбогател, забыл о прошлой жизни, у него появились дочь, которую он обожает и жена, которую он слепо любит. Но бывшая жена умирает и две старшие дочери, решают навестить отца с целью получения того, чего им не хватало многие годы: его самого. Заканчивается это не так, как хотелось бы зрителю, привыкшему к хеппи эндам, но зато реалистично. Настолько, что к глазам подступают слёзы. Для узколобого зрителя это лишь фильм с погонями, криками, драками, а для тех, кто умеет и хочет думать это фильм, который показывает, что бывает, когда бросаешь близких. И начать новую жизнь, стирая из память родных когда-то людей невозможно, иначе и от новой останутся, как в этом случае, одни руины. Может и есть какие-то недостатки в исполнении, но они не уловимы, так как уже с самого начала понимаешь, что здесь не важно 'где' и 'когда', а важно 'что' и 'как'. Фильм свою задачу выполнил - заставил подумать, поэтому я ставлю 'отлично'. Нужно ли идти на 'Компенсацию' в кинотеатр? Абсолютно. Лучше бессмысленную комедию или миллионную по счёту мелодраму отложить на потом или посмотреть дома, а такой подарок, какой сделала русским зрителям Вера Сторожева, нужно открывать свежим. Итог: если вы умеете думать, этот фильм для вас. 10 из 10.
«Компенсация» открывала нынешний фестиваль «Окно в Европу» и тем сразу настроила публику на «выборгское» отношение к авторскому кино. Так повелось, что в этом городе не очень-то интересуются демонстрациями величия или результатами поисков сложных форм режиссерского самовыражения. Удачные ли фильмы оказываются представлены в Выборге или не очень — они не только для жюри и горстки критиков, но для зрителей в первую очередь. Так и с нынешней лентой Веры Сторожевой. Простой парень из Тамбова (Гоша Куценко) когда-то давно бросил жену с двумя детьми ради «столичной штучки» Ольги (Любовь Толкалина). Влюбился до беспамятства, в состоянии которого и пребывал лет десять. Но чем тяжелее и неприятней истории из прошлого, тем более неподходящим образом настигают они в настоящем. Забытые дочери — Кристина (Полина Куценко) 14-ти лет и Лена (Ирина Горбачева) лет на пять постарше — после смерти матери приезжают в Москву на старой отцовской машине как раз с целью хорошенько напомнить о себе. Раз, мол, отец украл у них счастье и семью — они сделают то же и с ним, похитят его третью, семилетнюю дочь (Анфиса Медведева) и потребуют выкуп. 2 миллиона в у. е., вот это будет настоящая компенсация. Но они, конечно же, совсем не безжалостные злодейки, а добрые и, как положено, немного наивные девчонки. Им нужны не миллионы, не блюдо, которое подают холодным, не новая, хорошая жизнь в богатой семье… А что же? Правильно, то самое, о чем еще Beatles пели… Буду честен, сценарий «Компенсации» — едва ли не самое неубедительное явление в нашем кино последнего времени. Нет, серьезно, то от тамбовского эльфа героиням достается ключ от многокомнатной квартиры почившего маршала, то студент-китаец с потрясающим акцентом говорит «Внимание, сейчас я буду вас трогать», то прозрение приходит героям под исполнение интернациональным хором католической молитвы, то финал повисает в воздухе, как недостроенная развязка на третьем кольце, на которой он и снят. Замечен даже один натуральный хипстер на Веспе… Немного похоже на попытку показать то, чего тут, в этом фильме, на самом деле нет. Но, продолжая выражаться словами из той самой битловской песни — лучше не ворчи, а прими правила такой игры… То есть nothing you can say but you can learn how to play the game). Пусть наивно, как и героини. Пусть трогательно — очень. Ведь эти состояния могут быть очень заразными. И да, речь о «All you need is love», конечно. По счастью, именно этот очень понятный призыв пришел на смену непростым и слегка запутанным отношениям героев прошлых картин Веры Сторожевой с Богом, моралью и друг другом. Все, что нужно девчонкам-героиням — это любовь. А единственное, что надо будет сделать после или даже во время просмотра «Компенсации» — отчаянно растрогаться. Кому-то, может быть, и до слез — по крайней мере, в кинозале Выборга некоторые действительно всплакнули.
Две сестры после смерти матери решаются найти в Москве своего успешного и богатого отца. Девочкам не повезло, вся любовь их папы досталось другой семье, как и деньги, которые бы смогли помочь их матери в борьбе со страшной болезнью - раком... Оточенными мазками Сторожева начинает рисовать свой фильм, красивые ракурсы, интересные диалоги, прекрасные актеры, но весь запал теряется, а финал, вообще, конкретно перечеркивает все. Любовь или деньги? Вот в чем вопрос. Сторожева пытается разрешить всего одно уравнение: там одно неизвестное, но множество побочных операций. И что странное, она путается, икс, конечно, найден, но ответ-то получился неправильным. Стоило режиссеру сделать проверку, прежде чем сдавать свою новую картину на суд зрителю. Да, главный минус этой картины, это сценарий, который накручивает многое, но в итоге большинство нитей оставляет провисать в воздухе. Про сестер все ясно, у них горе, но в их шагах нет единого мотива. Сначала девочки хотят денег, потом раскаиваются и понимают, что хотят только любви. Любви от отца, который их бросил, который косвенно был виноват в смерти матери? Истина лежит в месте? Но не смотря, на то, что они запугивают дочь отца от другого брака, убивать её они не собираются. И что остается? Гормоны на гормонах... Таким образом, если не копаться в глубинах фильма, то вам все понравится, но за всей красотой, что проделала Вера, стоит голяк в плане сюжетных линий. Просто, идя на фильм, ждешь жесткою драму, а получаешь мыльную оперу, которой заполнены сейчас чуть ли не все каналы. Обидно, но факт остается фактом.
Какое-то странное кино получилось у Веры Сторожевой. Эта женщина-режиссер сняла за свою жизнь несколько фильмов и сериалов, но не один из них нельзя назвать успешным. Такой же безуспешной оказалась и 'Компенсация'. Зритель в каждом кадре фильма чувствовал что руководит проектом женщина. Это совсем неплохо, что главная на сьемочной площадке женщина, ведь та же Кэтрин Бигелоу ('Повелитель бури', 'На гребне волны') с легкостью может снять серьезное кино. Но Сторожева это не Бигелоу и потому ждать хорошей постановки от Сторожевой не приходится. Сценарий 'Компенсации' до ужаса дурацкий, а главное то, что написала его Наталья Назарова, которая приложила свою руку к сериалу 'Ранетки'. Все без исключения актеры сыграли плохо, а особенно раздражали как раз начинающие актеры. У Владимира Епифанцева много плохих ролей, но эта пожалуй худшая. Грамотно составлен слоган картины: 'Кому-то придется за все заплатить', который как будто намекает зрителю что бы тот купил билет в кинотеатр и посмотрел на это безобразие. 'Компенсация' - это глупый фильм с невменяемыми диалогами. Самое плохое то, что пафосный диалог в картине сменяется еще более пафосным диалогом, из-за чего данную ленту ну очень трудно досмотреть до конца. 1 из 10
Семейные отношения. Вообще, отношения между людьми. Тема важная и сложная, неисчерпаемая. И мне нравится, что говорит на эту тему Вера Сторожева. Этот фильм на самом деле о молчании. О том, что мы замалчиваем свою боль и обиду. Мы о ней не говорим. Зато делаем много зла и много обижаемся. Как мама главных героинь, что не позволяла дочкам видеться с отцом. Как дочки, обиженные и выросшие без отца, решившие отомстить. Как жена героя Куценко, которая вместо того, чтобы поговорить с ним - изменила ему. Ведь так гораздо удобней, правда? 'Ты меня не спрашивала, а я не рассказывал...' Лейтмотив ко всему фильму. Так мы и живем, не договорив. И нам почему-то кажется, что это правильно. Молчать правильно, мстить правильно, изменять правильно, обманывать правильно. А все это по большому счету, от недостатка любви. Вместо того, чтобы поговорить, мы ее ищем в других источниках. Разве это правильно? Так сделал Сергей, так сделала Ольга. Почему они не подумали о своих детях? Что заставило их забыть об ответственности? Говорите, не бойтесь. А бойтесь делать больно, бойтесь обманывать. И отвечайте, отвечайте за тех, кого приручили. Спасибо, Вам, Вера. 8 из 10
Можно ли пройти путь длинною в жизнь и не наследить? Персонаж Гоши Куценко, которого он сыграл в фильме 'Компенсация', показал что нет. Он успешный мужчина средних лет с успешной карьерой, дорогой машиной и красивой двухуровневой квартирой в центре Москвы. Обладатель красавицы жены и любящий папа маленькой дочурки. Но это теперь, а раньше он жил совсем другой жизнью. Молодой мужчина, проживающий далеко за МКАД, со средним достатком, который перегонял автомобили, жил счастливо с любимой женой, растил двух дочерей. А потом, в один прекрасный момент, просто не вернулся к своей семье. По крайней мере, эту историю помнят его дочери, которые после смерти матери решают навестить папу, увидев его на обложке глянцевого журнала. Встретившись на улице города Москвы, нерадивый папа не узнает дочерей, проходит мимо, обронив циничную фразу: – Внимательнее надо быть к людям, может и о Вас кто-то позаботится (с) Боевая старшая дочь, услышав в той фразе вызов, решает доказать отцу, что невнимателен как раз он и выбирает для этого странный способ: похищение младшей и от чего-то самой любимой дочурки в обмен на компенсацию. В этот момент начинает закручиваться сюжет, вспомнит ли он старших дочерей, пойдет ли на уступки и вернет ли себе свою чистую, не запятнанную репутацию. Самообладания у героя Гоши Куценко как у бравого героя боевиков, отличное чувство юмора и невероятная, показная сдержанность. Что он за человек становится понятно при просмотре первых минут фильма, когда мужчина дает интервью: – Что заставило Вас изменить жизнь? Вас изменила жена? – На женщине, которая изменяет, я бы не женился… (с) И еще интересное наблюдение, после просмотра фильма в памяти остаются имена его персонажей: жена - Оля, младшая дочь - Надя, старшая - Лена и средняя – Кристина, а вот персонаж Гоши Куценко, в памяти остался как персонаж Гоши Куценко, интересно, почему? 6 из 10
Не думала, что этот фильм произведет на меня хоть какое-то впечатление, но… Вроде ничего особенного, история знакома… сложная жизненная ситуация толкает двух сестер (Лену и Кристину) на не вполне обдуманный поступок Им кажется, что они поступают правильно, но разве могли они все просчитать и узнать к чему приведут их действия… Чего они хотели? Ну, уж точно не денег… скорее им хотелось заставить отца задуматься, на своей шкуре прочувствовать боль. Похищение — это своеобразный способ обратить внимание… внимание на себя и на свои проблемы. Что ими двигало? Здесь всего понемногу. Зависть, злость, обида…для всего этого у них были причины. Жизнь была не из легких и смерть матери становиться последней каплей, переполняющей чашу терпения. В конце можно было представить все что угодно, но только не это… как то больше хотелось другой развязки для столь ложной ситуации и, если честно, я не до конца понимаю, почему фильм завершился именно так… вопросов осталось больше чем ответов (к сожалению). Для всех кто будет смотреть: Возможно, фильм не оправдает Ваших ожиданий, а может наоборот, приятно удивит (как меня). Он наполнен смыслом, заставляет задуматься и сюжет у картины вполне жизненный… чего только не бывает в наше время. Чтобы понять нравится или не нравится, обязательно надо смотреть, не возможно по рассказам других составить свое впечатление. Возможно, Вы лучше поймете смысл данной картины и сможете найти другое объяснение тем или иным поступкам героев. Приятного Вам просмотра! 10 из 10
Фильм 'Компенсация' меня, что называется, 'зацепил' и зацепил неслабо. Что бы ни говорили многочисленные критики, а кино это жизненное и хорошо сыгранное. Я, в принципе, считаю, что в таких фильмах каждый для себя ищет и видит свой смысл. Для меня это фильм о жестокости и великодушии. О жестокости двух взрослых девушек и великодушии одной маленькой девочки. Этот фильм о доведённых до предела детях и слишком поздно понявшем это отце. Фильм о любви и измене любви. Игра актёров впечатлила. Особенно актёров юных. Правда, до начала просмотра слегка вызвала напряжение фигура Гоши Куценко, который мне не нравится (моё личное скромное мнение), но сыграл он хорошо. Мне кажется, роли таких героев ему подходят. Любовь Толкалина также смотрелась органично и очень понравилась. Особо хочется отметить концовку киноленты. К сожалению, писать о ней я не имею права, но могу сказать, что она оставила след в душе, какой-то лёгкий отпечаток, сохранившийся до сих пор. Считаю, что не оставит равнодушным ни одного, хоть самую малость что-то чувствующего человека. 9 из 10 Смотреть советую, но желательно в гордом одиночестве. В компании смеющихся друзей с бутылкой пива фильм не понять.
Сюжет вкратце: 15 лет назад папа бросил жену и двух дочерей. За прошедшие годы он стал крутым бизнесменом, завел новую семью, в то время как на долю старой выпало много несчастий. После смерти матери повзрослевшие Лена и Кристина двигают из Тамбова в Москву, дабы воссоединиться с родным человеком. Тот, однако, о девочках и думать забыл, что выясняется при первой же встрече. И тогда девушки составляют 'План Б'... Об актерах. Куценко, Толкалина и Епифанцев откровенно отрабатывают гонорар. Гоша в последние лет 10 стал эдаким Хаматовой в мужском обличье: если тебе лень мучиться с кастингом, то пригласи его. И это реальная ошибка, потому что своим типажом брутального подонка он реально губит бОльшую часть ролей, в которых снимается. То же можно сказать и о Толкалиной, умудряющейся просто везде включать 'истеричную гламурную кисо'. Что касается Епифанцева, то он особо и не скрывает, что в снимается в большинстве фильмов исключительно ради заработка. Молодым актрисам Горбачевой и Куценко, к сожалению, элементарно не хватило опыта, из-за чего их персонажи вышли абсолютно плоскими и неинтересными. Порадовала лишь маленькая Анфиса Медведева, за столь короткий отрезок времени создавшая образ маленькой принцессы, научившейся в силу жизненных обстоятельств думать не только о себе, но и о других. Теперь собственно о фильме. Не случайно в заголовке я вспомнила об азиатских фильмах подобной тематики (то есть про месть). Потому что смотрибельны они исключительно в варианте 'Сочувствие госпоже Месть' и 'Олдбой'. Но поскольку Сторожева, очевидно в силу природного гуманизма, не стала снимать жуть с отрезанными пальцами и раскроенным молотком детским черепом, то перед нами предстает лишь банальная слезовыжималка на тему 'раскаяние блудного папы' с заранее предсказуемым финалом. Резюме: а какое кино могло бы получиться...
Когда я включаю телевизор и вижу рекламу какого-то совершенно нового, но уже популярного и раскрученного всеми правдами и неправдами фильма нашего производства, у меня редко возникает желание потратить своё драгоценное время на просмотр подобного кино. Современный российский кинематограф вообще обладает слабой привлекательностью, и не только для меня. Однако реклама 'Компенсации', снятой в 2010 году, почему-то сразу заинтересовала. К тому же, мои родные поспешили сообщить мне о том, что Вера Сторожева - это хоть и не лучший, но и точно не самый худший режиссёр в нашей стране. Итак, просмотр состоялся вчера вечером. Честно говоря, по некоторым причинам я пропустила первые пятнадцать минут фильма и ещё пару кусков в середине. Но сюжет был настолько прост и понятен, что мне удалось нащупать нить повествования и без пропущенных мною отрывков. Действительно, таких историй полно, не только в кино и литературе, но и в жизни. Надо отдать должное Вере Сторожевой, которая вплела в столь обыденную сюжетную линию огромную долю психологичности (всё держалось на эмоциях, как главных героев, так и тех, что они вызывали у зрителя), качественные диалоги и открытый для обдумывания конец вместо типичного хэппи-энда. Игра актёров тоже поразила, особенно хорошо сыграли все три девочки. Надо сказать, что Гоша Куценко, которого вообще сложно назвать талантливым актёром, смотрелся на удивление органично. Только лишь Любовь Толкалина вызвала у меня некоторые сомнения. Фильм классный. Таких драм полно, но не каждая может вызывать слёзы и заставить задуматься о том, как решать семейные конфликты. А 'Компенсация' вот смогла. Если будет больше таких фильмов, то русское кино ждёт перерождение. Хочется в это верить.
Приручение, одомашнивание, очеловечивание артхауса никогда не было занятием благодарным, а денежным и того менее. Оценить художественно-миссионерские усилия автора в отведенное для проката время оказывается обычно не под силу ни одной из возможных целевых аудиторий: высоколобье (давно и единодушно признавшее всякую народническую деятельность верхом безвкусья и сменившее ярмо миссионерства на нимб мессианства) морщится, оскорбляясь тем, что элитарный продукт ему, как лоху какому-нибудь, впаривают разжиженным да разбавленным, простой же народ (привыкший за годы постмодернистского культурного балагана к шуму и спецэффектам либо к сериальной разжеванности характеров и ситуаций) находит тот же продукт пресным, скучным - или же непонятным, нелогичным, полным ляпов. В подобных условиях кинематографический выбор Веры Сторожевой - режиссера, несомненно, совершенно фестивального уровня - сознательно обрекающий ее (и ее творения) еще и на то, чтобы не выезжать западнее Выборга - не назовешь иначе, как жертвенным, самозабвенным, ничего взамен не требующим хождением в народ. И потому ее артхаус с человеческим лицом - с самого 'Неба, Самолета. Девушки.' - не может не вызывать глубокого уважения, сродни тому, что испытываешь, читая тургеневское 'Памяти Юлии Вревской'... Ведь, по сути, что отличает 'Компенсацию' от сотен условно подобных ей историй, что штампуются ежегодно по обе стороны государственной границы? - По-настоящему, наверное, одно: неброское, ненавязчивое, но бесспорно 'штучное' качество каждой из ее кинематографических составляющих. Операторская работа Олега Кириченко, еще в 'Русалке' исходившего пешком, молодым шажком все привольное Семихолмие, задает фильму тон, фон и настроение - цветаевски-московские, одновременно надрывные и любовно-нежные. Провинциальный Тамбов Кириченко видит всегда через пелену - проливного дождя, тополиного пуха, предутреннего тумана, Москва же у него и в ночи кромешной четко вырисовывается своими зубчатыми очертаниями, парадоксально сочетающими в себе монолитную вековечность и призрачную изменчивость. Оператор и художник чутко фиксируют самые неверные и преходящие мгновения; образ вечно строящегося, ежедневно меняющегося мегаполиса у Кириченко, возможно, и лишен теплоты, присущей видению того же Вадима Юсова, но по-своему не менее поэтичен: вавилонская символика башен 'Москва-сити' с замершим на них электронным табло часов, серебристо блестящих пробок на Садовом кольце, памятника Гагарину на Ленинском, сотен квадратных метров граффити на фасадах небоскребов просто и естественно соседствует у него с закатной перекличкой парохода с пароходом на реке, курлыканьем голубей во дворах, карликовой скромностью особняков, утонувших в зелени центральных переулков - необжитая холодность сосуществует бок о бок с самым домашним уютом. 'Москва - какой огромный странноприимный дом! Всяк на Руси бездомный, мы все к тебе придем...' Собственно, девушки Лена и Кристина едут в Москву не как в странноприимный, а как в отчий дом. Конфликт завязывается как раз в тот момент, когда они осознают, что в этом вожделенном отчем доме они - странники, что отец-хозяин не помнит их лиц и не признает их прав. И развязывается, когда их отец - с опозданием прозрев, распознав суррогат - осознает, что и его хозяйские права были лишь фикцией, что и для него Москва была и есть - дом не родной и не семейный, а странноприимный... В 'Компенсации' Вера Сторожева вообще много играет с понятиями дома как жилища и дома как особой, нагретой людьми атмосферы. Показательно, что самым теплым и уютным домом в фильме оказывается не сошедшая с глянцевых обложек квартира героя Куценко, не квадратные метры полковника-самоубийцы в высотке на Котельнической, не гулкая хрущевка девочек в Тамбове - а именно странноприимный дом, университетская общага с ее разношерстным и разномастным контингентом - только там Лена оттаивает душой, преисполняется сил и внутренне очищается от глодавшей ее обиды. Душа, как оно обычно и бывает, находит приют не там, где желалось, не там, где искалось - не в надуманных битвах и скитаниях 'толкинутых', а в пришедших из детства звуках 'Лакримозы', не в холе отцовской любви, а в собственных заботах о сестрах и кролике. Взросление всегда мучительно и в жизни не бывает черновиков...
Две провинциальные девицы, сёстры Лена (Ирина Горбачёва) и Кристина (Полина Куценко) отправляются после смерти матери в Москву, дабы воссоединиться с отцом (Гоша Куценко), который бросил их много лет назад. За прошедшие годы он из перегонщика подержанных авто превратился в средней руки олигарха от строительного бизнеса, и девушки рассчитывают, что папенька с радостью примет их под своё крыло. Но не тут-то было. У отца уже давно другая семья – жена Ольга (Любовь Толкалина) и дочь Надя (Анфиса Медведева). И гостьям из прошлого, въехавшим в его жизнь на некогда пригнанном им же самим поддержанном Крайслере, он не очень-то рад. И тогда Лена придумывает план – похитить Надю и потребовать у отца выкуп в 2 миллиона у. е. Нужно обладать немалым талантом, чтобы суметь заставить зрителя скучать во время просмотра картины, которая длится менее полутора часов. Вера Сторожева с этой задачей справилась успешно. Картонные персонажи в шаблонных обстоятельствах – вот краткое резюме фильма. Более банального кинематографического зрелища, укомплектованного полным набором штампов, я не видел давно. «Компенсация» похожа на множество картин сразу. Но главное сходство, которое бросается в глаза с первых минут – это сходство с обоими «Братьями» Балабанова. Сторожева до того тщательно копирует балабановский стиль, что моментами ждёшь появления в кадре Данилы Багрова. Ещё одно слабое звено картины – исполнительница роли Кристины Полина Куценко. Девушка играет настолько неестественно, что все эпизоды, в которых она солирует, напоминают выпуски киножурнала «Ералаш». Даже Любовь Толкалина, весь фильм усердно изображающая истерику, не вызывает такого раздражения, как дочь звёздной пары Куценко-Порошиной. Гоша Куценко по обыкновению играет роль Гоши Куценко. Среди актёров добрых слов заслуживает разве что сыгравшая маленькую Надю Анфиса Медведева. Эволюция Веры Сторожевой, как режиссера, вызывает недоумение. Громко заявив о себе дебютным полнометражным фильмом «Небо. Самолёт. Девушка», в своих последующих картинах она, увы, не смогла повторить былой успех. Наверно, именно поэтому большинство зрителей, если их спросить, кто снял «Небо. Самолёт. Девушка», ответят – Рената Литвинова. Все уже привыкли, что Литвинова это женщина «Я сама», не нуждающаяся в посторонних режиссёрских услугах. У Веры Сторожевой был шанс, но она его благополучно упустила.
Крутой бизнесмен, брошенные когда-то дети, слегка гуляющая жена-красотка и музыка Моцарта в решающей роли - задумка оригинальная, возможно, но не состоявшаяся. Новый фильм Веры Сторожевой - 'Компенсация' - больше похож на неудачную попытку неформатного автора сделать обычное коммерческое кино, а вовсе не на новый фильм Веры Сторожевой. Жаль. Работы этой женщины удивительно приятны и трогательны, потому что в них есть что-то очень важное, дающее надежду и отвлекающее от мирской суеты. Но если к хорошей идее добавить Куценко и Толкалину (дорогостоящие и хорошопродаваемые, но совершенно обыкновенные актеры), свести на нет главного персонажа (произведение великого композитора, от которого душа должна вывернуться наизнанку не только у героини Лены и тем более не за кадром), разбавить это все непристойными подробностями личной жизни героев - то фигня получится, среднестатистический российский ширпотреб, даже если заручиться продюсерской поддержкой Геворга Нерсисяна. Мой личный слоган к этому фильму - цитата из него же: 'Люди делают ошибки. Это надо понимать'.
«Компенсация» - фильм Веры Сторожевой о сложных конфликтных ситуациях детей и их родителей, а точнее отца и его дочерях. С самого начала фильма меня очень заинтересовала идея, которой была заражена Сторожева. Но, к сожалению, как часто бывает, одного желания недостаточно и жестокая реальность ставит все по своим местам. «Наше» кино, по сути, последние месяцы новинками не баловало, и перед просмотром я не строил иллюзий по поводу этого фильма, отлично понимая, что в восторг после просмотра не приду. Изучив проблемы, которые хотела показать режиссер фильма, можно сделать вывод, что из «Компенсации» можно было сделать сильную драму, но очень слабый сценарий и неубедительная игра актеров делает этот процесс неосуществимым. Сюжет нам рассказывают о судьбе двух сестер из провинции, у которых умирает мать, и они едут в столицу предъявить счет своему отцу, который в данный момент является крупным бизнесменом и порядочным семьянином. А теперь хочется поделиться своим недоразумением, которое испытывал при просмотре данной ленты. В некоторые моменты мне становилось безумно смешно, хотя фильм не ставит целью рассмешить зрителя, он пытается заставить человека войти в трудное положение девочек. Здесь же мы можем видеть, что две девочки непонятно откуда находят иномарку и беспрепятственно, что удивительно, не зная дороги до Москвы, легко добираются до столицы. На этом чудеса не заканчиваются. Не успев въехать в город, они из 15 млн. человек, проживающих в Москве, натыкаются именно на своего отца (Куценко), который естественно их не узнает. Бог с этим, спишем этот момент на судьбу. И тут в голову сестрам-сиротам приходит в голову украсть их сводную сестру с целью выкупа. Выглядит это, конечно, все как-то несерьезно и неестественно. Одним словом, игра детей не так уж и плоха, но и далеко от идеала. Гоша Куценко ну просто полностью разочаровывает в своей роли. Что ни фильм, а нового в его игре мы ничего не видим. Вообщем, странный из него отец получился, который безумно любит младшую дочь и испытывает ноль эмоций к старшим. Фильм ничем не задевает, идея загублена полностью, актеры не впечатляют, один сплошной негатив. Мой диагноз: очередной русский фильм, который забывается после первого просмотра и который можно смело класть на пыльную полку.
Такое бывает редко, но отечественный фильм 'Компенсация', меня сразу заинтересовал. Прежде всего, своей сюжетной линией. В жизни часто так бывает... Сначала живёшь с одной семьёй, потом меняешь на другую, более удачную и комфортную для тебя. А потом, вылезают 'ошибки' прошлого. Герои, как всегда задаются вопросом: 'За что и почему?' Но ответ очевиден. За всё 'хорошее', что было 'до' этой кайфовской жизни, со 'скелетами в шкафах'... Здесь, в общем то, нет правых и не правых, у каждого своя история, свой жизненный путь и своя правда. Для меня понятно одно, во всём, что произошло в фильме должен нести ответственность главный герой. За свои поступки, рано или поздно приходится отвечать. Сценарий весьма актуален. Но вот актёрский состав вызывает огромные сомнения, недовольства и удивление. Каменный Гоша Куценко (не люблю этого актёра), от которого не веет совершенно никакими эмоциями. И даже его, якобы волнение и вся трагичность ситуации, не расшевелила актёра. Он, конечно пытался 'истерить' но на это было смешно смотреть. В общем, совершенно загубил своего персонажа. Очень удивительно, что в фильмы берут кого попало... Сейчас что, стало модным 'продвигать' своих детей в большое кино, без всякого намёка на талант?! То М. Боярский, с его дочкой. Теперь Г. Куценко, со своей. Ну видно же невооружонным глазом, что у Полины Куценко никакого таланта и дарования, она буквально отражение своего отца, во всех направлениях... 'Блат' рулит! Из всего этого дешёвого ансамбля понравились Любовь Толкалина и Анфиса Медведева. На них хоть смотреть было не пративно. Так же, мне кажется, персонаж Владимира Епифанцева вообще лишний или сыгранный им не правильно. Слишком уж он получился завистливым, озлобленным и непонятным. Исключительно за сюжет, оценка четыре. А могла быть выше, еслиб актёры посторались на славу! И не халтурили. 4 из 10
Заплатить, к несчастью, пришлось мне... За билет. Вообще картина, конечно, печальная. Не знаю, причем тут сюжет, но сам по себе факт, что кому - то в данную секунду приходится смотреть этот фильм, уже очень грустный. Происходящее может шокировать разве, что человека знающего о жизни чуть больше, чем ничего не знающего, живущего в идеальной семье из рекламы какого-нибудь йогурта. Сочувствовать героям не получается, фильм абсолютно бессмысленен и пытается давить на сопли грустной музыкой в грустные моменты, хотя достаточно очевидным является факт, что если бы моменты и вправду были грустными, то незачем было бы их усиливать печальной музыкой. Весь фильм проповедуется мысль, что Лысый Актер обязан оплатить девочкам шикарную жизнь, а их маму вылечить от рака. А собственно говоря, почему? Внятного ответа на этот вопрос, понятное дело, так и не последует, а невнятный звучит примерно так: 'Ну, у них же мать умирает и ваще Гоша Куценко му**к'. В общем - то фильм не то, чтобы совсем ужасен, но безмерно плох. Если вы хотите полтора часа любоваться женской логикой, то фильм для вас. Если же вы все еще не оправились от 'Утомленных Солнцем - 2', то не стоит добивать свои хорошие воспоминания о российском кинематографе.
Не знаю, как в моей жизни получилось такое, что сошлись два пути: мой и 'Компенсации'. Очередная новинка нашего незабываемого кинематографа, готовая ко всему, даже к самой злостной критике, но в душе расчитывающая на самые нежные и громкие хвалебные песни в свой адрес, которые, может, и будут, но только не от меня. Это второй фильм нашего производства, который я решилась оценить за прошедшие полгода, видимо, как всегда неумело. Фильм не поверг меня в восторг, может, я чего-то не поняла, но все, что я говорила и ранее, все это можно скопировать и сюда, для меня не будет разницы, разве что другие актеры, да разве это беда? Тема здесь такая: две параллельные жизни ведут родные по крови люди, но уже давно далекие друг от друга относительно понятий об идеальной семье. После смерти матери Кристина и Лена решиельно двигаются на поиски отца, который лет так десять назад оставил их, а сам он под воздействием великого чувства любви, завел новую семью и даже успел стать отцом в третий раз, но не углядев за своим младшим сокровищем стал жертвой шантажа. Что же от него хотели? Думаю, и денег, и любви, и чтоб на улце не остаться. Все, что нам продемонстрировали: так это несостоятельность маленьких похитительниц детей как преступников. Фильм, на мой взгляд, не дотянули, он будто собран из клочков плохой актерской игры и недоигранных чувств. Все, видимо, хотелось сделать по стандартному американскому образцу, но не стоит забывать, что пока, лучше остановиться на достигнутом и оставить за Гошей Куценко его роль в фильме 'Любовь-морковь', а ступать дальше, эксперементируя в области более интеллектуального кино, более осторожно, но менее сдержанно, ведь можем же, когда захотим, но тут нам не хотелось. Не посоветовала бы никому идти на этот фильм в кино, лучше если уж смотреть, то дома. У фильма есть потенциал, но он так и останется погребенным под Гошей Куценко и всеми, кто принимал участие в его создании. 5 из 10
Фильм заставляет думать. Нет готовых ответов, нет общих рецептов. У всех своя правда! Мы нарушаем правила, но ждем, что их будут соблюдать остальные. Бросаем собственных детей и надеемся на верность жен. Считаем, что дети от разных женщин имеют неравные права, и претендуем на собственную уникальность. Требуем любви и не отдаем ее в полной мере. Задать вопрос - более чем достаточно для современного кино. Потому что ответов столько же, сколько людей посмотрит этот фильм или ни одного.