Дасара: отзывы и рeцензии

Sandragus
Sandragus30 апреля 2023 в 21:25
Она не Сита, он не Рама, а я Раван все равно.

Дхарани прозябает в шахтерском городке. Вместе с друзьями ворует уголь, а в свободное время пьет горькую, ибо заняться больше нечем. Его лучший друг, Сури, хотя бы планирует жениться, только вот мать невесты против, а значит, надо помочь молодым соединиться, чтобы все были счастливы. Все, кроме самого Дхарани. Он ведь всю жизнь скрывал, что у него на сердце. Кажется, Дхарани обречен на вечные страдания, вот только у судьбы на его счет совсем другие планы... Какие бы изменения не происходили в кинематографе, но древнеиндийский эпос живет не только на бумаге, но и в нынешних индийских фильмах. Сквозь подавляющее большинство историй непременно проходит какой-нибудь праздник или священный обряд. Одну только битву Рама и Равана за прекрасную Ситу кто только не вплетал в свой сюжет. В основном за подобное берутся мастера режиссуры, но бывает и такое, что внезапно наперед выходят их протеже — ассистенты, соавторы и т.п. Режиссер-дебютант Шрикант Одела как раз из той самой категории. Окружив себя профессионалами с большой буквы, он гордо заявил о себе, как о новом творце высококлассного кино. И при первом просмотре его фильма так сразу и не оспоришь только что занятую им позицию. Но стоит наконец отвлечься от ярких впечатлений, и становятся видимыми подпорки, на которых держится вся эта безумно сложная конструкция. Давайте посмотрим, почему же 'Дасаре' не стать вторым 'РРР', как бы ее не нахваливал сам Раджамули. Для начала узнаем, что такое Дасара, и какое она имеет отношение к сюжету. Оказывается, это религиозный индийский праздник (внимание!) с разными мифологическими отсылками для каждого отдельного региона. Итак, в Южной Индии он посвящен воинственной богине Дурге, победившей демона-разрушителя Махишу, а вот на Севере Индии праздник как раз таки повествует о подвиге Рамы, убившего злобного Равана. И все же мы наблюдаем, как телужцы смешивают своих героев с северными, делая акцент на великой бессмертной любви. Абсолютно универсальный вариант. Всяко лучше, чем упоминать не всем известных богов, особенно, если фильм уйдет в мировой прокат. Не подсудно, конечно, если ассоциацию с чем-то эпическим ловко можно подогнать под нужды сценария. Если уж говорить о бесспорном превосходстве этого фильма над многими другими, то с визуальной точки зрения это соответствует истине. 'Дасара' имеет потрясающе смонтированный видеоряд. Здесь, например, почти каждый отдельный эпизод имеет налет эпичности и заканчивается на самом интересном. Здесь музыка или, наоборот, ее отсутствие накаляет обстановку до предела в каждой сцене. Но более всего шокирует и в плане задумки, и в плане исполнения кульминация, неожиданно возникшая прямо в середине фильма. Пожалуй, эту часть, длиною примерно в тридцать минут, можно назвать самым сильным звеном в восприятии фильма, как какого-то уникального явления. А тут еще и саундтреки Сантоша Нараянана вытаскивают наружу куда больше, чем можно было выразить словами. С этого ракурса фильм и впрямь кажется практически идеальным, в то время как сам сюжет нужно оценивать немного иначе. При просмотре меня все никак не покидало ощущение, что примерно такая же история разворачивалась в фильме 'Театр' (Rangasthalam, 2018). Не один в один, разумеется, но тематически повтор очевиден. Долго копать не пришлось. И Шрикант Одела, и его соавтор, и редактор имеют непосредственное отношение к хиту 2018г. Возможно, Одела решил пойти проторенной тропкой, по которой его наставник Сукумар дошел до национальной кинопремии. Сюжет же не идентичен, а значит сойдет за новую постановку. Но не стоило забывать, что Сукумар обладает авторским талантом, способным приковать внимание непосредственно к его истории, а не к визуальному фону фильма. В 'Дасаре', наоборот, не столь привлекателен сюжет, как его оформление. На мой взгляд, главную ошибку Одела допустил в изображении главного героя. Дхарани ни к чему не стремится, пьет днями напролет, ворует, дебоширит (вроде как по делу) и страдает от неразделенных чувств. Его единственным достижением в жизни стало то, что он отказывается от своей любви в пользу лучшего друга. У Читти Бабу в 'Театре' тоже не все ладно с девушкой, хоть и по другой причине, но ему тоже в какой-то момент приходится от нее отказаться из-за своего брата. Вот эта тема братства (а для Дхарани друг — тоже самое, что брат) и есть основа этих двух фильмов. Только Читти Бабу — ведущий персонаж, а Дхарани — ведомый, своим другом, какими-то обстоятельствами. В самый трагичный для обоих период жизни они проявляют себя совершенно по-разному. Кстати, тут эпизоды из двух фильмов максимально похожи, только благодаря как раз главным героям энергетика у сцен получилась разной. Читти Бабу транслирует полнейшую собранность и решимость найти и наказать виновного, а Дхарани демонстрирует полное опустошение и просто продолжает пить дальше. После этого, даже когда он начинает действовать, понимаешь, что момент очарования силой духа Героя упущен. Возможно, это произошло из-за неправильно выставленных временных рамок внутри самого фильма. Трагедия в 'Дасаре' случается слишком рано. Героя нужно было чем-то занять до финала, и поэтому его раскачка затянулась, уровень адреналина стал падать после мощной промежуточной сцены, и в итоге его геройство не удается прочувствовать должным образом. Хотя, Нани очень старался. Весь фильм лил слезы и всячески вызывал к себе жалость. Временами был действительно крут, за что спасибо оператору, композитору, стилисту и т.д. Они реально лепили его персонаж самым лучшим образом. В оппоненты ему поставили Шайна Тома Чака (малаяламский актер). Злодей вышел колоритным, жаль, что в конце для них не создали полноценную совместную сцену, как в том же 'Театре'. Еще один упущенный потенциально сильный момент картины. То же могу сказать о героине Кирти Суреш. Между ней и Нани не создали того правильного напряжения, чтобы было интересно наблюдать за развитием их отношений. В итоге, фильм скорее напрашивается на очень высокую оценку, чем ее реально заслуживает. Он очень качественно снят. Тут есть идеи, которые можно считать уникальными для жанра экшена. Актеры отработали на отлично в рамках тех требований, которые им выдвигали, ибо те недочеты, что мне бросились в глаза, я приписываю исключительно автору сценария, а не их бесталанности. Однако все это сводится на нет из-за сюжетного провала, не абсолютного, но очень заметного. У этой истории нет никакого посыла для общества, кроме очевидного 'пить — это вредно'. Для чего была поднята эта тема, если сюжет совсем не про это? В общем, фильм получился на один раз, и интересен он только красотой монтажа и музыки. Увы.