Фильмов, затрагивающих военные темы, очень много. Их снимали и в советское время, и сейчас продолжают снимать. Как уж снимают некоторые фильмы сегодня - отдельная тема, о ней здесь говорить не стану. У этого фильма с качеством все в порядке. Надо сказать, что и Беларусьфильм фильмов с военными мотивами выпустил немало. Не стоит забывать, что этот фильм был снят в СССР, что лично для меня порой является решающей точкой в выборе смотреть-не смотреть. Вообще считаю, что фильмы 70х - 80х одни из лучших в нашем кинематографе. В начале любого фильма прежде всего я, во-первых, обращаю внимание на титры: кто режиссер, какие актеры, какой композитор, а во-вторых, я очень люблю фильмы с прологом или введением, т.е. сначала какое-то действие, потом титры. Этот фильм отвечал этим моим критериям, и я начала его смотреть. В тот момент, когда в титрах я увидела такие имена как: Евгений Герасимов, Станислав Жданько, Виктор Проскурин, Михаил Глузский, Виктор Павлов, Гирт Яковлев, Пётр Вельяминов да еще и композитор Тихон Хренников, я поняла, что обязана уделить внимание этому фильму. О чем же был, собственно, фильм? А фильм был о судьбах людей во время ВОВ. Хотя сюжетная линия фильма в большей степени повествовала о судьбе главного героя и тех людей, кто был с ним рядом, не покидало меня ощущение масштабности, в какой-то мере даже значительности атмосферы фильма. Наверное недаром название у фильма 'Время выбрало нас'. Есть у меня правило: не судить строго какие-либо недочеты с исторической точки зрения, если это, конечно, не серьезные 'ляпы', а расценивать фильм как художественное произведение, может даже с долей субъективности, как комплексный результат работы режиссера, актеров, композитора, оператора и т.д. Одним словом, я прежде всего обращаю внимание на эстетические цели, проще сказать, сужу понравилось-не понравилось. Этот фильм мне понравился. В нем я не заметила пафоса, который бывает свойственен военным картинам. Все в нем было сыграно с искренностью. Могу сказать, что я поверила персонажам фильма. Не говоря уж о ролях главных героев, были блестяще сыграны, я считаю, даже небольшие и эпизодические роли, как например в начале фильма роль старика (Михаил Глузский). Каждая роль имела свое место и ярко дополняла систему образов. Как уже было мной сказано выше, я очень высоко оцениваю игру актеров в главных ролях: герой Евгения Герасимова, Иван, был очень убедителен, нарисован, показан до последней мелочи, эмоции. То же могу сказать и об обер - лейтенанте Ольце (персонаже Г. Яковлева), о роли Станислава Жданько, молодой Виктор Проскурин великолепно сыграл своего Петю. Остальные герои смотрелись также отлично и правдоподобно. Нельзя не отметить музыку в этом фильме. Песни этого фильма - это его душа, настроение. Песни порой играют очень большую роль. Такие песни как: Время выбрало нас, поле Куликово, песня о любви и ненависти, у Немана реки - это просто символ порыва, эмоций фильма. Даже песня В землянке и ее аранжировка является неотъемлемой и нужной частичкой в фильме, добавляет ему нежности, которая передалась с голосом поющей. Также ставлю 'отлично' операторской работе. В фильме присутствует достаточно много крупных, хорошо отснятых, планов. Видно было лица, мимику. Для меня это важно. Я считаю, что фильм удался, ведь он заставил меня прожить то время вместе с героями, сопереживать им, одним словом полностью погрузил меня в сюжет и не отпускал до конца. Были в фильме эмоции, много эмоций, которым я, как зритель, поверила, например две сцены, идущие за собой, мне особенно запомнились: диалог обер - лейтенанта Ольце с Иваном и встреча Ивана с его девушкой в середине фильма. За прекрасный сюжет, игру актеров, песни, за атмосферу в фильме моя оценка: 10 из 10
Фильм идейно выдержан. На нём бы учить теперешнюю молодежь, утратившую корни своих предков. Особенно это касается Украины. Да, там звучит слово 'комсомол', да, там звучит слово 'райком', 'партия'. Но это были механизмы реализации идей тех лет. В принципе, ведь это прежде всего люди. В начале и конце каждой серии бегущей строкой повествуется об участии белорусов в каждой стадии войны по годам, о нарастании масштабов участия, о том, что 'крайних' тогда не было, что все болели душой за свою Родину, и малую и большую. Имеется множество моментов, которые обязательно щипнули бы за душу 'того' зрителя, тех времен, советских. Сейчас они уже не так смотрятся, потому что умы и сердца молодежи выхолощены, в большинстве своем. Но при определенной подготовке молодого зрителя, всё это сработает и сейчас. А теперь о плохом. С первых кадров фильма создается впечатление, что он был в 'третьей весовой категории' фильмов, с точки зрения вложения средств в фильм. По ходу фильма 'немцы' ездят на МАЗах 60-х - 70-х годов прошлого столетия, на 'Уралах' тех же лет, на мотоциклах отечественного производства и так далее. Конечно же это режет глаз. Некоторые фрагменты фильма просто зашкаливают своей глупостью, в частности 'Стратег', которого и немцы так кличут и наши тоже. И когда узнаешь, кто он на самом деле, снижается оценка фильма. Да, были фильмы, снятые во время войны, или сразу после неё, когда немцев представляли зрителю дураками-полудурками, но в конце 70-х...!? Как-то глуповато. Но в любом случае, фильм полезен для укрепления патриотизма молодых людей, особенно в нынешней обстановке.