Действие происходит на рубеже XIX-XX веков в Грузии. Простая крестьянская семья живет за счет продажи мацони, которое вдова Магдана носит каждое утро на базар в город. Однажды, когда матери не было дома, ее дети — шестилетний Михо и трехлетняя Като — нашли на дорогеблиз деревни умирающего ослика, которого бросил хозяин. Найденыша отпоили, выходили и, как только ослик, придя в себя, открыл большие ласковые глаза, дали ему кличку «Лурджа» (синеглазый). Окруженный заботой, ослик стал реальным помощником в бедной семье. Но продлилась эта идиллия недолго… Дебютная в игровом кино картина двух выдающихся грузинских режиссеров - Резо Чхеидзе, Тенгиз Абуладзе. Имя первого просто на слуху, но я из его творений ничего не видел, а вот с творчеством Абуладзе я хоть немного, но знаком и огу с уверенностью сказать, что в его дебютном фильме есть все, что будет использовано в его дальнейших картинах. По своему стилю картина напомнила мне итальянский неореализм, а именно - 'Похитителей велосипедов' Де Сика и даже немного в сюжетном плане эти две картины похожи. Проблема, которая затрагивается в фильме - несовершенство судебной системы, а вернее ее абсолютная несправедливость, что Абуладзе далее будет активно использовать чуть ли не в каждой своей кратине. Но именно в этой картине виден зародыш стиля Абуладзе, чем она и ценна. Все драматичные моменты поставлены лучше некуда, концовка - крупные планы лиц главных героев, по которым можно спокойно прочитать все их чувства и эмоции - это все вызывает слезы, которые лично я еле сдержал. Для дебютной картины очень сильная постановка. Единственное, что не порадовало - музыка, которая местами ну совсем не подходит. Не лишним будет заметить, что картина получила приз на Каннском фестивале 1956г. как 'лучший фильм с вымышленным сюжетом' 8 из 10
Никогда не думала, что Золотую Пальмовую ветвь в Каннах могут дать фильму для детей. Впрочем, в 50-ые годы эта картина, наверное, воспринималась как серьёзная, глубокая драма. По сути так оно и есть, но исполнено это ещё настолько наивно и невинно, что сейчас воспринимается однозначно как детский фильм. Конец 19 века. Полунищая грузинская вдова Магдана имеет трёх малых детишек. Каждый день, надрываясь, она ходит пешком в город на рынок, чтобы продать немного мацони (так и не поняла, что это такое). Однажды злой купчина бросает на дороге умирающего от истощения и побоев осла, а детишки Магданы подбирают его и выхаживают. Ослика называют Лурджей, он становится любимцем семьи, а затем и её помощником. Но злой купчина на рынке опознаёт собственную скотину и отправляется за 'справедливостью' к мировому судье. В советское время кинематограф очень критично относился к буржуазному прошлому своей страны. Сейчас же любопытно сравнить нравы того времени через призму совдепии и нынешние. Изменилось ли что? По-прежнему богатые купцы бездушны, судебные приставы безжалостны, судьи продажны, а нищие голодны. А история про этих бедняков очень милая и печальная (привет ювеналам!). Советую дать посмотреть фильм детишкам. 8 из 10