Душевные терзания одинокого запутавшегося человека показаны и в фильмах Феллини и Антониони. Но если у них веришь тому что происходит и проникаешься жизнью героя, но здесь попытка что-то высказать на мой взгляд потерпела неудачу. Не хватает жизни, реальности, актерской игры. Матье Амальрик в роли Жоакима пытается все это вытащить. Но толстые тетки-стриптизерши напоминают деревянных кукол, а номера исполняемые ими просто ужасающие: вместо красивого шоу — пошлость. 3 из 10
Несмотря на фестивальное признание, это кино было встречено зрителем как российским, так и европейским, судя по беглому анализу публикаций, достаточно прохладно. И, впрочем, загадочным этот факт не является, т. к. подобная интонация для кинематографии, как массового искусства, — это редкость. Во всяком случае, по сравнению с литературой. Даже если и появляется экранизация на основе произведений с похожей чувственной окраской, то киношники намеренно сгущают или наоборот разбавляют краски, делая визуальный продукт более контрастным по атмосфере. А, следовательно, более импульсивным и понятным. И наконец, переходя к частностям, хотелось бы отметить мое единодушие с судейским мнением Канн по части режиссерской работы Амальрика за плавный переход от пошлости к духовности. Первые минуты фильма, где происходит знакомство с формой (или формами американских «les filles») могут показаться торжеством дешевого провинциального эпатажа. Но по мере накопления экранного времени выкристаллизовываются и характеры героинь, и великолепная манера декламации их исключительности в сольных номерах. В обрамлении страусовых перьев, страз, париков и каблуков девиц шоу «Новый Бурлеск» нервом натянута линия Жоакима Занда, продюсера, пытающегося восстановить связь с пуповиной реальности Парижем. Маршрут алой губной помады все дальше отбрасывает скитальцев от центра воображаемого, делая центром притяжения его, Жоакима, и столько искренности в последних сценах, лишенных избитой высокопарности, что есть соблазн достать носовой платок. И да простят меня снобствующие, в этом тонкость режиссуры налицо. История личной катастрофы на фоне гротеска — это лейтмотив «Турне». Хотелось бы добавить почестей за хлесткую игру штампами, где уже не предприимчивые янки правят балом, а вообще никто не правит. Американская мечта — это пачка смятых долларов в белье куртуазной особы не первой свежести. Ими она подавится за светлую мечту, олицетворенную ленточкой испражнений, которая, словно снаряд тонконогой гимнастки, будет извиваться вокруг далекого от привычных идеалов тела. Таковы правила игры, и нет уже света ни в «свете старом», ни в «свете новом». Вот он «Новый Бурлеск»!
Неплохая фестивальная драма прямиком из Канн. Фильм рассказывает об успешном продюсере, который привозит из Америки в свою родную Францию стриптиз-шоу «Нью-Бурлеск». Гастролируя по маленьким портовым городам, они мечтают о Париже, но C`est la vie… В фильме, кроме ярких и красочных номеров выступлений, также показан и быт участниц шоу, с их утомительными переездами, невзрачными отелями и прочими атрибутами гастрольной жизни артистов. Во главе всего стоит продюсер шоу — Матье Амальрик (исполнитель главной роли и режиссер фильма) и его проблемы, которые он и пытается решить… По мимо актерской игры, все актрисы не профессионалки, а реальные танцовщицы со своими номерами, хочется отметить отличное музыкальное сопровождение фильма, которое не даст вам заскучать. Рекомендую к просмотру любителям фестивального кино.
«We Are Family» — знаменитый хит филадельфийского трио Sister Sledge, лёг бы идеальной тексто-смысловой подкладкой на эту ленту Матье Амальрика, но тогда ему пришлось бы снимать гламурно-китчевую мелодраму, про сценическую жизнь несчастных танцовщиц, соответствуя звучанию диско. Он поступил ровно наоборот, сместив основной акцент на своего героя- антрепренёра, показав мир закулисья сущим бардаком и пустив основной музыкальной темой, более подходящий картине по духу, разухабистый гаражный сингл «Have Love Will Travel» шестидесятников The Sonics! «Опять, я ничего не увижу» — говорит одна из артисток труппы и тут же наталкивается на циничный ответ — «А ты спи больше!». Вот так и весь фильм, пройдёт беспечным роуд-муви, наполненным гостиницами, переездами и наивными разговорами персонажей. Они не успевают лицезреть красоты Франции, мчась из города в город на сменяющих друг друга электропоездах, но они успевают нечто большее — жить, жить внутри коллектива — единой семьёй, а кроме друг друга, у них никого в сущности и нет. Альмерик конечно рефлексирует, по поводу кризиса среднего возраста, но его взгляд на вещи — это взвешенный опытный ракурс. Конечно в картине есть и обязательно для французов присущая — романтическая нотка, причём мастерски исполненная, два-три кадра и эффект играет на плёнке. Так что это стопроцентно мужской фильм — но не холодом жестокости боевика, а жаром потаённой любви… 7 из 10
Уже в процессе съемки «Турне» заговорили о том, что один из самых видных французских актеров вознамерился дебютировать в режиссерском амплуа. Зная не понаслышке таланты обаятельного Амальрика, вполне можно было предположить, что фильм у него получится неплохой. Статистически результат превзошел ожидания — за «Турне» Матье Амальрик удостоился в прошлом году Пальмовой ветви за лучшую режиссуру и стал одним из лучших дебютов прошлого года. «Турне» рассказывает историю о том, как пышные американские женщины собрались в бурлеск-коллектив и поехали покорять Париж под руководством тамошнего телепродюсера Жоакима, позицонирующегося в синопсисе, как успешного. Но настоящим успехом и не пахло, тур по маленьким городам должен завершиться феерическим выступлением в столице Франции, а площадку за пару дней, как назло отобрали, и все знакомые показали Жоакиму неприличный жест, так как человек он не самый хороший. После долгих возросших и устоявшихся ожиданий, «Турне» меня немного разочаровало. Я готовился увидеть чудесные забавные приключения стриптизерш, в меру интеллектуальные и в меру стильные, но фильм Матье Амальрика изначально кажется несколько унылым. Агонизирующая труппа «Нью-Бурлеск» как фрагменты целого не хотят складываться воедино, а колоритные смешливые дамы, не смотря на хорошую актерскую игру, не могут выйти из тени и закрепить за собой по врезающемуся в память образу. Да и сам Жоаким, мятущийся растерявший себя человек даже среди своих протеже не находит сочувствия, не то, что у родственников и друзей, которых он бросил и которые как один назвали его merde. Возникает соблазн посетовать на решение Амальрика податься в режиссуру, учитывая критический провал его второго фильма на фестивале в Роттердаме, но в «Турне» есть и обратная сторона — лирическая. Труппа Жоакима как бременские музыканты забытой эпохи декаданса. Здесь нет места стеснению, хотя одна из танцовщиц зажата, нет такого понятия как неприлично — это не вписывается в координаты картины. «Турне» вызывает острое чувство ностальгии по XX веку, и потому бурлескные выступления не смотрятся так ярко, как должны. Все проникнуто интонацией скорби по умирающему жанру, девушки усталые переезжают из города в город, выступая в дешевых кабаре и совсем не видя Францию. Они задумчиво смотрят в окно и тянут сигарету за сигаретой, пока Жоаким собирает осколки потерянной жизни. Но когда они вместе, им становится весело, женщины шутят и дурачатся, любят и прекрасными голосами поют под гитару печальные песни, постоянная раздражимость Жоакима сходит нет, и когда он говорит, что эти женщины — единственное хорошее, что у него осталось, то приходится ему верить. Тут так же нет места зависти и предательствам, как это принято в американских картинах на подобную тему, «Нью-Бурлеск» — единый организм, проживающий свои дни в собственном фантазийном мире, напрочь оторванном от реальности. Удалось «Турне» или нет — спорный вопрос. Я думаю, многие, как и я, надеялись на что-то более беззаботного, но в тусклом свете сквозь сигаретный дым все же можно разглядеть нечто настоящее и стоящее. Радость жизни всегда идет рука об руку с ее печалями, и женщины из «Нью-Бурлеск» понимают это как никто другой. 7 из 10
Путешествие из города в город, пышные актрисы, экстравагантный мир фантазии и гедонизма, несмотря на постоянные раунды из безликих отелей с бесконечной loft музыкой и отсутствием денег, всё это и есть «Турне». «Турне» — временами смешной, временами умный фильм с грустными глазами, объединяющий в себе дерзкую сексуальность, остроумие и местами шок. Визуально фильм не плох, местами присутствующий атмосферный реализм, в частности, некоторые пустынные болота вдоль северного и западного побережья Франции и заброшенный отель возле моря, добавляют картине меланхолии, которую разве что и колышат вихри жизненных разочарований. Правда Амальрику не удалось полностью раскрыть образы персонажей, в итоге не совсем понятно почему же мы должны сочувствовать характеру девушек актрис, да и его персонажу тоже. Всё это даёт лишь абстрактное представление, с помощью которого не понять полную картину происходящего, но всё же шоу должно продолжаться! 6 из 10
Изысканное блюдо великой французской кухни! Рецепт прост, но приготовить способны только настоящие мастера своего дела: галльское обаяние главного героя, немного усталости и простой, близкой всем человеческой тоски по поводу собственной неустроенности в этом беспощадном мире, немного тонкого и чуть печального юмора. Заправить горьким соусом собственного прошлого. Подавать с изысканным французским шармом. Отведывать, конечно же, исключительно под божественное французское вино «Aimez le femme!» («Любите женщину!»). Главный герой в исполнении самого Амальрика невероятно обаятелен, трудно вообще представить себе этот фильм с другим исполнителем главной роли. Очаровало и раскрытие темы женской красоты, проходящей через всю картину. В эпоху погони за стройностью и вообще культа тела, Амальрик заявляет, что, во-первых, некрасивых женщин не бывает, что женскую красоту нельзя сводить к далеко не бесспорным эталонам наподобие «90—60-90»; а, во-вторых, что даже у танцовщиц шоу, достоинства которого весьма сомнительны во всех отношениях, есть внутренний мир. Со своими тайнами, противоречиями, болью… И даже, казалось бы, хэппи-энд фильм не напрягает. Ибо подумав, понимаешь, что спокойно и счастливо фильм закончился только на первый взгляд. Что знак вопроса так и остался висеть над жизнью Жоакима, также как тот же знак висит и всегда будет висеть над жизнью каждого из нас. От собственного прошлого не уйти, с ним можно примириться, но нести его груз человек обречен до конца. Ни у кого нет и не будет второй попытки. И вряд ли после той роскошной вечеринки, которую труппа закатила на вилле перед отъездом в Тулон, глаза Жоакима станут менее печальными и глубокими… Красивая, милая, чуть грустная, но несмотря на это, легкая и воздушная, как и все истинно французское, кинокартина. Да и нечасто бывает, чтобы фильм был хорошо принят и публикой, и профессиональным киносообществом. «Турне» Амальрика — как раз тот редкий случай, и уже только поэтому его стоит посмотреть!
Не могу не признать, что отправляясь вчера на «Турне», ожидала немного другого. И в тоже время не скажу, что фильм совсем не оправдал моих надежд. Некоторое впечатление от просмотра все же присутствует, и я попробую его членораздельно описать. Фраза «Фильм-бурлеск», увиденная мною неоднократно, и определенно относящаяся к этому фильму, ошибочно ассоциировалась у меня с фразой «фильм-праздник» и, соответственно, подразумевалось что-то фееричное, динамичное, пусть и с участием девушек далеких от идеалов красоты. Но фильм оказался совсем о другом. И на первый план в нем выходят вовсе не великовозрастные чаровницы в умопомрачительных нарядах (а скорее без них), а их неприметный, не расстающийся с сигаретой, замученный жизнью, ангел-хранитель. Его шоу — все, что у него осталось. Эти разнокалиберные, шумные, развязные девицы (и не только девицы), каждую из которых вряд ли придет кому-то в голову поместить на обложку журнала, но которые обаятельны, не похожи друг на друга, и работе своей отдаются искренне и вдохновенно. Каждое их выступление — событие в их жизни. Их яркие, тщательно продуманные выходы, на несколько минут превращают каждую из них в звезду, это их маленький триумф. Но все участницы шоу, как и положено, чужды организаторских и материальных проблем — все они лежат на плечах их субтильного руководителя. А у него дела идут из рук вон плохо. Отношения с родней, которых и так-то не было никаких, испортились вконец. Собственные сыновья тоже, казалось, теряют связь с отцом. Проблем выше крыши, и из-за проблем с арендой зала, его многообещающее турне тоже летит в тар-тарары. Глядя на главного героя, временами удивляешься, как он еще не сошел с ума от всей этой безнадеги. Но у него есть его детище, шоу, «Нью-Бурлеск», которое будет продолжаться, во что бы то ни стало… К достоинствам фильма можно отнести хорошую актерскую игру, это касается всех участников сего действа, а особенно Матье Амальрика — он действительно очень харизматичен, его герой не отпускает зрителя на протяжении всего фильма. Полудокументальная манера съемки улучшает восприятие и придает абсолютную «жизненность» этой истории. Не могу не отметить хорошее чувство юмора, и отличное музыкальное сопровождение. Вот этого не отнять. Саундтрек к этому фильму с удовольствием заимела бы себе в коллекцию. Из недостатков: практически полное отсутствие сюжета (хотя для фильмов такого плана это простительно), его некоторая невнятность и затянутость. Как бы это объяснить, создатели фильма крайне скудно отгружают зрителю информацию, это касается и диалогов и сюжета. Хотя в конечном счете ее хватает для понимания ситуации, некоторое напряжение и дискомфорт при просмотре присутствовали. Но при всем при этом, фильм оставил после себя такое едва заметное, но приятное послевкусие и никаких сожалений об увиденном. Вот такое странное ощущение….) Пожалуй, 6,5 из 10
После просмотра у меня сложилось примерно следующее ощущение. В «модном» журнале ты находишь заметку про недавно открывшийся в Москве замечательный французский ресторан, шеф-повара которого отметил сам Антуан Эго. И ты понимаешь, что сходить надо, чтобы в стороне от явления не стоять. Разобравшись в меню, ты встречаешь блюдо от шеф-повара с изящным названием «alimentaire», которое и решаешь попробовать. Официант услужливо сервирует тебе стол — тарелки, ножи — приговаривая, что «Вы ни за что не пожалеете». В итоге тебе торжественно выносят на тарелке винегрет. И вроде он и порезан хорошо, и специи на месте, да даже свекла с картошкой отварены как надо, но это винегрет. С «Турне» Амальрика история получается абсолютна такая же, ну разве что про него особо нигде и не пишут. Неловкие заигрывания француза с взаимным американско-французским притяжением, увы, тут не работают (помидоры, к примеру, вообще про фильм отзывов не наскребли, даже Эберт молчит, справедливо полагая, что кухаркам кино про жирных стриптизерш не интересно). Вроде как о Patrie у Амальрика тоже сказать не получается — у него Франция выстраивается корочками из-под пиццы, середину которой мыши и завистники выели. Маршрут губной помады — единственное, что в этой стране он может показать и где он может жить. По мере просмотра создается устойчивое мнение, что Амальрик, дорвавшись до режиссерского кресла, садится в него и забывает, ради чего стоило это делать. Вытягивая из-под циновки, на которой он сидит, по прутику у него в руках оказывается непонятный веер, а в голове мысль: «На циновке хоть сидеть можно было». Все мысли в фильме, не успевая раскрыться в конкретную фабулу, обрываются посреди такта, предоставляя оркестру и дирижеру трактовать паузу так, как каждому из них вздумается. И не понятно: то ли сказать нечего, то ли мысли в голове Амальрика начинают звучать настолько яростно, что он вежливо просит: «А нельзя ли сделать музыку потише?»
Я не знала чего ожидать от этого фильма, так как почти не знакома с работами Матье Амальрика, не считая злодея, которого он сыграл в «Кванте Милосердия» и рада, что теперь при упоминании его имени, прежде всего, буду вспоминать «Турне». Безусловно, когда фильм получает приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале, столь престижная награда не может не привлечь внимание к нему. В данном случае оно полностью оправдано. Неким катализатором идеи создания фильма и написания сценария для Матье Амальрика послужила книга Колетт «Изнанка мюзик-холла» и ее дневники, но фильм не был бы так хорош, если бы он сам не сыграл в нем, хотя изначально это не планировалось. Идея пришла в голову продюсеру фильма. Амальрик играет безумно обаятельного и непутевого продюсера шоу «Новый Бурлеск» Жоакима, который наблюдает за выступлениями своей труппы из-за кулис и делает всю «грязную» работу, и если на сцене слава, аплодисменты и восторги зрителей достаются актрисам шоу, то в фильме безусловным фаворитом является сам Амальрик. Несмотря, на окружение пышнотелых обнаженных актрис, искрометный и непосредственный главный герой притягивает к себе взгляд и уже не отпускает его до финальных титров. Начало фильма вызывает легкий шок, когда актрисы в гримерке готовятся к выступлению. В обычной жизни многие не назовут их привлекательными и их нагота вне сцены, вызывает противоречивые эмоции, а внешность далека от общепринятых стандартов красоты, но как только они выходят на сцену, происходит перевоплощение, магия сцены творит чудеса. Каждый, кто хоть раз выступал на сцене перед полным залом, никогда не сможет забыть этих чувств. Сцена — наркотик, на который подсаживаешься раз и навсегда. Сцена — волшебница, которая может преобразить любого человека. Яркие, будоражащие, зажигательные, как сам бурлеск, женщины, которые не стесняются демонстрировать свою наготу, тем самым, даря чувство уверенности в себе окружающим, хотя у них, как и у всех других есть свои проблемы, страхи, нереализованные желания. Подобные зрелища, балансирующие на грани вульгарности, часто вызывают неоднозначные чувства, которые никак не назовешь положительными, но при просмотре этой картины данное сценическое действо вызвало только улыбку одобрения и симпатию к актрисам. Несмотря на незабываемые выступления, самое интересное, как всегда, происходит за кулисами. В фильме нет однозначно черного, нет белого. Нет плохого и нет хорошего. Есть просто гастрольная жизнь со своими радостями и огорчениями, тяготы которой, как может скрашивает продюсер шоу Жоаким. В «Турне» герои, с одной стороны бесконечно устали и одиноки, а с другой стороны безмерно счастливы, потому что каждый день дарят свое шоу, являя себя зрителям и доказывая, что великолепие женской красоты определяется не оболочкой, а внутренним сиянием и сексуальностью. Фильм получился невероятно тонким с тревожными нотками, с ощущением нетвердой почвы под ногами, как будто ты находишься на судне и от морской качки испытываешь легкое головокружение. Ощущение наступившего равновесия возникает в конце, когда главный герой откровенен с труппой и самим собой. Происходящее на экране снято настолько реалистично, что в какой-то момент в этой реалистичности начинаешь сомневаться, появляется ощущение, что все не по настоящему, хочется сбросить наваждение, и в тоже время боишься это сделать, потому что именно флер легкой фантазии помогает почувствовать настроение фильма. 8 из 10
Тяжёлый занавес поднимается, самые любопытные зрители щурятся, чтобы быстрее всех разглядеть девушку на сцене, за кулисами нервно курит французский продюсер, а другие девушки прихорашиваются и ждут своего выхода. Секунды тишины. Последние секунды ожидания перед феерией, блеском, красотой, огнями и смехом. А пока только тихий гул голосов и молчаливое нетерпеливое ожидание. Перед Амальриком стояла нелёгкая задача. Ему нужно было рассказать о турне группы танцовщиц по Франции, показав их шоу, рассказав о закулисье и ещё добавив историю продюсера, не забыв и о любовной линии. И Амальрик справился. Он рассказал обо всём, чему-то уделил больше внимания, что-то же обозначил несколькими мазками. Но он сумел рассказать всё, за что и получил приз Канн. Интересно в «Турне» то, что он вспоминается именно кусками, а не целым фильмом. Настроение картины меняется от эпизода к эпизоду. Откровенность сексуальной сцены в туалете сменяется здесь слезами всё той же героини буквально за 2 минуты экранного времени. А позже нам показывают уморительные сцены из жизни американских туристок во Франции. Только спустя время понимаешь, что такое впечатление и должно оставлять такоё ёмкое понятие, как «турне». Это путешествие, не только физическое по городам, но и психологическое, от одиночества к любви, от проблем к веселью, от грома к тишине. Номера, которые танцовщицы показывают в фильме — их реальные выступления. Не все они одинаково изящны, но полны юмора и любви к жизни. Самый красивый, безусловно, номер под песню «Moon river». Девушки используют популярные песни вроде «Dream on» Aerosmith и классические костюмы с перьями. И не забывайте, что они далеки от общепризнанного совершенства. Но изъяны фигуры наоборот помогают им притягивать больше взглядов, цепляя зрителей своей уверенностью, уникальной красотой и любовью. Амальрик, притом, что сам задействован в «Турне», как актёр, всё равно пытается абстрагироваться и рассказывать историю максимально достоверно. Он восхищается девушками, но также аккуратно направляет прожектор и на их недостатки, будь то вульгарное поведение, чтобы скрыть смущение или страх перед одиночеством, выливающийся в ругань. Но герой Амальрика, конечно, главный неудачник. Под конец фильма его становится уже не на шутку жалко, что же он такого сделал всему Парижу, что ему не дают даже шагу ступить, не обвинив во всех смертных грехах. А девушкам так хочется в Париж. Это же Родина варьете, это сердце Франции, это мечта. В «Турне» много незаконченных предложений. Сам Амальрик считает, что зритель волен сам расшифровывать его намёки, продолжать и заканчивать истории. Как и зрители шоу, мы видим сначала только блеск и веселье, но нам открывают чуть больше, предлагая 100 минутный рассказ о путешествии, поиске и, конечно, любви. Тяжёлый занавес поднимается, самые любопытные зрители щурятся, чтобы быстрее всех разглядеть девушку на сцене, за кулисами другие девушки прихорашиваются и ждут своего выхода. Секунды тишины. Последние секунды ожидания перед феерией. Это уже не кино, это Париж. Город мечты, который после фильма открыл двери реальным девушкам из труппы «Новый бурлеск».