Если вы увлекаетесь кино, то вы точно знаете Линча. Но что делать, если вы не знаете? Однажды я посмотрел «Дюну» и после этого думал, что есть два Линча: тот, которого все хвалят и тот, которого выпало посмотреть мне. К счастью, сейчас я не собираюсь говорить о «Дюне» (разговора бы точно не вышло — «за» сказать нечего). И вот я, такой казуальный зритель, выехал на «Малхолланд Драйв». Титры были длинные, они все шли, а я сидел себе в вк, выжидая. Ну, не буду же я смотреть как машина едет по дороге. Как появляются имена, которые мне ничего не говорят. История началась, но теперь можно было точно так же ждать, пока она не станет интересной. Сразу никак не зацепила, а забегая вперед можно добавить, что дождаться и вовсе не пришлось. Переживать не хотелось, а переигрывающая блондинка (О, бог, какое она сделала лицо, увидев квартиру, в которой будет жить. Такое, пожалуй, делают, когда вид из окна — роскошного цвета океан, но тут…) сыграла не последнюю роль в сложении моего отношения. Уже понятно, что потом я смотрел уже в один глаз, а порой он был у меня на заднем плане, так что я только звук слышал. Вдруг, с воздуха падают любовные отношения (нет, таким меня тоже не зацепить). Можно говорить, что подоплека была, но мы ее не видели и очень удивились. И тут начинается психоделика. Мы смотрим и ничего не понимаем, кроме того, что нам пытаются втереть очки. Абсолютно намеренно, направленно, не преследуя никакой другой цели. Я обычно не жду пока автор объяснится, и даже ставлю на паузу, чтобы что-то обдумать, а потом уже получается, что я проверяю так или не так. Но тут он ничего не объясняет. Он только все больше мутит воду. С самого начала он ведет разные сюжетные линии, которые между собой не связаны, но такое мы видим часто, а потому даже и не замечаем. Но потом эти вкрапления перестают быть привязаны к определенному времени или даже пространству. Те же актеры, разные герои — и думайте, что хотите. Это потом мы находим десять советов от Линча, как разгадать и узнаем, что подробности, оказывается важны. Но кто виноват, что не только подробности, но и весь фильм скучный? Если бы он держал наше внимание, не отпуская ни на минуту, то мы нам бы вероятно и не нужно было смотреть второй раз. Все было бы понятно. В поддержку можно сказать, что интересные моменты все-таки были. Отлично сыграна была первая сцена в кафе. Но этого хорошего так мало, что в конце не каждый даже об этом вспомнит. Зритель, скорее, уходит с тяжелой головой, пытающейся найти наиболее разумное объяснение неразумного, уходит с вопросами, а не удовлетворением. Это, наверное, и есть тот Линч, которого хвалят. Но насколько честно так делать? Думаю, что читается моя обида. И правильно, мне совсем хочется смотреть повторно, но что делать? Если взглянуть на него еще раз, можно найти еще больше плюсов. Вспомнить, что раньше фильмов было мало и люди ходили еще и еще на один и тот же. По шесть-семь раз смотрели. И такой фильм бы отлично вписался в такую ситуацию. Но он вышел в 2001. Его можно посмотреть снова, если вдруг он будет идти по телевизору, но сейчас 2016 — телевизор смотрят доживающие свой век пенсионеры. И все-таки мне когда-нибудь придется. Вероятно, в этот раз мне будет уже интереснее. Оно оскорбило, обидело меня, и уже за это его можно уважать. Я уверен, что разгадав все, история не станет интереснее. Сама по себе она ничего не представляют и представлять не будет. Это, наверное, была попытка сделать из неинтересного интересное. Такой своеобразный этюд, который отчасти удался. Может, для него он удался полностью, но в этом наша разница, что на вещи мы смотрим иначе. Наверняка, мы чему-то научились. Пусть и не сразу знаем чему. Долго будем вспоминать сцены оттуда, слова и думать «а что если». И еще в очередной раз поймем, что досматривать и дочитывать нужно до конца.
Что называется, накипело. Здесь уже есть человек, который тоже не поленился зарегистрироваться ради негативного отзыва. Присоединяюсь, я такая же. Так вот, фильм — абсолютная чушь! Как и все фильмы Линча. Я думала, что хуже, чем «Синий бархат» мне уже не увидеть. Но нет, оказалось, вот он — наркотический бред. Скажите мне, пожалуйста, зачем мне такие фильмы, после просмотра которых я еще должна лазить по интернету в поисках «разгадок»?! С какой стати? Я хочу видеть цельную картину: завязка, кульминация, развязка. Я не против небольших загадочных деталей, мне нравится, когда в конце фильма остается маленькая недосказанность, как, например, было в сериале «Твин Пикс», который закончился, как я считаю, потрясающе (очень жаль, что Линч взялся за продолжение). Может, пример и неудачный, в ТП очень много загадок и тоже мало ответов, но он все равно более цельный, там хотя бы история хоть какая-то была подана зрителю. Но фильмы… Это просто плевок в лицо человека, который решил потратить свое время. НИЧЕГО не понятно. Называйте меня тупой, узкомыслящей и так далее, мне плевать. Я люблю наслаждаться сюжетом, наслаждаться развязкой, меня не радует наблюдать подобный бред наркомана (иначе не назовешь) на протяжении 2—3 часов. В общем, я не считаю подобный стиль Линча приемлемым. Это его работа: взялся за фильм, так закончи его, будь человеком! Но нет же, в итоге зритель ни с чем. Когда режиссер не доводит свою работу до конца или делает ее не полностью — это не гениальность, как многие тут любят говорить. Не удивлюсь, если Линч и сам не знает объяснения созданному им бреду. Фильму ноль, если бы могла, и то меньше поставила бы. К картинам Линча больше «ни ногой». 0 из 10
Я знаю, почему у фильма на этом сайте столь маленькая (для него) оценка. Люди, посмотревшие этот фильм один раз, решившие, что в нем один бред, тут же оценили его низшей оценкой. В принципе я хотел поступить так же. После моего просмотра у меня осталась масса негативных впечатлений (Да-да, что-то вроде «Убил 2 часа своей жизни на эту тупость»). Но потом я все-таки решил разложить все по полочкам и весь день ходил задумавшись. С одной стороны можно подумать, что фильм чрезмерно запутанный, что там уйма сюжетных линий и они не вязаны друг с другом. Но постепенно, воссоздавая общую картину понимаешь то, что фильм един. И все связано друг с другом. Я поражен. и знаете чем? Тем, насколько Линч разбирается в психологии человека. Он заранее все знал, что подумает зритель, знал что глупый сразу не додумается, он проецировал в фильмы несколько событий из реальной жизни и это идеально вписывается в картину. С другой стороны, идею фильма разгадать очень легко, сложно воссоздать хронологию и определить символы. Понять фильм можно лишь проведя анализ первой и второй частей (вымысел и реальность) и увидеть какие-либо пересечения. В нем нет ничего того, что невозможно бы было разгадать. Всему есть обоснование. Данный фильм заслуживает большого уважения, даже лишь за великолепную работу актеров и непосредственно самого режиссера. Гениального режиссера… 10 из 10
Никогда бы не подумал, что есть кино, будоражащее воображение не хуже «Космической одиссеи» Кубрика. Никогда бы не подумал так до просмотра Малхолланд Драйв. Неистово будоражит мой глупый мозг эта картина Линча. Потратив несколько часов на размышление, с удивлением обнаруживаешь, что режиссер просто игрался твоими чувствами и мыслями. Просто игрался. Потратив несколько часов на размышление, с удивлением обнаруживаешь, что ты разгадывал сюжет, лихо запутанный ахронологической последовательностью и сюрреалистичностью. Разгадывал сюжет, а не глубокий смысл. Обычно бьешься над значением томных, двусмысленных фраз, но здесь тебе не дают покоя странные события. Странная, пугающая женщина убивает героя Патрика Фишлера лишь только своим видом, она же держит шкатулку, открыв которую, Рита исчезает. Что этим хочет сказать Линч? Эта женщина — беспощадная судьба? Чувственная Ребека Дель Рио падает в обморок в таинственном «Силенсио», где нет оркестра. Падает, а музыка не может остановиться. «Здесь нет оркестра!», это всего лишь качественная запись и твое воображение. Это лента Дэвида Линча, умноженная на твои домыслы и бесконечные поиски «истинного» смысла. «Силенсио» — олицетворение сна. Сон — запись наших поступков, обработанных подсознанием. Сон — это всего лишь качественная запись и твое воображение. Бабушка и дедушка, что улыбались в начале фильма в такси — просто попутчики, а не родственники Бетти (Даяны). Множество героев спроецированы воображением главной героини. «Силенсио» — сон. «Малхолланд драйв» — сон. Сон влюбленной в Риту, сошедшей с ума, девушки. Фильм обязателен к просмотру. Главное — помнить, что это безудержная фантазия Дэвида Линча и не пытаться искать (высасывать из пальца) новые смыслы данной ленты.
Что можно сказать про этот фильм? Это отличное кино, хотя не все с этим согласятся. А все потому что этот фильм нельзя смотреть один раз. Ибо посмотрев один раз, у вас может сложиться неверное впечатление, не говоря уж о том сколько потаенных смыслов вы не заметите. Просто потому что у Линча всегда так. Многие вещи не те, чем кажутся — в этом и есть уникальность его фильмов. И хотя я не фанатка его творчества, я посоветую посмотреть вам это кино. Несмотря на то что после первого просмотра была иного мнения. В моем списке «Посмотреть» Mulholland Dr. шел после Внутренней империи, и никто не сказал мне что это была ошибка. Внутренняя империя очень специфическое кино, и Маллхоланд я смотрела уже с предубеждением. Меня изначально злила любая непонятность, все странные разговоры, вещи, люди, в общем все эти линчевские приемы, когда не понимаешь, хотят ли тебе запудрить мозги или просты ты настолько глуп, что ничего не понимаешь. И глаз твой третий спит. Я не стала разгадывать 10 подсказок сама(зря) и прочитала рецензию, перемотала фрагменты, додумала и фильм выстроился у меня в голове не ровным, но рядом. Второй раз я смотрела с трепетом. И стоит ли говорить что теперь он у меня в коллекции. Фильм тонкий, шедевральный. Идею, смысл, здесь вам никто не прожует и в рот не положит, все нужно разгадать самим. Просто Линч учит нас думать. Это не триллер, не страшилка, не психоделика. Это не только головоломка с элементами детектива — это драма. Страх, надежды, любовь одного человека, драма ее жизни. Когда смотришь, понимаешь что тебе страшно, но страшно не от черного человека, ни от трупа в кровати, синих ключей и коробок, страшен сам трагизм этой истории, и я не преувеличиваю. Ведь нет ужасней бездны человеческой души, и того что там порой кроется. И того что происходит когда все бесы вырываются наружу. На мой взгляд, чтобы разгадать фильм нужно внимательно пересмотреть сцену в клубе «Селенсио», это действительно ключевая сцена, и не только потому что после нее все меняется. Прямо таки на блюдечке с голубой каемочкой, под аккомпанемент Ребеки Дель Рио, и устами конферансье, Линч дает нам основную разгадку, и это станет очевидно когда понимаешь как он выстроил сюжет. Ну а остальное извольте найти сами. Уж таков этот Маэстро. Если вам не понравилось это кино, не спешите о нем забывать, Малхолланд Драйв просто с вами заигрывал. Вполне возможно что вам всего лишь надо пересмотреть его еще раз. 10 из 10
Сейчас принято попусту раскидываться такими словами, как «гений» и «шедевр». «гениальное творение Трансформеры», «такие шедевры, как Тёмный рыцарь» и тому подобное. Да, безусловно — у каждого установлена соответствующая черта, переходя за которую любой фильм становится шедевром. Но извините — в упор не понимаю, почему шедевром принято называть обёртку фильма. Для меня — что Аватар с Тёмным рыцарем; что Железный человек с тем же, как ни странно, Человеком пауком, являются абсолютно посредственными картинами, которые можно видеть кучами на летних распродажах не нужных дисков. Деградируем? Возможно — попросту не хотим больше думать, кто-то отдыхает при прослушивании музыки, занятии сексом, а кто-то при просмотре блокбастеров. Ну да ладно, под «The Mamas & The Papas — California Dreamin» я продолжаю свою рецензию. И так — Линч, лично для меня является гением. Он не страдает претенциозностью, он делает всё для кинематографа, спасая того от неминуемой трясины. Показывая несуразность и абсурд нашего мира, он старается вытеснить всю человеческую сущность наружу. Не припомню ещё такого мозголома, как Девид. Играя с нашим сознанием, он выуживает всё то глубокое, что человек носит в себе. Сколько всего пронеслось у меня перед глазами при просмотре этого, не побоюсь сказать, шедевра. В моём словаре слово шедевр описывается как — нечто, переворачивающее моё сознание с ног на голову; а сопровождается данное действие неким непорочным интересом. После 5 чашки выпитого крепкого чая за час, я продолжаю… Смысл картины — заставить человека просто подумать, погадать, заняться онанизмом и выпить чего то градуированного, дабы перебить мысли, которые не дают заснуть. Возможно я слишком лично воспринял картину, но думать о показанном мне пришлось добрых 20 часов, после чего — не выдержав, я залез во всемирную паутину и прочитал. Да, теперь я один из тех, кто понял — понял, что показано в «Мелхолланд Драйв». Хоть и не через свои мозги, но зато я знаю — что старался. Что касается технической стороны фильма, то здесь я могу выделить очень запоминающийся саундтрек. При чём, к каждой из сцен он подобран на столько идеально, что мысли на тему «а сюда бы подошла другая музыка» — кажутся несусветным бредом. Особенно запомнилась песня из клуба «Силенсио». Конечно — работа оператора и игра с цветом — отыгрывают немаловажную роль в фильме, но всё же Линч и музыка в фильме основа. The end! 10 из 10
С Малхолланда началось моё знакомство с Дэвидом Линчем. До этого я не знал вообще ничего ни о нем, ни о его картинах, поэтому не догадывался чего стоит ждать. Говоря о МД можно несколько раз использовать слово «единственный»: единственный, который ни за что невозможно понять с первого раза, единственный который можно разгадывать вечно, единственный, у которого можно находить десятки теорий, и все они будут казаться логичными и правдоподобными, но одной верной просто нет. С такими фильмами я никогда не сталкивался. Для меня это стало действительно отдельным потусторонним миром, где всё возможно. Где ты садишься, и начинаешь размышлять. Чем хороши фильмы Линча — вы думаете, ваши мозги работают, и хоть что-то понять вы сможете только сами, никакой добрый режиссер вам всё не разложит по полочкам, как принято в современной киноиндустрии. Да, определенно, нужно обладать определенным терпением, чтобы после совершенно размытого первого просмотра включить фильм еще раз, потом еще и еще. Порыться в интернете, почитать теории. Можно намыслить целую страницу только на тему одной лишь какой-нибудь книги, которая появляется в фильме единожды. И так насчет всего. Смотря МД, вы не имеете права расслабиться, вы должны следить за каждой мелочью в каждом кадре, ведь в этом фильме всё не просто так. Я не согдасен с теми, кто говорит вроде «глупо запариваться над этим фильмом, надо просто смотреть его и принять всё как есть». По-моему эта картина просто создана чтобы её анализировать снова и снова. И глупости, что якобы Линч сам не знает и не понимает многое в том что снял. Бред. Всё он знает и прекрасно понимает. Нельзя снимать сериал, не закончив его, оставить на год, а потом перекроить в полнометражку, не понимая что к чему. Линч слишком умен для простых смертных, и не обязан ни кому ничего объяснять — есть глаза, есть мозги, понимайте всё сами, как хотите. Безусловно, говоря об этом фильме, нельзя не упомянуть актеров — все прекрасны, как на подбор. Две главные героини вообще на высоте, у них очень сложные разноплановые роли, которые актрисы полностью пропустили через себя. Саундтрек тоже просто шикарен, Бадаламенти невероятный композитор, который очень тонко чувствует грань между видео и музыкой, и ему вновь прекрасно удалось свести это воедино своими композициями. Одним словом, Малхолланд Драйв — бесспорный шедевр, и эталон как в своем жанре, так и просто среди всех фильмов. После него вам нескоро захочется смотреть что-то другое. 10 из 10
Бывают одноразовые фильмы, а бывают фильмы на все времена, «Малхолланд Драйв» относится ко второй группе… После просмотра этого фильма, у меня, наверное как и у многих возникло множество вопросов. Как это возможно? Что случилось? Но обо всем по порядку… Этот фильм на любителя, он может понравиться далеко не каждому человеку, но каждого, кто взялся за просмотр этого фильма, я уверен — он поразил. Это очень сложный, но интересный фильм, в котором между реальностью и снами проходит очень тонкая, почти что незаметная грань. Многие люди не понимаю после просмотра, что здесь происходило, и действительно, этот фильм поймет только очень внимательный зритель. Главное понять, заметить каждую мелочь и только тогда, ты сможешь понять все происходящие события. Должен признать, что во время просмотра меня переполняли разные чувства, я волновался и переживал за героев, думал что будет дальше и не мог оторваться от экрана. Актёры играют великолепно, живо, подчеркивая самое главное. Для себя я смело отношу этот фильм в список шедевров, и советую посмотреть этот фильм тем зрителям, которые любят умное кино… 10 из 10
Dream logic Mulholland Dr. подобен сну: как и настоящие сны, он не объясняет, не завершает свои линии, переключается на то, что находит увлекательным, легко отбрасывая всё неинтересное. Этот фильм — случайно оброненная Морфеем видеопленка чьих-то сновидений. И всё же что-то тревожит этот сон, в дверь к Бэтти стучится женщина, которая знает правду. Она знает, что открывает ключ в сумке Риты, она знает, что в театре «Силенсио» нет настоящих актеров. Но прежде, чем тайна откроется и повалит нас на землю, давайте насладимся фантасмагорическим сном, в котором сплетаются нуар и эстетика старого Голливуда, ситком и мрачный триллер. Малхолланд Драйв живет по иррациональным законам, он повествует через недосказанность. Это фильм-синестезия, он шумит и грохочет, он вибрирует и нагнетает. Наоми Уоттс Что мы знаем о Бэтти? Начинающая актриса с подлинным талантом. Светлая и несколько наивная, она с радостью поможет потерявшей память незнакомке, она убежит с проб на фильм ради неё. Она живет в мире честных продюсеров, сбывающихся надежд и интригующих авантюр. Совсем в иной реальности пребывает её двойник. Дайна — неудавшаяся актриса, провинциалка без связей и, похоже, без перспектив. Игрушка в чужих руках, её слезы лишь смешат окружающих. Она во многом отличается от Бэтти: улыбкой, напоминающей оскал, замкнутостью и грубостью движений. Дайана носит чрезмерно много косметики, её манера речи резкая и отрывистая. Дайана и Бэтти — это две противоположности, с невероятной легкостью образующие одно целое. В этом и заключается глубокий психологизм фильма. Личность, живущая внутри своего сознания, и личность, живущая в сознании других, соединяются без единого шва, и не понятно, чья в этом заслуга — Наоми Уоттс или Линча. Обнаружить себя жуком Дэвид Линч неоднократно упоминал в качестве источников для вдохновения творчество Гоголя и Кафки, мотивы их произведений пробрались и сюда. Подобно тому, как гнев и боль маленького человека из «Шинели» оказываются способными нарушить порядок жизни и смерти — страдания и ревность главной героини уничтожают её и всё, что ей дорого. «Малхолланд Драйв» — откровение разрушающегося мира, крик отчаяния, история распада личности. Но во многом этот фильм о сочувствии. Заблуждения человека не представляются здесь как достойные высмеивания, презрения или снисходительности: Дайана — жертва своих иллюзий, и в месте с ними разрушится и её мир. Чувствовать способны многие, но лишь единицы — рассказать об этом так, как это делает Дэвид Линч. «Малхолланд Драйв» легко не понять, но практически невозможно не прочувствовать. 10 из 10
Дэвида Линча без преувеличения можно назвать одним из величайших кинорежиссеров в истории. Большинство его фильмов — это настоящие произведения искусства, представляющие собой наглядные пособия для студентов психфака. В своих историях он досконально изучает человеческую природу во всех её проявлениях, преподнося свои замыслы под многослойной фантазией, состоящей из сюрреалистичных метафор и аллегорий. До сих пор многими кинокритиками и поклонниками вершиной его творчества признается психоделический триллер «Малхолланд Драйв». Синопсис Неизвестная девушка чудом выживает в чудовищной аварии, но полностью теряет память. Её напуганную и беззащитную находит в квартире своей тёти начинающая актриса Бетти, которая только что приехала в Голливуд в надежде покорить пьедестал славы. Однако тайны прошлого безымянной незнакомки, взявшей себе имя Рита, не дают ей покоя, и девушки начинают свое собственное расследование. Но чем глубже они пытаются докопаться до ответов, тем более непонятной и пугающей становится разгадка. Игра актёров Несмотря на удаленность от голливудского мейнстрима, Линч наполняет свои истории живыми персонажами со своими характерами, мировоззрением и особым психическим состоянием, которое определяет дальнейшую судьбу героя. Конечно, большое значение имеют задействованные в его картине актеры, которые могут воплотить сначала один образ персонажа, который затем демонстрирует совершенно иные свойства. Так, прежде всего, хотелось бы отметить Наоми Уоттс, для которой «Малхолланд Драйв» стал большим толчком в её карьере. По факту актрисе здесь пришлось сыграть сразу двух разнополярных персонажей и перевоплотиться из оптимистичной и сопереживающей Бетти в депрессивную неудачницу Дайану. Также смело можно похвалить Лауру Хэрринг, для которой участие в фильме стало единственным крупным появлением в кино. Как и Наоми Уоттс, актрисе также пришлось сыграть двух разных героинь, сначала представ в образе беззащитной «Риты», а затем оказавшись в роли роковой бессердечной Камиллы. Режиссура Как известно, Дэвид Линч никогда не даёт трактовки своих фильмов, целиком оставляя это право за зрителем. На мой взгляд, «Малхолланд Драйв» — это опасное путешествие по человеческому подсознанию, тому месту в нашей голове, где мир пугающе идеален. Собственно мы видим красивую голливудскую историю девушки, которая только прибыла в Голливуд, дабы построить актерскую карьеру, и тут же производит настоящий фурор среди продюсеров и специалистов по подбору актеров. При этом она даже успевает помочь своей таинственной незнакомке. Но чем дальше заходит эта фантазия, тем пугающе она становится, потому что более всего героиню страшит вернуться к суровой реальности. Реальности, где она — актриса-неудачница, которой не везет не только в карьере, но и в любви — любви, которая в итоге сломала её и заставила опуститься до самого низа, разрушив всё вокруг. Сценарий Действие сюжета происходит в Голливуде, куда из Канады прилетает молодая Бетти Элмс, мечтающая построить карьеру актрисы. И актрисой она оказывается действительно достойной, т. к. на первом же кастинге сразу завоевывает всеобщую симпатию. Прибыв в Лос-Анджелес, она останавливается в доме своей тети, где случайно находит молодую девушку, потерявшую память вследствие жуткой автокатастрофы, которая по факту спасла её жизнь. Бетти, влюбившаяся в свою незнакомку, пытается помочь ей узнать о своем прошло. Тем временем, голливудскому режиссеру Адаму Кешеру, готовящемуся к съемкам нового фильма, продюсеры поручают взять на главную роль конкретную актрису. Отказавшись выполнить их требования, жизнь Адама идет под откос. Так, мы видим еще несколько параллельных сюжетных линий, никак не связанных между собой. Но всё происходящее — это лишь иллюзия, о правда оказывается слишком горькой и трагичной, прежде чем её трактовать. Итог «Малхолланд Драйв» неспроста окрылили лучшим фильмом первого десятилетия. На самом деле, поражает, как Дэвиду Линчу в принципе пришло в голову снять такое кино, с таким сюжетом и с такой развязкой. Не будем забывать, что помимо непонятных сюжетов Линч набивает свои картины причудливыми символами, трактовать которые можно как угодно. В любом случае, «Малхолланд Драйв» — это шедевр, который останется таковым на все времена.
Дэвид Линч всегда отличался оригинальным подходом к сюжетной составляющей фильмов и потрясающе подобранными ракурсами съёмки. Начнём с плюсов: 1) Прекрасная операторская работа. Автомобиль в ночи выглядит мрачно и атмосферно. 2) Сюжет. Освещено множество социальных тем — Безразличие окружающих людей по отношению друг к другу, лицемерие ради того, чтобы показаться правильными. Присутствуют метафоричные действия — смена причёски как способ начать новую жизнь, также как и нетрадиционная любовь. Часто наши страхи оказываются иллюзией, что в фильме метафорично показывают в виде оркестра. Также повествует об изменах и их отрицательное влияние на психику, возбуждающие агрессию действия. В заключение, хочется сказать, что фильм о последствиях социально отклоняющегося поведения по отношению к тебе и влияние на психическое состояние получился отличным, затронув множество тем у режиссёра получилось сделать напряжённую атмосферу психологического триллера. 8 из 10
Рита и Бетти. «Если сделаешь все хорошо, мы увидимся один раз. Мы увидимся два раза, если все будет плохо.» Лично для меня фильм Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» остается навсегда самым загадочным и таинственным нечто, что я видел за всю жизнь в мировом кинематографе. Картина очень необычная, снята так атмосферно, как один и долгин сон. После ее просмотра все еще долго анализируешь и складываешь головоломку. Признаться честно, этот фильм смотрел дважды, ведь когда-то его с первого раза не понял до конца. Сейчас хочу сказать, что это редкое крутое кино, выделяющееся по своей ценности и того, как нам все преподнес режиссер. У Линча есть интересные работы. Говорю о культовом «Твин Пикс», фильме, который я очень люблю «Простая история». Но вот «Малхолланд Драйв» он превзошел самого себя, и это удивительное нечто, заслуживающее самого пристального внимания. Лос-Анджеле. Мы видим загадочную девушку с черными волосами, которая чудом остается жива после аварии, но теряет память. Она прячется в одном доме, в котором ее находит только приехавшая начинающая актриса Бетти. Незнакомка берет себе имя Рита в честь американской актрисы. Между девушками завязывается дружба, и Бетти решает помочь Рите все вспомнить… - Ты делала это раньше? — Я не знаю. А ты? — С тобой — хочу. Дуэт Наоми Уоттс и Лауры Хэрринг забыть здесь невозможно. Уотс и получила мировое признание как раз благодаря этому фильму. Кстати, Наоми здесь выложилась на все сто, и мы видим ее совсем разной. Что касается Лауры Хэрринг то, это ее самая известная роль. Она такая здесь соблазнительная, как вкусная конфетка, от которой невозможно оторваться. С первых минут фильма, кино завладевает вниманием и невозможно оторваться. Все так интересно, таинственно, очень хочется во всем разобраться и все понять. Психологический триллер отточен на ура, и к этому фильму даже не к чему придраться. Режиссер играет со зрителем, запутывает его. Каждая сцена так прекрасна, так отдает секретом, таинственностью. Досматривая до конца, неожиданно начинаешь находиться в оцепенении и шоке, и этому фильму в целом есть чем удивить. Ничего похожего мы и не видели раньше, поэтому и я люблю Mulholland Drive. Для режиссера была целая пытка создать это нечто. Все начиналось с попытки сериала, а закончилось таинственным триллером, за который Линч и получил Золотую пальмовую ветвь, как лучший режиссер. Я думаю, это кино прекрасно, но оно для ценителей, для особенного зрителя, кто ищет нечто крайне необычное. Из знакомых нам заурядных и привычных кинолент, «Малхолланд Драйв» отличается своим непредсказуемой сюжетной линией, разных взглядов на историю и предположений. Здесь нет точного чего-то, и зритель сам решает как думать и что выбирать, и это удивительно. Дэвид Линч снял классное кино. «Малхолланд Драйв» — психологический, детективный триллер 2001 года и подарок от талантливого режиссера. Итог, исключительное, ни на что непохожее кино, которое не нужно рассказывать, его нужно просто посмотреть. Браво. — Эта девушка. — Эй, это не девушка для моего фильма! — Это уже не твой фильм. 8 из 10
Увидев однажды картину «Шоссе в никуда», я решила постепенно ознакомиться со всеми работами Дэвида Линча. И вот, наконец, я посмотрела один из его самых известных фильмов. Впечатления ошеломляющие. Открываем синопсис — девушка попадает в аварию, после которой теряет память. Оказавшись в городе, она забредает в дом, из которого только что уехали хозяева и засыпает на полу. Спустя какое-то время в доме объявляется родственница хозяев — начинающая актриса Бетти. Пожалев неожиданную гостью, Бетти решает помочь ей вспомнить, кто она такая. Помимо основной линии мы увидим здесь линию режиссёра фильма, неких посетителей кафе и ещё нескольких пока неясно как связанных с сюжетом персонажей. По ходу просмотра зритель понимает, что перед ним паззл, который нужно собрать, чтобы понять, что же тут происходит и как все эти персонажи связаны. И чем дальше вы смотрите, тем больше непонятностей начинает происходить. Ближе к финалу вам скорее всего покажется, что вы сходите с ума, пытаясь собрать всё увиденное воедино, ибо там начинает твориться какая-то невообразимая дичь. Всё, что вы уже видели до, перепутывается. И вы не можете понять, как такое могло произойти, и что вообще употребляли режиссёр с монтажёром в работе над картиной. К финальным титрам вы вероятно уже даже сможете сделать чёткие предположения, в каком количестве они употребляли. Первое впечатление именно такое. Мозг взрывается, вы в какой-то прострации, картинка не складывается. Да, это Линч, и у него всегда фильмы очень оригинальные и запоминающиеся, но тут он прямо превзошёл самого себя. Недаром картина считается лучшей его работой. Сделайте паузу, переключитесь на что-то другое, а потом попробуйте проанализировать увиденное вновь (или пересмотрите) — постепенно вы начнёте понимать, что здесь нелинейный сюжет, более того, реальность здесь перемешана с играми подсознания и снами. И что тут что, ещё придётся разобраться. И когда вам это удастся, скорее всего вы поддержите тех, кто восхвалял эту работу Линча, ибо так распотрошить и перемешать сюжетные линии — это несомненный талант. Так же рекомендую потом почитать в сети разборы фильма — наверняка узнаете для себя ещё что-то новое о деталях киноленты, каждая из которых там имеет значение. Мне, например, было любопытно, откуда взялся ковбой, что за чудо-юдо притаилось на заднем дворе и что это за синяя коробочка. Фильм, на мой взгляд, потрясающий. Абсолютно сюрреалистичный, всё, как я люблю. Но думаю, он вполне может повлиять на психику, поэтому подготовьтесь к этому заранее и лучше не смотрите на ночь — не уснёте. Фильмы Линча обязательно нужно смотреть, чтобы поломать голову, но всё же дозировано, дабы не сломать. Рекомендую к просмотру. 8 из 10
Дэвид Линч создал гениальное произведение, которое по праву считается одним из самых лучших (если не истинно лучшей) кинокартин 21 века. Многочисленных интерпретаций значения фильма, его сюжетных перипетий такое количество, что, пожалуй, и не стоит говорить об этом. Самое главное, что в одном из своих интервью режиссёр чётко подметил, что «кино — это язык самовыражения». Он подбирает определенные коды, штрихи для сложения единого сюжета и формирует произведение, которое говорит само за себя. Зритель же понимает ленту так, как он её видит сам. Интерпретация целиком и полностью лежит на посмотревшем картину и только он решает, что же она в себе несёт. Значение, тайный смысл, мотивация героев или само построение повествования воспринимается индивидуально каждым зрителем. В этом и феноменальная загадка большинства произведений Линча, в особенности этого. Героиня картины (Наоми Уоттс) похоже транслирует свои творческие и чисто человеческие неудачи реальной жизни в иллюзорный мир: то ли сон, то ли наркотический трип. В этом мире всё видоизменяется. Все тайные страхи материализуются в таинственных людей, которых она когда-либо видела и являющихся отображением её самой. Желания стать успешной и независимой актрисой, быть неразлучной со своей главной любовью настолько сильны и навязчивы в реальной жизни, что сводят героиню с ума, и лишь во снах она может осуществить их всецело. Пожалуй, такое видение фильма имеет место быть у автора данной рецензии. Помимо того, что картина является настоящим кинематографическим достоянием, она невероятна примечательна и по другой составляющей. Дэвид Линч проявил доселе невиданную творческую свободу. Он создал феноменальное произведение, полное намёков и подтекста, завуалировав всё до такой степени, что точной разгадки в век не сыскать, что заставляет безмерно восторгаться его интеллектуальным посылом. Именно свобода интеллекта от любых ограничений позволило ему сформировать идею и воплотить её в жизнь, материализовав кинематографическое чудо. И несмотря на то, что изначально данный проект должен был стать сериалом, пилот которого отвергли недальновидные телевизионные продюсеры, Линч довёл его до завершения, досняв 26 минут зубодробительного материала, который выводит сюжет на недосягаемый кинематографический уровень. Режиссёр тем самым проявил свободу личности, показав всем, что необходимо несмотря ни на что верить в свое творчество, в истинно то, что заставляет тебя самовыражаться. Идти до конца в своём призвании, отбрасывать в сторону все ограничения и ничего не бояться. В этом главный дар Дэвида Линча, который он предоставил нам. «Малхолланд Драйв» — шедевральное произведение, подарившее незабываемую историю, по-новому раскрывающуюся с каждым повторным просмотром. А также живое доказательство бессмертия творческого раскрытия личности. Именно этой картиной Дэвид Линч продемонстрировал миру свою безграничную свободу, очищенную от интеллектуальных условностей и полную неостановимым потоком идей и всеобъемлющим уважением к развитию потенциала каждого отдельно взятого индивидуума.
Фильм-находка, от которого сложно отойти даже через несколько месяцев после просмотра. В какой-нибудь очередной осенний вечер собираешься так просто выбрать кинцо для приятного времяпровождения, вспоминаешь, что уже смотрел, и вновь мысленно возвращаешься к тому, что цепляет на долгое время. В этом смысле стиль, атмосфера, операторская работа, монтаж, актерская игра, — все это уходит на второй план, хоть атрибуты являются важной частью любого произведения. Наверное, как и многие, я проделал (долгий) путь к апофеозу творчества Дэвида Линча через старый и новый «Твин Пикс», остановившись лишь на заправке перекусить «Синим бархатом» и «Человеком-слоном». Не исключаю, что есть и другие, более достойные на звание «шедевр» картины именитого режиссера, однако сейчас моя душа полностью принадлежит «Малхолланд Драйву». Справедливости ради, стоит отметить, творчество Линча придется по вкусу далеко не каждому; символизм и метафоризм, пропитывающие картины режиссера — это как отдельный вид искусства (внутри самого произведения), заметить и принять который смогут не все. В таких фильмах помимо сюжетной (простой) основы есть большой ряд мелких (и не очень) деталей, которые не просто подчеркивают тот или иной фрагмент, а являются полноценными элементами составной части картины. То есть, если не обращать внимания на детали, уловить смысл кино будет практически невозможно даже поверхностно. Таков, пожалуй, «Малхолланд Драйв». Поначалу все кажется довольно понятным и воспринимаемым, однако в определенный момент повествование начинает раскалываться (в хорошем смысле) на несколько вкусненьких художественных кусочков, которые вы вряд ли когда-нибудь пробовали, только если не делали заказ от того же шеф-повара. Преодолев странное послевкусие первой порции, вы, скорее всего, целиком и полностью насладитесь символизмом и силой скрытого смысла в кадре всего блюда (если досмотрите до конца). Возможно, конечно, что после просмотра у вас будет ощущение, как в меме «Ни*** не понял, но очень интересно», но, начав анализировать увиденное, вы испытаете дикий восторг и неповторимый интерес от того, насколько все однозначно и неоднозначно одновременно. Прелесть «Драйва» в том, что фильм можно интерпретировать по-разному. Нет, не только концовку, которая часто бывает открытой в подобных картинах. Буквально весь фильм — это плацдарм для вторжения психологически-эмоционального саспенса и желания разобраться во всем увиденном. В интернете есть множество теорий о концепции данного кино, в том числе относительно недавно появилась очередная (переосмысленная) идея, завязанная на том, что сейчас происходит в Голливуде. Однако Линч, как и подобает гению, все еще не высказался однозначно, о чем эта картина, предоставляя зрителем самостоятельно воспринять его творение. В этом, пожалуй, одна из главных прелесть этого кино. Две прекраснейшие и талантливые актрисы вносят значительный вклад в положительный итог фильма. Их разнообразная игра завораживает, а (немножко) читерский ход в виде легкой эротики впечатляет и физически, и эстетически. При этом весь необходимый контекст сохраняет, нет чувства обмана или провокации. Как уже было сказано, «Малхолланд Драйв» — кино не для всех. Не стоит вам его включать, если просто хотите расслабиться или рассчитываете на не особо сложный триллер-детектив. Фильм намного более глубокий как по стилистике, так и по содержанию. Что точно может быть гарантировано при просмотре, так это мозговой штурм на последующие несколько часов (дней, недель) и желание посмотреть еще раз. И что вы думаете о синей коробке?… 9 из 10
После трех последовательных провалов в прокате и почти десятилетия, проведенного на задворках киносценария, режиссер Дэвид Линч («Человек-слон», «Синий бархат») вернулся к известности в 2001 году с новым фильмом, который принес ему приз За лучшую режиссуру в Каннах, номинацию на премию «Оскар» за тот же титул (его третий) и уровень критического и народного уважения, которого он не испытывал со времен расцвета «Твин Пикса». Слово «шедевр» часто употребляется по отношению к «Малхолланд Драйв». Лично я считаю, что это очень неравномерная, проблематичная работа, которая цепляется за величие (и иногда достигает его), но также показывает явные признаки художественного упадка, в который вскоре погрузится режиссер. По общему признанию, частью проблемы может быть моя собственная когнитивная неспособность отделить то, чем фильм является, от того, чем он почти был, или как он появился на свет. «Малхолланд Драйв» начал свою жизнь как пилотный эпизод для того, что изначально должно было стать новым сериалом прайм-тайм. Несмотря на то, что его последний полнометражный фильм «the Straight Story» потерпел финансовый крах, ключевые игроки в материнской компании Disney были достаточно впечатлены им (и тем фактом, что известный иконоборец Дэвид Линч мог производить мейнстрим-дружественный фильм в студийной среде), чтобы они снова пригласили его работать с сетью ABC. Несмотря на затянувшееся чувство обиды из-за отмены «Твин Пикса» и его ситкома «в прямом эфире», а возможно, и вопреки здравому смыслу, Линч позволил себе вернуться к обещаниям, что корпоративная культура изменилась за прошедшие годы, и что на этот раз ему будет предоставлена большая художественная свобода. Вдохновленный возможностью развития еще одного длинного повествования, режиссер снял двухчасовой пилот (чуть более 90 минут без рекламы) о наивной голливудской старлетке по имени Бетти Элмс (Наоми Уоттс), которая встречает амнезийную брюнетку, называющую себя Ритой (Лаура Харринг), и натыкается на причудливую психосексуальную тайну «Нэнси Дрю» -встречается с «Синим бархатом» в городе грез. Эта история была частью классическим фильмом нуар, частью закулисной сатирой шоу-бизнеса и полностью пропитана фирменным стилем Линча и тематическими заботами. Как и большинство его работ, эпизод имел многослойную, извилистую сюжетную линию, пересыпанную причудливыми персонажами и сюрреалистическими штрихами. Это было очень многообещающе, и могло вырасти в захватывающую телевизионную драму. Как только Линч показал пилот, руководители программ немедленно отключились и отменили все планы на будущие эпизоды. Официально они обосновывали это тем, что программа была «слишком жестокой» для телевидения. (Имейте в виду, что это была та же самая сеть, которая транслировала конверт-толкающий «NYPD Blue» в то время.) Отраслевой шум утверждал, что шоу на самом деле было слишком странным, и люди в ABC не понимали этого, что кажется гораздо более вероятным объяснением. В любом случае, сеть некоторое время держалась за «Малхолланд Драйв» и играла с идеей радикально переделать его за спиной Линча (и вопреки его возражениям), чтобы выпустить в эфир как телевизионный фильм недели. В конце концов, даже эти планы провалились, и весь проект оказался в подвешенном состоянии. Этот опыт оставил очень кислый привкус во рту Дэвида Линча. Недовольный своим дрянным обращением, режиссер боролся за то, чтобы вернуть себе права на свой проект, цель, которую он достиг примерно через год. С новым финансированием от европейских спонсоров Линч собрал критических членов актерского состава и снял дополнительный час кадров, чтобы завершить свой телевизионный эпизод как самостоятельный художественный фильм. Структурно первые 96 минут «Малхолланд Драйв» по сути являются тем оригинальным телевизионным пилотным эпизодом с минимальными настройками. Странный танцевальный монтаж Jitterbug был прикреплен к началу в качестве пролога, вступительный текст кредита был заменен новым шрифтом (старая версия была лучше), ранее удаленная последовательность Winkie`s Diner (которая появилась в сценарии и предположительно была снята во время оригинальной постановки) была восстановлена, и несколько других незначительных фрагментов были перетасованы. В остальном первый акт фильма-это в значительной степени то, что должно было транслироваться по телевидению. «Малхолланд Драйв» — один из самых известных и успешных фильмов Дэвида Линча. Очевидно, что очень многие люди были способны общаться с ним больше, чем я. Даже если это может быть менее дисциплинированная работа, чем что-то вроде «Шоссе в никуда», она также гораздо более доступна и менее отчуждает по тону. Действительно, одна из самых сильных сторон фильма заключается в том, что он заманивает зрителей в основном обычным повествованием в своей первой половине, прежде чем он закручивается в дикое безумие во второй половине. В отличие от холодного и интеллектуального «Шоссе в никуда», «Малхолланд Драйв» имеет сочувствующих персонажей и сильную эмоциональную отдачу. Наоми Уоттс, родственница неизвестного в то время, также дает потрясающе сложное представление, которое быстро и заслуженно привело ее к славе. Более того, чем почти любой другой режиссер, Дэвид Линч способен создавать поразительные образы, которые неизгладимо врезаются в подсознание зрителя. В «Малхолланд Драйв» есть несколько таких сцен. Например, завораживающее прослушивание фильма Бетти умудряется превзойти сцену Бобби Перу в «Диком сердце» за явную жуткость и темный эротизм, то, что, как я думал, никогда не будет увенчано. Более поздняя последовательность «Llorando» одновременно болезненно красива и обладает разрушительной эмоциональной силой. В этих и многих других поразительных моментах, выходящих за рамки обычного кинематографа, «Малхолланд Драйв» демонстрирует больше амбиций и подлинного видения, чем большинство режиссеров способны представить за всю свою карьеру. Это достаточное достижение, чтобы праздновать, независимо от любых других воспринимаемых недостатков. Что-то в «Малхолланд Драйв» удерживает меня от полного охвата фильма, главным образом ощущение избыточности некоторых ранних работ режиссера, которые я предпочитаю. Тем не менее, это хороший фильм с несколькими невероятными сценами, которые входят в число его лучших.
«Малхолланд-драйв» — фильм-загадка, отгадать которую невозможно. Трудно было бы заспойлерить этот фильм, если бы я захотел, вдруг, это сделать. Потому что начинается он скорее с конца, чем с начала истории, произошедшей с девушкой — актрисой, приехавшей на съёмки в Голливуд. Точнее на пробы, пожалуй. И это довольно важный момент, если подумать. Поскольку разгадать фильм непросто, а то и вовсе невозможно — смотря до какой степени, то и оценить его представляется задачей не из простых. Первое, что может показаться после просмотра, — это то, что всё это лишь набор сцен, не особо связанных между собой. Но, конечно же, это не так. Картина вполне продуманная и целостная, хотя до середины более адекватная и последовательная, как-будто бы. Но не обманывайтесь! Продолжение также вполне логично, хотя изложено в сюр-так сказать-реалистической форме. В фильме есть значительный недостаток — это претензия на гениальность. Он так и просит разгадать его, и это делает его невыносимым для всех, кто не является занудой. Я мог бы составить свою версию фильма. Типа «она приехала, она пошла на пробы, что-то произошло, потом что-то произошло через уже некоторое время и в другом месте, под конец снова что-то случилось, а в итоге это всё привело к тому, скажем, из-за чего фильму дана такая необычная форма повествования». Можно было бы разобрать фильм по-сценно, сложить пазлы воедино. Но! Такого желания ни в коем случае не возникает. Словом, этому режиссёру, возможно, стоило стать художником и писать картины на полотне, а не кассетных лентах. И всё-таки набором несвязанных сцен фильм не может показаться, так как этому мешает какое-то ощущение, что они всё же между собой связаны, пусть даже никому неведомым образом. В целом, «Малхолланд-драйв» смотрится довольно динамично и не даёт заскучать. Герои удивляют, смотрятся небанально. Хотя, всё же, чем дальше, тем скучнее. И всё же, мне кажется, главную свою задачу фильм выполняет: он достаточно интригует и пугает. 7 из 10
Я люблю Линча за «Человека-слона» и «Твин Пикс», а вот его «Синий Бархат» и «Шоссе в никуда» меня не зацепили. Если вы знаете о великом режиссере хоть немного, то наверняка именно то, что маэстро — знатный любитель мистерии и околоэлэсдэшных бэдтрипов в творчестве, за что, собственно, мы — уже его любители. Этот фильм шикарен по-линчевски и в то же время по-своему, потому что в нем есть лучшее от Линча и вместе с тем весь мистицизм филигранно и невероятно красиво разрешается в реализм, оставляя загадки, но не оставляя неприятного послевкусия полного непонимания. «Малхолланд Драйв» — это загадка с ответом, и в этом его отличие от характерного почерка Линча. Как по мне, очень выигрышное. Более того, ответ не лежит на поверхности, и чтобы его получить, некие умственные усилия все же нужно приложить. А чтобы разгадать тьму мини-загадок — так и вовсе прошерстить интернет, потому что абсолютно все в любом случае не уловите. В этом и прелесть. И немного о самой истории, раскрывающейся в картине. Тема, казалось бы, довольно банальная, но я бы скорее назвала ее вечной. От того, что в ней мало оригинального, она, к огромному удивлению, и в этом тоже вижу заслугу Линча и актерского состава, не становится от этого менее цепляющей и впечатляющей. Преклоняюсь перед гениальным Дэвидом Линчем, перед не менее гениальной игрой Наоми Уоттс (прекрасная актриса, которая в этом фильме смогла раскрыться на все сто), перед красивой картинкой и оригинальным саундтреком Анджело Бадаламенти, отсылающим к Твин Пиксу (режиссер и композитор многократно сотрудничали). Два с половиной часа чистого эстетического и интеллектуального удовольствия. Завораживает. 9 из 10
Общее впечатление: Как-то что-то рассказывать не имеет смысла, ибо все что я скажу будет уже содержать спойлер. Но то что при просмотре вы сломаете голову, это факт. Такое кино нужно смотреть не отрываясь, да согласна, хронометраж немаленький — 2 ч. 27 минут. Но поверьте, это стоит того. Если вы любите псих. триллеры, то это прям верное решение посмотреть сию ленту вечером. Режиссер совсем не объясняет действия, а ловко запутывает снова и снова, не давая даже додумать и понять, что происходит вокруг героев? Как они оказались здесь? И что они вообще делают? Некоторые эпизоды словно сон, который окутывает с ног до головы, такое непонятное состояние, что в конце фильма ты видишь начало, которое было в начале. Запутанно) Но так и есть, при просмотреть обратите внимание на детали, потому что потом в развязке они будут преследовать вас и вы поймете что к чему (ну почти поймете). Вспомните, ковбоя, который мельком пробегает в конце) Удивительная режиссерская работа! Фильм как пазл, который размешали на столе, а собрать вы должны сами. И вот вы — зритель, собираете, собираете, а выходит нечто непонятное, да и вообще не то что нужно. В итоге бурный коктейль из странных деталей связан эпизодами, которые мы с вами с трудом понимаем. Это наверно мой самый странный текст) Но по другому я не знаю как описать и передать вам все то, что я увидела. Столько сюрреализма, что хочется рассматривать каждое мгновение, которое посвятил режиссер на отработку действий. Так же хочется выделить роль Наоми Уоттс и Лауры Хэрринг, две прекрасные актрисы, влекущие за собой, они полны страсти, коварства, игривости, азарта. Кто из них заиграется в омуте? Чего стоит сцена с поцелуем! Hot, hot, hot! Великолепная работа, и такое тонкое сочетание инь и янь, где леди меняются местами. Актерская работа — поистине шикарна! Изюм фильма расположен в самом укромном месте, вы никогда не узнаете, что таит в себе следующий кадр. Куда он приведет и что вас ожидает. Неспешные кадры уволакивают в бездонную нору к Линчу. А если есть нора, возможно вы Алиса. 8 из 10
Не так много фильмов, в отношении которых можно употребить громкий эпитет «гениальный». Но «Малхолланд Драйв» его полноправно заслуживает. Неслучайно он официально признан самым великим фильмом, из снятых в 2000-х. Неслучайно говорят, что для современных режиссеров «Малхолланд Драйв» уже стал тем, чем для скульпторов — Давид Микеланджело (из него действительно вышло очень много последующих фильмов). Неслучайно именно «Малхолланд Драйв» считается кульминационной точкой творчества ярчайшего сюрреалиста современности, Дэвида Линча. Однако писать рецензию на этот фильм непросто. Потому что ни в коем случае не хочется, чтобы несмотревшие узнали его главный секрет. Анализировать же картину без этого попросту бессмысленно. Мой совет: приступайте к просмотру, ничего не зная о сюжете. А только после — копайтесь и пытайтесь понять. Итак, «Малхолланд Драйв» — это погружение в мучительное бессознательное Дайаны Селвин, провинциалки, приехавшей покорять Голливуд. Линч исследует в своем шедевре саму структуру подсознания, коренящиеся в нем фобии, страсти, неосознанные желания, стремление перекроить реальность по собственному образцу. Главная особенность этого сюрреалистичного нео-нуара в том, что его действие разворачивается не в реальности, а внутри черепной коробки главной героини. Именно это многих с толку и сбивает. В фильме при внимательном и вдумчивом просмотре можно отследить множество пластов реальности, которые организуют его композицию в трех крупных частях. Пройдемся по ним вкратце. Первая часть — это хаотические сны. Начало фильма может стать настоящим испытанием для неискушенного зрителя, а происходит здесь следующее. Кто-то спит. Мы об этом пока не знаем и все принимаем за реальность. Этому спящему снится всякий путанный бред. Когда смотришь первую часть, кажется, что перескакиваешь по каналам и смотришь отрывки разных фильмов. Здесь, во снах кого-то неизвестного, сталкиваются и соседствуют бок о бок несколько автономных сюжетов — и психологический триллер об актрисе, приехавшей покорять Голливуд и познакомившейся с таинственной девушкой, потерявшей память, и какой-то хоррор с жутким Страшным Человеком, и абсурдная, наполненная черным юмором история про неудачника-убийцу, и проникнутая иронией история про неудачника-режиссера (эпизод с его женой — один из самых смешных в фильме). В этой части картины очень хорошо показан на художественном уровне механизм психологической проекции. Во сне постоянно дублируется мотив неудачливости. Это сознание спящего переносит собственную неудачливость на окружающих людей, пытается отдать отрицаемое в себе окружающим. Однако о том, кто же спит, мы может только догадываться. Вторая часть — продолжение сна, но он принимает структурную форму. Путаница сюжетов заканчивается. Из всего хаоса сновидений подсознание выбирает историю про актрису и ее подругу и продолжает разворачивать очень сильный психологический триллер. Линч всегда называл себя последователем Хичкока. Так вот, саспенс здесь построен идеально. Вместе с триллером мы постигаем слегка идеалистичную историю талантливой Бетти, получившей на второй день пребывания в Голливуде первую роль в кино и нашедшую почти сразу ответную любовь. Все намекает на неправдопободность сюжета, но все больше и больше запутывает зрителя. Потом наступает самая главная часть фильма — поворотный пункт, сцена в клубе «Silencio» (как любителя испанского, меня она порадовала особенно). Я настаиваю на том, что сцена в «Silencio» (с испанского — «Тишина») — это сердце и душа фильма. А исполняемая здесь «Llorando» («Плача») — один из главных ключей к фильму. Большая ошибка прокатчиков в том, что они пустили ее без субтитров. Испанским владеют не все, а текст песни про женщину, которая увидела во сне любимого человека и вдруг поняла, что болезненное чувство все еще живо в ней и она всегда будет плакать о потерянной любви, очень важен для понимания смысла «Малхолланд Драйв». Именно «Llorando» поворачивает историю в другое русло. Именно «Llorando» разрушает сон и вводит зрителя в последнюю, самую сильную, самую трагичную и рвущую болью часть фильма. Финальная часть — это пробуждение и контраст реальности и только что окончившегося сна. Мы внезапно понимаем, что все два часа ломали голову и пытались допытаться до тайн того, что не может быть истолковано, что все предшествующее было только игрой подсознания. Однако ошибочно думать, что мы, наконец, покинули «внутреннюю империю» Дайаны Селвин и постигаем реальность. В этой части сплетаются целых несколько состояний психики, но главные для нас два — восприятие объективной реальности как таковой и воспоминания Дайаны, поданные в форме потока сознания. Все разрозненные куски здесь очень талантливо объединены лейтмотивом — чашкой кофе (обратите внимание на эту деталь; смотревшие «Твин Пикс» Линча обязательно вспомнят агента Купера в Черном Вигваме с чашкой кофе). Самое важное для нас как для зрителей в этой части повествования, — воспоминания Дайаны. Именно они объясняют, что же происходило в реальности и было переконструировано подсознанием во сне. Рассказывают, как провалившаяся и в карьере, и в личной жизни Дайана нарисовала идеальную себя и жизнь, которую хотела бы прожить, сообразно с сюжетами просмотренных ею фильмов. Обратите особое внимание на сцену банкета, куда Камилла приглашает Дайану — там почти все персонажи, которые были «переформатированы» во сне. Хорошо, скажут некоторые, с людьми, которых подсознание Дайаны изменило, понятно. Но как тогда с «мистическим» героями? Кто такой Страшный Человек? Кто такие Старик со Старухой? Все просто. Страшный Человек, восходящий к аналогичному образу в «Шоссе в никуда» — это то, что Юнг называет Тенью, вытесненные из сознания Дайаны темные стороны ее личности. Она «переделала» себя в идеальную Бетти. Что стало со всеми ее темными сторонами? Вот и бродит где-то по снам Страшный Человек, чье первое появление действительно жутковато. Старики — это и страхи Дайаны, но в большей степени чувство вины, самое разрушительное для психики из чувств. И это очень важно, так как именно чувство вины за совершенное, за то, что она сделала с любимым человеком, а не страх быть арестованной, заставляет Дайану совершить финальный аккорд. И весь сон вдруг оказывается пронзительной иллюзорной попыткой спасти Камиллу, исправить содеянное… Это, знаете ли, очень сильно, когда начинаешь все понимать. Финальный аккорд фильма вводит нас в два новых состояния психики. Первое — сумасшествие. Второе — агония, затухание работы мозга, и как последнее воспоминание — мгновение счастья с любимым человеком. Снова — пронзительно. И снова очень больно. Но дальше — тишина…