Маленькая Вера: отзывы и рeцензии

K_San
K_San3 ноября 2012 в 20:01
Взрослые бывают разные, но в большинстве своем они слишком идентичны, чтобы хоть чем-то различаться

От фильма 'Маленькая Вера' Василия Пичулы у меня остались двойственные чувства. Мне невероятно понравилась работа оператора, монтаж, игра актеров да и проблема, поднятая в ленте оказалась близкой и актуальной. Но на написание рецензии меня сподвигло отнюдь не это. Для того, чтобы все стало более понятно, лучше начну сначала. К просмотру я приступила по причине того, что родители неоднократно при мне упоминали название фильма и не раз обсуждали его, неприменно вспоминая годы своей юности. Говоря о данной ленте они каждый раз будто не замечали меня, полностью погружаясь в свои воспоминания, будто минувших десятилетий и не было. По сути, данный фильм иллюстрирует их молодость, а значит, может помочь понять из чего же сделаны эти странные существа с другой планеты, в народе именуемые 'родителями'. Фильм 'Маленькая Вера' - бунт своего времени. Мама с папой до их пор говорят о нем с благоговением. Но их битва уже проиграна: не заметно для самих себя они превратились в родителей неприкаянной Веры! Причем говоря так, я ни в коем случае не подразумеваю себя под главной героиней. Нет! Это же не просто проблема отцов и детей. Тут поднимается другой, более важный для меня вопрос: борьба человека с мещанством. В юности бунт не является чем-то сверхъестественным: кровь кипит и все такое. Это лишь органическая потребность подрастающего человечка. А потом, как говорится, обстоятельства берут верх, а значит, никто не виноват. Складывается ощущение, что стареет не только тело, но и, как это не прискорбно, душа. А данное и является по-настоящему страшным. Возможно, я не правильно поняла фильм, но мне кажется, что в нем изображена постоянно сменяющаяся череда 'неугомонных Вер' 'родителями Веры'. А сам фильм призван обратить внимание человека на эту ужасающую закономерность, помочь ему осознать проблему. А там уже каждый сам решает, стоит ли покидать данный заколдованный круг или лучше все же согласиться, что и в нем достаточно уютно (по крайней мере спокойно)... лично я выбор уже сделала

Outcaster
Outcaster28 сентября 2015 в 13:26
Было, было, было, но прошло.

'Вот и лето прошло, Словно и не бывало. На пригреве тепло. Только этого мало'. Именно под это стихотворение Арсения Тарковского зритель знакомится с Верой - обычной провинциалкой, вчерашней школьницей, ожидающей вызова из профучилища. Но данное произведение знаменитого русского поэта предстаёт в эклектичной аранжировке восьмидесятнической эстрады, пытавшейся усидеть на двух стульях, посреди эпохи перемен. Вот и юная Вера с одной стороны встаёт на путь бунта без идеала, а с другой мечтает о сохранении традиционного уклада. Дома она носит старый, застиранный халат, но на вечерних улицах промышленного Жданова, она появляется исключительно в броских одеждах на грани потери чувства вкуса и меры. Вера пытается сохранить хорошие отношения с родителями, которые собственные неудачи склонны вымещать на дочери. И одновременно с этим, она пытается выглядеть эмансипированной свободной девушкой, для которой отдельные устои общества давно не указ, встречаясь со студентом Сергеем - приверженцем прогрессивного взгляда на социум. Но пытаясь соединить лучшее из двух миров, она невольно оказывается в ловушке противостояния старого и нового. Генеральная линия сместилась, но куда конкретно - никто решительно не понимает. Молодой режиссёр Василий Пичул смог совершить переворот в отечественном кинематографе (а на мой взгляд и в мировом, хотя его творческий успех пока что недооценен), вопреки самому себе. Годы спустя он называл многие находки фильма (рваный монтаж, иногда теряющую фокус и равновесие камеру) техническим браком, вызванным тем, что ему отрядили самую слабую съёмочную группу из всех, что могли выделить дебютанту без имени. Но на самом деле, он всего лишь опередил время, и сегодня мы видим, как условная 'Жизнь Адель: Главы первая и вторая' Абдельлатифа Кешиша получает 'Золотую пальмовую ветвь' Каннского кинофестиваля, во многом неосознанно используя опыт 'Маленькой Веры', благо он, как многие ошибочно полагают, не привязан к конкретной среде. Но подлинной удачей картины стала исполнительница заглавной роли Наталья Негода, которая до съёмок категорически Пичулу не понравилась. Он охарактеризовал её не иначе, как неадекватную особу. Но уже утверждённая им актриса, совершила, по его словам, предательство и ушла сниматься к другому режиссёру в тот момент, когда уже пришла пора снимать фильм. Имя актрисы он не называет, но упоминает, что режиссёром был Виктор Трегубович, так что пытливые умы легко сложат дважды два и поймут, кого он имел в виду. И именно неконтролируемая неадекватность Негоды, стала верной нотой для повествования. Психологический раскол героини, во многом подчеркивается её поведением с резкими перепадами настроения, которые в финале Вера пытается подавить при помощи антидепрессантов вперемежку с алкоголем. К сожалению, актриса так и не нашла себя в кино. В одночасье став звездой, она сгинула в малобюджетных американских фильмах и телесериалах. Только в двухтысячных состоялось блистательное возвращение в кино ради единичной роли в ленте 'Бубен, барабан' Алексея Мизгирёва. Но судьба самого постановщика оказалась гораздо печальнее. Так и не поняв причину собственного успеха, в 90-е гг. он хотя бы сохранял определённую художественную планку, при этом перестав быть любимчиком у критиков и зрителей. В 2000-е же гг. Василий Пичул окончательно прописался на телевидении и до конца своей жизни в основном снимал документальные фильмы о прошлом. О мире, где он родился. Мире, которого уже нет. Нет ни города Жданов, ни Сталинской области, ни Украинской ССР, ни тем более Советского Союза. По сути, потеряв веру в завтрашний день. Вот и сам фильм оставляет у зрителя небольшую надежду, что всё наладится. Завтра будет чуть лучше, чем вчера. А все невзгоды временные. Ведь просто голубое небо над заводскими трубами - тоже маленькое счастье. И не зря почти во всех сценах фильма присутствует сама Вера, или если перефразировать название Верочка. Своей непринуждённой взбалмошностью, она невольно, вопреки самой себе, спасает всех её окружающих. И своего отца, вполне нормального рабочего, если бы не тяга к выпивке. И свою мать, старающуюся не замечать очевидного. И Сергея, явно засидевшегося за студенческой скамьёй и беспечной жизнью. Даже местному хулигану Толику, занимающемуся за кадром делами близкими к уголовнонаказуемым, она оставляет толику веры. Пусть она выражена в надежде, что скоро придёт повестка в армию, избавляющая его от локальных проблем, да накалывании православного креста во всю грудь. Пожалуй, только к брату Виктору нет никакого сочувствия, в его откровенном зазнайстве 'нового москвича' и неприкрытой ненависти к собственной малой родине. Но времена ушли, а промышленные кварталы остались. Только кажется, что веры, даже самой маленькой, больше нет.

Busterthechamp
Busterthechamp30 марта 2013 в 15:52
Как плохо мы 'хорошо' жили

Шелест морских волн, стрекочущие сверчки, мириады огней – искусственных светил ночи, и СССР, еще не канувший с атласами влету. Она влюблена в парня старше, он не нравится её родителям. Романтическая история…могла бы быть, будь это не «Маленькая Вера» режиссера-дебютанта Василия Пичула, а любой другой фильм четырехбуквенной державы. Скандальная известность в конце восьмидесятых, первый фильм «показавший то, чего не показывали», и такой же первопроходец в рейтинге «18+». Однако 1988 год прошел, «великий и могучий» стерт с лица Земли, но никак не из сердец его экс-обитателей. И все, что осталось - это память, немалую долю которой составляет советский кинематограф в целом и «Маленькая Вера» в частности. Следуя логике, что лишь время способно отделить значимое от дутого пузыря, можно выяснить, чем «Маленькая Вера» стала сейчас, при свободе слова и иллюзии выбора. Дискотека. Воплощение всего порочного от отпрысков некогда прославляемого пролетариата – побоища «стенка на стенку», характерные для провинциального городка «кирпичные мордашки» хлопцев и бравые «голубые» ребята, следящие за порядком, дабы в случае чего подвести всех под одну гребенку в отделение милиции. В таком месте и запутывается фундаментальный сюжетный узелок – знакомство отвязной мелированной Веры со своей будущей любовью Сергеем – студентом местного института металлургии. Именно завораживающим воплощением Натальи со звучной фамилией Негода во многом была обязана безразмерная популярность киноленты на момент релиза. И дело даже отнюдь не в провокационной сцене, где «маленькая» Вера становится «голой» Верой и «занимающейся сексом» (которого, как известно, в СССР не существовало). Актрисе, несмотря на московские корни, удалось в убедительной форме передать дух малолетней оторвы – девочки из подъезда, ребенка без цели. И в противовес этому Сергей – длинноволосая версия известного восьмисезонного «Адвоката», Андрея Соколова. Он умен, начитан, ему до беспамятства досаждает одна лишь мысль о предсказуемости и ограниченности, которую он наблюдает, переселившись в квартиру Вериных родителей. Снаружи кухонной форточки, созвучно с душераздирающим скрипом детишек на дворовых качелях, по железной колее грохочет дизель тепловоза, а из хрипящих динамиков радиоточки доносится гимн СССР. Окружение родительского гнездышка столь же дискомфортно снаружи, как и внутри. Это отец, в пьяном припадке изнывающий от привитых норм «как я буду людям в глаза смотреть» и «никто меня не любит». Это мать, твердящая сплошь и рядом о правильности и жизни в прошедшем времени. Вырвавшийся из нищеты в Москву брат, яркий огонек контраста, сходит с ума от необходимости время от времени навещать этот сумасшедший дом воплей и истерик имени «ячейка социалистического общества». Они всю жизнь рвали жилы, далеко не всегда преследовали чистые помыслы и светлые начинания. И лишь проездив большую её часть на рабочем «КамАЗе», осознали необходимость выпивки как основополагающего антидепрессанта от ужасной свалки паскудной, низменной жизни. Смог, подобно неглиже, прикрыл голую реальность потрепанных заводских цехов и козловых кранов, оставив враждебные тени и десятки пыхтящих труб, грозно заполонивших тёмно-синий горизонт. Есть в «Маленькой Вере» еще один запоминающийся немой персонаж, чья неподвластная режиссеру мимика закрепляет воплощение избранного пути, так называемой, драмы у раковины – истории о людях, живущих своим ограниченным мирком. Речь о Жданове – родном городе режиссера, нынешнем украинском Мариуполе. При возложенной должности вымощенных декораций, Пичул эпизодически сменяет слова импровизацией города, позволяя таким образом внушить зрителю, что история Веры не просто реальна, она ужасающе бытовая для провинциальных городков подобного толка. Крупные заводские планы, прибрежные воды, покрывающие водорослями ржавые осколки посудин-кораблей на мелководье, холмы металлолома с одинокими железнодорожными вагонами напротив больничных стен. Спасенья нет, лучик надежды и веры в светлость социалистического будущего, коим в разной мере обладали фильмы доперестроечного периода, меркнет и выцветает, зарастая мхом жуткого, грязного реализма вещей, исконно противоречащих коммунистическим догматам. Серое небо над каменистым пляжем с мутной водой орошает мощными зарядами «гнева небес» - градом и проливным ливнем. Лишь одинокий «КамАЗ», подобно маяку с красной кабиной, подзывает пронизывающим гудком убежавшую Веру. История знает немало примеров, когда скандальная известность, являясь потворством актуальной тематики, уже через десяток лет выдыхалась, как открытый флакон духов, вызывая остаточным материалом недоуменные жесты у публики или, что еще хуже, ироничную улыбку. «Маленькая Вера» не из этой касты. Василий Пичул стал первым в заключительной странице существования сверхдержавы, кто вывел зеркало жизни советского человека из привычных норм «облико морале», опровергнув тем самым свое же правило, что лучшие фильмы остаются «на полке». На этом достижения киноленты не исчерпались, поскольку слава советская преобразилась во славу европейскую, венцом которой стала победа на венецианском кинофестивале. Она же, слава, послужила впоследствии мощным катализатором к метеорному старту карьеры Натальи Негоды в США, которая, увы, не задалась. Единственное, что режиссеру не удалось в «Маленькой Вере», так это заставить полюбить её той любовью, которая возникает между мужчиной и женщиной в пылу страстного поцелуя. Попытка исправить была предпринята в следующей постановке, опять же, в сотрудничестве с Негодой «В городе Сочи темные ночи», но это уже другая история - менее успешная и более вторичная.

Александр Попов
Александр Попов28 января 2021 в 10:44
Уроки свободы: мечты и надежды 'перестроечного' кино (часть 7)

Схожим образом, как и Рязанов, в очень острой, драматической форме, проблему цены свободы и эмансипации, но на этот раз сексуальной, мучительного мировоззренческого несовпадения поколений ставят в своих картинах совсем еще молодой Василий Пичул и уже зрелый Петр Тодоровский, совпадая, как это не странно, в выводах. Один из лидеров советского проката за всю его историю, дебют 27-летнего Василия Пичула «Маленькая Вера» и сейчас смотрится невероятно актуально для российской провинции, потому что в большей степени чем о свободе, это фильм о рабстве, убожестве и тошнотворности советского быта, токсичных родителях, хамстве, каждодневном психологическом насилии и давлении, которому подвергаются все те, кто решил «жить не по правилам», а это коллизия обрела новую жизнь уже в постсоветской провинции. По-моему, именно с этого фильма стоит вести отчет современному острому социальному кино России от жестких лент Быкова и Звягинцева до притчевых высказываний Твердовского. Фильм Пичула разрушает ложь коммунистической идеологии о благополучии советской семьи, безжалостно выворачивая наизнанку ее подноготную с алкоголизмом, мещанством, животной погруженностью в быт и полнейшей бездуховностью. Удивительно, как совсем молодые режиссер и сценаристка смогли выразить посредством точных деталей невыносимость жизни в советской семье: постоянное чтение нотаций, вездесущая засолка огурцов, крики и вопли, ссоры и нравоучения, гадкий психологический шантаж и агрессивное неприятие всего нового. Ведь Вера после своих «похождений» все же вышла замуж, а значит – главное в фильме не ее эмансипация от устаревших законов (она – в общем-то хорошая дочь, на что указывает сцена ее ухаживаний за пьяным отцом) и не сексуальный аспект (пресловутая постельная сцена снята в общем-то невинно по нынешним меркам), а невозможность «нового» человека жить в старых условиях. Во многом «Маленькая Вера», конечно, - о «сексуальной революции» в позднем СССР, частично эта картина ее и инспирировала, но в большей степени это рассказ о конфликте поколений, столкновении нигилистически настроенной молодежи и их родителей, увязших в трясине нравственных компромиссов с властью, но при этом двулично учащих своих детей жизни. Блестящее обыгрывание сексуальной фактуры Негоды и Соколова (длительное время актер показан с обнаженным торсом), ее безупречность и красота четко противопоставляется карикатурному уродству родителей Веры (Зайцева и Назаров сыграли безупречно, сами во многом не понимая что они делают, на это указывает ненависть сегодняшнего Назарова к этому фильму и своей роли, не зря он вступил в КПРФ, доказав этим, что остался советским человеком). Пичул и Хмелик нащупали в своей картине нарождение новой ментальности – несоветской, любящей и ценящей свободу, но морально разболтанной, без стержня совестливости, который был, допустим, у шестидесятников и диссидентов, а потому молодое поколение, которое обладает этой ментальностью, в будущем, как показало время, станет хищническим и в конечном счете – потерянным на просторах 1990-х. «Маленькая Вера» - кино о том, и на это указывали многие критики, что базовая вера в коммунизм подорвана, она действительно стала у молодежи маленькой, если не исчезла совсем. Молодежь хочет устроить свою личную жизнь, судьба страны ее не волнуют: трагедия «перестроечного» поколения – в том, что оно было в массе своей политически индифферентно, его не интересовал коммунизм, но и ненависти к нему оно не испытывало. Именно политическое безразличие будущих строителей свободной России и стало причиной анархии 1990-х, свобода была им дана просто так, а не завоевана в борьбе с коммунизмом. «Маленькая Вера» - это во многом «чернушное» кино, эмоциональный накал в нем запределен, краски сгущены до невыносимости, но в то же время – это очень важный фильм о людях, которым хотелось просто жить, но и этого им не давали. К сожалению, молодежь «перестройки» так и не поняла, что для того чтобы строить частную жизнь, надо для начала идеологически очиститься, они оказались глухи к набатным призывам «Покаяния» Абуладзе, все больше глядя на Запад. Задыхаясь в удушливой мещанской атмосфере советской семьи с этими бутылками, банками, криками, они сами впоследствии стали мещанами, ибо увидели в Западе прежде всего потребительский рай, противопоставляя его дефицитному аду «реального социализма», но свободы как обличающей всякое рабство и тиранию совести они в нем не увидели.

Emily_Hist
Emily_Hist24 января 2011 в 15:36
Кино, которое опередило время

Первая ассоциация, что сразу приходит на ум при очередном просмотре Маленькой Веры-это реальность, которую мы имеем сейчас, но которая была написана Мариной Хмелик и снята Василием Пичулом 23 года назад. 1987-1988 гг. доживающая свой век советская реальность, когда старое было безвозвратно разрушено, а новое построить ещё только предстояло. Нет идеалов, ведь мы уже не строим коммунизм, диаметрально противоположно сместились ориентиры, моральные принципы умирают вместе со страной... И что вы хотите увидеть в только что окончившей школу девушке, живущей в промышленном городке на берегу моря, 'воспитанную' вечно работающей матерью и чаще всего пьяным отцом в условиях 1988 года? Что-то лучше? А было ли? Все фильмы того периода отличаются своеобразной грустью и невообразимой яркостью тогдашней молодежи, достаточно вспомнить 'Аварию-дочь мента' и ещё с пару...Другой вопрос, какой была яркость? Мы её расцениваем как отрицательную( в наше то время всё намного хуже), а тогда это было нормой. Обыденная жизнь. Всё течет, да только ничего не изменяется. Как тут не влюбиться в 18 то лет, как не погулять на полную катушку, как не поиграть с законом и с родителями? Молодая, бесшабашная Вера, да глуповата, да, слегка примитивна в своих желаниях, но позвольте, режиссёр четко обрисовывает нам пейзажи, в которых течёт её жизнь и где уж тут набраться высокоморальных ценностей в промышленном то городишке с мамой-оператором швейной фабрики и папой- водителем Камаза? Запросто пойти с красивым парнем после драки на дискотеке, наутро спросить 'Ты меня любишь-Ну естессна', а через неделю сказать 'Я беременна, но он же жениться не отказывается'. И брат Виктор, выбившийся в люди и привыкший судить в провинции по московским взглядам, вроде как оплот правильности и урок, вот мол, потрудишься и всего добьёшся, да только так ли это? И Сергей, вдруг полюбивший эту девушку, да только не смирившийся с её тупыми родителями? Он то знает, что бывает по другому. И вся эта серость, в виде пьяного отца и усталой, больной матери, которая махнула на Веру рукой, только б вызов из училища пришёл, 'ведь быть телефонисткой лучше, чем горшки в садике мыть' И даже поножовщина вещь вполне обычная. Ну не бывает при столкновение двух разных культур и поколений мягкого удара. Это жизнь. Жизнь как она есть. Неужто сейчас в провинции что-то изменилось? Где-нибудь в далёком городке на берегу безымянного моря кто-то влюбляется, кто-то дерется, кто-то пьёт, а кто-то пишет стихи, наподобие тех, что писала подруга Веры 'Беззащитный человек утопает в море, Хоть улыбка на лице, а какое горе' Она, кстати и позу из йоги хорошую знала, 'Ха' называется. Вообщем, фильм на года, на года вперед. Не могу не отметить игру актёров. Негода, Соколов, Назаров, Зайцева, Негреба, Табакова... Нигде не слышала, что бы эти актёры перед съёмками наблюдали за жизнью обычных людей, но образы свои воплотили прекрасно. За замечательный фильм конца 80-х, за отлично переданную атмосферу, которая ощущается в нём до сих, за сюжет, который потряс тогда и смотрится актуальным сейчас: 10 из 10

Nightmare163
Nightmare16313 ноября 2014 в 11:44
Иллюзия счастья

'Перемен. Мы ждем перемен...' Теперь-то любой школьник знает, каких именно перемен задорно жаждал Виктор Цой. Это сегодня мы не ожидаем от отечественного кино каких-то маяков новой эпохи. Скорее это фильмы демонстрируют, то, чем уже живет матушка-Россия. Но когда-то было все иначе. К горбачевской перестройке можно относится как положительно, так и резко отрицательно. Но одно несомненно: людям, сытым по горло рушащимися иллюзиями о светлом коммунистическом будущем, очень нужно было 'другое' кино. Не за обнаженкой гонялись граждане, нет-нет. Они хотели видеть правду на экране, что семьи могут быть по-толстовски 'несчастливы по своему'. Люди хотели видеть, как чисто бытовые сложности способны погубить зарождающееся светлое чувство. Ведь это многим так знакомо! Образ 'рабочего' и 'крестьянки' отжил свое, и нашлись те, кто сумел понять чаяния пролетарского народа. Понять и преподнести страждущей публике кино, которое по праву является знаменем скоротечной, но поворотной эпохи нашей страны. Обычный захолустный городишко, вполне заурядная семья, родители из рабочего класса, весьма падкие на выпивку. Они живут (а точнее существуют) архаичными идеалами, с родной дочерью они все хуже и хуже понимают друг друга. Веру трудно назвать красавицей, да и о типичности ее внешности, сподручнее рассуждать тем, кто застал перестройку в более взрослом возрасте, чем я. Но вольнодумие вчерашней школьницы весьма характерно для ее сверстниц, в этом можно не сомневаться. Чем заняться девчонке, если она совсем не рвется продолжать обучение? Танцплощадка, курево, подпольное видео, сомнительные друзья, распутные связи - полный букет 'хиппующей' советской молодежи. Впрочем, они-то себя советскими считать не хотят. 'Только, только, только, только этого мало...' Песня заслуженной Софии Ротару в 'другом' кино не просто так. Главная проблема Веры, и ее окружения - они не знают, чего по-настоящему в жизни хотят. Советская система образования когда-то считалась в мире лучшей, следовательно ребята неглупы. Но куда же податься, если заграница по-прежнему недостижима? Мышление Веры еще абсолютно хрупкое, она подвержена влиянию, например своей шустрой подруги Лены. Что из себя представляют отношения мелированной оторвы и будущего моряка Андрея? Он-то по ней с ума сходит, а она его лишь терпит, видимо просто заполняет вакуум. И вот на захудалом 'дискаче' появляется симпатичный парень из какого-то другого сословия. Сергей худо-бедно определился в жизни, учится на металлурга, живет в общаге и совсем не тужит. Он хорош собой, девки так слюнки и пускают, но, что важнее, он олицетворяет собой интеллектуальное будущее. То самое будущее, когда молодежь не будет интегрироваться в эпоху. Она будет творить эпоху. Они вполне подошли друг другу. Раскованный парень и отвязная девчонка. Остается неясной природа чувств Сергея. Полюбил ли он ее? Или просто воспользовался ситуацией, особенно, когда выпал шанс переселиться в нормальное жилье. 'Было, было, было, было, но прошло...' Хрупкую любовь необходимо беречь, выпестовать ее в чувство, навсегда объединяющее двух людей. Еще одна песня Софии Михайловны словно грозное предостережение шустрой молодежи. Вера что-то там лопочет про возможную беременность, но разве можно ее вообразить заботливой мамочкой?! И не в годах тут дело. Ее созревание пока узконаправленное. Она встретила человека, в котором вероятно, воплотились ее девичьи грезы, но вот о совместном быте она едва ли всерьез задумывалась. Пусть не лежит ее душа к училищу, но кем она сама себя видит? Всего лишь домохозяйкой? Бесцельность гасит самые прекрасные порывы ее юной души. Предстоящую семейную грозу несложно было предвидеть. Сергей, как представить современного поколения, не считает нужным сдерживать раздражение вериными родителями, он им чуть ли не с порога вынес приговор. В семейных склоках, традиционно, сложно найти лишь одну виноватую сторону. Одинаково неправы тут все четверо. Вера, что поторопилась с переездом возлюбленного. Сергей, который уже знал, в какую семью идет. Отец, растворивший остатки авторитета в сорокоградусной бутылке. Мать, за рутинными домашними хлопотами переставшая слышать своих детей. Ничто не бьет по кумполу неожиданно. Предупреждение жизнь всегда объявляет. Вот только не каждый способен услышать и отреагировать. Роль в событиях брата Веры, Виктора не стоит недооценивать. Мы не знаем, насколько он там в Москве счастлив. Но то, что он уже смотрит на мир не замыленными глазами - безусловно. Он не может не любить своих папу и маму, но очевидно, эти посещения ему даются с большим трудом, и надо же, сестренка выбрала себе в женихи его старого приятеля! Сцена торжественного знакомства Сергея с родителями невесты, видится мне ключевой. Виктор буквально вспыхивает, понимая, что нет у такого союза в этих условиях будущего. Жених даже не счел нужным принарядится! Когда ни одна из сторон не стремится к компромиссу - это не семья, это по сути, коммунальщина. Маленькую Веру остается только пожалеть. Она действительно жертва обстоятельств. Девушка хочет любить и быть любимой. Ее безвкусная прическа кричит: 'вот она я. Девочка созрела'. У нее был выбор: получить образование, дождаться своего морячка и строить типичную 'ячейку общества'. Но кому бы нужно было это кино? Вера и Сергей хотят себе иной судьбы, скука для них смерть. Но что они сделали для изменения своего быта? Парня не стоит жалеть. Да, будущий тесть отвратителен. Но зачем же мучиться под одной крышей? Любимую под мышку и куда-нибудь подальше. Да хоть в общагу, ведь можно и по-быстрому расписаться. А здесь парадокс. Родителей он терпеть не может, но менять ничего не стремиться. И это будущий глава семьи?.. Шокирующее кино по-разному повлияло на судьбы героев. Наталья Негода даже побывала в роли секс-символа рушащегося Союза, хотя особым изяществом не обладает. Сейчас о ней уже давно забыли. Хотя столь яркая роль должна была иметь достойное продолжение. Андрей Соколов за 25 лет почти не изменился. Постарел, конечно, но он все такой же интеллигентный, самодовольный и развязный. Его героями быстро очаровываешься и так же быстро разочаровываешься. К примеру, в его Сергее не чувствуется человека действия. Обратившись к классику, он скорее Обломов, а не Штольц. И его трагедия в том, что он сам себя не тем считает. 'Маленькая Вера' просто должна была выйти на экран. Крушение старых идеалов не мыслимо без подобных ориентиров. Чтобы лучше понять это кино, надо было видеть его тогда, в 1988-м. Но это не значит, что оно само стало анахронизмом. Напротив, это памятник эпохе. Из песни слов не выкинешь. Так и из истории не надо вырывать малоприглядные вещи. Люди 'проголосовали' за эту ленту 'ногами', а значит Наталья Негода не зря решилась показать стране грудь. И пусть, сама она не обрела актерского счастья, зато самая известная ее работа будет привлекать еще не одно поколение ценителей советского наследия. 7,5 из 10

Marinapa
Marinapa24 февраля 2011 в 23:31
— А меня ты любишь? — Люблю!

Каких только эпитетов не существует для этого фильма, что я ожидала от него чего-то совершенно иного, нежели оказалось на самом деле. Во-первых, это якобы первый эротический советский фильм. Во-вторых, судя по постеру я думала, что Вера в итоге прирежет своего молодого человека за измену. На деле же из эротики там только парочка кадров Натальи Негоды с голыми сиськами и одна не особо откровенная постельная сцена. Ну а сюжет вообще оказался для меня довольно непредсказуемым. Отношение к персонажам фильма кардинально менялось с первых и до последних кадров. Поначалу Веру хочется ненавидеть: она ведёт себя как шалава, дебильно ржёт, быдловато ведёт себя с родителями, которые о ней пекутся. Родители же хоть и представлены людьми очень простыми, но кажутся добродушными, заботливыми. Итак, после драки на дискотеке Вера знакомится с Серёжей — героем Андрея Соколова — они перебрасываются парой фраз и сразу же едут к нему в общагу, где Вера отдаётся новому знакомому. Уходя от него она спрашивает, любит ли он её, на что Серёжа сквозь зубы отвечает: «Естесссно!» Но на следующий день Сергей встречает в кафе-мороженом Веру и её лучшую подругу, с которой танцевал на дискотеке. Подруга на него вешается, но он многозначительно смотрит на сидящую за столиком Веру и говорит таким глубоким голосом осторожно: «Здравствуй... Вера». Затем в ходе разговора уже он призывно спрашивает Веру: «А меня ты любишь?» «Люблю!» Вот так просто, но эта сцена моя любимая. От того, как Сергей при этом стрелял глазами даже у меня мурашки пошли по коже. Затем появляется брат Веры, который отлично знает Серёжу и утверждает, что он легкомысленный ловелас. И в это сразу же верится. Я до конца фильм думала, что он бросит Веру, и это станет поворотной точкой сюжета. Одно мне было непонятно — зачем ему на ней жениться? Даже во время знакомства с родителями, когда Сергей блещет какими-то интеллектуальными высказываниями, кажется, что это типичная работа охмурителя. Однако затем всё меняется с точностью до наоборот. Мать Веры — совершенно тупая клуша, а отец — алкаш с буйными проявлениями. В то же время вроде бы Серёжа действительно интеллигентен и проявляет к Вере внимание, а она в него безумно влюблённая. Одно но — ему тошно жить бок о бок с её родителями, а ей тошно оттого, что она это чувствует. «Почему у тебя родители такие тупые?» И разыгрывается целая драма — квартирного вопроса, разницы в интеллектуальном уровне, вопросов быта и домашних алкоголиков, отцов и детей. А родители ведут себя так, будто ничего не произошло, уплетают свои маринованные помидорчики и арбузы, считая, что в порядке вещей отмазать отца, а с Андрюшей Вере будет даже лучше, чем с Серёжей, «да и денег там побольше». Разве ж может такой доступной Вере быть противен одноклассник Андрюша, разве может потеря какого-то Серёжи сломать всю её жизнь, вернув к тому тухлому ужасу, из которого она вырвалась? Даже её брат не в силах долго находиться в этом замкнутом пространстве, стараясь как можно меньше времени гостить у родителей и крича: «Как же вы мне все надоели!» К концу фильма мне Веру было так жаль, что самой хотелось завыть. Там вообще почти всех ЖАЛЬ. Потому что этот фильм вне времени, такие же люди есть и сейчас сплошь и рядом — алкаши, безразличные, недалёкие, воздвигающие непробиваемую стену правил, стандартов, того, как должно быть, между собой и пытающимися достучаться до них людьми. Даже быт с того времени много где не особо изменился (даже в мегаполисах). И музыку сейчас слушают всё ту же... некоторые. Одно только осталось непонятным — зачем всё же Серёже эта Вера? Они точно из разных миров. Фильм, конечно, очень жизненный. И Андрей Соколов там чудо как хорош и полуобнажён. 10 из 10

Cureless
Cureless19 июня 2009 в 20:31
У нас одна цель - коммунизм!

Беспробудный, безнадёжный, удручающий, депрессивный совковый фильм. Кино ни о чем, скучное, серое, тупое, ужасно затянутое. Ни одного интересного персонажа, ни одного яркого характера. Люди какие-то искусственные, с неестественным поведением и неясными взглядами на жизнь, люди-роботы, живущие в тумане. Мать-эгоистка, отец-алкаш, дочка-шалава, просто калейдоскоп огней. И всё 'как бы' о 'реальной действительности', вроде, поглядите-ка, вот он, СССР, весь гнилой! Чёрта с два! Деграданты такие найдутся в каждой стране и при любом политическом строе. во все времена были такие 'герои' - серые и убогие. Можно, конечно, смотреть российские фильмы, нужно и необходимо смотреть старые советские, но отечественные фильмы конца восьмидесятых - это просто беда. 80 минут повествования - максимум для такого 'шедевра', но здесь размазано более чем на два часа. Зачем? 2 из 10

Massimo_Black
Massimo_Black25 января 2009 в 09:03
Фильм - Жизнь

Фильм 'Маленькая Вера' был снят в закат советской эпохи, в 1988 году, но несмотря на это, его в общем то нельзя отнести ни к числу известных нам 'советских' фильмов, ни к числу новых 'российских'. Этот фильм не похож на все предыдущие отечественные кинокартины, ему не свойственен тот характер, которые мы привыкли видеть ранее. В этом кино нам показано то, с чем мы встречались в обыденной жизни, что на самом деле имеет место быть - это кино - правда... Эта картина произвела большой переполох после своего выхода, много было сказано, его и критиковали и восхищались им, ну а некоторые просто не увидели ТО, что нёс в себе этот фильм, и естественно для них он оказался бесполезен. С самого начала, уже настроившись на 'скандальный сюжет' в момент замечаются самые тонкие мелочи, такие как скудный вид фабрик и заводов, с их выхлопами и грязью, которые витают вокруг этого обычного советского города. По мере просмотра вникаешь и 'пропитываешься' атмосферой фильма, и если вы в полной мере осознали то, что происходит и что создатели хотели до вас донести - ...не знаю, что именно вы почувствовали, но для меня это стало подтверждением того, что я знал о духовной жизни наших предшественников, смотришь и думаешь - 'Даааа, и так живём и по сей день'. Конечно смотреть фильм тогда, в 1980 - ые, и сейчас, в новое время - немного разные вещи. Если бы я его смотрел тогда - то меня бы 'скрутило' при виде всей этой 'бытовухи', я бы просто не мог спокойно морально реагировать и осознавать то - что я в этом живу, и что это - РЕАЛЬНОСТЬ. Сейчас же, спустя 20 с лишним лет, веришь, что хоть что - то изменилось, что мы движемся вперёд, что всё что было - позади, но...очень, поверьте, очень многое ещё живёт в нас. К примеру вся эта 'тряска' с банками склянками мамаш, бабушек, огурчики, помидорчики, соленья варенья, ты не голоден сынок, внучок - Знакомо? Ну и вот. Конечно они желали и желают нам лучшего - но так примитвно и 'низко' жить нельзя. Муж, отец или ещё кто - то регулярно приходит домой 'под шафе', как будто больше ничего не интересует в этой жизни, будто больше нечего делать и при этом ещё требуют какого - то уважения со стороны, посмотрите на себя... Концовки сюжетной в фильме как таковой нет, да она и не нужна, не в этом суть. Однажды то ли к режиссёру, то ли к сценаристу фильма, не помню точно, во время какой - то пресс - конференции (1989), или что - то в этом роде подошла женщина и сказала - 'А как дальше жить то?'. Эта картина оказала большое влияние на массы, сознание многих пробудилось, это было и хорошо и страшно. Но, как говорится, лучше Горькая правда, чем Сладкая ложь. Напоследок скажу, подводя итог, стоит проанализировать - 'А нужно ли было снимать этот фильм, каким бы он правдивым и прямым не был, а?'. Я считаю что лучше бы он был, чем его бы не было, нет смысла бежать от самих себя, толку от этого никакого. Пусть каждый сам делает вывод, исходя и своих предубеждений.. 10 из 10

Mystery Em
Mystery Em8 апреля 2021 в 12:25
Такая маленькая Вера

Общее впечатление: Приморский город. Обычная рабочая семья. Отец и мать озабочены лишь бытовыми проблемами и довольствуются непритязательными житейскими радостями. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Важным событием в жизни Веры становится встреча со студентом Сергеем — он вырос в другой среде, самостоятельно мыслит, у него другие культурные ценности. Молодые люди «из разных миров» стараются понять и принять друг друга. Вот бывает такое, что человек растет в семье, где есть и мама, и папа, вроде все работают, но родителям начхать друг на друга. Семейные ценности размыты, культуры тоже никакой. Растет такой человек в нелюбви и хочет сбежать как можно быстрее в мир другой. Таким человеком является Вера. По большому счету именно пьянки-гулянки и отвлекают ее от нелюбимой семьи. Ведь проще забыться с подругами, друзьями, нежели слышать пьяного отца и ничего не видящую мать. Но Вера встречает в своей жизни абсолютно другого человека. Он задает ей вопросы: о жизни, о целях, влюбляется в девушку. Сергей совсем не такой как Вера, да и воспитан иначе. Кажется что такие разные люди не могут быть вместе, однако друг для друга становятся спасательным кругом, но на время, которое для них становится в миг туманным. Не скажу что это легкое кино, отнюдь. Здесь хватает острого накала в отношениях как с родителями, так в паре Вера-Сергей. Реальность такова, что это не сказка и от нее не сбежишь в стакан с вином. Смотришь на Веру, и грустно становится, да только таких вот Вер, на нашей необъятной Родине — тьма. Нереализованные надежды, растоптанные мечты о лучшей жизни, печально. 8 из 10

anton4175
anton417514 марта 2017 в 16:07

Прав был старик Толстой, что все счастливые семьи похожи друг на друга, но каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. «Маленькая Вера» - это яркая квинтэссенция всей драмы и трагедии в советских семьях в последние годы СССР. Родители обеспокоены лишь бытовыми вопросами, а там, где не могут подумать и решить сами, заглядывают в профильные книги, брат Веры живет в другом городе с молодой семьей и мало заботится о родителях и сестре, сама Вера пускается во все тяжкие с подругой. Но даже знакомство с прогрессивным ровесником Сергеем не вырывает Веру из круга пьянства, черной бытовухи и узколобства. Я искренне не понимаю негодования людей, которые считают фильм низким, очерняющим советские семьи. С момента выхода фильма на экран прошло почти 30 лет, а воз и ныне там. «Маленькая Вера» - это фильм о классической проблеме «отцов и детей», о пьянстве в русских семьях, о наплевательстве на детей. Что прекрасно, «Маленькая Вера» - не чернуха, это история любви и непонимания, отчаяния и бунта. На мой взгляд, этот фильм не назидание детям, мол, вот какими можно стать и куда упасть, а в первую очередь урок родителям. Если после просмотра «Маленькой Веры» хотя бы один отец отставит стопку водки в сторону, а мать перестанет закрывать бесконечные банки с консервами, и поговорят с ребенком, это будет победой фильма. 9 из 10

shyev
shyev21 апреля 2012 в 11:49
Классика, причём не только перестроечная.

100%-е попадание со временем. Очень удачный фильм. Полностью отразил несовместимость поколений в те годы. Но как не странно смотриться и сейчас из-за вечных семейных отношений. Трудности в семье наверно актуальны и сейчас, особенно из-за бытовой неустроенности. Фильм очень тонко это подчеркнул. Конечно очень хорошо сыграли молодые актёры(хотя стоит отметить, что Негода лучше бы смотрелась, если бы упростила свою роль, Вера всё-таки красивая троечница, умом не должна отличаться), Соколов настоящий красавец, сыграл настолько реально, что кажется документальные съёмки велись. Конечно, нельзя не отметить прекрасную игру Назарова и Зайцевой - настоящие профессионалы! Именно они создают колорит этому фильму, показывая как они отличаются от нового поколения. Хорош и Александр Негреба, странно, что дальнейшая его актёрская карьера как-то не задалась. Что и говорить, среди потока перестроечной чернухи, которая завалила тогда кино СССР, этот фильм явно выделяется. Он останется классикой на долгие века. Поэтому 10 из 10 10 из 101

Raventus
Raventus7 апреля 2012 в 05:00
Блудная дочь

Советские фильмы навсегда останутся для меня фильмами, которые можно пересматривать по несколько раз и в которых главная ценность наша душа. Можно либо расплакаться от радости либо вздохнуть от безысходности ситуации. Но в этом фильме нету души. Нам показали анти утопию. Семья, в которой все друг на друга орут, не уважают и более того - ненавидят. Разве такие были ценности в Советском Союзе? Неужели этот фильм понравился всем именно своей откровенностью. Или приятно было смотреть на кучу психически больных людей в криках которых ничего не понятно? Для меня загадка. Такой беспорядок, какой был в этой семье - отразился и на сюжет. Несколько буквально оборванных сюжетных линий и даже закончили фильм считай на полу слове. А такое непростительно для любого фильма. Во время всего фильма мы только и видим людей напрочь лишенных всяких ценностей и думающих только о себе. Конечно фильм пытался показать нам контраст между рабочей семьей и людьми из высшего света, но с данной задачей он не справился. Более того студент Сергей нисколько и не выделился из общей массы так называемых людей. Может быть на этот фильм так сыграла 'перестройка' затеянная как раз в те годы нашим правительством, и пытающихся как-то то ли доказать то ли оправдаться дескать мы не замкнутая страна, мы можем оголится перед экраном мы можем весь фильм плевать друг в друга орать и вести несуразные диалоги. Лично я, на месте руководителей того времени, посмотрев бы этот фильм напрочь бы забыл об идее распада СССР, такая демократия нам не нужна. Конечно я говорю именно про кино, многие согласятся со мной что русские фильмы намного уступают советским, не считая фильмы переходного периода, которым и является данная картина. Ни тут ни там, полный беспорядок. Ничего непонятно. Посредственный сюжет. Очень плохой фильм.

rastecais
rastecais12 мая 2011 в 23:10

Помнится, ходила история, что во время одного из первых показов этой картины в кинотеатре прозвучал 'забавный' диалог: - Как им не стыдно такое показывать! - А вам не стыдно так жить? Прошло 25 лет, ну и что изменилось-то? Страна другая, народ все тот же...50% процентов семей по стране живут так: горбатясь на нелюбимой работе, пропивая заработанные копейки. Зрители, считающие фильм нереалом, деградантным срезом, призванным опорочить гнилое СССР - наверное они живут в другой стране, нет, даже в другом мире, но реальность, к сожалению, далеко не цвета Текилы Санрайз. Этот фильм о нас, о нашей жизни, и не может он быть жизнерадостным и ярким, как говорится - нечего на зеркало пенять... Из героев фильма, пожалуй, больше всего поразил Сергей. Этот 'луч света в темном царстве' - в моем восприятии - отрицательный персонаж, хуже некуда: придя в чужой дом начинает диктовать свои правила, открыто презирает родителей 'любимой' девушки. Так и хочется задать невысказанный вопрос: а что ты сам-то сделал в жизни? Не нравится - построй свой дом, заработай, приведи свою женщину туда, одень ее и себя, накорми - и после этого ты можешь учить жизни других, а пока ты никто, живешь у чужих людей и на средства своих родителей - веди себя культурно. А ведь преподносится герой Соколова массовому зрителю именно как пророк и учитель, 'вы серость, а я в белом', фу! Поучайте лучше ваших паучат! А еще мне безумно жаль Веру, глупенькую запутавшуюся девчонку, загнанную в угол, причем загнанную самыми близкими людьми, и выбирает она вполне 'логичный' выход из этого угла... Сложно рекомендовать этот фильм к просмотру, лично мне он стоил испорченного настроения, потому что ну очень не хочется замечать вокруг этой серости и грязи, и тем не менее имеет право на существование и на своего зрителя. 7 из 10

Владимир Савельев
Владимир Савельев6 декабря 2020 в 16:27
Кино о позднесоветской действительности и апофеозе мещанства

Кино сильно впечатлило! Показаны убогие реалии промышленного городка, безысходность, отсутствие перспектив для саморазвития. Герои не вызывают сострадания, скорее некую жалость, даже презрение. Родители Веры живут в своем маленьком убогом мирке, погрязли в бытовых мелочах, сплетнях, хотят жить как все, чтоб 'все как у людей'. Отец спивается, хотя вся семейка в целом без водочки никак. Вера - типичная подрастающая шалава, прыгает по мужикам, пытается забыться, уйти от жестокой реальности и семейного убожества в сексуальные приключения. Подруга Веры - такая же, хотя по-дружески уступает Сергея своей подруге, когда видит, что у тех все 'серьезно'. Сергей - обычный студент, из более-менее интеллигентной семьи, учится в металлургическом институте, живет в общаге. Примечательно, что показано отсутствие личного пространства, возможности уединения для 'влюбленной парочки', в общаге врываются в комнату дружки Сергея, а когда Вера приводит своего 'избранника' в дом, то мама заходит к ним, лежащим еще в постели и как ни в чем не бывало подсовывает книжку по домоводству. И смешно, и грустно. Еще убого и трешово смотрится момент, как своему сыну (старшему брату Виктору) мать дает баночки в дорогу, а в аэропорту втюхивает арбуз, тут я еле сдержался от смеха, ну настолько все это абсурдно, примитивно, убого. И конечно же, диалог отца Веры о свадьбе, чтоб 'соседям в глаза не стыдно было посмотреть'. Или речь матери о том, что пускай за того моряка выходит замуж, тот типа как 'при деньгах' будет. На чувства Веры родителям плевать, да и у самих никаких чувств, только серость, рутина, романтике здесь не место. Некогда революционный дух, идеи о мировом коммунизме, новом человеке, романтика пятилеток, комсомольских строек, гордости за первый полет человека в космос - все это сменилось унылой картиной мещанства, отсутствие идеалов, целей в жизни. И можно конечно осуждать Сергея за неуважительное поведение в отношении родителей Веры и угрозы отцу (хотя это не оправдывает поступок отца, за который ему положено в тюрягу сесть). Но вопрос он задал правдивый своей Вере о тупости ее родителей, скучной жизни, бесцельности их существования. Сам старший брат Виктор, который вроде как живет в столице и 'выбился в люди', скорее спешит свалить из этого убого ада люмпенства, 'шариковщины'. В общем, фильм реалистичен, как и другие такие фильмы, как например Груз 200 Балабанова, Курьер Шахназарова, Дорогая Елена Сергеевна Эльдара Рязанова. Все эти фильмы показывает типичную обыденную жизнь в советских моногородах, где вся реальность складывается из хрущевок, завода, водки, сплетен с соседями, телевизора и потрахушек. Идеалы утрачены, в коммунизм люди больше не верят, романтизм утрачен и остался в их наивной юности, остаются лишь семейные ссоры, бытовуха, непутевые подрастающие дети, которые ощущают всю фальшь и лицемерие, потому и выбирают путь нигилизма, цинизма, беспорядочного секса, тусовок, вписок.

Moor4e
Moor4e13 ноября 2013 в 23:53
Зачем вы огурцы солите?...

Много фильмов советского и постсоветского периода родители мне показывали в детстве, знакомя с отечественным кинематографом, а этот не стали, и дело не только в первопроходном на сов. экраны зрелища полового акта главных героев, а в том, что 'Ну и так несладко жили, а этот фильм ещё больше молотом по голове: в г..не, в г..не живёте, товарищи зрители!' - фраза одного из родителей. Самостоятельный просмотр устроила себе совсем недавно, узнав, что фильм подумывается вставить обязательным к просмотру для российских школьников. Ой зря. Сериал Школа обругали, опплевали, утирая яростные слюни, а здесь значит, более сглаженные реалии? Это можно показывать несовершеннолетним? Тут всё хорошо? Ну ладно, данный контекст опустим. Мне кино понравилось. Именно тем, что оно живое, эмоциональное, ни один герой не оставляет равнодушной, каждого хочется узнать ближе, изучить его, познать мотивацию действий. Сама Вера хоть и отталкивающий персонаж, с первого взгляда, но если мы внимательно будем смотреть кино, то поймем, что это не оторва с мелированной челкой, а домашняя девочка-подросток в драном халатике, старающаяся как можно больше 'урвать' от жизни, чему ее учит окружающий мир, в том числе и лучшая подруга - раздолбайка Чистякова. Молодой человек Сергей крайне интересный персонаж, особенно по вопросам, какие он Вере задает: 'Вера, а ты книжки читаешь?', 'А какая книжка любимая?', 'А кто твой первый мужчина?'. Сразу видно, человек другого круга, хоть и живет в общаге, а запивает консервы не пивом, а пепси, что тоже выделяет его на фоне алкогородка. Ну все пьют в этом городе. Все мужья жрут без просыху, а все жены их оправдывают. И я даже в реальной жизни маловато видела таких людей, которые с брезгливостью относятся к алкоголикам, а Сергей просто повторял мои мысли. Отец и мать Веры - несчастные жертвы алкогольной провинции. Эти личности мне неприятны. Если будете смотреть фильм, поймете почему. Они не то чтобы посиневшие-оплывшие-опустившиеся, нет, очень даже приличные с виду, но по-деревенски сметливые, подлые, расчетливые, эгоистичные, чем и задавили собственную дочь. Братец, умный москвич, тоже хорош, чистенький, благоразумный, а в одной из сцен видим, что такой же алканавт, как и его семья. Приспособленец просто. Хотя и любит Веру, думает о ней больше, чем родители. Хотя и так утверждать нельзя, фильм смотреть надо. Вера только что школу закончила, а выглядит прожженой бабой с прокуренным голосом, как валютная проститутка, или даже прихорошившаяся зэчка. Никакой девичьей нежности и трогательности в ней нет, разве что со спины, дома, когда мы видим, как она моет посуду в своем драном халатике... А хабалит каким резким неприятным голосом... А алкоголичка-то какая, высший сорт. И чем она понравилась чистенькому мажору Андрюше из мореходки - непонятно, у него и мать-то другая совсем. Пусть этот фильм каждый посмотрит сам, для себя, сделает выводы, но школьникам в программу его включать... Вот вы посмотрите и решите для себя, разумна сия мысль или нет. Я пока ещё под впечатлением, горьковатым и не самым легким, от данной ленты, поэтому рецензия вышла сумбурной. Но вердикт один: смотреть, смотреть, делать выводы. Живем мы в такой стране и в такое время, что нам это просто надо. Этот фильм сам как рюмка водки залпом. 7 из 10

djey37
djey379 августа 2016 в 17:57
Маленькая надежда

Финал Маленькой Веры оказался менее трагичным, чем казалось, по памяти, после просмотра в конце 80-х. В общем-то и выход очерчен, а как по-другому - перестройки без надежды не бывает, - не такой радикальный для молодых, но смерть отца (вроде диктатора-хранителя того устаревшего типа существования, отживающего в конвульсиях тщетного насилия) - видимо – смерть дисфункционального государства с гигантскими промзонами, заброшенными объектами, инфантильной жизнью большей части молодых. Идеология, в общем-то, это ложь политиков, так как формирует несколько однобокое восприятие реальности, патернализм тоже не добавляет критичности. Похоже, в такой стране трудно повзрослеть, а это порождало, в свою очередь, круг перманентного ошибочного поведения. То как влияла идеологическая неустроенность государства на тип отношений в семье (а возможно и наоборот), раскрывается через жизнь типичной дисфункциональной семьи, которая, как это принято для кинематографа идей, обрисована классически-выпукло как по учебнику. С одной стороны, можно ли было вырваться из такой семьи-государства без смертей-разрушений, без отделения членов её. Ясно ведь, что отделение — это, частично, и есть разрушение, как необходимый элемент движения к новому. До какой-то степени можно сохранять всё в прежнем виде,- хотя члены семьи и тяготятся сложившимися отношениями, но по каким-либо причинам это им выгодно, а страх потери привычного хода жизни, вообще парализует все новые начинания. Так, например, Вера и её брат пытаясь жить «своей жизнью», всё равно как-бы не могут покинуть семью, как будто все дороги ведут обратно. Хотя им тяжело и тошно, но на «помощь» приходит механизм игнорирования чувств, они научились не замечать боль, и это у них почти органично получается. Когда надо и они и родители глохнут и слепнут,- глохла и слепла целая страна, пытаясь сохранить внешние атрибуты хорошей семьи-государства. В финале показан момент, когда отношения радикализируются, это могло случится в результате, например, появления там нового человека, не принимающего этот тип взаимосвязей (новые поколения). Через смерть главы (по ощущениям - будто он решил оставить их) семья как-бы освобождается,- перестройка подходит к финалу, за которым новая точка отсчёта. Понятно, что финал диктовали предпосланные обстоятельства, ведь в норме, семье, для перехода в новое качество, нет необходимости в физической смерти родителей. Такая смерть даже мало что меняет для дальнейшего складывающегося типа взаимодействия с миром, если у субъектов нет опыта преодоления старых проблем, внутрипсихической готовности, внутренних изменений. Так, например, после распада СССР долгое время сохраняются различные атавизмы отношений, да и тяготение к ним, в обществе, остаётся. Но и запрос на изменения у достаточного числа людей, первоначально был, у тех, кто принимал и поддерживал реформы, казавшиеся спасительными. На СССР давили разные обстоятельства в том числе и поколения уже не очень восприимчивые к идеологии. Вероятно, фильм может, ретроспективно из сегодняшней ситуации, подтолкнуть к размышлениям, что общество, в основном, было недостаточно зрелым чтобы приспособиться эволюционно, чтобы измениться и влиять на среду, не доводя дело до трагического распада. Вопрос в том насколько должны быть велики потери на пути к новой жизни, насколько отмерло то что отвергается и не выливают ли с водой много чего ещё. Может быть, для зрелости, обществу необходимо пройти те стадии развития, что мы пропустили в результате революционного скачка в начале двадцатого века, и проживание этого опыта помогло бы восполнить пробелы, собрать целостность национального характера. Но только вот переход к этому, новому внешнему состоянию, опять же, был радикально-молниеносным, видимо недостаточно прожитым и отрефлектированным в пост-переходные девяностые. Поэтому и появляются мифы о славном или ужасном СССР, равно как и о РИ. Видимо, неудачный опыт новой «взрослой жизни», у многих вызывает желание вернуться в ту ситуацию которой нет, и - уже не будет. Но неудачи на пути к новому, не обязательно должны становиться причиной ухода от действительности. Вероятно, зрелое общество способно учесть ошибки, прочувствовать боль неудач, не отчаиваться и оставаться, удерживаться в настоящем, в реальности, не отворачиваясь от проблем в сторону золотого прошлого или идеального будущего, не попадать в различные идеологические западни. Хотя это и трудно для социума, пережившего столько сломов за один только век. Другого пути, наверное, и нет, как только основываясь на всестороннем узнавании реальности, принимать и пытаться ответить на вызовы современности.

Михаил Белик
Михаил Белик5 сентября 2019 в 18:44
Жииизнь, жииизнь, жизнь...

Даже со своей какой-никакой, но любовь к кинематографу, узнал я об этой картине в самом неожиданном месте. В музее, историческом, не посвященному кино. Кому стало интересно, музей называется «Россия моя история», действует с недавнего времени во многих городах. Фильм же входил в экспозицию «ХХ век в российской истории», в составе интерактивного теста о советском кинематографе. Сначала меня удивило что я был не слухом, не духом о таком фильме, как «Маленькая Вера». И как оказалось, не зря. Я как человек вообще не заставший всеобщего равенства и веры в социалистическую революцию, даже не задумывался о том, что революции происходили не только в стране, но и на экране. «Маленькая Вера» - отличный пример картины, которая с яростью разъярённого быка рвет все шаблоны о кино в СССР даже у современного человека. Посудите сами, в фильме демонстрируется провинция, не особо изменившаяся с тех времен (Здравствуйте, я с Поволжья), странные низменные ценности, от которых даже заядлый альтруист придет в трёхдневный ступор, и конечно же, любимая всеми нами – обнаженка. Причем всего этого с достатком, все это выливается на зрителя в количестве равному годам, в которые подобные фильмы не выходили в советском союзе. Но обо всем по порядку. Хотелось бы особо выделить главных персонажей, большинство из которых актуальны и по сей день. Возьмем к примеру Веру. Бунтарка, не желающая жить по законам имеющегося общества. Вере в жизни ничего не хочется кроме как наполнять свою жизнь прелестями молодости, а именно: алкоголь, секс, тусовки с друзьями и не очень. Все бы ничего, все проходим через это не без ностальгической слезы. НО. Всегда есть одно но. Вере больше ничего не надо. Она надеется на сказку с принцем, который будет дарить ей только радость. И все-таки находит, как ей кажется, подобного в лице студента Сергея. О нем отдельно. Сергей, на мой взгляд, единственный хороший персонаж фильма. В начале представляемый нам как человек загадочный и явно имеющий свои злобные мотивы, по ходу сюжета оказывается тем самым посторонним в мире картины. Плывущий по течению и острый на язык, он понимает всю гнетущую атмосферу места, в котором находится, и он единственный кто хочет большего. За что и поплатился… Про остальных персонажей нет большого смысла говорить. Все они являются дополнением к образу УЖАСНОЙ действительности, на них лучше смотреть и УЖАСАТЬСЯ. Фильм хороший, но тяжелый. Словно волна, он сначала захватывает тебя, а потом бьет по камням со всей силы. Особо впечатлительным смотреть в компании пледа и любимого человека, в которого можно будет плакаться. Всех благ.

hellhere00
hellhere006 декабря 2021 в 18:53
«Все люди братья, только у них часто почему-то рожи разбиты»

Один из лидеров советского проката за всю историю. Дебют 27-летнего Василий Пичула, сейчас, к сожалению, смотрится очень актуально для российской провинции. Фильм вовсе не о свободе, напротив, он о рабстве, убожестве и тошнотворности российского быта. Картину трудно отнести к советским фильмам – таким, какие мы привыкли видеть. У него другой, самостоятельный характер. Первые ассоциации, возникающие после просмотра – боль от реалистичности увиденного, удрученность, затянутость и депрессия. Что же предстает перед зрителем? Деградация типичной семьи, тонущей в бытовухе: отец-алкоголик, ограниченная мать, которая это терпит, сын, который добился каких-никаких успехов в московской карьере, и дочка-шалава, которая не желает ни учиться, ни работать, а если кратко, не хочет совершенно ничего. Все герои очень живые и приземленные. Создаётся ощущение, что эта история о ваших соседях или знакомых, а может, и ваша собственная. Первый план переносит нас в мир фабрик и заводов, состоящий из бесчисленных труб, производящих грязь. Этим же планом повествование заканчивается. Город остается неизменным, как и его жители. Трагедии так и не случилось. В квартире родителей веры все пронизано эпохой брежневского застоя, начиная от сервиза за стеклом, заканчивая приветственным семейным застольем в честь знакомства с будущим мужем Веры Сергеем. Зрителю показан и студенческий быт – уродливые стены с ободранными обветшалыми обоями, украшенные дешевыми плакатами и сигаретными пачками. Главная героиня совершенно потерялась, она ни в чем не может быть уверенной, но для нее ясно одно – вокруг нее только фальшь. Вера – абсолютно нетипичный женский персонаж советского кино. Она много курит, пьет вино и шатается по вульгарным дискотекам. Впрочем, молодежи в подобной глубинке больше заняться нечем. Она полностью состоит из нереализованных надежд и растопленных, как масло на сковороде, желаний. Сцены пьяных истерик Веры, в которых ее прорывает на чувства вызывают дрожь. Смотреть на это очень некомфортно. Как будто она больше не способна держать в себе все так долго подавляемые эмоции. Наиболее интересным и неоднозначным кажется персонаж А. Солонова – Сергей, демонстрирующий нескрываемое презрение к убожеству и ничтожности быта своих будущих свекрови и свекра, и мещанства в целом. Он больше всей походит на «нового» человека, для которого не представляется возможным жить в подобных условиях. Однако он никуда не уходит. И не уйдет. И вскоре крики, ссоры, вездесущее засаливание огурцов и ксенофобия станут его реальность тоже. Так же в фильме поднимается проблема отцов и детей. Особенной силой отличается сцена, где отец Веры бежит за ней свозь льдинки града, падающие с неба, а после крепко ее обнимает. Именно после этого события Вера меняет свое решение – она больше не хочет сажать отца в тюрьму. Потому что она и ее семья – одно целое – неизменное и «тупое», как его называет Сергей, общество. Картина не анти-советская, однако она демонстрирует то, насколько прогнил режим и весь ужас монотонности жизни мещан, которые застряли в прошедшей эпохе. Время перенесло этих людей в перестройку, в новую систему координат, но никто из них будто не знает, что с этим временем делать. Все время просмотра я не могла понять, что напоминает мне этот фильм. А потом в голову пришел последователь Пичула – Быков с его типичными травмирующими моральные устои сюжетами картин о русском быте и полной бездуховности. Кинокартина длиться более двух часов, уставший от происходящей на экране сартровской «Тошноты» ждет финала, однако фильм не имеет концовки. Появляется ощущение, что все происходящее будет длится вечно. И это страшнее всего. Зрителям показана одна семья, а таких семей тысячи. И жизнь у этих тысяч такая же пустая и бесперспективная. Среди героев Виктору повезло больше всех – ему есть, куда убежать. Жителям индустриальной глубинки же бежать некуда. Пичул и Хмелик нащупали в своем фильме не рождение новой ментальности – не советской, ценящей свободу, но морально потерянной, без стержня в виде моральных устоев и стремления к высокому. Молодежь больше не интересует построение коммунизма, их цели намного более мелочные. Подобные мещанские взгляды советских людей не исчезли и теперь. В своем развитии они достигли апогея, поэтому продолжают компостироваться в своих жалких тесных хрущевках. Маленькие люди, как у Пушкина. И Вера такая же маленькая. Вывода не будет. Каждый должен сделать его сам.

VL85_USSR
VL85_USSR26 июля 2019 в 03:38
'Несчастная страна, несчастный народ!' (с)

Многие люди, чья молодость пришлась на перестройку, этим фильмом исключительно восхищаются. У меня лично ничего подобного не было и в первый просмотр, а со временем я вовсе пришёл к выводу о том, что 'Вера' - едва ли не самый разрушительный фильм из перестроечных. Бывали, конечно, и куда более отмороженные картины, однако они и собрали куда как меньше зрителей, и уровень их просто очень низкий. Отвечая самому себе на вопрос, а за что же некоторые люди данное кино полюбили, я и решил написать рецензию, тем более, что критика 'Маленькой Веры' часто очень банальная. Если характеризовать 'Веру' максимально кратко - то это фильм-страдание. Страдают в нём абсолютно все - даже темнокожий мальчик. Кажется, что поначалу не страдает герой Соколова, но довольно быстро присоединяется ко всем остальным. Главная героиня страдает, конечно, больше всех. Посмотрите сами: родители - тупые совки, которые всё время лезут со своими неактуальными совковыми ценностями, живёт она в ужасном городе, где нет ничего кроме мерзких заводов, которые нужны только для отравления жизни, и убогих пятиэтажек. Абсолютно беспросветная жизнь, не правда ли? А юная душа хочет любить, что, казалось бы, в этой несчастной стране невозможно. Однако любовь таки случается, что позволяет Вере отдалиться от лживой и гнилой действительности. Эту цель, собственно, и преследуют разными способами молодые жители Жданова (Мариуполя). Далее происходит очень важный момент. Происходит столкновение молодого и раскрепощённого человека (герой Соколова) с тупым совком-камазистом. Последний, кстати, не очень то агрессивен по отношению к первому, и ведёт себя нормально, но нормальное поведение совка - бесчеловечное. Поэтому жених до совка пытается достучаться, и хоть сколь либо заставить его осознать свою совковость. Но происходит неудача - герой Соколова терпит поражение. Физически он продолжает существовать, но, надломленный системой, начинает страдать в больнице. Таким образом, просвет в металлургическом аду, дававший Вере жизненные силы, погас. За что зритель должен ей посочувствовать. В конечном итоге ВСЕ персонажи картины становятся намного несчастнее, чем в начале. И нам ничего не остаётся, кроме как произнести крылатую фразу, вынесенную в заголовок рецензии. И вот она, оглушительная правда. Коммунистическая идеология - ложь, в конечном итоге заставляющая людей ненавидеть друг друга, и жить этой ненавистью. Вот она, жизнь простых людей, сверх-реалистичная! Наконец-то показали правду, а не мир всяких там Серёж Сыроежкиных и Алис Селезнёвых, и даже не благоустроенных рязановских интеллигентов. Фильм просто кричит о ужасе системы, что, кстати, свойственно не всем перестроечным фильмам. Например, в 'Ассе' или 'Курьере' подобного вы не увидите. Кстати, если поставить в один ряд главных героев этих фильмов и данного, то сопереживать Ивану Мирошникову можно и в чём-то даже нужно, сопереживать Бананану я не могу, но и отвращения к нему не испытываю, а вот сопереживать Вере, по моему мнению, может только антисоветчик (страдать от совка - святое дело), или же просто безответственный человек. Многие восхищались образами ужасных Вериных родителей, олицетворяющими человеконенавистническую систему. А чем они плохи? Тем, что хотят, чтобы их дочь получила образование ('Вызов пришёл из училища?!'), и заняла своё место в обществе? Тем, что не принимают героя Соколова, который ведёт себя по отношению к отцу Веры не просто агрессивно, он ведь его просто унижает! Упрекнуть их, пожалуй можно в том, что разговаривают они с Верой не совсем конструктивно. Но о трудностях диалога отцов и детей в те времена прекрасно спел Юрий Шевчук: 'Их тяжёлая юность прошла вдалеке от вещей, тех которые так переполнили доверху нас'. Об этом ещё будет сказано в самом конце. *** Юрий Назаров, говоря об этом фильме, был в критике довольно сдержан, и свою главную претензию выразил максимально лаконично - отсутствие просвета. Именно здесь и находится важный водораздел. Действительно, после просмотра 'Веры' может возникнуть ощущение какого-то конца истории. Нет абсолютно ничего, что бы являло собой хотя бы варианты выхода. Нет персонажа, который бы безответственно страдающей массе был сколь либо противопоставлен. Или вариант, использованный в 'Курьере', где просвет был в самом главном герое, в котором происходила как бы борьба мыслей? Он тоже отвергнут, есть только страдание. Человек, который заминусует рецензию, может сказать: 'У совка горит от правдивой критики'. И да, и нет. Были ли Советский Союз и советское общество 1980-х в состоянии кризиса? Безусловно, был! Но виноват в этом был не 'коммунизм' (само по себе социалистическое государство), а те 'коммунисты', которые с каждым съездом партии становились всё дальше от марксизма, и в конце концов создали все условия для реставрации капитализма. На этой же почве и появилась богатая культура страдания, из которой 'Маленькая Вера' и произросла. Но, повторюсь, в этом и проблема. Тема этих страданий поднималась и раньше, причём как применительно к молодёжи, так и к уже состоявшимся людям. Но там были поиски того самого выхода, заставляющие людей меняться. И такие фильмы оставляли после себя мысли о том, что общество всё-таки будет развиваться. Вот видит Вера перед собой 'Азовсталь', и думает, в каком ужасном городе живёт. А ведь эта самая 'Азовсталь' (или любое другое предприятие) - можно сказать, и есть настоящая жизнь. А ведь очень скоро (на дворе 1988-й год) жизнь изменится так круто, что сюжет данного фильма станет просто невозможным, и мало возможен он и сейчас. Вспомните дебютный альбом '45' группы 'Кино', такие песни, как например, 'Просто хочешь ты знать' или 'Бездельник'. Последняя, кажется, подходит в той или иной степени всем главным героям молодёжных перестроечных фильмов. Люди, сыгранные Евгением Урбанским, которые тряслись в самосвалах на перекрытиях рек, создали условия, в которых люди, сыгранные Натальей Негодой, могут спокойно пойти в сетчатых колготках веселиться под Софию Ротару. А вот эти люди своим детям создали уже совсем иные условия. В этом есть определённая вина и поколения Урбанских, которые своих детей воспитывали по-разному, и иногда, желая 'просто пожить', упускали многие важные моменты. Кто-то не упускал, ведь и в безмятежные времена кто-то сидел в новых самосвалах на перекрытиях новых рек... Но в результате у современников Веры проблемы куда как серьёзнее. Несмотря на то, что в воздухе у нас витает условный пар вейпа, а не доменный газ.