Великий фильм советского детства «Москва-Кассиопея» и его логическое продолжение «Отроки во Вселенной» удивляют во всём. Нет, это не корабли с инопланетянами, такого добра в любой фантастике про космос навалом. Самый основной вопрос: кто такой ИОО, обладающий паранормальными способностями и разгуливающий во времени? Постоянно подчёркивающий, что выполняет чью-то неведомую никому Волю, он — вестник богов Гермес или же архангел Гавриил? Или всё-таки человек, алхимик-масон из ордена, получившего контроль над временем и направляющим события в нужном русле? Больше всего похоже на последнее предположение, особенно если обратить внимание на его вычурные жесты и витиеватую, архаичную манеру изъяснения, на современную одежду, примоднённую под 18-й век. ИОО нужен не только для детей, ещё не отвыкших от добрых волшебников и колдуний из сказок, но и как память об истоках сегодняшнего прогресса и благополучия масс, за которое нужно благодарить масонство века Просвещения. Опять же Перст Указующий, зависание над ним с погружением в воду — в купель с водой… Слово «отроки» в названии продолжения явно не из эпохи НТР. Оно отсылает к преданию о Семи Эфесских отроках, замурованных в пещере, погружённых в длительный сон и пробуждённых через века. Выпавших из времени, как и юные космонавты, путешествие которых уподобилось ритуалу инициации с прохождением тяжёлых испытаний. Федька Лобанов — как Джокер из колоды Таро или Дурак из сказок, способный победить Зло при помощи своей же «глупости», когда всё другое бессильно. Зачем вложен этот символизм? Просто у людей, каким бы атеистическим ни было общество, всегда было и остаётся мифологическое сознание…
Довольно неоднозначный фильм. Достоинства безусловно есть (как-никак один из первых советских фильмов подобной тематики), но и недостатков хватает. Прежде всего слабая техническая база и спецэффекты. Совершенно не чувствуется отношение фильма к такой богатой теме как космические исследования. И дело не в возможностях того времени, а равнодушном отношении создателей, дескать и так сойдет. Взять например сцену старта звездолета (один из ключевых моментов). В те времена я посещал один провинциальный кружок ракетно-космического моделизма. И могу сказать, что даже наши ребята могли бы сделать что-то более эффектное, чем невнятное мелькание на красном фоне. Причем совершенно бесплатно, на одном энтузиазме. Психологически очень тяжелая сцена прощания с Землей. Поход по памятным местам, последняя фотография и прочее — чем-то сильно напоминает прощание с японскими смертниками-камикадзе. И ведь фактически они и есть смертники. Даже детям понятно, что ни один нормальный человек добровольно не согласится провести десятилетия в железной коробке и ограниченном коллективе. Моряки-подводники выдерживают автономку несколько месяцев, прошедшие жесточайший отбор космонавты — максимум год. Да и то летают вокруг земли. Создателям надо было придумать анабиоз, изначально запланированный скачок через пространство, или что-то подобное, но не в таком виде. Много можно найти и других недостатков, которые не спишешь на эпоху или ограниченный бюджет. Но все-таки среди советской фантастики этот фильм не самый худший.
В данном случае, собственно, всё с точностью до наоборот, но… Не легче почему-то. Ключевой эпизод картины — назовем его условно скачком через пространство — просто убил своей беспомощностью. И это при том, что речь идет о самой, по сути, концовке фильма, и основное впечатление от просмотра уже сформировалось. Кардинально что-то исправить было, признаться, крайне сложно, а вот окончательно испортить, как оказалось, большого труда не составило. Очень слабая картина. Основным принципом развития сюжета, такое ощущение, был определен (уж не знаю, насколько осознано) тезис «говорить одно и делать другое». Не особо, что самое печальное, размениваясь на внятные (подчеркиваю) объяснения. Девочка выступает против экспедиции и… отправляется в полет. Капитан корабля призывает отправить нарушителя на Землю и… принимает прямо противоположное решение. История с таинственной запиской вообще видится не имеющей отношения к делу — нулевое влияние на происходящее! Впрочем, не удивился бы, обыграй авторы эту тему во втором фильме. К слову о делении картины на две части. Представляю, сколько пришлось бы выслушать в свой адрес авторам аналогичного проекта в наши дни. Собственно, недавняя история с «Обитаемым островом» — отличный пример. Честно говоря, не вижу разницы. По мне так выделить «Отроков во Вселенной» в отдельный фильм — все равно, что выпустить порознь на экраны две серии «Короны Российской империи». Нелепая роль И. Смоктуновского — что-то похожее, только смешнее, было в картине «Семь стариков и одна девушка» — и чрезмерная участливость героя Л. Дурова не только не сглаживают, а, напротив, усугубляют откровенно непрофессиональную работу актеров-детей. Даже к спецэффектам таких нареканий нет — Вы вдумайтесь только! Сплошные недостатки… И хотя я по-прежнему удивлен, что это кино прошло мимо меня в детстве — было бы интересно сравнить ощущения: как знать, может, на волне безоговорочного успеха «Гостьи из будущего» и «Лилового шара» запомнилась бы и «Москва — Кассиопея», считаю ее всё-таки скорее заменителем качественного продукта. Поэтому только 3 из 10
Советская фантастика всегда будет сильно отличаться от любой другой, и дело тут не в технологиях, а в особой атмосфере, которую она с собой несёт. И в книгах, и в фильмах она одинаково цепляет тебя своей относительной простой и одновременно глубиной продумывания каждой детали, каждой мелочи насколько это возможно. И на всяком интересном и чуть-чуть волшебном сюжете, сценарии, графика отступает на второй план. Во всяком случае, «Москва-Кассиопея», на мой взгляд, как раз такой случай. Пусть я уже и насмотрелась и «Тронов», и «Аватаров» и «Трансформеров», этот фильм стоит на порядок выше всех них. Первый фильм дилогии рассказывает нам, как одному школьнику приходит в голову интересная идея: построить корабль и отправится в космос к неведомой Альфе-Кассиопее, с которой на Землю приходят сигналы, присланные, несомненно, разумными существами. И не без помощи таинственного И. О. О. (Исполняющего Особые Обязанности) звездолёт «Заря» отправляется в путь… То, что экипаж корабля состоит из детей, подростков, уже является одной из причин, из-за которой фильм становится ещё более притягательным и захватывающим. А ведь правда, если и им удалось так полетать, то и мне, зрителю, когда-нибудь это тоже удастся, а может даже и сейчас?.. Сильнее начинаешь сопереживать героям, если ты их сверстник, а уж фильм, конечно, был рассчитан на ребят 14—15 лет в первую очередь. Но, даже если вы и постарше, фильм вам придётся по душе, так как сделан он очень «приятно на глаз», нету зависаний, нету глупых, неуместных фраз, а восклицание Середы: «Мы в космосе, думать пора уже начинать!» заслуживает отдельной десятки. Актёры подобраны прекрасно. И Лев Дуров, сыгравший академика Филатова, и уже упомянутый И. О. О. в исполнении Иннокентия Смоктуновского да и все главные герои сыграли блестяще. Они действительно вписались в историю, не выпадают из неё и действуют, разговаривают очень живо, по настоящему. Все их отношения, переживания, поступки понятны, потому что объяснены, раскрыты, и никакого резонанса в сюжете не возникает. Музыка заслуживает отдельных слов. Она красивая и навевает мысли о звёздах, космосе, неведомых планетах и цивилизациях, а главная песня… Ну, я уже начинаю разучивать её на гитаре. Скажем так: если мелодия до сих пор всплывает у меня в голове и мне хочется её напевать вслух и я напеваю, значит музыка и в правду написана прекрасно. «Москва-Кассиопея» — прекрасный фантастический фильм, лишённый всяких баталий, лазерных лучей, взрывающихся кораблей, но при этом имеющий прекрасный сюжет, музыку, картинки космоса, неповторимую игру замечательных актёров. Если вы благоговите «Аватар» и ставите его на вершину кинофантастики — продолжайте в том же духе, туда вам, как говорится, и дорога. Если же нет… — добро пожаловать на звездолёт «Заря». Продолжение следует… 10 из 10
Давным-давно этот фильм и его продолжение «Отроки во вселенной» были одними из самых моих любимых фильмов. Тогда не было фантастики и эта дилогия было прорывом. Мне запомнился из того времени только сам фантастический сюжет, экшен — как бы сейчас сказали. Тогда не я не обращал внимание на идеологию, что была заложена в фильме, на нереальность или абсурд некоторых эпизодов фильма. Он мне просто нравился! И при всякой любой возможности я его смотрел или в кинотеатре или по телевизору. Фильм был мне очень близок и хотелось даже походить на некоторых героев. Сейчас когда прошло достаточно много времени после последнего просмотра, я пересмотрел его еще раз. Сейчас, когда уже были просмотрены всякие Аватары и Звездные войны, он смотрелся совсем по-другому, не так как в детстве. Потерялась та атмосфера от просмотра, что была раньше, в голове возникает множество разных вопросов. Но все равно мне доставил большое удовольствие его простора, но в следующий раз я его пересмотрю лет так через 20. 8 из 10
Знаете, есть такие фильмы, про которые говорят, что когда их показывали по телевизору — дворы и площадки, заполненные обычно шумной ребятней, пустели. Это тот самый случай. «Москва-Кассиопея» — легендарный советский фильм в жанре космической фантастики. Кто из нас не завидовал семерке главных героев — таким же обычным ребятам и девушкам, как и мы, которым посчастливилось отправиться в далекое путешествие по Вселенной, побывать на неизвестных планетах, встретиться с их обитателями. Все хотели оказаться на борту космического корабля «ЗАРЯ»… Советская фантастика всегда обладала какой-то особенной притягательностью. Именно в тех фильмах все выглядело по-настоящему, «по-родному» чтоли. Сейчас, многим зрителям, избалованным современными «сногсшибательными» визульными эффектами, все это кажется нелепым и смешным. Но даже миллиардом пикселей не создашь ту обстановку, частью которой хотелось быть не только в «Москве-Кассиопее», но и «Отроках во вселенной», «Большом космическом путешествии», «Через тернии к звездам», «Планете бурь», мультфильме «Перевал», и еще многих-многих других отличных картинах. Ричард Викторов обессмертил свое имя этим замечательным фильмом, и его продолжением («Отроки во Вселенной»), не говоря уже о том, что он также является режиссером картины «Через тернии к звездам». Для «Москва-Кассиопея» он подобрал потрясающий актерский состав. Из представителей старой школы здесь: Иннокентий Смоктуновский, Василий Меркурьев, Лев Дуров, Наталья Фатеева. Молодые актеры — исполнители главных ролей — Битюкова, Григорьев, Савин, Овчаров, Ершов, Савина, также прекрасно сыграли свои роли. Фильм по заслугам отмечен множеством национальных и международных наград, что совершенно справедливо. Если вы любите фантастику, да и просто хорошее, доброе кино, смотрите (или еще раз пересмотрите) этот фильм. И можете немного помечтать… 8 из 10
Один из любимейших фильмов детства. Наверное, единственная научная фантастика, поданная в жанре приключения и юношеской комедии, поданная нам с советском детстве. Смотрели почти каждые школьные каникулы в кинотеатре, ждали продолжения, влюблялись в героев… Сейчас с удовольствием пересмотрела бы, так как отдельные кадры помнятся до сих пор очень ярко. 8 из 10