Историческая драма. Экранизация одноименного романа известного советского писателя Александра Фадеева, который основан на реальных событиях, рассказывающих о деятельности подпольной молодежной организации «Молодая Гвардия» в городе Краснодон, что в Донбассе. Замечу сразу, что книгу я не читал и в ближайшее время не собираюсь этого делать, посему буду оценивать картину как самостоятельное произведение, ведь сам Фадеев был одним из сценаристов. Что в целом хочу заметить — о данном шедевре советского кино не знает только ленивый. Его считают самой лучшей экранизацией. Но замечу, что я смотрел версию 1964 года, ибо оригинальную сейчас крайне трудно достать, посему оценивать буду именно ее. В свое время поставил картине заочно высшую оценку (что может быть и не совсем правильно), не посмотрев полностью, а вот сейчас осознал — интуиция не ошиблась, все правильно получилось. И вот вам мое краткое мнение — Достойный пример храбрости, мужества, отваги и патриотизма. О минусах я говорить не хочу, посему выделю отдельный абзац под «технические замечания». Остановимся на очевидных достоинствах, которые и занесли эту картину в классику советского кино. Итак, вот они: 1. Организация — картина рассказывает о деятельности юных подпольщиков в оккупированном фашистами городе Краснодоне, когда десятки юношей и девушек решили дать отпор кровавым палачам и наглым завоевателям, вторгнувшимся в нашу страну в поисках «жизненного пространства». На беспощадный страх и террор эти юные герои решили ответить истреблением оккупантов, диверсиями, дерзкими акциями и поддержанием надежды в людях, что победа будет за нами и враг будет повержен. Разумеется, в картину вошли лишь самые громкие акции молодогвардейцев, ибо все вместить даже почти трехчасовой хронометрах физически не может. Но и того, что хватило — вполне достаточно, что бы иметь представление об этих юных героях. 2. Дерзкие акции — две из них — это просто бомба. С трудом верилось, что это действительно правда, а не вымысел Фадеева. Тем не менее это было в реальности. Самая громкая акция с биржей — это поистине стратегическая операция с несколькими важными этапами. Это было действительно сложно провернуть, ведь малейшая ошибка привела бы к провалу как акции, так и самой организации. Но все удалось, Слава Богу, им удалось. 3. Финал — обидно, перед самым рассветом упасть во тьму, до горечи обидно, но так случилось. Но ребята не сломались, они держались с достоинством, и погибли за свои убеждения. Может Фадеев здесь немного приукрасил героев, но мне верится, что они все держались стойко, презирая ненавистного врага, которому осталось недолго радоваться. Они исполнили свою клятву до конца, и Родина их не забыла. Чувства в этот момент аж вырываются наружу. Сильно, очень очень сильно! 4. Эмоции — картина даже сейчас вызывает неподдельные эмоции. Притом, что ее не так то и легко смотреть. Нет, это не «Иди и смотри», из которой я смог выдержать пять минут, но, однажды, возьмусь и посмотрю. Тем не менее картина отбивается по эмоциям на всю катушку. Зритель радуется вместе с героями, скорбит с ними, заливается слезами от горя в финале и гордиться такими соотечественниками. И еще — вступление фашистов в город — это настолько сильная сцена, что тебе становиться не по себе от ее созерцания. Входят захватчики, занимают дома, расстреливают людей и ставят немецкие таблички на улицах русского города, фашисты чувствуют себя хозяевами на этой земле. Нечто похожее я испытывал, когда в «Войне и Мире» Бондарчука французы входили в Москву. Кстати, сам Сергей Бондарчук снимался здесь, может отсюда он взял эту идею? Как вариант. Теперь по технической части. Большинство акций молодогвардейцев происходят ночью, притом картина снята на черно-белую пленку, что радости от просмотра не добавляет. Почему нельзя было принести на площадку побольше ламп, дабы зрители хоть что то разглядели? Ну и реставрация картине явно не помешает. Улучшенная картинка а главное — подправленный звук, и издание в формате blu-ray, дабы молодое поколение могло ознакомиться с классикой. Немного о главных героях: 1. Олег Кошевой в исполнении Владимира Иванова — харизматичный лидер «Молодой Гвардии», сам участвовавший во многих акциях. Именно благодаря его усилиям организация смогла нанести такой урон фашистским захватчикам. Владимир был великолепен. Одни глаза чего стоят. Он был буквально рожден для этой роли. Браво! 2. Ульяна Громова в исполнении Нонны Мордюковой — член штаба «Молодой гвардии» и помощница Олега, своей стойкостью и твердым характером служила примером для товарищей. А песни в ее исполнении — это просто чудо! Это надо видеть и слышать. Казачка Нонна уже в этой, дебютной между прочем, работе показала себя настоящим талантом, за что получила всеобщее признание и любовь зрителей нескольких поколений. Браво Нонна! Браво! 3. Любовь Шевцова в исполнении Инны Макаровой — активистка «Молодой Гвардии» и мой любимый герой картины. Веселая, юная и красивая девушка, своим умением петь и плясать покорила мое сердце. Я просто не могу представить, как же ей было сложно притворяться перед фашистами, когда от ужасов войны буквально стонет сердце. Да и Инна сыграла просто великолепно. Браво Инна! И конечно же, все молодогвардейцы заслуживают упоминания, но я отметил лишь тех, кто мне больше всего запомнился. Ну и без идеологии не обошлось, но к этому нужно относиться с пониманием, ведь это наша история, наша общая история, какая бы она не была. Разумеется, существуют еще экранизации «Молодой Гвардии», но я их смотреть не буду, ибо конкретно эта, самая первая, дала мне истинное представление о деятельности и подвигах ребят, которую можно показывать в школах в качестве наглядного материала. В итоге имеем шедевральную экранизацию о подвиге молодогвардейцев с великолепными актерскими работами, шикарной музыкой, сильнейшим финалом, неподдельными эмоциями и примером настоящего патриотизма. 10 из 10
Этот великий, отмечающий вот прямо сейчас своё нешумное семидесятилетие фильм велик, кроме всего прочего, ещё и тем, что в нём единственном изображены военная молодость, подвиг её и слава — фактически ровесниками юных героев, прошедшими через ту же войну в том же возрасте, так же ею опалёнными, так же на ней повзрослевшими («абитуриентами в кирзовых сапогах, гимнастерках, с нашивками о ранениях» были на курсе Герасимова и Владимир Иванов, и Сергей Бондарчук, и Сергей Гурзо, и Георгий Юматов, да все почти сколько-нибудь подходящие по возрасту студенты). А потому эмоция и жизнеощущение, транслируемые актёрами с экрана — предельно точны, предельно достоверны. Собственно, за достоверностью Герасимов и гнался, перенеся съёмки с риском для немногочисленной, частично трофейной кинотехники и дефицитной плёнки из студийных павильонов в Краснодон, степной, открытый миру и небу, с терриконами в горячем полуденном мареве на горизонте, в деталях воссоздавая одежду и убранство домов молодогвардейцев на киностудии, поселяя актёров, пущего погружения для, в семьи воплощаемых ими персонажей, а главное — торопя, торопя работу, снимая с листа не дописанного ещё толком романа Фадеева, с небывалой плотностью упаковывая сцены в съёмочные дни. Ему важно было не потерять дыхания военной молодости, спокойной обыденности её героизма в ощущениях актёров, не допустить замены реальных воспоминаний души и во многом ещё и тела — опосредованными, пропущенными через фильтры сознания и начавшего уже формироваться официального видения войны. И добиться со своим актёрским курсом Сергею Аполлинарьевичу удалось невероятного: «Молодая Гвардия» была на экране не просто воссоздана — она ожила. «Доню моя, доню!» — причитала над Нонной Мордюковой в тюремной камере мать Ульяны Громовой, силясь шагнуть на экран, заплести ей растрепавшуюся косу, как сына и внука принимали у себя в доме Владимира Иванова мать и бабушка Кошевые. Семьи страшно погибших комсомольцев Краснодона все, как один, увидели на экране не актёров, но своих детей. Конечно, ощущению от фильма как от зачерпнутой ковшом части жизни немало способствовало уже сложившееся между актёрами-однокурсниками студенческое товарищество, пронизавшее их сценарное соединение сотнями эмоциональных и чувственных нитей, конечно, заметно полыхающие любовные искры между Сергеем Бондарчуком и Инной Макаровой, Нонной Мордюковой и Вячеславом Тихоновым согревали, расцвечивали дуэты и массовки, но главное было в безошибочно считываемом и сейчас внутреннем сродстве актёров с персонажами: плясавшая перед ранеными в госпиталях свою «Кармен» Инночка Макарова очевидно, не дрогнув, подожгла бы и немецкую биржу труда, как Любка, если бы это было нужно, а красноармеец и танцор Глеб Романов, игравший народное, молодцеватое и лирическое на передовой, перед атакой, на всю войну прошедшем с ним баяне, так же пел бы у отверстой, готовой принять его на смерть шахты, как Туркенич. В актёрской поросли жива была кипящая через край льющейся удалью, готовая к труду, готовая к подвигу молодёжь — это транслировал фильм Герасимова с экрана. И страна, побитая, измученная войной и послевоенным, на пределе всех сил трудом — верила и расправляла крылья. В этом смысле «Молодая Гвардия» осталась фильмом идеологически уникальным — действительно, вкладываться столь дорогостоящие проекты в конце сороковых чаще у нас просто не могли себе позволить. Позже, к концу Оттепели, когда средства появились и война стала обязательным для любого режиссёра творческим испытанием, своеобразным аттестатом зрелости, восприятие её закономерно начало сначала матереть, а потом — и стареть вместе с ветеранами, приобретать глубину, нюансы, задаваться не всегда (во временной дистанции) удобными вопросами о цене Победы, скорбеть (порой чрезмерно эмоционально) о поруганных, об убитых, угнанных, масштабировать и по-разному фокусировать военные события. Но непосредственность не рассуждающей о цене и целесообразности своей жертвы, умной, весёлой, смешливой, деловито будничной в своём служении Отечеству молодости — оно утратило навсегда. И вот этой молодой витальности нашему кино о войне всегда, как по мне, не хватало. Не хватало простого, русского умения не жалеть себя и здоровой избирательности памяти. Чтоб в черный дым сражений, на броне покатой уезжали мальчики — стиснув автоматы, повидали мальчики — храбрые солдаты — Волгу — в сорок первом, Шпрее — в сорок пятом, показали мальчики за четыре года, кто такие мальчики нашего народа.
Эта военная драма, снятая в далеком 1948 году, является золотой коллекцией советского кинематографа. После Войны прошло всего три года и сняли этот сильнейшим фильм. Сняли те, кто видел Войну и жил в то время, и это имеет большую важность. Как же жалко было героев этой трагической истории, но они настоящие бойцы, настоящие герои своей Родины. Именно на духе таких героев и победа была за советскими войсками. Данный фильм весь пропитан патриотизмом и человеческой драмой. Некоторые моменты без слез смотреть невозможно. Мы видим события в разгаре Войны 1942 года. Молодые ребята и девчата назвав себя «молодой гвардией» борются по своему с нацистскими врагами. Они, не боясь за свою жизнь, уничтожают важные для врага документы, убивают предателей Родины и палачей, совершают подвиги за свою Родину, и всех их ждет трагический конец… Режиссер Сергей Герасимов в этом послевоенном фильме показал сильный дух молодежи того времени, как не было трусов, и все верили в Победу над врагом. При некоторых сцен, просто наступает шок и сжимается сердце. Это кино очень сильное, и я рад, что в нашем кинематографе есть такие киноленты. Главные роли героев молодой гвардии сыграли на тот момент еще молодые актеры Владимир Иванов, красавица Инна Макарова и талантливая Нонна Мордюкова — актриса из народа. Именно это трио актеров после этого фильма мне и запомнилось. Все сыграли сильно, и каждого их героя было невероятно жаль. Особенно, лично мне, запомнились сцены с Инной Макаровой, за душу берут. «Молодая гвардия» — советская, военная, трехчасовая драма 1948 года и сильнейший, патриотический фильм. Спасибо!
Реальный подвиг Героев-Краснодонцев — это без сомнения великое достояние нашей истории. Это сила, воля, вера в правое дело. Герои устояли перед самыми изощренными пытками, не сдались, будучи ужасно изуродованными прижизненно… Одни мертвыми сброшены в штуф, другие живыми. Картина не передаёт всего этого ужаса. Глядя кадры этого фильма, не понятно с чем боролись ребята: немцы пусть и наглые, но никого не истязали, не мучили, не насиловали, не расстреливали… эдакие белые и пушистые захватчики. Жизнь в оккупации вполне достойная: нет голода, нет тирании со стороны немцев — ну забрали они что хотели, ну квартировались… Я не сторонник разбрызгивания кетчупа в каждом кадре фильма, как например в 300 спартанцев, но картина должна волновать, шокировать, передавать ужас, несправедливость, праведный гнев.
Ирония судьбы, но один из самых патриотических фильмов Советского Союза оказался существенным образом жертвой организованной свыше переработки. Мне повезло — я видел оригинальную версию. Впрочем, причина для пересмотра была на мой взгляд весьма уважительной. После выхода фильма члены семьи человека, который был прототипом Стаховича доказали, что он был не просто непричастен. Он был настоящим героем, которого оклеветали. В силу сходства фамилий, даже Фадееву пришлось переделывать роман. Просто в силу популярности темы никто уже не вдавался в подробности. Простые люди относились к фильму совсем не как к интерпретации событий, а как к источнику информации. Ну а сам фильм удался. Герасимов многое стилистически почерпнул у модных в те годы представителей французской школы поэтического реализма. Отсюда восторженные взгляды, создание условных «нимбов» вокруг лица говорящего, эффектные монологи. При этом, картина содержала множество художественных зарисовок, описывающих неподобающее поведение фашистов. Наверное не совсем правильно, что немцы были изображены комично. Но, позиция режиссера наверное была обоснована потребностями зрителей. Едва ли тогда зритель понял, если бы ему предложили двух-трех фашистов-поневоле, страдающих от навязанного им выбора. Мне было интересно как создатели ленты решат проблему того, что фактически все репрессии против ребят устраивали вовсе не этнические немцы. В роли «мясников» предстали завербованные ими жители страны Советов. Это ведь одна из основных трагедийных линий в «Молодой гвардии». Но Герасимов решил на таких деталях внимание зрителя не заострять, хотя и показал, что «советские» люди помогали фашистам. Возвращаясь же к стилистике, то меня не покидает впечатление, что в разработке кино-портрета ребят из «Молодой гвардии» Герасимов косвенно использовал евангельские мотивы. Самая близкая аналогия со Стаховичем — Иуда. Как и в случае с Иудой, его предательство не стало ни для кого удивительным. От Стаховича это ожидали. Так же и финальная речь Кошевого, сцена его прощания с матерью. Так и напрашиваются параллели с Христом. Ну а финальные слова о вечной памяти — не аналогия ли это Вознесения? Впрочем, правды уже не узнать, ибо мог ли признаться Герасимов в таких идеях в пору воинственного атеизма? Так что, над фильмом очень прилично поработали. Но в силу затянутого формата, равно как и излишне советской риторики, картина получилась годной сугубо для локального использования. О чем только можно сожалеть. И кто бы мог предположить, что через тридцать-сорок лет на экраны страны станут выходить «девятые роты» и «сталинграды» совмещающие патриотизм и неприкрытую коммерцию, при всех очевидных недостатках — куда более понимаемые за рубежом. Именно поэтому, «Молодая гвардия» представляет собой особую ценность. Ее бы переснять, осовременить, акценты иначе проставить… Но даже в «сталинской» версии фильм смотрится точно также, как и «сталинские» высотки в Москве: солидно, уверенно, масштабно, несколько неуклюже и не слишком изысканно. 5 из 10
Знаете, в современное время (2011 год) даже в лицее нам преподносят понятие патриотизма как нечто абсурдное для такой огромной и многонациональной страны, как Россия. Я всегда придерживался этой точки зрения и был согласен с ней. Ведь какое нам, сибирякам, дело до жителей той же Камчатки? А им до нас? Разве можем мы друг друга называть братьями и сестрами только потому, что живем в одном государстве? Конечно нет. И тут Сергей Герасимов со своим фильмом «Молодая гвардия», снятым по книге А. Фадеева… Снова Великая Отечественная. Опять война. И вновь патриотизм… в который я так старательно не верил. Композиция двухсерийного кинофильма поначалу дала весомый повод заскучать: большое количество персонажей, множество «маленьких» происшествий и разговоров, «шараханье» от немецких солдат создали атмосферу уже известного и поднадоевшего для моего поколения. Но с конца первой части и на протяжении всей второй отрываться от экрана не пришлось. Отображаемые в картине события завораживают. Созданный и, несомненно, имеющий реальное воплощение в прошлом менталитет русского народа, а конкретнее русской молодежи, заставляет задуматься. Какие люди были, какими люди стали… каковы они тогда будут? страшно подумать. В общем, кино серьезное и тяжелое. Признаюсь честно, что в конце я восторженно плакал. Эта картина… да, за такую родину, пожалуй, стоит положить на кон и собственную голову, и все, что имеешь в этой жизни.
Шарм историй подобного рода в том, что они рассказывают о людях, которым совершенно не место на войне, но они все равно воюют. Классика этого поджанра — «А зори здесь тихие». Но если в «Зорях» образы уникальны, выпуклы и харизматичны, то в «Молодой гвардии» юные защитники родины сливаются в одну безликую ораву. Казалось бы, актеры ведут себя в кадре аутентично (разве могло быть по-другому, когда большинство из них видело войну своими глазами?), и для сороковых годов психологизма на экране достаточно, но все же запоминающихся образов не хватает (разве что Люба Шевцова выделяется). Показательно: даже когда молодогвардейцев пытают и казнят, они не поднимаются на уровень трагических фигур. Чтобы стать таковыми, нужен индивидуальный подход — а тут герои до самого конца держатся гурьбой, как бейсбольная команда. Эта коллективность делает из «Молодой гвардии» масштабную фреску, которая повествует о ситуациях, а не о людях. Литература еще потянет такую «перенаселенность», но экранизации, особенно того периода, с ней не совладать. Первоисточник Фадеева тоже небезгрешен: слишком долго формируется организация (первый час в ленте практически нет действия), а ярких проделок маловато (только поджог биржи одновременно с концертом описан — и экранизован — выше всяких похвал). Потенциально наличие молодежи в кадре должно придать действию «изюминку» в виде бодрого юморка, различных дурачеств, любви, наконец. Но в «Молодой гвардии» я насчитал ровно одну такую сцену — празднование годовщины Октябрьской революции (тут сам бог велел поиронизировать, но ладно уж). Безусловно, сразу после войны не до «изюминки», не до юморка: слишком свежи воспоминания и ощущения… Поэтому молодогвардейцы (и картина в целом) — сама аскетичность, целеустремленность и прямолинейность. И добро бы дело ограничивалось пафосом a la «Враг будет разбит, победа будет за нами». Хуже, когда дискуссии подростков проходят как торжественные съезды поздней КПСС: «Кто за то, чтобы принять его в комсомол? Поднимите руки! Единогласно. Запиши в протокол, Петя. Поздравляю, Женя, ты принят» (не дословно). Подытожим. Данная лента в большей степени парадная и официозная, чем душевная. Она начинается с эпиграфа-посвящения «Вечная слава комсомольцам-молодогвардейцам, павшим в боях бла-бла-бла», этой же мантрой и заканчивается. Рекомендую, только если вас интересует, как снимали о войне сразу после войны. При всей условности драматургии постановка по меркам сороковых богатая — чего стоит крушение поезда в конце первой части. С учетом скидок на год создания и нравственную безупречность истории - 6 из 10
Фильм «Молодая гвардия» я посмотрела сравнительно недавно. Нет, конечно, наверное я видела его и в детстве, но мне кажется, что этот фильм не совсем для детей, так как они, в силу не вполне сформировавшегося сознания, не могут понять всей сути фильма. Фильм «Молодая гвардия» очень хороший, собственно как и роман А. Фадеева. Один из тех фильмов, какие уже не снимают, да и не могут снять. Великолепный актёрский состав: Владимир Иванов, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Сергей Гурзо. Человек, который посмотрел этот фильм, может задуматься о многом… Может задуматься о том, как велика история нашей страны и, что её необходимо помнить и знать. Знать то, что люди, которые жили тогда, проливали кровь за то, чтобы мы с вами в 21 веке жили в мирное время, без войны… Моя наивысшая оценка: 10 из 10
Сама история Молодой гвардии, подпольной комсомольской организации, меня потрясла. Парни и девушки, многие из которых мои ровесники, за несколько месяцев сделали очень многое для поднятия боевого духа жителей своего города, а потом были погублены, испытав до этого нечеловеческие пытки. Роман А. А. Фадеева не строго следует реальной истории, но очень хорош. Писатель своим пером нарисовал очень яркие образы молодогвардейцев, каждый из которых глубоко остается в сердце. Фильм Герасимова снят по книге Фадеева, поэтому не стоит думать, что все события имели место быть в реальности. Хотя, конечно, многие события действительно произошли. Но сама история МГ настолько захватила меня, что я практически не обратила внимание на эти мелочи. Молодые, тогда еще не известные актеры, отлично справились с ролями молодогвардейцев. Особенно ярким и живым получился герой Сергея Гурзо — Сережа Тюленин. Инна Макарова бесподобна в качестве Любы Шевцовой. Очень интересно видеть в небольших ролях будущих звезд: Вячеслава Тихонова, Евгения Моргунова, Георгия Юматова и других. В фильме верно передан весь трагизм истории, к финальной сцене лично у меня на глаза навернулись слезы. Это кино может не быть исторически верным до конца, но все же для меня это исторический фильм. И его должен посмотреть каждый, уважающий историю своей страны, человек. Очень жаль, что сейчас этот фильм, как и сама история Молодой Гвардии, почти забыт людьми…
В первой части «Молодой гвардии» большое количество пейзажей. Режиссер дает возможность созерцать бескрайние просторы нашей родины с первых же кадров. Поэты романтики очень часто прибегали к осмыслению тяжелых жизненных реалий через созерцание природы. Если припомнить стихи Жуковского, Пушкина, Лермонтова, то там очень часто лирический герой, созерцая за пастбище и его красоту и на фоне природы — работающих крестьян, задумывались о контрасте могущества, красоты природы и несправедливости крепостного права, приносящего столько страданий крестьянам. В фильме же в самом начале первой серии, мы наблюдаем бескрайние поля, яркое солнце, чистую реку и девушек беззаботно бегущих, смеющихся и играющих друг с другом. И хотя через минуту они уже заведут разговор о войне, начинается эта сцена с размышлений о красоте природы. В конце второй части фильма мы видим быструю смену («нарезку») коротких хроникальных кадров. Пересмотрев, эту часть киноленты я вспомнила слова из книги о художнике романтического направления Делакруа. «Картины Делакруа беспокойны, они выражают сильные страсти. Развивающиеся флаги, летящие конские гривы, стремительно несущиеся по небу тучи или клубы дыма, раздувающиеся на ветру одежды, создают впечатление бурного движения». Я считаю, что, в бурной динамике кадров, изображающих падение фашистского флага, наши летящие самолеты и стреляющие орудия, есть нечто от нервного романтического стиля. Романтизм — очень универсальный стиль, который может существовать в любое время и взаимодействовать, наверное, с любым другим направлением в искусстве. А Герасимов является человеком, который максимум мог совместить искусство (с наименьшими для него потерями) с поставленными ему «сверху» задачами. И как я выявила выше, в его кинокартине «Молодая гвардия» очень много черт романтизма, которые придают ей легкость и восторженность.
Давно хотела написать отзыв к этому фильму. За последние три месяца, как я купила диск, я посмотрела его раз 30. Этот фильм снят по моей любимой книге Александра Фадеева. Фильм — легенда. Его до сих пор называют культовым, и не зря. Во-первых, потому что снят одним из наших великих режиссеров — Сергеем Герасимовым. Во-вторых, потому что именно этот фильм стал дебютным более чем для 40 в будущем известных советских актёров, режиссеров, операторов и других деятелей кино. Ну и в-третьих, потому что фильм о великом подвиге и большой человеческой нравственности. «Молодая гвардия», конечно, не без советского пафоса. Думаю, это произошло после просмотра пленки Сталиным и его корректировки. Для того времени это было естественно. И всё-таки, фильм оставляет неизгладимые впечатления, как и книга. Каждая сцена — чувство, потрясающая актерская работа актеров разных поколений. Молодые лица в будущем великих совестких актеров — Нонны Мордюковой, Инны Макаровой, Вячеслава Тихонова, Людмилы Шагаловой, Сергея Бондарчука, Тамары Носовой. И уже немолодые известные актеры, как Тамара Фёдоровна Макарова, Виктор Хохряков, Мария Яроцкая. Удачной стала роль Сергея Тюленина для Сергея Гурзо, после которой его брали на похожие роли простых советских пареньков. Но для Нонны Мордюковой и Владимира Иванова их роли стали роковыми, Мордюкову потом несколько лет никуда не приглашали, а Иванова стали считать актером одной роли. Для актера это печально, но можно сказать, что в этом фильме они сыграли замечательно. «Молодая гвардия» открыла им и другим актерам дорогу в кино и в творчество. Вообще фильм очень динамичен, во многом благодаря музыке Дмитрия Шостаковича, всё-таки он гениальный композитор. Самые запоминающиеся сцены — это праздник в доме Кошевых, концерт в клубе и поджог биржы, фашистские застенки и финальная сцена казни молодогвардейцев. Особо хочется отметить финальную сцену, потому что она снята не по книге и не по реальной истории. Режиссер решил собрать всех героев вместе в последний момент их жизни. Это не подпортило фильма, а наоборот сделало финал лучше. Сцена казни заставляет плакать даже взрослых людей. Это самый печальный и самый величественный момент в фильме. Эта сцена запоминается навсегда. Фильм «Молодая гвардия» был и остается единственной лучшей экранизацией книги Александра Фадеева. Была попытка у современного режиссера снять фильм о молодогвардейцах, но она провалилась. Сергей Апполинарьевич Герасимов снял великий фильм о великом подвиге молодых ребят из Краснодона. До сих пор помнят этот подвиг и будут помнить. А фильм остается культовым, потому что сейчас таких фильмов почти не бывает.