К сожалению произведения замечательного писателя Станислава Родионова не слишком часто экранизировались, тем ценнее, что его повесть «Криминальный талант», о приключениях хитроумной мошенницы Рукояткиной, удостоилась аж двух экранизаций. Фильм 1988 года с Александрой Захаровой и Алексеем Жарковым хорошо известен зрителям, а вот ленинградская телеверсия 1985 в своём роде раритет. В 80-х фильм-спектакль несколько раз показывали по ТВ, а затем он на долгие годы исчез с радаров, и появился лишь недавно. Обе экранизации вполне близки к литературному первоисточнику, и по-своему удачны. Конечно в версии 85 нет перестроечной чернухи фильма 1988 года, да и образы героинь получились разными. В лентелефильмовском «Криминальном таланте» есть все «прелести» телеспектакля — он неспешен, старомоден, присутствуют недосказанности и логические нестыковки, опять же бросается в глаза скромный бюджет, однако все эти недостатки отчасти сглаживает хорошая актёрская игра. Андрей Толубеев по-моему идеальный следователь Рябинин: с виду неказистый, но обаятельный, преданный работе, со своим кодексом чести, актёр абсолютно органичен, симпатизируешь его герою. Елена Попова тоже создала яркий образ, её Рукояткина вовсе не такая наглая и агрессивно сексуальная как незабвенная Александра Захарова в «Криминальном таланте» 1988. Даже импровизируя и кривляясь на допросе она остаётся ленинградской леди. Да и классически правильные черты, серые глаза и пухлые губки этой товстоноговской блондинки (кстати, почти все актёры участвующие в постановке родом из легендарного БДТ), не способствуют балаганному юродству, которым щедро делится со зрителем Рукояткина/Захарова. Нет, перед нами не шалава-лимитчица, а драматическая героиня, бросившая вызов обществу. Среди других актёров выделяются острохарактерные Михаил Светин - потерпевший Курикин (забавно, его Курикин комедийный персонаж, а в фильме 88г. это настоящий монстр из ада), и Валентина Ковель, в роли туповатой уборщицы. Также в силу экзотической внешности (эти брови восточной красавицы!), запомнился Михаил Морозов - оперативник Леденцов. А вот Юрий Демич/следователь Петельников и Татьяна Бедова/жена Рябинина, смотрелись скучновато и предсказуемо. Режиссура в общем тоже могла бы быть по-эффектнее, особенно зная что в это же время на ленинградском телевидение работали такие мастера детектива как Лев Цуцульковский (Ювелирное дело, Мера пресечения). Итог: Конечно, «Криминальный талант» Сергея Ашкенази 1988 года снят гораздо профессиональнее, диалоги прописаны интереснее, актёры играют более раскованно, но социалка и мрачные тона отпугнули от этой экранизации многих. «Криминальный талант» 1985 года проигрывает фильму, но, несмотря на недостатки и шероховатости, неизбалованным ленинградским зрителям спектакль нравился, да и теперь вполне достоин просмотра, приобретя ностальгическую патину.