1976 год, Барселона. Наследие Франко в виде тысячи заключённых, не все из которых «политические». Один из них – молодой помощник бухгалтера Мануэль, «погоревший» на воровстве (вероятно также, что его подставили, но в фильме не делается на этом определённый акцент) попадает в тюрьму, совершенно иной мир, живущий по своим законам. В застенках испарительного учреждения он знакомится с другими заключёнными, в том числе с бывалым сидельцем Хосе Пино, который уже давно мотает свой срок и не верит в чудо досрочного освобождения. Суровая жизнь Мануэля за решёткой в течение двух лет (вражда различных группировок, противостояние с жестокими надзирателями-франкистами, постоянные избиения и психологическое давление) протекает на фоне значимых внутригосударственных исторических событий так называемого Переходного периода (хочется назвать его испанской «Хрущёвской оттепелью», но это будет не слишком корректно и верно), когда кроме прочих социальных процессов на Пиренеях набрала ход кампания по всеобщей амнистии, не закончившаяся, впрочем, ничем хорошим для героев. Вместе с тем, они вступают в соответствующий Комитет освобождения и в какой-то момент даже играют в нём ведущие роли. Но фильм про тюрьму не был бы в полной мере таковым, если бы не затрагивал тему побега, в связи с чем не будет преступлением повторить официальную аннотацию, что сюжет киноленты навеян реальной попыткой побега из барселонской тюрьмы Модело, предпринятой 45 заключенными в 1978 году после крупного мятежа. Что ж, работа режиссёра и сосценариста Альберто Родригеса, получившая целую охапку номинаций «Гойя» (аж 16), из которых 5 в итоге превратились в премии (лучшие костюмы, спецэффекты, причёски, художественной оформление…), может быть расценена как хорошая реабилитация испанцев за прошедший 2023 год в кинематографе. Это вам не какая-нибудь туповатая комедия типа «Битвы шефов» или ангажированная конъюнктурная пустышка «О чём говорят незнакомцы». «Modelo 77» – серьёзное мужское кино, отсылающее к тюремной тематике, которая, как известно, в своём экранном варианте выигрышна практически во всех отношениях (нужно ли лишний раз упоминать, что даже в Топ-250 КиноПоиска среди первых десяти позиций – две как раз про перипетии заключённых?). Конечно, вряд ли испанцы смогут чем-то удивить на этом поле зрителей из России, где тюрьма – это исторически и соответствующая романтика, и образ жизни для тысяч людей, и даже отдельное музыкальное направление. Равно как и сама постановка Родригеса не претендует на лучший образчик в жанре. Однако иногда всё-таки хочется посмотреть на «их нравы», да и объективно новинка российского проката прошлого года без всяких сравнений и параллелей получилась очень недурно. Сюжет смотрится увлекательно от начала и до конца (за что спасибо в первую очередь режиссёру), идёт примерно в одном темпе, дуэт главных актёров Мигеля Эррана и Хавьера Гутьерреса органичен и по-человечески симпатичен (за них действительно переживаешь), премии за художественное оформление и другие элементы визуала выписаны и выданы вполне по делу. Западные критики тоже оценили картину весьма положительно, отметив качественный симбиоз тюремной драмы и исторических событий, актёрский состав и подход авторов к проблеме. По нынешним временам – вполне достаточно для того, чтобы найти фильм и уделить ему два часа своего досуга.